Открытый урок по УД «Культурология». Тема «Формы и виды культуры»
план-конспект урока

Малютина Марина Николаевна

Открытый урок по УД «Культурология». Тема «Формы и виды культуры»

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОП.07 «Культурология»

Преподаватель: Малютина М.Н.

Тема: «Формы и виды культуры»

Специальность 44.02.01 Дошкольное образование

Тема занятия: «Формы и виды культуры»

Цель: выявить характерные особенности форм и видов культуры

Тип занятия: изучение нового материала.

Обучающий компонент:

  • Обеспечить усвоение студентами характерных особенностей форм и видов культуры.
  • Показать взаимосвязь и переход культуры из одной формы в другую.
  • Отработать навык выявления ключевых слов и их обобщения по определённому признаку.
  • Использовать информационно-коммуникационные технологии.

Развивающий компонент:

  • Развивать навыки анализа и сопоставления
  • Развивать речь (грамотно использовать термины, понятия)
  • Оценивать полноту знаний по данной теме.
  • Развитие умений осуществлять самооценку и самокоррекцию своих учебных действий и умений в области рефлексивной деятельности

Воспитывающий компонент:

  • Воспитывать чувства уважения и бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям, толерантного восприятия социальных и культурных различий

Используемые образовательные технологии: ИКТ

Межпредметные и внутрипредметные связи: музыка, видео, выразительное чтение, изобразительное искусство.

Формы работы:

  • Фронтальная работа;
  • Индивидуальная работа;
  • Работа  по группам.

Ресурсное обеспечение:

  • Интерактивная доска

Методическое обеспечение:

  • Мультимедийная презентация;
  • MP3 файл с инструментальным произведением Томазо Альбинони «Adagio g moll» для струнных инструментов и органа;
  • Видеоролик  Томазо Альбинони «Адажио» в исполнении певицы Арианы;
  • Раздаточный материал - зашифрованные тексты с использованием QR-code.

Прогнозируемый результат. По итогам занятия, обучающиеся должны освоить следующие компетенции:

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

Показатели:

Студент анализирует информацию в соответствии с предложенными требованиями.

Студент использует информационно-коммуникационные технологии, расшифровывает тексты с помощью QR-сканера на мобильном устройстве.

По окончании занятия студент должен:

Уметь: 

  • Проводить сравнительный анализ и сопоставлять формы культур
  • Аргументировано формулировать своё отношение  к примерам разных форм  и видам культуры
  • Работать с таблицей
  • Пользоваться QR-кодом для прочтения зашифрованной информации

Знать:

Характерные особенности форм и видов культуры

Ход занятия

Слайд №1.    

  1. Организационный момент.

Преподаватель: Добрый день, уважаемые студенты и гости.

Староста, скажите, есть ли отсутствующие на занятии?

Оказывать помощь в мультимедийном сопровождении учебного занятия будет ___________

Я желаю вам хорошего делового настроения и плодотворной работы.

  1. Этап актуализации знаний.

Преподаватель: Какое домашнее задание было задано к сегодняшнему занятию?

Ответы студентов: Выполнить самостоятельную работу №2 в тетрадях для самостоятельных работ.

Преподаватель: Староста, пожалуйста, соберите тетради. Прежде чем перейти к теме занятия, вспомним понятие культуры (ответы студентов)

Ответы студентов: Культура: 

1) в широком смысле слова – исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей;

2) в узком смысле – процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности. Слагаемые человеческой культуры: экологическая, экономическая, правовая, эстетическая, нравственная, общеобразовательная, политическая, физическая культура, культура быта, культура речи и общения

Преподаватель: По характеру удовлетворяемых потребностей культура делится на материальную и духовную. Объясните разницу между ними.

Ответ студентов:  – Материальная культура – вещная среда человека, состоящая из предметов, служащих удовлетворению жизненных потребностей, связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира, с изменением физической природы человека (материально-технические средства труда, коммуникация, культурно-бытовые сооружения, производственный опыт, умения, навыки людей и др.).

– Духовная культура – совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению: наука, искусство, религия, мораль, политика, право и др.

Слайд №2(а).  

  1. Этап целеполагания.

Преподаватель: На сегодняшний день существует целый ряд классификаций форм и видов культуры. Тему нашего учебного занятия «Формы и виды культуры» запишите в тетради. Обратите внимание на экран. Слайд №2(б).  

Здесь представлено множество иллюстраций.

Музыка, фильмы, сказки, народный костюм, народные игры, театр, танцы, детская культура, культура хиппи, культура пенсионного возраста, молодёжная культура…

Преподаватель: Скажите, что у них общего? (ответы студентов)

Преподаватель: Каждая иллюстрация попадает под определение «культура» или является её «продуктом». Но как систематизировать то, что мы видим?

Ответ студентов: Необходимо  выявить общие признаки и разделить на формы и виды культуры

Преподаватель: Исходя из этого, сформулируем цель урока. Кто может это сделать?

Ответ студентов.

Слайд №2 (в). Цель: выявить характерные особенности форм и видов культуры.

Преподаватель: Запишите цель занятия.

Преподаватель: Исходя из поставленной цели, выведем задачи, при выполнении которых мы достигнем цели.

  • Провести сравнительный анализ и сопоставить формы культур
  • Выявить взаимосвязь и переход культуры из одной формы в другую
  • Использовать QR-код для прочтения зашифрованной информации
  • Определить по каким признакам делятся субкультуры

  1. Изучение нового материала.

Этап 1

Преподаватель: Говоря о культуре, мы имеем в виду культуру всего общества. В действительности общество сложно структурировано, состоит из различных групп и слоев, чьи культурные запросы и проявления различны. В зависимости от того, кто производит культурные образцы, каков уровень элементов культуры, различают  Слайд №3. три формы культуры: народную, элитарную, массовую. Давайте разберёмся, что же это означает.

Преподаватель: «Как вы понимаете народную, элитарную и массовую культуру? В чём разница? (ответы студентов)

Преподаватель:  Как будем рассматривать, на основе чего будем выявлять особенности каждой формы культуры?

Ответ студентов: На примерах

Задание №1: Просмотреть и определить, какая форма культуры здесь представлена.

Слайд №4.   Просмотр  видео.

Анализ студентами видео.

Преподаватель: Какая форма культуры здесь представлена?

Ответ студентов: Народная

Слайд №5.  

Преподаватель: На столах перед вами лежат листы с пустой таблицей «Формы культуры». Вместе мы проанализируем формы культуры и запишем в таблицу её отличительные особенности.

Работа в таблице «Формы культуры».

Преподаватель: В лучших образцах народной культуры отражаются наиболее важные стороны жизни народа, его мировосприятие, исторические события, традиции и ценности.

Преподаватель: Какие образцы  народной культуры вы увидели на видео? Другое название народной культуры это фольклор, включающий в себя сказки, мифы, легенды, эпосы, народные песни и танцы. Ещё устное народное творчество, ремесло.

Преподаватель: Пожалуйста, запишите в первую колонку под народной культурой то, в чём выражается народная культура, продукт культуры - сказки, мифы, легенды, эпосы, народные песни и танцы.

Преподаватель: Кем создаётся народная культура?

Ответ студентов: Особенностью народной культуры является то, что она в первую очередь создаётся анонимными авторами.

Преподаватель: Скажите, какой аудитории доступна народная культура? Ответ студентов: Доступна широкой аудитории

Преподаватель: Верно, запишите ответ в таблицу. Была ли доступна вам информация данного видео?

Ответ студентов: Да. Народная культура всегда легка к восприятию. Не нужно специальной подготовки, специального образования, чтобы слушать и знакомиться с произведениями народной культуры.

Преподаватель: Народная культура имеет локальный (сельский) характер, потому что каждый народ имеет свою особенную систему национальных ценностей, которые передаются из поколения в поколение. В чём заключается цель народной культуры?

Ответ студентов: Передача знаний из поколения в поколение 

Преподаватель: Как вы думаете, какой характер имеет народная культура: коммерческий или некоммерческий?

Ответ студентов: Некоммерческий

Преподаватель: Верно, запишите ответ в таблицу.

Слайд №6. Задание №2: 

1.прослушать музыкальное произведение Томазо Альбинони, «Adagio g moll» для струнных инструментов и органа; 

2. пользуясь словами-подсказками, дать определение эмоциям и чувствам, которые у вас вызывает музыкальное произведение.

Слайд №7. Слушание музыкального произведения.

Сл. слова-подсказки – беспокойство, бодрость, величие, веселье,  воодушевление, восторг, восхищение, гнев, грусть, глубокое раздумье, жалость, злость, лёгкость, наслаждение, негодование, одиночество, переживание, печаль, плач, покой, подавленность, равнодушие, радость, радушие, расслабленность, смиренность, смущение, сожаление, сомнение, созерцание, спокойствие, страсть, скорбь, страх, стыд, счастье, тоска,  траур, тревога, ярость.

Преподаватель: Что вы почувствовали, слушая музыкальное произведение?

Ответы студентов: Грусть, печаль, траур, скорбь.

Преподаватель: С каким чувством сопряжёт траур? (Скорбь)

Слайд №8.  

Преподаватель: Если посмотреть в музыкальный словарь, Адажио переводится как (ит. adagio — медленно, спокойно).

1. Медленный темп. 2. Часть произведения (симфонии, концерта, сонаты, квартета), написанная в медленном темпе и носящая характер глубокого раздумья. Подходит определение к прослушанному произведению? Да, подходит.

Преподаватель: Я предлагаю вашему вниманию ещё одну версию, но уже в другой интерпретации, она тоже называется  «Адажио». Внимание на экран.

Задание №3: Просмотреть клип, дать определение эмоциям и чувствам, которые вызывает видео.

Слайд №9. Просмотр клипа «Адажио» в вокальном исполнении певицы Арианы.

Слайд №10.  

Преподаватель: После просмотра этого клипа, какие впечатления и эмоции вы испытали? (Ответы студентов)

Преподаватель: Какое ещё вы услышали отличие? Музыкальное произведение Томазо Альбинони «Adagio g moll» для струнных инструментов и органа и клип «Адажио» в исполнении Арианы. В клипе мы не услышали струнных инструментов, музыка там синтезированная, электронная. Это и позволило преобразовать эту мелодию, что бы петь о чём? О несчастной любви. Ситуация знакома нам из поп-музыки?

Преподаватель: Из 2-х примеров – прослушанного и увиденного - можем ли выявить характерные особенности  той или иной культуры? Какие формы культуры мы наблюдаем?

Ответ  (элитарную и массовую)

Преподаватель: Сейчас на основе этих двух версий: первая инструментальная  изначальная, а вторая вокальная версия, мы с вами попробуем сопоставим элитарную и массовую культуру.

Слайд №11.  

Анализ студентами элитарной и массовой культуры.

Преподаватель: Первый пункт таблицы мы пропустим, его вы мне сформулируете сами чуть позже. Перейдём сразу к авторам. Кем создаётся элитарная и массовая культура? (Профессиональные творцы)

Преподаватель: Для кого доступна элитарная культура? Все ли могут её понять?

Ответы студентов: Для узкого круга людей, она не для всех.

Преподаватель: Следовательно массовая культура – доступна…

Ответы студентов: Доступна каждому.

Преподаватель: Почему элитарная не для всех, а массовая доступна каждому? За счёт чего? Что нужно нам, чтобы понять произведение, которое относится к элитарной культуре?

Ответы студентов: Необходимо определённое образование, осмысление и внимание к музыке – чтобы услышать орган.

Преподаватель: Что нужно нам чтобы понять произведение, которое относится к массовой культуре?

Ответы студентов:  Не нужно глубокое осмысление, обдумывание.

Преподаватель: С какой целью создаются произведения элитарной культуры?

Ответы студентов: Элитарная – нацелена на внутреннюю красоту.

Преподаватель: Произведения создаются с целью самовыражения. Автор, художник, композитор что-то открыл, увидел, осмыслил, почувствовал и ему хочется это передать, высказать. Элитарная культура формирует эстетические ценности.

Преподаватель: С какой целью создаются произведения массовой культуры?

Ответы студентов: Массовая – показ внешней красоты, примитив, который вызывает животные потребности.  Поставлена на коммерческий поток и рассчитана на среднего зрителя.

Ответы студентов: Если в 1 случае деньги не имеют значение, то во 2 случае – материальная выгода поставлена на 1 место.

Преподаватель: Теперь, зная отличия элитарной и массовой культур, мне бы хотелось, чтобы вы сами привели примеры этих культур. Запишите их в таблице под формами культуры.

Ответы студентов: Элитарная: живопись, балет, симфоническая музыка, театр, опера, архитектура

Ответы студентов: Массовая: интернет, реклама, СМИ, коммерческое кино…

Преподаватель: На примере музыкального произведения Томазо Альбинони«Adagio g moll» для струнных инструментов и органа, мы увидели, как элитарная культура может перейти в массовую.

Слайд №12.  

Преподаватель: Заполненную таблицу вы вклеите в тетрадь.

Этап 2

Преподаватель: Помимо трех форм в культуре общества можно выделить ряд ее разновидностей по отдельным социальным группам: доминирующую культуру и субкультуры.

Слайд №13.

Преподаватель: В культурах отдельных наций и стран принято выделять доминирующую культуру, т.е. господствующую или преобладающую культуру – систему  ценностей, верований, традиций, обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества. Запишите определение в тетрадь.

Слайд №14.    Например. Черты русской культуры: переход от одной крайности к другой, соборность, социальное равенство, возвышение духовности, фетишизация государственной власти, патриотизм, тесная взаимопомощь, коллективизм, понятие свободы трактуется как воля.

Отдельные культурные сообщества, имеющие культурное своеобразие по отношению к доминирующей культуре являются субкультурами. 

Слайд №15.   Субкультура – это часть общей культуры, система ценностей, традиций и обычаев, присущих определённой группе людей. Субкультура возникает как позитивная или негативная реакция на господствующую в обществе культуру и социальную структуру среди различных социальных слоев и возрастных групп. Запишите определение в тетрадь.

Слайд №16. На примере матрёшки, мы рассмотрим связь доминирующей культуры с субкультурами.

Субкультуры могут выделяться по различным признакам. Чтобы узнать, какие существуют разновидности субкультур, по каким признакам они делятся, вам необходимо выполнить задание.

Задание №4: Разобьёмся по вариантам. С помощью мобильных устройств, на которых установлена программа распознавания QR-кодов, прочитать переработанные тексты из справочников и словарей, записать на обратной стороне своей заполненной таблицы по одному ключевому слову из каждого текста и сгруппировать слова по определённому признаку. Время работы 7 минут.

Слайд №16.  (включить музыку)

Пока студенты выполняют задание, звучит музыка.

Преподаватель: Я попрошу двух студенток выполнить это задание у доски. Необходимо записать номер текста и ключевое слово.

Преподаватель: Сравните слова, записанные вами в тетради со словами на доске. Скажите, как вы их сгруппировали и по каким признакам. (ответы студентки у доски и других студентов)

Преподаватель: Обратим внимание на матрёшку – она выполняет роль доминирующей культуры, а находящиеся в ней другие матрёшки будут субкультурами, как составные части господствующей культуры.

Запишем в тетрадь: субкультуры могут выделяться по различным признакам. Слайд №17 . (раскрытие матрёшек по очереди по щелчку!)

- национальному

- возрастному

- социальному

- профессиональному

Слайд №17 по щелчку!  (последняя матрёшка, определение контркультуры – тип субкультуры, отвергающий ценности и нормы, господствующей в данном обществе культуры и отстаивающий свою альтернативную культуру).

Преподаватель: Субкультура, которая не просто отличается от доминирующей культуры, а противостоит ей, находится в конфликте с доминирующими ценностями носит название контркультура.

Например, субкультура хиппи, панков, преступного мира, которая живет по своим законам, характеризуется своим языком, манерой поведения.

Запишите определение в тетрадь.

Преподаватель: Вот на таком нехитром примере мы рассмотрели виды культур:

  • доминирующую культуру - господствующую или преобладающую культуру;
  • субкультуру и её виды - часть общей культуры;
  • контркультуру – оппозицию или альтернативу по отношению к господствующей в обществе культуры.

  1. Закрепление изученного материала

Слайд №18. Преподаватель: Для закрепления нового материала выполним задания в виде теста.

  1. Установите соответствие между формами культуры и характерными чертами.

Формы культуры

  1. Народная
  2. Массовая
  3. Элитарная

Характерные черты

  1. Анонимность произведений
  2. Коммерциализация духовной деятельности
  3. Передача знаний из поколения в поколение
  4. Приоритетное развитие развлекательных жанров
  5. Сложность содержания

Слайд №19. 

2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий, представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Героический эпос, анонимность произведений, коллективность творческого процесса, фольклорный коллектив  ________________________________

Слайд №20.

3. Найдите в приведенном ниже списке признаки, характеризующие элитарную культуру. Запишите буквы, под которыми они указаны.

  1. безграничное самовыражение автора
  2. широкая рекламная кампания
  3. высокая содержательная сложность
  4. соответствие изысканным вкусам
  5. поставлена на коммерческий поток и рассчитана на среднего зрителя.
  6. ориентация на узкий круг ценителей

_____________________________________________________

Слайд №21.

4. Установите соответствие между формами культуры и социальными фактами. Соотнесите цифры с буквами.

Формы культуры:

  1. Народная
  2. Массовая
  3. Элитарная

Социальные факты:

  1. показ многосерийного телевизионного фильма
  2. проведение фестиваля фольклорных коллективов
  3. концерт эстрадной музыки
  4. празднование масленицы
  5. концерт симфонического оркестра
  6. открытие выставки художников-портретистов

Слайд №22.

5. Телеканал транслировал телесериал о буднях городской больницы. Что позволяет отнести этот сериал к произведениям массовой культуры? Запишите цифры, под которыми указаны выбранные элементы ответа.

1) СМИ представили телесериал как удачный коммерческий проект.

2) Авторы используют народную музыку и эпические сюжеты.

3) Одной из главных целей создателей телесериала было собственное самовыражение.

4) Телесериал рассчитан на усреднённый потребительский вкус.

5) Телесериал интересен кругу знатоков.

6) Понимание телесериала не требует специальной подготовки.

Слайд №23. 6. Сгруппируйте субкультуры по признакам.  Запишите номера иллюстраций рядом с нужным признаком различия субкультуры.

- национальный ____________________

- возрастной_______________________

- социальный ______________________

- профессиональный ________________

Слайд №24.

Преподаватель:  Обменяйтесь, пожалуйста, работами с соседкой по парте и выполните проверку. Правильные ответы на экране.

1. 1-а, 2-б, 1-в, 2-г, 3-д

2. Народная культура

3. а, в, г, е

4.  1 – б, г

     2 – а, в

     3 – д, е

5. 1, 4, 6

6. 1- В, 2- Б , 3- А , 4- Г

Слайд №25.

Преподаватель: Поставьте отметки, в соответствии с критериями оценки:

Отметка «5» -  наличие 6 правильных ответов;

Отметка «4» - наличие 5 правильных ответов;

Отметка «3» - наличие 4 правильных ответа;

Отметка «2» - наличие 3 правильных ответа.

6. Подведение итогов. Домашнее задание.

Слайд №26. (цель)

Преподаватель:  Скажите, пожалуйста, достигли ли мы цели, которую поставили в начале занятия? Да, достигли.

Мы выявили характерные особенности форм и видов культуры.

Все формы и направления культуры тесно связаны между собою. Продукты элитарной культуры вполне могут стать частью культуры массовой. Так же связаны между собой культуры массовая и народная.

Преподаватель:  Для выполнения домашнего задания вам необходимо сфотографировать следующие слайды. 

1. Разгадайте логический ребус. Найдите смысл в иллюстрациях и выявите их взаимосвязь, соотнесите с формами культур, которые были изучены на занятии.

Слайд №27.

Картина «Утро в лесу» И.И. Шишкина,  

Слайд №28.

Русская матрёшка.

Слайд №29. 

Преподаватель:  Ответьте на вопрос: «Может ли массовая культура перейти в элитарную или народную?»

Слайд №30.

2. Посмотреть дома мультфильм, который называется «Adagio»,  автор этого мультфильма Гарри Бардин. Это ещё одна интерпретация инструментального произведения Томазо Альбинони «Adagio g moll» для струнным инструментов с органом. И ответить на вопросы: «Чей образ взят за основу сюжета? Какие общественные моральные качества отображены в мультфильме?»

7. Оценивание.

Преподаватель:  Сегодня на занятии практически все студенты были активными, но мне хочется поставить отметку некоторым студентам за оригинальность мышления и умение вступить в обсуждение по данной теме.

Слайд №31. (три формы культуры)

Рефлексия.

Преподаватель: Мы выявили черты народной, элитарной и массовой культуры. Подумайте, какая из культур наиболее доступна вашему пониманию? И нарисуйте смайлик в таблице рядом с той культурой, которую вы выбрали.  Поднимите руки те, кто отнёс себя к категории людей, понимающих народную культуру? Почему вы так решили? (ответы студентов)

Поднимите руки те, кто отнёс себя к категории людей, понимающих элитарную культуру? Почему вы так решили? (ответы студентов)

Поднимите руки те, кто отнёс себя к категории людей, понимающих массовую культуру? Почему вы так решили? (ответы студентов)

Преподаватель:  Большинство из вас отнесло себя к категории людей, понимающих массовую культуру. Как вы думаете, почему? (ответы студентов)

Преподаватель:  Завершить наше занятие я хочу словами величайшего философа древности «Есть только одно благо - знание и только одно зло – невежество». Я желаю вам освоить  и углубить знания, благодаря которым вы сможете присоединиться к немногочисленному кругу людей, понимающих элитарную культуру.

Преподаватель:  Староста, соберите, пожалуйста, тесты. На этом наше занятие окончено, спасибо за активную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по математике на тему «Параллельные и скрещивающиеся прямые в пространстве»

Данный план содержит материал по разработке открытого урока по геометрии  на тему "Параллельные и скрещивающиеся прямые в пространстве". Цель урока заключается в том, чтобы рассмотреть взаимное р...

План-конспект открытого урока по математике на тему «Параллельные и скрещивающиеся прямые в пространстве»

Данный план содержит материал по разработке открытого урока по геометрии  на тему "Параллельные и скрещивающиеся прямые в пространстве". Цель урока заключается в том, чтобы рассмотреть взаимное р...

План открытого урока по музыке на тему "Русская народная песня"

Данный урок разработан для студентов 3 курса специального дошкольного отделения, изучающих учебную дисциплину "Музыка, ритмика"...

Методическая разработка открытого урока "Сольный концерт как результативная форма работы с одарёнными детьми"

Цель  урока:·        развитие творческих способностей ребёнка,  совершенствование исполнительского мастерства.Задачи:образовательные:·...

Открытый урок по дисциплине "Технология". Тема урока: "Составление резюме".

Открытый урок по дисциплине "Технология". Тема урока: "Составление резюме". В учебных материалах представлены: "План-конспект урока"; 2) презентация к план-конспекту для ...

Открытый урок по математике на тему"Показательные уравнения. Метод приведения к одному основанию.Использование современных технологий на уроках математики"

Открытый урок по математике на тему"Показательные уравнения. Метод приведения к одному основанию.Использование современных технологий на уроках математики"...