Профессиональная компетентность преподавателей средних и высших музыкальных учебных заведений в формировании эстетической потребности
статья на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Профессиональная компетентность преподавателей средних и высших музыкальных учебных заведений в формировании эстетической потребности
Развитие творческого начала в любой профессиональной деятельности, а тем более в деятельности музыканта, требует повышения общего образования человека и его профессиональной подготовки. Это предполагает развитие не только интеллектуальных и волевых, но и эмоциональных сторон личности, творческого воображения, широты взглядов, интуиции и способности быстро ориентироваться в сложных ситуациях, высокой сенсорной культуры. Здесь требуется всестороннее и гармоническое развитие всех духовных задатков человека. В этом плане приобретает огромное значение сфера эстетического, область искусства. « Тесный контакт с искусством, восприятие произведений искусства, участие в творческом процессе способствует всестороннему духовному развитию личности, содействуют преодолению стереотипов мышления, интеллектуального схематизма и догматизма».
Эстетическое развитие индивидуальности – это развитие творческого воображения, преодоление узости взглядов и приземлённости мысли, культивирование творческого процесса во всех важных проблемах общественной жизни. Задача состоит в том, чтобы студент-музыкант чувствовал потребность утверждать прекрасное и возвышенное в своём труде, в общественных отношениях, в образе жизни, в быту, в морали – эту потребность нужно формировать и воспитывать. Для реализации этой задачи необходимо развитие профессиональной компетентности преподавателей в направлении формирования эстетической потребности у студентов.
С целью выяснения компетентности преподавателей музыкальных дисциплин в формировании у будущих музыкантов эстетической потребности, нами было проведено анкетирование профессорско-преподавательского состава музыкальных учебных заведений г. Тамбова.
В анкетировании принимали участие более 30 преподавателей ТГМПИ им. С.В. Рахманинова, колледжа искусств и преподаватели музыкальных дисциплин ТГУ им. Г.Р. Державина.
Были задействованы преподаватели с педагогическим стажем от 5 до 35 лет. Для молодых преподавателей характерна неуверенность в силе своего авторитета, которая приводит к недопониманию между студентом и преподавателем, что несомненно отрицательно влияет на формирование эстетических потребностей у студентов. Многие преподаватели со стажем работы от 10 до 20 лет, подчёркивают потребительское отношение к жизни современной молодёжи. Преподаватели с педагогическим стажем более 20 лет, также отмечают тенденцию к снижению нравственных качеств молодёжи, к отсутствию у них идеала, к концентрации всех сил на материальной стороне жизни. В связи с этим можно привести в пример высказывание одного из профессоров: «Подозреваю, что в своих стремлениях к высокому, в воспитании профессионалов, личностей – я одинок. В наше время всех занимают деньги, где бы побольше их заработать». В подтверждение этих слов, около 20% опрошенных нами преподавателей проявили равнодушие к данной проблеме, решив, что семейное воспитание является превалирующим в становлении личности, и педагог не в состоянии изменить уже сложившееся духовное состояние молодых людей.
В результате нашего анкетирования было выявлено, что в процессе эстетического воспитания в основном делается акцент на теорию, чем на практику. Многие преподаватели из-за нехватки времени, а в большей степени из-за незнания методики по развитию эстетических потребностей, не уделяют должного внимания данной проблеме.
Полученные результаты показали, что:
- Более 80% преподавателей сходятся в едином мнении, что снизился уровень нравственности молодёжи и преобладает потребительское отношение к жизни.
- Многие преподаватели подчёркивают безысходность, невозможность противостоять сложившейся тенденции в жизни общества, складывающейся под давлением рыночных отношений -53,4%.
- в связи с перегруженностью учебными поручениями и ограниченностью времени данного на урок, многие преподаватели не успевают уделять должного внимания нравственному, эстетическому воспитанию студентов – 64,8 %.
- Профессиональная компетентность по вопросам формирования эстетической потребности имеет низкий уровень знаний – 93%.
- В общей сложности – 96,9 % опрошенных преподавателей считают, что для решения проблемы духовного развития личности студента необходимо более тщательно и подробно разработать методику (технологию) по эстетическому воспитанию, по формированию эстетических потребностей у студентов.
Литература
- Эстетическое воспитание студентов. Сборник трудов учёных социалистических стран./ Под ред. М.Ф. Овсянникова – М.: Высшая школа, 1980.
- Бореев. Ю.Б. Эстетика. – 3-е изд. – М.: Политиздат, 1981. – 399 с.
- Мелик-Пашаев А.А. Гуманизация образования: проблемы и возможности // Вопросы психологии. 1989, №5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование профессиональной компетенции выпускников средних учебных заведений с учётом прогнозирования потребностей регионального рынка труда
Область исследования: информационные технологии, социологияОсновные концептуальные идеи:Спрос рынка труда на специалистов с чётким перечнем компетенций должен формировать требования образовательных ст...
Профессионально ориентированное обучение иностранному языку в неязыковых учебных заведениях как основополагающий фактор становления конкурентоспособного специалиста.
Статья посвящена профессионально направленному обучению иностранного языка, которое является одним из звеньев подготовки конкурентоспособного специалиста в неязыковом учебном заведении. Раскрывается з...
Профессиональная компетентность преподавателя в формировании мотивации к изучению иностранного языка
данная научно-иследовательская работа направлена на повышение мотивации к изучению иностранного языка, используя профессиональную компетентность педагога....
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/11/picture-617160-1439293262.jpg)
Профессиональная компетентность преподавателей СПО
Рассматривать профессиональную компетентность преподавателя имеет смысл, как многофакторное явление, как культурологическую составляющую профессионализма, как целостное компетентностное образова...
Профессиональная компетентность преподавателя (презентация)
В презентации рассматриваются вопросы:1. Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности.2. Компетенция в области мотивирования обучающихся.3. Компетентнос...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/10/picture-1010069-1518277365.jpg)
Инновационная педагогическая деятельность как условие развития профессиональной компетентности преподавателя вуза / И.Д. Грацианова, Т.С. Томина //
опубликована научная статья объемом 0,4 п.л.Инновационная педагогическая деятельность как условие развития профессиональной компетентности преподавателя вуза / И.Д. Грацианова, Т.С. Томина // Теоретич...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/20/picture-1322486-1616222574.png)
Коммуникативная компетентность преподавателя среднего профессионального образования
Коммуникативная природа образования актуализирует способность педагога к эмпатии, умению понять внутренний мир своего воспитанника. Другими словами, благодаря коммуникации с педагогом обучающийся стан...