План открытого урока
план-конспект урока на тему

Широкова Галина Павловна

Тема открытого урока: "Работа над арией Н.Римского-Корсакого Сервилии из оперы "Сервилия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_kamernomu_ansamblyu_3_-_kopiya.docx25.8 КБ

Предварительный просмотр:

ГБПОУ «Смоленское областное музыкальное училище имени М.И. Глинки»

План проведения открытого урока

                        Преподавателя специальности «Вокальное искусство»

Заслуженной артистки РФ Г.П. Широковой по учебной дисциплине

 «Сольное камерное и оперное исполнительство»

 Тема урока: «Работа над арией Римского-Корсакова Сервилия из оперы «Сервилия».

Урок с учащейся IV курса Ибрагимовой Еленой состоялся 6 декабря 2017г.                        Произведение входит в программу Государственной аттестации.

Произведение соответствует программным требованиям и выбрано с учётом индивидуальных особенностей учащейся.

Цель урока: научиться  постижению авторского замысла произведения; понимание, совершенствование и применение различных средств музыкальной выразительности в исполнении: ритма, фразировки, динамики, штрихов, темпа. Равномерное распределения дыхания .Придать звуку нужную окраску, идущую от мысли-эмоции,не нарушая технической правильности звукообразования и звуковедения.

Задачи урока:

Обучающие:

- продолжить формировать умения и навыки исполнительского мастерства;

- повторить биографические сведения русского композитора;

- закрепить стилевые особенности исполняемого произведения;

- продолжить работу над рациональными приемами исполнения;

Развивающие:

- расширение кругозора путём знакомства с другими персонажами этой оперы;

- развитие познавательных процессов – памяти, мышления, воображения, внимания;

- закрепление вокально-исполнительских навыков ,выразительной пластики, культуры звукоизвлечения;

- развитие чувства формы;

- развитие творческой инициативы;

- развитие умения донести до публики своё понимание произведения.

Воспитательные:

- воспитание коммуникативной культуры поведения и общения;

- воспитание ответственности за коллектив.

Методическое обеспечение /оборудование/:

 Фортепиано,  нотный материал (ария Сервилии из оперы Н. Римского-Корсакава «Сервилия»), ноутбук, аудиозаписи.

Форма урока: урок практической работы.  

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Применение педагогических технологий:

-Здоровьесберегающие (снятие напряжения упражнениями на расслабление мышц певческого аппарата и временный отдых активизирует мозговую деятельность);

- личностно – ориентированное обучение (развитие индивидуальных творческих способностей учащихся, личностных качеств);

- информационно коммуникативная технология (получение учащимися дополнительной обучающей и развивающей информации);

- дифференцированного  обучения (усвоение программного материала на различных уровнях или по различным направлениям);

- проблемного обучения (последовательное и целенаправленное выдвижение учебных проблем перед учащимися).

План урока:

1. Организационный этап.                                                                        

- Приветствие. Название темы урока. Вступительное слово педагога.

2. Основной этап.

Работа над произведением:  Н.Римский-Корсаков. Ария Сервилии из оперы «Сервилия»

- Выработка умения оперировать вокальными знаниями, умение критически оценивать своё исполнение, стремление к высоко-художественному образу произведения.

- Физкультминутка – небольшая певческая пауза для снятия мышечного напряжения.

- Просмотр видео материала разных интерпретаций данного произведения.

3.Заключительный этап.                                                                        

-Подведение итогов.

-Оценивание работы учащейся.

-Домашнее задание.

Ход урока:

1. Организационный этап.                                                                        

-Приветствие. Название темы урока. Вступительное слово педагога. Обоснование выбранной темы.

Тема урока: Ария Сервилии из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сервилия».

        Жанр оперы занимает основное место в творчестве Николая Андреевича Римского-Корсакова (1844—1908), интерес к ней сопутствовал композитору постоянно. Пятнадцать оперных произведений, созданных в разное время, начиная с раннего творческого периода и кончая последними годами жизни,- таково богатейшее наследие, оставленное великим мастером музыкального театра. Создав «Сервилию», Корсаков завершил «цикл» своих опер , связанных с творчеством Мея. Композитор посвятил «Сервилию» его памяти.

        Говоря о стиле «Сервилии», нельзя, конечно, забывать о том, как трудно было решать сложную задачу, которую поставил перед собой Корсаков. Не имея возможности воспроизвести «римский» музыкальный стиль в его «естественном», натуральном виде, композитор отыскивал всевозможные побочные ходы  к решению сложной проблемы, воссоединяя отдельных элементов итальянской, греческой, восточной и даже древнерусской «культовой» музыки. Огромное мастерство, опыт, тонкий вкус композитора помогли соединить все это в одно художественное целое.

        Главная и наиболее сильная драматургическая линия оперы --- линия сомой Сервилии. С ее образом связано выражение мыслей и чувств. Характеристика Сервилии это  – образ «идеального» и возвышенного, полного лирической экспрессии. Он раскрыт в арии «Цветы мои» (III акт). Музыка арии пленяет своей поистине благоуханной красотой.

2. Основной этап.

- Работа над произведением.

        После моего вступительного слово мы приступили к прослушиванию видио материала: арии Сервилии в исполнении великой певицы Галины Писаренко. Прослушав исполнение, и обсудив трудные для нас места исполненного произведения, мы приступили с Леной к распевочной части. Учитывая мелодичное  звучание арии, я предложила  первоначально распевки на «legato» Была поставлена задача над контролем звуковедения и учащаяся справилась: Лена старалась пропевать каждую «нотку из нотки». Когда голос распелся и дыхание стабилизировалось мы стали использовать распевки с широкими интервалами на сексту и септиму вверх, поскольку в арии Римский-Корсаков использовал эти интервалы. Мы закрепили эти сложные ходы, тем самым укрепили вероятность качественного исполнения произведения. Чтобы легче войти в душевно-эмоциональное состояние героини нашего произведения, концертмейстер ,Я.Е.Казеннова предложила исполнить вступление к арии более продолжительное по времени (по желанию это используется).

        Учащаяся пропела арию от начало до конца. Начало арии начинается со слов: «Цветы мои» и Лена задержалась на восьмой слабой доли больше чем требует ритмический рисунок, она не почувствовала тяготения в сильную долю. Чтобы добиться нужного результата потребовалось повторить фразу не единожды, что помогло должным образом реализовать намерения композитора. Трудность исполнения в начале арии заключается в том, что на протяжении 8 тактов вокалист остается в сопровождении фортепиано без мелодической линии: на фоне тремоло. Нужно уверенно пропевать постепенно поднимаюшуюся мелодию вверх с непростым ритмическим рисунком. Лена при повторном пропевании справляется с поставленной задачей .Ария непростая, она с высокой тесситурой, провоцирует на форсирование звукоизвлечение звука, поэтому ,чтобы избежать этого потребовалось учащейся особых усилий и нужной приспособленности. Много нот с точками, но  мы учимся вести музыкальные фразы на натяжном дыхании. Середина арии с темпа «tranquilla» в фортепьянной партии мелодия построена на широких интервалах, что создает определенную трудность, но, и подготавливает вокалиста к предстоящим трудностям. И поскольку мы в распевках использовали эти интервалы,  Лена справилась с этой трудностью.

         Произведение с высокой тесситурой легче подвергается плохой дикции, а  учитывая сложные  дикционные выражения «краса венчанная» и в конце   арии «гимн праматери Киприде» они требуют близкого и четкого произношения. Мы на эти выражения приложили большие усилия и при каждом повторе арии, будем фиксировать внимание на дикционное произношение.

        Мы надеемся, что до государственной аттестации ария Сервилии будет на должном уровне.

3.Заключительный этап.            

При самостоятельных домашних занятиях отработать всё, о чём говорилось на уроке.    

                                                      Заключение

Приобретённые навыки  и умения исполнения  вокальных произведений различных жанров  совершенствуют слуховые, ритмические, образные представления учащихся, формируют их музыкально – эстетический вкус, обогащают кругозор, учат воспринимать музыку осознанно. Исполнение арий из опер вызывает живой интерес у вокалистов, активизирует их внимание, организует исполнительскую волю, повышает чувство ответственности. Ценным в работе над вокальным исполнительством является то, что вокалист получают удовлетворение от  выполненной художественной работы, чувствует  творческий подъем.

Список использованной литературы:

1 Н. Римский-Корсаков. Летопись моей музыкальной жизни. Москва «Музыка» 1960г.

2.Оперы Н.А. Римского-Корсакова. Путеводитель. Москва «Музыка» 1976г.

3.А. Данилевич. Последние оперы Н.А. Римского-Корсакова. Государственное музыкальное издательство. Москва, 1961г.        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План открытого урока по теме"Набрасывание раствора с сокола штукатурной лопаткой слева направо"

План открытого урока по профессионально-трудовому обучению (штукатурно-малярное дело). Тема урока: Набрасывание раствора с сокола штукатурной лопаткой слева направо. Цели урока:   Учебна...

План открытого урока по музыке на тему "Русская народная песня"

Данный урок разработан для студентов 3 курса специального дошкольного отделения, изучающих учебную дисциплину "Музыка, ритмика"...

План открытого урока учебной практики «Станочник (металлообработка)»

Методическая разработка для подготовки по проффесии «Станочник (металлообработка)»....

План открытого урока по дисциплине "Живопись с основами цветоведения" на тему: Цветовая композиция "Любимые цвета" (аппликация)

Данный материал поможет  преподавателю для проведения открытого урока по дисциплине: "Живопись с оновами цветоведения"...

Планы открытых уроков

Планы открытых уроков, проведенных в 2013 г....

план открытого урока производственного обучения мастера п/о Погодаевой Е.В. "Изготовление узлов фартука"

План урока производственного обучения мастера п/о Погодаевой Е.В.Очень хороший материал, который Вы можете использовать в своей работе.Напишите Ваши комментарии....

План открытого урока по дисциплине: Основы экономики -Тема урока: «Производительность труда. Факторы производительности труда»

Тип урока: комбинированныйВид урока: урок-практикум комплексного применения знаний в рамках темы: «Производительность труда»Цели урока:Дидактические:·        Повтори...