художественное отделение, программа «ОСНОВЫ ИКОНОПИСНОЙ ГРАМОТЫ»
рабочая программа на тему

Маковская Анна Владимировна
Данная программа ориентирована на прохождение в художественном отделении школы искусств, на 3-4 год обучения. Она является продолжением программы «История православной иконописи», проходимой на второй год обучения. Данные программы являются важным ориентиром всей программы курса Каширского художественного отделения школы искусств. Сейчас мы говорим о иконописи как о чем-то родном, исконно русском, считаем этот жанр чуть ли не народным видом искусства. Всегда ли было так? Для многих удивительно будет узнать, что «наша» икона придумана была далеко от русских полей - в Византии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kursa_osnovy_ikonopisnoy_gramoty.docx38.53 КБ

Предварительный просмотр:

Программа  курса «ОСНОВЫ ИКОНОПИСНОЙ  ГРАМОТЫ» для художественного отделения школы искусств, 3-4 год обучения.
 
Данная программа ориентирована на прохождение в  художественном отделении школы искусств, на 3-4 год обучения. Она является продолжением программы «История православной иконописи», проходимой на второй год обучения. Данные программы являются важным ориентиром всей программы курса Каширского художественного отделения школы искусств.

Сейчас мы говорим о иконописи как о чем-то родном, исконно русском, считаем этот жанр чуть ли не народным видом искусства. Всегда ли было так? Для многих удивительно будет узнать, что «наша» икона придумана была далеко от русских полей - в Византии.
Искусство Византии, аскетическое и суровое, торжественное и изысканное, не всегда достигает той духовной высоты и чистоты, которые свойственны общему уровню русской иконописи. Оно выросло и сформировалось в борьбе, и эта борьба наложила на него свой отпечаток. Византия (хотя ею были восприняты и достижения римской культуры) - главным образом, плод античной культуры, богатое и разнообразное наследие которой она была призвана воцерковить.

Корни изобразительных приемов иконописи, с одной стороны, - в книжной миниатюре, от которой заимствовано тонкое письмо, воздушность, утонченность палитры. С другой - в фаюмском портрете, от которого иконописные образы унаследовали огромные глаза, печать скорбной отрешенности на лицах, золотой фон. Фаюмский портрет - часть погребального восточного культа. Изображаемый как бы пребывал в потустороннем мире. Такие портреты выполнялись в технике энкаустики восковыми красками, вжигаемыми в фон, что придавало портрету телесную теплоту.

Задачи иконописи - воплощение божества в телесном образе. Само слово "икона" означает по-гречески "образ", "изображение". Она должна была напоминать о том образе, который вспыхивает в сознании молящегося. Это "мост" между человеком и божественным миром, священный предмет. Христианским иконописцам удалось выполнить сложную задачу: передать живописными, материальными средствами нематериальное, духовное, бесплотное. Поэтому для иконописных изображений характерна предельная дематериализация фигур, сведенных к двумерным теням на гладкой поверхности доски, золотой фон, мистическая среда, не плоскость и не пространство, а нечто зыбкое, мерцающее в свете лампад. Золотой цвет воспринимался как божественный не только, глазом, но и разумом. Верующие называют его "фаворским", ибо, согласно библейской легенде, преображение Христа произошло на горе Фавор, где его образ предстал в ослепляющем золотом сиянии. В то же время Христос, Дева Мария, апостолы, святые были реалько жившими людьми, имевшими земные черты.

Для передачи духовности, божественности земных образов в христианском искусстве сложился особый, строго определенный тип изображения того или иного сюжета называемый иконографическим каноном. Каноничность, как и ряд других характеристик византийской культуры, была теснейшим образом связана с системой миропонимания византийцев. Лежащие в ее основе идея образа, знака сущности и принцип иерархичности требовали постоянного созерцательного углубления в одни и те же феномены (образы, знаки, тексты и т п.). что привело к организации культуры по стереотипному принципу, Канон изобразительного искусства наиболее полно отражает эстетическую сущность византийской культуры. Иконографический канон, в широком смысле включавший в себя хамов пропорций и цветовой канон, выполнял рад важнейших функций. Прежде всего он нес информацию утилитарного, историко-повествовательного плана, т.е. брал на себя всю нагрузку описательного религиозного текста. Иконографическая схема в этом плане практически была тождественна буквальному значению текста. Канон был зафиксирован и в специальных описаниях внешнего вида святого, физиогномические указания Должны были выполняться неукоснительно.

Существует христианская символика цвета, основы которой разработал византийский писатель Дионисий Ареопагит в IV в. Согласно ей, вишневый цвет, объединяющий красный и фиолетовый, начало и конец спектра" означает самого Христа, который есть начало и конец всего сущего. Голубой - цвет неба, чистоты. Красный - божественный огонь, цвет крови Христа, в Византии это - цвет царственности. Зеленый - цвет юности, свежести, обновления. Желтый тождественен золотому двету. Белый - обозначение Бога, подобен Свету и сочетает все цвета радуги. Черный - это сокровенные тайны Бога. Христос неизненно изображается в вишневом хитоне и голубом плаще - гиматии, а Богоматерь - в темно-синем хитоне и вишневом покрывале - мафории. К канонам изображемия относится и обратная перспектива, имеющая точки схода не позади, внутри изображения, а в глазу человека, т. е. перед изображением. Каждый предмет, таким образом, при удалении расширяется, как бы "разворачивается" на зрителя. Изображение "движется" к человеку, а не от него. Иконопись максимально информативна, она воспроизводит целостный мир.

Архитектурная структуре иконы и технология иконописи складывалась в русле представлений о ее назначении: нести священный образ. Иконы писали и пишут на досках, чаще всего кипарисовых. Несколько досок скрепляют шпонками. Сверху доски покрывают левкасом - грунтом, изготовленным на рыбьем клею. Левкас полируют до гладкости, а затем наносят изображение: сначала рисунок, а потом живописный слой. В иконе различают поля, средник - центральное изображение и ковчег - узкую полоску по периметру иконы. Иконографические образы, разработанные в Византии, тоже строго соответствуют канону.

В первые три века христианства были распространены символические и аллегорические изображения. Христа изображали в виде агнца, якоря, корабля, рыбы, виноградной лозы, доброго пастыря. Только в IV-VI вв. стала складываться иллюстративно-символическая иконография, ставшая структурной основой всего восточнохристнанского искусства.
Поэтому изучение иконописи, особенно с циклом практических работ, благодаря которым можно самому «попробовать» ремесло иконописца, представляется крайне актуальным. Данный  курс разработан на основе программы Рапацкой Л.А. «Мировая художественная культура: программы курса. 10-11 кл. – М.: Владос, 2006г. с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования по предметной области «Мировая художественная культура». Она создана с учетом современных процессов обновления содержания общего художественного образования в Российской Федерации, с опорой на положения правительственных документов к вопросам воспитания у граждан нашей страны любви к Отечеству, национального достоинства, интереса к культурно-историческим традициям русского и других народов.

Цель данного курса - сформировать у учащихся целостное представление о роли, месте, значении русской художественной культуры в контексте мирового культурного процесса; систематизировать знания о культуре и искусстве, углубить и расширить знания практические и теоретические по теме иконописи.

Задачи:

  1. повышение уровня знаний и эрудиции в области отечественной культуры и искусства с учетом диалога культур народов мира;
  2. воспитание эстетического отношения к действительности и формирование мировосприятия обучающихся средствами искусства;
  3. раскрытие художественно-образного языка изображения окружающей действительности в различных видах и жанрах изобразительного искусства;
  4. развитие умений и навыков обучающихся работать в разных видах поисково-исследовательской, исследовательско-творческой деятельности;
  5. развитие воображения и ассоциативного мышления обучающихся на основе межпредметных связей и демонстрации произведений разных художников в пределах одного вида искусства.
  6. Практические навыки по работе со стилями иконописи


Реализация содержания художественного образования происходит на трех уровнях:

  1. формирование отношение к культуре как к важнейшему условию свободного разностороннего развития собственной личности;
  2. формирование потребности в полноценном художественном общении с произведениями различных видов искусств на основе их адекватной эстетической оценки;
  3. формирование навыков самостоятельной художественной деятельности как неотъемлемой части своей жизни.


Построение курса моделируется на основе современных педагогических принципов, среди которых для концепции программы особенно значимы:

- принцип историзма;

- принцип опоры на творческий метод (стиль);

- принцип формирования знаний, умений и навыков в процессе непосредственного общения с искусством «изнутри» его, с опорой на его законы;

- принцип художественно-педагогической драматургии урока.

В структурировании программного содержания предусмотрены широкие возможности для реализации личностно ориентированного подхода, проявляемого в вариативности и дифференцированном характере заданий: содержание урока реализуется в соответствии с личностными особенностями учащихся и конкретными задачами их воспитания и развития.


Программа курса 
ОСНОВЫ ИКОНОПИСНОЙ ГРАМОТЫ

Пояснительная записка 
Древнерусское искусство – одна из вершин мировой культуры, величайшее духовное достояние нашего народа. Сейчас в нашей стране проявляется огромный интерес к исконным национальным традициям, в частности, к иконописи.

Иконопись (от икона и писать) — иконописание, написание икон. В наиболее общем смысле это — создание священных изображений, предназначенных быть посредником между миром Божественным и земным при индивидуальной молитве или в ходе христианского богослужения, одна из форм проявления Божественной истины.
От иконописи принято отделять с одной стороны другие формы церковного изобразительного искусства: монументальную (настенную) живопись (фреску, мозаику и др.), книжную миниатюру, декоративно-прикладное искусство (например, чеканные, литые изображения и эмали, шитье); с другой — живопись религиозного содержания, основанную на авторской интерпретации библейского сюжета и обращённую к чувственному переживанию зрителя.

Кажется, что Древнерусское искусство, в силу его национального характера и ментальной близости к нам, должно быть понятно, но нельзя не отметить те трудности, которые возникают при его восприятии, будь то литературные, архитектурные или живописные памятники. Эти трудности испытывают практически все – и подростки, и взрослые, причём даже люди хорошо образованные, хотя в Древней Руси живопись была доступна всем, поскольку она являлась воплощением христианского вероучения. А христианство составляло основу жизни русского народа.

Древнерусское искусство - величайшее достижение человеческой цивилизации и его понимание и осознание является бесценным достоянием. Особенно важно оно для русского человека.

Программа  курса «Основы иконописной грамоты» предназначена для учащихся 10 класса, но может быть использована как чуть раньше (в 9 классе), так и чуть позже (в 11 классе) в зависимости от подготовки учащихся. Особое внимание следует обратить на уровень живописного мастерства учащихся, поскольку вторая часть курса связана с практической работой.

Курс делится на две части: первая – теоретическая и вторая – практическая. Итогом практической части курса должен стать опыт создания образа Ангела. Если класс не сможет справиться с личным письмом, то итоговая работа должна быть заменена на какой-то другой (более простой) элемент, например,- «Дерево». Цель практической части состоит в том, чтобы учащиеся смогли попробовать основы иконописного ремесла собственными руками, что, несомненно, позволит оптимизировать процесс обучения.

Программа курса рассчитана на 2 года обучения(3-4 класс), по  34 занятия в год, итого 68 занятий за курс. Но может быть индивидуально скорректирована.


Цель курса: повышать уровень нравственной и духовной культуры школьников; развивать творческое мышление и умение видеть и любить прекрасное; приобщить к основам русского искусства; обучить некоторым приёмам иконописания; развивать навыки работы в технике темперной живописи; умение различать типы икон.
Задачи курса: создать условия для формирования и развития у учащихся нравственности, повышение духовной культуры через соприкосновение с основами православной иконописи, через знакомство с сюжетами и образами православной живописи.

Содержание курса: включает в себя 21 тему (из которых 10 - практические работы), в которых учащиеся знакомятся с ролью живописи в жизни древнерусского общества, историческими и социально – духовными корнями иконописи, анализируют взаимоотношения древнерусской иконописи с культурными явлениями других эпох и стран. Особое внимание уделяется изучению образов Спаса, Богородицы, ангелов, святых, христианских праздников, церковного иконостаса.
Методы: лекция, беседа, создание проблемных ситуаций, аналитический, синтетический, метод создания минипроектов.
Ожидаемый результат: в процессе обучения учащиеся должны приобрести знания об образах древнерусской живописи и лежащих в их основе сюжетах; о деятельности величайших иконописцев (Дионисий, Феофан Грек, Андрей Рублёв); об устройстве православного храма, концепции построения иконостаса; приобрести навыки создания иконы (проект «Ангел»). Формирование духовности, воспитание терпимости, гражданственности, патриотизма, толерантности, уважения к культурным традициям других людей, гуманизма.

Построение курса моделируется на основе современных педагогических принципов, среди которых для концепции программы особенно значимы:

- принцип историзма;

- принцип опоры на творческий метод (стиль);

- принцип формирования знаний, умений и навыков в процессе непосредственного общения с искусством «изнутри» его, с опорой на его законы;

- принцип художественно-педагогической драматургии урока.

В структурировании программного содержания предусмотрены широкие возможности для реализации личностно ориентированного подхода, проявляемого в вариативности и дифференцированном характере заданий: содержание урока реализуется в соответствии с личностными особенностями учащихся и конкретными задачами их воспитания и развития.


Тематический план  курса «Основы иконописной грамоты» 



Наименование тем курса


Всего часов


В том числе:


Форма контроля


лекц.


пр.


сем.


1.


Введение. Понятие о древнерусском искусстве.


1






2.


Знаменитые русские иконописцы.


4


1



1


Участие в семинаре

Проекты


3.


Типы икон. Образ Спаса.


4


1



1


Тестирование


4.


Типы Богородичных икон.


4


1



1


Тестирование


5.


Христианские праздники. Изображение праздников в древнерусской иконописи.


6


1



1


Опрос

Проекты


6.


Силы небесные в иконописании.


6


1



1


Тестирование


7.


Святые. Образы святых в иконописи.


6


1



1


Проекты


8.


Устройство православного храма.


4




1


Тестирование


9.


Иконостас.


1




1


Тестирование

Итого: 34

2 год обучения, 4 класс.
10.


В иконописной мастерской. Материалы для создания икон.


2



1




11.


Практическое занятие. Части иконы: доска, паволока, левкас. Проклейка паволоки, нанесение левкаса.


3



2




12.


Практическое занятие. Подготовка левкаса к живописи.


3



2




13.


Практическое занятие. Растирание красок. Нанесение роскрыши.


3



2




14.


Практическое занятие. Личное письмо. Проект иконы.


4



2




15.


Практическое занятие. Личное письмо.


4



2




16.


Практическое занятие. Личное письмо.


3



2




17.


Практическое занятие. Живопись волос.


3



2




18.


Практическое занятие. Живопись одежды.


4



2




19.


Практическое занятие. Надписи.


2



1




20.


Практическое занятие. Нанесение защитного слоя.


2



2




21.


Итоговое занятие. Просмотр, защита.


1



1



Итго за год 34, за курс 68 занятий.

Содержание занятий  курса 

1.Введение. Понятие о древнерусском искусстве. 

Крещение Руси. Библия – священная книга христиан. Как на Руси появились иконы. Влияние Византии на Русь. Роль живописи в жизни древнерусского общества.


2. Знаменитые русские иконописцы.

Дионисий, Феофан Грек, Андрей Рублёв: их жизнь и творчество. Современные иконописцы: матушка Иулиания, сестра Иоанна (Ю.Рейтлингер).

3. Типы икон. Образ Спаса. 

Деление икон на оглавные, поясные и «в рост». Образ Иисуса Христа – центральный образ древнерусского искусства. Евангелие о рождении и жизни Христа. « Спас Нерукотворный ». Образ Спаса в творчестве разных иконописцев.

4. Типы Богородичных икон. 

Евангелие и предания о жизни Богоматери. Типы икон Богородицы – Умиление, Одигитрия, Знамение, Оранта, Панагия. Богоматерь Владимирская. Образ Богоматери в творчестве разных иконописцев.

5. Христианские праздники. Изображение праздников в древнерусской иконописи. 

События из жизни Иисуса Христа и Богородицы как вехи на пути человеческого спасения и их отображение в иконописи. Образы Рождества Богородицы, Благовещения, Рождества Христова, Крещения Господня, Воскрешения Христова, Вознесения Господня, Успения Богородицы, Пресвятой Троицы.

6. Силы Небесные в иконописании. 

Понятие о Силах Небесных. Библейские тексты, повествующие о Силах Небесных. Традиции в изображении.

7. Святые. Образы святых в иконописи. 

Святые – люди высокой праведности, прославившие себя служении Богу. Образы Иоанна Крестителя, Петра и Павла, Георгия, Николая Чудотворца, Бориса и Глеба, Сергия Радонежского и других(по выбору учителя и учеников).

8. Устройство православного храма. 

Понятие о православном храме. Количество глав на храме и их значение. План храма и его значение. Внутреннее убранство храма.

9. Иконостас. 

Связь древнерусской иконописи с церковью. Алтарь – святая часть храма. Иконостас, особенности его устройства.

2 год обучения, 4 класс.

10. В иконописной мастерской. Материалы для создания икон 

Как выглядит иконописная мастерская. Материалы: иконная доска, паволока, пигменты, курант, стекло для растирания красок, кальки.


11.Практическое занятие. Части иконы: доска, паволока, левкас. Проклейка паволоки, нанесение левкаса. 

Левкас как основной слой иконы. Подготовка доски для живописи. Варка клея для паволоки, его состав и способы нанесения. Особенности приготовления левкаса. Способы нанесения левкаса.


12. Практическое занятие. Подготовка левкаса к живописи. 

Обработка левкаса: вручную и с помощью шлифовальной машинки. Обработка торца. 


13. Практическое занятие. Растирание красок. Нанесение роскрыши. 

Показать, как готовится связующая эмульсия. Показать способ подготовки красок к живописи, их хранение. Приёмы нанесения роскрыши.


14-16. Практическое занятие. Личное письмо. 

Этапы личного письма: санкирь, опись, движки, охрение, подрумянка, подбивка, общая сплавка, наложение бликов, повторная опись.


17. Практическое занятие. Живопись волос. 

Приёмы живописи волос: разделение на пряди, плави, притинка, оживки.


18. Практическое занятие. Живопись одежды. 

Приёмы живописи одежды. Творческий подход в письме одежд.


19. Практическое занятие. Надписи. 

Знакомство со сборником Филатова и Камчатновой. Нанесение надписи.


20. Практическое занятие. Нанесение защитного слоя. 

Способы нанесения защитного слоя.


21. Итоговое занятие. 

Подведение итогов. Возможно проведение теста по материалам, изученным в ходе курса.



Методические рекомендации по содержанию и проведению занятий 
Принимая во внимание краткосрочность элективного курса представляется целесообразным проведение
Вводного (организационного) занятия, на котором учащиеся знакомятся с общей структурой курса, его примерным содержанием, и, самое главное, с формами, видами и планируемым объемом самостоятельных и творческих итоговых работ, которые им предстоит выполнить за данное время.

Одним из аспектов подготовки учителя к преподаванию данного курса является разработка критериев оценивания учебных работ учащихся, а также учет их участия в семинарских занятиях. Рекомендуется разработать своеобразный рейтинг, результаты которого должны быть известны учащимся по завершении изучения каждой темы, и по итогам изучения курса в целом.

На первом занятии целесообразно обсудить с учащимися возможные темы самостоятельных (или коллективных) выступлений, а также форму представления материалов и критерии их оценивая. Принимая во внимание краткосрочность элективного курса, не следует требовать от учащихся выполнения работ большого объема.
В занятии №11 можно использовать уже готовый клей, заранее сваренный учителем. Также можно (даже нужно) поступить и с левкасом, поскольку он требует суточной выдержки, чтобы воздушные пузырьки вышли из его состава.

В занятии №12, дабы избежать проведения слишком пыльных работ, можно только показать приёмы работы, а саму шлифовку проводить вне школы, или вообще использовать доски с уже готовым левкасом.

В результате проведения практических работ должен получиться выбранный образ (Ангела) . Поэтому необходимо подобрать образец, соответствующий уровню обучающихся. Все иконописные приёмы будут демонстрироваться на нём.

Примерные темы проектов: 

  1. Кто они - современные иконописцы?
  2. Русская икона: особенности её красоты.
  3. Иконописные сюжеты в других видах искусства.
  4. Нужна ли икона современному человеку?
  5. Женские образы в иконописи.
  6. Человек в иконописи и в живописи.
  7. Пейзаж в иконе.
  8. Архитектурные детали в иконе.
  9. Судьба иконы в судьбе России.

    Литература: 
  1. Алпатов М. В. Древнерусская иконопись. – М., 1978
  2. Библия
  3. Барская Н. А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. – М., 1993
  4. Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе. – М., 199
  5. Шалонина М.С. Запись лекций в иконописной школе «Русская икона 21 век» (рукопись)
  6. Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. – Киев, 2009
  7. Кондаков Н.П. Иконография Иисуса Христа. – Киев, 2010
  8. Маркелов Г. Книга иконных образцов. – С.-П., 2006
  9. Рапацкая Л.А. «Мировая художественная культура: программы курса. 10-11 кл.» – М.: Владос, 2006г

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Период 1990–2000-х гг. в истории художественного отделения КУИ

История художественного отделения КУИ с 1990 по 2000 гг....

художественное отделение школы искусств, программа предмета "История искусств"

программа по курсу История искусств для 1-4 классов детской художественной школы и детской школы искусств...

программа для художественного отделения "Рисунок"

для детских художественных школ и художественных студий детских школ искусств Срок реализации 4 года ...

программа для художественного отделения "Живопись"

Учащиеся постигают способы передачи пространства и объема предметов с помощью цвета. Необходимо прививать учащимся любовь к отображению окружающего мира во всем его цветовом богатстве, развивая у дете...

художественное отделение, программа "Композиция"

Программа «Композиция» направлена на единый учебно-познавательный и художественно-творческий процесс, который заключается в строгой последовательностиизуче­ния традиционных композиционных базовых зако...

художественное отделение, программа « История православной иконописи »

Древнерусская живопись – одна из самых высоких вершин мировой культуры, величайшее духовное достояние нашего народа. Сейчас в нашей стране проявляется огромный интерес к древнерусской иконописи, но не...

художественное отделение, программа « История православной иконописи »

« История православной иконописи », 2 год обучения, 34ч. ...