Технологическая карта урока
план-конспект занятия

Жабуева Очирма Жамсуевна

Технологическая карта урока - новый вид методической продукции, обеспечивающий эффективное и качественное преподавание учебных предметов и возможность достижения планируемых результатов освоения образовательных программ в соответствии с ФГОС. Использование технологической карты помогает целостно и системно спроектировать процесс обучения, максимально детально проработать все этапы урока, конкретизировать, варьировать и согласовывать действия всех субъектов образовательного процесса, организовывать самостоятельную деятельность, соотносить результат с целью обучения. Технологическая карта помогает сделать так, чтобы урок не только вооружал обучающихся знаниями и формировал умения, но и вызывал у студентов искренний интерес, подлинную увлеченность, развивал их творческое сознание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uchebnogo_zanyatiya_po_dpi.docx94.79 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

13.02.2019 года, 2 часа

Преподаватель

Жабуева О. Ж.

Учебная  дисциплина

Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы

Группа

0111

Специальность

Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы

Раздел дисциплины

Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы

Тема изучения

Народные художественные промыслы

Тема урока

Художественная обработка кожи. Изготовление сувенира из кожи и меха

Номер учебного занятия  по  КТП

41

Вид занятия

Практическая работа

Тип урока

Урок совершенствования знаний и приобретение практических умений

Цель урока: личностные

Способствовать расширению и обобщению  знаний о народных     промыслах

метапредметные

Развитие творческих способностей

предметные

Совершенствование умений и навыков практического опыта изготовления изделий из кожи и меха

Образовательные результаты

Общие  компетенции

Профессиональные  компетенции

Предметные

Личностные

Метапредметные

1.Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения

Владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией.

 Совершенствование приемов декоративного украшения из кожи и меха

Способствовать расширению и обобщению знаний о народных промыслах

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения

2.Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы

Составлять технологические карты исполнения изделий декоративно-прикладного и народного искусства

Формирование понятия о роли и месте декоративно-прикладного искусства

Формирование духовных и эстетических потребностей

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы

3. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач

Варьировать изделия декоративно-прикладного и народного искусства с новыми технологическими и колористическими решениями

Способствовать запоминанию основной терминологии в художественной обработке кожи и меха

Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач

4. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

Собирать, анализировать и систематизировать подготовительный материал при проектировании изделий декоративно-прикладного искусства

Уважать и ценить искусство и художественно-творческую деятельность человека

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

Организация образовательной среды

Педагогические технологии

Методы обучения

Образовательные ресурсы

Междисциплинарные и межкурсовые связи

Формы организации работы

Технология сотрудничества, технология проблемного обучения

 Наглядный, словесный

Книги, интернет ресурсы.

 История искусств, основы ИЗО

Фронтальная, индивидуальная

Структурная часть урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

1.Организационная часть

1.Приветствует и определяет отсутствующих

2. Проверка готовности группы к уроку

3. Формулируют тему, цели, задачи вместе с обучающимися

1. Приветствуют

2. Готовятся к уроку

3. Определяют тему, цели, задачи и записывают тему

2.Этап всесторонней проверки знаний

1. Организует учебную деятельность.

Проверка домашнего задания.

Дает задание ответить на вопросы

2. Организует игру «Лучший знаток народных промыслов России»

Осуществляет проверку вместе со студентами

1.Рассказывают, показывают, проверяют, оценивают.

2.Участвуют в игре, выполняют задания.

3.Сравнивают изделия народных промыслов и заполняют таблицу на доске.

3. Этап усвоения новых знаний

1. Объясняет новый материал по плану:

1)Что такое сувенир и подарок?

2) Показывает презентацию

1. Слушают. Задают вопросы.

2. Слушают, воспринимают, анализируют. Овладевают умениями и навыками рационально учиться.

3. Показывают презентацию.

4. Этап закрепления  новых знаний

1. Показывает практическую значимость нового материала, мотивирует студентов к его освоению.

2. Дает задание нарисовать эскиз любого сувенира из кожи и меха.

3. Знакомит с критериями оценивания выполнения задания

4. Проводит вводный инструктаж. Проверяет организацию рабочего места. Знакомит с инструкционной картой.

5. Текущий инструктаж. Проверяет правильность выполнения трудовых приемов и предупреждает о возможных ошибках.

1. Работают над выполнением упражнения.

2. Слушают, воспринимают информацию, анализируют.

3. Выполняют задание, исправляют ошибки.

5. Этап подведения итогов и д/з

1. Организует самооценку работ студентов. Анализирует оценки, полученные за практическую работу.

Проводит заключительный инструктаж.

2. Подводит итоги урока.

3. Мотивирует и инструктирует выполнение д/з (подготовить сообщение «Промыслы  художественной обработки кожи и меха в Бурятии)

4. Предлагает выполнить задание рефлексии. Что вы узнали о сувенирах из кожи и меха?

1.Слушают. Анализируют. Оценивают свою работу на уроке

2. Задают вопросы. Осмысливают выполнение д/з.

3. Рефлексия:

Заканчивают фразу.

Приложение 1

План - конспект урока

 по УД «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»

Изделия из кожи актуальны, т.к. это не только красиво и стильно, но и доступно.  В каждом доме найдётся вещица из кожи: портмоне, сумочка, перчатки, обувь и др. Используя этот материал на занятиях декоративно – прикладного творчества, обучающиеся с удовольствием фантазируют, изготавливают сувениры, аксессуары, декоративное панно. Материал очень податливый, тёплый, пластичный, доступный. Новизна темы, состоит в том, что использую разные техники обработки кожи и акцентирую внимание студентов на экологическую всемирную проблему (катастрофическое скопление мусора).

Практическая значимость – экономия денежных средств, т.к. чаще всего  на занятиях мы используем вторсырьё; изделия можно подарить, продать.

Тема:    Художественная обработка кожи. Изготовление  сувенира из кожи.

Цели урока:  

1.Предметные:

1.1. Совершенствование умений и навыков практического опыта изготовления изделий из  кожи и меха.

  1. .Способствовать запоминанию основной терминологии в художественной обработке кожи и меха.

2.Метапредметные:

2.1. Развивать  конструктивное  мышление,  глазомер.

2.2. Развивать творческую фантазию.

2.3. Развивать двигательную сноровку.

3. Личностные:

3.1. Способствовать формированию и развитию трудовых и эстетических качеств личности.

3.2. Способствовать расширению и обобщению  знаний о народных     промыслах.

Метод. оснащение: кабинет, мультимедийная доска, школьная доска

Дидакт. обеспечение: иллюстрации изделий и схемы к ним, готовые изделия.

Раздаточный материал: технологические карты  и схемы по изготовлению сувенира, образцы изделий.

Методы обучения: объяснительно- иллюстративный.

Формы организации познавательной деятельности студентов: Фронтальная, индивидуальная

Тип урока: Урок совершенствования знаний и приобретение практических умений.

    Ход урока

1. Организационный  момент:

     - приветствие;

     - проверка отсутствующих;

     - настрой обучающихся на работу;

2. Проверка домашнего  задания

    - устный опрос о видах народных промыслов;

3. Актуализация знаний.

   Рассказ преподавателя по теме урока:

    Преподаватель показывает студентам различные сувениры и репродукции и спрашивает, как они представляют себе значение слова «сувенир» (ответы)

Сувенир – это вещь, связанная воспоминаниями о каких – либо событиях или о каком-то человеке. Сувенирами могут быть различные изделия, имеющие как декоративное, так и  декоративно-утилитарное значение.

Декоративные изделия, служащие украшением, - это различные панно, игрушки из разных материалов. Сувениры  декоративно-утилитарного характера, кроме того находят применение в быту (разделочная доска и др.)

Французское слово «сувенир», означающее «подарок на память», пришло в русский язык в петровские времена. Раньше сувениром считался любой подарок, который напоминал о человеке, подарившем его или связанный с пребыванием в том или ном месте (стране, городе, историческом месте, на выставке) или с каким-либо памятным событием.

 История сувенира своими корнями  уходит в глубокую древность, она связана магическими обрядами. Она связана с магическими обрядами. В далекие времена, когда человек не мог разобраться в явлениях природы, он наделял ее сверхъестественной силой. Чтобы отвести бедствия и несчастья, человек научился изображать божество в амулетах, создаваемых им из привычного материала, – глины, дерева, металла. Таким образом, созданный им предмет играл роль знака, символа. Кроме того, когда-то наши предки передавали из поколения в поколение в предметной форме важную информацию, этот атрибут являлся памятью, связывающей членов рода, семьи. Со временем изображения утрачивают магический смысл, в результате чего идол переходит в разряд игрушки, а талисман в разряд украшений. Эти изображения, сохранившие местные художественные традиции, стали дарить как сувениры.

В настоящее время сувениры распространены не менее широко. Традиционные сувениры из России, пользующиеся неизменной популярностью у гостей города, – наборы матрешек, изделия из бересты, хохлома, посуда, изображающие достопримечательности Северной столицы в миниатюре. В большинстве случаев это изделия декоративно-прикладного искусства и художественной промышленности.

Одна из разновидностей сувенира – памятные подарки, связанные со значительными событиями нашей жизни: рождение ребенка, серебряной или золотой свадьбой, новосельем и т.д.

     В каких случаях дарят сувенир, а когда подарок? (Ответы обучающихся)

     С развитием промышленного производства сувениров массовыми тиражами произошло разделение понятий "подарочное изделие” и "сувенирное изделие”. Если любой сувенир, изготовленный промышленным предприятием или предприятием народного художественного промысла, может служить подарком, то подарочное изделие, не обладающее способностью вызывать общезначимые, понятные все памятные ассоциации, не может считаться сувениром, так как не выполняет его основной функции.

    Одновременно произошло разделение понятий "декоративное изделие” и "сувенирное изделие”. Любое высокохудожественное декоративное изделие может быть приобретено в качестве подарка, но полноценным сувениром оно будет только в том случае, когда образное решение вызовет в нас вполне определенные ассоциации с местом, где оно приобретено (город, село, область, край), с определенной народностью, национальностью или страной, с каким-либо памятным событием. Поэтому декоративные изделия народных художественных промыслов (такие как "Дымковская игрушка”, "Гжель”, "Богородская игрушка”, "Палехская миниатюра) всегда являются сувенирами. А декоративные изделия (вазы, коробочки, настенные украшения и др.) выполненные художниками декоративно-прикладного искусства или промышленными предприятиями по проектам художников, смогут считаться сувенирами лишь при наличии в их художественном образе ассоциативного памятного начала.

    Между понятием "сувенир” и "изделие народных художественных промыслов” есть принципиальная разница. Изделия народных художественных промыслов – оригинальные, неповторимые произведения искусств, так как каждое изделие создается индивидуально мастером художником. Сувенир – это механически воспроизведенный промышленностью в огромных тиражах созданного художником оригинала.

    Изделия народных художественных промыслов – своего рода эталоны сувениров. Во-первых, они являются выразителями художественной культуры определенного региона. Во-вторых, они всегда обладают специфическими выразительными средствами и художественными достоинствами, воплощающими единство ремесла и искусства, отточенного многими поколениями мастеров.

         Считается, что в  производстве сувениров преимущественное  право принадлежит, прежде всего, изделиям народных художественных промыслов. Такие изделия, как знаменитые на весь мир красочные матрешки, дымковские игрушки, лаковая миниатюра Палеха, расписные шали, кружево, золотая хохлома, стали своего рода эталонами сувениров.  Они являются выразителями художественной культуры народа, а кроме того, в них воплощается единство ремесла и искусства.

     Выполненный  сувенир из кожи и меха – отличный подарок на любой праздник. Большое количество разнообразных вариантов изделий из кожи и меха, используемых в изготовлении сувенира, позволяет создавать оригинальные, запоминающиеся вещи, отражающие индивидуальность мастера и, самое главное, помогающие раскрыть отношение автора к тому человеку, для которого сувенир предназначен. Каждый сувенир, сделанный руками мастера, несет в себе заряд положительных эмоций, добрые пожелания. У сувениров, выполненных из кожи и меха, очень длинная история. Маленькие плетеные фигурки и безделушки вязали во все времена. И во всех странах маленькие  сувенирчики  имеют свои особенности и отличаются друг от друга. Так, изображающие человечков и животных яркие и разноцветные костариканские фигурки отличаются от эстонских, выполненных из натуральных нитей в природных серо– коричневых тонах.

    Перечень сувениров на доске

    Создать новый сувенир не просто. Художник, работающий над сувениром, должен учитывать, что сувенир – это изделие, несущее в своем художественном решении  определенную  информацию.

    В современном обществе интерес к изготовлению сувениров,  подарков своими руками не угасает, а наоборот, только развивается. Существует много техник декоративной обработки материалов. Посмотрите, на доске  имеются таблички с названиями видов рукоделия. С какими видами рукоделия вы уже знакомы? В какой-то технике уже выполняли изделия?

(ответы обучающихся)

Квилинг                    Фриволите

Оригами                         Батик

Папье-маше                        Витраж

Скрапбу́кин                        Пэчворк

Торцевание                        Декупаж

Бисероплетение                Карвинг

     Макраме                        Мыловарение

    Как  вы поняли современных техник очень много, и чтобы мы  больше о них узнали, вы подготовите сообщения к следующему уроку. А помогут вам в этом  интернетресурс (преподаватель раздает памятки).

4.  Практическая работа. Вводный инструктаж.

    А теперь мы с вами  изготовим сувенир из кожи и меха. Это будет индивидуальная, самостоятельная  работа. Сначала нужно нарисовать эскиз вашего сувенира.(варианты сувениров на доске)

    Задание: нарисовать эскиз любого сувенира из кожи и меха.

    У вас на партах лежат инструкционные карты – где показаны схемы  - этапы изготовления.  6. Вводный инструктаж.

    Рабочее место у каждого  готово, внимательно рассмотрите схемы, инструкции по ТБ и приступайте к работе.  Оцениваться будет техника изготовления, аккуратность, самостоятельность в работе.

    Самостоятельная работа по изготовлению сувенира

    Текущий инструктаж.

    Целевой обход:

   после каждого этапа работы преподаватель  проверяет правильность и качество выполнения изделия.

5. Заключительный инструктаж преподавателя:

  - анализ выполнения самостоятельной работы обуч-ся, самоанализ;

  - разбор типичных ошибок.

   Рефлексия -   «Как я трудилась (ся) на уроке». Обучающиеся выбирают карман, где дана оценка деятельности на уроке, и,  оценив свою работу,  кладут туда свой листочек.

1. я хорошо справилась (ся) с заданием, мне все удалось.

2. я хорошо справилась (ся)  с заданием, могу научить других.

3. задание мне понятно, но я допустил (а)) ошибки в выполнении.

3. задание не выполнено,  мне с ним сложно справиться.  

   Инструктаж преподавателя  по выполнению домашнего задания.

   Подготовить сообщение «Промыслы художественной обработки кожи и меха в Бурятии»

   Подведение итогов преподавателем:

- сообщение о достижении целей;

- объективная оценка результатов труда и выставление отметок в журнал.

6.Уборка рабочих мест.

                                                                                                                                                                                                               Приложение 2

Техника безопасности:

1) Работать с хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.

2) Следить за движением и положением лезвий во время работы.

3)  Использовать ножницы только по назначению.

4) Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего. Передавая, держать их за сомкнутые лезвия.

Санитарно-гигиенические требования:

1) Помещение и при работе с клеем должно быть хорошо проветрено.

2) После окончания работы тщательно вымыть руки с мылом и проветрить помещение.

Приложение 3

как сделать брелок своими руками26           как сделать брелок своими руками27

как сделать брелок своими руками28                  как сделать брелок своими руками29как сделать брелок своими руками30     

как сделать брелок своими руками31      как сделать брелок своими руками 32        как сделать брелок своими руками33


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока-исследования по МДК 1 "Технологические процессы обработки цветных металлов (по типам производств)"

Профессиональный модуль ПМ 01. Подготовка и ведение технологического процесса обработки цветных металлов.МДК 1 Технологические процессы обработки цветных металлов (по типам производств).Тема 1.4...

Технологическая карта урока - плавание. урок актуализации знаний и умений (урок повторения)

Данная технологическая карта помогает педагогу вобеспечении мотивацией и принятием обучающимися целей учебно-познавательной деятельности, актуализации опорных знаний и умений на уроке плавания в рамка...

Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 1

Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 1...

Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 2

Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 2...

Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 3

Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 3...

Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 4

Технологическая карта урока по предмету "Основы экономических знаний", урок 4...