Профессиональная компетентность преподавателей средних и высших музыкальных учебных заведений в формировании эстетической потребности
статья на тему

Назарова Дарья Владимировна
В статье рассматривается вопрос о необходимости развития профессиональной компетентности преподавателей в направлении формирования эстетической потребности у студентов. Даны данные анкетирования профессорско-преподавательского состава музыкальных учебных заведений г. Тамбова, проведённого с целью выяснения компетентности преподавателей музыкальных дисциплин в решении данного вопроса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_3.doc33.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Профессиональная компетентность преподавателей средних и         высших музыкальных учебных заведений в формировании эстетической потребности

Развитие творческого начала в любой  профессиональной деятельности, а тем более в деятельности музыканта, требует повышения общего образования человека и его профессиональной подготовки. Это предполагает развитие не только интеллектуальных и волевых, но и эмоциональных сторон личности, творческого воображения, широты взглядов, интуиции и способности быстро ориентироваться в сложных ситуациях, высокой сенсорной культуры. Здесь требуется всестороннее и гармоническое развитие всех духовных задатков человека. В этом плане приобретает огромное значение сфера эстетического, область искусства. « Тесный контакт с искусством, восприятие произведений искусства, участие в творческом процессе способствует всестороннему духовному развитию личности, содействуют преодолению стереотипов мышления, интеллектуального схематизма и догматизма».

 Эстетическое развитие индивидуальности – это развитие творческого воображения, преодоление узости взглядов и приземлённости мысли, культивирование творческого процесса во всех важных проблемах общественной жизни. Задача состоит в том, чтобы студент-музыкант чувствовал потребность утверждать прекрасное и возвышенное в своём труде, в общественных отношениях, в образе жизни, в быту, в морали – эту потребность нужно формировать и воспитывать. Для реализации этой задачи необходимо развитие профессиональной компетентности преподавателей в направлении формирования эстетической потребности у студентов.

      С целью выяснения компетентности преподавателей музыкальных дисциплин в формировании у будущих музыкантов эстетической потребности, нами было проведено анкетирование профессорско-преподавательского состава музыкальных учебных заведений г. Тамбова.

В анкетировании принимали участие более 30 преподавателей ТГМПИ им. С.В. Рахманинова, колледжа искусств и  преподаватели музыкальных дисциплин ТГУ им. Г.Р. Державина.

      Были задействованы преподаватели с педагогическим стажем от 5 до 35 лет. Для молодых преподавателей характерна неуверенность в силе своего авторитета, которая приводит к недопониманию между студентом и преподавателем, что несомненно отрицательно влияет на формирование эстетических потребностей у студентов. Многие преподаватели со стажем работы от 10 до 20 лет, подчёркивают потребительское отношение к жизни современной молодёжи. Преподаватели с педагогическим стажем более 20 лет, также отмечают тенденцию к снижению нравственных качеств молодёжи, к отсутствию у них идеала, к концентрации всех сил на материальной стороне жизни. В связи с этим можно привести в пример высказывание одного из профессоров: «Подозреваю, что в своих стремлениях  к высокому, в воспитании профессионалов, личностей – я одинок. В наше время всех занимают деньги, где бы побольше их заработать». В подтверждение этих слов, около 20% опрошенных нами преподавателей проявили равнодушие к данной проблеме, решив, что семейное воспитание является превалирующим в становлении личности, и педагог не в состоянии изменить уже сложившееся духовное состояние молодых людей.

В результате нашего анкетирования было выявлено, что в процессе эстетического воспитания в основном делается акцент на теорию, чем на практику. Многие преподаватели из-за нехватки времени, а в большей степени из-за незнания методики по развитию эстетических потребностей, не уделяют должного внимания данной проблеме.

Полученные результаты показали, что:

  1. Более 80% преподавателей сходятся в едином мнении, что снизился уровень нравственности молодёжи и преобладает потребительское отношение к жизни.
  2. Многие преподаватели подчёркивают безысходность, невозможность противостоять сложившейся тенденции в жизни общества, складывающейся под давлением рыночных отношений -53,4%.
  3. в связи с перегруженностью учебными поручениями и ограниченностью времени данного на урок, многие преподаватели не успевают уделять должного внимания нравственному, эстетическому воспитанию студентов – 64,8 %.
  4. Профессиональная компетентность по вопросам формирования эстетической потребности имеет низкий уровень знаний – 93%.
  5. В общей сложности – 96,9 % опрошенных преподавателей считают, что для решения проблемы духовного развития личности студента необходимо более тщательно и подробно разработать методику (технологию) по эстетическому воспитанию, по формированию эстетических потребностей у студентов.

                                             Литература

  1. Эстетическое воспитание студентов. Сборник трудов учёных социалистических стран./ Под ред. М.Ф. Овсянникова – М.: Высшая школа, 1980.
  2. Бореев. Ю.Б. Эстетика. – 3-е изд. – М.: Политиздат, 1981. – 399 с.
  3. Мелик-Пашаев А.А. Гуманизация образования: проблемы и возможности // Вопросы психологии. 1989, №5.

    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование профессиональной компетенции выпускников средних учебных заведений с учётом прогнозирования потребностей регионального рынка труда

Область исследования: информационные технологии, социологияОсновные концептуальные идеи:Спрос рынка труда на специалистов с чётким перечнем компетенций должен формировать требования образовательных ст...

Профессионально ориентированное обучение иностранному языку в неязыковых учебных заведениях как основополагающий фактор становления конкурентоспособного специалиста.

Статья посвящена профессионально направленному обучению иностранного языка, которое является одним из звеньев подготовки конкурентоспособного специалиста в неязыковом учебном заведении. Раскрывается з...

Профессиональная компетентность преподавателя в формировании мотивации к изучению иностранного языка

данная научно-иследовательская работа направлена на повышение мотивации к изучению иностранного языка, используя профессиональную компетентность педагога....

Профессиональная компетентность преподавателей СПО

Рассматривать профессиональную компетентность преподавателя имеет смысл, как многофакторное явление, как культурологическую составляющую профессионализма, как целостное компетентностное образова...

Профессиональная компетентность преподавателя (презентация)

В презентации рассматриваются вопросы:1. Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности.2. Компетенция в области мотивирования обучающихся.3. Компетентнос...

Инновационная педагогическая деятельность как условие развития профессиональной компетентности преподавателя вуза / И.Д. Грацианова, Т.С. Томина //

опубликована научная статья объемом 0,4 п.л.Инновационная педагогическая деятельность как условие развития профессиональной компетентности преподавателя вуза / И.Д. Грацианова, Т.С. Томина // Теоретич...

Коммуникативная компетентность преподавателя среднего профессионального образования

Коммуникативная природа образования актуализирует способность педагога к эмпатии, умению понять внутренний мир своего воспитанника. Другими словами, благодаря коммуникации с педагогом обучающийся стан...