Курсовая работа
проект

Туйгунова Рида Рафаилевна

Курсовая работа - "Возможности формирования у школьников ценностного отношения к творчеству В.А.Моцарта через синтез литературы и музыки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya_gotovaya_tochno.docx87.64 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №

Кафедра музыкального образования

Туйгунова Рида Рафаилевна

ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ У       ШКОЛЬНИКОВ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТВОРЧЕСТВУ В.А. МОЦАРТА ЧЕРЕЗ ОБРАЩЕНИЕ К СИНТЕЗУ ЛИТЕРАТУРЫ И МУЗЫКИ

        

Курсовая работа

Курсовая работа защищена        Специальность:53.02.01

с оценкой_______________________        Музыкальное образование

«      » _______________ 2019 года        Курс: 3, группа: 30

        Руководитель: Сердюк Л.В.,        

                                                               преподаватель музыкальных дисциплин        

                                                               высшей квалификационной категории,

                                                               к.п.н.

        

        

        

        

Челябинск, 2019

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                     3

ГЛАВА 1. МУЗЫКА ВОЛЬФГАНГА АМАДЕЯ МОЦАРТА КАК ЖИВАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА В   ЗВУКАХ, ИНТОНАЦИЯХ И ФОРМАХ        

1.1.    Музыка как художественная форма познания человека                     

1.2.   «Эффект Моцарта» как музыкальный феномен                                                                                              

1.3.    Творческий облик В.А. Моцарта                                

Выводы по 1 главе                                                                             

ГЛАВА 2. ЛИТЕРАТУРНО МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТВОРЧЕСТВУ В.А. МОЦАРТА        

2.1.    Синтез искусств: общая характеристика, сущность        

2.2.    Характеристика основных компонентов литературно музыкальной композиции        

2.3.    О структуре и содержании альбома литературно-музыкальных композиций        

Выводы по 2 главе        

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                              

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК             

ПРИЛОЖЕНИЕ                                                 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы исследования. Интерес к проблеме развития и познания человека средствами музыкальных классических произведений в различные периоды истории проявляли философы (Аристотель, П.В.Алексеев, А.В.Панин, Дж. Феррер и др.); психологи (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.В. Торопова, Е.А. Овсянникова); культурологи (М.С. Каган); представители педагогической теории и практики (В.И. Петрушин, М.С. Казиник, А.В. Торопова, Э.Б. Абдуллин, Т.Н. Микушина и др.)

Профессор,  доктор педагогических наук А.В. Торопова считает, что современному обществу важно не утерять и передать следующим поколениям возможность понимания и расшифровки смысла всего того, что содержится в музыкальной сокровищнице человечеств, так как  музыка и музыкальная деятельность способствуют раскрытию человеческих ресурсов и возможностей их развития [28]. А.В. Торопова в одном из своих выступлений сказала важную для нас мысль, что музыка это способ сохранения человеческого в человеке [30]. Также она убеждает нас в том, что человек  есть субъект познания мира и себя средствами музыкального искусства; что нельзя надеяться на то, что современный ребенок стихийно (как городской Маугли) освоит язык Шекспира или Бродского; что трудно предположить, что без музыкального образования индивидуумы смогут достигнуть музыкальной образности как особого языка мышления, развивающего общую интеллектуальную и чувственную ткань познания мира и себя [28, с.10]. На наш взгляд, музыка В.А. Моцарта направлена на постижение человеком самого себя, так как обладает общекультурным значением и индивидуальной значимостью для каждого слушающего музыку.

Творчество Вольфганга Амадея Моцарта это не только национальная гордость Австрии, но и общечеловеческого достояния, а сам композитор есть величайшая загадка Творца и символ Гения. Его жизнь и смерть обросли легендами и мифами  и оставили больше вопросов, чем ответов. О Моцарте пишут книги и статьи (Д.Вейс «Возвышенное и земное», В.Козарев «Реквием Моцарта», Е.Медников «Моцарт» и др.), стараясь раскрыть глубину и красоту его музыки, рассказать о его необычайном даровании, о его яркой, интересной и в то же время полной труда и огорчений жизни. Но вряд ли мы когда-нибудь приблизимся к разгадке этого феномена. Благодаря научным изысканиям 90-х годов 20 века доказано, что музыка Моцарта повышает интеллект и повышает активность мозга. В результате многочисленных исследований был открыт музыкальный феномен психофизиологического воздействия музыки Моцарта на организм человека, который назвали «эффектом Моцарта».

К одной из задач художественного воспитания школьников можно отнести способность восприятия и оценивания эстетических явлений в искусстве и музыки, в том числе, классической музыки. Мы считаем, что классическая музыка, написанная несколько столетий назад, не теряет своих необычных свойств. Как известно, благодаря посещению концертов «живой» классической музыки у человека не только формируется хороший вкус и воспитание, но также, именно такие концерты снимают негативное напряжение и нормализуют биоритмы органов человека. Подобную музыку создают не простые люди, а великие мастера, часто Посвящённые. Таким Посвящённым талантливым композитором был Вольфганг Амадей Моцарт [27].

Нужно научить детей видеть прекрасное и безобразное, возвышенное и низкое, комическое и трагическое. Нужно, чтобы они всё это понимали и чувствовали; в той или иной мере выражали своё отношение на образцах подлинно художественного искусства, эстетических явлений жизни. Это  будет способствовать формированию у детей высокого и требовательного художественного вкуса, умение глубоко проникать в идейно- художественную сущность произведений искусства и красоту действительности. Проблему приобщения школьников к лучшим образцам классической музыки изучали такие выдающиеся педагоги и учёные, как С.Н. Морозова, А.И. Савенков, Д.Б. Кабалевский, Т.Н. Микушина, В. А. Сухомлинский, О.П. Радынова, Н.А. Ветлугина и другие.

Одна из возможностей решение проблемы обращение к синтезу искусств (И.А. Карпова, С.П. Козырева, И.И. Бродский, А.Н. Буров, Б.П. Юсов, К.В. Тарасова). К сожалению, литературно- музыкальная композиция как вид школьного творчества несколько утратил свою популярность в практике учителей современной школы. При этом она обладает уникальными возможностями глубокого погружения в творчество В.А. Моцарта, и в результате способствует формированию ценностного отношения к его музыке. Сама подготовка литературно- музыкальной композиции, а затем ее сценическое воплощение - наиболее доходчивый способ изучения конкретного материала, но и средство воспитания чуткого слушателя и душевно обогащённого, эрудированного человека.

Все выше изложенное позволило определить актуальность данной проблемы и способствовало выбору темы исследования: «ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ У       ШКОЛЬНИКОВ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТВОРЧЕСТВУ В.А. МОЦАРТА ЧЕРЕЗ ОБРАЩЕНИЕ К СИНТЕЗУ ЛИТЕРАТУРЫ И МУЗЫКИ».

Цель исследования на основе анализа психолого-педагогической, музыковедческой и методической литературы теоретически обосновать возможность формирования у школьников ценностного отношения к творчеству В.А. Моцарта через обращение к литературно музыкальной композиции.

Объект исследования  учебно-воспитательный процесс.

Предмет исследования формирование ценностного отношения к творчеству В.А. Моцарта

Задачи:

  •  Раскрыть понятие музыки как художественной формы познания человека.
  •  Изучить феномен «Эффект Моцарта».
  •  Рассмотреть творчество и жизнь В.А. Моцарта.
  • Раскрыть  понятие синтеза искусств и ознакомиться с компонентами литературно-музыкальной композиции.
  •  Рассмотреть структуру и содержание альбома литературно-музыкальных композиций.

Методы теоретического исследования:

  • Анализ литературы по данной теме.
  • Систематизация изученного материала.
  • Обобщение материалов исследования.

ГЛАВА 1. МУЗЫКА ВОЛЬФГАНГА АМАДЕЯ МОЦАРТА КАК ЖИВАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА В   ЗВУКАХ, ИНТОНАЦИЯХ И ФОРМАХ

1.1. Музыка как художественная форма познания человека

К каким бы векам, эпохам, народам, расам мы ни обратились живительное искусство музыки стоит или на первом месте, или в ряду самых дорогих человеку искусств. Именно так представляет значение музыки для человека доктор искусствоведения, профессор и заведующая кафедрой междисциплинарных специализаций музыковедов В.Н. Холопова. В своей книге «Музыка как вид искусства» ученый упоминает слова немецкого писателя XVIII века В.Г. Вакенродера, который  пророчески определил роль музыки в романтическом искусстве следующим высказыванием: «Музыка это предельное проявление духа, утонченнейшая стихия, из которой, как из невидимого ручья, черпают себе пищу потаеннейшие грезы души; она играет вокруг человека, хочет всего и ничего, она орган, более тонкий, чем речь и мысли, она сама предмет, оттого она живет и парит в своей собственной чудесной сфере» [29].

История познания человеком самого себя всеми известными путями (философский, научный, художественный и религиозный) породила различные модели самоописания, которые складываются в единую вертикальную структуру: тело душа дух [28].  Профессор,  доктор педагогических наук Э.Б. Абдуллин высказывает мысль о том, что  психология как наука, в основном работает на стыке душевно-телесной организации человека и  имеет в своем арсенале методы исследования, анализа, обобщения и коррекции,  обращенные именно к этим пластам его сущности,  а  музыка как художественная форма познания человека работает на стыке всех пластов телесно-душевно-духовной организации [1].  По мнению доктора искусствоведения и доктора психологических наук Г.С. Тарасова, искусство и психология есть две грани единой области человековедения. При этом они познают не человека вообще, а прежде всего конкретного индивида [26]. В.Н. Холопова говорит о том, что музыка это есть весь человек и в пример приводит слова А. Шнитке,  который сопоставляя музыку с религией, заметил, что искусство – «как человек, со всеми его разнонаправленными стремлениями, и из него есть выход и в высшее, и в низшее» [29].

Музыка для психического развития индивида является инструментом выявления и укрепления специфически человечного способа взаимодействия с реальностью. При этом окружающий человека мир воздействует на наши органы чувств комплексно, восприятие же складывается из ощущений разных модальностей (однородная область стимулов, вызывающая чувственные ощущения одного из анализаторов нервной системы (органов чувств): слуха, зрения, осязания и т.д.), то есть на основе чувственных «впечатлений» разных органов чувств [28]. Музыкальное произведение, по мнению доцента и кандидата педагогических наук  К.Б. Саркисян, это не замкнутый набор переживаний, а широкое поле возможностей и выборов… ученый продолжает мысль: «…композитор возделывает и засеивает это поле. Порой создается впечатление, что он и сам точно не знает, что там вырастет…» [22,с.73].

В.Г. Ражников, доктор психологических и педагогических наук, в своей книге «Диалоги о музыкальной педагогике» представляет музыку как «живой звук». Автор высказывает мысль, что в музыке каждый звук должен быть помещён в некие музыкальные события и там обнаружен как живой.  «Сначала музыка существовала в графическом виде, и вот, когда она воспроизводится, тогда она и становится «живой» - она звучит…». Живой, по мнению ученого, означает, что исполненный звук излучает из себя некую событийную энергию. Звук «сигнализирует» слушающему, что он жив, трепещет, колышется, сообщает что-то о себе, посылает сигналы восторга или бедствия[19, с.28]. В.Г. Ражников убежден, что «живой звук» получается тогда, когда его не только слышат, но и до этого его надо предслышать и предназывать [19]. Поскольку восприятие музыки, как и сама музыка, по мнению ученых,  двойственно, то необходимо давать «пищу» для работы обоих полушарий, а значит: учиться «игре ума» в доступном возрасту и ступени обучения теоретическом анализе; развивать гибкость, живость и оригинальность воображения. Если говорить о сущности восприятия музыки с позиции психологии музыкального образования, то выясним, что А.В. Торопова основной проблемой для изучения определяет  музыкально-психическое развитие учащегося как субъекта музыкально-образовательного процесса . Обратим внимание, что  важную роль в организации восприятия музыки в музыкально-образовательном процессе играет слово учителя. Удачно найденное, оно способно создать нужную установку, пробудить чувства и настроить личностную мотивацию к восприятию-познанию [28].

Музыка и музыкальное восприятие направлено на постижение культурно-музыкального феномена, каким, по мнению А.В. Тороповой, является музыкальный образ, несущий глубинный смысл и культурный знак, обладающий общекультурным значением и индивидуальной значимостью для каждого слушающего музыку [28].  Таким образом, анализируя материал данного параграфа, мы можем констатировать, что музыка является художественной формой познания человека.

 Далее мы обратимся к музыке, которая близка к тому, что хочется назвать совершенством. В.Г. Ражников пишет о том, что художник умеет пространство, то есть видимую им внутренним взором картину, перевести в разворачиваемое музыкальное время.

Гениальный Моцарт! В одном из своих писем отцу, В.А. Моцарт написал, как он увидел свою симфонию «Юпитер» целиком. Моцарт был гением ясности, он весьма подробно разглядел этот образ и осталось только сесть и записать… [19]. По нашему мнению,  в музыкальном наследии  В.А. Моцарта, которое по праву можно назвать культурно-музыкальным феноменом, закодирован глубинный смысл, обладающий общекультурным значением и личностной значимостью для каждого слушателя.

Национальная гордость Австрии, величайшая загадка Творца, символ Гения Вольфганг Амадей Моцарт. Его жизнь и смерть оставили больше вопросов, чем ответов. Его история обросла легендами и мифами. О нем написаны сотни книг. Но вряд ли мы когда-нибудь приблизимся к разгадке этого феномена. Тайн у гениального композитора действительно много и одна из них - это так называемый «Эффект Моцарта». Учёные ломают голову, стараясь найти ответ на вопрос, почему именно музыка гения так благотворно влияет за здоровье человека? Почему, слушая его произведения, мы успокаиваемся и начинаем лучше мыслить? Почем больным, страдающим тяжёлыми заболеваниями, от музыки Моцарта становится легче? Возможно именно поэтому австрийский музыкант, по праву считающийся музыкантом-виртуозом, оказал широчайшее влияние на мировую музыкальную культуру во всём мире [30].

1.2. «Эффект Моцарта» как музыкальный феномен

Музыка является неотъемлемой частью нашей жизни. Мелодии и звуки сопровождают человека с момента рождения до самой смерти, вызывают положительные или отрицательные эмоции, влияют на деятельность нашего мозга. На сегодняшний день теория благотворного влияния музыки и звуковых волн на организм человека, его эмоциональное и психическое состояние набирает все большую популярность. Из всех изучаемых учеными произведений, только музыка Вольфганга Амадея Моцарта действовала на нейроны практически всей коры головного мозга. Благодаря научным изысканиям 90-х годов 20 века доказано: музыка Моцарта повышает интеллект и повышает активность мозга. В результате многочисленных исследований был открыт музыкальный феномен психофизиологического воздействия музыки Моцарта на организм человека, который назвали «эффектом Моцарта» [18].

Одним из первых врачей, которые использовали «Эффект Моцарта», был знаменитый врач-отоларинголог Альфред Томатис (г. Париж, Франция). Одним из его пациентов был юный Жерар Депардье будущий прославленный французский киноактер. В ту пору в середине 60-х годов 20 века молодой и пока никому не известный артист приехал покорять Париж, и у него были бы для этого все шансы, если бы не серьезные проблемы с его речью, а именно сильнейшее заикание, а также с памятью. А. Томатис в ходе первого же медицинского осмотра Жерара определил, что у него серьезные проблемы с правым ухом, и посоветовал ему в ближайшие месяцы ежедневно по 2 часа в день слушать музыку Моцарта. Результат этих самостоятельных сеансов музыкотерапии был просто потрясающим! Жерар Депардье полностью и навсегда избавился и от дефектов правого уха, и, от заикания, и от проблем с памятью, что позволило ему стать в будущем великим киноактером мирового уровня [29].

В 1995 г. психолог Френсис Раушер (США) провела опыты с крысами, а эти животные, как считается, не обладают эмоциональной реакцией на музыку. Группа из 30 крыс была помещена в комнату, где в течение 2 месяцев по 12 часов в день звучало одно и то же произведение соната до-мажор Моцарта. Оказалось, что после этого крысы пробегали лабиринт в среднем на 27 % быстрее и с меньшим на 37 % количеством ошибок, чем другие 80 крыс, развивавшиеся эти 2 месяца среди случайного (естественного) шума или в тишине. Эксперимент подтверждает тот факт, что универсальный “механизм» воздействия музыки на живые организмы (в т.ч. и на человека) имеет нейробиологическую, а не эмоциональную природу [15].

Однако феномен «Эффект Моцарта» привлек общественное внимание благодаря исследованиям в Калифорнийском университете в начале 1990-х годов.  Были отобраны 3 контрольные группы: 1 сидели в полной тишине; 2 слушали аудиокнигу; 3 слушали сонату Моцарта.
Все студенты проходили тест До и После эксперимента. В результате студенты улучшили свои итоги: 1
на 14%; 2 на 11%; 3 на 62% [16].

Также европейские ученые доказали, что под действием музыки В.А. Моцарта умственные способности повышаются, не зависимо от того, нравится она или нет. Даже после 5 минут слушания у людей заметно увеличивается концентрация и сосредоточенность. Особенно сильно воздействует эта музыка на детей. Дети развивают свой интеллект значительно быстрее. В США вели наблюдение за детьми в течение 5 лет. У тех детей, которые посещали уроки музыки 2 года подряд, наблюдалось значительное развитие пространственного мышления. У взрослых же эффект воздействия имеет значительную инерцию. У одних активность мозга пропадала с последними звуками. У других эффект сохранялся дольше, но потом мозг опять возвращался в исходное состояние. Отсюда вывод на детей музыка Моцарта воздействует намного больше, чем на взрослых. «Музыка Моцарта способна «разогревать мозги», — предположил Гордон Шоу, физик-теоретик и один из исследователей, после того как были объявлены результаты. Мы предполагаем, что сложная музыка возбуждает столь же сложные нервные модели, которые связаны с высшими формами умственной деятельности, такими как математика и шахматы. И наоборот, простая и монотонная навязчивая музыка может дать противоположный эффект» [16].

Исследователи в Ирвине сумели увидеть эту неразрывную связь между столь ранним созреванием Моцарта и мощью его музыки. Он начал сочинять музыку в раннем детстве, и она более близка к «естественному репертуару пространственно-временных фигур раннего головного мозга» . Как показали многочисленные эксперименты, улучшения в работе головного мозга под воздействием музыки Моцарта, впрочем, как и любой другой, у взрослых людей, как правило, носят временный характер, поскольку в головном мозге взрослого человека нейронные связи то есть синапсы уже сформировались. На этом основании некоторые исследователи высказывают предположение, что, возможно, у детей, с их только формирующимися нейронными связями, прослушивание музыки Моцарта может вызвать не только кратковременное, но и длительное, устойчивое улучшение мыслительной деятельности [15].

Так же ученые пишут о том, что выполнение упражнений под музыку повышает наше самочувствие и тонус. Это же верно и в отношении учебы. Как показали исследования «эффекта Моцарта» в городе Ирвин, определенная музыка может повысить деятельность мозга в восприятии окружающего мира, формировании образов и распознавании различий между объектами. Другими словами, музыка может влиять на то, как мы воспринимаем окружающее пространство. Прослушивание легкой музыки, например, Моцарта или Вивальди, в виде фона помогает некоторым ученикам концентрироваться в течение большого периода времени. Других она может отвлечь. Если слушать музыку в стиле барокко во время учебы, можно улучшить память, запоминание новых и иностранных слов, а также стихов [16].

Татьяна Николаевна Микушина, широко известный общественный деятель и философ, пишет: «Феномен музыки Моцарта объясняют тем, что вибрации его произведений совпадают с вибрациями здоровых нейронов клеток. Так, в Голландии увеличивают надои молока, используя музыку Моцарта. Тесто поднимается  в несколько раз быстрее и становится лучше, пышнее и вкуснее от музыки этого выдающего композитора. Используя музыку Моцарта при подготовки к экзаменам, студенты быстрее и успешнее усваивают и запоминают учебный материал и проходят тесты. Музыка Моцарта способствует лечению болезней Паркинсона и Альцгеймера» [2, с.82].

Ученые и исследователи утверждают, что мозг и центральная нервная система работают на частотах со сменой ритма раз в 20-30 секунд. После того, как были изучены частотные характеристики музыкальных сочинений 60 разных авторов, выяснилось, что Моцарту, как никому другому, удалось «уловить» соответствующие колебания и отразить частоты в своих произведениях. Целебное влияние усиливается высокочастотными звуками, которыми наполнены сочинения Моцарта. Также известно, что Правительство Канады использует произведения великого композитора для профилактики аварий на дорогах: увертюры Моцарта звучат на городских площадях [15].

Д. Хьюджес провел уникальный эксперимент над 36 пациентами с тяжелой формой эпилепсии, которые страдали от почти постоянных припадков. В процессе наблюдения за больными ученый включал музыку Моцарта и сравнивал энцефалограмму мозга до и во время воздействия музыки. У 29 больных из этой группы волны мозговой активности, возникавшие во время приступа эпилепсии, становились слабее и реже вскоре после включения музыки (эти результаты объективны). Т.е. в 29 случаях из 36 это реально помогло (припадки стали случаться все реже и протекали все спокойнее). Изобилие именно высоких частот в музыкальных произведениях Моцарта несет в себе мощнейший энергетический заряд не только для головного мозга, но и для всего организма в целом.

В клиниках Швеции роженицам дают слушать музыку Моцарта, т.к. шведские ученые и медики убеждены, что именно она помогла им резко снизить в своей стране раннюю детскую смертность. У нас же, в России, на улицах вы не услышите классическую музыку. Да у нас даже трудно найти радиостанцию с нормальной музыкой. Но что вам мешает делать себе хотя бы непродолжительные сеансы музыкотерапии из удивительной музыки Моцарта [16].

Вот теперь можно сказать, что после всего вышесказанного, музыка Вольфганга Амадея Моцарта оказывает на людей самое сильное оздоровительное воздействие. Более того, музыкальные произведения этого композитора способны творить невероятные вещи, исцеляя людей от огромного количества болезней, а так же они всесторонне развивают человека. Это доказывают многочисленные независимые исследования учёных, медиков и психологов всего мира. «Эффект Моцарта» ещё не до конца изученный феномен, однако уже сейчас можно утверждать, что это наследие, оставленное нам В.А. Моцартом, должно быть неотъемлемой частью жизни обычного человека.

1.3. Творческий облик В.А. Моцарта

В историю музыкальной культуры В.А. Моцарт вошёл как блистательный композитор симфонической музыки, создатель жанра классического концерта, автор «Реквиема» и двадцати опер, среди которых  особую известность получили «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан» и «Волшебная флейта».

Вольфганг Амадей Моцарт родился в Австрии в городе Зальцбурге. Обладая феноменальным музыкальным слухом и памятью, он уже в раннем детстве научился играть на клавесине, а в пять лет написал первые сочинения. Моцарт виртуозно владел не только клавесином, но также органом и скрипкой; славился как блестящий импровизатор. С шести лет он гастролировал по странам Европы. В одиннадцать создал первую оперу «Аполлон и Гиацинт», а в четырнадцать уже дирижировал в театре Милана на премьере собственной оперы «Митридат, царь Понтийский». Из выдающихся композиторов прошлого он стал первым, кто выбрал жизнь свободного художника. [30].

Известно, что особое внимание Моцарт уделял опере. Его произведения целая эпоха в развитии этого вида музыкального искусства. Опера привлекала композитора возможностью показать взаимоотношения людей, их чувства и стремления. Творчество Моцарта, также занимает особое место в венской классической школе. В его произведениях классицистическая строгость и ясность форм соединились с глубокой эмоциональностью. Музыка композитора близка к тем направлениям в культуре второй половины XVIII в., которые были обращены к чувствам человека. Именно Моцарт впервые показал противоречивость внутреннего мира личности [15].Гармонически ясное и яркое по выразительности искусство Моцарта, представителя венской классической школы, родственно просветительскому классицизму с его культом разума, идеалом благородной простоты и оптимизмом и в то же время сентиментализму с его культом сердца и утверждением прав личности, в частности его радикальному крылу - течению «Бури и натиска».  В сочетании страстного лиризма, сердечности, силы выражения с высокой организованностью и волевой собранностью, заключается своеобразие искусства Моцарта. Преодолевая традиции аристократической культуры, но сохраняя жизненные элементы галантного стиля, переосмысливая и подчиняя их более глубокой эстетической концепции, Моцарт утверждал новый прогрессивный путь развития музыки. Индивидуализация образов, наполненность экспрессией, стремительность развития, насыщение драматизмом - всё это обогатило мелодические, гармонические, полифонические средства, усилило внутреннюю динамику и контрастность композиционных форм, обусловило новые принципы использования инструментов и голосов в оркестре и вокальном ансамбле. Многогранная музыка Моцарта нередко с потрясающей силой передаёт скорбно-лирические («вертеровские») или мрачные трагические настроения, однако в ней преобладают светлые тона. Красота музыки Моцарта, изящной и совершенной по форме, отражает полноту ощущения жизни, воплощает мечту в счастье [17].

Писатель и музыкант М.С. Казиник пишет о том, что никто, как Моцарт, так не чувствовал невероятной незащищенности своего физического тела. Никто, как Моцарт, так не ощущал присутствия Смерти в каждом дне. Автор обращает внимание на эту шокирующая строчка из письма В.А.Моцарта к отцу Леопольду: «Папа, Вы себе даже не представляете, какой это ужас каждый вечер ложиться в постель, не зная, проснусь ли я утром» - Моцарт был невероятно болезненный, и любая простуда могла свести его в могилу. Из-за слабой иммунной системы, В.А.Моцарта много раз буквально вытаскивали с того света. Когда он, восьмилетний ребёнок, создавал свою первую симфонию, - страх смерти у него полностью сформировался. Этот страх преследовал Моцарта всю его короткую жизнь. Более того, страх смерти основная движущая сила моцартовского творчества. У Моцарта очень мало музыки, где, так или иначе, не появляется образ Смерти. Почти в каждом его произведении Смерть это всего несколько тактов, несколько звуков, несколько движений, несколько секунд. А затем Моцарт использует все свои силы, чтобы избежать Смерти, чтобы отшутиться, отвлечься, облегченно вздохнуть  [1].

Известно, что в детстве Моцарт перенес несколько тяжелых заболеваний: сначала он едва не умер от брюшного тифа, а затем на 9 дней ослеп от оспы [30]. Всё же, несмотря на это,  Моцарт написал больше музыки в своей короткой карьере, чем многие другие композиторы, которые прожили намного дольше.

Однажды познакомившись с этой Великой Судьбой, забыть о ней уже невозможно. Это то, что помогает возвыситься душе, отступить от обыденного и настроиться на созерцание вечности… Моцарт это величайший дар Создателя человечеству. Подчёркивая значение его творческого наследия, хочется обратиться к словам А.С. Пушкина: «Ты, Моцарт, Бог, и сам того не знаешь…» [27].

Жизнь гениального австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта удивительна и необычна. Его яркий, щедрый талант, постоянное творческое горение дали совершенно поразительные, единственные в своем роде результаты. Моцарт прожил всего 36 лет, но, несмотря на непрерывную концертную деятельность, начавшуюся с шестилетнего возраста, он создал за это время много произведений. В области сонатно-симфонической музыки, В.А. Моцарт, опираясь на достижения Й. Гайдна, по мнению ученых музыковедов, историков музыки, внес много нового и оригинального. Точно так же и в других жанрах Моцарт сказал свое слово, слово музыкального гения. Поразительный талант Моцарта, его ранняя смерть привлекли внимание не только современников композитора. Великий А.С. Пушкин написал маленькую трагедию "Моцарт и Сальери", а композитор Римский-Корсаков по этой трагедии создал оперу. И в современном мире, в наши дни музыка В.А.Моцарта звучит в концертах, оперных театрах, по радио. Произведения Моцарта обязательны в программах музыкальных училищ, консерваторий, всесоюзных и международных конкурсов. О Моцарте пишут книги, статьи (Д.Вейс «Возвышенное и земное», В.Козарев «Реквием Моцарта», Е.Медников «Моцарт» и др.), стараясь раскрыть глубину и красоту его музыки, рассказать о его необычайном даровании, о его яркой, интересной и в то же время полной труда и огорчений жизни [17].

Писатели, поэты, художники понимали музыку В.А. Моцарта, знали ее, изучали, понимали его гениальность, ощущали уникальность воздействия, например стихотворения Марка Самаева и Николая Огорева с одинаковым названием «Моцарт», также «Песенка о Моцарте» Булата Окуджавы, «Дуэт для скрипки и альта» Давида Самойлова и «Моцарт вырос ...» Калерии Соколовой. Многие художники писали картины про Моцарта, среди них Пиетро Фабрис, Густав Адольф Клосс, Рудольф Альфред Хогер, Паул Алаис. Писали о нем и книги (Дэвид Вейс. «Возвышенное и земное» и «Убийство Моцарта»; «Смерть Моцарта». Главы из книги Пьеро Бускароли; В. Козырев. «Реквием Моцарта» Е.Медников. «Моцарт»; Майя Шварцман. «Выбор и риск Леопольда Моцарта»), снимали фильмы («Амадей» Режиссёр Милош Форман, «Маленькие трагедии» Швейцера).

С одной стороны все эти примеры из мира искусства свидетельствуют о некой неразделимой связи звуков, интонаций, форм познания, ощущаемой при восприятии музыки Моцарта (синтез искусств). С другой стороны, они свидетельствуют о необходимости формирования ценностного отношения к творчеству Моцарта.

Научиться слушать и слышать музыку Моцарта важная задача для учителя музыки. Важную роль играет учитель в организации процесса восприятия его музыки. Через синтез искусств, он способен создать нужную установку, пробудить чувства, настроить личностную мотивацию к восприятию-познанию и в конечном итоге сформировать ценностное отношение к творчеству Моцарта [15].

Выводы по 1 главе:

В 1 параграфе мы выясняли, что музыка, по мнению профессора и заведующей кафедрой междисциплинарных специализаций музыковедов В.Н. Холоповой – это предельное проявление духа,  орган, более тонкий, чем речь и мысли, что она сама предмет, оттого она живет и парит в своей собственной чудесной сфере. Музыка и музыкальное восприятие направлено на постижение человеком самого себя и поэтому представляет собой культурно-музыкальный  феномен, где музыкальный образ, несущий глубинный смысл и культурный знак, обладает общекультурным значением и индивидуальной значимостью для каждого слушающего музыку.

Одно из составных наследия В.А. Моцарта, это удивительное влияние его музыки на человека. Именно это влияние мы и изучали в 2 параграфе. Музыка является неотъемлемой частью нашей жизни. В наши дни теория благотворного влияния музыки и звуковых волн на организм человека, набирает все большую популярность. Из всех изучаемых учеными произведений, только музыка Вольфганга Амадея Моцарта действовала на нейроны практически всей коры головного мозга. Благодаря научным изысканиям 90-х годов 20 века доказано, что музыка Моцарта повышает интеллект и повышает активность мозга. В результате исследований был открыт музыкальный феномен психофизиологического воздействия музыки Моцарта на организм человека, который назвали «эффектом Моцарта». «Эффект Моцарта» ещё не до конца изученный феномен, но мы убеждены, что это наследие, оставленное нам В.А. Моцартом, не должно остаться забытым для человека.

Поэтому во 3 параграфе мы рассмотрели жизнь и творчество В.А. Моцарта как одну из высочайших вершин мировой музыкальной культуры. Наследие, оставленное В.А. Моцартом, поражает многогранностью и богатством. В музыке этого гениального композитора преобладают жизнерадостные тона, ясная неомраченная лирика, но вместе с тем его произведения содержат  немного душевного смятения и драматизма. Во многих различных жанрах В.А. Моцарт проявил себя как смелый реформатор, обогативший их содержание, обновивший выразительные средства искусства. Классическая стройность, ясность выражения, благородная красота в сочетании с глубиной содержания определяют непреходящую идейно-художественную ценность его музыки.

2 ГЛАВА. ЛИТЕРАТУРНО МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТВОРЧЕСТВУ В.А. МОЦАРТА

2.1. Синтез искусств: общая характеристика, сущность

Синтез — процесс соединения или объединения ранее разрозненных вещей или понятий в целое или набор. Синтез есть способ собрать целое из функциональных частей как антипод анализа способа разобрать целое на функциональные части [6]. В синтезе искусств более глубоко и полно могут раскрыться такие понятия как «красота», «сострадание», «сочувствие».  В свою очередь введенный в учебный процесс синтез искусств (так называемое интеграция внутри и межпредметная) способен обогатить школьников знаниями, повысить уровень их культурного образования. Межпредметная интеграция может более ярко проявиться именно в гуманитарной области предметов: литература, изобразительное искусство, музыка, мировая художественная культура. Сами предметы близки, они несут в себе багаж культурных ценностей, затрагивают те же темы, создают образы. Искусство как никакая другая область деятельности человека способно воздействовать на душу. Каждое из направлений искусства имеет свои выразительные средства, они по-своему отражают картину миропонимания, своими средствами передают информацию о людях, событиях, природе, мире[30].

«Все три искусства являются гранями единого процесса приобщения ученика к миру искусства, к целостной сфере художественного освоения человеческого мира», - говорит известный педагог М. Каган [23].

Особая роль принадлежит литературе. Общеизвестно, что литература - основа других искусств, в том числе музыки. Б.Л. Яворский сказал: «Литературе искусству слова подвластно все. Каждое из произведений синтетических искусств имеет литературную ocнoвy. Постижение образного мира и эстетических законов литературы становится «ключом» к пониманию других видов искусств». Сам Б.Л. Яворский в своей практике исходил из понимания целостности восприятия ребенком окружающих его явлений жизни, искусства. Он начинал работу с юными музыкантами с накопления образно-речевых впечатлений. Музыкальный образ он связывал с литературным, поэтическим, рассказывал ученикам сказки, истории, читал воспоминания, письма, относящиеся к определенной эпохе или обстановке, в которой создавалось произведение. Часто стихи служили толчком для сочинения собственных несложных стихов и мелодий. По мере накопления образно-речевых впечатлений, развития литературного мышления учащиеся должны были сами уметь рассказать о музыкальном произведении, его образной структуре, уметь раскрыть содержание и средства музыкальной выразительности.

Многое в теории и практике художественного воспитания нашего времени опирается на идеи, выдвинутые еще в 20-е годы Б.Л.Яворским, Б.В.Асафьевым, М.Л.Рыбниковой, B.B.Голубковым. Их взгляды на обучение как литературе, так и музыке были широкими: пересматривалось отношение к абстрактному усвоению правил в стороне его отрицания, как средства, способного скорее оттолкнуть ученика от искусства, чем привлечь к нему; ведущее место заняло положение о том, что основа основ - научить ребенка любитъ искусство. Последнее должно достигаться через воспитание потребности общаться с литературой и музыкой, воспринимать их и оценивать.[11;18]. В связи с этим особый интерес представляли возможности музыкального искусства, а в данном случае, синтеза музыкального искусства и поэзии, где тесно переплетается мелодика стиха с мелодией музыки.

Музыка и живопись, поэзия и проза все эти виды искусства связаны между собой, так как любой вид искусства черпает свое содержание из жизни. Музыка рассказывает о жизни в звуках, живопись в красках, проза и поэзия в слове [24].

Современная жизнь диктует приоритет новых педагогических технологий, которые, безусловно, могут обеспечить детям качественные глубокие знания, создать интеллектуальную базу для последующего обучения. Уместно вспомнить неограниченные возможности ИКТ технологий, интернета и в целом всех электронных ресурсов. Безусловно, это вносит разнообразие в урок, делает его зрелищным, увлекательным, ярким. При этом остается главная задача привлечение синтеза искусств -  это развитие внутренней культуры, гармонии, художественного вкуса и кругозора в целом [25].  Даже неумелые попытки связать произведения различных видов искусства эффективны. Деятельность детей при этом становиться более эмоционально прочувствованной и осмысленной [9].

Основываясь на труды отечественных искусствоведов и методистов, а также современных педагогов практиков (Б.Л. Яворский, В.Н. Шацкая, Б.В. Асафьев, Н.Л. Гродзенская, Б.В. Теплов) можно сделать важные  выводы: в современной педагогике не утратил свои целесообразность и значимость синтез искусств в преподавании художественных дисциплин. Безусловно, это относится к уроку музыки. В рамках нашего исследования, мы обращаемся к синтезу литературы и музыки для создания литературно-музыкальных композиций по творчеству В.А. Моцарта.

2.2. Характеристика компонентов, составляющих литературно- музыкальную композицию

Литература и музыка несомненно родственны. В далеком прошлом литература и музыка составляли единое целое. С развитием культуры произошел процесс расчленения. Но связь между литературой и музыкой осталась неразрывной. Взаимосвязь литературы и музыки мы наблюдаем во многих литературных произведениях, в основе которых лежит музыкальная тематика: «Квартет» И. А. Крылова, «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина, «Певцы» И. С. Тургенева, «Музыкант» Т. Г. Шевченко, «Слепой музыкант» В. Короленко, «Как сложили песню» А. М. Горького, «Марсельеза» Л. Андреева, «На репетиции VII симфонии Шостаковича» А. Н. Толстого и др. Многие произведения литературы положены на музыку [3]. Художественное слово несет определенный опыт познания жизни и искусства как способа отражения жизни. Музыка же, как предельно аффективный язык. углубляет содержание словесного образа, способствуя большей выразительности.

Прежде чем раскрыть роль, значение и возможности литературно-музыкальной композиции, необходимо рассмотреть основные её составляющие.

Итак, композиция. Если обратиться к словарю Эстетики, то композиция (лат. Compositio-соединение) - значимое соотношение частей художественного произведения. Понятие композиция актуально для всех видов искусства. Первоначально оно разрабатывалось на материале литературного текста. Виды композиции разнообразны и охватывают все формы организации художественного произведения. Многие приёмы композиции, разработанные в литературоведении, имеют общеэстетическое значение и используются в других видах искусства с учётом специфики их художественного языка. Композиция- закон построения различных уровней, слоёв художественного произведения. Она позволяет воспринимающему субъекту идти от части к целому, от одного слоя художественной формы к другой, от первичных значений и смыслов к обобщённому содержанию произведения и обратно.

Как уже было сказано, в литературно- музыкальной композиции объединяются два вида искусства: литература и музыка.

Литература. Художественная литература (от лат. Littera-буква)вид искусства, в котором материальным носителем образности является речь (словесными высказываниями).

Можно выделить две основные формы бытования художественной литературы: в виде чтения, так такового, и в составе восприятия художественно-эстетических произведений, где имеет место творческая интерпретация созданного писателями и поэтами художественного текста (инсценировки литературных произведений в театре, кино и на телевидении, оперные, балетные и пантомимические спектакли и фильмы, вокальная музыка, иллюстрированные книги как соединение художественной литературы с графикой [10].

И проза, и поэзия может звучать музыкально. У них есть ритм, внутренняя мелодия, сохраняется тембровая полифония. По силе и выразительности музыка в прозе отличается от музыки в стихах, так как в прозе отсутствует метр. Поэтому услышать музыку в прозе не так легко, тем более там, где она проходит подспудно, где музыкальные впечатления вызываются исключительно средствами слова и без музыкальной терминологии. В прозаических произведениях, в которых образы или картины наполнены звуковыми ассоциациями, словами, относящимися непосредственно к музыке как самостоятельному виду искусства, музыка прослушивается лучше. Так, ряд литературных жанров имеет прямые аналоги в музыкальном искусстве. Прежде всего, это произведения устного русского народного творчества. Важнейшим принципом педагогики всегда было обращение к народной мудрости, выраженной одновременно в творчестве музыкальном и поэтическом: в хороводах, закличках, словесных играх, загадках и поговорках, частушках и прибаутках. Существуют песни, создавая которые авторы придерживались условий, необходимых для восприятия подобных сочинений младшими школьниками; яркой образности, конкретики, жизненной узнаваемости, небольшой продолжительности.

Музыка (греч. Musike- искусство музыки) вид искусства, в котором художественные образы формируются с помощью звуков и который характеризуется особо активным и непосредственным воздействием на внутренний мир человека. К средствам выразительности в музыке принадлежат и такие стороны и компоненты музыкальной формы, как мелодия, фактура, полифония, гармония, ритм, композиция и др.

Выделяются виды музыки (симфоническая, оперная, камерная и др.) и её жанры (песня, танец, соната, сюита, симфония, лирико-бытовая, героическая, комическая, опера и др.). При всей своей обобщённости художественные образы в музыке обладают большой эмоциональной силой, способностью воплотить мироощущение человека в его полноте и многосторонности.

Музыка накопила немалый арсенал сочинений, понимание которых не только вполне доступно для младшеклассников, но и полезно в плане комплексного преподнесения: сочетаясь с произведениями других видов искусств, музыка улучшает понимание художественного образа, эмоционально обогащая его восприятие, способствует лучшей запоминаемости конкретного материала, возбуждая интерес к нему [14].

Как выяснено в 1-м параграфе, всё более общепринятым становится представление, что только взаимодействие двух искусств (в нашем случае, это литература и музыка), способно обеспечить полноценное восприятие мира человеком. Искусство исходит из эмоционального восприятия внешнего мира. Рациональное, логическое мышление играет в искусстве не главную роль. Если в учебном процессе музыканты и литераторы используют музыкальные формы изолированно, литературно- музыкальная композиция естественным образом объединяет в интеграцию. С современных научных позиций синтез «двух искусств» будет способствовать интеграции в единое концептуальное целое разнообразных составляющих «феномена человека», естественнонаучной и художественно-гуманитарной разновидностей единого мышления [31].

Со временем искусство слова и музыка обособились друг от друга, но общие черты, сближающие два вида искусства, сохранились:

1. Общественный характер. Понимание произведения как некоего общения автора, воплощающего человеческие чаяния и помыслы, с людьми.

2. Историческое осмысление действительности и опосредованное отражение ее в художественном образе, представляющем единство обобщенного и конкретного, объективного и субъективного, типичного и характерного.

3. Развернутость во времени.

4. Эстетическое отношение к жизни.

5. Интонационная природа. Если бы было возможно, идеально в фонографе запечатлев человеческую речь, в записи уничтожить согласность и гласность, оставив лишь одно звучание, то в таком фонографе оказалась бы запись одних интонаций, лишь мелодия человеческой речи - музыкальное произведение [21].

6. Общность жанров - песня («Песня о Буревестнике» М.Горького и «Песни без слов» Ф.Мендельсона-Бартольди), поэма (поэма З.Фибиха и «Медный всадник» А.С.Пушкина), баллада (баллады Ф.Шопена и баллады В.А.Жуковского), сказка (фортепианные «Сказки» Н.К.Метнера, оркестровая «Сказка» Н.А.Римского-Корсакова).

7. Слуховое восприятие. Слово «литература» в буквальном смысле означает произведения письменности (лат.- написанное), но читая текст, человек слышит его внутренним слухом аналогично музыканту, слышащему нотный текст.

8. Параллельность эмоционального воздействия текста (музыкального и литературного) и мыслительной переработки воспринимаемого.

9. Общность форм. В отличие от строгих музыкальных форм (одночастная, двухчастная), которые подчас заимствует литература, музыка от литературы перенимает свободу развертывания (принцип сквозного развития), стремление к конкретности (программная музыка). Многие народные сказки включают в себя пение персонажей (например, русские народные сказки «Колобок», «Кот, петух да лиса» и др.), игру героев на разных музыкальных инструментах; дудочке, скрипке, гуслях.

Таким образом, связь музыки и литературы, существовавшая первоначально, обусловила постоянство устремленности двух искусств друг к другу после их разделения.

Важной позицией, обуславливающей синтез литературы и музыки в учебном процессе, является естественность. Если в учебном процессе музыканты и литераторы работают изолированно, литературно- музыкальная композиция естественным образом объединяет учебное содержание данных предметов в интеграцию. Основная установка в сопряжении музыкального и литературного материала - принцип общности эмоциональной палитры. При этом в условиях синтеза каждое искусство предполагает собственный механизм воздействия [7].

В нашем исследовании синтез литературы и музыки имеет четкую направленность на создание у школьников целостного и ценностного отношения к творчеству В.А. Моцарта.

2.3. О структуре и содержании альбома литературно-музыкальных композиций

Мы предполагаем создать альбом из литературно-музыкальных композиций. В нем будут творческие композиции и для младших классов, и для средних классов. Все будут посвящены Моцарту.

Жизнь В.А. Моцарта, о которой подробно рассказали в 3 параграфе 1 главы, была короткой, всего 35 лет. Но, несмотря на это, его жизнь была яркой, интересной на события и разнообразной. А самое главное, что В.А. Моцарт смог создать огромное культурное наследие после себя. И он создал намного больше, если бы у него было время. Как было подробно сказано в главе 1, Вольфганг Амадей Моцарт Национальная гордость Австрии, величайшая загадка Творца, символ Гения. Его жизнь и смерть оставили больше вопросов, чем ответов. Его история обросла легендами и мифами. О нем написаны сотни книг. В историю музыкальной культуры В.А. Моцарт вошёл как блистательный композитор симфонической музыки, создатель жанра классического концерта, автор «Реквиема» и двадцати опер, среди которых  особую известность получили «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан» и «Волшебная флейта». Вольфганг Амадей Моцарт родился в Австрии в городе Зальцбурге. Обладая феноменальным музыкальным слухом и памятью, он уже в раннем детстве научился играть на клавесине, написал первые сочинения, виртуозно владел не только клавесином, но также органом и скрипкой; славился как блестящий импровизатор. С ранних лет он гастролировал по странам Европы, создал первую оперу «Аполлон и Гиацинт», а в четырнадцать уже дирижировал в театре Милана на премьере собственной оперы «Митридат, царь Понтийский». Из выдающихся композиторов прошлого он стал первым, кто выбрал жизнь свободного художника. [16]

Поэтому планируется цикл литературно музыкальных композиций, охватывающих жизнь и творчество В.А. Моцарта от раннего детства до последних лет жизни. «Детство В.А. Моцарта», «Юность В.А. Моцарта», «Путешествия юного В.А. Моцарта», «Тайна смерти В.А. Моцарта», «Загадочный черный посетитель», «Страх смерти основная движущая сила моцартовского творчества», «Гениальность в музыке В.А. Моцарта», «Невероятные трюки и умения В.А. Моцарта», «Моцарт и Сальери» и другие.

Дети в процессе создания и воплощения литератуно муз могут выполнять разные задания:

  • читать стихотворения в сопровождении музыкальных фрагментов;  
  • исполнять небольшие литературно- музыкальные композиции;
  • выполнять различные творческие задания;
  • танцевать миниатюры;
  • создать театральную постановку;
  • исполнять музыку;
  • создать декорации, элементы костюмов;
  • привлечь ИКТ (видео-фрагменты, фото-шоу, презентации и т. д.);

Увлекательно и целесообразно будет проходить чтение стихотворений о В.А. Моцарте под музыкальное сопровождение, если:

  • выразить средствами выразительного чтения  характер музыки, динамику;
  • раскрыть настроение, сюжет литературного и музыкального произведения;
  • показать контрастность образов (ритм, темп, штрих).

При сценическом воплощении композиций можно использовать другие интересные и целесообразные упражнения:

  • прослушав музыкальное произведение, сочинить историю.  
  • придумать названия песни или пьесы.

Мы предполагаем, что в результате школьники получат художественно эстетическое воспитание, расширят кругозор, разовьют восприятие и творческое воображение.

Мы разработали пробную литературно-музыкальную композицию под названием «Тайна запечного сверчка детской одноименной книги Г.М. Цыферова. Композиция представлена в приложении.

Выводы по 2 главе:

В 1 параграфе 2 главы мы рассмотрели синтез искусств. В синтезе искусств более глубоко и полно могут раскрыться такие эстетические понятия как «красота», «сострадание», «сочувствие». В свою очередь введенный в учебный процесс синтез искусств (так называемое интеграция внутри и межпредметная) способен обогатить школьников знаниями, повысить уровень их культурного образования. Основываясь на труды отечественных искусствоведов и методистов, а также современных педагогов практиков  можно сделать важные  выводы: в современной педагогике не утратил своей целесообразности и значимости синтез искусств в преподавании художественных дисциплин. Безусловно, это относится к уроку музыки. В рамках нашего исследования, мы обращаемся к синтезу литературы и музыки для создания литературно-музыкальных композиций по творчеству В.А. Моцарта.

Во 2 параграфе 2 главы мы подробно изучили характеристику основных компонентов литературно музыкальной композиции. Литература и музыка несомненно родственны. В далеком прошлом литература и музыка составляли единое целое. С развитием культуры произошел процесс расчленения. Но связь между литературой и музыкой осталась неразрывной. Если в учебном процессе музыканты и литераторы работают изолированно, литературно - музыкальная композиция естественным образом объединяет учебное содержание данных предметов в интеграцию. При этом в условиях синтеза каждое искусство предполагает собственный механизм воздействия. В нашем исследовании синтез литературы и музыки имеет четкую направленность на создание у школьников целостного и ценностного отношения к творчеству В.А. Моцарта.

В 3 параграфе 2 главы мы подробно раскрыли структуру и будущее содержание альбома литературно-музыкальных композиций. Также коснулись методических приемов и видов деятельности школьников в процессе создания и представления литературно-музыкальных композиций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обращение к данной теме обусловлено тем, что средства литературно-музыкальной композиции могут стать эффективным методом формирования ценностного отношения к творчеству В.А. Моцарта.

Как известно, музыкальное наследие В.А. Моцарта мы по праву можем назвать уникальным. Музыка В.А. Моцарта обладает, по В.Г.Ражникову «живым звуком» и служит инструментом выявления и укрепления специфически человечного способа взаимодействия с реальностью. Музыка по своей сущности является художественной формой познания человека, по нашему мнению, в музыке великого композитора заключен глубинный смысл познания силы и духа человека, а красота музыки Моцарта, изящная и совершенная по форме, отражает полноту ощущения жизни, воплощает мечту в счастье.

Мы раскрыли понятие  синтеза искусств и ознакомились с компонентами литературно-музыкальной композиции. Музыкально-литературная композиция охватывает все формы художественных произведений, имеет несколько видов и соответствует современным требованиям.

Мы предполагаем создать альбом из литературно-музыкальных композиций. В нем будут творческие композиции и для младших классов, и для средних классов. Все будут посвящены В.А.Моцарту. И в пример, предложили уже созданную пробную литературно-музыкальную композицию.

Цель исследования, на основе анализа психолого-педагогической, музыковедческой и методической литературы обосновать возможность формирования у школьников ценностного отношения к творчеству В.А. Моцарта через обращение к литературно-музыкальной композиции, достигнута. Задачи (раскрыть понятие музыки как художественная форма познания человека; изучить феномен «Эффект Моцарта»; рассмотреть творчество и жизнь В.А. Моцарта; раскрыть понятие синтез искусств и ознакомиться с компонентами литературно-музыкальной композиции; рассмотреть структуру и содержание альбома литературно-музыкальных композиций) выполнены. 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  • Абдуллин, Э.Б. Теория музыкального образования / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. – Москва: Издательский центр «Академия», 2004. – 336 с.
  • Аберт Г.  Иллюстрированные биографии Великих Музыкантов. Моцарт / Аберт Г. – Москва: Издательство «Урал Ltd», 2013 – 145 с.
  • Апресян, Г.З.  Вопросы, теории эстетического воспитания /Г.З.  Апресян –М.:МГУ,1970.-110с.
  • Вольфганг Амадей Моцарт: [Электронный ресурс] / URL: https://soundtimes.ru/muzykalnaya-shkatulka/velikie-kompozitory/volfgang-amadej-motsart  (Дата обращения: 27.03.2019)
  • Вольфганг Моцарт: [Электронный ресурс] / URL: https://24smi.org/celebrity/4026-volfgang-motsart.html (Дата обращения: 05.05.2019).  
  • Горькаева Ольга Ивановна Интеграция и синтез искусств на уроках музыки в современной школе: [Электронный ресурс] / URL: https://infourok.ru/integraciya-i-sintez-iskusstv-na-urokah-muziki-v-sovremennoy-shkole-439272.html (Дата обращения: 20.11.2019).
  • Дубровина, И.В. и др. Психология [Текст]: учебник для студ. сред. пед.   учеб.заведений. / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; под ред. И.В. Дубровиной. – Москва: Издательский центр «Академия», 1999. – 464 с.
  • Казиник, М.С. Погружение в музыку, или Тайны гениев-2 [Текст] / М.С. Козиник. – Москва: Издательство АСТ, 2018. – 304 с.
  • Колчеева, Н.М. , Колчеев, Ю.В.     Театрализованные игры в школе /Н.М. Колчеева, Ю.В. Колчеев, Ю.В. - Москва : Школьная   пресса,2003.-96с.
  • Кушаев,Н.А. журнал /Искусство и образование /Н.А. Кушаев.- Москва, №1(19) 02.
  • Кушаев,Н.А.  журнал /Искусство и образование / Н.А. Кушаев - Москва, № 3 (21) 02
  • Любодар ЭФФЕКТ МОЦАРТА — гармонизирующее действие музыки Моцарта на деятельность головного мозга, тело и энергетику человека: [Электронный ресурс] / URL: https://lubodar.info/effekt-motsarta/  (Дата обращения: 08.04.2019).
  • Микушина, Т.Н. СЕКРЕТЫ МУЗЫКИ: сб. статей [Текст] / Т.Н. Микушина, Е.Ю. Ильина. – Омск: Издательский Дом «СириуС», 2017. – 112 с.
  • Морозова, С.Н. Основные направления и приёмы развития детского творчества в педагогической деятельности / С.Н. Морозова-М.:1982.- 156с.
  • Музыка Моцарта оказывает на людей самое сильное оздоровительное воздействие: [Электронный ресурс] / URL: http://womenhour.ru/interesno/muzyka-motsarta/ (Дата обращения: 30.04.2019).  
  • Музыкальный мир Моцарта: [Электронный ресурс] / URL: https://www.sites.google.com/site/muz050116/uroki-mhk/11-klass/hudozestvennaa-kultura-17-18-vekov/muzykalnyj-mir-mocarta (Дата обращения: 30.04.2019).  
  • Петрушин, В.И. Психология художественного творчества: учеб. пособие для академического бакалавриата [Текст] / В.И. Петрушин. – Москва: Издательство Юрайт, 2017. – 232 с.
  • Пидкасистый ,П.И. Педагогика /П.И. Пидкасистый.- Москва: Российское  педагогическое агентство,1996.-604 с.
  • Ражников, В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике [Текст] / В.Г. Ражников. – Москва: Издательский дом «Классика – XXI», 2017. –    184 с.
  • Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества [Текст]. Сб. статей / Сост. и ред. А. Готсдинер. – Москва: Музыка, 1980. – 104 с.
  • Савенков, А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства    [Текст]/ А.И. Савенков. – Москва: Педагогическое общество России, 1999. –            220с.
  • Саркисян, К.Б. И слово в музыку вернись / К.Б. Саркисян. – Самара: Издательство СамГПУ, 2001. – 244 с.
  • Смелкова, З.С. Литература как вид искусства / З.С. Смелкова  –Москва:   1997.- 200с.
  • Смирнов, С.А. Педагогика [текст]/ С.А. Смирнов.- Москва: Академия,1998.- 512с.  
  • Сухомлинский, В.А.  Сердце отдаю детям [текст]/ В.А.Сухомлинский.- Калинград: Радяньская школа, 1974.-288с.
  • Тарасов, Г.С. О психологии искусства // Вопросы психологии. 1992. №1.
  • Терапия музыкой: касаясь струн души [Электронный ресурс] / URL:  https://naturopiya.com/art-terapiya/vidy-i-metody/muzykoterapiya-kasayas-strun-dushi.html  (Дата обращения: 08.04.2019)
  • Торопова, А.В. Музыкальная психология и психология музыкального образования: учебник для бакалавриата и магистратуры  / А.В. Торопова . – 4-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2017. – 245 с.
  • Холопова, В.Н. Музыка как вид искусства: Учебное пособие [Текст] / В.Н. Холопова. – Санкт-Петербург: Издательство «Лань», 2000. – 320 с.
  • Хотите быть счастливыми – пойте!: [Электронный ресурс] / URL: http://www.ug.ru/article/248 (Дата обращения: 05.05.2019).
  • Яворский ,Б. Избранные труды [текст] /Б.Яворский. –Москва: Советский         композитор,1987.- 368с.  

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Литературно — музыкальная композиция

«Тайна запечного сверчка».

Выходят два ребенка — рассказчика (звучит менуэт ми минор)

1 р: В те дни Зальцбург был столицей маленького церковного княжества. Этот город славился не церквами, не архиепископом и не высоким небом, в самой Австрии говорили о нем так: «Да разве это город? Это настоящая музыкальная шкатулка!».

2 р: И в самом деле, как ни сказочно это, но в славном Зальцбурге каждый второй житель плясал, каждый третий — пел и каждый четвертый — обязательно играл на музыкальном инструменте. Вот в один из таких танцующих дней и родился В.А.Моцарт. Ну, конечно, маленький Моцарт стал музыкантом.

*Дети отходят в сторону немного, выносят декорации (стул, печь), выходит мальчик, изображающий Моцарта, за печь сразу спрятался ребенок, изображающий сверчка*

1 р: В один вечерний час в доме Моцартов было тихо. Закутавшись в папин сюртук, Вольфганг дремал в кресле.

*Раздается громкий звук, как будто что-то упало. Мальчик-Моцарт подходит к декорации печи и оттуда выходит ребенок-сверчок.*

Сверчок: Добрый вечер, маленький сударь!

Моцарт (удивленно): Добрый вечер

2 р: Запеный сверчок поднял свою скрипку, вскинул смычок … и заиграл... *включается 3 часть сонаты для скрипки и фортепиано. *

Моцарт: Какая прелесть! Никто в Зальцбурге не играет так хорошо! Вот если бы мне стать таким музыкантом! Музыка остановилась

Сверчок: А что же Вам мешает, маленький сударь? - спросил сверчок. - По моему, у Вас есть и слух, и сердце.

Моцарт (немного с обидой): Но я еще маленький!

Сверчок: Стыдитесь, я меньше Вас! Мне всего годик, а Вам — четыре! И уж давно пора стать настоящим маэсстрино!

Моцарт: Вы правы... Но ноты. Ах, эти ноты! Я всегда их забываю!

 Сверчок: Затем-то я и пришёл! Сейчас я сыграю одну волшебную мелодию. Запомните её, и тогда вы будете помнить и все остальные! Слушайте!..  Включилась музыка. Прощайте, маэстрино. Надеюсь, со временем, когда вы станете знаменитым музыкантом, вы вспомните обо мне!

*Моцарт сел обратно в кресло, сверчок ушёл.*

1 р: Как известно, взрослый Моцарт потом не раз вспоминал с благодарностью своего Сверчка. Однако почтенные современники его решили не писать об этом. Да ведь и в самом деле, кто, кроме детей и чудаков, поверит в маленького запечного музыканта и его волшебную скрипку?!

2 р: Однажды в году, как раз в тот день и час, о котором писал Леопольд Моцарт, вспоминая первый менуэт, разученный сыном, в Австрии вновь звучит удивительная музыка. Это в честь маленького Моцарта играют зальцбургские сверчки, и, слушая их, танцует за окном вечерний снег…

*Все ушли. Декорации убрали. Выходят 2 ребенка, расказывающие стихотворения. *

1 р: Люблю я Моцарта; умел он забавляться,
Дурного скрипача и слушать и смеяться;
Он даже сочинил чудеснейший квартет,
Где все - фальшивый звук и ладу вовсе нет;
Над этим, как дитя, он хохотал безмерно,
Художник и мудрец! О, Моцарт беспримерный!
Скажи мне, где мне взять тот добродушный смех,
Который в хаосе встречает ряд утех,
Затем, что на сердце - дорогою привольной -
Так просто весело и внутренно не больно!

Николай Огарев

2 р: По кратким мостовым брусчатой Вены,
В зелёном узкоплечем сюртуке,
Бывало, брёл кузнечик вдохновенный
В мир этот залетевший налегке;

Давно забыты - шал упруго-краткий,
Парик и папка чёрная для нот
И лёгкие подвижные лопатки,
И вдруг, над явью воспарявший рот...

Бывало, воздух хлебен, жирен, мылен,
И как бульон, со стен стекает свет,
И разомлевший город обессилен
Очередным круговращеньем лет;

А он приходит со своим ознобом,
Неведомо куда его неся,
Местетской славой и безвестным гробом
Ещё немного - и дорога вся...

Двор так таинствен в рамке подворотни,
И кромка тротуара так пряма,
И всё доверчивей, бесповоротней
В мелодию слагаются дома.

Не осенило никого. Как смог он
За жизнь, промчавшуюся в полчаса,
Ему вослед не отворяли окон,
Хоть всем хотелось верить в чудеса...

И вот уже дыханье всё короче,
Ну, потерпи, - ты скоро догоришь,
Кто там с флейтой? Я - Царица Ночи,
Дай руку, и пойдём со мной, малыш!

Всё будет хорошо, мой Моцарт, скоро,
В том миг, когда придёшь в мою страну,
Там ждёт мой друг, кладбищенский ваш сторож,
А провожатых вьюгой отпугнул...

И он уплыл за старым катафалком,
И все их снег следы запорошил,
А солнце било из воловьих жил,
И рассыпало по земле фиалку...

Марк Самаев

*Эти дети уходят. Выходят другие дети - рассказчики,семья Моцартов и позже по тексту второстепенные персонажи.Выносят декорации в соответствие с текстом. Начинает играть менуэт фа мажор. *

1 р: Танцующий снег… Теперь он был не в маленьком Зальцбурге, а в большой прекрасной Вене, столице Австрии.

Ослепительно блистали старинные венские фонари, и в праздничном ореоле их блеска весело кружились робкие снежинки.

Впрочем, так было в конце путешествия. А в начале?

В самом начале Моцарты очень волновались. Правда, многие зальцбуржцы уже восторгались игрой мальчика. И всё-таки здесь, в Вене, всё внушало опасения. Было столько всяких «НО».

2 р: Но что скажет император?

Но что скажет императрица?

Но что скажут придворные?

И, главное, как отнесутся к Вольфгангу столичные музыканты?..

Однако все сомнения оказались напрасными! Маленький музыкант сразу покорил венскую публику! Вольфганг играл бесподобно. И, наверное, поэтому, когда кончилась музыка, так долго длилось молчание: эхо звуков умирало в каждом сердце, и каждый, прислушиваясь к себе, ловил их последнее дыхание…

Но вот зал ожил, затрепетал, словно огромная бабочка! Взлетели вверх кружевные манжеты! Все говорили, вздыхали и повторяли без конца: «Прелестно! Прелестно!»

1 р: А утром… Утром произошло ещё одно удивительное событие!

Едва маленький Моцарт проснулся, едва открыл глаза, как вдруг распахнулась дверь и на пороге появился чопорный императорский лакей.

Осыпав комнату блеском позументов, он склонился в торжественном поклоне:

Лакей: За вашу прелестную музыку Её Императорское Величество жалует вам шпагу и платье принца!

2 р: Ах, какое прекрасное пробуждение! Словно кружатся, сверкают бесчисленные зеркала, и в каждом— лиловый камзол, и в каждом — серебряная шпага!

Нет, маленький Моцарт не может, не смеет этому поверить!

Отец: Это всё правда, правда, Вольфганг! Исполнилась мечта наша! Сегодня ты уже не какой-то неизвестный музыкант! Отныне ты — маленький принц австрийской музыки! Поздравляю тебя, мой мальчик!

1 р: Ну, вот и всё…

В день отъезда Моцарта, будто празднуя его блистательный успех, ярко сияли старинные уличные фонари, а вокруг кружился и кружился пушистый радостный снег! Смеясь, Вольфганг ловил его шпагой. Снежинки падали и застывали на ней нежными прозрачными цветами…

* Рассказчики остаются, все уходят, выносят другие декорации. Далее по тексту выходят персонажи. *

1 р: Римский папа не признавал никого и ничего, кроме бога, себя и музыки. Да-да, музыки! Папа знал, как велика власть музыки над сердцами людей, и поэтому собирал и покупал самую прекрасную музыку. Раз или два в год эта прекрасная музыка торжественно звучала в папской церкви. И тогда, точно весенние ласточки, взлетали вверх голоса хора, а холодный храм будто теплел и наполнялся ласковым светом!

Потом праздник кончался, всё меркло. Драгоценные ноты прятали в бархатную темницу — золочёную папскую шкатулку. Там она и хранилась до следующего праздника среди запахов засохшей вербены и сладкого ладана.

2 р: День и ночь два дюжих гвардейца стояли на страже, оберегая прекрасную музыку. И если кто-нибудь случайно подходил к шкатулке близко, грозным предостережением стучали о каменный пол гвардейские алебарды: «Стоп! Стоп! Стоп!»… И по сей день в Италии всё оставалось бы по-прежнему, но один поистине волшебный случай нарушил заведённый папой порядок. И было это так.

1 р: Как раз в то время в Италии выступал маленький Моцарт. Однажды, гуляя по вечернему Риму, он забрёл в папскую церковь. Был праздник. Торжественная музыка сотрясала церковные своды, пел хор, верующие молились. Никто не заметил прихода юного Моцарта. *Включается хор колокольчиков из оперы «Волшебная флейта». Все герои смотрят на экран, где и показывается сам хор. * «А он пришёл, послушал музыку и ушёл, так никем и не замеченный.

2 р: На другой день в папском дворце начался неслыханный переполох. Все бегали, суетились, стукались лбами и ахали: «Музыка! Пропала музыка! Прекрасную музыку похитили!» Виновником переполоха был маленький Моцарт. Однако он и пальцем не тронул шкатулку с драгоценными нотами! Будучи в церкви, он просто запомнил эту музыку— всю, от начала до конца!Теперь её распевал весь Рим! Ах, как негодовал римский папа! Он даже велел арестовать уши Моцарта, дабы впредь они не смели слышать то, что им не положено!

1 р: Две холодные алебарды коснулись ушей мальчика! Две холодные алебарды теперь сопровождали его всегда и везде. А римляне? Сначала они удивились. А потом, расхохотались! «Арестованные уши!» — смеялся весь Рим, вся Италия!

В испуге зазвенели колокола папской церкви. И тогда папа насупил брови и задумался… Он думал день, думал два, а на третий решил: «Лучше быть добрым, чем смешным». И маленького Моцарта не только простили, но и наградили орденом «Золотой шпоры», которым награждали только самых знаменитых и самых старых композиторов! А Моцарту едва минуло… двенадцать лет! Радость Моцарта была огромной. Но гораздо больше его радовала благодарность людей. Он подарил им то, что они любили…

*Все уходят. Выходит ребенок и читает стихотворение. *
Моцарт на старенькой скрипке играет.
Моцарт играет, а скрипка поет.
Моцарт отечества не выбирает -
просто играет всю жизнь напролет.
Ах, ничего, что всегда, как известно,
наша судьба - то гульба, то пальба...
Не оставляйте стараний, маэстро,
не убирайте ладони со лба.

Где-нибудь на остановке конечной
скажем спасибо и этой судьбе,
но из грехов своей родины вечной
не сотворить бы кумира себе.
Ах, ничего, что всегда, как известно,
наша судьба - то гульба, то пальба...
Не расставайтесь с надеждой, маэстро,
не убирайте ладони со лба.

Коротки наши лета молодые:миг -
и развеются, как на кострах,
красный камзол, башмаки золотые,
белый парик, рукава в кружевах.
Ах, ничего, что всегда, как известно,
наша судьба - то гульба, то пальба...
Не обращайте вниманья, маэстро,
не убирайте ладони со лба.

Булат Окуджава

*Выходит один ребенок и рассказывает*  

Париж!.. Наверно, это самый удивительный, самый сказочный город на свете! Возьмите хотя бы названия парижских улиц! Как известно, парижане очень любят шутить. Когда Моцарт приехал в Париж, они его тоже восприняли как очаровательную шутку музыки. «Такой младенец и талантливее многих старых! Ну разве это не забавно?!» — смеялись парижане. И, желая угодить добрым французам, Моцарт писал им сонаты, менуэты и, надев серебряный паричок, играл и играл свои бесконечные концерты, и вскоре о нём заговорил весь Париж.

Много позже, вспоминая о Париже, о маленьком нищем на набережной Сены, Моцарт сочинил колыбельную песню — воплощение любви и нежности. В ней были радость и грусть, печаль и надежда: Все смотрят на экран, где идет видеоряд под колыбельную «Спи, моя радость, усни».

Выходят 2 ребенка — рассказчика (уже другие). Так же позже по тексту выходят герои. Начинает играть ария Царицы Ночи из оперы «Волшебная флейта».

1 р: …Однажды молодой австрийский император, пощипывая пышное кружевное жабо, неожиданно сделал рукой жест, напоминающий полёт дирижёрской палочки. Придворные тотчас же поняли намёк своего императора и заказали Моцарту комическую оперу-буффа. Что такое «буффа» или «буфф»? Пожалуй, это то же самое, что «уфф!» или «пуфф!». Так отдуваются от хохота зрители, когда им приходится видеть или слышать что-нибудь очень смешное и весёлое: «Уфф-пуфф-буфф!»

2 р: И хотя уже шли репетиции и театральные примадонны пробовали пружинки голосов, комической опере-буффа так и не суждено было подняться на сцену. И знаете почему? Знаменитые венские музыканты, все как один, выразили своё неудовольствие Моцартом. И самым важным среди них был Глюк.

1 р: Отчаявшийся Вольфганг стоял у окна и рисовал на нём пальцем бесконечные унылые кружочки… Но вот в окно стукнула докторская трость, и кружочки, точно биллиардные шары, вмиг разлетелись! За распахнутым окном открылась площадь — весёлая, нарядная, ликующая!

Месмер: Вы видите, Вольфганг, как веселится народ?! Сегодня я заказываю вам новую оперу! Народную, с танцами!

2 р: «Народную оперу?! Да это же настоящее чудо! Будто огромная хлопушка взрывается каскадом разноцветных конфетти! Праздничные спектакли, бродячие цирки, ярмарочные балаганы!» Картины, одна удивительнее другой, возникали перед глазами — весёлые, волшебные, неповторимые!.. Такой неповторимой и вышла новая опера Моцарта «Бастиен и Бастиена» по-взрослому смешная и по-детски трогательная.

1 р: На премьере все кричали (из-за кулис дети кричат тоже) Браво! Браво, Моцарт!

*Все уходят. Выходит ребенок и рассказывает стихотворение: *

Моцарт вырос. Он теперь не вундер-
кинд, а враг, соперник, конкурент.
Нет аплодисментов, роз и лент
Там, где зависть в беспощадном бунте
Новый обозначила акцент.

Моцарт вырос. Те же лица, что - он
Видел - улыбались, нынче - злы.
Всюду взгляды - острые углы,
И камзол в который раз заштопан,
Башмаки потертые малы.

Моцарт вырос. Больше он не нужен
Для увеселения двора.
Не годится новая игра
Как сюрприз на королевский ужин, -
Моцарта заменит мишура.

Калерия Соколова  

*Выходят два рассказчика, что и в начале. Звучит турецкий марш. *

1 р: Озарённая блистательным успехом, жизнь маленького Моцарта была похожа на сказку.  Но есть одна история: Жил когда-то на свете сиятельный вельможа. И славился он в мире своей великой любовью к прекрасному. Лучшие картины, старинные гобелены, статуэтки и фарфор украшали его гостиную. Но не роскошные гобелены, не распахнутые, как солнце, веера, не молочно-румяный фарфор, а маленький живой музыкант — вот что было самым прекрасным в доме графа! Серебряный паричок, лиловый камзол и крохотная шпага делали маленького музыканта похожим на изящную статуэтку. Сиятельный хозяин и его высокопоставленные гости не чаяли в игрушечном музыканте души! Особенно, когда он садился за клавесин и начинал играть. А играл он — чудо как легко и красиво! *Выходят вельможа, Моцарт и массовка *

Вельможа: Сказочный гномик! Изумительная вещь! — сюсюкали напыщенные господа, сложив губы рюмочкой.

2 р: Но время шло. Гномик рос, становился старше. И однажды, после игры, он встал посреди роскошной гостиной и сказал:

Моцарт: Господа! Гномика больше нет! Взгляните, я совсем уже взрослый!

1 р: Бедный, бедный музыкант! Он ждал дружеских приветствий, сердечных поздравлений… Увы! Сиятельный граф смерил его презрительным взглядом:

Вельможа: Ну что ж, любезнейший, — сказал он, — коль вы перестали быть игрушкой, ваше место на кухне!

2 р: И музыканта прогнали прочь… Вот какой печальный конец у сказки о маленьком музыканте, похожем на фарфоровую статуэтку. Серебряный паричок, лиловый камзол и шпага принца… Да, это рассказ о нём, о маленьком Моцарте. Именно такой и была его жизнь, когда он возвратился в родной Зальцбург после долгих странствий.

1 р: Из блестящего мира концертных залов и сверкающих гостиных он сразу, будто оступившись, упал в лакейскую.Пока Моцарт был маленьким чудом, забавной игрушкой знатных господ, его любили и баловали. Но взрослый он не мог без разрешения переступить порог аристократического салона. Там ценился не талант, а титул.

2 р: Итак, кончилось детство Моцарта. Кончилась сказка… Началась другая, не похожая на сказку, взрослая жизнь. Она началась с той поры, когда юный Моцарт последний раз простился с Зальцбургом и навсегда уехал в Вену.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к курсовой работе студентки специальности 040401 Социальная работа, Ключеревой Н.Н., руководитель- Лоншакова О.Н. на тему- Дом ночного пребывания, задачи, функции

Презентация к курсовой работе студентки специальности 040401 " Социальная работа" Ключеревой Н.Н., руководитель- Лоншакова О.Н. на тему- Дом ночного пребывания, задачи, функции...

Курсовая работа студентки Паучак А.В. - руководитель Лоншакова О.Н. на тему - Особенности социальной работы за рубежом, ее отличие от российской социальной работы

Курсовая работа  студентки  Паучак А.В. - руководитель Лоншакова О.Н. на тему - Особенности социальной работы за рубежом, ее отличие от российской социальной работы...

Презентация к курсовой работе студентки специальности 040401 Социальная работа Паучак А.В. , руководитель- Лоншакова О.Н. на тему- особенности социальной работы за рубежом, ее отличие от российской социальной работы

Презентация к курсовой работе студентки специальности 040401 " Социальная работа" Паучак А.В. , руководитель- Лоншакова О.Н. на тему-  особенности социальной работы за рубежом, ее отличие о...

Рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы, курсовой работы, нормоконтроль ГАУ АО АМК

Рекомендации помогают студентам планировать работу по выполнению ВКР и КР, оформить результаты работы согласно требованиям СПО...

Тематика курсовых работ по ПМ.02 Организация работы органов СЗ, ПФ РФ

Приблизительная тематика курсовых работ по ПМ.02....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по оформлению курсовой работы по ПМ 04 Организация работы структурного подразделения. по специальности СПО 19.02.08 Технология мяса и мясных продуктов

В пособии предоставлены  методических рекомендация по оформлению курсовой работы по ПМ 04 Организация работы структурного подразделения по специальности СПО 260203 «Технология мяса и мясных проду...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ/ПРОЕКТА ПМ.05 Выполнение работ по профессии Пожарный

Методические рекомендации по выполнению курсовой работы/проекта являются частью учебно-методического комплекса (УМК) по ПМ.Методические рекомендации определяют цели, задачи, порядок выполнения, а такж...