художественное отделение, программа "Композиция"
рабочая программа на тему

Маковская Анна Владимировна
Программа «Композиция» направлена на единый учебно-познавательный и художественно-творческий процесс, который заключается в строгой последовательностиизуче­ния традиционных композиционных базовых законов и правил, навыков и уме­ний и освоения учащимися новых принципов композиционного анализа, таких как: введение в трехплановое пространство одного цвета, составление тональ­но-колористического паспорта, формирование у детей навыков самостоятель­ной работы в различных жанрах композиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kompozitsiya.doc279 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая образовательная программа

по КОМПОЗИЦИИ для детских художественных и школ искусств, художественное отделение.

Пояснительная записка.

Направленность программы:  Программа «Композиция» направлена на единый учебно-познавательный и художественно-творческий процесс, который заключается в строгой последовательностиизучения традиционных композиционных базовых законов и правил, навыков и умений и освоения учащимися новых принципов композиционного анализа, таких как: введение в трехплановое пространство одного цвета, составление тонально-колористического паспорта, формирование у детей навыков самостоятельной работы в различных жанрах композиции.

 В основе данной рабочей программы лежит программа по рисунку для детских художественных школ и школ искусств под редакцией научно-методического центра по художественному образованию Министерства культуры РФ (авторы В.Г.Анциферов и др.)

 Программа составлена с учетом рациональной методики обучения, проверенной в процессе работы художественного отделения в рамках детской школы искусств.

Новизна, актуальность и целесообразность. Важным звеном программы является работа с натуры и по наблюдению — при этом происходит обогащение замысла тематической композиции оригинальными «живыми» решениями. В процессе обучения композиции учащиеся знакомятся с различными изобразительными техниками и материалами — живописными, графическими — и учатся применять их на практике в учебных работах.

Очень важным является дополнение классического варианта программы по композиции совместным коллективным творчеством на первом и втором году обучения, создание коллективных серий творческих работ по выбранной тематике для участия в открытой конкурсной деятельности.

Стоит обратить особое внимание на целесообразность использования коллективной изобразительной деятельности именно при обучении учащихся первого и второго курса обучения. Совместная изобразительная деятельность способствует формированию у учащихся положительных взаимоотношений со сверстниками, умения сотрудничать, понимать и ценить художественное творчество других. В настоящее время формирование культуры общения – одна из актуальных проблем воспитания подрастающего поколения. Коллективная деятельность рассматривается как продуктивное общение в котором осуществляются следующие функции:

- информационная – обмен чувственной и познавательной информацией;

- контактная – готовность к приему и передаче информации;

- координационная – согласование действий и организация взаимодействия;

- перцептивная – восприятие и понимание друг друга;

- развивающая – изменение личностных качеств участников деятельности.

Таким образом коллективная деятельность имеет огромное значение в художественном воспитании учащихся как средство активизирующее развитие их творческого потенциала, формирующее и совершенствующее навыки совместной работы, развивающее потребность в эстетическом общении и интерес к изобразительному искусству через совместную изобразительную деятельность.

Данная программа должна послужить базой, крепкой основой для дальнейшего творческого развития учащихся, дать возможность успешно перейти к следующему этапу художественного обучения.

Цель данной рабочей программы  - обучение основным законам, правилам, приемам и средствам композиции. Программа составлена с учетом тенденций в изобразительном искусстве нашего времени и соответствует уровню развития современной подростковой аудитории возрастом от 10 до 17 лет.

Теоретическая часть предполагает знакомство с теорией композиции, включает в себя раздел аналитической работы с иллюстративным материалом и последующее закрепление на практике полученных знаний. Практические занятия состоят из работы непосредственно над композицией и упражнений, которые рассчитаны на изучение и применение основных законов композиции, на исследование возможностей тона и цвета, на знакомство с материалами и способами работы с ними.

Композиция в данной программе понимается широко: не только как выполнение сюжетно-тематического произведения, но и как сознательная деятельность по организации всех элементов изображения для реализации определенного замысла.

Весь курс композиции включает в себя 53  задания с постепенным усложнением задач. Основным принципом обучения является принцип «от простого к сложному».

Весь курс композиции предполагает 136  часов обучения, 1 час в неделю.

Задачи программы:

  • Развитие композиционного мышления;
  • Освоение определенного объема знаний, умений и навыков, которые позволят учащимся четко и грамотно вести самостоятельную работу над станковой композицией.
  • Развитие образного мышления и пространственного воображения;
  • Воспитание художественного вкуса и чувства гармоничного восприятия действительности;

Отличительные особенности:

Художественно-творческое развитие учащихся осуществляется по мере овладения навыками изобразительной грамоты.

Каждое из заданий данной программы включает в себя три обязательных элемента познания; таким образом, основными задачами обучения являются:

  1. последовательное освоение двух- и трехмерного пространства;
  2. знакомство с основными законами, закономерностями, правилами и приемами композиции;
  3. изучение выразительных возможностей тона и цвета.

В процессе обучения каждый учащийся должен овладеть навыками самостоятельного умения отражать жизненные впечатления в композициях, этюдах и рисунках. И должен знать:

а)        законы композиции:

  • закон цельности;
  • закон типизации;
  • закон контрастов;
  • закон подчиненности всех закономерностей и средств композиции единому замыслу;

б)        правила композиции:

  • передача ритма;
  • выделение сюжетно-ком позиционного центра;
  • симметрия, асимметрия;
  • расположение главного на втором пространственном плане;

в)        приемы композиции:

  • горизонтали и вертикали;
  • диагональные направления;

г)        средства композиции:

  • линия;
  • штрих-линия;
  • пятно (тон, цвет).

Возраст детей: программа «Композиция» рассчитана на возрастную категорию от 10 до 17 лет, т.е. детей старшего возраста, осознающих восприятие окружающего пространства в передаче учебных задач.

Сроки реализации: программа «Композиция» рассчитана на 4 года обучения

на художественном отделении детской школы искусств, с первого по четвертый класс.

Формы и режим занятий: основной формой проведения занятий является урок смешанного типа (лекция, совмещенная с практической работой). Занятия проводятся с группой детей. Требования к учащимся повышаются постепенно, в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей.

Занятия строятся с учетом возрастных особенностей детей и, в первую очередь, с учетом особенностей их пространственного мышления. Программа по композиции тесно взаимосвязана с программами по рисунку, живописи и по летней учебной практике (пленэру). В каждой их этих программ присутствуют взаимопроникающие элементы: в заданиях по академическому рисунку и живописи обязательны требования к осознанному композиционному решению листа, а в программе по станковой композиции ставятся задачи перспективного построения, выявления объемов, грамотного владения тоном и цветом.

Задания выполняются при дневном и дополнительном освещении.

Ожидаемые результаты и способы их определения:

Результаты учебной деятельности определяются в ходе итоговых просмотров, в конце каждого триместра. По окончании курса обучения проводится выпускной экзамен по предмету.

  Формы подведения итогов:  формами промежуточной и итоговой аттестации являются выполнение самостоятельных заданий, итоговых контрольных заданий, проведение просмотров, участие в районных и межзональных выставках работ учащихся, проведение итогового просмотра в четвертом классе.

         

Учебно - тематический план предмета

I класс

Наименование темы

Вид учебного занятия

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа из них

1

Вводная беседа. Станковая композиция.

лекция

1

0,5

2

Сюжетная композиция на заданную тему.

урок

10

1

3

Натюрморт из трех предметов быта («Полка», «Вешалка»).

урок

5

1

4

Сюжетная композиция по литературному произведению.

урок

4

1

5

Композиция на мотив наскальных росписей эпохи палеолита (коллективная работа).

урок

2

1

6

Сюжетная композиция на заданную тему.

урок

4

1

7

Тематический натюрморт

(Итоговая контрольная работа).

урок

4

1

8

Композиция на мотив настенной росписи (коллективная работа).

урок

4

1

                                                                         Итого:

34

II класс

Наименование темы

Вид учебного занятия

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа из них

1

Сюжетная композиция на заданную тему.

урок

5

1

2

Композиция на тему (коллективная работа).

урок

5

1

3

Тематический натюрморт

урок

6

1

4

Сюжетная композиция по литературному произведению.

урок

10

1

5

Тематический пейзаж (Итоговая контрольная работа).

практическое занятие

4

1

6

Композиция на тему (коллективная работа).

урок

4

1

                                                                         Итого:

34

 III класс

Наименование темы

Вид учебного занятия

Из них теоретич

Из них практич.

1

Сюжетная композиция на заданную тему.

урок

2

8

2

Городской пейзаж со стаффажем.

урок

2

6

3

Сюжетная композиция по литературному произведению.

урок

2

6

4

Деревенский  пейзаж со стаффажем (итоговая контрольная работа).

урок

2

6

5

Сюжетная композиция на заданную тему.

урок

-

8

                                                                           Итого:

34

IV класс

Наименование темы

Вид учебного занятия

Из них теоретич

Из них практич

1

Сюжетная композиция на заданную тему.

3

7

2

Несложный сюжет в интерьере с одной-двумя фигурами человека.

3

6

3

Сюжетная композиция на заданную тему.

-

6

4

Сюжетная композиция по литературному произведению (итоговая контрольная работа).

-

9

5

Несложный сюжет в интерьере с двумя-тремя  фигурами человека и животных.

3

6

                                                                          Итого:

                                                                         

34

Календарно-тематический план

Предмет: композиция

Класс: I

дата

Наименование темы

Содержание

часы

Всего часов

1

Вводная беседа. Станковая композиция.

Понятие «композиция».

Жанры станковой композиции.

Знакомство с программой по станковой композиции.

1

1

2

Сюжетная композиция на заданную тему.

1.Знакомство с сюжетной композицией. Замысел.

2. Выполнение тонально-композиционных эскизов.

3. Упражнения по технике исполнения.

4. Выполнение работы на формате в материале.

5. Выполнение работы на формате в материале.

2

2

2

2

2

10

3

Натюрморт из трех предметов быта («Полка», «Вешалка»).

1.Знакомство с жанром «натюрморт».

2.Упражнения по теме «натюрморт»

3.Силуэтное изображение предметов с натуры на черном и белом фоне.

4.Выполнение композиции с использованием силуэтного изображения трех разных по форме и размеру предметов быта.

1

1

1

2

5

4

Сюжетная композиция по литературному произведению

1.Замысел. Выполнение тонально-композиционных эскизов.

2.Упражнения по технике исполнения.

3.Выполнение работы на формате в материале.

4.Выполнение работы на формате в материале.

1

1

1

   1

4

5

Композиция на мотив наскальных росписей эпохи палеолита (коллективная работа).

1.Силуэтное изображение животных (бизонов, оленей и др.)

2.Создание коллективной композиции

2

2

2

6

Сюжетная композиция на заданную тему.

1.Замысел. Выполнение картона.

2.Индивидуальная работа над фрагментами  композиции.

3.Создание коллективной композиции.

1

1

2

4

7

Тематический натюрморт

(итоговая к.р.)

1.Замысел. Упражнения.

2.Выполнение первого варианта композиционного решения натюрморта (контраст).

3.Выполнение второго варианта композиционного решения натюрморта (нюанс).

1

1

2

4

8

Композиция на мотив настенной росписи (коллективная работа).

1.Знакомство с жанром «пейзаж». 2.Замысел.

3.Выполнение тонально-композиционных эскизов.

4.Выполнение работы на формате в материале.

1

1

1

1

4

                                                                         Итого по факту:

34

Календарно-тематический план

Предмет: композиция

Класс: I1

дата

Наименование темы.

Содержание.

часы

Всего часов

Сюжетная композиция на заданную тему.

1.Замысел. Сбор материала. Беседа по технике исполнения композиции.

2.Выполнение тонально-композиционных эскизов.

3.Упражнения по технике исполнения.

4.Выполнение картона.

5.Выполнение работы на формате в материале.

1

1

1

1

1

5

Композиция на тему (коллективная работа).

1.Замысел. Выполнение картона.

2.Индивидуальная работа над фрагментами  композиции.

3.Создание коллективной композиции.

1

2

2

5

Тематический натюрморт

1.Замысел. Упражнения.

2.Выполнение первого варианта композиционного решения натюрморта (контраст).

3.Выполнение второго варианта композиционного решения натюрморта (нюанс).

1

2

3

6

Сюжетная композиция по литературному произведению.

1.Замысел. Выполнение тонально-композиционных эскизов.

2.Упражнения по технике исполнения.

3.Выполнение работы на формате в материале.

4.Выполнение работы на формате в материале

5.Оформление в паспарту окончательного варианта композиции.

1

2

2

2

3

10

Тематический пейзаж (Итоговая контрольная работа).

  1. Способы передачи трехмерного, двухпланового пространства
  2. Основные виды ритма, аппликация.
  3. Некоторые формы ритма, аппликация.
  4. Техника исполнения в материале.

1

1

1

1

4

Композиция на тему (коллективная работа).

1.Упражнения по технике исполнения.

2.Выполнение работы на формате в материале.

3.Выполнение работы на формате в материале.

4.Оформление в паспарту окончательного варианта композиции

1

1

1

1

4

Итого по факту

34

Календарно-тематический план

Предмет: композиция

Класс: II1

дата

Наименование темы

Содержание

часы

всего часов

1

Сюжетная композиция на заданную тему.

1.Замысел. Сбор материала. Беседа по технике исполнения композиции.

2.Выполнение тонально-композиционных эскизов.

3.Упражнения по технике исполнения.

4.Выполнение картона.

5.Выполнение работы на формате в материале.

6.Выполнение работы на формате в материале.

7.Выполнение работы на формате в материале.

8.Оформление в паспарту окончательного варианта композиции.

8

2

Городской пейзаж со стаффажем.

  1. Способы передачи трехмерного, двухпланового пространства при опоре на анализ графических работ художников.
  2. Основные виды ритма, аппликация.
  3. Некоторые формы ритма, аппликация.
  4. Техника исполнения в материале.
  5. Выполнение работы на формате в материале.
  6. Оформление в паспарту окончательного варианта композиции.

6

3

Сюжетная композиция по литературному произведению.

  1. Замысел. Сбор материала. Беседа по технике исполнения композиции.
  2. Выполнение тонально-композиционных и цветовых эскизов.
  3. Упражнения по технике исполнения.
  4. Выполнение работы на формате в материале.
  5. Выполнение работы на формате в материале..
  6. Оформление в паспарту окончательного варианта композиции.

6

4

Деревенский  пейзаж со стаффажем (итоговая контрольная работа).

  1. Таблица — изменение цвета по насыщенности и светлоте.
  2. Способы передачи пространства через изменения насыщенности и светлоты цвета. Анализ работ художников.
  3. Четыре варианта цветотонального решения композиции с учетом возможных сочетаний контрастных и нюансных цветотональных отношений.
  4. Выполнение работы на формате в материале.
  5. Выполнение работы на формате в материале.
  6. Оформление в паспарту окончательного варианта композиции.

   

6

5

Сюжетная композиция на заданную тему.

  1. Замысел. Сбор материала. Беседа по технике исполнения композиции.
  2. Выполнение тонально-композиционных эскизов.
  3. Упражнения по технике исполнения.
  4. Выполнение картона.
  5. Выполнение работы на формате в материале.
  6. Выполнение работы на формате в материале.
  7. Выполнение работы на формате в материале.
  8. Оформление в паспарту окончательного варианта композиции.

8

                                                                         Итого по факту:

34

Календарно-тематический план

Предмет: композиция

Класс: IV

дата

Наименование темы

Содержание

часы

всего часов

1

Сюжетная композиция на заданную тему.

  1. Замысел. Сбор материала. Беседа по технике исполнения композиции.
  2. Выполнение тонально-композиционных эскизов.
  3. Упражнения по технике исполнения.Выполнение картона.
  4. Выполнение работы на формате в материале.
  5. Выполнение работы на формате в материале.
  6. Выполнение работы на формате в материале.
  7. Оформление в паспарту окончательного варианта композиции.

3

3

3

3

3

3

3

3

7

2

Несложный сюжет в интерьере с одной-двумя фигурами человека.

  1. Выполнение выкрасок для изготовления цветового круга и групп родственно-контрастных цветов.
  2. Выполнение двух вариантов цветотонального решения композиции.
  3. Композиционные зарисовки интерьера с фигурами людей.
  4. Выполнение работы на формате в материале.
  5. Выполнение работы на формате в материале.
  6. Оформление в паспарту окончательного варианта композиции.

6

3

Сюжетная композиция на заданную тему.

  1. Замысел. Сбор материала. Беседа по технике исполнения композиции.
  2. Выполнение тонально-композиционных эскизов.
  3. Упражнения по технике исполнения.
  4. Выполнение работы на формате в материале.
  5. Выполнение работы на формате в материале.
  6. Оформление в паспарту окончательного варианта композиции.

3

3

3

3

3

   3

6

4

Сюжетная композиция по литературному произведению (итоговая контрольная работа).

  1. Замысел. Сбор материала. Беседа по технике исполнения композиции.
  2. Выполнение тонально-композиционных и цветовых эскизов.
  3. Упражнения по технике исполнения.
  4. Выполнение картона.
  5. Выполнение работы на формате в материале.
  6. Выполнение работы на формате в материале.
  7. Выполнение работы на формате в материале.
  8. Выполнение работы на формате в материале.
  9. Оформление в паспарту окончательного варианта композиции.

3

3

3

3

3

3

   3

   3

9

5

Несложный сюжет в интерьере с двумя-тремя  фигурами человека и животных.

  1. Анализ работ художников с целью выявления закономерностей в построении движения с помощью различных видов и форм ритма. Связь направления основного движения с форматом композиции.
  2. Композиционные зарисовки интерьера с фигурами людей, разные источники освещения.
  3. Проба графической техники.
  4. Выполнение работы на формате в материале.
  5. Выполнение работы на формате в материале.
  6. Оформление в паспарту окончательного варианта композиции.

3

3

3

3

3

   3

6

                                                                          Итого по факту:

                                                                         

34

Содержание программы

I класс

Наименование темы. Содержание.

Вариант исполнения заданий

материалы

1

Вводная беседа. Станковая композиция.

Цель: дать понятие «композиция». Ознакомить с основными законами, жанрами и средствами композиции.

Задачи: дать понятие «композиция».

Ознакомить с жанрами станковой композиции.

Знакомство с программой по станковой композиции

-

Наглядные пособия, иллюстрирующие жанры, средства композиции.

2

Композиция на мотив наскальных росписей эпохи палеолита (коллективная работа).

Цель: знакомство с особенностями выполнения коллективной композиции;

Закрепление знаний опервобытном искусстве, полученных на уроках истории искусств;

Формирование через коллективную деятельность у уч-ся положительных отношений со сверстниками, умение сотрудничать, понимать и ценить художественную деятельность других.

Задачи: используя мотивы наскальных рисунков, выполнить зарисовки животных по памяти и представлению с последующим объединением их в общую композицию.  

Формат

А-4

Гуашь, кисть

 Лист упаковочной бумаги А-1

3

Сюжетная композиция на заданную тему.

Цель: знакомство с сюжетной композицией;

целостность композиционного решения на выбранном формате (вертикаль, горизонталь, квадрат);

Задачи: выполнение композиции с использованием силуэтных изображений фигур людей, животных, элементов пейзажа;

использование симметричного или асимметричного расположения элементов композиции, попытка выделения главного.

А-3

Гуашь, кисть, бумага

4

Композиция на мотив настенной росписи «Охота на рыб во время прогулки фараона по Нилу» (коллективная работа).

Цель: знакомство с особенностями выполнения коллективной композиции;

Закрепление знаний о искусстве Древнего Египта, полученных на уроках истории искусств;

Формирование через коллективную деятельность у уч-ся положительных отношений со сверстниками, умение сотрудничать, понимать и ценить художественную деятельность других.

Задачи: используя полученные знания о особенностях фризового орнамента и египетском каноне изображения выполнить коллективное панно

Принцип организации коллективной композиции: комбинированный – совмещение нескольких фризов и размещение фрагментов от смыслового центра композиции.

А-1

Гуашь, кисть

Тонированная бумага

5

Натюрморт из трех предметов быта («Полка», «Вешалка» и т. д.).

Двухтоновая ахроматическая композиция.

Цель: знакомство с жанром «натюрморт»; выполнение композиции с использованием силуэтного изображения трех разных по форме и размеру предметов быта;

Задачи:попытаться выполнить целостную, неделимую композицию, учитывая формат, размер изображения, расположение предметов и их пропорции.

Упражнения:

1) Варианты расположения трех заданных силуэтов предметов (большой, средний, маленький) в вертикальном, горизонтальном и квадратном форматах. Аппликация.

2) Силуэтное изображение предметов с натуры на белом и черном фоне.

А-3

А-8

      А-4

Гуашь, кисть

Черная бумага, клей, ножницы

Черная и белая бумага, тушь

6

Сюжетная композиция по литературному произведению.

Двухтоновая ахроматическая композиция.

 

Цель: знакомство с сюжетной композицией;

целостность композиционного решения на выбранном формате (вертикаль, горизонталь, квадрат);

Задачи: выполнение композиции с использованием силуэтных изображений фигур людей, животных, элементов пейзажа;

использование симметричного или асимметричного расположения элементов композиции, попытка выделения главного.

 Упражнения

  1. 3 последовательных упражнения из заданных элементов: симметрия, асимметрия, хаос. Аппликация.
  2. 2 упражнения на выделение главного — сгущая и разряжая элементы композиции. Рваная аппликация.
  3. Силуэтное изображение людей с натуры.

А-3

А-4

А-4

А-4

Тушь или черная гуашь, кисть

Черная бумага, клей, ножницы

Черная бумага, клей, ножницы

Тушь или черная гуашь, кисть

7

Композиция на тему «Праздник Панафинеи» (коллективная работа)

Цель: знакомство с особенностями выполнения коллективной композиции;

Закрепление знаний о искусстве Древней Греции, полученных на уроках истории искусств;

Формирование через коллективную деятельность у уч-ся положительных отношений со сверстниками, умение сотрудничать, понимать и ценить художественную деятельность других.

Задачи: используя полученные знания о особенностях древнегреческого канона изображения человека и строения древнегреческих построек создание коллективного панно.

Принцип организации коллективной композиции: совместно-индивидуальная.

А-4

А-1

Гуашь, кисть, бумага

8

Тематический натюрморт.

Два варианта решения. Трехтоновая ахроматическая композиция.

Цель: продолжение изучения жанра «натюрморт»;

закрепление понятий «формат», «неделимость композиции», «силу- н > (темный и светлый), «симметрия», «асимметрия», «выделение главного»;

 эмоциональное воздействие тональных сочетаний;

попытка выделения главного.

Задачи: выполнение двух вариантов композиционного решения натюрморта один построен на контрастных тональных отношениях, другой — на нюансных;

Упражнения: тональная шкала, группы контрастных тонов, группы нюансных тонов.

А-3

Гуашь, кисть, бумага

Гуашь, кисть, бумага

9

Пейзаж (сказочный, фантастический).

Итоговая контрольная работа.

Трехтоновая ахроматическая композиция.

Цель: знакомство с жанром «пейзаж»;

закрепление понятий «контраст», «нюанс», «выделение главного», «пропорции»;

развитие фантазии и образного мышления;

Задачи: выполнение эмоционально выразительной композиции, предающей задуманное состояние с

выделеним  главного при использовании контрастов и нюансов тона, размера.

Упражнения: работа с тональной шкалой. Используя разные пропорции тона, создать три разных по общему тональному решению и эмоциональному состоянию варианта пейзажа.

А-3

А-4

Гуашь, акварель,кисть, бумага

Гуашь, кисть, бумага

апликация

10

Композиция на тему «Площадь средневекового города» (коллективная работа).

Цель: знакомство с особенностями выполнения коллективной композиции; Закрепление знаний о искусстве Средневековья, полученных на уроках истории искусств;

Формирование через коллективную деятельность у уч-ся положительных отношений со сверстниками, умение сотрудничать, понимать и ценить художественную деятельность других.

Задачи: используя полученные знания о особенностях древнегреческого канона изображения человека и строения древнегреческих построек создание коллективного панно.

Принцип организации коллективной композиции: совместно-индивидуальная.

А-4

А-1

Гуашь, кисть, бумага

апликация

II класс

 

Наименование темы. Содержание.

Вариант исполнения заданий

материалы

1

Сюжетная композиция на заданную тему.

Цель: овладение  сюжетной композицией;

целостность композиционного решения на выбранном формате (вертикаль, горизонталь, квадрат);

Задачи: выполнение композиции с использованием изображений фигур людей, животных, элементов пейзажа;

использование симметричного или асимметричного расположения элементов композиции, выделение главного.

А-3

Гуашь, акварель, кисть, бумага

2

Городской пейзаж со стаффажем (на основе наблюдений и зарисовок с натуры).

Трехтоновая графическая композиция.

Цель: продолжение знакомства с жанром «пейзаж», особенности городского пейзажа;

закрепление понятий «неделимость композиции», «пропорции тона», «состояние», «выделение главного»;

Задачи:выполнение графического листа в заданном материале при опоре на метод поэтапного выполнения станковой композиции, включая выполнение «картона»;

  1. передача в композиции неглубокого двухпланового пространства с учетом перспективных построений и соблюдением масштаба и соразмерности элементов пейзажа в их отношении друг к другу и к человеку;
  2. выбор точки зрения;
  3. организация листа с помощью простейших видов и форм ритма и пропорций тональных отношений;
  4. выделение главного;
  5. эмоциональная выразительность графического листа.

Упражнения.

1) Способы передачи трехмерного, двухпланового пространства при опоре на анализ графических работ художников. Тушь, гуашь, кисть, листа, 4 часа.

  1. Основные виды ритма (аппликация).
  2. Некоторые формы ритма ( аппликация).

А-2

А-3

Гуашь, кисть, бумага    

Гуашь, тушь, кисть, бумага

аппликация  

аппликация    

3

Сюжетная композиция по литературному произведению.

Цель: раскрыть тему композиции, научить подбирать материал по теме;

закрепление понятий «целостность композиции», «пропорции тона и размеров», «виды» и «формы ритма», «выделение главного»;

Задачи: выполнение живописной композиции при опоре на методику поэтапного ведения станковой композиции, включая выполнение «картона» и эскизов в цвете;

передача в композиции неглубокого двухпланового пространства с помощью изменения цвета по насыщенности и светлоте и с учетом пространственной соразмерности элементов композиции по отношению их друг к другу и к человеку (или животному);

организация листа с помощью простых видов и форм ритма (включая ритм цветовых пятен) и пропорций цветотональных отношений;

выделение главного с помощью изменений насыщенности и светлоты цвета;

А-3

Гуашь, акварель, кисть, бумага

4

Пейзаж деревенский со стаффажем (на основе наблюдений и зарисовок с натуры)

 (итоговая контрольная работа).

 Живописная композиция выполняется в три тона с введением одного из основных цветов (желтого, красного или синего).

Двухплановое пространство.

Цель: углубление знакомства с жанром «пейзаж», особенности деревенского пейзажа;

закрепление понятий «целостность композиции», «пропорции тона и размеров», «виды» и «формы ритма», «выделение главного»;

Задачи: выполнение живописной композиции при опоре на методику поэтапного ведения станковой композиции, включая выполнение «картона» и эскизов в цвете;

передача в композиции неглубокого двухпланового пространства с помощью изменения цвета по насыщенности и светлоте и с учетом пространственной соразмерности элементов композиции по отношению их друг к другу и к человеку (или животному);

организация листа с помощью простых видов и форм ритма (включая ритм цветовых пятен) и пропорций цветотональных отношений;

выделение главного с помощью изменений насыщенности и светлоты цвета;

передача «состояния» пейзажа;

эмоциональная выразительность живописного листа.

Упражнения.

I) Таблица — изменение цвета по насыщенности и светлоте.

А-2

А-3

Гуашь, кисть, бумага

Гуашь, кисть, бумага, апликация

5

Сюжетная композиция на заданную тему.

Цель: научить раскрывать тему композиции, подбирать материал по теме.

закрепление понятий «целостность композиции», «пропорции тона и размеров», «виды» и «формы ритма», «выделение главного»;

Задачи: выполнение живописной композиции при опоре на методику поэтапного ведения станковой композиции, включая выполнение «картона» и эскизов в цвете;

передача в композиции неглубокого двухпланового пространства с помощью изменения цвета по насыщенности и светлоте и с учетом пространственной соразмерности элементов композиции по отношению их друг к другу и к человеку (или животному);

организация листа с помощью простых видов и форм ритма (включая ритм цветовых пятен) и пропорций цветотональных отношений;

выделение главного с помощью изменений насыщенности и светлоты цвета;

А-2

А-3

Гуашь, акварель, кисть, бумага

III класс

Наименование темы. Содержание.

Вариант исполнения заданий

материалы

1

Сюжетная композиция на заданную тему.

Цель: научить раскрывать тему композиции, подбирать материал по теме.

закрепление понятий «целостность композиции», «пропорции тона и размеров», «виды» и «формы ритма», «выделение главного»;

Задачи: выполнение живописной композиции при опоре на методику поэтапного ведения станковой композиции, включая выполнение «картона» и эскизов в цвете;

передача в композиции неглубокого двухпланового пространства с помощью изменения цвета по насыщенности и светлоте и с учетом пространственной соразмерности элементов композиции по отношению их друг к другу и к человеку (или животному);

организация листа с помощью простых видов и форм ритма (включая ритм цветовых пятен) и пропорций цветотональных отношений;

выделение главного с помощью изменений насыщенности и светлоты цвета;

А-2

А-3

Гуашь, акварель, кисть, бумага

2

Несложный сюжет в интерьере с одной-двумя фигурами людей («Школа», «Мастерская», «Магазин» и т. д.).

Живописная композиция с использованием родственно-контрастной группы цветов. Двухплановое пространство.

Цель:  знакомство с жанром «интерьер»;

закрепление понятий «неделимость», «целостность композиции», ясные «пропорции тональных отношений»; ритм как организующее средство композиции, выделение главного цветом и тоном;

выполнение живописной композиции с соблюдением всех подготовительных этапов работы;

Задачи:

         1)перспективное построение интерьера, передача более глубокого двух- планового пространства;

  1. соразмерность частей интерьера по отношению друг к другу и к фигуре человека;
  2. выбор точки зрения;
  3. попытка организации движения в композиции с помощью двух-трех разных форм ритмических рядов;
  4. выделение композиционного центра;
  5. попытка подчинения цветотонального решения композиции замыслу автора;
  6. эмоциональная выразительность и цельность цветового решения листа.
  7. Упражнения:

 Выполнение выкрасок для изготовления цветового круга и групп родственно-контрастных цветов.

Два варианта цветотонального решения композиции.

 Зарисовки интерьера с фигурами людей.

А-2

А-3

А-4

       А-4

       А-4

Гуашь, акварель, кисть, бумага

Гуашь, кисть, бумага аппликация  

Гуашь, кисть, бумага

Тушь, кисть, бумага

3

Сюжетная композиция на заданную тему.

Цель: научить раскрывать тему композиции, подбирать материал по теме, выполнять серии эскизов.

Различные точки зрения – ракурс, соотношение формы и пространства. Смысловое единство действия и окружения. Цветовые и тональные средства выражения,

используемые для передачи настроения.

Задачи: выполнение живописной композиции при опоре на методику поэтапного ведения станковой композиции, включая выполнение «картона» и эскизов в цвете;

передача в композиции неглубокого двухпланового пространства с помощью изменения цвета по насыщенности и светлоте и с учетом пространственной соразмерности элементов композиции по отношению их друг к другу и к человеку (или животному);

организация листа с помощью простых видов и форм ритма (включая ритм цветовых пятен) и пропорций цветотональных отношений;

выделение главного с помощью изменений насыщенности и светлоты цвета;

А-2

А-3

Гуашь, акварель, кисть, бумага

4

Сюжетная композиция по литературному произведению (итоговая контрольная работа).

Цель: научить раскрывать тему композиции, подбирать материал по теме, роль деталей в утверждении достоверности изображения.

Работа над серией рисунков, связанных единством замысла. Ритм серии: напряжение-разрядка.

Различные точки зрения – ракурс, соотношение формы и пространства. Смысловое единство действия и окружения. Цветовые и тональные средства выражения,

используемые для передачи настроения.

Задачи: выполнение живописной композиции при опоре на методику поэтапного ведения станковой композиции, включая выполнение «картона» и эскизов в цвете;

передача в композиции неглубокого двухпланового пространства с помощью изменения цвета по насыщенности и светлоте и с учетом пространственной соразмерности элементов композиции по отношению их друг к другу и к человеку (или животному);

организация листа с помощью простых видов и форм ритма (включая ритм цветовых пятен) и пропорций цветотональных отношений;

выделение главного с помощью изменений насыщенности и светлоты цвета;

А-2

А-3

Гуашь, акварель, кисть, бумага

5

Несложный сюжет в интерьере с использованием двух-трех фигур человека и и животных («На ферме», «Цирк», «Зоопарк» и т. д.). Графическая композиция с двухплановым решением пространства, выполняется на основе натурных зарисовок

Цель: продолжение знакомства с жанром «интерьер»;

закрепление понятий: «контраст» и «нюанс», «пропорции тональных отношений», «формы ритмических рядов», «движение» в композиции, «композиционный центр»;

Задачи:

выполнение графической композиции в материале с соблюдением всех подготовительных этапов работы;

перспективное построение интерьера;

размещение людей и животных в соответствии с сюжетным замыслом;

соразмерность фигур человека, животного и частей интерьера;

выбор точки зрения и источника освещения; свет как выразительное средство композиции;

попытка создания динамичной композиции с использованием различных форм ритмического движения; связь основного направления движения и формата композиции;

понятие динамического равновесия;

 создание целостного, эмоционального, выразительного графического листа.

Упражнения.

  1. Анализ работ художников с целью выявления закономерностей в построении движения с помощью различных видов и форм ритма. Связь направления основного движения с форматом композиции.
  2. Композиционные зарисовки интерьера с фигурами людей, разные источники освещения.

Проба графической техники,

А-2

А-3

А-3

       А-3

Гуашь, акварель, кисть, бумага

Гуашь, кисть, бумага аппликация  

Тушь, кисть, бумага

IV класс

Наименование темы. Содержание.

Вариант исполнения заданий

материалы

1

Сюжетная композиция на заданную тему.

Цель:  научить раскрывать тему композиции, подбирать материал по теме, выполнять серии эскизов.

Различные точки зрения – ракурс, соотношение формы и пространства. Смысловое единство действия и окружения. Цветовые и тональные средства выражения,

используемые для передачи настроения.

Задачи: выполнение живописной композиции при опоре на методику поэтапного ведения станковой композиции, включая выполнение «картона» и эскизов в цвете;

передача в композиции неглубокого двухпланового пространства с помощью изменения цвета по насыщенности и светлоте и с учетом пространственной соразмерности элементов композиции по отношению их друг к другу и к человеку (или животному);

организация листа с помощью простых видов и форм ритма (включая ритм цветовых пятен) и пропорций цветотональных отношений;

А-2

А-3

Гуашь, акварель, кисть, бумага

2

Сюжетная композиция с небольшим количеством персонажей (возможен исторический жанр).

Живописная композиция с использованием групп контрастных цветов.

Цель:

  1. продолжение знакомства с сюжетной композицией;
  2. закрепление понятий «целостность цветового решения», «формат» и «направление» основного движения в композиции, «пространство» и «цвет», «пространство» и «тон», «композиционный центр»;

Задачи:

выполнение живописной композиции с соблюдением всех подготовительных этапов работы, включая работу с историческим материалом;

внимание к пропорциям фигуры человека;

попытка передать характер взаимоотношений между персонажами;

понятие «смысловой центр композиции»;

организация структуры композиции с помощью применения несложных композиционных схем;

цветотональное решение композиции в соответствии с замыслом автора;

эмоциональная выразительность листа.

Упражнения.

1) Анализ живописного произведения с целью выявления композиционной схемы картины. Композиционные зарисовки двух-трех фигур в исторических костюмах.

Работа с цветовым кругом. Пары контрастных цветов, способы их гармонизации.

А-2

А-3

А-4

А-4

А-4

Гуашь, акварель, кисть, бумага

Гуашь, кисть, бумага

аппликация  

карандаш

Гуашь, кисть, бумага

3

Сюжетная композиция с небольшим количеством персонажей (итоговая контрольная работа).

Живописная композиция с использованием гармонических цветовых сочетаний.

Двух-, трехплановое решение пространства.

Цель: продолжение работы над сюжетной композицией;

закрепление понятий и применение основных правил и законов станковой композиции;

формат и направленность основного движения в композиции, композиционный и смысловой центры; использование простых композиционные схем, целостность цветотонального решения листа.

Задачи:

  1. выполнение живописной композиции с соблюдением всех подготовительных этапов работы;
  2. эмоциональная выразительность листа и подчинение всех элементов композиции основному замыслу.

Упражнения.

          1)Работа с цветовым кругом. Гармонические цветовые сочетания. Анализ колористического строя живописного произведения. Два варианта цветотонального решения композиции

  1. Композиционные зарисовки групп людей

А-2

А-3

А-4

       А-4

А-4

Гуашь, акварель, кисть, бумага

Гуашь, кисть,

аппликация  

гуашь, кисть

 бумага

тушь, кисть

4

Сюжетная композиция по литературному произведению.

Цель: научить раскрывать тему композиции, подбирать материал по теме, роль деталей в утверждении достоверности изображения.

закрепление понятий и применение основных правил и законов станковой композиции;

формат и направленность основного движения в композиции, композиционный и смысловой центры; использование простых композиционные схем, целостность цветотонального решения листа.

Задачи:выполнение живописной композиции с соблюдением всех подготовительных этапов работы;

  1. эмоциональная выразительность листа и подчинение всех элементов композиции основному замыслу.

А-2

А-3

Гуашь, акварель, кисть, бумага

Контрольные задания

К.з.1

Пейзаж (сказочный, фантастический).

Итоговая контрольная работа.

Трехтоновая ахроматическая композиция.

Цель: знакомство с жанром «пейзаж»;

закрепление понятий «контраст», «нюанс», «выделение главного», «пропорции»;

развитие фантазии и образного мышления;

Задачи: выполнение эмоционально выразительной композиции, предающей задуманное состояние с

выделеним  главного при использовании контрастов и нюансов тона, размера.

Упражнения: работа с тональной шкалой. Используя разные пропорции тона, создать три разных по общему тональному решению и эмоциональному состоянию варианта пейзажа.

А-2

А-3

Гуашь, акварель, кисть, бумага

К.з.2

Пейзаж деревенский со стаффажем (на основе наблюдений и зарисовок с натуры)

 (итоговая контрольная работа).

 Живописная композиция выполняется в три тона с введением одного из основных цветов (желтого, красного или синего).

Двухплановое пространство.

Цель: углубление знакомства с жанром «пейзаж», особенности деревенского пейзажа;

закрепление понятий «целостность композиции», «пропорции тона и размеров», «виды» и «формы ритма», «выделение главного»;

Задачи: выполнение живописной композиции при опоре на методику поэтапного ведения станковой композиции, включая выполнение «картона» и эскизов в цвете;

передача в композиции неглубокого двухпланового пространства с помощью изменения цвета по насыщенности и светлоте и с учетом пространственной соразмерности элементов композиции по отношению их друг к другу и к человеку (или животному);

организация листа с помощью простых видов и форм ритма (включая ритм цветовых пятен) и пропорций цветотональных отношений;

выделение главного с помощью изменений насыщенности и светлоты цвета;

передача «состояния» пейзажа;

А-2

А-3

Гуашь, акварель, кисть, бумага

К.з.3

Сюжетная композиция по литературному произведению (итоговая контрольная работа).

Цель: научить раскрывать тему композиции, подбирать материал по теме,роль деталей в утверждении достоверности изображения.

Работа над серией рисунков, связанных единством замысла. Ритм серии: напряжение-разрядка.

Различные точки зрения – ракурс, соотношение формы и пространства. Смысловое единство действия и окружения. Цветовые и тональные средства выражения,

используемые для передачи настроения.

Задачи: выполнение живописной композиции при опоре на методику поэтапного ведения станковой композиции, включая выполнение «картона» и эскизов в цвете;

передача в композиции неглубокого двухпланового пространства с помощью изменения цвета по насыщенности и светлоте и с учетом пространственной соразмерности элементов композиции по отношению их друг к другу и к человеку (или животному);

организация листа с помощью простых видов и форм ритма (включая ритм цветовых пятен) и пропорций цветотональных отношений;

выделение главного с помощью изменений насыщенности и светлоты цвета;

А-2

А-3

Гуашь, акварель, кисть, бумага

К.з.4

Сюжетная композиция с небольшим количеством персонажей (итоговая контрольная работа).

Живописная композиция с использованием гармонических цветовых сочетаний.

Двух-, трехплановое решение пространства.

Цель: продолжение работы над сюжетной композицией;

закрепление понятий и применение основных правил и законов станковой композиции;

формат и направленность основного движения в композиции, композиционный и смысловой центры; использование простых композиционные схем, целостность цветотонального решения листа.

Задачи:

  1. выполнение живописной композиции с соблюдением всех подготовительных этапов работы;
  2. эмоциональная выразительность листа и подчинение всех элементов композиции основному замыслу.

А-2

А-3

Гуашь, акварель, кисть, бумага

Перечень учебно-методического обеспечения

Для успешного результата в освоении программы по станковой композиции для ДХШ и ДШИ необходимы следующие учебно-методические пособия:

  1. таблицы по цветоведению;
  2. таблицы по этапам работы над графической и живописной композицией;
  3. наглядные пособия по различным графическим и живописным техникам;
  4. репродукции произведений классиков русского и мирового искусства
  5. работы учащихся из методического фонда школы;
  6. таблицы, иллюстрирующие основные законы композиции.

Список литературы

  • Алпатов М. Композиция в живописи. М., 1940.
  • Гика М. Эстетика пропорций в природе и искусстве. М., 1936.
  • Дейнека А. Рисунок и композиция // Учитесь рисовать. М., 1961.
  • Кочик О. Живописная система В. Э. Борисова-Муратова. М., 1980.
  • Леонардо да Винчи. Избранные произведения. М., 1935.
  • Лаптев А. Некоторые вопросы композиции. Вопросы изобразительного искусства. М., 1964.
  •  /О композиции. М., 1959.
  •   Ренин И Далекое — близкое. М.-Л., 1937.
  • Тимердинг Г. Золотое сечение. Петербург, 1924.
  • Фаворский В. О композиции. Фрунзе, 1966.
  • Фальк Р. Беседы об искусстве. Письма. М., 1918.
  • Шафрановский И. Симметрия в природе. Л., 1968.
  • Шорохов Е. Основы композиции. М., 1979.
  • Шорохов Е. Композиция. М., 1986.
  • Чистяков П. Письма, записные книжки, воспоминания. М., 1953.
  • Колякина В.И. Методика  организации уроков коллективного творчества.

ГИЗ «Владос», М., 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Период 1990–2000-х гг. в истории художественного отделения КУИ

История художественного отделения КУИ с 1990 по 2000 гг....

художественное отделение школы искусств, пояснительная записка

Данная рабочая программа имеет художественно-эстетическую и духовно-нравственную направленность потому, что направлена на развитие у детей художественно-эстетического вкуса, художественных способност...

художественное отделение школы искусств, программа предмета "История искусств"

программа по курсу История искусств для 1-4 классов детской художественной школы и детской школы искусств...

программа для художественного отделения "Рисунок"

для детских художественных школ и художественных студий детских школ искусств Срок реализации 4 года ...

программа для художественного отделения "Живопись"

Учащиеся постигают способы передачи пространства и объема предметов с помощью цвета. Необходимо прививать учащимся любовь к отображению окружающего мира во всем его цветовом богатстве, развивая у дете...

художественное отделение, программа « История православной иконописи »

Древнерусская живопись – одна из самых высоких вершин мировой культуры, величайшее духовное достояние нашего народа. Сейчас в нашей стране проявляется огромный интерес к древнерусской иконописи, но не...

художественное отделение, программа « История православной иконописи »

« История православной иконописи », 2 год обучения, 34ч. ...