Специфика осуществления образовательной деятельности по специальности «Театральное творчество» в условиях дистанционных образовательных технологий"
статья

Дульщиков Игорь Владимирович

Учебно-методическое обеспечение дистанционного обучения основано на использовании электронных учебно-методических материалов, которые обеспечивают в соответствии с программой:

- организацию самостоятельной работы обучающегося, включая обучение и контроль;

- знаний обучающегося (самоконтроль, текущий контроль знаний);

- методическое сопровождение и дополнительную информационную поддержку дистанционного обучения (дополнительные учебные и информационно-справочные материалы).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Специфика осуществления образовательной деятельности по специальности «Театральное творчество» ОГБПОУ «Рязанский колледж культуры» в условиях дистанционных образовательных технологий

Авторы: педагог высшей категории, преподаватель театральных дисциплин ОГБПОУ «Рязанский колледж культуры» Дульщиков И.В.;

педагог первой категории, преподаватель МБУ ДО «Шацкая ДШИ»

Дульщикова Ю.А.

Дистанционное обучение возникло относительно недавно и благодаря именно этой новизне, оно ориентируется на лучший методический опыт, накопленный различными образовательными учреждениями по всему миру – на использование современных и высокоэффективных педагогических технологий, отвечающих потребностям современного образования и общества в целом.

 Благодаря большей «методической» свободе и независимости дистанционное обучение в сравнении с традиционным, сложившимся десятилетиями, образованием строится на инновационных подходах к обучению. Но в этом таится и сложность – образовательная деятельность, в основе которой лежат новые технологии обучения «не вписывается» или с трудом вписывается в структуру и программы традиционного обучения.

Следует отметить, что дистанционное обучение, безусловно, имеет и свои преимущества: возможность заниматься в удобное для себя время, в удобном месте и темпе; нерегламентированный отрезок времени для освоения дисциплины (в сравнении с работой в режиме «офлайн»); использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий; равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого.

Под дистанционными образовательными технологиями (ДОТ) понимаются образовательные технологии, реализуемые с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и преподавателей.

Дистанционное обучение в  колледже может применяться в различных условиях:  в дни непосещения учебных занятий обучающимися по причине неблагоприятных погодных условий, на период карантина, в методические дни, обусловленные производственной необходимостью.

Учебно-методическое обеспечение дистанционного обучения основано на использовании электронных учебно-методических материалов, которые обеспечивают в соответствии с программой:

- организацию самостоятельной работы обучающегося, включая обучение и контроль;

- знаний обучающегося (самоконтроль, текущий контроль знаний);

- методическое сопровождение и дополнительную информационную поддержку дистанционного обучения (дополнительные учебные и информационно-справочные материалы).

Специфика образовательного процесса на театральном отделении колледжа культуры в условиях дистанционных образовательных технологий.

В первую очередь, реализация образовательного процесса на театральном отделении колледжа культуры в условиях ДОТ требует значительной личной организованности и собранности, как  преподавателя, так и  обучающихся.

В связи со спецификой театрального творчества  как вида искусства, учащимся необходимы регулярные практические занятия для поддержания творческой и интеллектуальной формы. В связи с этим необходимо организовать дистанционное обучение таким образом, чтобы минимизировать простои в движении, составить такой график учебных занятий, при котором обучающийся систематически будет «в тонусе». Нагрузка должна быть грамотной, систематической, дозированной. Для более удобной, привычной и организованной учебной деятельности учащегося на дистанционном обучении, обучающемуся можно рекомендовать установить своеобразное расписание, график работы над заданиями в примерном соответствии с расписанием «офлайн».

Главными целями применения дистанционных образовательных технологий (ДОТ) являются:

- повышение доступности образовательных услуг для обучающихся, не имеющих возможности обучения в режиме «офлайн»;

- предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по их месту жительства или временного пребывания (нахождения).

Педагогическая деятельность в условиях ДОТ подчиняется тем же целям, задачам и принципам, что и традиционное обучение, с той лишь разницей, что методы и приёмы учебного процесса могут претерпевать изменения в связи со спецификой ДОТ (отсутствие прямого тактильного контакта преподавателя с обучающимся).

Цели педагогической деятельности в условиях ДОТ:

- получение обучающимися необходимых знаний, умений и навыков;

 - усвоение и закрепление обучающимися полученных знаний, умений и навыков;

- проверка домашнего задания.

Задачи педагогической деятельности в условиях ДОТ:

  • образовательные: ознакомление с театральным искусством, расширение кругозора обучающихся, создание представления о специфике театра;
  • воспитательные: создание условий для развития потребности в освоении принципов режиссуры и актёрского мастерства, воспитание культуры восприятия образцов театрального искусства;
  • развивающие: стимуляция желания освоения новой информации, развитие навыка позитивного восприятия прекрасного, формирование  эстетического вкуса обучающихся;
  • духовно-нравственные: культивирование чувства уважения к мировой культуре и классическим канонам театрального искусства;
  • здоровьесберегающие: способствование психологической разгрузке обучающихся при помощи смены видов деятельности (смена теории практикой и практики теорией) и подачи материала в интересной форме, укрепление физического здоровья учащихся при помощи грамотной, систематической, дозированной физической нагрузки.

Методы и приёмы реализации поставленных задач в условиях ДОТ:

  • практический метод
  • наглядный метод
  • словесный метод
  • репродуктивный метод

     Основной приём реализации поставленных задач в образовательной деятельности при дистанционном обучении – совместная деятельность педагога и обучающихся, направленная на достижение поставленной цели обучения.

    Все методы и приёмы реализации поставленных задач, равно как и сами задачи, подчинены всеобщим принципам обучения:

  • принцип сознательности и активности;
  • принцип наглядности;
  • принцип систематичности и последовательности;
  • принцип прочности (налаживание психологического контакта);
  • принцип доступности;
  • принцип научности (разъяснение важности предмета, его освоения);
  • принцип связи теории и практики;
  • принцип индивидуального подхода к учащимся.

Работа с обучающимися в условиях дистанционных образовательных технологий.

Обучающиеся театрального отделения колледжа культуры информируется о сроках и порядке перехода  на обучение с использованием дистанционных образовательных технологий, о порядке сопровождения образовательного процесса.

На сайте колледжа обучающиеся могут получить необходимую информацию по следующим вопросам:

-  о минимальном наборе электронных ресурсов, которые допускаются к использованию в учебном процессе;

- о вариантах и формах обратной связи, способах взаимодействия преподавателей и обучающихся (видеоконференциях, скайпе, zoom, вебинарах и других инструментов для обучения);

- о расписании и графике текущей и, при необходимости, промежуточной аттестации для каждой группы обучающихся в соответствии с вводимой для них формой образовательного процесса;

- о порядке оказания учебно-методической помощи обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий.

- о контрольных точках, в том числе контрольных мероприятиях по оценке освоения частей образовательной программы в соответствии с установленным графиком учебного процесса.

Предусмотренные учебным планом занятия по решению колледжа могут:

а) быть реализованы с помощью онлайн курсов и могут осваиваться в свободном режиме (перечень курсов и порядок их учета размещается на сайте колледжа или в электронной среде);

б) требовать присутствия в строго определенное время обучающегося перед компьютером (расписание онлайн-занятий, требующих присутствия обучающихся в строго определенное время, размещается на сайте колледжа и в электронной среде);

в) перенесены на более поздний срок.

Преимуществом обучения в условиях дистанционных образовательных технологий является то, что дистанционное обучение дает возможность обучающимся ликвидировать пробелы в знаниях или наоборот углубить свои знания в интересующих их областях, позволяет преподавателю осуществлять дифференцированную работу с одарёнными и слабоуспевающими учащимися, индивидуально подходить к обучению  по каждому отдельному предмету.

Таким образом, внедрение элементов дистанционного обучения дает возможность максимально индивидуализировать обучение в условиях стандартизации образования, создает комфортную образовательную среду.

Список литературы.

  1. Ссылка на электронный ресурс https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2016/01/02/tehnologii-distantsionnogo-obucheniya 
  2. Ссылка на электронный ресурс https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2014/11/18/plan-konspekt-otkrytogo-uroka-po-predmetu 
  3. Ссылка на электронный ресурс https://nsportal.ru/kultura/iskusstvo-baleta/library/2020/11/11/metodicheskaya-rabota-spetsifika-osushchestvleniya 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности осуществления духовно-нравственного воспитания студентов в условиях реализации образовательных программ

Сегодня, когда одной из важных проблем нашего общества является возрождение духовности, когда мы возвращаемся к истокам нашим, у учителя есть богатые возможности для того, чтобы сделать уроки литерату...

Конспект организованной образовательной деятельности по разделу художественное творчество (аппликации) в старшей возрастной группе Тема : «Спиральные розочки»

Конспект организованной образовательной деятельности  по разделу художественное творчество (аппликации)в старшей возрастной группе  Тема : «Спиральные розочки»...

1 Продуктивность образовательной деятельности педагогического работника. 1.1. Результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингв, проводимых организацией

1) Результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией.Положительная динамика. Результаты мониторингов за 2022-2023 уч. год, 2023-2024 уч. год, 1 ...

Выпускная аттестационная работа на тему: «Особенности организации и осуществления образовательной деятельности с обучающимися в учебных центрах профессиональных квалификаций ОАО «РЖД» с использованием дистанционных образовательных технологий»

Методическая разработка на тему: «Особенности организации и осуществления образовательной деятельности с обучающимися в учебных центрах профессиональных квалификаций ОАО «РЖД» с...