Игровая деятельность как средство мотивации младших школьников на уроках музыки
статья

Слинкина Александра Андреевна

В данной статье рассматривается проблема мотивации младших школьниках на уроках музыки. Какие подходы, методы и приемы можно использовать на уроках музыки для мотивации младших школьниках к предмету. В статье рассматривается игровая деятельность, понятие о игровой деятельности, что такое мотивация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_igrovoy_deyatelnosti.docx23.58 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Слинкина Александра Андреевна

Преподаватель

БУ «Нижневартовский социально-

гуманитарный колледж»

Г. Нижневартовск, ХМАО-Югра

Игровая деятельность как средство мотивации младших школьников на уроках музыки

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема мотивации младших школьниках на уроках музыки. Какие подходы, методы и приемы можно использовать на уроках музыки для мотивации младших школьниках к предмету. В статье рассматривается игровая деятельность, понятие о игровой деятельности, что такое мотивация.

Ключевые слова: Игровая деятельность, мотивация, игра, игровая форма занятий, игровое обучение, игровые формы обучения детей.

Без игры, нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

В.П.Сухомлинский.

Обучение, учебный процесс, мыслительная деятельность и ее развитие - это понятия, неразрывные по существу и по форме. Это относится и к самому широкому понятию образования, и к любому конкретному факту обучения. Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Игра – великое изобретение человека; она имеет для его биологического, социального и духовного развития не меньше, а, может быть, даже и большее значение, чем огонь и колесо. В ней, как в зеркале отображалась история человечества со всеми его трагедиями и комедиями, сильными и слабыми сторонами. Еще в первобытном обществе существовали игры, изображавшие войну, охоту, земледельческие работы, переживания дикарей по поводу смерти раненого товарища. Игра была связана с разными видами искусства.

Игра в любую историческую эпоху привлекала к себе внимание педагогов. В ней заключена реальная возможность, воспитывать и обучать ребенка в радости. Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци пытались развить способности детей в соответствии с законами природы и на основе деятельности, стремление которой присуще всем детям.

 К.Д.Ушинский склонялся к пониманию необъятных творческих возможностей человека. Он отделял учение от игры и считал его непременной обязанностью школьника. «Учение, основанное только на интересе, не дает окрепнуть самообладанию и воле ученика, так как не все в учении интересно и придет многое, что надобно будет взять силой воли». Однако, соглашаясь с необходимостью волевых усилий при обучении, не будем снижать и значение игры и интереса.

 Игра всегда выступает как бы в двух временных измерениях: в настоящем и будущем. С одной стороны, она предоставляет личности сиюминутную радость, служит удовлетворению актуальных потребностей. С другой стороны, игра направлена в будущее, так как в ней либо прогнозируются или моделируются жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, умения, способности, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных, творческих функций.

Игровая деятельность выполняет такие функции:

-   развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

-   коммуникативную: освоение диалектики общения;

-   самореализации в игре;

-   функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

-   межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

- социализации: включение в систему усвоение норм человеческих взаимоотношений.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Педагогически организованная игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Игровые формы обучения детей — это самые разнообразные виды игр, например: сюжетные игры, подвижные игры, драматизации, конференции, квесты и т. п.

Игровое обучение – это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.

Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра - это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни.

В начальной школе уроки музыки должны быть, прежде всего интересными и полезными для учеников. Очень важно в начальной школе находить, за что похвалить младших школьников, говорить, что вам приятно с ними работать, что они умные, музыкальные и вообще хорошие дети.

  Уроку музыки свойственна эмоционально-образная форма мышления, характерно познание в форме художественного образа, художественная деятельность учащегося, предмет познания – эстетическое отношение к реальности, путь освоения – переживание содержания музыкального произведения, его интерпретация. Урок музыки в начальной школе близок другим урокам эстетического цикла – изобразительной деятельности, трудового воспитания и литературы.

О. А. Апраксина в своей книге «Методика музыкального воспитания в школе» так охарактеризовала особенности этого возраста:

- несформированность организма, быстрая утомляемость от одного положения, от однообразной деятельности, от монотонной речи;

- отсутствие навыка систематической, целенаправленной умственной работы;

- небольшой объем произвольного внимания, преобладание непроизвольного;

- яркое образное воображение, конкретное мышление;

- склонность к игре;

Дети в младшем школьном возрасте обладают природным любопытством ко всему неизведанному. Поэтому целью обучения в начальной школе является не только удержание этого интереса, но и повышение мотивации детей к учебному процессу. Такие психологические особенности в развитии ребенка младшего школьного возраста как: глубокая потребность в эмоциональном отношении к окружающей действительности, легкая переключаемость внимания, непроизвольность, импульсивность, свежесть и подвижность их восприятия, придают занятиям стремительность, обуславливают их насыщенность различными видами деятельности и приводят педагогов к необходимости ориентироваться на синтез рационально-логического характера деятельности и художественно-эстетического переживания. Игровая ситуация в этом случае служит эмоциональным фоном, на котором разворачивается урок, выступает, как средство мотивации к учебной деятельности и обеспечивает более легкое, прочное усвоение нового материала, создание бодрого, рабочего настроения, помогает снимать утомляемость, поддерживать внимание.

Игровые «моменты» в певческой деятельности.

В вокальных упражнениях (при распевании детей) большое внимание должно уделяться работе над образом, так как конкретные характеры и персонажи вызывают у ребенка больший интерес, чем абстрактные звуки. Например, вокальное упражнение: V-I ступени вниз на «Лё» ( в тональностях от С до F) для детей третьего класса становится интересной и занимательной игрой, если спеть его в различных характерах: (в контексте сказки «Золушка» и изучаемой на уроке балета С. С. Прокофьева) в характере сестер (отрывисто, резко), мачехи (сердито), принца (мягко, но уверенно, решительно), как Золушка — мягко, нежно… Игровой момент в певческой деятельности позволяет добиться стройного согласованного пения в ансамбле, так как игра выполняет «сплачивающую» функцию и вызывает интерес к совместному делу.

Игры в слушательской деятельности.

Характерной «игрой» в этом виде музыкальной деятельности являются викторины и тесты. Эти приемы очень часто используется для проверки усвоения музыкального материала. Она активизирует детей, придают «дух соревновательности», «радость узнавания». В слушательской деятельности детям также могут быть предложены игры с использованием дидактических пособий. Например, игра на определение характера музыки: детям предлагаются наборы цветов в виде картонных цветных цветочков (звездочек, шариков…), с помощью которых они должны определить характер музыки, выбрав два наиболее подходящих цветка. После проведения игры подводятся ее итоги, и из выбранных детьми цветов получается «картина» эмоционального отклика детей на произведение, позволяющая более наглядно охарактеризовать музыкальное произведение.

Музыкально-пластические игры и упражнения.

  Музыкально-пластическая деятельность на уроках музыки выполняла не только обучающую функцию, но и функцию релаксации, помогала добиться музыкальной разрядки, снять умственное напряжение и утомление детей. Музыкально-пластическая деятельность воспитывает внимание, ловкость, точность, пластичность, энергичность. На уроках она может быть представлена и как обучающая с игровыми элементами: например:

  • использование приема «свободного дирижирования»;
  • пластическая и ритмическая импровизация;
  • имитация игры на музыкальных инструментах (Плюс собственно игра на детских музыкальны инструментах: бубнах, колокольчиках, ложках, трещотках… с использованием различных ритмических партитур);
  • выполнение пластического этюда, основанного на музыкальном материале слушательской деятельности.

Так и свободная игровая деятельность, представленная «музыкальными паузами», осуществляющими роль связки, перехода от одного вида музыкальной деятельности к другому.

Рассматривая понятие игры как средства обучения можно сделать следующие выводы:

1) игра - эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся;

2) правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;

3) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

4) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников;

5) в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится, как можно быстрее и успешнее справиться с заданием.

Таким образом, соревнование на уроке, способствует усилению работоспособности всех учащихся.

Игровая деятельность выступает как деятельность, в которой происходит формирование предпосылок к переходу умственных действий на новый, более высокий этап.

Список литературы

  1. Выготский, Л. С. Игра и её роль в психологическом развитии ребенка. Вопросы психологии [Текст]/Л. С. Выготский//М.: Просвещение, 1966 г.- С.158
  2. Капустина, Н.Г. Познавательный интерес младших школьников. Журнал «Начальная школа полюс до и после» [Текст]/Н. Г. Капустина//М.: Просвещение, 2005 г. – С.206
  3. Яновская,  М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника [Текст]/М. Г. Яновская//М.: Просвещение, 1994 г. – С.136
  4. Степанова, О.А. Научно-методические подходы к использованию игры в педагогической работе с младшими школьниками. Журнал «Начальная школа полюс до и после» [Текст]/О. А. Степанова//М.: Просвещение, 2003 г. – С.179
  5. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения.–М.:Просвещение, 1963.–500 с.
  6. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе.-М.:Просвещение, 1983.-222с.