Бурятский национальный костюм
творческая работа учащихся

Балдандоржиева Туяна Николаевна

Ученица 5 "Б" класса Цыретарова Екатерина выполнила эту творческую работу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya.pptx1.42 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Министерство образования и науки РБ ГБОУ «Республиканская Мариинская школа-интернат» Творческий проект «Бурятский национальный костюм» Автор проекта: ученица 5 «Б» класса Цыретарова Екатерина

Слайд 2

Информация о проекте Тип проекта: творческий Вид проекта: защита творческого проекта. Актуальность проекта: Бурятский национальный костюм - это часть многовековой культуры бурятского народа. В нём отражаются его культура, эстетика, гордость и дух. Цель проекта: Приобщиться к изучению бурятской культуры, собрать материал о национальной одежде бурят, узнать об особенностях её изготовления и сшить бурятский женский костюм.

Слайд 3

Задачи проекта: Изучить имеющиеся источники по культуре бурятского народа; Собрать материал о бурятской национальной одежде и её особенностях, об украшениях, орнаментах и узорах; Посетить этнографический музей, музей истории Бурятии; Проанализировать покрой, особенности изготовления одежды; Сшить бурятский национальный костюм и представить его как продукт своей деятельности.

Слайд 4

Традиционная мужская одежда Традиционная мужская одежда бурят представлена в двух видах - дэгэл (зимний халат) и тэрлиг (летний). Повседневный дэгэл имел покрытие из хлопчатобумажной ткани, а праздничный - из шёлка, бархата. На вороте пришивали от одной до трёх серебряных, коралловых, золотых пуговиц. Следующие пуговицы пришивали на плечах, под мышкой и самую нижнюю - на талии. Верхние пуговицы считались приносящими счастье, благодать ( хэшэг буян). Во время молебнов, совершения обрядов расстёгивали пуговицы на вороте, чтобы благодать без препятствий входила в тело. Средние пуговицы - yнэр баянай - регулировали многочисленность потомства, честь и достоинство. Нижние пуговицы были символами плодородия скота, материального достатка владельца - хэшэг буянай . Долголетие человека зависело, по воззрениям бурят, монголов, даже от того, как застегивают пуговицы.

Слайд 5

Традиционная мужская одежда Основной декор мужской верхней одежды приходился на грудную часть верхней полы ( энгэр ). Характер оформления энгэр устойчив, хотя существовали в нём элементы территориальных и родовых различий. Обязательным атрибутом мужского халата были пояса. Мужские халаты шились без карманов; подпоясавшись, за пазухой носили пиалу, кисет, трубку и другие необходимые принадлежности. В любой момент и в любой юрте можно было воспользоваться собственной посудой для ароматного чая или наваристого бульона. Верхняя одежда была прямоспинной . В свою очередь дэгэлы имеют две полы - верхнюю ( гадар хормой ) и нижнюю ( дотор хормой ), спинку (ара тала), перед, лиф ( сээжэ ), борта ( энгэр ). Основным материалом для зимней одежды была овчина, которая окантовывалась бархатом и другими тканями. Одежда хорошо приспособлена к кочевому образу жизни. Длина дэгэла закрывает ноги и при ходьбе, и при верховой езде, что не дает ногам замерзнуть даже при сильном морозе. Одежда не только идеально подходит для верховой езды, но и может послужить экстренной постелью - на одну полу можно прилечь, а другой - укрыться.

Слайд 6

Традиционная мужская одежда Мужские украшения: нож и огниво ( хутага , хэтэ ) – чаще всего они встречаются в паре – обязательно входили в экипировку мужчины - охотника и воина, защитника семьи и рода от всяких напастей. Нож вместе с ножнами мог быть подарен в благодарность за какую-либо услугу или выступать в качестве обмена дарами.

Слайд 7

Женская одежда Если в мужском халате возрастные периоды подчеркивались цветом ткани, а конструкция оставалась одинаковой для всех возрастов, то в женском все возрастные периоды четко выделялись кроем и конструкцией халата, прической. Женская одежда (халат, безрукавка) имеет возрастные особенности, она строго соответствует возрасту женщин, меняется в соответствии с переходом из одного возраста в другой и с изменением положения в обществе, семье. До периода зрелости на девочку смотрели как на чистое ( арюухан ) существо, каким считался мужчина, поэтому в её костюме сохранились все элементы мужского костюма. Девочки носили длинные тэрлиги или зимние дэгэлы , подпоясывались матерчатыми кушаками, которые подчеркивали тонкую, гибкую талию. В возрасте14-15 лет девушки меняют прическу и покрой платья, которое отрезалось по линии талии, а декоративная тесьма тууза закрывала в нем линию шва вокруг талии. В девичьем костюме отсутствовала безрукавка.

Слайд 8

Женская одежда Летнее платье замужней женщины, девушки несколько отличались по крою, но в целом – это прямое платье из простой или шелковой ткани на кокетке, с длинным рукавом и с обшлагом у кисти руки. Воротник – стойка с закругленными углами, с запахом направо или простым круглым вырезом и столбиком-застежкой по кокетке. Верхняя одежда замужних женщин была отрезной по линии талии. В одежде хранительницы домашнего очага, продолжательницы рода преобла-дают округлые формы: на плечах рукава - буфы, пышно присборенный на талии подол. При отделке большую роль играли материалы золотисто-жёлтого цвета и различные оттенки дымленого меха, овчины, камусов .

Слайд 9

« Сагаалган » - «Белый месяц»: haруул бодолтой , Создайте жизнь свою, haйхан hанаатай , С ясной мыслью, Сэсэн yгэтэй , Со светлым разумом, Сэбэр сэдьхэлтэй , С красным словцом, Наартай , зугаатай , С чистой душой! Налгай жаргалтай , С играми, прибаутками, Элбэг баян, С счастьем спокойным, Элyyр мэндэ , С богатством полным, Энхэ амгалан С здоровьем трезвым, Ажаhуухатнай болтогой ! С чистым миром конечно! Сагаалган » - «Белый месяц»:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по предмету «ИСТОРИЯ КОСТЮМА»: "Разработка исторического костюма стиля позитивизм на куклу-манекен"

quot;Разработка исторического костюма стиля позитивизм на куклу-манекен"Выбранная тема отражена в историческом костюме, выполненном на куклу, и сопровождается пояснительной запиской.В рабо...

МОРДОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ КАК ПРИМЕР ХУДОЖЕСТВЕННОГО НАСЛЕДИЯ НАРОДА

Мордовский национальный костюм как пример художественного наследия народа...

Презентация открытого урока истории изобразительного искусства "Реконструкция исторического костюма.Древнеегипетский костюм" для обучающихся 2 класса отделения "Живопись" ДШИ

Цель урока: Закрепить знания обучающихся об искусстве Древнего Египта. Выполнить реконструкцию древнеегипетского костюма Задача урока:ОбучающиеПолучить дополнительные  знания по искусству Др...

"История мордовского национального костюма"

Мордовский национальный костюм- это традиционный костюм мордовского народа, который дает идеальное представление нации о красоте человека. Он соеденяет не только художественное твор...

Методическая разработка по теме « Форма и силуэт в костюме » для подготовки квалифицированных рабочих по профессии 29.01.04. Художник по костюму

Методические рекомендации разработаны для выполнения практических заданий по дисциплине « Основы художественной графики костюма»  по специальности художник по костюму.Данные методичес...

Тема. Костюм стран Древнего мира Практическое занятие: Выполнение творческого эскиза современного костюма с элементами костюма Древнего мира (по выбору)

МДК.01.01. Процесс создания моделей одежды, подбор декоративных элементов. Практическое занятие..Выполнение творческого эскиза современного костюма с элементами костюма Древнего мира (по выбору)Цель р...

Мастер-класс "Приготовление национальных бурятских десертов «Холисо» и «Урмэ"

Мастер-класс – это открытая педагогическая форма, позволяющая демонстрировать новые возможности развития профессионализма и творческих способностей, как мастера производственного обучения, так и...