Конспект комбинированного занятия по живописи и литературе . Тема: М.Ю.Лермонтов художник и поэт
учебно-методический материал по теме

Ренжин Виктор Павлович

Разработка преподавателя высшей категории  Ставропольского краевого техникума дизайна, члена Творческого Союза Художников России и Международной Федерации Художников,

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

М.Ю.Лермонтов - живописец Природа Кавказа Презентацию выполнила группа ДПИ – 171(Керамика), под руководством преподавателя Ренжина Виктора Павловича

Слайд 3

“Башня в Сиони ” (масло, 1837-1838). Это одна из самых больших картин, написанных поэтом маслом. Она была подарена Лермонтовым его бабушке Е. А. Арсеньевой

Слайд 4

“Окрестности селения Караагач ” (масло, 1837-1838). Лермонтов изобразил окрестности Караагача , где стоял Нижегородский драгунский полк, в котором он служил Развалины скалы Тамарасцихе близ селения Караагач .

Слайд 5

“Пятигорск” (масло, 1837) © Предоставлено Государственным музеем-заповедником “Тарханы” Внизу монограмма: «М. Л.». Вид на город со стороны подъема к гроту.

Слайд 6

“Эльбрус” (масло)

Слайд 7

“Военно-Грузинская дорога близ Мцхета” (масло,1837) «Кавказский вид с саклей». 1837—38

Слайд 8

“Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби ” (автолитография, раскрашенная акварелью,1837-1838)

Слайд 9

«Вид Тифлиса» 1837 картон, масло 32,2×39,5 Картина подарена Лермонтовым своему родственнику генералу П. И. Петрову в Ставрополе в 1837.

Слайд 10

Вид Бештау близ Железноводска 1837г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

М.Ю.Лермонтов – поэт Природа Кавказа Презентацию выполнила группа ДПИ – 171(роспись) под руководством преподавателя Ренжина Виктора Павловича

Слайд 2

Михаил Лермонтов — Утес: Стих Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана; Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко, И тихонько плачет он в пустыне.

Слайд 3

Хотя я судьбой на заре моих дней, О южные горы, отторгнут от вас, Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз: Как сладкую песню отчизны моей, Люблю я Кавказ. В младенческих летах я мать потерял. Но мнилось, что в розовый вечера час Та степь повторяла мне памятный глас. За это люблю я вершины тех скал, Люблю я Кавказ. Я счастлив был с вами, ущелия гор, Пять лет пронеслось: всё тоскую по вас. Там видел я пару божественных глаз; И сердце лепечет, воспомня тот взор: Люблю я Кавказ!.. Кавказ:

Слайд 4

Я видел вас: холмы и нивы, Разнообразных гор кусты, Природы дикой красоты, Степей глухих народ счастливый, И нравы тихой простоты! Но там, где Терек протекает, Черкешенку я увидал, - Взор девы сердце приковал; И мысль невольно улетает Бродить средь милых, дальных скал... Так, дух раскаяния, звуки Послышав райские, летит Узреть еще небесный вид: - Так стон любви, страстей и муки До гроба в памяти звучит. Черкешенка

Слайд 5

Синие горы Кавказа, приветствую вас! вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю об вас да о небе. Престолы природы, с которых как дым улетают громовые тучи, кто раз лишь на ваших вершинах творцу помолился, тот жизнь презирает, хотя в то мгновенье гордился он ею!.. Часто во время зари я глядел на снега и далекие льдины утесов; они так сияли в лучах восходящего солнца, и в розовый блеск одеваясь, они, между тем как внизу все темно, возвещали прохожему утро. И розовый цвет их подобился цвету стыда: как будто девицы, когда вдруг увидят мужчину купаясь, в таком уж смущеньи , что белой одежды накинуть на грудь не успеют. Как я любил твои бури, Кавказ! те пустынные громкие бури, которым пещеры как стражи ночей отвечают!.. На гладком холме одинокое дерево, ветром, дождями нагнутое, иль виноградник, шумящий в ущелье, и путь неизвестный над пропастью, где, покрываяся пеной, бежит безымянная речка, и выстрел нежданный, и страх после выстрела: враг ли коварный иль просто охотник... все, все в этом крае прекрасно. Воздух там чист, как молитва ребенка; И люди как вольные птицы живут беззаботно; Война их стихия; и в смуглых чертах их душа говорит. В дымной сакле, землей иль сухим тростником Покровенной , таятся их жены и девы и чистят оружье, И шьют серебром - в тишине увядая Душою - желающей, южной, с цепями судьбы незнакомой. Синие горы Кавказа, приветствую вас!

Слайд 6

Светает - вьется дикой пеленой Вокруг лесистых гор туман ночной; Еще у ног Кавказа тишина; Молчит табун, река журчит одна. Вот на скале новорожденный луч Зарделся вдруг, прорезавшись меж туч, И розовый по речке и шатрам Разлился блеск, и светит там и там: Так девушки купаяся в тени, Когда увидят юношу они, Краснеют все, к земле склоняют взор: Но как бежать, коль близок милый вор! Утро на Кавказе

Слайд 7

Кавказ ! далекая страна! Жилище вольности простой! И ты несчастьями полна И окровавлена войной!.. Ужель пещеры и скалы Под дикой пеленою мглы Услышат также крик страстей, Звон славы, злата и цепей?.. Нет! прошлых лет не ожидай, Черкес, в отечество своё: Свободе прежде милый край Приметно гибнет для неё. Кавказу

Слайд 8

В теснине Кавказа я знаю скалу, Туда долететь лишь степному орлу, Но крест деревянный чернеет над ней, Гниет он и гнется от бурь и дождей. И много уж лет протекло без следов С тех пор, как он виден с далеких холмов. И каждая кверху подъята рука, Как будто он хочет схватить облака. О если б взойти удалось мне туда, Как я бы молился и плакал тогда; И после я сбросил бы цепь бытия, И с бурею братом назвался бы я! Год написания: 1830-1831 Крест на скале

Слайд 9

Люблю я цепи синих гор, Когда, как южный метеор, Ярка без света и красна Всплывает из-за них луна, Царица лучших дум певца И лучший перл того венца, Которым свод небес порой Гордится, будто царь земной. На западе вечерний луч Еще горит на ребрах туч И уступить всё медлит он Луне – угрюмый небосклон; Но скоро гаснет луч зари… Высоко месяц. Две иль три Младые тучки окружат Его сейчас… Вот весь наряд, Которым белое чело Ему убрать позволено. Кто не знавал таких ночей В ущельях гор иль средь степей? Однажды при такой луне Я мчался на лихом коне В пространстве голубых долин, Как ветер, волен и один; Туманный месяц и меня, И гриву, и хребет коня Сребристым блеском осыпал; Я чувствовал, как конь дышал, Как он, ударивши ногой, Отбрасываем был землей; И я в чудесном забытьи Движенья сковывал свои, И с ним себя желал я слить, Чтоб этим бег наш ускорить; И долго так мой конь летел… И вкруг себя я поглядел: Всё та же степь, всё та ж луна: Свой взор ко мне склонив, она, Казалось, упрекала в том, Что человек с своим конем Хотел владычество степей В ту ночь оспоривать у ней! Год написания: 1832 Люблю я цепи синих гор…



Предварительный просмотр:

Анализ урока – быстро и эффективно

Табл.6.Протокол экспертизы урока

Этапы урока

Критерии оценки эффективности урока

Оценка

Этап актуализации

  • обращение к индивидуальному опыту обучающихся, связанному с темой урока оригинальность используемых преподавателем приемов актуализации;
  • активность позиции учащихся (связана с формой организации деятельности: коллективная дискуссия, работа в малых группах и т.п.).

10бал.

Этап проблематизации

  • наличие конструктивного конфликта (представленность разных точек зрения, разных взглядов, позиций относительно темы урока);
  • четкость обозначения обучающимися границы своего «знания» - «незнания»;
  • активность позиции студентов.

10бал.

Этап целеполагания и планирования

  • инициативность обучающихся в формулировании цели предстоящей деятельности (постановка учебной задачи);
  • четкость построения ориентировочной основы деятельности участников учебно-воспитательного процесса (план урока);
  • наличие прогностической модели ожидаемого результата урока
  • партнерство как ведущий способ взаимодействия участников УВП.

10бал.

Этап концептуализации 

  • наличие анализа реального контекста существования изучаемого объекта урока и его проявлений в окружающем мире
  • организация коллективно-распределительной деятельности в малых группах
  • способность вести дискуссию на разных уровнях
  • умение аргументировать, выдвигать гипотезы, ставить вопросы на понимание

10 бал.

Этап моделирования

  • обоснованность выбора модели для фиксации найденных существенных характеристик объекта урока;
  • понимание учащимися смысла созданной модели как ООД решения определенного класса учебных задач;
  • полнота преобразования модели и четкость формулирования объективных закономерностей, характеризующих способы решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, связанных с объектом урока.

10бал.

Этап конструирования

  • полнота охвата построенной системы конкретно-практических задач границ применимости сформулированной объективной закономерности;
  • «интересность» заданий, наличие «ловушек» и приемов «провокаций» для объективации открытого на предыдущем этапе способа решения учебно-познавательных и учебно-практических задач по теме;
  • многоуровневость взаимодействия: «ученик-ученик», «ученик-учитель», «ученик-группа»

10бал.

Этап рефлексии

  • целесообразность выбранного способа контроля;
  • уровень самостоятельности обучающихся в контроле хода решения учебной задачи урока;
  • понимание обучающимися критериальной базы оценки личностных, метапредметных и предметных результатов урока;
  • наличие потребности у учащихся в оценке своих действий;
  • наличие самооценки, степень самостоятельности учащихся в оценивании качества своей учебной работы;
  • учет позиций обучающихся и понимание субкультуры класса;
  • системность и цикличность организации действия оценки;
  • вариативность средств и форм оценивания

10 бал.

  • 35- 45 баллов – урок ориентирован на предметный результат, личностные и метапредметные результаты появляются случайным образом.
  • 46-60 баллов – урок ориентирован на комплексное достижение результатов образования требуемых ФГОС.
  • 61- 70 баллов - урок ориентирован на комплексное достижение результатов образования требуемых ФГОС, и учитель использует интересные методические приемы формирования УУД.



Предварительный просмотр:

Комбинированное занятие по живописи и литературе

Тема:

Лермонтов – художник, Лермонтов – поэт

D:\Desktop\2.pecorin-600x300.jpg

Подготовил: преподаватель Ренжин В.П.

Пятигорск 2017

Конспект комбинированного занятия по живописи и литературе

Разработал преподаватель высшей категории живописи и рисунка Ставропольского краевого училища дизайна

Ренжин Виктор Павлович

Цели и задачи:

1.Обучающие:

  • Ознакомление с особенностями личности поэта;
  • Ознакомление с особенностями личности живописца;
  • Выработка навыков умственных операций;
  • Умение различать противоречия, учебные проблемы;
  • Самостоятельное решение проблемной ситуации, проверка правильности решения;
  • Раскрытие значения данного материала;

2.Развивающие:

  • Развитие творческого воображения;
  • Формирование и развитие профессионального мышления и способностей студентов;
  • Формирование навыков, умений, отработка конкретных действий;
  • Овладение профессиональными компетенциями, умение специализированно использовать художественное мышление, рациональность и формальный анализ;

3.Воспитательные:

  • Воспитание навыков творческого усвоения знаний;
  • Воспитание навыков творческого применения;
  • Формирование и накопление опыта творческой изобразительной деятельности;

Оборудование:

  • Проектор;
  • Экран;
  • Ноутбук;
  • Презентация живописных работ М.Ю.Лермонтова;
  • Презентация стихотворений о Кавказе поэта;

Ход занятия:

I.Организационный момент.

  1. Вводная часть:

- Приветствие.

- Сегодня на занятии мы с вами поговорим о творчестве поэта и живописца на Кавказе.

-  Как вы думаете, о ком сегодня пойдет речь на занятии?

П/0 (О творчестве М.Ю.Лермонтова).

- Озвучивание темы занятия студентами.

II. Постановка учебной проблемы.

 -  Кто М.Ю.Лермонтов был ранее, художник или поэт?

III. Теоретическое обоснование темы, основанное на принципе поисковой учебно-познавательной деятельности студентов.

1) Вводное выступление преподавателя.

Кавказ в жизни поэта

Невозможно до конца понять роль Кавказа в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова, не зная, какую роль Восток играл в его жизни. Поэтому хотелось бы сначала обратиться к биографии поэта.

Кавказский край занимает исключительное место в жизни Лермонтова. "Юный поэт заплатил полную дань волшебной стране, поразившей лучшими, благороднейшими впечатлениями его поэтическую душу. Кавказ был колыбелью его поэзии так же, как он был колыбелью поэзии Пушкина, и после Пушкина никто так поэтически не отблагодарил Кавказ за дивные впечатления его девственно-величавой природы, как Лермонтов" – писал критик Белинский.

За свою короткую жизнь М. Лермонтов неоднократно приезжал на Кавказ. Когда великий поэт был еще маленьким Мишелем, Елизавета Арсеньевна (его бабушка) несколько раз из Тархан (теперь город Лермонтово) Пензенской губернии приезжала в гости в имение к сестре – Екатерине Арсеньевне Столыпиной. И каждый раз для укрепления здоровья (а эти места тогда славились минеральными источниками) она брала с собой и маленького Мишу, которого воспитывала сама после смерти матери. Первый раз будущий поэт побывал в этих местах, когда ему исполнилось 4 года в 1818г. второй раз – в 1820 г., третий – в 1825г.

Неудивительно, что именно экзотической, броской природой Кавказа были порождены самые яркие впечатления детства поэта. С пребыванием на Кавказе летом 1825 года связано первое сильное детское увлечение Лермонтова. Когда мальчику было 10 лет, он здесь встретил девочку лет 9-ти и в первый раз узнал чувство любви, оставившее память на всю его жизнь.

Знакомство с Кавказом не ограничилось детством Лермонтова. За стихотворение на смерть Пушкина 25 февраля 1837 года, по Высочайшему повелению, Лермонтов был отправлен прапорщиком в Нижегородский драгунский полк, действовавший на Кавказе. Любимый поэтом край возродил Лермонтова, дав ему успокоиться, на время обрести равновесие в душе.

Именно в этот период в сознании поэта Кавказ ассоциируется с "жилищем вольности простой", которое противопоставляется "стране рабов, стране господ", "голубых мундиров" и "неволе душных городов".

Заболев по дороге в полк, Лермонтов отправляется в Пятигорск, и до осени лечится на водах. В Пятигорске и Ставрополе он встречается со многими выдающимися, или просто интересными людьми: доктором Н. В. Майером (прототип доктора Вернера в "Княжне Мери"); знакомится со ссыльными декабристами (С. И. Кривцовым, В. М. Голицыным, В. Н. Лихаревым, М. А. Назимовым) и близко сходится с А. И. Одоевским.

После лечения, командированный, Лермонтов едет в Тамань и в октябре отправляется по Военно-Грузинской дороге в Грузию, где в Караагаче стоит его полк.

Во время своей первой кавказской ссылки Лермонтов сдружился с двоюродным братом – Акимом Акимовичем Хастатовым поручиком лейб-гвардии Семеновского полка. Аким Акимович часто брал поэта с собой на веселые кумыкские пирушки, свадьбы. Лермонтов мог наблюдать искрометные пляски, слышать чарующие душу песни, легенды, рассказы об абреках и казаках. Юноша упивался живописной природой Предкавказья.

В конце 1837г. Лермонтова хлопотами бабушки переводят в Гродненский гусарский полк, в Новгород. Он возвращается в Россию, исполненный удивительных творческих замыслов: "Герой нашего времени", кавказская редакция "Демона", "Мцыри", "Беглец", "Ашик-Кериб", "Дары Терека", "Казачья колыбельная песня", "Тамара", "Свиданье", "Кинжал", "Прощание", "Хаджи Абрек", – все это стало результатом его скитаний по Северному Кавказу и Закавказью в 1837 году. Известный грузинский поэт Илья Чавчавадзе пишет, что "В своих мощных стихах, преисполненных поэзии, Лермонтов изобразил весь Кавказ и, в частности, Грузию".

Во время второй ссылки (1840 г.) Лермонтов попадает в Малую Чечню после дуэли с сыном французского посла Эрнестом де Барантом. Наказанием был перевод тем же чином (поручик) в Тенгинский пехотный полк, воевавший на Кавказе. Это соответствовало желанию и самого поэта. "Если, говорит, переведут в армию, будет проситься на Кавказ", – так передавал тогдашнее настроение Михаила Юрьевича Белинский. Именно тогда поэт участвовал в боевых действиях и не раз рисковал жизнью в боях с чеченцами.

Находясь на военной службе на Кавказе, М.Ю. Лермонтов не расставался с записными книжками, заносил в них услышанные из уст повидавших на своем веку кавказцев отдельные сюжеты будущих своих произведений.

Его интересует духовная жизнь Востока, с которой он соприкоснулся на Кавказе; в нескольких своих произведениях он касается проблем "восточного миросозерцания" ("Тамара", "Спор").

14 апреля 1841, не получив отсрочки после двухмесячного отпуска в Петербурге, Лермонтов возвращается на Кавказ. В мае того же года он прибывает в Пятигорск и получает разрешение задержаться для лечения на минеральных водах. Здесь он пишет целый ряд стихотворений: "Сон", "Утес", "Они любили друг друга...", "Тамара", "Свиданье", "Листок", "Выхожу один я на дорогу...", "Морская царевна", "Пророк".

Кавказскому городу Пятигорску было суждено сыграть роковую роль в жизни поэта: здесь, кроме прочих старых знакомых, Лермонтов находит своего товарища по Школе юнкеров Мартынова. На одном из вечеров в пятигорском семействе Верзилиных шутки Лермонтова задели Мартынова. Ссора повлекла за собой вызов; не придавая значения размолвке, Лермонтов принял его, не намереваясь стрелять в товарища, и был убит наповал.

2) Выступление группы керамистов со своей исследовательской деятельностью «Лермонтов – художник»

Лермонтов - художник

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841). В истории культуры известно немало поэтов и писателей, которые одновременно ярко проявили себя в сфере изобразительного искусства. Лермонтов, по свидетельству его родственника А.П.Шан-Гирея, начал рисовать едва ли не раньше, чем писать стихи. Рисовал всю свою недолгую жизнь, и его художественное наследие содержит произведения различных жанров: пейзажи и путевые зарисовки, батальные сцены, портретные миниатюры. Конечно, изобразительное творчество Лермонтова уступает литературному. Тем не менее одаренность писателя сказалась и здесь.

Традиции дворянского воспитания предполагали наряду с уроками фехтования, музыки, иностранных языков с юных лет занятия живописью и рисунком. Расцвет альбомной культуры связан с повсеместным умением рисовать, и лучшие альбомные рисунки того времени отличаются уверенным владением линией, способностью мгновенным очерком создать образ, точностью в деталях, композиционным чутьем. Однако из множества грамотно рисующих профессионалами становились единицы: для сословия, к которому принадлежал Лермонтов, более характерен тип художника-дилетанта, не связанного академической выучкой и необходимостью продавать работы. Фиксируя на бумаге свои впечатления и душевные состояния, художник-дилетант постоянно вел своего рода лирический дневник, поскольку романтическое мироощущение требовало обязательного преобразования повседневных чувств из плана обыденного в чрезвычайный.

В ранних опытах Лермонтова привлекают внимание работы, образующие "испанский цикл". Обращение к Испании, традиционное для тогдашнего искусства, связано с драматической историей испанской революции - но в лермонтовском увлечении присутствуют и личные мотивы: в семье бытовало предание о происхождении рода от испанского герцога Лермы. Стремление к свободе - главному романтическому идеалу - молодой поэт выражает на испанском материале. В 1830 году была создана трагедия "Испанцы". Акварели и рисунки "Испанец с кинжалом", "Испанец", "Испанец с фонарем и католический монах", "Испанец в белом кружевном воротнике", портретная миниатюра Эмилии - героини "Испанцев" представляют собой зрительные парафразы трагедии. Самое значительное в этом цикле - "Портрет герцога Лермы" (1832-1833), первое известное живописное произведение Лермонтова. Своему легендарному предку художник придал автопортретные черты. Резкий боковой свет подчеркивает напряженную скорбь в темных глазах, в складке плотно сомкнутого рта. "Испанская страсть", в соответствии с романтическиским каноном - потаенная, сдерживаемая усилием воли, подобно тому, как скрывается тело под глухим покровом одежды.

Условно-романтическое видение природы, истории и людей преобретает в ранних работах Лермонтова, будь то пейзажные акварели "Белая береза" и "Парус" (последняя предваряет знаменитое стихотворение) или "Древняя рать", где войско русское, а горы кавказские. Более живыми и непосредственными являются рисунки из так называемой "юнкерской тетради", созданные во время пребывания поэта в юнкерской школе (1832-1834). Большинство портретных зарисовок и жанровых сценок сделано с натуры; романтическая интонация не подавляет, но, напротив, усиливает остроиндивидуальную выразительность рисунка. Та же экспрессия - в духе Орловского - присутствует в кавказских видах и изображениях всадников-черкесов, в иллюстрациях к повести A. Map" линского "Амалат-бек". Характерно, что в это время - по окончании юнкерской школы - Лермонтов берет уроки живописи у художника П.Е.Заболотского.

Поворотным пунктом биографии Лермонтова стал 1837 год - гибель Пушкина. За знаменитым стихотворением "Смерть поэта" последовала ссылка на Кавказ - прежде романтическое восприятие Кавказа было проверено и дополнено фактами собственной судьбы. На Кавказе наиболее полнораскрылся творческий потенциал Лермонтова - и поэта, и художника. Наиболее интересны пейзажи, выполненные маслом, - "Вид Пятигорска", "Кавказский вид с саклей" ("Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты"), "Вид горы Крестовой", "Вид Тифлиса", "Окрестности селения Карагач" ("Кавказский вид с верблюдами") и другие (все 1837- 1838). Пейзажи эти панорамны: горизонт занижен, пространство строится ритмично развертывающимися в глубину перспективными планами; все они конструктивно упорядочены, причем в качестве созидающего и организующего начала выступает свет. Воздушной среде, нематериальной и переменчивой, свет сообщает богатство тонов, оттенков и цветовых нюансов.

Любая кавказская панорама Лермонтова - это как бы малый фрагмент вселенной, тем не менее выразивший всю бесконечность мироздания. Руины, монастыри, храмы, лепящиеся на склонах гор, представляются зрителю естественными вкраплениями в природный ландшафт. Вписанные в каждый пейзаж фигурки людей - всадники, погонщики и верблюды, грузинки набирающие в Куре воду, - подчинены изначально заданному ритму; их малый масштаб подчеркивает космическую безмерность целого. Но несмотря на романтическую интонацию, лермонтовские панорамы, как показал исследователь его творчества Ираклий Андроников, во многом совпадают с реальной топографией изображаемых мест.

В последние годы жизни Лермонтов немало времени уделял портрету, изображая друзей и знакомых. Сохранились живописный портрет А.Н.Муравьева, акварельные портреты А.А.Кикина и А.А.Столыпина (Монго) в виде курда, два прекрасных портрета неизвестных (по поводу одного из них существует гипотеза, что здесь изображен поэт-декабрист А.И.Одоевский). Большое значение для лермонтовской иконографии имеет романтический автопортрет 1837 года, где художник изобразил себя на фоне кавказских гор в облике поэта и воина. Лермонтов - боевой офицер проявил личную храбрость, участвуя в военной кампании против горцев в 1840-1841 годах. Одну из битв этой кампании он запечатлел в замечательном рисунке "Эпизод из сражения при Валерике", раскрашенном позднее его другом, художником Г.Г.Гагариным. Трагическая динамика боя складывается из личных драм, переживаемых по ходу сражения его участниками.

Тему "бедствий войны" продолжает акварель, контрастирующая своим изысканным колоритом с той траурной церемонией, которую изображает, - "При Валерике. Похороны убитых". Вообще рисунки и акварели Лермонтова в наибольшей мере выражают романтическую сущность его искусства. Если в картинах романтизм проявился в сюжетном строе, в ориентальных мотивах, то графика запечатлела самый темп и напряженность романтического мирочувствия, романтического переживания натуры. Беглые зарисовки полны динамики: линия двоится и срывается в штрих, спеша зафиксировать увиденное - всадников (карандаш, 1832-1834), черкеса, стреляющего на скаку (карандаш, 1832-1834), кавалерийскую схватку (сепия, 1830-1832).

Лермонтов, подобно Байрону, воплотил в себе идеал романтической личности - трагической и гениальной. Трудно сказать, в каком направлении развивалось бы художественное творчество поэта, не оборви его жизнь 15 июля 1841 года дуэльный выстрел у подножия горы Машук. Конечно, в сравнении с литературными произведениями, изобразительные опыты Лермонтова более отвечают привычному романтическому канону. Однако в поздних вещах следы его мятежного гения проявляются все чаще. Возможно, и здесь Лермонтов был на пороге замечательных открытий.

3) Выступление группы росписи «Лермонтов – поэт»

Тема кавказской природы в стихах и поэмах М.Ю. Лермонтова.

Иннокентий Анненский в своей статье "Об эстетическом отношении Лермонтова к природе" пишет о том, что много причин способствовало развитию в Лермонтове чувства природы. Природа Кавказа подействовала на него в годы самого раннего детства, когда духовный мир его еще складывался; над ней выучился он мечтать и думать, так что позже, в следующие свои поездки на Кавказ, он останавливался не на новом, а как бы углублял свои ранние впечатления.

Изображения же Кавказской природы в произведениях Лермонтова необыкновенно точны. Иннокентий Анненский пишет об этом: "Один живописец Кавказа мне говорил, что нередко поэзия Лермонтова служила ему ключом в кавказской природе".

Из поэтических изображений Кавказской природы видно, что Лермонтов любил день больше ночи, любил синее небо, золотое солнце, солнечный воздух. "Если из 43 описаний в его поэмах дневных меньше, чем ночных и вечерних – 18 и 25, то это лишь дань романтическому содержанию" – пишет Анненский. Голубой цвет неба заставляет того самого Печорина, который понимал чувство вампира, забывать все на свете. Если же говорить о Лермонтовских описаниях утра – достаточно вспомнить утро перед дуэлью, голубое и свежее ("Княжна Мэри"):

Я не помню утра более голубого и свежего! Солнце едва выказалось из-за зеленых вершин, и слияние первой теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томление; в ущелье не проникал еще радостный луч молодого дня; он золотил только верхи утесов, висящих с обеих сторон над нами; густолиственные кусты, растущие в их глубоких трещинах, при малейшем дыхании ветра осыпали нас серебристым дождем. Я помню – в этот раз, больше, чем когда-нибудь прежде, я любил природу.

Как пишет М.Логиновская, из-за изобилия картин экзотической природы Кавказа в наиболее знаменитых лермонтовских поэмах, поэта часто обвиняли в чрезмерном подражании романтическим течениям того времени. Между тем, кавказский материал в "Мцыри" и "Демоне" – не экзотическое обрамление в стиле традиционных "восточных повестей" романтиков (хотя у Лермонтова "Демон" и назван "восточной повестью"), а органическое претворение непосредственных переживаний и наблюдений, благодаря которым прежние сюжеты приобрели новое качество. Кавказские пейзажи как сами по себе, так и в качестве "декораций" к поэмам Лермонтова занимают немалую часть его творчества.

Рассмотрим чуть ближе то, как необыкновенно выразительно Михаил Юрьевич рисует нам кавказскую природу в поэме "Демон". Известно, что изначально действие поэмы должно было происходить в Испании, но, вернувшись из первой кавказской ссылки, поэт переделывает свое творение, перенося действие на Кавказ. В этой "кавказской" редакции, созданной в 1838 году, "Демон" становится одним из самых замечательных произведений русской поэзии. Лермонтов не мог бы создать новую, окончательную редакцию "Демона", столь разительно отличающуюся от первоначальной редакции поэмы, если бы не нашел нового, еще не открытого поэзией материала, который помог ему воплотить отвлеченную философскую мысль в конкретных поэтических образах.

Как пишет Ираклий Андроников "горы Кавказа, Казбек, который кажется пролетающим над ним демоном "гранью алмаза", "излучистый Дарьял,   Кайшаурская долина, зеленые берега светлой Арагвы, угрюмая Гуд-гора оказываются самой подходящей обстановкой для лермонтовской поэмы".

Посредством такого простого движения взгляда автор как бы приближает нам Кавказ все ближе и ближе – сначала с высоты полета Демона, затем уже в более мелких деталях, а после кавказский пейзаж изображает нам уже жизнь обитателей этой горной страны.

Содержание Лермонтовского стихотворения и его основные мотивы не совсем совпадают с переводимым оригиналом.

Но возможно, оно навеяно Лермонтову службой на Кавказе. Представьте такую картину: вечер в горах. Устало тянется по дороге колонна войск. Застыли в молчании окрестные вершины, зажигаются первые звезды. И угасают дневные заботы, мелочными кажутся земные страсти, тревоги и желания. Остается ощущение бренности нашей жизни на земле. "Подожди немного, отдохнешь и ты…"

IV.Заключение

Заключительное слово преподавателя.

Отличительные черты кавказского характера в произведениях Лермонтова.

Мироощущение поэтом темперамента и менталитета южных народов отразилось во многих его произведениях: "Бэла", "Дары Терека", "Беглец", и другие.

Черкесский строгий взгляд на доблесть, бесспорная для черкеса истина – идея защиты родины ценою жизни вдохновили Лермонтова, и он создал поэму "Беглец", вложив в неё особенно его самого в то время волновавшую идею патриотического подвига. Поэма написана после пребывания на Кавказе в 1837 году.

На Кавказе, где умели сражаться за родину и свободу, и знали трудную цену подвигу, и презирали измену, Лермонтов услышал песню о том, как молодой горец вернулся из боя, не отомстив за смерть павших в сражении. По содержанию и духу песня очень близка созданному поэтом произведению. Таким образом, "Беглец" тесно связан с народной поэзией черкесов, произведение как нельзя более близко кавказскому пониманию о подвиге и кровном родстве.

Беглеца отвергли все, отвергла и мать. Узнав, что он, не отомстив за смерть отца и братьев, бежал с поля битвы, мать не позволяет ему войти в родной дом.

Когда фашистские войска подступили к Кабардино-Балкарии, редакция нальчинской газеты "Социалистическая Кабардино-Балкария" печатала "Беглеца" и распространяла его широко по горским селениям.

В поэме "Мцыри" автор касается той же темы, что и в "Беглеце". Темы родины, темы предков. Если беглец преступился почитанием семьи и понятиями о чести поколений, живших столетиями до него, то Мцыри, напротив, стремится к своим корням. Стремится настолько, что совершает безумный поступок – бегство из монастыря.

В какой-то мере, эти два представителя одного этноса беглец и Мцыри противопоставлены друг другу.

Сам же Лермонтов не от имени лирических героев, а от своего имени пишет так о людях Кавказа:

"Как вольные птицы, живут беззаботно; война их стихия; и в смуглых чертах их душа говорит"

Восточные женщины Лермонтова не лишены изящества, они, наоборот, прекрасны: Тамара из "Демона" и Бэла – яркие тому примеры.

Какая грациозная, и, в то же время какая верная натуре черта характера! Природа нигде не противоречит себе, и глубокость чувства, достоинства и грациозность непосредственности так же иногда поражает и в дикой черкешенке, как и в образованной женщине высшего тона. Слыша "поджалуста, поджалуста" вы видите перед собой эту очаровательную, черноокую Бэлу, полудикую дочь вольных ущелий, и вас так же поражает в ней эта особенность женственности, которая составляет все очарование женщин".

V.Рефлексия.

- Как повлияла живопись на становление поэта?

- Вы посмотрели картины Лермонтова. Что больше всего изображает поэт? (Кавказ).

- С чем это связано? (С любовью Лермонтова к этому краю).

Рефлексия «дерево успеха»

Рефлексия содержания учебного материала проводится  в конце урока. Она помогает выявить такой фактор, как осознание содержания материала. Преподавателю важно не только узнать и понять эмоциональное состояние студента в финале учебного занятия, но и то, насколько продуктивным для них стал урок. Студенты должны оценить свою активность на уроке, полезность и интересность форм подачи знаний, увлекательность урока, коллективную работу.

Рефлексия по содержанию символическая – когда студенты просто выставляют оценку с помощью символов (разноцветные листья клена).

Форма деятельности – групповая.

По цели – эмоциональная.

D:\Desktop\Лермонтов поэт-художник\плакат рефлексии.png


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ по дисциплине «Техническая механика» тема «Резьбовые соединения»

Методическая разработка предназначена для изучения самых распространенных резьбовых соединений, иллюстрации к тексту позволяют более доступное знакомство с резьбовыми соединениями....

Конспект урока по литературному чтению на тему «М.Ю. Лермонтов « Горные вершины», « На севере диком стоит одиноко». 3 б класс

Конспект урока по литературному чтению на тему «М.Ю. Лермонтов « Горные вершины», « На севере диком стоит одиноко».  3 б класс...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Дисциплина: «Литература» Тема: «А.А. Ахматова. Очерк жизни и творчества. Трагедия народа и поэта в поэме «Реквием»

Методическая разработка урока по творчеству А.А.Ахматовой.  Урок разработан с использованием технологии РКМЧП  и информационной технологии....

Конспект открытого занятия по литературе на тему «ТЕМА ТВОРЧЕСТВА И НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА В ПОВЕСТИ Н.В. ГОГОЛЯ «ПОРТРЕТ»

Конспект открытого занятия по литературе на тему «ТЕМА ТВОРЧЕСТВА И НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА В ПОВЕСТИ Н.В. ГОГОЛЯ «ПОРТРЕТ»...

Конспект комбинированного занятия по МДК.01.01 Приемо-передающие устройства, линейные сооружения связи и источники электропитания (специальность 10.02.04 Обеспечение информационной безопасности телекоммуникационных систем)

Тема: Входные цепи приёмных устройств. Особенности входных цепей различных частотных диапазоновПлан1 Назначение входной цепи,2 Классификация3 Основные характеристики.4 Структура входной цепи (ВЦ).5 Ме...

План-конспект практического занятия в формате мастер-класса. Тема занятия: Построение графиков.

План-конспект практического занятия в формате мастер-класса. Тема занятия: Построение графиков....

Конспект комплексного занятия в старшей группе на тему: " Чудеса весеннего леса"

Это занятие проводиться с целью воспроизведения и коррекции опорных знаний....