Специфика осуществления образовательной деятельности по специальности «Театральное творчество» в условиях дистанционных образовательных технологий"
статья

Дульщиков Игорь Владимирович

Учебно-методическое обеспечение дистанционного обучения основано на использовании электронных учебно-методических материалов, которые обеспечивают в соответствии с программой:

- организацию самостоятельной работы обучающегося, включая обучение и контроль;

- знаний обучающегося (самоконтроль, текущий контроль знаний);

- методическое сопровождение и дополнительную информационную поддержку дистанционного обучения (дополнительные учебные и информационно-справочные материалы).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Специфика осуществления образовательной деятельности по специальности «Театральное творчество» ОГБПОУ «Рязанский колледж культуры» в условиях дистанционных образовательных технологий

Авторы: педагог высшей категории, преподаватель театральных дисциплин ОГБПОУ «Рязанский колледж культуры» Дульщиков И.В.;

педагог первой категории, преподаватель МБУ ДО «Шацкая ДШИ»

Дульщикова Ю.А.

Дистанционное обучение возникло относительно недавно и благодаря именно этой новизне, оно ориентируется на лучший методический опыт, накопленный различными образовательными учреждениями по всему миру – на использование современных и высокоэффективных педагогических технологий, отвечающих потребностям современного образования и общества в целом.

 Благодаря большей «методической» свободе и независимости дистанционное обучение в сравнении с традиционным, сложившимся десятилетиями, образованием строится на инновационных подходах к обучению. Но в этом таится и сложность – образовательная деятельность, в основе которой лежат новые технологии обучения «не вписывается» или с трудом вписывается в структуру и программы традиционного обучения.

Следует отметить, что дистанционное обучение, безусловно, имеет и свои преимущества: возможность заниматься в удобное для себя время, в удобном месте и темпе; нерегламентированный отрезок времени для освоения дисциплины (в сравнении с работой в режиме «офлайн»); использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий; равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого.

Под дистанционными образовательными технологиями (ДОТ) понимаются образовательные технологии, реализуемые с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и преподавателей.

Дистанционное обучение в  колледже может применяться в различных условиях:  в дни непосещения учебных занятий обучающимися по причине неблагоприятных погодных условий, на период карантина, в методические дни, обусловленные производственной необходимостью.

Учебно-методическое обеспечение дистанционного обучения основано на использовании электронных учебно-методических материалов, которые обеспечивают в соответствии с программой:

- организацию самостоятельной работы обучающегося, включая обучение и контроль;

- знаний обучающегося (самоконтроль, текущий контроль знаний);

- методическое сопровождение и дополнительную информационную поддержку дистанционного обучения (дополнительные учебные и информационно-справочные материалы).

Специфика образовательного процесса на театральном отделении колледжа культуры в условиях дистанционных образовательных технологий.

В первую очередь, реализация образовательного процесса на театральном отделении колледжа культуры в условиях ДОТ требует значительной личной организованности и собранности, как  преподавателя, так и  обучающихся.

В связи со спецификой театрального творчества  как вида искусства, учащимся необходимы регулярные практические занятия для поддержания творческой и интеллектуальной формы. В связи с этим необходимо организовать дистанционное обучение таким образом, чтобы минимизировать простои в движении, составить такой график учебных занятий, при котором обучающийся систематически будет «в тонусе». Нагрузка должна быть грамотной, систематической, дозированной. Для более удобной, привычной и организованной учебной деятельности учащегося на дистанционном обучении, обучающемуся можно рекомендовать установить своеобразное расписание, график работы над заданиями в примерном соответствии с расписанием «офлайн».

Главными целями применения дистанционных образовательных технологий (ДОТ) являются:

- повышение доступности образовательных услуг для обучающихся, не имеющих возможности обучения в режиме «офлайн»;

- предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по их месту жительства или временного пребывания (нахождения).

Педагогическая деятельность в условиях ДОТ подчиняется тем же целям, задачам и принципам, что и традиционное обучение, с той лишь разницей, что методы и приёмы учебного процесса могут претерпевать изменения в связи со спецификой ДОТ (отсутствие прямого тактильного контакта преподавателя с обучающимся).

Цели педагогической деятельности в условиях ДОТ:

- получение обучающимися необходимых знаний, умений и навыков;

 - усвоение и закрепление обучающимися полученных знаний, умений и навыков;

- проверка домашнего задания.

Задачи педагогической деятельности в условиях ДОТ:

  • образовательные: ознакомление с театральным искусством, расширение кругозора обучающихся, создание представления о специфике театра;
  • воспитательные: создание условий для развития потребности в освоении принципов режиссуры и актёрского мастерства, воспитание культуры восприятия образцов театрального искусства;
  • развивающие: стимуляция желания освоения новой информации, развитие навыка позитивного восприятия прекрасного, формирование  эстетического вкуса обучающихся;
  • духовно-нравственные: культивирование чувства уважения к мировой культуре и классическим канонам театрального искусства;
  • здоровьесберегающие: способствование психологической разгрузке обучающихся при помощи смены видов деятельности (смена теории практикой и практики теорией) и подачи материала в интересной форме, укрепление физического здоровья учащихся при помощи грамотной, систематической, дозированной физической нагрузки.

Методы и приёмы реализации поставленных задач в условиях ДОТ:

  • практический метод
  • наглядный метод
  • словесный метод
  • репродуктивный метод

     Основной приём реализации поставленных задач в образовательной деятельности при дистанционном обучении – совместная деятельность педагога и обучающихся, направленная на достижение поставленной цели обучения.

    Все методы и приёмы реализации поставленных задач, равно как и сами задачи, подчинены всеобщим принципам обучения:

  • принцип сознательности и активности;
  • принцип наглядности;
  • принцип систематичности и последовательности;
  • принцип прочности (налаживание психологического контакта);
  • принцип доступности;
  • принцип научности (разъяснение важности предмета, его освоения);
  • принцип связи теории и практики;
  • принцип индивидуального подхода к учащимся.

Работа с обучающимися в условиях дистанционных образовательных технологий.

Обучающиеся театрального отделения колледжа культуры информируется о сроках и порядке перехода  на обучение с использованием дистанционных образовательных технологий, о порядке сопровождения образовательного процесса.

На сайте колледжа обучающиеся могут получить необходимую информацию по следующим вопросам:

-  о минимальном наборе электронных ресурсов, которые допускаются к использованию в учебном процессе;

- о вариантах и формах обратной связи, способах взаимодействия преподавателей и обучающихся (видеоконференциях, скайпе, zoom, вебинарах и других инструментов для обучения);

- о расписании и графике текущей и, при необходимости, промежуточной аттестации для каждой группы обучающихся в соответствии с вводимой для них формой образовательного процесса;

- о порядке оказания учебно-методической помощи обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий.

- о контрольных точках, в том числе контрольных мероприятиях по оценке освоения частей образовательной программы в соответствии с установленным графиком учебного процесса.

Предусмотренные учебным планом занятия по решению колледжа могут:

а) быть реализованы с помощью онлайн курсов и могут осваиваться в свободном режиме (перечень курсов и порядок их учета размещается на сайте колледжа или в электронной среде);

б) требовать присутствия в строго определенное время обучающегося перед компьютером (расписание онлайн-занятий, требующих присутствия обучающихся в строго определенное время, размещается на сайте колледжа и в электронной среде);

в) перенесены на более поздний срок.

Преимуществом обучения в условиях дистанционных образовательных технологий является то, что дистанционное обучение дает возможность обучающимся ликвидировать пробелы в знаниях или наоборот углубить свои знания в интересующих их областях, позволяет преподавателю осуществлять дифференцированную работу с одарёнными и слабоуспевающими учащимися, индивидуально подходить к обучению  по каждому отдельному предмету.

Таким образом, внедрение элементов дистанционного обучения дает возможность максимально индивидуализировать обучение в условиях стандартизации образования, создает комфортную образовательную среду.

Список литературы.

  1. Ссылка на электронный ресурс https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2016/01/02/tehnologii-distantsionnogo-obucheniya 
  2. Ссылка на электронный ресурс https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2014/11/18/plan-konspekt-otkrytogo-uroka-po-predmetu 
  3. Ссылка на электронный ресурс https://nsportal.ru/kultura/iskusstvo-baleta/library/2020/11/11/metodicheskaya-rabota-spetsifika-osushchestvleniya 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Условие обеспечения образовательной среды учреждения для (образовательной, воспитательной, психологической) деятельности «Познавательные мотивы».

Условие обеспечения образовательной среды учреждения для (образовательной, воспитательной, психологической) деятельности «Познавательные мотивы»....

Возможности осуществления духовно-нравственного воспитания студентов в условиях реализации образовательных программ

Сегодня, когда одной из важных проблем нашего общества является возрождение духовности, когда мы возвращаемся к истокам нашим, у учителя есть богатые возможности для того, чтобы сделать уроки литерату...

Конспект организованной образовательной деятельности по разделу художественное творчество (аппликации) в старшей возрастной группе Тема : «Спиральные розочки»

Конспект организованной образовательной деятельности  по разделу художественное творчество (аппликации)в старшей возрастной группе  Тема : «Спиральные розочки»...

Выпускная аттестационная работа на тему: «Особенности организации и осуществления образовательной деятельности с обучающимися в учебных центрах профессиональных квалификаций ОАО «РЖД» с использованием дистанционных образовательных технологий»

Методическая разработка на тему: «Особенности организации и осуществления образовательной деятельности с обучающимися в учебных центрах профессиональных квалификаций ОАО «РЖД» с...