Исполнительское дыхание при игре на флейте
методическая разработка

Анализ основ исполнительского дыхания, объяснение происхождения звука при выдохе в инструмент, ключевые моменты при вдохе и описание правильного исполнительского вдоха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolnitelskoe_dyhanie.docx15.06 КБ

Предварительный просмотр:

Исполнительское дыхание

Наиболее существенным и сложным компонентом игры на духовых

инструментах, и в частности на флейте, является исполнительское дыхание.

У флейты, единственного из всех духовых инструментов, нет на пути

выдуваемой струи воздуха твердых сопротивляющихся тел (тростей,

мундштука) которые способствовали бы экономии и продолжительности

выдоха. Кроме того, не весь воздух, выходящий из губ, попадает во

вдувательное отверстие головки флейты - некоторая его часть уходит в

холостую. Поэтому «коэффициент полезного действия» у флейты

значительно ниже, чем у других духовых инструментов.

  В связи с этим возникает вопрос первостепенной важности, как добиться

того, чтобы из губ флейтиста выходило оптимальное количество воздуха.

Точный расход снимает излишний шип, который возникает при

прохождении чрезмерного объема воздуха. Отметим, что у флейтистов

существует два источника шипа; первое образуется при прохождении

воздуха через губы, второе - при соприкосновении воздушной струи с

внешним краем вдувательного отверстия головки флейты.

  В результате все погрешности технического порядка у играющего на

флейте заметны гораздо больше, чем у исполнителей на других духовых

инструментах. На флейте можно играть высококачественным звуком, без

лишнего шипа и свиста, но для этого нужно овладеть большим мастерством,

которое формируется с помощью рациональных методов обучения. В

исполнительской практике флейтисты, как и все духовики, должны

пользоваться грудодиафрагмальным (смешанным) дыханием.

Грудодиафрагмальный вдох должен осуществляться диафрагмой и

наружными межреберными мышцами.  При этом равномерно растягиваются

все части живота, особенно боковые, то есть, используются все части

диафрагмы, а не только ее передний участок. Грудная клетка расширяется в

переднем, заднем и боковых  направлениях, таким образом, работа всех

дыхательных мышц происходит кольцеобразно, а дыхание становиться более объемным, глубоким, полным.

Правило.

1. перед началом вдоха необходимо расслабить мышцы брюшного пресса.

2. осуществить полный вдох.

3. задержать дыхание.

4. произвести звукоизвлечение (атаку).

Выдох.

Каким же типом выдоха следует пользоваться

флейтистам? Выдохом без специального удерживания грудной клетки,

которая с момента звукоизвлечения сразу же начинает естественно сужаться

на всем протяжении его более или менее, в зависимости от активности

выдыхания и скоростного напора воздуха ( при выдохе работают внутренние

межреберные мышца грудной клетки, а так же сознательно напряженные

мышцы брюшного пресса). Не следует при игре (особенно в начальной

стадии обучения) доводить выдыхательные мышцы до полного сокращения,

так как последующий вдох будет трудно осуществить правильно, быстро,

бесшумно и достаточно полно. Таким образом, при выдохе кроме

межреберных мышц грудной клетки активную роль играют сжато-

напряженные мышцы брюшного пресса, которые во взаимодействии с

губами помогают управлять объемом воздуха легких и его скоростным

напором. Диафрагма при выдохе постепенно возвращается в свое исходное

положение вместе с суживающимися нижними ребрами грудной клетки, к

которым она прикреплена.

Правильная, рациональная методика дыхания в процессе обучения играет

важнейшую роль в становление исполнительского мастерства флейтиста.

Для овладения мастерством флейтисту, как и любому другому духовику,

необходим каждодневный многочасовой, сознательный и

 целенаправленный труд. Овладение профессиональным исполнительским смешанным, грудо - диафрагмально - брюшным дыханием только частично решит общую проблему мастерства. Не меньшее значение имеют правильная постановка губ, языка, положение головки флейты относительно губ и прочее. Только правильное, наиболее рациональное взаимодействие всех перечисленных компонентов будет способствовать овладению высоким искусством игры на флейте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая игра «Весеннее дыхание природы»

Цель мероприятия: 1) выявить знания детей о птицах, животных, грибах и лекарственных растениях, 2) воспитание любви и бережного отношения к родной природе. Задачи: - Расширение знаний по ест...

Первые уроки игры на флейте

Первые уроки игры на флейте. Знакомство с инструментом. Постановка исполнительского аппарата...

В соавторстве с кандидатом искусстваоведения Косаревой Ю.В. «Баллада» для флейты и фортепиано А. Перийу: теоретический и исполнительский анализ

В рамках статьи рассматривается «Баллада» А.Перийу – раскрывается образный строй, теоретический анализ, даны методические указания по исполнению данного произведения с точки зр...

Учебно-методическое пособие «Основные этапы обучения игре на флейте»

В данном пособии освещаются основные этапы обучения игре на флейте, представлен поэтапный метод работы над каждым этапом, начиная от знакомства с инструментом, работой на блокфлейте и до формирования ...

Особенности формирования исполнительского дыхания музыканта-духовика

Особенности формирования исполнительского дыхания музыканта-духовика.В методической разработке затронуты основные аспекты постановки исполнительского дыхания музыканта-духовика, специфика и развитие и...

Развитие исполнительского дыхания

Методический доклад: "Развитие исполнительского дыхания при игре на флейте"...