Игровая деятельность как средство мотивации младших школьников на уроках музыки
статья

Слинкина Александра Андреевна

В данной статье рассматривается проблема мотивации младших школьниках на уроках музыки. Какие подходы, методы и приемы можно использовать на уроках музыки для мотивации младших школьниках к предмету. В статье рассматривается игровая деятельность, понятие о игровой деятельности, что такое мотивация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_igrovoy_deyatelnosti.docx23.58 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Слинкина Александра Андреевна

Преподаватель

БУ «Нижневартовский социально-

гуманитарный колледж»

Г. Нижневартовск, ХМАО-Югра

Игровая деятельность как средство мотивации младших школьников на уроках музыки

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема мотивации младших школьниках на уроках музыки. Какие подходы, методы и приемы можно использовать на уроках музыки для мотивации младших школьниках к предмету. В статье рассматривается игровая деятельность, понятие о игровой деятельности, что такое мотивация.

Ключевые слова: Игровая деятельность, мотивация, игра, игровая форма занятий, игровое обучение, игровые формы обучения детей.

Без игры, нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

В.П.Сухомлинский.

Обучение, учебный процесс, мыслительная деятельность и ее развитие - это понятия, неразрывные по существу и по форме. Это относится и к самому широкому понятию образования, и к любому конкретному факту обучения. Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Игра – великое изобретение человека; она имеет для его биологического, социального и духовного развития не меньше, а, может быть, даже и большее значение, чем огонь и колесо. В ней, как в зеркале отображалась история человечества со всеми его трагедиями и комедиями, сильными и слабыми сторонами. Еще в первобытном обществе существовали игры, изображавшие войну, охоту, земледельческие работы, переживания дикарей по поводу смерти раненого товарища. Игра была связана с разными видами искусства.

Игра в любую историческую эпоху привлекала к себе внимание педагогов. В ней заключена реальная возможность, воспитывать и обучать ребенка в радости. Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци пытались развить способности детей в соответствии с законами природы и на основе деятельности, стремление которой присуще всем детям.

 К.Д.Ушинский склонялся к пониманию необъятных творческих возможностей человека. Он отделял учение от игры и считал его непременной обязанностью школьника. «Учение, основанное только на интересе, не дает окрепнуть самообладанию и воле ученика, так как не все в учении интересно и придет многое, что надобно будет взять силой воли». Однако, соглашаясь с необходимостью волевых усилий при обучении, не будем снижать и значение игры и интереса.

 Игра всегда выступает как бы в двух временных измерениях: в настоящем и будущем. С одной стороны, она предоставляет личности сиюминутную радость, служит удовлетворению актуальных потребностей. С другой стороны, игра направлена в будущее, так как в ней либо прогнозируются или моделируются жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, умения, способности, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных, творческих функций.

Игровая деятельность выполняет такие функции:

-   развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

-   коммуникативную: освоение диалектики общения;

-   самореализации в игре;

-   функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

-   межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

- социализации: включение в систему усвоение норм человеческих взаимоотношений.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Педагогически организованная игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Игровые формы обучения детей — это самые разнообразные виды игр, например: сюжетные игры, подвижные игры, драматизации, конференции, квесты и т. п.

Игровое обучение – это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.

Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра - это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни.

В начальной школе уроки музыки должны быть, прежде всего интересными и полезными для учеников. Очень важно в начальной школе находить, за что похвалить младших школьников, говорить, что вам приятно с ними работать, что они умные, музыкальные и вообще хорошие дети.

  Уроку музыки свойственна эмоционально-образная форма мышления, характерно познание в форме художественного образа, художественная деятельность учащегося, предмет познания – эстетическое отношение к реальности, путь освоения – переживание содержания музыкального произведения, его интерпретация. Урок музыки в начальной школе близок другим урокам эстетического цикла – изобразительной деятельности, трудового воспитания и литературы.

О. А. Апраксина в своей книге «Методика музыкального воспитания в школе» так охарактеризовала особенности этого возраста:

- несформированность организма, быстрая утомляемость от одного положения, от однообразной деятельности, от монотонной речи;

- отсутствие навыка систематической, целенаправленной умственной работы;

- небольшой объем произвольного внимания, преобладание непроизвольного;

- яркое образное воображение, конкретное мышление;

- склонность к игре;

Дети в младшем школьном возрасте обладают природным любопытством ко всему неизведанному. Поэтому целью обучения в начальной школе является не только удержание этого интереса, но и повышение мотивации детей к учебному процессу. Такие психологические особенности в развитии ребенка младшего школьного возраста как: глубокая потребность в эмоциональном отношении к окружающей действительности, легкая переключаемость внимания, непроизвольность, импульсивность, свежесть и подвижность их восприятия, придают занятиям стремительность, обуславливают их насыщенность различными видами деятельности и приводят педагогов к необходимости ориентироваться на синтез рационально-логического характера деятельности и художественно-эстетического переживания. Игровая ситуация в этом случае служит эмоциональным фоном, на котором разворачивается урок, выступает, как средство мотивации к учебной деятельности и обеспечивает более легкое, прочное усвоение нового материала, создание бодрого, рабочего настроения, помогает снимать утомляемость, поддерживать внимание.

Игровые «моменты» в певческой деятельности.

В вокальных упражнениях (при распевании детей) большое внимание должно уделяться работе над образом, так как конкретные характеры и персонажи вызывают у ребенка больший интерес, чем абстрактные звуки. Например, вокальное упражнение: V-I ступени вниз на «Лё» ( в тональностях от С до F) для детей третьего класса становится интересной и занимательной игрой, если спеть его в различных характерах: (в контексте сказки «Золушка» и изучаемой на уроке балета С. С. Прокофьева) в характере сестер (отрывисто, резко), мачехи (сердито), принца (мягко, но уверенно, решительно), как Золушка — мягко, нежно… Игровой момент в певческой деятельности позволяет добиться стройного согласованного пения в ансамбле, так как игра выполняет «сплачивающую» функцию и вызывает интерес к совместному делу.

Игры в слушательской деятельности.

Характерной «игрой» в этом виде музыкальной деятельности являются викторины и тесты. Эти приемы очень часто используется для проверки усвоения музыкального материала. Она активизирует детей, придают «дух соревновательности», «радость узнавания». В слушательской деятельности детям также могут быть предложены игры с использованием дидактических пособий. Например, игра на определение характера музыки: детям предлагаются наборы цветов в виде картонных цветных цветочков (звездочек, шариков…), с помощью которых они должны определить характер музыки, выбрав два наиболее подходящих цветка. После проведения игры подводятся ее итоги, и из выбранных детьми цветов получается «картина» эмоционального отклика детей на произведение, позволяющая более наглядно охарактеризовать музыкальное произведение.

Музыкально-пластические игры и упражнения.

  Музыкально-пластическая деятельность на уроках музыки выполняла не только обучающую функцию, но и функцию релаксации, помогала добиться музыкальной разрядки, снять умственное напряжение и утомление детей. Музыкально-пластическая деятельность воспитывает внимание, ловкость, точность, пластичность, энергичность. На уроках она может быть представлена и как обучающая с игровыми элементами: например:

  • использование приема «свободного дирижирования»;
  • пластическая и ритмическая импровизация;
  • имитация игры на музыкальных инструментах (Плюс собственно игра на детских музыкальны инструментах: бубнах, колокольчиках, ложках, трещотках… с использованием различных ритмических партитур);
  • выполнение пластического этюда, основанного на музыкальном материале слушательской деятельности.

Так и свободная игровая деятельность, представленная «музыкальными паузами», осуществляющими роль связки, перехода от одного вида музыкальной деятельности к другому.

Рассматривая понятие игры как средства обучения можно сделать следующие выводы:

1) игра - эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся;

2) правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;

3) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

4) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников;

5) в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится, как можно быстрее и успешнее справиться с заданием.

Таким образом, соревнование на уроке, способствует усилению работоспособности всех учащихся.

Игровая деятельность выступает как деятельность, в которой происходит формирование предпосылок к переходу умственных действий на новый, более высокий этап.

Список литературы

  1. Выготский, Л. С. Игра и её роль в психологическом развитии ребенка. Вопросы психологии [Текст]/Л. С. Выготский//М.: Просвещение, 1966 г.- С.158
  2. Капустина, Н.Г. Познавательный интерес младших школьников. Журнал «Начальная школа полюс до и после» [Текст]/Н. Г. Капустина//М.: Просвещение, 2005 г. – С.206
  3. Яновская,  М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника [Текст]/М. Г. Яновская//М.: Просвещение, 1994 г. – С.136
  4. Степанова, О.А. Научно-методические подходы к использованию игры в педагогической работе с младшими школьниками. Журнал «Начальная школа полюс до и после» [Текст]/О. А. Степанова//М.: Просвещение, 2003 г. – С.179
  5. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения.–М.:Просвещение, 1963.–500 с.
  6. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе.-М.:Просвещение, 1983.-222с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дидактическая игра, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики»

Игра - основная деятельность детей. Игра может быть использована как эффективное средство в воспитании и развитии ребенка, также она способствует физическому и психическому развитию. Воспитательное зн...

Реализация исследовательской деятельности младших школьников на уроках «Окружающего мира»

Реализация исследовательской деятельности младших школьников на уроках «Окружающего мира» во 2 классе. Упражнения по развитию исследовательских умений....

Влияние имиджа педагога на процесс формирования учебной мотивации младших школьников

В силу сложившихся в стране социально-экономических и политических условий российская образовательная система оказалась в сложном положении. В связи с этим особое значение для педагога приобретают про...

Научно - исследовательский доклад "Воспитание эмоциональной культуры младших школьников на уроках музыки посредством вокального–хорового искусства"

Воспитание эмоциональной культуры младших школьников на уроках музыки на лучших  образцах вокально - хорового искусства....

Духовно-нравственное воспитания школьников на уроках музыки и во внеурочной деятельности.

Эссе на тему: Духовно-нравственное воспитания школьников на уроках музыки и во внеурочной деятельности. Из опыта работы учителя музыки МОУ Быковская СОШ № 14 Башировой Н.Ю....

Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников на уроках окружающего мира

Выпускная квалификационная работа "Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников на уроках окружающего мира"...

Дифференцированное обучение как средство реализации индивидуального подхода и повышения учебной мотивации младших школьников

Дифференцированное обучение является одним из средств реализации индивидуального подхода и повышения учебной мотивации школьников. Дифференцированным считается такой учебно-воспитательный процесс, для...