Календарно – тематическое планирование 4-8 класс Музыка Алеев ФГОС
календарно-тематическое планирование

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Центр образования № 42»

 

 

«Согласовано»

Руководитель МО

_____________/                   /

ФИО

Протокол № 1  от 30.08.2018г.

 

«Согласовано»

Заместитель директора  МАОУ «Центр образования № 42»

____________/                      /

29.08.2018г

«Рассмотрено»

на заседании педагогического совета

Протокол №  1

 от 30.08.2018г.

 

«Утверждено»

Директор МАОУ «Центр образования № 42»

 

______/Калистратова Е. И./

Приказ №      от 30.08.2018г

 

 

 

 

 

 

 

Календарно – тематическое планирование по музыке

4 - 8 класс

на 2018-2023 учебный год

 

 

 

 

 

Составитель: Смирнова Елена Сергеевна,

Учитель: Смирнова Елена Сергеевна,

 1-й квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вологда

2018 год

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_5-8kl.docx59.93 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Центр образования № 42»

«Согласовано»

Руководитель МО

_____________/                   /

ФИО

Протокол № 1  от 30.08.2018г.

«Согласовано»

Заместитель директора  МАОУ «Центр образования № 42» 

____________/                      /

29.08.2018г

«Рассмотрено»

на заседании педагогического совета

Протокол №  1

 от 30.08.2018г.

«Утверждено»

Директор МАОУ «Центр образования № 42»

 

______/Калистратова Е. И./

Приказ №      от 30.08.2018г

Календарно – тематическое планирование по музыке

4 - 8 класс

на 2018-2023 учебный год 

Составитель: Смирнова Елена Сергеевна,

Учитель: Смирнова Елена Сергеевна,

 1-й квалификационной категории

Вологда

2018 год

Календарно – тематическое планирование 4 класс

Тема года: «Музыкальное путешествие»

        

п/п

 Тема урока

Количество часов

       

        Содержание урока

Контрольно-

оценочная деятельность

вид

форма

1

Россия – любимая наша страна.

1

Песни о Родине. Песни о России, героическом прошлом страны. Гимн – торжественная песня, восхваляющая и прославляющая кого-либо или что-либо. Понятие – национальный гимн. Гимн России – один из главных государственных символов России, наряду с флагом и гербом.

Входной

Устный опрос

2

Великое содружество русских композиторов.

1

«Могучая кучка» - творческое содружество российских композиторов. Сложившееся в Санкт-Петербурге в конце 1850-х - начале 1860-х гг. (Балакиревский кружок). Состав кружка.

Текущий

Устный опрос

3

Тема Востока в творчестве русских композиторов.

1

«Шехерезада» - по своей форме и стилю симфоническая сюита Н. А. Римского-Корсакова, созданная в 1888 году по мотивам известного сборника арабских сказок «Тысяча и одна ночь». Сюита - многочастное циклическое музыкальное произведение, написанное для симфонического оркестра. Живописно-изобразительная программность произведения. Обсуждение: что делает «Шехерезаду» одним из выдающихся произведений русской музыки, посвященных Востоку.

Текущий

Пение, м-р движения

4

Музыка Украины.

1

Украинская музыка берет начало со времен Киевской Руси в своем развитии охватывает практически все типы музыкального искусства – народную и профессиональную, академическую и популярную музыку. Народные украинские песни рассказывают о защитниках родной земли, о календарных праздниках, горе и радости. Музыка Украины - как самостоятельная ветвь восточнославянской музыки. Украинский фольклор в музыкальном творчестве.

Текущий

Устный опрос

5

Музыка Белоруссии

1

Использование белорусских народных песен и мотивов композиторами-классиками. Белорусские композиторы и исполнители (коллективы). Особенности танцевальных мелодий: веселый характер, двухдольный метр, быстрый темп; отражают трудовые процессы («Ленок», «Бульба»), отношение человека к природе («Метелица», «Чарот»), сюжетные танцы («Юрочка», «Лявониха», «Полька-Янка»).

Особенности белорусских песен:

Сжатый мелодический диапазон, развитая орнаментика, гибкая ритмика, богатство и разнообразие исполнительских приемов, пение с «подводкой» - верхним солирующим голосом.

Текущий

Устный опрос

6

Музыка Польши.  Осень в Желязовой Воле.

1

Желязова Воля – родина знаменитых музыкантов: композитора Ф. Шопена и скрипача Генрика Шеринга. Русский композитор С. Ляпунов написал симфоническую поэму «Желязову Волю», посвященную памяти Ф. Шопена.

Текущий

Устный опрос

7

 Блеск и мощь полонеза.

1

Творчество польского композитора М. Огинского. Музыкальная интерпретация полонезов М. Огинским, который преподносил их не как танцевальный жанр, а как самостоятельную фортепианную пьесу. Полонез – торжественный большой танец-шествие; музыкальный размер 3/4:; умеренный темп; имеет польское происхождение. Полонезы объединяют в себе одновременно лиричность и меланхоличность славянской души и в то же время боевой настрой.  Полонезы Ф. Шопена повествуют о напряженной драматической борьбе польского народа за свою национальную независимость, о его стремлении к победе. Жанр полонеза получил своеобразное развитие в операх русских композиторов: «И. Сусанин», «Евгений Онегин», «Пан-Воевода» и др.

Текущий

Устный опрос, хор пение

8

Музыкальное путешествие в Италию.

1

Связь русской музыкальной культуры с культурой народов мира. Итальянские впечатления русских композиторов и живописцев.

Текущий

Устный опрос, хор пение

9

Творчество Дж. Верди.

1

Дж. Верди – итальянский композитор, центральная фигура итальянской оперной школы. Лучшие его оперы: «Риголетто», «Травиата» «Аида»), известные богатством мелодической выразительности, часто исполняются в оперных театрах всего мира.

Текущий

Устный опрос, сольное пение

10

Венские музыкальные классики.

1

Венская классическая школа как художественное направление в музыкальной культуре 18- начала 19 века. Стиль венской классической школы. Музыкальные жанры. Ф. И. Гайдн – основоположник венской классической школы. Музыкальный гений – В. А. Моцарт.

Текущий

Устный опрос, сольное пение

11

Знаменитая симфония №40 В. Моцарта.

1

Симфония №40 соль-минор – одно из наиболее популярных сочинений В. Моцарта. Строение, состав оркестра симфонии.  Симфония представляет собой классический сонатно-симфонический цикл. В ней 4 части.

Текущий

Устный опрос

12

Героические образы Л. Бетховена.

1

Биография и творческий путь Л. Бетховена. Бетховен – автор многих произведений, поражавших современников бурным драматизмом и новизной музыкального языка. В их числе: фортепианные сонаты №8 («Патетическая»)  и №14 «Лунная»).

Текущий

Устный опрос, сольное пение

13

Песни и танцы Ф. Шуберта.

1

Изучение развития музыки на примере произведений Ф. Шуберта.  Ладовое развитие музыки.  Разучивание песни.

Текущий

Устный опрос

14

Великий немецкий композитор И. С. Бах.

1

Биография и творческий путь И. Баха. Музыкальное наследие Баха включает более тысячи талантливых сочинений. Бах прославился как виртуозный  исполнитель органной музыки и талантливый композитор.

Текущий

Устный опрос, сольное пение

15

Музыка Эдварда Грига.

1

Биография и творческий путь Э. Грига. Одним из самых знаменитых произведений Грига считается Вторая сюита – «Пер Гюнт», в которую вошли пьесы: «Жалоба Ингрид», «Арабский танец», «Возвращение Пера Гюнта на родину», «песня Сольвейг».

Текущий

Устный опрос, хор пение

16

Музыка Эдварда Грига.

1

Биография и творческий путь Э. Грига. Одним из самых знаменитых произведений Грига считается Вторая сюита – «Пер Гюнт», в которую вошли пьесы: «Жалоба Ингрид», «Арабский танец», «Возвращение Пера Гюнта на родину», «песня Сольвейг».

Текущий

Устный опрос, хор пение

17

«Так полюбил я древние дороги…»

1

Взаимопроникновение музыки, изобразительного искусства и литературы в колористическом, ритмическом и интонационном началах произведениях.

Текущий

Устный опрос, хор пение

18

«Так полюбил я древние дороги…»

1

Музыкальныежанры. Средства музыкальной выразительности– интонация, звукоизвлечение, звуковедеие в вокальных и хоровых

Текущий

Устный опрос, хор пение

19

Творчество Ф. Шопена.

1

Биография и творческий путь Ф. Шопена. Ноктюрны.

Текущий

Устный опрос, хор пение

20

Творчество Ф. Шопена.

1

Патриотическая музыка композитора Ф. Шопена.

Текущий

Устный опрос

21

 Арлекин и Пьеро.

1

Роберт Шуман и его гениальный «Карнавал». Каждая пьеса «Карнавала»  основана на 4 нотах. Маленькие сцены на 4 ноты. Всего их было  20 сцен. Шуман – мастер музыкального портрета.

Текущий

Устный опрос

22

В подводном царстве.

1

Жанры музыки. Великие композиторы. Великие произведения. Создание сказочного образа музыкальными средствами. Музыкальная характеристика действующих лиц.

Текущий

Устный опрос

23

Цвет и звук: «музыка витража».

1

Оливье Проспер Мессиан – французский композитор, органист, музыкальный теоретик, педагог. Орнитолог (специалист по птичкам).

Биография и творчество Мессана.

Текущий

Устный опрос, хор пение

24

Вознесение к звездам.

1

В 1948 году увидела свет большая симфония Мессиана « Турангалила», написанная для Бостонского оркестра. 10-тичастная, свободная по форме фантазия получила свое название из индийской литературы.

Текущий

Устный опрос

25

Симфонический оркестр.

1

Симфонический оркестр состоит из смычковых. Духовых и ударных инструментов. Лучшие симфонические оркестры мира.

Текущий

Устный опрос

26

Поэма огня «Прометей»

1

Композитора А. Скрябина привлекали образы, связанные с огнем:  в названиях его сочинений нередко упоминаются огонь, пламя, свет и т.п. В партитуру симфонической поэмы « Прометей» Скрябин включил партию световой клавиатуры.

Текущий

Пение. Устный опрос.

27

Джазовый оркестр.

1

Джаз – форма музыкального искусства, возникшая в конце 19-нале 20 века в США в результате синтеза африканской и европейской культур. Биг-бенд-классическая, сложившаяся форма, известна в джазе с начала 1920годов.

Текущий

Пение. Устный опрос.

28

Что такое мюзикл?

1

Мюзикл (иногда называется музыкальной комедией) – музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, важную роль играет хореография; это единое драматическое действо, связывающее воедино все, причем каждый персонаж живет своей сценической жизнью. История жанра, постановки известных московских музыкальных спектаклей. Создатели и актеры мюзиклов.

Текущий

Хоровое пение

29

Что такое мюзикл?

1

Мюзикл – прекрасная сказка, подаренная нам 20 веком; загадка, феерия. Призрак, ставшая для многих людей жизнью и смертью, звездным часом и разочарованием. Музыкально-сценическое произведение, в котором используются различные средства эстрадной и бытовой музыки. Драматического, хореографического и оперного искусства. Детско-юношеский театр мюзикла.

Текущий

Пение. Устный опрос.

30

Под небом Парижа.

1

Эдит Пиаф – великая французская певица и актриса. Биография и творчество Э. Пиаф: удивительно красочная, сочная жизнь,  выдержавшая становление от уличной парижской певички до мировой звезды; символ Франции, голос французского народа.

Текущий

Пение. Устный опрос.

31

Петербург. Белые ночи.

1

П. И. Чайковский; творчество композитора, посвященного Петербургу. Музыкальные впечатления композитора. Современные композиторы на тему Белых ночей. Эмоционально-художественное исполнение песни «Белые ночи»

Текущий

Устный опрос, хор пение

32

Песни о Москве.

1

П. И. Чайковский; творчество композитора, посвященного Москве. Музыкальные впечатления композитора. Современные композиторы о Москве. Вдохновенное, эмоционально-художественное исполнение песни «Москва! Звонят колокола…..»

Текущий

Устный опрос, сольное пение

33

Музыка, воспевающая Россию.

1

Исполнение полюбившихся произведений. Демонстрация понимания интонации и развития музыки в произведениях для слушания и анализа. Произведения и музыкальные средства, характеризующие музыкальное искусство России, важнейшие исторические этапы, сражения и потери русского народа.

Текущий

Устный опрос

34

Музыка, воспевающая Россию.

1

Концертные залы и музыкальные театры России. Характеристика народной и профессиональной национальной русской музыки. Русские народные музыкальные инструменты. Композиторы, исполнители России.

Итоговый

Устный опрос


Календарно - тематическое планирование

5 класс (34ч)

Тема года «Музыка и другие виды искусства»

Тема

Количество часов

Содержание урока

Контрольно-

оценочная деятельность

вид

форма

1

Музыка рассказывает обо всём (1ч)

1

Как можно изучать музыку (разные пути приобщения к музыкальному искусству). Что есть главное и что второстепенное в музыке.

Главная тема года «Музыка и другие виды искусства» и особенности её постижения.

Методы наблюдения. Сравнения, сопоставления как важнейшие инструменты анализа и оценки произведений искусства.

Музыкальный материал:

В.Алеев, стихи С.Маршака. Гвоздь и подкова (пение).

Входной

Устный опрос

2

Истоки (1ч)

1

Откуда берется музыка. Передача звуков природы в музыкальных звучаниях. В чем состоит единство истоков видов искусства.

Музыкальный материал:

Г.Струве, стихи И.Исаковой. Музыка (пение);

Е.Крылатов, стихи Н.Добронравова.

Где музыка берет начало? (пение)

Текущий

Устный опрос, хоровое пение

3

Искусство открывает мир (1ч)

1

Какие миры открывает искусство (на примере произведений искусства, представленных в №3). Соотнесение понятий реальность жизни и реальность духа.

Художественный материал:

Музыка

М. Таривердиев, стихи Н. Добронравова.

Маленький принц (слушание, пение).

Литература

А. де Сент-Экзюпери. Маленький принц;

Х.К. Андерсен. Соловей.

Живопись

Н.Ге. Портрет Л.Н. Толстого;

И. Репин. Портрет А.Г.Рубинштейна.

Песенный репертуар:

Е. Крылатов, стихи Ю.Энтина. Крылатые качели (пение).

Текущий

Устный опрос, хоровое пение

4

Искусства различны, тема едина (1ч)

1

Какие качества необходимы человеку, чтобы понять смысл искусства.

Тема как фактор объединения произведений разных видов искусства.

Сравнение художественных произведений, представленных в п.4,с точки зрения сходства их образов и настроений.

Художественный материал:

Музыка

П. Чайковский. Октябрь. Осенняя песнь.

Из фортепианного цикла «Времена года» (слушание);

Р.Шуман. Первая утрата. Из фортепианного цикла «Альбом для юношества» (слушание).

Поэзия

А.Толстой. Осень. Обсыпается весь наш бедный сад

Живопись

И.Левитан. Осенний день. Сокольники;

И.Бродский. Опавшие листья.

Песенный репертуар:

И.Гайдн, русский текст

П.Синявского. Мы дружим с музыкой (пение)

Текущий

Устный опрос, хоровое пение.

5

Два великих начала искусства (1ч)

1

Слово и музыка – могучие силы искусства.

Особенности взаимодействия стихотворных текстов и музыки в вокальных произведениях.

Музыкальный материал:

М.Глинка, стихи А.Пушкина. Я помню чудное мгновенье…(слушание);

Ф.Шуберт, стихи В.Мюллера. В путь.

Из вокального цикла «Прекрасная мельничиха».

Песенный репертуар:

Веселый мельник. Американская народная песня (слушание)

Текущий

Устный опрос

6

«Стань музыкою слово!» (1ч)

1

Черты сходства между литературой и музыкальной речью (на примере музыкально- поэтических интонаций на инструментальную музыку (на примере финала Концерта № 1 для фортепиано с оркестром П.Чайковского).

Музыкальный материал:

В.А.Моцарт. Симфония № 40. I часть. Фрагмент (слушание);

П.Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. III часть. Фрагмент (слушание).

Песенный репертуар:

Веснянка. Украинская народная песня (пение)

Текущий

Устный опрос, хоровое пение

7

Музыка «дружит» не только с поэзией (1ч)

1

Воспроизведение человеческой речи в вокальном произведении, написанном на нестихотворный текст (на примере пьесы «Кот Матрос» из вокального цикла «Детская» М.Мусоргского).

Музыкальные жанры, возникшие под влиянием литературы.

Музыкальный материал:

М.Мусоргский. Кот Матрос. Из вокального цикла «Детская» (слушание).

Текущий

Устный опрос, хоровое пение.

8

Песня – верный спутник человека (1ч).

1

Роль песни в жизни человека. Песни детства, их особое значение для каждого человека (на примере литературных фрагментов из воспоминаний Ю.Нагибина и В. Астафьева.

Художественный материал:

Литература

Ю.Нагибин. Книга детства. Фрагмент;

В. Астафьев. Последний поклон. Фрагмент.

Музыка

В.Баснер, стихи М.Матусовского. С чего начинается Родина? (слушание, участие в исполнении) 

Текущий

Устный опрос, хоровое пение

9

Заключительный урок. Песни вологодских композиторов(1ч)

1

Комбинированный урок.

Песни вологодских композиторов: И Белкова, Н. Берестовой.

Текущий

Устный опрос.

10

Мир русской песни (1ч)

1

О чем поется в русских народных песнях. Русские народные песни, основанные на авторских стихотворениях (на примере песни «Вечерний звон» на стихи И.Козлова).

Художественный материал:

Ах ты, степь широкая… Русская народная песня, обработка Т.Триодина (слушание, участие в исполнении);

Вечерний звон. Стихи И.Козлова, обработка Н.Иванова (слушание);

А.Александров. Уж ты зимушка – зима. Обработка

Ю.Тугаринова (пение);

Ю.Тугаринов. стихи Е.Румянцева. Если другом стала песня (пение);

Я.Френкель, стихи Р.Рождественского. Погоня. Из кинофильма «Новые приключения неуловимых» (пение)

Текущий

Устный опрос. Хоровое пение.

11

Песни народов мира (1ч)

1

Для чего мы изучаем народную культуру других стран (на примере польской народной песни «Висла»). Почему народные песни привлекали композиторов как источник вдохновения (на примере «музыкальной басни» Г.Малера «Похвала знатока»).

В чем состоит своеобразие жанра песни без слов (на примере Песни без слов № 14 Ф. Мендельсона).

Музыкальный материал:

Висла. Польская народная песня (слушание);

Г.Малер, стихи из немецкой народной поэзии. Похвала знатока.  Из вокального цикла «Волшебный рог мальчика» (слушание);

Ф.Мендельсон. Песня без слов № 14 (слушание);

В.Лебедев, стихи Ю. Ряшинцева.

Песня гардемаринов (пение);

Вокализ на тему «Песня без слов» № 14

 Ф Мендельсона, обработка Т.Кичак (слушание)

Текущий

Устный опрос. Хоровое пение.

12

Романса трепетные звуки (1ч)

1

Мир образов, запечатленных в звуках романса.

Черты общности и отличия между романсом и песней. Внимание и любовь к окружающему миру как одна из излюбленных тем в русском романсе (на примере романса «Жаворонок» М.Глинки).

Музыкальный материал:

М.Глинка, стихи Н.Кукольника. Жаворонок (слушание, пение)

Текущий

Устный опрос. Хоровое пение.

13

 Мир человеческих чувств (1ч)

1

Выражение темы единства природы и души человека в русском романсе (на примере романса «Ночь печальна» С.Рахманинова).

Роль фортепианного сопровождения в романсе.

Музыкальный материал:

С Рахманинов, стихи И.Бунина. Ночь печальна (слушание)

Текущий

Устный опрос.

14

Народная хоровая музыка.

Хоровая музыка в храме (1ч)

1

Главные особенности народной хоровой песни (на примере русской народной песни «Есть на Волге утес»).

Хоровая музыка в храме. «Господняя» молитва «Отче наш» (на примере хорового произведения П.Чайковского). Влияние церковной музыки на творчество русских композиторов (на примере оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н.Римского – Корсакова).

Музыкальный материал:

Есть на Волге утес. Русская народная песня (слушание);

П.Чайковский. Отче наш (слушание);

Н.Римский – Корсаков.  «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». IV действие (слушание);

Д.Бортнянский. Многолетие (пение);

Кант VIII века «Музы согласно» (пение)

Текущий

Устный опрос.

Хоровое пение.

15

Что может изображать хоровая музыка(1ч)

1

Художественные возможности хоровой музыки (изобразительность, создание эффекта пространства). Роль оркестра в хоровых партитурах (на примере хора «Поет зима» Г.Свиридова).

Музыкальный материал:

Г.Свиридов. Поет зима. Из поэмы памяти Сергея Есенина» (слушание);

С веселой песней. Музыка и стихи неизвестного автора.

Текущий

Устный опрос.

Хоровое пение.

16

Заключительный урок(1ч)

1

Урок – концерт.

Текущий

Устный опрос.

Хоровое пение.

17

Самый значительный жанр вокальной музыки (1ч)

1

Опера – синтетический вид искусства.

Великие и русские композиторы, художники и артисты – создатели оперных произведений.

Что такое оперное либретто. В чем состоит отличие оперного либретто от литературного первоисточника (на примере увертюры из оперы М.Глинка «Руслан и Людмила»).

Музыкальный материал:

М.Глинка. Увертюра из оперы «Руслан и Людмила» (слушание);

М.Глинка, стихи С.Городецкого. Финальный хор «Славься». Из оперы «Жизнь за царя» (пение)

Текущий

Устный опрос.

18

Из чего состоит опера (1ч)

1

Роль арии и инструментальных эпизодов в оперных произведениях (на примере арии Снегурочки из оперы Н.Римского - Корсакова «Снегурочка» и инструментального эпизода «Сеча при Керженце» из оперы Н.Римского - Корсакова  «Сказание о невидимом граде Китеже  и деве Февронии».

Музыкальный материал:

Н.Римский – Корсаков. Сцена таяния Снегурочки. Из оперы Снегурочка. IV действие (слушание);

Н.Римский – Корсаков. Сеча при Керженце. Из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». III действие (слушание);

С Баневич. Пусть будет радость в каждом доме. Финал оперы «История Кая и Герды» (пение)

Текущий

Устный опрос.

Хоровое пение.

19

Единство музыки и танца (1ч)

1

Чем отличает жанр балета; кто участвует в его создании. Взаимодействие оперы и балета (на примере мазурки из оперы М.Глинки «Жизнь за царя»).

Как по - разному может проявлять себя один и тот же танцевальный жанр (сравнение мазурок М.Глинки из оперы «Жизнь за царя» и Ф Шопена, соч17 №4).

Музыкальный материал:

М.Глинка. Мазурка . Из оперы «Жизнь за царя». II действие. Фрагмент (слушание);

Ф.Шопен. Мазурка ля минор, соч.17 №4. Фрагмент (слушание);

Е.Адлер, стихи Л.Дымовой. Песня менуэта (пение, музыкально – ритмические движения)

Текущий

Устный опрос.

Хоровое пение.

20

  «Русские сезоны в Париже (1ч)

1

«Русские сезоны» в Париже – звездный час русского балета.  Великие создатели «Русских сезонов». Многоплановость содержания в балете «Петрушка» И.Стравинского (на примере сравнения фрагментов «Русская» и «У Петрушки»). Изобразительность балетной музыки (на примере Вариации II из балета П.Чайковского “Щелкунчик».

Музыкальный материал:

Музыка

И.Стравинский. Русская; У Петрушки.

Из балета «Петрушка» (слушание);

П.Чайковский. Вариация II. Из балета “Щелкунчик»

(слушание);

Живопись

Б.Кустодиев. Масленица;

А.Бенуа. Петербургские балаганы. Эскиз декорации к I действию балета И.Стравинского «Петрушка»;

Н.Гончарова. Эскиз декорации к I действию оперы

Н.Римского – Корсакова «Золотой петушок»;

Н.Сапунов. Карусель;

Б.Кустодиев. Ярмарка;

А.Бенуа. Эскиза костюмов Балерины и Арлекина к балету И.Стравинского «Петрушка»;

Песенный репертуар:

П.Чайковский. Вальс цветов. Из балета «Спящая красавица». Переложение для фортепиано и текст Н.Пановой (пение, танцевальная импровизация)

Текущий

Устный опрос.

Хоровое пение.

21

Музыкальность слова (1ч)

1

Музыка как одна из важнейших тем литературы. В чем проявляется музыкальность стихотворения А.Пушкина «Зимний вечер». Музыка природы в «Сорочинской ярмарке» Н.Гоголя.

Художественный материал:

Литература

А.Пушкин. Зимний вечер;

Н.Гоголь. Сорочинская ярмарка. Фрагмент.

Музыка

М.Яковлев, стихи А.Пушкина. Зимний вечер (пение)

Текущий

Устный опрос.

 22

Музыкальные сюжеты в литературе (1ч)

1

Музыка – главный действующий герой рассказа И.Тургенева «Певцы»; сила этой музыки, могучее преобразующее воздействие.

Бессмертный памятник литературы – «Миф об Орфее».

Художественный материал:

Литература

И.Тургенев. Певцы.Франмент;

Миф об Орфее.

Музыка

К.В.Глюк. Жалоба Эвридики.

Из оперы «Орфей и Эвридика» (слушание)

Текущий

Устный опрос.

Хоровое пение.

23

Живописность искусства (1ч)

1

Как изобразительное искусство способно рождать музыкальные звучания (образные, жанровые параллели). Поэтический пейзаж и пейзаж музыкальный (на примере произведений искусства – фрагмента «Вот север, тучи нагоняя…» из романа А.Пушкина «Евгений Онегин», картины И.Грабаря «Иней. Восход солнца», Вариация Феи зимы из балета С.Прокофьева «Золушка»). Претворение идеи пространства в музыке (на примере хора О.Лассо «Эхо»).

Художественный материал:

Поэзия

А.Пушкин. Вот север, тучи нагоняя… Фрагмент из

из романа «Евгений Онегин».

Живопись

И.Грабарь. И ней. Восход солнца.

С.Прокофьев. Вариация Феи зимы. Из балета «Золушка» (слушание)

Песенный репертуар:

Г.Струве. Веселое эхо (пение)

Текущий

Устный опрос.

Хоровое пение.

24

«Музыка – сестра живописи» (1ч).

1

«Рельеф» и «фон» как важнейшие пространственные характеристики произведений живописи и музыки (на примере картины К.Моне «Стог сена в Живерни» и фрагмент II части Первого концерта для фортепиано с оркестром П.Чайковского).

Контраст в живописи и музыке (на примере картины Э.Дробицкого «Жизнь и смерть» и пьесы «Два еврея, богатый и бедный» из фортепианного цикла «Картинки с выставки» М.Мусоргского).

Знакомство с понятиями, перешедшими из области изобразительного искусства в область музыки.

Художественный материал:

Живопись

К.Моне. Стог сена в Живерни;

Э.Дробицкого. Жизнь и смерть.

Музыка

П.Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром.  II часть. Фрагмент (слушание);

М.Мусоргский. Два еврея, богатый и бедный. Из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (слушание).

Песенный репертуар:

Ю.Тугаринов, стихи В.Орлова. Я рисую море (пение)

Текущий

Устный опрос.

Хоровое пение.

25

Может ли музыка выразить характер человека?  (1ч)

1

Передача характера человека в изображении и в музыке (на примере сравнения образов Протодъякона И.Репина и Варлаама из оперы «Борис Годунов» М.Мусоргского).

Музыкальное изображение внешнего и внутреннего облика персонажа (на примере пьесы «Гном» из

фортепианного цикла «Картинки с выставки» М.Мусоргского).

Художественный материал:

Живопись

И.Репин. Протодъякон.

Музыка

М.Мусоргский. Песня Варлаама. Из оперы «Борис Годунов» (слушание);

М.Мусоргский. Гном. Из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (слушание).

Песенный репертуар:

Г.Гладков, стихи Ю.Энтина. Песня о картинах (пение)

Текущий

Устный опрос.

Хоровое пение.

26

Образы природы в творчестве музыкантов (1ч)

1

Одухотворенность природы в произведениях искусства. Черты общности и отличия в воплощении пейзажа в изобразительном искусстве и муз зыке. Передача настроения весенней радости в пьесе П.Чайковского «Апрель. Подснежник» из фортепианного цикла «Времена года». Изображение «действия весеннего произрастания» в «Весне священной» И. Стравинского (на примере фрагмента «Поцелуй земли»).

Музыкальный материал:

П.Чайковский. Апрель. Подснежник. Из фортепианного цикла  «Времена года» (слушание);

И. Стравинский. Поцелуй земли. Вступление к балету  «Весна священна»;

П.Чайковский, стихи Г.Иващенко. Неаполитанская песенка (пение);

В.Серебрянников, стихи В.Степанова.

Семь моих цветных карандашей (пение

Текущий

Устный опрос.

Хоровое пение.

27

«Музыкальные краски» в произведениях композиторов – импрессионистов (1ч)

1

Импрессионизм в искусстве (выдающиеся представители в области живописи и музыки; эстетика импрессионизма; характерные стилевые особенности). «Музыкальные краски» в пьесе «Игра воды» М.Равеля. Воплощение пространства, стихии воздуха в оркестровом ноктюрне К. Дебюсси «Облака». Поэтический пейзаж в музыке: романс К. Дебюсси «Оград бесконечный ряд…»

Художественный материал:

Живопись

К.Моне. Река в Аржантее;

П.Сезанн. Гора Святой Виктории;

В. Ван Гог. Море в Сен-Мари.

Музыка

М.Равель. Игра воды. Фрагмент (слушание);

 К. Дебюсси. Облака. Из симфонического цикла «Ноктюрны». Фрагмент (слушание).

Песенный репертуар:

Ты река ли моя. Русская народная песня. Обработка А. Лядова (пение)

Текущий

Устный опрос.

Хоровое пение.

28

«Музыкальные краски» в произведениях композиторов – импрессионистов (1ч)

(продолжение, 1ч)

1

Поэтический пейзаж в музыке; К.Дебюсси. «Оград бесконечный ряд…»

Художественный материал:

Поэзия

П.Верлен. Оград бесконечный ряд…

Музыка

К.Дебюсси, стихи П.Варлена.

Оград бесконечный ряд…(слушание).

Живопись

Л.Вальта. Морской залив в Антеоре;

К.Моне. Впечатление. Восход солнца;

К.Писсарро. Красные крыши

Текущий

Устный опрос.

Хоровое пение.

29

Волшебная сказочность музыкальных сказок (1ч)

1

Сказочные темы и сюжеты в музыке. Роль изобразительности в музыкальных сказках. Танец красок и бликов в «Пляске златоперых и сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко» Н.Римского – Корсакова. Картина рождественского праздника в балете «Щелкунчик» П.Чайковского.

Музыкальный материал:

Н. Римский – Корсаков. Пляске златоперых и сереброчешуйных рыбок.  Из оперы «Садко» (слушание);

П.Чайковский. ПА-де-де. Из балета  «Щелкунчик» (слушание);

С.Никитин, стихи Ю.Мориц. Сказка по лесу идет (пение)

Текущий

Устный опрос.

Хоровое пение.

30

Сказочные герои в музыке (1ч)

1

Звукоизобразительные эффекты в создании сказочных образов (на примере фрагмента «Заколдованный сад Кащея» из  балета «Жар – птица» И.Стравинского). Воплощение сказочных образов в фортепианном цикле М. Мусоргского «Картинки с выставки» (на примере пьесы «Избушка на курьих ножках. Баба яга»).

Музыкальный материал:

И.Стравинский. Заколдованный сад Кащея. Из  балета «Жар – птица» (слушание);

М. Мусоргский. Избушка на курьих ножках (Баба яга). Из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (слушание);

А.Зацепин, стихи Л.Дербенева. Волшебник (пение)

Текущий

Устный опрос.

Хоровое пение.

31

Тема богатырей в музыке (1ч)

1

Причины традиционности богатырской темы в русском искусстве. Отражение силы и мощи русского народа в «Богатырской» симфонии А.Бородина и пьесе  М.Мусоргского  «Богатырские ворота» из фортепианного цикла «Картинки с выставки».

Художественный материал:

Живопись

И.Билибин. Илья Муромец и Соловей разбойник;

В.Васнецов. Богатыри.

Музыка

А.Бородин. Симфония №2 «Богатырская». I часть. Фрагмент (слушание);

М.Мусоргский. Богатырские ворота. (В стольном граде Киеве). Из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (слушание);

Былина о Добрыне Никитече. Былинный напев сказителей Рябининых (пение)

Текущий

Устный опрос.

Хоровое пение.

32

Что такое музыкальность в живописи (1ч)

1

Темы и сюжеты живописи, связанные с воплощением музыкальных идей. Их содержание и смысл.

Художественный материал:

Живопись

Караваджо. Лютнист;

А.Аппиани. Парнас;

Т.Ромбо. Песня;

Э.Дега. Оркестр оперы;

М.Пепейн. Придворный бал.

Музыка

Ф.Торрес. Danza Alta (слушание);

В.Семенов. Звездная река (пение)

Текущий

Устный опрос.

Хоровое пение.

33

«Хорошая живопись – это музыка, это мелодия» (1ч)

1

Проявление музыкальности в портретных изображениях. Музыкальная выразительность картин, не связанных с музыкальными темами.

Художественный материал:

Э.Делакруа.Портрет Шопена;

И.Репин. Михаил Иванович Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила»;

 Мусоргского;

И.Репин. Портрет композитора Модеста Петровича;

И.Репин. Портрет А,П.Бородина;

В.Серов. Портрет актрисы М.Е.Ермоловой;

М.Нестеров, Портрет скульптора В.И.Мухиной;

И.Айвазовский. Наполеон на острове Святой Елены.

Музыка

П.Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. I часть . Фрагмент

Текущий

Устный опрос.

Хоровое пение.

34

Подводим итоги (1ч)

1

Музыка, литература и живопись обогащают и преобразуют друг друга. Облагораживающее воздействие искусства на душу человека. Нравственные цели искусства.

Песенный репертуар:

В.Высоцкий. Песня о друге (пение);

Б.Окуджава. Пожелание друзьям (пение)

Итоговый

Устный опрос.

Хоровое пение.


Календарно - тематическое планирование

6 класс (34ч)

Тема года: «В чём сила музыки»

№ урока

Тема

Количество час

Содержание урока

Контрольно-

оценочная деятельность

вид

форма

1

«Музыка души»

1

Постановка проблемы связанной с изучением главной темы года.

Важнейшие аспекты эмоционального воздействия музыки на человека.

Входной

Устный опрос, анализ музык. произведения

2

Наш вечный спутник

1

Мир музыки, сопровождающий человека на протяжении всей его жизни.

Мир вещей и мир музыки

( соотнесение материального и духовного в жизни  человека.)

Текущий

Устный опрос, анализ музык. произведения, взаимоопрос

3

Искусст-во и фантазия.

1

Реальность и фантазия в жизни человека.

Претворение творческого воображения в произведениях искусства (на примере  вальса – фантазия М. Глинки)

Текущий

Устный опрос , анализ музык. произведения, синквейн

4

Искусст-во–память человече-ства

1

Возвращение к темам, сюжетам и образам в произведениях искусства разных времен.

Легенда о лете и Мнемозине.

Ощущение времени в произведениях искусства (на примере пьесы «Старый замок» из фортепианного цикла «Картинки с выставки» М. Мусоргский).

Важнейшие эпохи в истории культуры.

Текущий

Устный опрос, анализ музык. произведения, рисунок, творческое задание

5

В чем сила му-зыки

1

Характер все-общего воз-действия  музыки  (на при-мере второй части Симфонии № 7  Л. Бетховена и Антракта к третьему действию из оперы «Лоэнгрин» Р.Вагнера)

Текущий

Устный опрос, анализ музык. произведения

6

Волшеб-ная сила музыки

1

Роль музыки и музыкантов в эпоху Античности.

Многоплановость художественных смыслов в музыке оркестрового ноктюрна «Сирены» К.Дебюсси

Текущий

Взаимоопрос, хоровой зачет

7

Музыка объеди-няетлю-дей

1

Созидательная сила музыки

(на примере мифа о строительстве г. Фивы).

Преобразующее воздействие музыки

(на примере оды Пиндара).

Текущий

Тест

8

Музыка объединяет людей

1

Идея человечества и человечности в симфонии №9 Л.Бетховена.

Музыкальная картина современного мира.

Текущий

Устный опрос, анализ музык. произведения

9

Заключи-тельный урок по теме «Тысяча миров музыки»

1

Взаимосвязь музыки с другими искусствами, как различными способами художественного познания мира.

Обобщение полученных знаний.

Музыкальная викторина.

Текущий

Взаимоопрос

10

Единство музыкального произведения

1

В чём проявляются традиции и новаторство в музыкальном произведении.

Средства музыкальной выразительности, их роль в создании музыкального произведения (на примере Антракта к третьему действию из оперы «Лоэнгрин» Р.Вагнера).

Текущий

Устный опрос, анализ музыкального произведении, таблица

11

Вначале был ритм

1

Многообразные проявления ритма в окружающем мире.

Ритм – изначальная форма связи человека с жизнью. Порядок, симметрия – коренные свойства ритма. Жанровая специфика музыкальных ритмов: ритм вальса (на примере вальса И.Штрауса «Сказки Венского леса»).

Текущий

Самостоятельная работа

12

О чём рассказы-вает музыкальный ритм

1

Разнообразие претворения трёхдольности в танцевальных жанрах.

Своеобразие ритма мазурки (на примере мазурки си-бемоль мажор, соч.7 №1 Ф.Шопена).

Церемонная поступь, выраженная в музыке полонеза (на примере полонеза ля мажор, соч.40 №1 Ф.Шопена).

Текущий

Устный опрос, анализ музык. произведения

13

О чём рассказывает

музыкальный ритм

1

Претворение испанских народных ритмов в Болеро М.Равеля.

Текущий

Дн. муз. размышлений стр.9, взаимоопрос

14

Диалог метра и ритма

1

Отличие между метром и ритмом. Особенности взаимодействия между метром и ритмом в  «Танце с саблями» из балета «Гаяне» А.Хачатуряна.

Текущий

Эссе на тему: «Ритм»

15

От адажио к престо

1

Основные темпы в музыке.

Зависимость музыкального темпа от характера музыкального произведения.

Медленные и величественные темпы, как выразители углубленных образов (на примере органной хоральной прелюдии «Я взываю к Тебе, Господи»).

Зажигательный народный танец Италии –тарантелла (на примере «Неаполитанской тарантеллы» Дж. Россини)

Текущий

Устный опрос, анализ музык. произведения, таблица «Дневник музыкальных размышлений», стр. 11

16

От адажио к престо

1

Изменение темпов в музыкальных произведениях (на примере фрагмента «Поёт зима» из «Поэмы памяти С.Есенина» Г.Свиридова)

Текущий

Тест

17

«Мелодия – душа музыки»

1

Мелодия –важнейшее средство музыкальной выразительности.

Мелодия, как синоним прекрасного.

Проникновенность лирической мелодии в «Серенаде» Ф. Шу-берта .

Текущий

Устный опрос, анализ музык.произведения

18

«Мелодией одной звучат печаль и радость»

1

Свет и радость в «Маленькой ночной серенаде» В.А. Моцарта.

Разноплановость художественных образов в творчестве Моцарта.

Выражение скорби и печали Реквиеме В.А. Моцарта (на примере «Лакримоза» из Реквиема Моцарта).

Текущий

Музыкальная викторина

19

Мелодия «угадывает» нас самих

1

Взаимодействие национальных культур в музыкальных произведениях. «Русская» в балете «Щелкунчик» П.Чайковского.

Сила чувства, глубокая эмоциональность  мелодий П. Чайковского (на примере Па- де-де  из балета «Щелкунчик»).

Текущий

Хоровой зачет

20

Что такое гармония в музыке

1

Многозначность понятия гармонии.

Что такое гармония в музыке.

Покой и равновесие музыкальной гармонии в

Прелюдии  до мажор  из I тома «хорошо темперированного клавира» И.С. Баха

Текущий

Таблица «Дневник музыкальных размышлений», стр. 14 , Устный опрос

21

Два начала гармонии

1

Гармония как единство противоположных начал. Миф о Гармонии. Двойственная природа музыкальной гармонии (взаимодействия мажора и минора, устойчивых и неустойчивых аккордов).  Игра «света» и «тени» в Симфонии №40 В.А. Моцарта.

Текущий

Анализ музык .произведения, творческое задание (рисунок, стихотворение)

22

Как могут проявляться выразительные возможности гармонии

1

Гармония как важнейший фактор музыкальной драматургии в опере Ж. Бизе «Кармен». Применение композитором метода «забегания вперед» в увертюре произведения; роль темы роковой страсти в дальнейшем развитии оперы. Ладовый контраст между темами увертюры и темой роковой страсти.

Текущий

23

Красочность музыкальной гармонии

1

Усиление красочности музыкальной гармонии в произведениях, написанных на сказочно-фантастические сюжеты.

Мозаика красок и звуков в «Шествии чуд морских» из оперы «Садко» Н. Римского-Корсакова.

Всегда ли гармонична музыкальная гармония.

Что такое дисгармония? Причины её возникновения.

Текущий

24

Мир образов полифонической музыки

1

Смысл понятия полифония.

Выдающиеся композиторы-полифонисты.

Эмоциональный строй полифонической музыки.

Полифоническая музыка в храме.

Жанр канона; его отличительные особенности.

Полифонический прием «имитация».

Текущий

25

Философия фуги

1

Фуга как высшая форма полифонических произведений.

Интеллектуальный смысл жанра фуги.

Круг образов, получивший воплощение в жанре фуги. И.С. Бах.

Органная токката и фуга ре минор.

Текущий

26

Какой бывает музыкальная фактура

1

Фактура как способ изложения музыки. Различные варианты фактурного воплощения.

Одноголосная фактура.  Мелодия с сопровождением.

«Фактурный узор»: зри-тельное сходство фактурного рисунка в аккомпанементе с формой цветка сирени.

Текущий

Хоровой зачет, синквейн

27

Пространство фактуры

1

Стремительное движение фигурационной фактуры в романсе С. Рахманинова «Весенние воды».

Пространство фактуры во фрагменте «Утро в горах» из оперы «Кармен» Ж. Бизе.

Текущий

Устный опрос, анализ музыкального произведения

28

Тембры – музыкальные краски

1

Выражение настроений окружающего мира в музыке через тембры.

Характерность тембров скрипки; виолончели; флейты.

Текущий

Дневник музыкальных размышлений», стр. 18-19, анализ музык. произведения

29

Соло и тутти

1

Сочетания тембров музыкальных инструментов.

Симфонический оркестр, его инструментальные группы.

Текущий

Анализ музык.  Произведения, взаимоопрос

30

Соло и тутти

Выразительные и изобразительные возможности отдельных тембров и тембровых сочетаний.

Текущий

31

Гром-кость и тишина в музыке

1

Выражение композиторами звуков природы в музыкальной динамике.

Динамические нарастания и спады в шестой «Пасторальной» симфонии Л. Бетховена.

Текущий

Анализ музыкального произведения

32

Тонкая палитра оттенков

1

Выразительные возможности динамики в литературе и музыке.

Роль динамических нюансов в создании образов лунной ночи.

Изобразительная роль динамики при характеристике музыкальных персонажей.

Текущий

тест

33

По законам красоты

1

Преобразующее значение музыки.

Необходимость сохранения и укрепления духовных запросов человека.

Выражение в музыке правды, красоты и гармонии.

Различный смысл выражений «слушать музыку» и «слышать музыку».

.

Текущий

Устный опрос определений.

Слушание произведения, его восприятия и анализ.

Вокально-хоровая работа, разучивание новой песни.

Интонирование.

34

Вологодские кружева

1

Исследовательский проект «Композиторы  Вологды». «Таланты  и поклоники».

Текущий

Просмотр исследовательского проекта о композиторе А. Зельцере.

Вокально-хоровая деятельность.

Разучивание песни «Над Уралом зори»…

35

Заключи-тельный урок по теме года «Музыка радостью нашей стала»

1

Коллективное обсуждение вопросов, обобщающих главную тему года: «В чем сила музыки?»;

«Музыка воспитывает в человеке доброе и светлое»;

«В чем причина долговечности искусства?»

Итоговый

Исполнение  песен по выбору учащихся.


Учебно-тематическое планирование 7 класс (17 часов)

        

Тема урока

        

Количество час

Содержание урока

Контрольно-

оценочная деятельность

вид

форма

1

Магическая единственность музыкального произведения

1

История создания сонаты, биография Бетховена.

Входной

Устный опрос, анализ музык. произведения

2

Музыку трудно объяснить словами

1

Обобщение – важнейшее свойство муз.содержания

Текущий

Устный опрос, анализ музык. произведения, взаимоопрос

3,4

Что такое музыкальное содержание?

1

Особенности воплощения содержания в разных видах искусства. Роль деталей в искусстве.

Текущий

Устный опрос , анализ музык. произведения, синквейн

5

Музыка, которую необходимо объяснить словами

1

Каким бывает муз. содержание.

Воплощение содержания в произвед. программной музыки. Программность обобщающего характера.

Текущий

Устный опрос, анализ музык. произведения, рисунок, творческое задание

6

Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского

1

Свойство программности – расширять и углублять муз.содержание.

Соотнесение образов поэтического и муз.произведений

Текущий

Устный опрос, анализ музык. произведения

7

«Восточная» партитура Н. Римского-Корсакова «Шехеразада»

1

Тема Востока в творчестве русских композиторов. Воплощение конкретизирующей программности в муз. образах, темах, интонациях.

Текущий

Взаимоопрос, хоровой зачет

8

Когда музыка не нуждается в словах

1

Осуществление музыкального содержания в условиях отсутствия литер. Программы.

Коллективное обсуждение вопроса, связанного с воплощением муз.образа Этюда Скрябина.

Текущий

Тест

9

Заключитель

ный урок

1

Обобщение пройденного материала за 1 четверть.

Текущий

Устный опрос, анализ музык. произведения

10

Лирические образы в музыке.

1

Воплощение содержания в худ. произведениях малой и крупной формы. Связь между образами худ. произведений и формами их воплощения. Выражение единого образа в форме миниатюры.

Особенности лирического образа.

Текущий

Взаимоопрос

11

Драматические образы в музыке.

1

Характерные особенности драматических образов в музыке. Контраст образов, тем, средств худ. выразительности в музыке драматического характера.

Текущий

Устный опрос, анализ музыкального произведении, таблица

12

Эпические образы в музыке.

1

Русские былины, песни, причитания как источники эпического содержания худ. произведения. Особенности экспонирования эпических образов в муз. искуссве.

Итоговое обобщение в рамках темы «Музыкальный образ».

Информационный Модуль ФЦИОР по теме

Текущий

Самостоятельная работа

13

«Память жанра».

1

«Память жанра».

Способность муз. жанров вызывать определенные Образные представления. Использование  композиторами  ассоциативных жанров для воплощения определенного содержания.

.

Устный опрос, анализ музык. произведения

14,15,16.

Такие разные песни, танцы, марши.

1

Взаимодействие и взаимообогащение народных и профессиональных муз. жанров.

Содержательность жанра марша. Общность и отличие в маршах из

Разнообразие вальсов. Череда сцен, действующих лиц, состояний в Большом вальсе из оперы «Евгений Онегин» п. Чайковского.

Дн. муз. размышлений взаимоопрос

17

Заключительный урок.

1

Итоговое занятие. Обобщение темы.

итоговый

Исполнение  песен по выбору учащихся.

8 КЛАСС   Тема года «ТРАДИЦИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ В МУЗЫКЕ» (17ч)

Тема урока

Содержание урока

Контрольно-оценочная

деятельность

вид

форма

1

Музыка «старая»

и «новая»

(1 ч)

Урок изучения и первичного

закрепления новых знаний

Главная тема года — «Традиция и современность в музыке»; ее осмысление сквозь призму вечных тем. Три направления, три вечные темы, связанные с фольклорно-мифологическими источниками, религиозными исканиями, проблемами человеческих чувств

и взаимоотношениями.

Понимание «старой» и «новой» музыки с точки зрения вечной актуальности великих музыкальных произведений для всех

времен и поколений.

Музыкальный материал:

А. Островский, стихи О. Острового.

Песня остается с человеком (пение)

Входной

Беседа

пение

2

Настоящая музыка

не бывает

«старой» (1 ч)

Урок - беседа

Традиции и новаторство в деятельности человека. Относительность понятий «старое»

и «новое» применительно к искусству (на примере сравнения музыкальных произведений — пьесы X. Родриго «Пастораль» и финала Концерта № 4 для гобоя с оркестром Л. А. Лебрена).

Музыкальный материал:

Х. Родриго. Пастораль (слушание);

Л. А. Лебрен. Концерт № 4 для гобоя с оркестром. III часть. Фрагмент (слушание);Т. Хренников, стихи М.Матусовского.

Московские окна (пение)

текущий

Слушание,

Музыкально-творческое задание,

Беседа,

Пение.

3

3. Живая сила

традиции (1 ч)

комбинированный

Традиция как хранитель памяти и культуры человечества. Летописи и предания «старинных» людей. Образ летописца Пимена в опере М.Мусоргского «Борис Годунов».

Художественный материал:

Л и т е р а т у р а А. Пушкин. Борис Годунов. Фрагмент.

Ж и в о п и с ь

И. Билибин. Келья в Чудовом монастыре.

Эскиз декорации к первой картине I действия оперы М.Мусоргского «Борис Годунов».

М у з ы к а

М. М.Мусоргский. Монолог Пимена. Из оперы «Борис Годунов». I действие (слушание);

Ю. Чичков, стихи К. Ибряева. Наш школьная страна (пение)

текущий

Слушание,

Музыкально-творческое задание,

Беседа,

Пение.

4

 Искусство начинается

 с мифа

(1 ч)

Урок-беседа

Сказка и миф как вечные источники искусства. Единение души человека с душой природы в легендах, мифах, сказках.

Музыкальный материал:

Н. Римский-Корсаков. Протяжная песня Садко «Ой ты, темная дубравушка».

Из оперы «Садко» (слушание);

Я. Дубравин, стихи В. Суслова.

Песня о земной красоте (пение)

текущий

 Слушание,

Музыкально-творческое задание,

Беседа,

Пение.

5

Мир сказочной

мифологии: опера

 Н. Римского-

Корсакова

«Снегурочка»

(1 ч)

Урок изучения и первичного

 закрепления новых знаний

Сочетание реального и вымышленного в опере

 Н. Римского-Корсакова «Снегурочка».

Влияние сказочно мифологической темы

на музыкальный язык оперы.

Музыкальный материал:

Н. Римский-Корсаков. Сцена Весны с птицами. Вступление к опере «Снегурочка» (слушание);

И. Сохадзе, стихи Л. Фоменко. Добрая фея (пение)

текущий

Слушание,

Музыкально-творческое задание,

Беседа,

Пение.

6

Языческая Русь

в «Весне

священной»

И. Стравинского

 (1 ч)

Урок изучения и первичного

 закрепления новых знаний

Особенности тем и образов в музыке начала XX века. Воплощение образа языческой Руси в балете И. Стравинского «Весна священная» (синтез прошлого и настоящего, культ

танца как символа энергии жизни, могучая стихия ритма).

Музыкальный материал:

И. Стравинский. Весенние гадания, Пляски щеголих. Из балета «Весна священная» (слушание);

Л. Квинт, стихи В. Кострова. Здравствуй, мир (пение)

текущий

Слушание,

Музыкально-творческое задание,

Беседа,

Пение.

7

«Благословляю

 вас, леса...»

(2 ч) 1-й ч

Урок изучения и первичного

 закрепления новых знаний

К. Дебюсси. «Послеполуденный отдых Фавна»: поэма радости, света и языческой неги.

Утонченность выразительно-изобразительных характеристик музыкального образа

произведения.

Романс П. Чайковского на стихи А. Толстого

«Благословляю вас, леса...» — гимн восторженного единения человека и природы, человека и всего человечества.

Музыкальный материал:

К. Дебюсси. Послеполуденный отдых фавна. Фрагмент (слушание);

П. Чайковский, стихи

 А. Толстого. Благословляю вас, леса... (слушание);

В. Чернышев, стихи Р.Рождественского. Этот большой мир. Из кинофильма

«Москва — Кассиопея» (пение)

В. Ребиков, стихи А. Пушкина. Румяной зарею покрылся восток... (пение)

текущий

Слушание,

Музыкально-творческое задание,

Беседа,

Пение.

8

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ УРОК (1 ч)

Урок  контроля, оценки  и коррекции знаний учащихся

Обобщение музыкальных впечатлений за 1 четверть.

Исполнение знакомых песен, участие в коллективном пении,  передача музыкальных впечатлений учащихся

итоговый

тест

9

«Благословляю

вас, леса...»

(2 ч) продолжение

К. Дебюсси. «Послеполуденный отдых Фавна»: поэма радости, света и языческой неги.

Утонченность выразительно-изобразительных характеристик музыкального образа

произведения.

Романс П. Чайковского на стихи А. Толстого

«Благословляю вас, леса...» — гимн восторженного единения человека и природы, человека и всего человечества.

Музыкальный материал:

К. Дебюсси. Послеполуденный отдых фавна. Фрагмент (слушание);

П. Чайковский, стихи

 А. Толстого. Благословляю вас, леса... (слушание);

В. Чернышев, стихи Р.Рождественского. Этот большой мир. Из кинофильма

«Москва — Кассиопея» (пение)

В. Ребиков, стихи А. Пушкина. Румяной зарею покрылся восток... (пение)

 

текущий

Слушание,

Музыкально-творческое задание,

Беседа,

Пение.

10

Образы

радости

в музыке (1 ч)

комбинированный

Воплощение эмоционального мира человека в музыке. Многообразие светлых и радостных музыкальных образов. Безраздельная

радость и веселье в Хороводной песне Садко (из оперы Н. Римского-Корсакова «Садко»).

Музыкальный материал:

Н. Римский-Корсаков. Хороводная песня

Садко. Из оперы «Садко» (слушание);

В. А.Моцарт, русский текст

А. Мурина. Слава солнцу, слава миру (пение)

текущий

Слушание,

Музыкально-творческое задание,

Беседа,

Пение.

11

«Мелодией

одной звучат

печаль радость»

(2 ч) 1 час

Урок изучения и первичного

 закрепления новых знаний

Изменчивость музыкальных настроений и образов — характерная особенность

музыкальных произведений. Сравнение характеров частей в произведении крупной

формы — Концерта № 23 для фортепиано с оркестром В. А.Моцарта.

Музыкальный материал:

В. А.Моцарт. Концерт № 23 для фортепиано с оркестром (слушание);

Б. Окуджава. Песня о Моцарте (пение)

текущий

Слушание,

Музыкально-творческое задание,

Беседа,

Пение.

12

«Мелодией

одной звучат

печаль радость»

(2 ч) 2час

Одномоментность состояний радости и грусти в музыкальных произведениях малой формы (на примере романса С.Рахманинова

«Здесь хорошо»). Особенности истории создания романса, его содержания и средств

выразительности (лад, гармония, диалог между вокальной и фортепианной партиями).

Выразительность воплощения образов радости и скорби в вокальной пьесе Д.Шостаковича «Бессмертие».

Музыкальный материал:

С. Рахманинов, стихи Г.Галиной. Здесь хорошо (слушание);

Д.Шостакович, стихи Микеланджело Буонарроти. Бессмертие. Из сюиты для баса

и фортепиано (слушание)

текущий

Слушание,

Музыкально-творческое задание,

Беседа,

Пение.

13

 «Слезы

людские, о слезы

людские...» (1 ч)

комбинированный

Образы скорби и печали в музыке, глубина их содержания. Способность музыки грустного характера приносить утешение (на примере пьесы «Грезы» из фортепианного цикла

«Детские пьесы» Р. Шумана).

Музыкальный материал:

П. Чайковский. Болезнь куклы. Из «Детского альбома» (слушание); Р. Шуман Грезы. Из фортепианного цикла

«Детские сцены» (слушание);

В. Высоцкий. Братские могилы (пение)

текущий

Слушание,

Музыкально-творческое задание,

Беседа,

Пение.

14

Бессмертные

звуки «Лунной»

сонаты (1 ч)

урок-исследование

Чувства одиночества, неразделенной любви,

воплощенные в музыке «Лунной» сонаты

Л. Бетховена. Понимание смысла метафоры

«Экология человеческой души».

Музыкальный материал:

Л. Бетховен. Соната № 14 для фортепиано.

I часть (слушание);

А. Рыбников, стихи А. Вознесенского.

Я тебя никогда не забуду. Из рок-оперы «Юнона и Авось» (пение)

текущий

Слушание,

Музыкально-творческое задание,

Беседа,

Пение.

15

Два

пушкинских

 образа

в музыке (2 ч)

1 час

комбинированный

Сила искренности образа Татьяны Лариной в опере П. Чайковского «Евгений Онегин».

Воплощение психологического портрета героини в Сцене письма.

Музыкальный материал:

П. Чайковский. Сцена письма. Из оперы «Евгений Онегин». Фрагмент (слушание);

А. Макаревич. Пока горит свеча (пение)

текущий

Слушание,

Музыкально-творческое задание,

Беседа,

Пение.

16

Два

пушкинских

образа

в музыке (2 ч)

1 час

комбинированный

Радостный порыв, воодушевление в романсе

Пушкина — Глинки «В крови горит огонь желанья...». Сравнение двух пушкинских

образов, воплощенных в произведениях Глинки и Чайковского.

Музыкальный материал:

М. Глинка, стихи А. Пушкина. В крови горит огонь желанья... (слушание);

Н. Леви, стихи А. Олицкого. В пушкинском парке (пение)

Текущий

Слушание,

Музыкально-творческое задание,

Беседа,

Пение.

17

Трагедия любви

в музыке.

П. Чайковский.

«Ромео и

Джульетта» (1 ч)

комбинированный

Традиция в искусстве. Смысл изречения Ф. Шатобриана: «Счастье можно найти толь-

ко на исхоженных дорогах». Тема нарушенного запрета в произведениях искусства.

Воплощение коллизии в увертюре-фантазии

П. Чайковского «Ромео и Джульетта»

(конфликт между силой вековых законов и силой любви). Реализация содержания

трагедии в сонатной форме. Роль вступления и коды в драматургии произведения.

Музыкальный материал:

П. Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» (слушание);

Ю. Визбор. Ты у меня одна (пение)

текущий

Слушание,

Музыкально-творческое задание,

Беседа,

Пение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование для 2 класса (УМК "Звездный английский")

Рабочая программа с указанием критериев оценки основных видов речевой деятельности  и календарно-тематическое планирование с указанием основных видов деятельности учащихся для 2 класса (УМК "Звез...

Календарно-тематическое планирование по предмету «Математика: Алгебра и начала математического анализа, геометрия» (углубленный уровень) -10 класс 6 часов в неделю ФГОС

          Календарно-тематическое планирование по математике: алгебра и начала математического анализа, геометрия  в 10 - А  классе составлено на основании ра...

Календарно-тематическое планирование. Технология 5 класс.

Календарно-тематическое планирование. Технология 5 класс....

Календарно-тематическое планирование. Технология 6 класс.

Календарно-тематическое планирование. Технология 6 класс....

Календарно-тематическое планирование Spotlight 7 класс

Учебно-методический комплект: Spotlight 7(Английский в фокусе. 7 класс). Ваулина Ю.Е., Дули Дж. и др....

Календарно-тематическое планирование в 7 классе (ФГОС) по учебнику И.Н. Пономаревой

Данное календарно тематическое планирование может оказаться для вас опорным конспектом в своей работе, в том числе с детьми с ограниченными возможностями (ОВЗ)....