Особенности формирования исполнительского дыхания музыканта-духовика
учебно-методический материал

Захарченко Ольга Витальевна

Особенности формирования исполнительского дыхания музыканта-духовика.

В методической разработке затронуты основные аспекты постановки исполнительского дыхания музыканта-духовика, специфика и развитие исполнительского дыхания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Методический доклад29.98 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«ОСОБЕННОСТИ

ФОРМИРОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО

ДЫХАНИЯ МУЗЫКАНТА-ДУХОВИКА»

Содержаиие

  1. Исполнительское дыхание.
  2. Техника исполнительского дыхания.
  3. Дыхание и фразировка.
  4. Специфика исполнительского дыхания музы канта-духовика.
  5. Развитие дыхания.

1.  Исполнительское дыхание

Исполнительская и педагогическая практика показывает, что исполнители с неправильно поставленным дыханием не могут добиться высокого уровня исполнительского мастерства. Постановка исполнительского дыхания должна занимать важнейшее место в практике обучения игре па духовых инструментах. Специфика игры на духовых инструментах требует от исполнителя не только свободного владения своим дыханием, но и правильного взаимодействия дыхания с работой губ, языка, слуха и других компонентой, бел чего невозможно решение художественного исполнения задач. Важным моментом начального обучения игре па духовых инструментах является необходимость научиться правильному, рациональному исполнительскому дыханию. Кроме злого, учащийся должен иметь ясное представление о работе всех дыхательных органов. С этой целью учащемуся рекомендуется хорошо усвоить некоторые анатомо-физиологические основы дыхания. В дыхании человека принимает участие сложная система органов, которые можно разделить па три группы:

1. воздушные пути - от ротового и носового отверстий до голосовых связок; нижнее - дыхательное горло. Эта общая часть дыхательного аппарата служит для сообщения легких с высшей атмосферой.

  1. Легкие - состоят из многочисленных топких пузырьков, густо оплетенных кровеносными сосудами и обладающих большой эластичностью. Легкие с воздушными путями образно сравнивать с густо разросшимся деревом, имеющим внутри пустые ствол и ветви. Ствол соответствует дыхательному горлу, крупные ветки – бронхам, а листва – легочным пузырькам. Движение легких заключается в расширении их при вдохе и в сжатии при выдохе, в том и другом случае легкие пассивно следуют за движением стенок грудной клетки.
  2. Костно - мышечная    система   грудной    клетки        ребра   и  дыхательная мускулатура, к которой в первую очередь относится диафрагма, а также наружные и внутренние межреберные мышцы. Диафрагме принадлежит активная роль в механизме дыхания. Только после того, как учащийся ознакомятся с дыханием на основе анатомии и  физиологии его можно познакомить с типами дыхания, применяемыми на практике исполнительства на духовых инструментах.

Учащемуся необходимо знать, что существует три типа дыхания:

-грудной (реберное);

-брюшной (диафрагмальное);

смешанное (грудобрюшное).

Грудной тип дыхания характеризуется применением грудной клетки, сокращением межреберной мускулатуры. Активность диафрагмы незначительна. Характерная черта грудного дыхания - при вдохе поднимаются плечи.

Брюшной тип дыхания характеризуется активностью диафрагмы и нижних ребер. При вдохе диафрагма активно опускается вниз, что дает возможность увеличить объем грудной клетки в вертикальном направлении. Отличительными чертами грудного дыхания является легкость и свобода вдоха при небольшом объеме легочного воздуха.

Смешанный тип дыхания в основном отличается тем, что исполнитель по своему желанию может различным образом изменить деятельность дыхательных мышц грудной клетки. Этот тип дыхания является наиболее рациональным, он позволяет играющему свободно регулировать быстроту и силу дыхания, подчинив его художественному замыслу произведения.

От правильного владения дыханием зависит чистота интонации, устойчивость и выразительность звука, поэтому необходимо серьезное освоение правильного владения дыханием с самого начала обучения игре на духовых инструментах. Все, о чем мы говорили, касалось анатомо-физиологической стороны дыхания. Теперь коснемся вопроса постановки дыхания в период первоначального обучения. Исполнительское дыхание выглядит следующим образом. Диафрагма, сокращаясь, активно давит на внутренности и опускается ниже. Нижние и средние ребра поднимаются значительно больше, чем при спокойном вдохе, верхняя же часть живота вытягивается не только спереди, но и с боков, в то время как нижняя часть его несколько поднимается или втягивается. Расширение грудной клетки происходит как в вертикальном, так и в горизонтальном направлениях. При самом глубоком вдохе слегка поднимаются и ключицы, но не путем поднятия верхней части грудной клетки, которая при любом вдохе остается в покое, а вследствие полного ее расширения. Так осуществляется вдох с максимальным заполнением легких воздухом. При задержании воздуха в легких происходит как бы    равновесие    вдыхательных    мышц    и    их    антагонистов    - выдыхательных, чем и объясняется чувство меры. А затем этот внутреннее равновесие мышц нарушается, и воздух при ощущении потоком поступает в полость рта. Выдыхание производится постепенным сокращением всех мышц брюшного пресса, после завершения, которого действием межреберных мышц опускаются средние и нижние ребра. Диафрагма же, все время, опираясь на внутренности и постепенно расслабляясь, принимает естественное куполообразное положение. Таким образом должны производиться вдох и выдох при игре на духовых инструментах.

Среди певцов существует поговорка, выражающая глубокую истину: «Искусство пения - есть школа дыхания». Эти слова вполне могут быть применены к играющим на духовых инструментах.

2. Техника исполнительского дыхания.

Вопрос о правильном дыхании в значительной степени сводится к умению играющего использовать, свойственную дыханию гибкость, способность дыхания видоизменяться, в зависимости от требований исполнителя музыки.

Основная трудность исполнительского дыхания заключается в необходимости объединить два момента - быстрый, короткий вдох и продолжительный, равномерный выдох. Ребра грудной клетки не одинаково подвижны и эластичны. Наибольшей подвижностью и свободой движения обладает нижняя половина груди, наименьшей -верхняя. Чем короче время, предоставленное исключительно для произведения вдоха, тем меньше участие в нем должны принимать верхние, наименее подвижные ребра. Вдох в этом случае будет проходить при активном участии нижней половины груди и диафрагмы. И наоборот, чем значительнее время, отведенное для вдоха и чем больше потребность в продолжительности выдоха, тем большее участие в дыхании смогут принимать верхние отделы груди.

Следовательно, дыхание при игре не остается неизменным, оно постоянно видоизменяется по глубине. При исполнении коротких музыкальных фраз происходит менее глубокое, быстрое дыхание. Продолжительные музыкальные фразы - глубокое дыхание.

Скорость вдоха при игре всегда должна соответствовать тому времени, которое отводится для смены дыхания, чем меньше пауза – тем быстрее будет происходить вдох.

Быстрый короткий вдох должен производиться без ущерба для длительности звуков, причем исполнитель не должен для облегчения дыхания пропускать отдельные звуки, как это нередко делается.

Еще большие требования предъявляются к исполнителям при выполнении второй фазы дыхания - выдоха. Очень важно, чтобы выдох происходил очень ровной струей, плавно, без толчков. Кроме того, он должен обладать большой гибкостью, то есть способностью к различной интенсивности или скорости. Без этого нельзя обеспечить правильное выполнение различных динамических оттенков. Выдох музыканта должен происходить с таким расчетом, чтобы в легких оставалась небольшая часть воздуха. Практически это сводится к умению играющего создать «опору» дыхания или умению при выдохе удерживать грудную клетку в возможно более приподнятом (вдыхательном) положении. В методической литературе этот прием хорошо изложен профессором С.Розановым: «Очень важно, чтобы играющий уяснил, что чем тверже удерживается грудь и верхние ребра во время выдоха, чем медленнее диафрагма и мышцы приходят в свое первоначальное положение, тем равномернее выходит воздух из легких, что очень важно при игре на духовых инструментах».

3. Дыхание и фразировка.

В исполнительской практике музыкантов сплошь и рядом встречаются случаи, когда играющий, не имея возможности сыграть на одном дыхании продолжительную музыкальную фразу, вынужден где-то сменить дыхание. В практике это определяется внутренним чутьем музыканта, его природной чуткостью к музыкальной фразировке, так как и в методической литературе подробных указаний на этот счет, обычно, не дается.

Одним из важнейших условий хорошей фразировки при игре на духовых инструментах, является полное подчинение дыхания особенностям исполняемых произведений. Играющий должен уметь правильно определять границы заключенных (в смысловом отношении) построений, то есть уметь определять цезуру. Установление цезуры можно сравнивать с расстановкой соответствующих знаков препинания в словесной речи. Пользуясь подобной аналогией, мы можем сказать, что разрывать единое музыкальное целое так же недопустимо, как недопустимо при чтении или в разговорной речи прерывать начатую мысль на полуслове.

Для играющего на духовом инструменте умение правильно установить цезуру возможно еще в том отношении, что цезуры определяют моменты очередного вдоха. В соответствии с этим могут быть сформулированы следующие наиболее общие закономерности смены дыхания в момент игры:

  • в целях соблюдения единства музыкального целого, дыхание следует менять во время пауз, так как они являются наиболее отчетливым выражением цезуру;
  • при исполнении музыки, имеющей большое количество пауз, дыхание ни в коем случае не следует менять на каждой паузе, ибо частая смена дыхания приведет к быстрому утомлению музыканта;

- при отсутствии пауз для смены дыхания можно использовать продолжительные звуки, так, например, если после продолжительного звука  следует  один   или   несколько   коротких  звуков,  то  дыхание следует брать после длинного (продолжительного) звука;

-        кроме пауз и продолжительных звуков основанием для смены
дыхания является повторение музыкального материала.

Если ярко выраженные признаки цезуры отсутствуют (что может иногда встречаться при непрерывном мелодическом движении), то основанием для установки цезуры и смены дыхания может служить:

  • смена гармонических функций;
  • резкая смена динамики;
  • смена регистров.

При смене дыхания во время игры нужно иметь в виду, что любое музыкальное построение обычно заканчивается аккордовым звуком. Поэтому не следует делать очередной вдох на неаккордовых звуках в момент задержания:

  • перед проходящим звуком или после него;
  • перед вспомогательным звуке
  • в момент подъема.

Кроме того, для сохранения большей выразительности исполнения, не рекомендуется брать дыхание после вводного тона.

Во всех этих элементах правильное дыхание исполнителя играет существенную роль, способствуя большей выразительности музыкального исполнения.

Отсюда следует, что для музыканта-духовика большое значение имеет технически правильное исполнительское дыхание.

4. Специфика исполнительского дыхания музыканта-духовика.

Исполнительское дыхание духовика существенно отличается от физиологического. Вот суть их основных различий:

-физиологическое дыхание непроизвольно, а исполнительское дыхание не только совершается произвольно, но и требует от музыканта подлинно виртуозного управления;

-объем исполнительского дыхания значительно превосходит объем физиологического - если при физиологическом вдохе человек вдыхает в среднем 500 куб.см воздуха, то во время игры на духовом инструменте очень часто используют всю жизненную емкость своих легких (3500 куб.см).;

-в отличие от физиологического исполнительское дыхание не ритмично, обе его фазы (вдох и выдох) совершаются вынужденно, произвольно, в зависимости от характера и построения исполняемых музыкальных фраз. В спокойном физиологическом дыхании продолжительность вдоха и выдоха почти равны, а в исполнительском дыхании ассиметричность вдоха и выдоха, как правило, проявляется в гораздо большей степени;

-физиологический вдох осуществляется, обычно, через нос, а во время игры на духовом инструменте вдох производится главным образом через рот;

-физиологический выдох носит пассивный характер и осуществляется бесконтрольно, а исполнительский же осуществляется «на опоре» и расходуется экономно.

Таким образом в отличие от физиологического исполнительское дыхание связано с большим расходом физических сил.

5. Развитие дыхания.

Практика игры на духовых инструментах показывает, что овладение навыками дыхания немыслимо без длительной и систематической тренировки дыхательного аппарата, которая должна начинаться с первых моментов обучения. Овладение навыками дыхания должно быть связано с уяснением элементов правильной постановки, так как неправильное положение некоторых частей тела нередко оказывает существенное влияние на свободу дыхания.

Развитие и тренировка дыхательного аппарата музыканта должны производиться двумя способами - без игры на инструменте и в процессе игры.

В основе первого способа лежат общефизические упражнения (развитие мускулатуры, бег и т.д.). Второй способ тренировки заключается в игре специальных упражнений на инструменте. Это основной вид тренировки дыхательного аппарата, поскольку в процессе игры наиболее естественно развиваются сила, гибкость и координация дыхательных мышц.

Указанные упражнения способствуют развитию дыхания, а также укреплению губного аппарата и достижению хорошего и ровного звучания.

Список   используемой  литературы.

  1. Б. Диков «О дыхании при игре на духовых инструментах»

Москва 1962г

  1. А. Федотов «О дыхании на духовых инструментах»

 Москва 1975г

3. С. Болотин «Основы техники дыхания»

Издательство «Музыка» 1980 г

4.        Ю. Должиков  «О технике дыхания на духовых инструментах»

       Москва 1983г.

5.        Ю.Усов. «Вон росы музыкальной педагогики»

вып. 10.  Москва 1991г.

6.        И. Пушечников «Особенности дыхания при игре на гобое»

  Москва 1991г.

Рецензия

на реферат преподавателя МОУ ДОД Каширский ДМШ №2

Калимуллина Р.Н. на тему: «Особенности формирования

исполнительского дыхания музыканта - духовика».

В реферате были отражены наиболее актуальные аспекты данной темы. Проблемы постановки дыхания у учащихся ДМШ являются наиболее важной составляющей обучения игре на духовых инструментах. В данной работе методически верно были изложены основные типы дыхания, и способы их применения в практической работе преподавателя. Была прослежена связь дыхания с музыкальной фразировкой произведения.

Важное    место    в    реферате    отведено рекомендациям преподавателям музыкальных школ по формированию рациональной постановки учеников.

Этот материал может быть использован как методическое пособие в повседневной работе преподавателями ДМШ по классу духовых инструментов.

Председатель ПЦК отдела        В.И.Румянцев,

духовых инструментов 1-го МОМУ

05.12.2006г.

Рецензия

На открытый урок преподавателя

Детской музыкальной школы №2 г. Кашира

Калимуллина Романа Николаевича

Открытый урок проведен с учеником 6 класса Коробейниковым Игорем (саксофон-альт) и Носковой Настей - ученицей 4 класса (флейта). На примере исполнения гамм проходила работа над чистотой звука и развитием техники. Коробейников Игорь показал разнообразие штрихов (легато, стаккато, деташе) в сочетании с различными длительностями, что способствует развитию беглости пальцев.

Педагог неоднократно обращал внимание на постановку корпуса, что влияет на чистоту звука, на постановку дыхания (опора на диафрагму).

На уроке были исполнены пьесы: Бах «Ариозо» и Джоплин Регтайм «Артист эстрады».

При работе с Носковой Настей было уделено особое внимание настройке инструмента. Педагог приучает учащегося к постоянному слуховому контролю, что приводит к чистоте интонирования и дает правильное развитие слуха. Носкова Настя исполнила пьесу Генделя «Жига». Обращает на себя внимание хороший контакт между педагогом и учениками. Ученики быстро реагируют на объяснения и показ, и сразу стараются воплотить услышанное ими  в действие.

Смелость и уверенность при исполнении пьес, точность фразировки, хороший звук - все это говорит о том, что преподаватель Калимуллин Р.Н. профессионально владеет знаниями и всеми тонкостями исполнительского мастерства и умело передает их своим  ученикам.

Резидент:

Преподаватель:

15.05.2006 г.

Рецензия

на реферат Калинушкина Р.Н.

«Особенности формирования исполнительского дыхания музыканта-духовика»

Проблема формирования исполнительского аппарата музыканта-духовика относится к одной из актуальных в музыкальной педагогике. Автором на основе анализа специальной литературы и практики рассматривается один из аспектов данной проблемы, связанной с исполнительским дыханием. Структурно работа выстроена достаточно логично. В первом разделе раскрывается сущность исполнительского дыхания, характеризуется три группы системы органов дыхания и три его типа: грудное, брюшное и смешанное.

Автор справедливо связывает чистоту, устойчивость и выразительность звука с правильным владением дыханием, сопоставляя с вокальным исполнительством «искусство пения - есть школа дыхания».

Заслуживает внимания раздел «Техника исполнительского дыхания», в котором автор указывает на развитие способности вдыхания видоизменятся от требований исполнителя музыки.

В реферате в методическом плане рассматриваются вопросы дыхания и фрезеровки, специфики исполнительского дыхания музыканта-духовика, а также предлагаются рекомендации о развитии умений и навыков владения дыханием в процессе музыкального обучения.

В целом работа выполнена на хорошем методическом уровне и может быть использована для практического применения в учебных заведениях дополнительного образования.

Доктор педагогических наук,                          В.Г. Кузнецов

профессор МГУКИ        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-методическая разработка открытого урока "ФОРМИРОВАНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО АППАРАТА В РАБОТЕ НАД ПЬЕСАМИ"

Развитие ритмических, динамических, темповых и артикуляционных навыков  в работе над звуковыми качествами произведения.Воспитание музыкального мышления, образного осмысления, эмоциональной отзывч...

Научно-методичекая разработка открытого урока "ФОРМИРОВАНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО АППАРАТА В РАБОТЕ НАД ПЬЕСАМИ"

Развитие ритмических, динамических, темповых и артикуляционных навыков  в работе над звуковыми качествами произведения.Воспитание музыкального мышления, образного осмысления, эмоциональной отзывч...

Упражнения по формированию речевого дыхания

С каждым годом увеличивается число безречевых, неговорящих детей, в возрасте от 3 лет. Группа безречевых детей неоднородна, в нее входят дети с временной задержкой речевого развития, алалией, ра...

Исполнительское дыхание при игре на флейте

Анализ основ исполнительского дыхания, объяснение происхождения звука при выдохе в инструмент, ключевые моменты при вдохе и описание правильного исполнительского вдоха....

Методические рекомендации к открытому уроку Курочкиной С.Ю "Формирование исполнительской культуры через музыкальный образ".

Сегодня вашему вниманию будет представлен открытый урок на тему: «Формирование исполнительской культуры через музыкальный образ на примере произведений В.Коровицына»....

Развитие исполнительского дыхания

Методический доклад: "Развитие исполнительского дыхания при игре на флейте"...

Статья "О работе певца-народника над голосом, воспитание народной манеры пения, роль педагога в формировании исполнительского мастерства студента "

Народной манерой в быту, как известно, овладевают в подростковом возрасте и с окончанием мутации поют по-народному совершенно свободно и уверенно, стройно, интонационно чисто и иногда даже с виртуозны...