Методическая продукция в современном образовательном пространстве
методическая разработка

Анастасия Сергеевна Четверикова

АННОТАЦИЯ

Методическая продукция — один из самых востребованных сегодня видов педагогической продукции. Ведь в ситуации постоянно меняющихся приоритетов вопрос «как преподавать?» оказывается гораздо важнее вопроса «что преподавать?».

Это обуславливает необходимость своевременного обеспечения специалистов системы образования новыми знаниями, информацией. Одним из способов такой информационно-методической помощи педагогам является создание и распространение методической продукции, описывающей передовой педагогический опыт, наиболее рациональные, эффективные формы, методы организации образовательного процесса, новые направления деятельности и другие актуальные темы.

Создание методической продукции, безусловно, является функциональными обязанностями методиста и одним из направлений его деятельности. 

Однако преподаватель, владеющий базовыми навыками создания методической продукции, при этом активно погружающийся в современные веяния цифровой образовательной среды, довольно быстро может стать проводником передовых педагогических идей, лидером мнений, двигателем перспективного методико-педагогического процесса в образовательном учреждении.

В представленных методических рекомендациях раскрыты основные понятия и назначение видов методической продукции, как в основном (печатно-издательском), так и в электронном формате.

Даны рекомендации по их разработке и оформлению, а также включен раздел, касающийся культуры изданий, как общих, так и специальных, которая в настоящее время, особенно в информационном  потоке сети Интернет, оставляет желать лучшего. 

Рекомендации адресованы преподавателям среднего профессионального образования образовательных организаций с целью методической поддержки, сопровождения и грамотного оформления различных видов методической продукции.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_produktsiya.doc296 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ «АМУРСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ»

Методическая продукция в современном образовательном пространстве.

(методические рекомендации)

Составитель:Четверикова А.С.

заведующий

методическим кабинетом

Благовещенск - 2021

АННОТАЦИЯ

Методическая продукция — один из самых востребованных сегодня видов педагогической продукции. Ведь в ситуации постоянно меняющихся приоритетов вопрос «как преподавать?» оказывается гораздо важнее вопроса «что преподавать?».

Это обуславливает необходимость своевременного обеспечения специалистов системы образования новыми знаниями, информацией. Одним из способов такой информационно-методической помощи педагогам является создание и распространение методической продукции, описывающей передовой педагогический опыт, наиболее рациональные, эффективные формы, методы организации образовательного процесса, новые направления деятельности и другие актуальные темы.

Создание методической продукции, безусловно, является функциональными обязанностями методиста и одним из направлений его деятельности.

Однако преподаватель, владеющий базовыми навыками создания методической продукции, при этом активно погружающийся в современные веяния цифровой образовательной среды, довольно быстро может стать проводником передовых педагогических идей, лидером мнений, двигателем перспективного методико-педагогического процесса в образовательном учреждении.

В представленных методических рекомендациях раскрыты основные понятия и назначение видов методической продукции, как в основном (печатно-издательском), так и в электронном формате.

Даны рекомендации по их разработке и оформлению, а также включен раздел, касающийся культуры изданий, как общих, так и специальных, которая в настоящее время, особенно в информационном  потоке сети Интернет, оставляет желать лучшего.

Рекомендации адресованы преподавателям среднего профессионального образования образовательных организаций с целью методической поддержки, сопровождения и грамотного оформления различных видов методической продукции.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение................................................................................................стр.4
  2. Основные виды и назначение методической продукции......................стр.6

3. Классификация методической продукции, виды методических продуктов:

3.1. Информационно-пропагандистская методическая продукция.......................................................................................................стр.8

3.2. Организационно - инструктивная методическая продукция.....................................................................................................стр.21

3.3. Прикладная методическая продукция.....................................................................................................стр.34

3.4. Учебная методическая продукция...............................................стр.39

3.5. Образовательная методическая продукция................................стр.40

4. Общие требования к оформлению методической продукции....................................................................................................стр.44

5.Заключение................................................................................................стр.506.Литература.................................................................................................стр.52

1. ВВЕДЕНИЕ

        Важнейшей задачей деятельности коллектива любого образовательного учреждения является обеспечение его педагогической эффективности, выражающейся в повышении качества образовательного процесса.

Решить эту задачу можно по-разному. Одним из таких путей является активизация поиска путей повышения эффективности образовательного процесса педагогическими работниками колледжа. В связи с этим интенсивно обновляется содержание профессионального образования, технологии обучения, формы организации учебного процесса. Значительно возрос интерес преподавателей колледжа к проблеме учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

Ни для кого не секрет, что реалии образования меняются быстрее, чем разрабатываются и переиздаются методические пособия, рекомендации и учебники по дисциплинам профессионального цикла. Поэтому потребность в разработке принципиально  новых  учебных  пособий,  отвечающим  реалиям  времени, методической продукции различного характерав целом,  на сегодняшний день очень велика, чем и обуславливается актуальность данной темы.

Требования к оформлению методической продукции возрастают, если педагог намерен представить ее на экспертизу (в методический совет, в аттестационную комиссию, в экспертный совет). Это связано с тем, что эксперты оценивают работу заочно и, не имея возможности задать лично интересующие их вопросы, ищут ответы в самом тексте. Поэтому текст методической продукции должен быть предельно ясным и содержать в себе ответы на все возможные вопросы экспертов.

Одно из важных правил оформления методического продукта –нахождение удобной формы подачи материала, привлекательность и лаконичность, которые безусловно влияют на качество восприятия, осмысления прочитанного материала.

Цель данных методических рекомендаций — оказать педагогическим работникам колледжа помощь в разработке и оформлении методической продукции, дать педагогам обобщенные и систематизированные представления о видах методической продукции, ее структуре, о требованиях к оформлению, об организации деятельности по разработке и созданию методических материалов различных видов и форм.

Пособие рекомендуется к использованию преподавателями образовательных организаций среднего профессионального образования.

2.ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И НАЗНАЧЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ.

Методическая продукция – одна из форм выражения результативности методической деятельности преподавателя.

 Методическая продукция очень разнообразна. Совокупность методической продукции составляет информационно-методический фонд (методическую копилку).

 В зависимости от вида методическая продукция решает разные задачи:

 - излагает сведения, подлежащие распространению;

- разъясняет приемы и методы;

 - обобщает ценный педагогический опыт;

 - объясняет цели и порядок действий;

 - методику организации различных мероприятий;

 Существует несколько способов ее классификации, например:

  • по периодичности: периодическая и непериодическая.
  • по адресату: для взрослых (преподавателей) и для учащихся (студентов)
  • по характеру информации: текстовая, схематическая, плакатная или графическая.
  • по содержанию (в зависимости от специализации преподавателя, методиста);
  • по инновационному потенциалу (радикальная – освещающая принципиально новые технологии, методы организации воспитательного процесса – передовой опыт; комбинированная – использующая различные сочетания конструктивного соединения элементов различной методической продукции; модифицированная – дополняющая уже имеющиеся образцы методической продукции);
  • по функциональному назначению:
  • Информационно-пропагандистская (методическое описание, комментарий, аннотация, листовка, бюллетень, рецензия, газета, реферат, справочник, справка, информация, анализ, положение);
  • организационно-методическая (инструктивно-методическое письмо, методическая записка, памятка, инструкция, методическая рекомендация, методическая разработка, тематическая папка);
  • прикладная (сценарий, картотека, каталог, график, наглядные пособия, тематическая подборка материалов, задачник, сборник упражнений).

К информационно - пропагандисткой относится методическая продукция:

  • методическое описание;
  • аннотация;
  • комментарий;
  • листовка;
  • бюллетень;
  • газета;
  • газетное издание;
  • вестник;
  • реферат;
  • портфолио;
  • справочник;
  • информационно-методическая выставка.

К организационно-инструктивной методической продукции относится:

  • положение;
  • методическая разработка;
  • методические рекомендации.

Прикладная методическая продукция включает:

  • сценарии;
  • график;
  • диаграмма;
  • тематическая папка;
  • тематическая подборка материалов;сборник упражнений;
  • картотека;
  • каталог;
  • плакат.

Учебная методическая продукция включает:

  • учебник;
  • учебное пособие;
  • учебно-наглядное пособие;
  • учебно-методическое пособие;
  • рабочая тетрадь;
  • самоучитель;
  • хрестоматия;
  • практикум;
  • учебная программа.

Образовательная методическая продукция:

  • образовательная программа;элективные курсы.

Любой из видов методической продукции может быть представлен как типографское издание, публикация в периодическом издании, буклет, электронное издание (публикация в сети Интернет) или печатный вариант, набранный на компьютере.

3. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ.

ВИДЫ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРОДУКТОВ.

3.1. Информационно-пропагандистская методическая продукция.

Информационно-пропагандистская методическая продукция содержит сведения, подлежащие распространению, разъяснения приемов и методов, анализ опыта, описания педагогических технологий, ориентирует в текущих событиях, пропагандирует наиболее важные и актуальные направления педагогической деятельности. В основе данных изданий лежат факты, их оценки и методические выводы из педагогической практики.

Методическое описание. Это рассказ о проведенном деле, увиденном событии из педагогической практики или о том, как его можно провести. С одной стороны, это самый простой вид методической продукции, который предполагает подробное описание события, действия, некоторые комментарии. С другой стороны, методическое описание часто подменяют общепедагогическим или вовсе бытовым.

Методическое описание всегда должно содержать ответ на вопросы «Как это было сделано?» и «Почему это сделано так, а не иначе?». Так простой конспект урока, сценарий мероприятия не является методическим материалом. Такой конспект, чтобы стать методикой, должен рассказать читателю:

  •  каково место данного урока в теме курса;
  •  основные задачи урока в данной форме;
  •  чем данная форма проведения урока лучше других;
  • на каких учащихся рассчитан данный урок;
  • как готовиться к уроку подобного типа;
  • как подготовить к нему учеников;
  • какие могут встретиться трудности во время урока;
  • как можно преодолеть эти трудности;
  • что делать, если сценарий урока нарушился;
  •  предпочтительный характер общения с учащимися на данном
  • уроке;
  • каким образом связать данный урок с предыдущим и последующим материалом…

Это только некоторые вопросы, ответ на которые превращает простой конспект в методическое описание. Часто можно слышать рассуждения о том, что не дело учителя так смотреть на свой труд со стороны, его дело — проводить уроки. Однако поверьте, что без такого взгляда учителя «на себя сверху», без обобщения своего повседневного опыта, развития не будет.

Аннотация - это краткое изложение сути, содержания и главных особенностей книги, методического пособия, разработки, сведений об авторе. Аннотация раскрывает назначение данного материала. В ней обязательно указывается, кем и где может быть использована эта методическая работа, книга. В методической службе, аннотация применяется и для самообразования, при подготовке к личной аттестации.

Бюллетень выпускается с целью оперативного и систематического оповещения педагогических работников о новинках литературы, об инновационных формах работы и т.д.

В бюллетене публикуются нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность учреждений. Специфической чертой этого вида методической продукции является официальный характер включаемых в бюллетень материалов.

Газета - периодическое текстовое листовое издание, содержащее официальные материалы, оперативную информацию и статьи по актуальным вопросам образования и воспитания, а также литературные произведения, иллюстрации, фотоснимки, рекламу.

В газете могут быть использованы различные жанры.

Событийная информация публикуется в виде заметок, интервью, репортажей, отчетов, а аналитические произведения - в виде очерка, зарисовки, фельетона, памфлета.

Газета используется для обмена мнениями по вопросам организации образовательного и воспитательного процесса, совершенствования профессионального мастерства педагогических работников, повышения их квалификации.

Газетное издание - листовое издание в виде одного или нескольких листов печатного материала установленного формата, приспособленное к специфике данного издания. Во всех образовательных организациях получили распространение издания подобного рода, освещающие новые технологии, опыт учебно-исследовательской работы обучающихся и применение ее результатов в практической деятельности.

Вестник - выпускаемое организацией периодическое или продолжающееся издание, в котором публикуются материалы (статьи) научного, информационного, методического характера, нормативно-правовые акты. Например, «Вестник образования» - официальное справочно-информационное издание Министерства образования России, «Методический вестник».

Информационно-методическая выставка - наглядная форма ознакомления читателей с новинками литературы, методических материалов, освещающих лучший педагогический опыт работы, педагогическую практику и других видов методической продукции. Обычно выставка посвящается определенной теме, в соответствии с которой подбираются методические материалы.

В зависимости от времени действия выставка может быть временная, если ее работа ограничена определенными временными рамками, и постоянной, если она предназначена для постоянной работы в течение длительного времени.

В зависимости от расположения выставка может быть стационарной, имеющей определенное место, и передвижной или выездной.

В структуру методической выставки входит заголовок, отражающий ее тему и назначение; адресат; разделы выставки (название, подзаголовок, эпиграф); аннотация литературы. Такие выставки пользуются большой популярностью в образовательных организациях.

Листовка - непериодическое текстовое листовое издание объемом не более четырех страниц.

Листок - периодическое или продолжающееся текстовое листовое издание объемом не более четырех страниц, содержащее общественно-политическую, научную или производственную информацию.

Методический информационный справочник - сборник вопросов и ответов на проблемы по организации и содержанию работы.

Методический комментарий может быть частью описания, анализа, рекомендации, если после изложения основного тезиса комментируются положительные и отрицательные стороны анализируемого события. Это очень неплохой способ получить методическую продукцию из простого общепедагогического описания. Более или менее объемные методические комментарии могут сопровождать практически любую педагогическую продукцию. Часто один автор описывает свой опыт (например, представляет конспект урока), а второй, обладая большим методическим опытом или просто чутьем, его комментирует. Создание таких пар очень полезно для методической работы образовательного учреждения. При этом учитель, описывающий свой опыт, имеет уникальную возможность повышать свою методическую культуру.

Интересен вариант методического комментария, при котором несколько комментаторов независимо друг от друга комментируют один опыт. Завершением такой работы может стать круглый стол автора опыта и всех комментаторов, материалы которого составят уникальный методический продукт.

Методическое описание– путем простого изложения подробно сообщается об интересном событии, проведенном массовом мероприятии или о том, как его можно провести. Часто повествование идет от первого лица, присутствуют личные впечатления, эмоции. Требование к методическому описанию –подробное описание и разъяснение события, действия.

Описание педагогического опыта включает в себя:

- наименование опыта, автора, группы авторов или образовательной организации, адрес;

- обоснование актуальности опыта и его значение для повышения уровня

образовательного процесса; вид опыта по уровню новизны (новаторский, рационализаторский и др.);

- теоретическую базу опыта (сущность опыта), его технологию (система

конкретных действий, форм, методов и приемов работы);

- ведущую педагогическую идею, вытекающую из данного опыта;

- результативность;

- возможность применения данного опыта в массовой практике

Портфолио – способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений, накопления материалов, демонстрирующих уровень профессионализма педагога и умение решать задачи своей профессиональной деятельности.

Виды портфолио:

• портфолио достижений – в данном случае наибольший акцент нужно

сделать на документы, подтверждающие успехи педагогической деятельности;

• портфолио презентационное – необходимо при поступлении на новое

место работы;

• портфолио тематическое – в этом варианте акценты расставляются на

тематически обособленные творческие работы в разных сферах деятельности;

• портфолио комплексное – объединившее в себе вышеперечисленные

виды портфолио и пригодное для презентации портфолио педагога;

• портфолио-сайт – публикация в Сети портфолио в виде сайта.

Структура комплексного портфолио:

1. Титульный лист включает следующие данные: Ф.И.О. педагогического работника, должность, образовательная организация, в которой он в

данное время работает, период времени, за который представлена информация.

2. Визитная карточка педагогического работника: общие сведения о работнике: образование, повышение квалификации, опыт работы, знаки отличия, награды, профессиональные качества, профессиональные планы.

3. Самоанализ деятельности педагогического работника: пишется в свободной форме и включает основные идеи, которыми педагог руководствуется в своей деятельности, его кредо; выделение основных целей на конкретный межаттестационный период, способы достижения целей; характеристику творческой деятельности объединения, наиболее значимые достижения, возникшие проблемы и пути их решения, перспективы.

4. Самообразование и повышение квалификации: в этот раздел помещаются все данные об используемых формах самообразования, повышения квалификации и профессиональной подготовки.

5. Авторские дидактические материалы: в данную рубрику помещаются разработки занятий, описание отдельных методик, приемов, педагогических находок, все то, что является результатом собственного творчества педагога.

6. Педагогические технологии: описание новых педагогических технологий – одно из направлений работы большинства педагогов и педагогических коллективов. В эту рубрику может быть включен материал как теоретического, так и практического характера, например, разработки занятий с использованием новых педагогических технологий.

7. Участие в научно-практической деятельности: в современных условиях развития образования каждому педагогу необходимо формировать и использовать умения, навыки научно-исследовательской и экспериментальной работы. В эту рубрику могут быть включены фрагменты выступлений, тезисы  докладов, материалы обучающих семинаров, круглых столов, творческих мастерских, мастер-классов, открытых занятий.

8. Организация образовательного процесса: в разделе должны быть

представлены материалы по организации образовательного процесса – дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа, перечень УМК к программе, технологические карты или конспекты (разработки) занятий, перечень используемых электронных образовательных ресурсов, работа с родителями и т. п.

9. Результативность деятельности и достижений учащихся: в разделе должны быть представлены заполненные формы фиксации образовательных результатов и динамика результативности освоения программы учащимися, их достижения в мероприятиях разного уровня (городской, областной, всероссийский, международный), поступление учащихся в средние специальные и высшие образовательные организации.

10. Личные достижения педагогического работника: в этот раздел помещаются все имеющиеся у педагогического работника сертифицированные документы, подтверждающие его индивидуальные достижения, – официальные награды, дипломы лауреатов и участников педагогических конкурсов, грамоты, благодарственные письма, сертификаты, гранты (документы на получение) и т.д., участие в педагогических и профессиональных конкурсах, смотрах и выставках, в инновационной, экспериментальной и исследовательской деятельности.

11. Собственная реклама: педагог может рекламировать все, что сочтет нужным: свою студию, объединение, своих учащихся, свою образовательную организацию, свои методы работы.

Рекомендательный библиографический список (указатель) – библиографический список (указатель), назначение которого – помочь читателю в выборе литературы для углубленного изучения темы и расширения познаний в какой-либо области.

Исследовательская работа – творческая работа, выполненная с помощью корректной, с научной точки зрения, методики, имеющая полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делаются анализ и выводы о характере исследуемого явления. В исследовательской работе должна быть сформулирована цель исследования. Она обычно состоит в изучении определенных явлений. В исследовании важно выдвинуть гипотезу. Это позволяет конкретизировать предмет исследования. Гипотеза в ходе работы может быть либо подтверждена, либо опровергнута. Она должна быть обоснованной, т. е. подкрепляться литературными данными и логическими соображениями.

После этого необходимо поставить задачи исследования. Задачи показывают, что вы собираетесь делать.

В работе должен присутствовать литературный обзор, т.е. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении работают другие исследователи.

Методика исследования обязательно должна присутствовать в исследовательской работе. Необходимо указать, в каких границах применима данная методика и какова ее устойчивость. Далее представляются собственные данные. Данные, полученные в ходе исследовательской работы, необходимо сопоставить как друг с другом, так и с литературными источниками, затем установить и сформулировать закономерности, обнаруженные в процессе исследования.

Завершается работа выводами, в которых тезисно, по порядку излагаются результаты работы. Выводы должны соответствовать целям, задачам и гипотезе исследования и отвечать на поставленные вопросы.

Аннотация и реферат - это две распространенные формы методической продукции.

Аннотация — «краткая характеристика документа с точки зрения его назначения, содержания, вида, формы и других особенностей». Обратите внимание, оба определения начинаются установлением размера данных продуктов. Там же даются и приблизительный объем аннотации и реферата: аннотация – может содержать около 500 печатных знаков, реферат — около 850 печатных знаков. Для наглядного представления достаточно сказать, что аннотация должна занимать один абзац в 7–8 строк, а реферат — два абзаца по 6–7 строк. Поэтому, необходимо различать методический реферат и учебный, который пишут учащиеся, и который подчас достигает размеров хорошей диссертации.

Вторым важным условием правильно составленных аннотации и реферата является отсутствие субъективной точки зрения их автора. Это бесстрастное изложение самой сути реферируемого или аннотируемого источника.

При правильном использовании эта форма методической продукции может оказать немалую услугу в распространении передовых методических идей, особенно при постоянном дефиците времени. Важно только не забывать, что сами методические идеи уже должны содержаться в источнике. Так, например, реферат простого конспекта урока бессмыслен, так как в самом конспекте методического наполнения почти нет. А вот реферативное изложение какого-нибудь интересного периодического методического издания — дело весьма перспективное. В этом случае каждая статья издания превращается в отдельный небольшой реферат.

В случае регулярного и многочисленного реферирования логично собрать все небольшие рефераты в реферативное издание (периодически издаваемый реферативный журнал или непериодический реферативный сборник).

Реферат - самая объемная из всех работ описывающего характера.

Реферат - это изложение в письменной форме содержания одной или нескольких тем, статей, научных работ, а также критический обзор источников. Это итог углубленной самостоятельной работы над определенной темой. Реферат должен отражать и точку зрения автора на рассматриваемую проблему, и накопленный результативный опыт. Реферат не содержит поучительных аннотаций, а описывает имеющийся материал.

По характеру информации он носит информационно-аналитический или пропагандистский характер, привлекает внимание к актуальным темам и проблемам. В реферате автор демонстрирует теоретические и практические навыки по определенной проблеме; показывает умение изучать, систематизировать и структурировать материал; обобщать и делать выводы.

Примерная структура реферата:

  • тема реферата, автор, занимаемая должность, место работы (организация);
  • введение (содержит краткий анализ избранной проблемы, обоснование актуальности; во введении определяются предмет, цели и задачи предстоящего исследования, описываются методики и технологии исследования);
  • теоретическая часть (содержит анализ концептуальных положений по избранной проблеме, анализ первоисточников; раскрывает научное состояние проблемы, ее новые аспекты, требующие дальнейшего углубленного изучения и т. д.);
  • практическая часть (включает авторские разработки, описание позитивных, негативных результатов самостоятельной исследовательской деятельности, педагогические технологии и т.д.). Эта часть обычно бывает большой по объему и содержит ряд разделов.
  • заключение (содержит определенные выводы по результатам проведенного исследования);
  • библиография;
  • приложения (прикладная методическая продукция по итогам исследовательской и педагогической деятельности).

Рецензия это «произведение, содержащее анализ и аргументированную оценку авторского оригинала или вышедшего в свет издания». По сравнению с аннотацией и рефератом, здесь уже не только можно, но и нужно выразить свое субъективное отношение. Данное обстоятельство позволяет использовать и неметодическую продукцию, придавая ей с помощью рецензии методический характер.

Необходимо при этом помнить, что читатель методической рецензии может быть не знаком с источником рецензирования. Поэтому в рецензии нужно давать не только оценку первичного материала, но и фрагментарно представлять сам материал. Так не лишним будет указание на основную идею, структуру, главные положения исходного материала.

Автор хорошей рецензии всегда стремиться показать первичный материал с точки зрения общих процессов, проходящих в системе образования, общих проблем. Именно с точки зрения этих общих проблем и дается оценка авторского материала. При этом в методическую рецензию активно вводятся методические понятия, возможно и не присутствовавшие в первоисточнике.

И последняя рекомендация: стремитесь к краткости рецензии. Хорошая, добротная методическая рецензия должна занимать 1-2 страницы текста. И обязательно завершаться очень краткими методическими рекомендациями по сути процессов, описанных автором.

3.2. Организационно-инструктивная методическая продукция.

Назначение этого вида методической продукции заключается в разъяснении целей, порядка организации и проведения массовых мероприятий, раскрытия методики образовательной и воспитательной работы в образовательных организациях.

К организационно-методической продукции относятся инструктивно-методические письма, инструкции, методические записки, памятки, положения, методические разработки и методические рекомендации.

Инструктивно-методическое письмо - методическое издание, содержащее конкретные указания и разъяснения, вытекающие из нормативно-правового акта вышестоящей организации. Этот документ определяет круг функций и виды деятельности преподавателя или коллектива организации по выполнению решений вышестоящих органов, раскрывает более полно содержание инструкций, приказов, положений. Инструктивно-методические письма не содержат разъяснений, частных методик и рекомендаций.

Примерная схема инструктивно-методического письма:

  • название, адресат;
  • вступительная часть, обосновывающая необходимость разъяснения данного вопроса (приводятся отправные нормативные документы, делается анализ сложившейся ситуации, формулируются выводы);
  • изложение инструктажа (цели и задачи деятельности, ее содержание, обязанности непосредственных исполнителей, их полномочия, помощники, сроки исполнения).

Здесь же могут быть освещены отдельные методические аспекты (алгоритм действий, направленный на выполнение поставленной задачи, перечень дел, рекомендованных к исполнению и т.д.);

  • заключительная часть, нацеливающая на выполнение данного инструктивно-методического письма;
  • автор.

Инструкция 

1) нормативный акт, издаваемый руководителями центральных и местных органов государственного управления в пределах их компетенции на основании и во исполнение законов, указов, постановлений и распоряжений правительства и актов вышестоящих органов государственного управления;

2) собрание правил, регламентирующих производственно-техническую деятельность.

Методическая записка - дает пояснения к методическим материалам, изложенным сжато (планы, графики, таблицы), и освещает следующие вопросы:

  • решению каких задач способствует данная методическая работа?
  • кому адресована?
  • на основании каких документов и фактов составлена?
  • какова система изложения материала?

Памятка - брошюра или листовка, содержащая необходимый минимум сведений для выполнения какой-либо деятельности. Этот вид методической продукции позволяет в сжатой форме дать алгоритм действий, круг обязанностей, перечень советов.

Объем памятки составляет не более одной страницы. В Памятке указывается точный адресат в виде краткого обращения или простого названия. Изложение материала осуществляется конкретно, лаконично, без повторений, как правило, по пунктам:

1. ...

2. ... и т.д.

Например, «Памятка по планированию методической работы», «Памятка руководителя структурного подразделения по планированию работы лаборатории, кабинета на месяц, на год».

Положение - основной регламентирующий документ, фиксирующий статус, задачи и функции структурного подразделения, а также отражающий основные направления и содержание работы, структуру, штаты и управление, включая права и ответственность. Для структурных подразделений одного вида могут создаваться типовые положения. (Положение о методическом совете, Положение о методическом объединении и т.д.). Положение — это локальный нормативный акт, рассчитанный на более или менее длительное действие, устанавливающий права, обязанности, формы, порядок деятельности. Другими словами, положение — это формальный договор всех участников какого-либо процесса. Если это «Положение о методической службе образовательного учреждения», то оно должно устанавливать порядок взаимодействия всех участников методической службы в данном учреждении. Если это «Положение о проведении…» какого-либо методического мероприятия, то оно регламентирует действия всех его участников. Создание грамотного положения — задача нелегкая. Нужно учесть все аспекты описываемой деятельности, не забыть никого из участников, тщательно регламентировать начало и завершение деятельности, а возможно, и ее продолжение. Практика показывает, что хорошее, устраивающее всех, положение ежегодного мероприятия, подвергаясь корректировке каждый год, обретает свою завершенность через 3-4 года. Поэтому не следует создавать положение в одиночку. Это принципиально коллективный продукт, в котором заключено коллективное предвидение будущих процессов.

В структуру положения необходимо включить:

  • официальное название организации, на базе которой создается положение;
  • заголовок «Положение о…»;
  • перечисление нормативных документов, на основе которых разработано данное положение;
  • цели и задачи деятельности, которую регламентирует данное положение;
  • участники (индивидуальные или коллективные) данной деятельности;
  • направления деятельности (в случае положения о структурной методической единице);
  • регламент деятельности (в случае положения о проведении мероприятия);
  • условия участия (в случае положения о проведении мероприятия);
  • критерии оценивания результатов и определения победителей (в случае положения о проведении конкурса);
  • порядок подведения итогов деятельности.

Методическая справка - это итоговый аналитический документ по результатам изучения конкретных методических процессов в организациях системы образования.

В справке отражаются особенности изученных процессов, определяются пути устранения или уменьшения факторов, отрицательно воздействующих на проведение методической работы, и усиления факторов, влияющих положительно. Подготовленный документ должен быть объективным, обоснованным, конкретным, системным, кратко, лаконично и логично изложенным.

Примерная структура изложения материала в методической справке:

  • тема изучаемого вопроса, дата, место, руководитель образовательной организации;
  • цели, формы и методы изучения;
  • анализ состояния дел (что положительного в работе и что этому способствовало, какие недостатки и их причины);
  • выводы, предложения;
  • кто изучал вопрос.

Необходимо помнить, что методическая справка — документ официальный.

Он, как правило, готовится по поручению вышестоящей организации, либо по просьбе руководителя структурного подразделения образовательного учреждения. Поэтому все формулировки должны быть выверены и опираться только на проверенные факты. К тому же это не справка о состоянии дел в образовательном учреждении, не описание проведенного мероприятия. Нельзя забывать, что это методическая продукция. А значит, составитель справки должен обращать свое внимание, прежде всего, на методические процессы и описывать мероприятия с точки зрения методики их проведения.

Методическое портфолио. Сегодня существует много разных вариантов портфолио. Портфолио происходит от англ. portfolio — портфель или папка для документов. Сегодня в образовании словом портфолио называют собрание более или менее официальных документов представляющих умения, навыки и знания ученика, учителя.

В основном, это достижения. Портфолио тем и отличается от других форм самопрезентации, что принципиально сосредоточено на достижениях.

В методической работе принцип портфолио в настоящее время применяется не слишком активно. Если учителя еще собирают личные портфолио, в которые входят и их методические наработки, то, например, портфолио методического объединения или методической службы всего образовательного учреждения практически не встречаются. И в результате интересные методические разработки трех – четырехлетней давности исчезают из поля зрения методической службы.

Создание документа всегда преследует какую-либо цель. Так целью создания коммерческого портфолио является убеждение потенциального работодателя или клиента в необходимости работы с автором портфолио. Часто целью создания учительского портфолио становится успешное прохождение аттестации. А что же может стать целью создания методического портфолио образовательного учреждения?

Современные процессы в образовании убедительно показывают, что время обособленных образовательных коллективов проходит. Все большее число образовательных организаций вступает в многочисленные сетевые взаимодействия как внутри системы образования, так и вне нее. А такое взаимодействие требует представительства одного образовательного учреждения перед другими. В том числе, и методического представительства. В сетевом взаимодействии каждый педагогический коллектив не только должен осознать свое методическое своеобразие, но и уметь предъявить его. Только тогда станет возможен нормальный сетевой методический обмен.

Структура методического портфолио может быть свободной. В Портфолио достаточно отразить деятельность, содержательность и результативность. Можно привести краткие аннотации и рецензии с указанием адреса, по которому можно ознакомиться с полным текстом.

Необходимо также помнить, что методическое портфолио — это динамичный, постоянно изменяющийся и пополняющийся продукт.

Методическая разработка - комплексная форма, включающая в себя рекомендации по планированию, организации и проведению отдельных массовых мероприятий, методических советов, сценариев, планы выступлений, выставок и т.д.

Методическая разработка имеет своей целью понять теоретические идеи и практические возможности рекомендованного материала.

Примерная схема методической разработки:

1.Название разработки.

2.Название и форма проведения мероприятия.

3.Объяснительная записка, в которой указываются задачи проводимого мероприятия, предполагаемый метод проведения, возрастной состав участников, на которых рассчитано мероприятие, условия для проведения, осуществления.

4. Оборудование, оформление (технические средства, варианты текстов, лозунгов, плакатов, название и авторы музыкальных произведений, используемых в сценарии). Методические советы на подготовительный период (правильное распределение поручений).

5.Сценарный план, ход проведения мероприятия.

6.Сценарий мероприятия, где соблюдаются все композиционные сюжетные части.

7.Методические советы организаторам и постановщикам (где лучше проводить мероприятие, варианты оформления, пути создания эмоционального настроя, предостережения от ошибок).

8.Методические советы (как подвести итоги, что сделать для закрепления полученного результата и т. п.)

9. Список литературы.

10. Автор разработки, должность, место работы.

Методические рекомендации — комплекс предложений и указаний, способствующих внедрению наиболее эффективных методов и форм работы для решения какой-либо проблемы педагогики.

Назначение методических рекомендаций заключается в оказании помощи педагогическим кадрам образовательных организаций в выработке решений, основанных на достижениях науки и лучших практик с учетом конкретных условий и особенностей деятельности.

При работе над методическими рекомендациями автору необходимо четко определить цель работы, подчинив ей все содержание; обязательно указать, кому адресованы рекомендации; изложить конкретные рекомендации о том, какими передовыми технологиями надо пользоваться, чтобы улучшить состояние определенного участка работы в образовательном учреждении, в конкретном объединении. Если речь идет об обобщении положительного опыта, необходимо раскрыть, какими методическими проблемами и способами достигаются успехи в образовательном процессе обучающихся или в учреждении в целом.

Требования к оформлению методических разработок и рекомендаций.К методической разработке предъявляются довольно серьезные требования. Поэтому, прежде чем приступить к ее написанию, необходимо:

1. Тщательно подойти к выбору темы разработки. Тема должна быть актуальной, известной педагогу, по данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт.

2. Определить цель методической разработки.

3. Внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный опыт по выбранной теме.

4. Составить план и определить структуру методической разработки.

5. Определить направления предстоящей работы.

         Приступая к работе по составлению методической разработки, необходимо четко определить ее цель. Например, цель может быть следующей:      

определение форм и методов изучения содержания темы;

раскрытие опыта проведения уроков по изучению той или иной темы учебной программы; описание видов деятельности педагога и учащихся;

описание методики использования современных технических и информационных средств обучения; осуществление связи теории с практикой на уроках;

использования современных педагогических технологий или их элементов на уроках и т.д.

Требования, предъявляемые к методической разработке:

1. Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели.

2. Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения.

3. Авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, описывать изучаемые явления и технические объекты, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе.

4. Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.

5. Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать педагогическому тезаурусу.

6. Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны обосноваться ссылками на свой педагогический опыт.

7.Методическая разработка должна учитывать конкретные материальнотехнические условия осуществления учебно-воспитательного процесса.

8. Ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применении активных форм и методов обучения.

9. Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить».

10. Должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки задания, образцы УПД, планы уроков, инструкции для проведения лабораторных работ, карточки схемы, тесты, поуровневые задания и т.д.).

Методические разработки и рекомендации могут включать:

  1. Титульный лист;
  2. Аннотацию;
  3. Сведения об авторе (авторах);
  4. Вступительный очерк (пояснительную записку);
  5. Содержание;
  6. Список использованной и рекомендуемой литературы;
  7. Приложения.

На титульном листе

 указывается название образовательной организации;

фамилия, имя и отчество автора;

 название работы с указанием вида методической продукции;

адрес и год издания.

Аннотация включает краткие сведения о сути рассматриваемых вопросов; назначении данных методических рекомендаций и разработок; источнике практического опыта, положенного в основу рекомендаций и разработок; о возможности использования лучшей практики преподавателями других образовательных организаций.

Во вступительном очерке (пояснительной записке) дается обоснование актуальности разработки данных методических рекомендаций, определяется цель составления предлагаемых методических рекомендаций; краткое описание ожидаемого результата от использования данных методических рекомендаций; обоснование особенности и новизны данной работы в сравнении с уже существующими разработками.

Содержание методических рекомендаций и разработок не имеет особо регламентированной структуры и может излагаться в произвольной форме. Можно придерживаться следующей схемы:

- на основании лучшей практики работы описать, что и как рекомендуется делать по исследуемому вопросу;

- дать советы по решению организационных вопросов, материально-техническому, финансовому и кадровому обеспечению предлагаемых видов деятельности;

- вычленить наиболее трудные вопросы;

- предостеречь от типичных ошибок.

Список рекомендуемой и использованной литературы составляется в соответствии с правилами оформления литературных источников.

Приложения могут включать материалы, необходимые для организации рекомендуемого вида деятельности с использованием данных методических рекомендаций и разработок, но не вошедшие в раздел «Содержание» (планы проведения массовых мероприятий, открытых уроков, занятий примерные вопросы к играм, викторинам, схемы, диаграммы, фотографии и т. д.).

Требования к описанию передового педагогического опыта.

Титульный лист . Указывается название образовательной организации, фамилия, имя и отчество автора, года представления опыта.

Содержание, включающее в себя следующие компоненты:

  1. Каким коллегиальным органом и когда апробирован опыт работы;
  2. Обоснование актуальности опыта, его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса;
  3. Теоретическая база опыта: показать, из каких научных положений исходит данный опыт и условия, в которых создавался опыт;
  4. Сущность и технология опыта (система конкретных педагогических форм, методов и приемов работы, описание и анализ нового, оригинального, что имеется в практике автора материала);
  5. Основная педагогическая идея, вытекающая из данного опыта;
  6. Изложение достигнутых результатов, перспективы дальнейшего развития опыта;
  7. Длительность функционирования опыта (функционирующий длительно – более 3 лет, кратковременно – до 3 лет);
  8. Практическая значимость полученных в опыте работы результатов;
  9. Рекомендации по использованию полученных результатов работы при проведении аналогичных видов деятельности.

Приложение может включать разнообразный иллюстративный материал - диаграммы, схемы, чертежи, рисунки, фотографии; публикации в средствах массовой информации и др.

Объем текста описания опыта работы не должен превышать 20 страниц.

3.3. Прикладная методическая продукция.

Прикладная методическая продукция - это вспомогательный материал, дополняющий, иллюстрирующий, более полно раскрывающий тему, отраженную в других видах методической продукции.

Сценарий - самый распространенный вид прикладной методической продукции. Сценарий - это конспективная, подробная запись праздника, любого дела, акции и т.п.

В сценарии дословно приводятся слова ведущих, актеров, текстовой материал. В ремарках даются сценические указания: художественное оформление, световая партитура, движение участников на сцене и т.д.

Для облегчения работы, текстовый материал размещают ближе к правой стороне листа, а сценические ремарки - ближе к левой.

Примерная схема сценария:

  • название мероприятия (праздника, классного часа и т.д.);
  • адресат;
  • цель, задачи;
  • участники сценария (возрастная группа)
  • использованная литература;
  • автор;
  • год.

Сценарий может содержать устойчивые элементы, являющиеся основой формы праздничного действия.

Графическая информация - информация, создаваемая при помощи наглядных графических образов, раскрывающих содержание графического документа. При составлении отчетов часто используются графики и диаграммы. График позволяет наглядно проследить рост изменения какого-либо явления и дать его сравнительную характеристику.

Диаграмма - чертеж, наглядно иллюстрирующий какие - либо величины. Являются вспомогательной методической продукцией. Необходимо, однако, заметить, что их нужно строить таким образом, чтобы смысл и тенденция развития процесса, на них изображенные, были понятны без дополнительных объяснений. Большой методической ошибкой выглядят объяснения диаграмм. А вот выводы из тенденций, которые явно просматриваются на графиках, нужны. Без них сами графики теряют ценность.

Тематическая подборка материалов необходима в целях накопления материалов для написания методических рекомендаций, разработок массовых мероприятий. В их числе может быть подборка стихов, песен, игр, цитат, поговорок, фотографий, рисунков и т.д. на определенную тему.

Тематическая папка содержит:

  • нормативные документы, регулирующие деятельность учреждения в определенном направлении;
  • методические рекомендации;
  • разработки и сценарии массовых мероприятий;
  • материалы из опыта работы;
  • библиографию;
  • дидактический материал.

Сборник упражнений - издание, содержащее методический материал для обучения актива: упражнения, ситуации, задачи по различным вопросам образования. Методические задания оформляются в виде карточек (отдельных листов).

Словарь – справочное издание, содержащее упорядоченный перечень слов, словосочетаний, фраз, терминов, имен и иных языковых единиц, снабженных относящимися к ним справочными данными. Словарь представляет собой глоссарий (совокупность терминов, требующих прояснения) и соответствующие ему дефиниции (определения терминов).

Картотека - совокупность организованных определенным образом карточек, с зафиксированными на них данными. Картотеки могут быть разного вида: газетных и журнальных статей, методических разработок и рекомендаций, описаний лучших практик.

Каталог - нормативно-производственное, справочное или рекламное издание, содержащее систематизированный перечень имеющихся в наличии предметов.

Различают следующие виды каталогов: издательский, книготорговый, номенклатурный, промышленный, библиотечный. В практике среднего профессионального образования используются библиотечные информационные каталоги для ознакомления преподавателей с материалами по определенной теме. Также это могут быть каталоги фильмов, аудиозаписей, ссылок на ресурсы Интернета, методические материалы. Как правило, такие каталоги делаю тематическими.

По форме каталоги могут быть карточными; блок-карточными, состоящими из отдельных карточек, скрепленных по краям зажимами; книжными и электронными.

Плакат - листовое издание в виде одного или нескольких листов печатного материала любого формата, отпечатанного с одной стороны и предназначенное для экспонирования.

Плакат информационный - позволяет знакомить людей с предстоящими мероприятиями или итогами выполненного мероприятия. Примером информационного плаката могут служить печатные издания, информирующие о новых современных методах работы. Данный продукт позволяет ознакомить широкий круг людей с теми или иными методическими идеями. Чтобы стать методической продукцией, а не быть просто объявлениями, они должны быть регулярными, нацеленными на определенную аудиторию и обладать чертами методических рекомендаций. С другой стороны, как всякий плакат, они должны быть лаконичны по языку и броски оформлению.

Примером подобного типа методической продукции могут служить многочисленные плакаты психологической службы.

Так же в виде плаката часто оформляют методические указания студентам, помещая их в классе. Точное понимание целевой аудитории позволяет правильно расположить такой плакат на территории образовательного учреждения.

Плакат информационно - методический - вид методической продукции, используемый в том случае, если содержание методического материала невозможно раскрыть только в словесной форме. Например, тему: "Роль тексто - графических планов в учебно-методической работе" легче раскрыть, используя плакаты, схемы.

Проспект – по оформлению близок к буклету, но отличается большим объемом. В нем дается описание достигнутых успехов, рассказывается о предлагаемых образовательных услугах – с фотографиями и кратким описанием каждой.

Пресс-релиз – материал, предназначенный для раздачи представителям СМИ на выставках, благотворительных акциях. Включает те материалы, с которыми хотели бы ознакомить журналистов: краткие сведения об учреждении, о предоставляемых образовательных услугах, о перспективах развития учреждения, данные о благотворительной деятельности.

Рекламный листок – несет рекламную информацию о конкретной образовательной услуге. Отличается броским оформлением, «рекламным» текстом, иногда снабжается забавными, запоминающимися рисунками.

3.4. Учебная методическая продукция.

Учебник - учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины (предмета), соответствующее учебной программе, и официально утвержденное в качестве данного вида издания.

Учебное пособие - учебное издание, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания.

К учебным пособиям относятся:

Учебно-наглядное пособие - учебное издание, содержащее материалы в помощь изучению, преподаванию или воспитанию (картографические пособия, атласы, альбомы и др.).

Учебно-методическое пособие - учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания учебной дисциплины (ее раздела, части) или по методике.

Практикум - учебное издание, содержащее практические задания, упражнения, способствующие усвоению изученного курса дисциплины. К практикуму относится задачник.

Сборник упражнений, задачник- методическое учебное пособие, которое содержит упражнения, задачи, ситуации по определенной теме.

Учебная программа - учебное издание, определяющее содержание, объем, а также порядок изучения и преподавания какой - либо учебной дисциплины (ее раздела, части).

В тексте грифа указывается:

  • вид учебного издания;
  • предметное содержание издания в соответствии с учебной программой по дисциплине (предмету);
  • читательский адрес (назначение) в зависимости от вида образовательного учреждения, уровня подготовки, ступени обучения и категории читателя.

3.5. Образовательная методическая продукция.

Образовательная методическая продукция включает в себя образовательные программы образовательных организаций, различные виды элективных, интегрированных, нетрадиционных курсов, предметов регионального компонента.

Основу успеха педагогической деятельности определяет использование преподавателями методики проектирования образовательного процесса.

Проектирование - сложный и длительный творческий процесс.

Программа - нормативно управленческий документ, отражающий план и содержание деятельности учреждения, объединения и целого региона.

Образовательная программа - документ, содержащий цели и задачи педагогической деятельности, средства, методы, технологии их реализации.

Важно различать образовательную программу учреждения от образовательной программы преподавателя.

Образовательная программа учреждения - нормативно-управленческий документ учреждения, представляющий собой характеристику открытой социально-педагогической системы, направленной на реализацию развивающего образования, на создание научно-методического комплекса приёмов по обеспечению эффективного взаимодействия всех субъектов образовательно-воспитательного процесса.

Программа образовательного учреждения определяет цели и ценности образования в данной образовательной организации, а также совокупность всех программ, включённых в учебный план, реализующий заявленные цели.

Образовательная программа преподавателя нормативный документ, отражающий целевые установки учебного профиля (курса), объём, содержательную характеристику профиля (курса), логику его построения, а также порядок изучения и преподавания учебного профиля (курса).

Выделяются виды образовательных программ:

  • Типовые;
  • Модифицированные (адаптированные);
  • Экспериментальные;

По уровню освоения программы могут быть:

  • общеразвивающие, направленные на решение общей культуры, расширения знаний о мире и о себе;
  • специализированные, направленные на выявление и развитие способностей, приобретение ими определённых знаний и умений в избранном виде деятельности;
  • профессионально-ориентированные, направленные на ознакомление и последующее углубление той или иной профессиональной сферы жизнедеятельности.

По форме организации образовательного процесса программы различают:

  1. Комплексные, соединяющие отдельные области, направления, виды деятельности в единое целое;
  2. Интегрированные, изучающие несколько отраслей в едином ключе;
  3. Модульные, состоящие из нескольких самостоятельных, устойчивых, целостных блоков;
  4. Сквозные, соизмеряющие материал по направлениям, входящим в них, с учётом возрастных особенностей, их количества в группах.

Образовательная программа преподавателя выступает наглядным показателем его профессионального педагогического мастерства.

Приступая к созданию образовательной программы, необходимо учитывать типовой алгоритм программирования, знать структуру образовательной программы и руководствоваться следующими принципами:

  • Основной принцип дидактики (процесс изучения материала от простого к сложному);
  • Научность - наличие научной основы (необходимо дать ссылки на научные исследования);
  • Доступность-материал должен быть представлен просто, четко и понятно для всех;
  • Связь теории с практикой — необходимо предусмотреть возможность реализации полученных знаний на практике;
  • Результативность - четко определить результаты реализации программы;
  • Актуальность - учесть социальные условия учающихся;
  • Межпредметность -предусмотрена связь с другими направлениями обучения.

Элективные курсы необходимы для построения индивидуальных образовательных маршрутов.

Элективные курсы - это курсы по выбору, входящие в состав профиля.

Они направлены как на внутрипрофильную дифференциацию, так и на компенсацию профильной однонаправленности, способствуют углублению индивидуализации профильного обучения, расширению мировоззренческих представлений учащихся.

К примеру, для студентов интересны будут элективные курсы, связанные с использованием компьютерных технологий «Компьютерная графика», «Интернет-клуб».

Учащимся любого профиля чрезвычайно полезными будут такие элективные курсы как «Основы подготовки учащихся к учебно-исследовательской деятельности», «Техника в экспериментах». Что касается содержания элективных курсов, то оно может описываться в форме учебных программ.

Количество учебных часов, отводимых по учебному плану на каждый из этих курсов, колеблется от 20 до 48.

Стандартизации эти курсы не подлежат.

4.ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ

Принято считать, что оформление это заключительный этап в работе над текстом методической продукции. Это не совсем так.

В целях экономии времени и трудозатрат по оформлению работы целесообразно осуществлять набор текста, подготовку графического и другого материала постепенно и последовательно.

 Для оформления текстовых документов следует придерживаться государственного стандарта ГОСТ 2.105-95 «Общие требования к текстовым документам».

Методическая продукция должна быть напечатана на одной стороне стандартного листа (кроме продукции, представленной в виде брошюры или книги, печатание которых производится с оборотом) и оформлена в твердом переплете.

При оформлении методической продукции необходимо соблюдать, следующие требования:

 – структура обозначается четко: в соответствии с планом обозначаются основные разделы, дается глубокое и полное освещение всех вопросов плана, соблюдается научный стиль изложения;

– ссылки-сноски на источники (автор, название, место, издательство, год издания, общее количество страниц, страница, если цитируется текст в кавычках) должны быть подстрочными, т.е. на той же странице, где помещается цитата, шрифт ссылки-сноски 10 пунктов. Если на этой же странице повторяется ссылка-сноска на предыдущий источник, то вместо полного описания источника следует под соответствующим номером указать: там же, с. 20 (см. Приложение 6).

 – библиографический список использованной литературы располагается после заключения и до приложения. Использование источников литературы, электронных публикаций предполагает указание источника цитируе- мого материала в библиографическом списке в соответствии с ГОСТ 7.0.5- 2008. .

Основной текст разделяется на разделы и подразделы. Им присваиваются порядковые номера, обозначаемые арабскими цифрами.

Наименования разделов в тексте оформляют в виде заголовков. Заголовок раздела набирается прописными буквами, выделяется полужирным шрифтом и размещается по центру.

Основной текст отделяется от заголовка пустой строкой. Заголовки подразделов начинаются с абзаца. Точку в конце заголовков не ставят. Подчеркивать заголовки не следует. Каждый раздел рекомендуется начинать с нового листа. Текст набирается на компьютере в программе Microsoft Word и сохраняется в формате .RTF.

Формат бумаги — А 4 (210×297 мм).

Шрифт — Times New Roman.

Размер шрифта — 14 пунктов.

Междустрочный интервал — полуторный.

Выравнивание текста — по ширине.

Отступ первой строки — 1 см.

Левое поле страницы — 30 мм, правое — 15 мм; верхнее — 20 мм,

нижнее — 20 мм.

Номера страниц: арабскими цифрами, внизу страницы, выравнивание в

 правый край. Титульный лист включается в общую нумерацию, но на нем не указывается номер страницы. Абзацы в тексте следует начинать с отступа, равного 10 мм. Определенную сложность может представлять оформление рисунков, таблиц и другого наглядно-иллюстративного материала.

Рисунки и таблицы оформляются в строгом соответствии с общими требованиями: они должны содержать подрисуночные подписи и названия, иметь порядковый номер, располагаться по мере обращения к ним в тексте, сопровождаться ссылками, пояснениями, выводами и т.п.

Второстепенные материалы в виде графиков, таблиц, документов, расчетов, могут быть вынесены в приложение.

Все рисунки (иллюстрации) должны иметь сквозную нумерацию, т. е. через всю работу (Рис. 1.; Рис. 2., Рис. 3. и т.д.). Автору необходимо владеть информацией о количестве рисунков, таблиц и других иллюстраций в тексте рукописи.

Каждую иллюстрацию необходимо снабжать подрисуночной подписью, которая соответствовала бы основному тексту и иллюстрации. Подпись под иллюстрацией обычно имеет три основных элемента:

– наименование графического сюжета, обозначаемого сокращенным словом «Рис.»;

– порядковый номер иллюстрации, который указывается без номерного знака арабскими цифрами (например, Рис. 4.);

– тематический заголовок иллюстрации, содержащий текст с характеристиками изображаемого в наиболее краткой форме (например, Рис. 4. Структура и информационные средства обеспечения модели процесса изучения предмета «Мировая литература» или Рис. 7. Система расположения элементов кассеты).

Таким образом, следует четко знать, что сокращенное слово «Рис.» с соответствующим номерным знаком и названием самого рисунка помещается под рисунком и нигде в другом месте.

        Таблица представляет собой такой способ подачи информации, при которой цифровой или текстовой материал группируется в колонки, отграниченные одна от другой вертикальными и горизонтальными линиями.

        Таблицы являются результатом обработки и анализа цифровых показателей. В тексте это может быть представлено словами: «Результаты, отраженные в таблице 5, позволяют сделать вывод, что…»; «Из таблицы 3 видно, что…»; «Представленная в таблице 9 информация позволяет заключить, что…» и т. п.

        Таблицу размещают после первого упоминания о ней в тексте, таким образом, чтобы ее можно было читать без поворота или с поворотом по часовой стрелке.

        Обычно таблица состоит из следующих элементов: порядкового номера, тематического заголовка, вертикальных и горизонтальных граф.

        Все таблицы, если их несколько, нумеруются арабскими цифрами в пределах всего текста (т. е. нумерация сквозная, как в случае с рисунками, и без номерного знака). Над правым верхним углом таблицы помещают надпись Таблица с указанием порядкового номера (например, Таблица 4) без значка № перед цифрой и точки после нее. Рис. 3. АРМ для работы с графической информацией.

        Таблицы снабжают тематическими заголовками, которые располагают посередине страницы и пишут с прописной буквы без точки на конце. Тематические заголовки должны быть предельно краткими.

        При переносе таблицы на другую страницу (что нежелательно, лучше добиться ее положения на одной странице, переместив, если возможно, текст) над продолжением следует поместить слова «Продолжение таблицы 5». Заголовок таблицы при этом не повторяют.

К методическим продуктам предъявляются определенные требования:

  1. методический продукт должен быть актуальным, учитывать запросы и профессиональные потребности педагогов-практиков;
  2. издание должно иметь конкретный адрес, точную нацеленность на определенную категорию взрослых или детей;
  3. издание должно быть результатом глубокого всестороннего изучения какого-либо вопроса по научно-педагогической, методической литературе, либо специального педагогического эксперимента, либо оправдавшего себя опыта работы коллектива, отдельного педагога;
  4. название должно прямо указывать на его тему и основное содержание;
  5. содержание издания должно раскрывать педагогическую сущность рассматриваемого явления, описывать методику действий педагога, коллектива;
  6. если в издании использованы печатные источники, идеи и материалы других авторов, то обязательно нужно указывать источник;
  7. необходимо обратить внимание на культуру оформления издания, лаконичность изложения, целостность и логичность структуры;
  8. методическая продукция обязательно утверждается на методическом совете (педагогическом совете) образовательного учреждения или вышестоящего органа.

5.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В условиях перехода профессионального образования на подготовку кадров для инновационной экономики, требования к методической деятельности и методисту существенно меняются.

В соответствии с новыми потребностями образовательной практики содержание методической деятельности трансформируется: одни задачи становятся доминирующими, другие уходят на второй план, третьи попадают в разряд не актуальных. 

Определение задач методической деятельности основывается в настоящее время на анализе основных направлений развития образования и прогнозировании потребностей основных заказчиков на методические услуги (педагогов и управленцев).

        Методическая деятельность сегодня, несмотря на творческий характер, должна строиться на технологической основе, приобретя черты исследовательской деятельности.

Алгоритм ее осуществления включает совокупность следующих этапов: анализа педагогической практики, ее проблематизации, моделирования решений, разработки программ их реализации, апробирования нового в экспериментальных условиях, внедрения новаций.

          Результат деятельности может быть выражен как в освоении педагогом современных методик и технологий обучения, так и в публикациях собственного инновационного опыта. Издание методических пособий, участие в научно-практических конференциях, конкурсах профессионального мастерства, мастер-классы для других педагогов – все это также характеризует результат методической работы. 

Необходимо помнить, что инновационное поведение – это не приспособление, а максимальное развитие личности, индивидуальности. И от того, насколько педагогические работники сами нацелены на инновационный процесс, насколько компетентны в вопросах нововведений, будет зависеть успешное развитие образовательного учреждения и рост профессионализма педагогического коллектива.

Посредством идей, содержащихся в методической продукции, автор может заинтересовать педагога в повышении профессионализма, побудить его применять передовую практику, инновации в практической деятельности.

И не только стиль изложения материала, но и грамотное оформление методической продукции способствуют восприятию, пониманию и запоминанию его содержания.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Проблемы и перспективы модернизации системы среднего профессионального образования // Актуальные проблемы и перспективные направления инновационного развития экономической науки. 2016. №7. С. 32-37.
  2. Профессиональное развитие педагога в контексте модернизации образования // Психолого-педагогические проблемы профессионального самоопределения студентов в сфере социально-гуманитарного образования. 2014. № 3. С. 11-13.
  3. Эффективная методическая работа педагога как один из показателей инновационности образовательного учреждения // Среднее профессиональное образование. 2015. №1. С. 49-51.
  4. К вопросу о профессиональном образовании в России и регионе // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2015. №9-6. С. 85-87.

Журнал «Среднее профессиональное образование» №9 2018 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала учащегося ДШИ в условиях современного образовательного пространства

Основной задачей современного музыкального образования является воспитание личности учащегося, которое направлено не только на формирование комплекса определенных профессиональных знаний и умений,но и...

Личность педагога в условиях современного образовательного пространства. Психологические аспекты педагогической деятельности.

Личность педагога в условиях современного образовательного пространства. Психологические аспекты педагогической деятельности....

Формирование современного образовательного пространства колледжа в рамках внедрения и реализации ФГОС СПО

Социальный заказ общества и государства на специалиста предъявляет требования к выпускнику, который должен стать конкурентоспособной личностью, то есть социально и профессионально активной, обладающей...

Использование современного образовательного пространства региона в целях реализации ФГОС по ТОП 50 и ТОП-РЕГИОН (статья)

Статья для участия во Всероссийской конфепренции , анализирующая подготовку специалистов в ТОГБПОУ "Хердевский колледж сахарной промышленности " и в целом по Тамбовской области....

Инновационные технологии в современном образовательном пространстве

laquo;Реагировать на происходящие  вокруг нас изменения   недостаточно быстро или недостаточно эффективно – все равно, что, не реагировать совсем»  ...

Воспитание патриотизма в условиях современного образовательного пространства

Стать о воспитании патриотизма в условиях современного образовательного пространства...