Современные требования к преподаванию кружка керамики в колледже
статья

Некоторые аспекты моей работы в должности преподавателя дополнительного образования в СПб ГБ  ПОУ «РКТК» (Российский колледж традиционной культуры)
«Кружок керамики»




1.Отказ от традиционной системы обучения в рамках псевдо-профессиональной

подготовки учащихся , с якобы элементами творческого развития.

         2. Целью своей работы считаю воспитание полномасштабной творческой личности с максимально возможными профессиональными навыками на базе колледжа

и собственного ресурса. Подготовка  учащегося к самостоятельному решению

творческих высокопрофессиональных задач по созданию работ, достойных участия

в профессиональных выставках С/Х и  международных выставках.

         3.Условно мою работу можно разделить на 4 этапа.

Первое знакомство с работами , выполненными в кружке ,происходит на ежегодной  

отчетной выставке « Кружка керамики» в фойе музея РКТК июнь-сентябрь месяц.

В результате, в начале учебного года, приходит  большое количество желающих

заниматься в кружке.

       4. 1й этап работы самый трудный для учащегося и преподавателя. Имеются

большие трудности с удержанием интереса к занятиям в связи  с перестройкой школьной психологии и отказа от копирования готовых образцов и опыта преподавателя. Дополнительной трудностью для обучающихся являются обязательное

соблюдение правил  и специфики работы с глиной и оборудованием

      Нередко стрессовая ситуация уходит в результате индивидуального общения с обучающимся по итогам которой преподаватель выясняет для себя уровень подготовки,

окружение и среду в которой живет учащийся, характер  и наклонности увлечения и привычки , любые мелочи могут помочь преподавателю обрести доверительный контакт между преподавателем и учащимся, который становится основой в уверенности учащегося в своем достижении хорошего результата в работе.

  Первая работа должна состояться обязательно и непременно должна быть отмечена

не столько  преподавателем, сколько окружающими товарищами, это является основным питанием атмосферы уважения чужого труда и доброжелательности  в

коллективе.

       Примерно после 20 часов занятий учащиеся допускаются к работе за гончарным кругом. Преподаватель показывает все этапы создания предмета, а учащиеся, собственноручно подготовив массу, делают попытку создать свой предмет.  У большинства учащихся это получается не с первого раза, и не без помощи преподавателя , но в любом случае учащийся получает большое удовольствие.

Сразу по завершении работы учащийся обязан привести в порядок станок, приспособления, инструменты, одежду и обувь и окружающее пространство

вокруг рабочего места.  Все это к сожалению становится непреодолимым барьером

для  продолжения обучения в кружке у некоторых учащихся.

      Учащимся продолжившим обучение, предлагается интенсивный просмотр и анализ лучших образцов мирового искусства  керамики, изучение работ мастеров

Ленинградской школы, а именно альбом «Одна композиция» , который становится

настольной книгой в кружке. Преподаватель также охотно делится своим электронным

архивом  , представляющим собой определенный срез художественной жизни Петербурга, работ ведущих мастеров-участников международных выставок.

«Стекло и керамика в пейзаже» , учащиеся находят там работы преподавателя

и старших учеников. Листая каталоги молодежных выставок, внимательно изучая работы выпускников художественных вузов, с удивлением находят в списках лауреатов, фамилии молодых преподавателей и учащихся колледжа, членов «Кружка  керамики». И здесь по моему, наступает момент истины-учащийся осознает реальную возможность реализации собственных творческих поисков возможность стать художником. У учащихся загораются глаза и вскоре появляются интересные эскизы     

будущих работ, во время выполнения  которых преподаватель доносит до учащегося

весь комплекс знаний, и навыков- необходимых для выполнения работы.  Здесь конкретная техника безопасности при пользовании инструментами и приспособлениями,  навыки построения сложных пластических форм, выбор правильных материалов и технологии исполнения  работы ,но не более необходимого.

Преподаватель  в следующей работе учащегося  предлагает освоить новые материалы,

технику исполнения, использовать другие пластические  приемы, способы декорирования и инструменты. Таким образом растет багаж навыков учащегося,

а преподаватель с каждой новой работой повышает планку сложности работы,

постоянно увеличивая художественную составляющую работы учащегося.

      Нормальным  считаю стремление учащегося  решить для себя непосильную

задачу, в таком случае преподавателю приходится деликатнейшим образом  сравнить

учащегося с большим красивым сосудом, в котором еще недостаточно драгоценной

влаги- знаний, навыков, опыта, вкуса и  интересного собственного художественного взгляда  на жизнь.

  5. 2-ой год обучения в кружке имеет свои особенности. Учащиеся, получив начальные знания, приобретенные в кружке  уже способны выполнять интересные работы , которые не стыдно показать даже на молодежных выставках С/Х СПб.  Полученные знания по рисунку, живописи, композиции и истории искусства, добавив навыки в кружке позволяют надеяться на хороший результат  . Большим стимулом к

творчеству является появление фото своей работы в каталоге, кроме этого меняется

отношение к  учащемуся учеников и родителей а  главное у них появляется вера в

свои творческие возможности.  С этого момента у учащихся усиливается интерес к

широкой возможности  приобретения новых навыков в керамике , они с удвоенной

энергией начинают работать, приносят много эскизов работ. Обсуждая проекты

будущих работ, преподаватель обращает внимание на пробелы в различных образовательных дисциплинах и подсказывает где можно найти необходимую информацию. Появление в кружке альбомов, каталогов  из библиотеки преподавателя,

задействование ресурса интернета, постоянная отсылка к художникам, авторам интересных работ в  керамике и посещение выставок в музеях и галереях СПб,

способствует расширению кругозора ,повышает культуру учащегося, помогает

формировать личность начинающего  свой творческий путь художника . Растет

авторитет преподавателя, и только с этого момента появляется возможность

благожелательной критики проектов с предложением под другим углом взглянуть на свою работу и самостоятельно найти оригинальное решение  художественной

задачи. В это время понемногу изменяется отношение учащихся к преподавателю,

они  видят, что преподаватель приходит на работу за час до начала занятий, этого

времени хватает для решения административных и организационных вопросов,

а также для  подготовки материалов и инструментов к занятиям. Учащиеся, не теряя

времени продолжают начатую работу а у преподавателя остается достаточно времени для индивидуальной работы с каждым учащимся. Занятия заканчиваются после 20-00, проходят без перемен, и только спонтанное чаепитие в 17-00 дает возможность

обсудить различные проблемы любого характера  вплоть до личных вопросов .



Жалуясь на нелегкую судьбу студента ,  они с большим вниманием слушают примеры

из моего личного опыта, и мне нередко говорят спасибо за мои советы.  Есть учащиеся, у которых в семьях есть неблагополучные родители и гнетущая домашняя среда,

которую невозможно изменить. В таком случае я привожу примеры российских

пар. олимпийцев и говорю что в отличии от них - у вас 2 руки, 2 ноги, и целая голова.

Вы полны  светлых идей и есть все возможности сделать себя самому. А если кому

стало невмоготу, попробуй утром закрыть глаза и прожить так хоть полчаса?

Знаете- помогает.

         Этот перерыв я использую для ознакомления учеников с информациями по срокам предстоящих выставок и организационных мероприятий связанных с ними.

       6. Третий год обучения характерен повышенным интересом учащихся   к технологии материалов , различных способов декорирования изделий, использование

и других способов выявления рельефа и фактуры изделия. Включение в композиционные решения других материалов, повышает сложность художественного образа, ярче раскрывают тему, стимулируют дальнейшие творческие поиски и обретение собственного пластического языка. Примером могут  служить использование зеркала и стеклянных вставок в керамическую композицию.

      Использование металла и тканей. Все эти поиски собранные вместе на

отчетной выставке демонстрируют широту творческих исканий учащихся, пристрастие к эксперименту. Удачные находки при этом были отмечены  на профессиональных

выставках искусствоведами и описаны ими в каталогах, за некоторые из работ

получены дипломы и грамоты.

       7. Постепенно в кружке складывается дружная, творческая атмосфера,

взаимопомощь при создании сложных работ. Когда учащиеся видят , что преподаватель

не чурается выполнением вспомогательных работ, тем самым увеличивая время

возможности заниматься творчеством , результат не заставляет себя ждать,

плодотворность возрастает, и учащиеся по настоящему ценят время занятий.

       8. Участие в выставках по линии С/О предполагает дополнительные выезды на

выставком, экспозицию, открытие и закрытие выставки. Это  время потрачено не зря,

учащиеся приобретают навыки, которые им обязательно пригодятся в будущем,

когда они станут преподавателями художественных дисциплин и конечно будут

использовать опыт , накопленный здесь.

      9. Считаю особенно полезным участие в молодежных и тематических выставках

по линии С/Х, так как учащиеся могут реально сопоставить уровень своих работ

и выпускников академий, молодых мастеров и членов С/Х. Возможность взгляда на

свои работы через призму широкого представительства авторов, помогает молодому автору более критично подойти к оценке собственного  творчества, это обязательно даст мощный стимул к творческому развитию молодого художника.

       На этом этапе учащиеся осознают цену возможности бесплатного обучения

в кружке керамики  РКТК и своих перспектив.  

      10. Четвертый год обучения в кружке характеризуется во первых; достаточной

теоретической и практической подготовкой учащихся  , во вторых; они выходят на новый уровень задач, появляется желание сделать работу в крупном масштабе ,

остается акцент на  крупную простую форму , происходит отказ от традиционного декорирования, ставится перед собой, еще более сложная задача-малыми средствами,

сказать большее.

       Работа делается с прицелом на участие в международной выставке «Стекло и

керамика в пейзаже» ,которая ежегодно проходит на  Восточной поляне Елагиноостровского дворца .Участие в этих выставках открывает перед учащимся

новые горизонты. Они интересуются новыми технологиями в керамике, которых нет

в колледже, знакомятся с  различными национальными и региональными традициями

решений пластических образов  ,разнообразных способов обжига,выбора материалов,

температуры обжигов с применением авторских техник и способов декорирования

изделий  .Демонстрация своих работ на этих выставках, придает учащимся  уверенности в себе и в своем творческом потенциале. Укрепляется желание после

окончания колледжа, вступить в секцию Керамика в С/Х  СПб.

       11. Продолжение обучения в одном из Вузов  СПб по этой специальности

становится ближайшей программой. Некоторые учащиеся уже с 3-го года обучения

посещают платные подготовительные курсы,уже выбранного для поступления Вуза.

Учащиеся заранее готовят портфолио-творческих работ, с прицелом на требования С/Х.

        12. Вторая половина последнего года обучения осложнена государственными

экзаменами  и выполнением дипломного проекта в колледже, но задела  творческих работ хватает продолжить участие в выставках и художественной жизни Санкт-Петербурга . Работы некоторых учащихся замечены, и авторов приглашают участвовать

ими в различных проектах С\Х СПб и других выставках.

        13. Некоторые учащиеся закончившие колледж и поступившие в Вузы, продолжают заниматься в кружке с разрешения администрации колледжа, тем самым

улучшая  статистику участия количества работ во всех выставках , которых набирается за учебный год порядка  12-14, различных уровней от выставки в колледже до международной.

        14. Больше всего мне нравится  не столько творческие успехи моих учеников,их успехи в образовании- сколько в том , что они будут наверняка  с удовольствием вспоминать удивительную метаморфозу, случившуюся с ними за время занятий в кружке, в котором они делали свою творческую работу - а создали сами себя,

молодое творческое дарование с большими и интересными планами на жизнь и без

вредных привычек.

        Они стали учащимися умеющими трудиться и уважать труд других . На прощание с удовольствием могу сказать  им - коллеги ваш кувшин достаточно полон.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл memuary.docx13.2 КБ

Предварительный просмотр:

Некоторые аспекты моей работы в должности преподавателя дополнительного образования в СПб ГБ  ПОУ «РКТК»    (Российский колледж традиционной  культуры)    

                                «Кружок керамики»                

1.Отказ от традиционной системы обучения в рамках псевдо-профессиональной

подготовки учащихся , с якобы элементами творческого развития.

          2. Целью своей работы считаю воспитание полномасштабной творческой личности с максимально возможными профессиональными навыками на базе колледжа

и собственного ресурса. Подготовка  учащегося к самостоятельному решению

творческих высокопрофессиональных задач по созданию работ, достойных участия

в профессиональных выставках С/Х и  международных выставках.

          3.Условно мою работу можно разделить на 4 этапа.

Первое знакомство с работами , выполненными в кружке ,происходит на ежегодной  

отчетной выставке « Кружка керамики» в фойе музея РКТК июнь-сентябрь месяц.

В результате, в начале учебного года, приходит  большое  количество желающих

заниматься в кружке.

        4.  1й этап работы самый трудный для учащегося и преподавателя. Имеются

большие трудности с удержанием интереса к занятиям в связи  с перестройкой школьной психологии и отказа от копирования готовых образцов и опыта преподавателя. Дополнительной трудностью для обучающихся являются обязательное

соблюдение правил  и специфики работы с глиной и оборудованием

       Нередко стрессовая ситуация уходит в результате индивидуального общения с обучающимся по итогам которой преподаватель выясняет для себя уровень подготовки,

окружение и среду в которой живет учащийся, характер  и наклонности увлечения и привычки , любые мелочи могут помочь преподавателю обрести доверительный контакт между преподавателем и учащимся, который становится основой в уверенности учащегося в своем достижении хорошего результата в работе.

   Первая работа должна состояться обязательно и непременно должна быть отмечена

не столько  преподавателем, сколько окружающими товарищами, это является основным питанием атмосферы уважения чужого труда и доброжелательности  в

коллективе.

        Примерно после 20 часов занятий учащиеся допускаются к работе за гончарным кругом. Преподаватель показывает все этапы создания предмета, а учащиеся, собственноручно подготовив массу, делают попытку создать свой предмет.  У большинства учащихся это получается не с первого раза, и не без помощи преподавателя , но в любом случае учащийся получает большое удовольствие.

Сразу по завершении работы учащийся обязан привести в порядок станок, приспособления, инструменты, одежду и обувь и окружающее пространство

вокруг рабочего места.  Все это к сожалению становится непреодолимым барьером

для  продолжения обучения в кружке у некоторых учащихся.

       Учащимся продолжившим обучение, предлагается интенсивный просмотр и анализ лучших образцов мирового искусства  керамики, изучение работ мастеров

Ленинградской школы, а именно альбом «Одна композиция» , который становится

настольной книгой в кружке. Преподаватель также охотно делится своим электронным

архивом  , представляющим собой определенный срез художественной жизни Петербурга, работ ведущих мастеров-участников международных выставок.

«Стекло и керамика в пейзаже» , учащиеся находят там работы преподавателя

и старших учеников. Листая каталоги молодежных выставок, внимательно изучая работы выпускников художественных вузов, с удивлением находят в списках лауреатов, фамилии молодых преподавателей и учащихся колледжа, членов «Кружка  керамики». И здесь по моему, наступает момент истины-учащийся осознает реальную возможность реализации собственных творческих поисков   возможность стать художником. У учащихся загораются глаза и вскоре появляются интересные эскизы    

будущих работ, во время выполнения  которых   преподаватель  доносит до учащегося

весь комплекс знаний, и навыков- необходимых для выполнения работы.  Здесь конкретная техника безопасности при пользовании инструментами и приспособлениями,  навыки построения сложных пластических форм, выбор правильных материалов  и технологии исполнения  работы ,но  не более необходимого.

Преподаватель  в следующей работе учащегося  предлагает освоить новые материалы,

технику исполнения, использовать другие пластические  приемы,  способы декорирования и инструменты. Таким образом растет багаж навыков учащегося,

а преподаватель с каждой новой работой повышает планку сложности работы,

постоянно увеличивая художественную составляющую работы учащегося.

       Нормальным  считаю стремление учащегося  решить для себя непосильную

задачу, в таком случае преподавателю приходится деликатнейшим образом  сравнить

учащегося с большим красивым сосудом, в котором еще недостаточно драгоценной

влаги- знаний, навыков, опыта, вкуса и  интересного собственного художественного взгляда  на жизнь.

   5. 2-ой год обучения в кружке имеет свои особенности. Учащиеся, получив начальные знания, приобретенные в кружке  уже способны выполнять интересные работы , которые не стыдно показать даже на молодежных выставках С/Х  СПб.        Полученные знания по рисунку, живописи, композиции и истории искусства, добавив навыки в кружке позволяют надеяться на хороший результат  .  Большим стимулом к

творчеству является появление фото своей работы в каталоге, кроме этого меняется

отношение к  учащемуся учеников и родителей а  главное у них  появляется вера в

свои творческие возможности.  С этого момента у учащихся  усиливается интерес к

широкой возможности  приобретения   новых навыков в керамике , они с удвоенной

энергией начинают работать, приносят много эскизов работ. Обсуждая проекты

будущих работ, преподаватель обращает внимание на пробелы в различных образовательных дисциплинах и подсказывает где можно найти необходимую информацию. Появление в кружке альбомов, каталогов  из библиотеки преподавателя,

задействование ресурса интернета, постоянная отсылка к художникам, авторам интересных работ в  керамике и посещение выставок в музеях и галереях СПб,

способствует расширению кругозора ,повышает культуру учащегося, помогает

формировать личность начинающего  свой творческий путь  художника . Растет

авторитет преподавателя, и только с этого момента появляется возможность

благожелательной критики проектов с предложением под другим углом взглянуть на свою работу и самостоятельно найти оригинальное решение  художественной

задачи. В это время понемногу изменяется отношение учащихся к преподавателю,

они  видят, что преподаватель приходит на работу за час до начала занятий, этого

времени хватает для решения административных и организационных вопросов,

а также для  подготовки материалов и инструментов к занятиям. Учащиеся, не теряя

времени продолжают начатую работу а у преподавателя остается достаточно времени для индивидуальной работы с каждым учащимся. Занятия заканчиваются после 20-00, проходят без перемен, и только спонтанное чаепитие в 17-00 дает возможность

обсудить различные проблемы любого характера  вплоть до личных вопросов  .

Жалуясь на нелегкую судьбу студента ,  они с большим вниманием слушают примеры

из моего личного опыта, и мне нередко говорят спасибо за мои советы.  Есть учащиеся, у которых в семьях  есть неблагополучные родители и гнетущая домашняя среда,

которую невозможно изменить. В таком случае я привожу примеры российских

пар. олимпийцев и говорю что в отличии от них - у вас 2 руки, 2 ноги, и целая голова.

Вы полны  светлых идей и есть все возможности сделать себя самому. А если кому

стало невмоготу, попробуй утром закрыть глаза и прожить так хоть полчаса?

Знаете- помогает.

          Этот перерыв я использую для ознакомления учеников с информациями по срокам предстоящих выставок и организационных мероприятий связанных с ними.

        6. Третий год обучения характерен повышенным интересом учащихся   к технологии материалов , различных способов декорирования изделий, использование

и других способов выявления рельефа и фактуры изделия. Включение в композиционные решения других материалов, повышает сложность художественного образа, ярче раскрывают тему, стимулируют дальнейшие творческие поиски и обретение собственного пластического языка. Примером могут  служить использование  зеркала  и стеклянных вставок  в керамическую композицию.

       Использование металла и тканей. Все эти поиски собранные вместе на

отчетной выставке демонстрируют широту творческих исканий учащихся, пристрастие к эксперименту. Удачные находки при этом были отмечены  на профессиональных

выставках искусствоведами и описаны ими в каталогах, за некоторые из работ

получены дипломы и грамоты.

        7.   Постепенно в кружке складывается дружная, творческая атмосфера,

взаимопомощь при создании сложных работ. Когда учащиеся видят , что преподаватель

не чурается выполнением вспомогательных работ, тем самым увеличивая время

возможности заниматься творчеством , результат не заставляет себя ждать,

плодотворность возрастает, и учащиеся по настоящему ценят время занятий.

        8. Участие в выставках по линии С/О предполагает дополнительные выезды на

выставком, экспозицию, открытие и закрытие выставки. Это  время потрачено не зря,

учащиеся приобретают навыки, которые им обязательно пригодятся в будущем,

когда они станут преподавателями художественных дисциплин и конечно будут

использовать опыт , накопленный здесь.

       9. Считаю особенно полезным участие в молодежных и тематических выставках

по линии С/Х, так как учащиеся могут реально сопоставить уровень своих работ

и выпускников академий, молодых мастеров и членов С/Х. Возможность взгляда на

свои работы через призму широкого представительства авторов, помогает молодому автору более критично подойти к оценке собственного  творчества, это обязательно даст мощный стимул к творческому развитию молодого художника.

        На этом этапе учащиеся осознают цену возможности бесплатного обучения

в кружке керамики  РКТК  и своих перспектив.  

       10. Четвертый год обучения в кружке характеризуется во первых; достаточной

теоретической и практической подготовкой учащихся  , во вторых; они выходят на новый уровень задач, появляется желание сделать работу в крупном масштабе ,

остается акцент на  крупную простую форму , происходит отказ от традиционного декорирования, ставится перед собой, еще более сложная задача-малыми средствами,

сказать большее.

        Работа делается с прицелом на участие в международной выставке «Стекло и

керамика в пейзаже» ,которая ежегодно проходит на  Восточной поляне   Елагиноостровского дворца .Участие в этих выставках открывает перед учащимся

новые горизонты. Они интересуются новыми технологиями в керамике, которых нет

в колледже, знакомятся с  различными национальными и региональными традициями

решений пластических образов  ,разнообразных способов обжига,выбора материалов,

температуры обжигов с применением авторских техник и способов декорирования

изделий  .Демонстрация своих работ на этих выставках, придает учащимся  уверенности в себе и в своем творческом потенциале. Укрепляется желание после

окончания колледжа, вступить в секцию Керамика в С/Х  СПб.

        11. Продолжение обучения в одном из Вузов  СПб  по этой специальности

становится ближайшей программой. Некоторые учащиеся уже с 3-го года обучения

посещают платные подготовительные курсы,уже выбранного для поступления Вуза.

Учащиеся заранее готовят портфолио-творческих работ, с прицелом на требования С/Х.

         12. Вторая половина последнего года обучения осложнена государственными

экзаменами  и выполнением дипломного проекта в колледже, но задела  творческих работ хватает продолжить участие в выставках и художественной жизни Санкт-Петербурга . Работы некоторых учащихся замечены, и авторов приглашают участвовать

ими в различных проектах С\Х СПб и других выставках.

         13. Некоторые учащиеся закончившие колледж и поступившие в Вузы, продолжают заниматься в кружке с разрешения администрации колледжа, тем самым

улучшая  статистику участия количества работ во всех выставках , которых набирается за учебный год порядка  12-14, различных уровней  от выставки в колледже до международной.

         14. Больше всего мне нравится  не столько творческие  успехи моих учеников,их успехи в образовании- сколько в том , что они будут наверняка  с удовольствием вспоминать удивительную метаморфозу, случившуюся с ними за время занятий   в  кружке, в котором они делали свою творческую работу - а создали сами себя,

молодое творческое дарование с большими и интересными планами на жизнь и без

вредных привычек.

         Они стали учащимися умеющими трудиться и уважать труд других . На прощание с удовольствием могу сказать  им - коллеги ваш кувшин достаточно полон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка и проведение учебных занятий в соответствии с современными требованиями к организации образовательного процесса в ОУ СПО

В данном сборнике приведены материалы, которые были подготовлены в виде презентации Гамаюновой  Н.Ф. – руководителем отдела методического сопровождения реализации программ ООП ГБОУ УМЦ ПО ДОгМ и ...

Современные требования к уроку производственного обучения

Современный урок производственного обучения – это прежде всего урок, позволяющий развивать творческий потенциал обучающегося. Тенденции развития современных требований к уроку, напрямую связаны ...

Аттестация педагогических кадров в свете современных требований на соответствие занимаемой должности

В данном документе хочу познакомить с процедурой аттестации педагогических кадров в свете современных требований на соответствие занимаемой должности, которая разработана и проводится в нашем колледже...

Использование технологий сетевого взаимодействия в аспекте современных требований к уровню подготовки специалиста среднего звена

Одним из перспективных направлений обучения и воспитания молодежи становится сетевое взаимодействие. Современные интернет-сервисы предоставляют широкие возможности для реализации учебно-воспитательног...

Методические рекомендации для педагогов: "Разработка Положения о мероприятии в образовательной организации с учётом современных требований"

Методические рекомендации по разработке Положения о мероприятии адресованы начинающим педагогам. В этом методическом продукте представлена модель написания Положения, требования к структуре и оформлен...

Круглый стол: «Проводник на железнодорожном транспорте: современные требования - эталонный профиль»

В рамках недели професссионального мастерства, с целью популяризации профессии, осуществления взаимосвязи с работодателями был разработан и проведен круглый стол, участниками которго стали студенты 1-...

Статья «Опыт преподавания иностранного языка в колледже с учетом профессиональной направленности и применения современных образовательных технологий»

Сборник «Современные проблемы профессионального образования: опыт и пути решения: материалы 3-й всероссийской. научно-практической конференции с международным участием». Иркутск, 16&ndash...