Здоровьесберегающик технологии при обучении игре на баяне.
методическая разработка

Ерохин Александр Владимирович

В работе представлен опыт использования здоровьесберегающих технологий применительно к практике преподавания в ДШИ. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии при обучении игре на баяне и аккордеоне.

Здоровье лежит в основе благополучия любого человека, ведь только здоровый человек может добиться успехов в жизни, быть активным творцом в окружающем мире. В связи с этим возросло внимание и к здоровью детей. Проблема здоровья детей встает особенно остро, потому что состояние здоровья подрастающего поколения является показателем благополучия общества, отражающим не только истинную ситуацию, но и дающим прогноз на перспективу.  

Большинство детей школьного возраста имеют различные отклонения в состоянии здоровья. Именно эти обстоятельства и побудили взяться за изучение проблемы сохранения здоровья ребенка в условиях обучения в музыкальной школе. Таким образом, целью моей работы является изучение опыта использования здоровьесберегающих технологий применительно к практике преподавания в ДШИ.  

В основе модели здоровьесберегающего обучения находятся две составляющих: «обучающая» и «сохраняющая» здоровье ребенка среда. «Обучающая среда» связана с развитием интеллектуальных и творческих способностей ребенка, базирующаяся на педагогике, в основе которой лежат активные формы и методы обучения. «Сохраняющая здоровье среда» опирается на создание психологического комфорта, эмоциональной отзывчивости. К «сохраняющей среде» относятся санитарно-гигиенические требования.

Педагог, сохраняя здоровье учащихся, должен свести к минимуму все факторы риска: стрессовое воздействие на них, несоответствие методик и технологий обучения возрастным особенностям детей, несоответствие условий обучения санитарно-гигиеническим требованиям и т

Чтобы избежать негативного влияния на ребенка и не травмировать его психику, педагог должен уметь анализировать педагогическую ситуацию; владеть основами здорового образа жизни; личным примером показывать учащимся, как заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих людей.

     Здоровьесберегающие технологии применяются с самых первых дней пребывания обучающегося в музыкальной школе.

      Одним из основополагающих моментов, в котором необходимо помочь разобраться родителям еще на этапе поступления в музыкальную школу, является выбор музыкального инструмента. Для занятий на некоторых инструментах существуют противопоказания: на флейте нельзя играть при повышенном внутричерепном давлении, но полезно при заболеваниях дыхательной системы (в частности - астмы), на скрипке - противопоказано при сколиозе и сильном плоскостопии и т. д. В классе баяна (аккордеона), например, очень важно подобрать инструмент, подходящий данному ученику. При этом нужно учитывать, что одинаковые по размеру модели могут иметь разную массу, что имеет большое значение при работе с детьми. Последствиями неправильного выбора инструмента могут быть:

  • неправильная посадка и постановка рук;
  • слишком большая нагрузка на позвоночник.

Многообразие видов деятельности в ДШИ позволяет на каждом занятии прибегать к различным здоровьесберегающим технологиям.

Организация и планирование урока

      Сам факт поступления ребенка в музыкальную школу вносит определенные коррективы в его жизнь: меняется ежедневный график, появляются дополнительные нагрузки. Задача педагога – создать наиболее комфортные условия для всестороннего развития личности обучающегося, руководствуясь главным принципом здоровьесбережения – «не навреди».

       Осуществление воспитательно-образовательного процесса должно строиться на тех принципах, которые способствуют профилактике, диагностике и коррекции здоровья детей; развитию познавательной деятельности воспитанников; гуманизации образования.

Принципы выступают в органическом единстве, образуя систему, в которую входят общедидактические и специфические принципы, выражающие закономерности педагогики оздоровления:

1. Принцип не нанесения вреда.

2. Принцип повторения умений и навыков с целью выработки динамических стереотипов.

3. Принцип постепенности, который предполагает преемственность от одной ступени обучения к другой.

4. Принцип доступности.

5. Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.

6.Принцип цикличности, который заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ребенка к каждому последующему этапу обучения.

7.Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

8. Принцип всестороннего и гармонического развития личности.

9. Принцип формирования ответственности у детей за свое здоровье и здоровье окружающих людей. 

Педагог в ДШИ обычно следит за соблюдением режима школьных занятий: строит урок с учетом работоспособности детей, чередуют различные виды деятельности, выполняют гигиенические требования, создают благоприятный эмоциональный настрой. Тем не менее, нужно напомнить об основных моментах учебного процесса.  

Гигиенические условия в классе должны соответствовать санитарным нормам. Следует поддерживать чистоту, определенную температуру и свежесть воздуха, уровень освещенности и т.п.

Главный упор, который мы делаем на уроках – это рациональная организация урока, использование активных форм и методов обучения      

    Следует учитывать продолжительность и чередование различных видов учебной деятельности. Нормой продолжительности одного вида работы считается 7-10 минут. Если в течение урока по сольфеджио используется один вид деятельности или 30-35 минут на уроке по специальности занимает работа по нотам, то это приведет к снижению уровня восприятия материала учеником. Необходимо чередовать различные виды слуховой, двигательной и творческой деятельности, где игра гамм и арпеджио сменяется разбором нового нотного материала, повторением уже выученных пьес, которые ученик знает наизусть, сочинением и подбором знакомых мелодий и т. д.

Работоспособность у детей связана с биоритмами и имеет два основных пика. Первый подъем приходится на 9-11 часов, второй – на 16-18 часов. Неодинакова умственная способность учащихся и в разные дни учебной недели. Из опыта работы можно с уверенностью сказать, что после выходных в понедельник не следует проводить академических концертов, зачетов и экзаменов. Учебная нагрузка в течение недели должна быть распределена таким образом, что наибольший ее объем приходится на вторник и среду 

Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся.

 Одним из важных моментов в музыкальном образовании является использование игровых технологий с точки зрения здоровьесбережения. Игровые методы позволяют решить целый комплекс важных вопросов в работе с младшими школьниками, удовлетворить их потребность в движении, стабилизировать эмоции, сменить вид деятельности. Применение игровых технологий на уроках специальности в комплексе с другими методами и приемами организации учебных занятий, дает возможность укрепить мотивацию на обучение, поддерживать интерес и увлеченность игрой на инструменте, вызвать положительные эмоции, то есть создать благоприятный эмоциональный настрой урока, раскрыть индивидуальность ребенка. 

       В процессе урока необходимо разнообразить виды учебной деятельности. Например, изучение нотной грамоты, терминов, игра на инструменте, чтение с листа. Это особенно важно учитывать при работе с обучающимися младших классов, так как у детей очень низкий порог активного усвоения знаний и высокий порог утомляемости.

Одной из важнейших задач по реализации здоровьесберегающих технологий является использование активных, творческих методов обучения. Их применение снижает риск появления у школьников переутомления, способствует более гармоническому развитию личности. 
Необходимо использовать приемы активного вовлечения обучающихся в творческий процесс урока. Это может мыть беседа, дискуссия, теоретический разбор, практический показ, использование видео- и аудио-материалов и т.д

    Психологический комфорт ученика на уроке - Психологический комфорт на уроке также является важной составляющей здоровьесберегающих технологий. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

     Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность обучающегося заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

Еще одним важным моментом при использовании здоровьесберегающих технологий в музыкальной школе является правильная посадка. Чтобы обеспечить максимальный комфорт обучающемуся и соответствие правилам необходимо, конечно, учитывать анатомо-физиологические данные ученика (рост, длина и строение рук, ног, корпуса). На любом инструменте правильной считается та посадка, которая удобна и создаёт максимальную свободу действий исполнителя, устойчивость инструмента. Надо помнить, что у 6-7-летнего ребенка продолжается формирование опорно-двигательного аппарата, происходит замена хрящевой ткани на костную ткань, поэтому больше 25 минут ребенок не может сидеть в одном положении.

В современной методике преподавание нацелено на создание благоприятного режима двигательной активности обучающихся с учетом их возраста и состояния здоровья. С первых уроков следует выполнять упражнения, направленные на укрепление мышц спины. Именно слабые мышцы спины являются одной из главных причин утомляемости юного музыканта.

Физкультминутки и паузы являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность. Нормой является их проведение по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого, а также имеет значение эмоциональный фон во время выполнения упражнений. На уроках по специальности, например, исполнение ритмического рисунка. 

       Поскольку работа ученика в классе тесным образом связана с нотным текстом, нужно несколько слов сказать о профилактике утомления глаз. В течение урока необходимо регулярно делать гимнастику для глаз. Самые распространённые упражнения:

  • движения глаз влево-вправо;
  • движения глаз вверх-вниз;
  • движения глаз по кругу (по часовой стрелке и обратно);
  • выбор точки на окне, фиксация взгляда на ней, затем фиксация на точке, которая находится где-нибудь далеко на улице, то есть работа по принципу: близко-далеко.

 Это не займет много времени, но принесет несомненную пользу.

        Игра на баяне и аккордеоне развивает мелкие мышцы кистей рук учащихся (мелкую моторику) и даже почерк у них становится лучше. Для отдыха можно использовать прохлопывание ритмических рисунков. С удовольствием выполняют дети различные пальчиковые упражнения.

      Логоритмическая гимнастика – это форма активного отдыха, наиболее благоприятная для снятия напряжения после долгого сидения.  Кратковременные физические упражнения под музыку, вызывая возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается.

      Игра на баяне требует определенных физических усилий. В процессе звукообразования на баяне важную роль принадлежит меху. Но при этом важно сохранить ощущение свободы. Усилия, которые требуются при работе мехом, могут вызвать зажатость отдельных групп мышц или всего корпуса. Наибольшую сложность представляет вертикальное перемещение левой руки вдоль клавиатуры. Можно сделать небольшое приспособление, которое представляет собой мягкий щиток из металлической основы с добавлением тонкого слоя поролона, обтянутый тканью или кожей. Приспособление крепиться к крышке левого полукорпуса. Это позволяет приподнять руку над левой клавиатурой и тем самым обеспечить кисти большую свободу движения. Кроме этого можно прикрепить два небольших деревянных порожка между ремнем и корпусом баяна в верхней и нижней части, чтобы дать свободу передвижения левой руки.

      Таким образом, приоритетным методом сохранения и укрепления здоровья детей и подростков на уроках баяна, аккордеона является рациональное использование разнообразных средств и форм физического воспитания при оптимальной двигательной активности, соответствующей гигиеническим нормам на основе возрастных особенностей детей.

 Активными помощниками в оздоровлении детей должны быть их родители. Большинство семей заинтересовано в укреплении физического здоровья своих детей, многие из них могут поделиться опытом в этом направлении. Работа с родителями в музыкальной школе включает в себя их просвещение: беседы, лекции, концерты.

       В заключение хочется подчеркнуть, что реализация здоровьесберегающей образовательной модели подтверждает эффективность применения современных здоровьесберегающих технологий на уроках баяна, аккордеона в ДШИ, достигая при этом положительных результатов. 

       Такой подход может способствовать развитию здоровой обстановки общения между учеником и преподавателем, а, следовательно, можно надеяться, что посещение музыкальной школы будет доставлять радость и удовольствие.

         Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться к занятиям в музыкальной школе, раскрывать свои творческие способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Начальный период обучения игре на гитаре детей раннего возраста"

Не секрет, что набор в музыкальных школах значительно «помолодел». Все чаще  родители задумываются о раннем развитии ребенка. В  этой  ситуации музыкальные школы, в  соответствии ...

Использование технологии модульного обучения в процессе изучения темы «Мультимедийные технологии» в профессиональном училище

Статья была опубликована в сборнике научных трудов по материала Международной заочной научно – практической конференции «Актуальные научные вопросы: реальность и перспективы» часть 3. 26 декабря 2011 ...

Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения игре на фортепиано с использованием передовых педагогических технологий.

Развитие творческих способностей детей, формирование личности.является важнейшей актуальной задачей в современной педагогической практике. В связи с этим кардинально пересматриваются методы и приёмы п...

Инновационные технологии обучения, технология игрового обучения

Инновационные технологии обучения, технология игрового  обучения...

Базовые понятия методики обучения игре на баяне как основа воспитания исполнителя-баяниста

Одной из больших проблем современной баянной исполнительской школы является невысокий уровень подготовка исполнителей начального звена (уровень ДШИ). В силу складывающихся обстоятельств, преподаватели...