Презентация к уроку "Домра – старинный народный музыкальный щипковый инструмент"
презентация к уроку

Власта Эдуардовна Школьная

Данная презентация предназначена для учащихся детских школ искусств, позволяет изучить новый материал об инструменте домра, истории ее создания и совершенствования. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Домра – старинный народный музыкальный щипковый инструмент Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» Составитель работы: к онцертмейстер по классу домры Школьная В ласта Эдуардовна г . Инта, Республика Коми 2019 год

Слайд 2

Сыграй мне, домра, свой мотив душевный, Который с детства в сердце мне проник, Люблю я слушать голос твой напевный, Он памяти моей – живой родник. Ты, домра, скомороха друг – товарищ, Скитались мы вдвоём по деревням, Сгорала ты не раз в огне пожарищ, Но возрождалась к жизни тут и там… И память о тебе убить пытались, Но, как добро главенствует над злом, Так звуки снова к жизни возвращались, Ведь музыку нельзя отдать на слом … В. Золотарёв

Слайд 3

История возникновения домры полна загадок. Домра – родственница старинных европейских струнно-щипковых инструментов: Лютни , использовались в культурах Египта, Греции, Рима, Болгарии, Китая, Армении, Персии, Византии; Кобза , распространена с XIII в. у венгров, румын, чехов, в Литве, Польше, Украине;

Слайд 4

Бандура , национальный украинский инструмент. Домра объединила в себе как европейские черты, так и азиатские черты.

Слайд 5

На домрах, гуслях, скрипках «домрачеи», «гусельники», « гудошники » и другие музыканты развлекали народ на празднествах и народных гуляньях, аккомпанировали былинам, сказаниям, песням. Скоморохи в своих выступлениях поднимали социальные проблемы, высмеивали их в сатирической форме. В 1648 году царь Алексей Михайлович издал указ о массовом истреблении ни в чём не повинных инструментов – орудий «бесовских игрищ». Вряд ли ещё какой – либо музыкальный инструмент в истории человечества подвергался столь чудовищному истреблению. Домры жгли, ломали, уничтожали. Она была забыта на два с лишним столетия…

Слайд 6

«Воскресла» домра только в конце XIX века благодаря талантливому музыканту В. В. Андрееву, создателю первого великорусского оркестра, композитора и дирижёра.

Слайд 8

По указаниям В.В. Андреева было создано семейство домр разных размеров – пикколо, малая, бас, и контрабас. Реже используется домра – тенор. В начале XX века Г. П. Любимов и С. Ф. Буров сконструировали семейство четырёхструнных домр квинтового строя.

Слайд 9

Устройство домры Домра состоит из трёх частей: деревянного полусферического корпуса овальной формы, грифа и головки. Корпус составляют: кузов, дека, кнопки для закрепления струн и нижний порожек.

Слайд 10

В середине деки находится круглое отверстие – резонатор с фигурной розеткой. Над декой, около накладки грифа имеется навесной панцирь, защищающий при игре деку от царапин. Над струнами и нижним порожком иногда бывает укреплена подставка – подлокотник.

Слайд 11

В корпус вставлен гриф, на который наклеена накладка с порожками и ладами, расположенными между ними. Счёт ладов начинается от верхнего порожка. На головке грифа располагаются колки, регулирующие натяжение струн. Струны имеют разную толщину, делают их из специальной стали.

Слайд 12

Высота струн над грифом зависит от расположения подставки и верхнего порожка. Струны, слишком высоко приподнятые над грифом затрудняют игру на инструменте. Изготавливают домру из нескольких пород выдержанного сухого дерева: клён, палисандр, ель.

Слайд 13

Домра долго оставалась только оркестровым инструментом и лишь потом она стала ансамблевым. Инструмент вышел на сцену как солирующий несколько позже. Домра раскрылась весьма ярко, специально для неё начали сочиняться произведения. Концертное произведение Н. Будашкина , стало жемчужиной в репертуаре для этого инструмента, также произведения крупной формы Ю. Шишакова , Б. Кравченко, Ю. Зарицкого .

Слайд 14

Для домры пишут произведения композиторы – исполнители, среди них: А. Цыганков, Г. Зайцев, Н. Пенько , К. Волков и другие.

Слайд 15

После своего долгожданного возвращения домра нашла своих почитателей, которые начали активно заниматься развитием и популяризацией инструмента. Одним из первых профессиональных домристов – виртуозов был П. Каркин , продолжателями дела были Ф. Коровай, Р. Белов, Ю. Яковлев, М. Васильев, А. Цыганков, Т. Вольская , В. Ивко , Б. Михеев, С. Лукин и другие. В. Махан С. Лукин

Слайд 16

Сегодня быть домристом – исполнителем, значит быть приверженцем своего дела, и музыканты доказывают это, создавая свой уникальный исполнительский стиль. А результатом такого энтузиазма является то, что домра стала полноценным академическим инструментом в одном ряду с флейтой, скрипкой, фортепиано, виолончелью, гобоем, кларнетом и другими инструментами.

Слайд 17

Список литературы: Васильев Ю.А., Широков А.С. Рассказы о русских народных инструментах. — М.: Советский композитор, 2004. Вертков К.А. Русские народные музыкальные инструменты. — Л.: Музыка, 2008. Коряковцева Г.А. Возвращение домры. — Киров: Триада-С, 2003. Махан В.В. Домра и домровое искусство на рубеже веков // выдержки из дипломного реферата. — М., 2000 (ред. 2006). Новосельский А.А. Очерки по истории русских народных музыкальных инструментов. — М.: Музгиз , 2003. Фаминцын А.С. Домра и сродные ей музыкальные инструменты русского народа. — СПб.: Типография Э. Арнгольда , 1998. Яковлев Ю.В. История русской домры: на подступах к новому прочтению // Сохранение и возрождение фольклорных традиций : Сб. науч. тр. — М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 1993. Прокопенко Н.А. Устройство, хранение и ремонт народных музыкальных инструментов. — М.: Музыка, 2002. Элекронный ресурс: https:// wikipedia . org/wiki/ Домра

Слайд 18

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка музыкального лектория: Инструменты симфонического оркестра.

Инструменты симфонического оркестра. Данная работа поможет в проведении внеклассного мероприятия с целью познакомить юных музыкантов с инструментами симфонического оркестра....

Презентация учебно-методического материала по теме "Парикмахерские инструменты на протяжении веков"

Презентация учебно-методического материала по теме "Парикмахерские инструменты на протяжении веков"...

Русские народные музыкальные инструменты в воспитании школьников.

История развития русских наролных инструментов....

"Классификация приемов и штрихов на домре" Презентация учащейся ГПОУ РК "Воркутинский музыкальный колледж" Кравцовой Т.

Презентация учащейся ГПОУ РК "Воркутинский музыкальный колледж" Кравцовой Т. на тему:"Классификация приемов и штрихов на домре"...

Презентация по ОП.07 Народное пение и методика работы с детским фольклорным ансамблем. Тема - традиционный женский костюм Белгородской области

Презентация по ОП.07  Народное пение и методика работы с детским фольклорным ансамблем. Тема - традиционный женский костюм Белгородской области...

Презентация Изучение традиционных элементов народной хореографии эвенков

Создатели проекта музыкально-пластический спектакль «Храбрый охотник Тымауль» – Государственный республиканский Центр эвенкийской культуры «Арун» и Республиканский коллед...

Тексты лекций по дисциплине ОП.06. Народное музыкальное творчество для специальности 53.02.07 Теория музыки углубленной подготовки

Тексты лекций  по Народному музыкальному творчеству созданы для студентов  Минусинского колледжа культуры  специальности 53.02.07. Теория музыки с целью более качественного освоения лек...