Значение искусства грима в раскрытии творческой индивидуальности студента
учебно-методический материал

Антонина Викторовна Косякина

Первый этап работы над гримом – подготовительный

Второй этап – создание эскиза грима

Третий этап – выполнение грима

Четвертый этап – грим в идущем спектакле

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znachenie_iskusstva_grima_metod._dlya_prep._grim.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Значение искусства грима в раскрытии творческой индивидуальности студента

А.В. Косякина

преподаватель ТГМПИ им. С.В. Рахманинова

Возросшие эстетические запросы современного зрителя требуют от театра органического соединения выразительной формы с содержанием. В современном спектакле сценический грим органично и неразрывно связан с режиссерским решением и художественным оформлением спектакля, основанными на жанре и стиле пьесы. Так, например, грим молодого красивого лица в трагедии будет резко отличаться от грима молодого лица в водевиле или комедии, где он может быть более условным, чем в драме или трагедии.

Когда некоторые режиссеры отказываются от грима, почему-то считая, что это оригинально, они обкрадывают свои же спектакли, лишая их полнокровной художественной и жанровой выразительности. Как резко и грубо загримированное лицо актера, так и совсем не загримированное бледное лицо не только не создают единого образа, но и наоборот, мешают восприятию всего спектакля в целом.

К.С. Станиславский придавал гриму очень большое значение. Гримирование считал важнейшим процессом при создании актерского образа. Он советовал идти к образу через внешность – костюм и грим, чтобы таким путем раскрыть внутреннее содержание и найти определенный характер.

«От внешнего к внутреннему, от тела к душе, от воплощения к переживанию, от формы к содержанию», - призывал К.С. Станиславский артистов. Грим помогает войти в образ, почувствовать его характер, перестраивает актера.

Именно поэтому, наряду с воспитанием актерского и режиссерского мастерства на отделении «Театральное творчество» ТГМПИ им. С.В. Рахманинова большое значение придается работе над образом на занятиях по курсу «Грим».

В процессе овладения основами искусства грима перед студентами раскрывается значение грима в искусстве перевоплощения, единство режиссерского решения и стиля грима, основные приемы гримирования, влияние на грим света, цвета, костюма, декораций, мизансцен. Работая над образом, студенты должны творчески и умело использовать грим, как один из важных элементов художественной выразительности. Только при настойчивой, упорной и увлеченной работе над гримом можно добиться подлинных творческих результатов, сделав его органической и неотъемлемой частью сценического образа.

Исходя из вышеуказанного, педагогически целесообразным для раскрытия творческой индивидуальности,. являются следующие этапы, которые проходят студенты, создавая художественные образы через искусство грима.

Первый этап работы над гримом – подготовительный. В этот период необходимо глубоко изучить материалы пьесы и роли, эпоху, быт, стиль, авторские ремарки, накопить иллюстративный материал, ознакомиться с литературно-описательным материалом. Возраст, мировоззрение, характер, национальность, социальное происхождение, образование, профессия, климат, состояние здоровья, привычки, мода эпохи, в которой живет герой пьесы – все это находит выражение в гриме и помогает раскрыть внутреннюю суть образа.

Второй этап – создание эскиза грима. На этом этапе отбирается и закрепляется накопленный материал на основе решения студентами образа и общего режиссерского замысла спектакля. В эскизе важно найти основное выражение лица, его характерные особенности и  понять стиль всего оформления в целом и грима в частности. Эскиз грима должен соответствовать общему стилевому решению.

Третий этап – выполнение грима, создание облика образа, доработка его, проверка грима на репетициях, и окончательное закрепление его в соответствии с общим решением всего спектакля. В момент проб на студенте - актере должен быть обязательно надет костюм со всевозможными аксессуарами – с головным убором, очками, бусами, серьгами и т.д. Окончательную проверку и утверждение на выразительность, характерность, близость к стилю оформления и режиссерскому замыслу грим может получить только в действии на сцене. Проверка готового грима со сцены – важный и ответственный момент. На монтировочной репетиции проверяется органическое единство грима и костюма, грима и света, грима и декорации. При проверке гримов со сцены необходимо проиграть небольшие сцены в конкретных зафиксированных мизансценах и при найденном свете.

Четвертый этап – грим в идущем спектакле: изменение его в связи с ростом и углублением образа.

Театр – искусство перевоплощения. И поэтому самое главное в искусстве актера – «Стать другим, оставаясь самим собой» (Е.Б. Вахтангов). А играть постоянно из спектакля в спектакль всегда только себя со своим вечно одинаковым лицом, неизменной прической нельзя. Искусство грима вытекает из искусства перевоплощения, как средство внешней характеристики выразительности образа, как форма образа, его «зерно», неотъемлемая часть внутреннего содержания. Именно перевоплощение - внешнее и внутреннее, помогает раскрытию творческой индивидуальности студента, неповторимости, своеобразию его личности.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ КАК СПОСОБ РАСКРЫТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ

Проектная деятельность уже в процессе обучения дает возможность студентам приобретать новые умения и добывать новые знания. Работа над проектом стимулирует творчество обучающихся, побуждает их к самос...

План двухчасового занятия "Значение искусства в моей жизни. Классицизм"

Материал представляет собой план двухчасового занятия по дисциплине Мировая художественная культура по теме "Искусство в моей жизни. Классицизм"...

Проект: Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей студентов, участников Творческого клуба «Вдохновение»

Данный проект ориентирован на организацию досуговогой занятости. Творческиий клуб "Вдохновение " организован на базе "Камского строительного колледжа" с целью привлечения талантлив...

ЗНАЧЕНИЕ ПЛЕНЭРА В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ДИЗАЙН» УЛЬЯНОВСКОГО КОЛЛЕДЖА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА

Пленэрная практика как дисциплина является важной составляющей учебного процесса в Ульяновском колледже культуры и искусства, логическим продолжением обучения и закрепления знаний по композиции, живоп...

Влияние педагогических технологий на формирование профессиональных навыков и развитие творческой активности студентов в области изобразительного искусства.

В статье раскрывается эффективность применения различных практических и демонстрационно-наглядных методов обучения, а так же использование современных педагогических технологий на практических занятия...

Значение искусства для жителей блокадного Ленинграда

В тяжелые годы блокады людям необходимо было верить во что-то, им нужна была поддержка и опора. И этой опорой для них стало искусство, которое даже в самые тяжелые времена дарило людям веру в непобеди...