Рассуждения об эмоциях в процессе обучения в музыкальной школе
статья

Корчуганова Елена Евгеньевна

Статья о влиянии музыки на психофизическое развитие детей.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Рассуждения об эмоциях в процессе обучения в музыкальной школе

  •    Одной из основных задач обучения в детской музыкальной школе является реализация творческого потенциала учащегося. Этот процесс происходит в тесной связи с личностным ростом и познавательной активностью. Становление творческого потенциала неотделимо от чуткого эмоционального восприятия материала учащимся. На протяжении всего обучения в детской музыкальной школе очень важную роль играют эмоции: эмоциональный отклик на прослушанное музыкальное произведение как часть образного мышления совершенно необходим, эмоциональная реакция на исполняемую музыку в классе специальности очень важна. У некоторых учеников эмоциональные "отношения" с музыкой побуждают к сочинению собственных произведений. Эмоциональная отзывчивость на музыку-это способность чувствовать характер и настроение музыкального произведения, творческое воображение и построение художественных образов звучащего произведения. Также существует и обратный процесс: свои эмоциональные переживания и мысли ребёнок может выразить, сочиняя собственную музыку. Это - сложный, но полезный и увлекательный процесс.
      Правильно выраженные эмоции помогают общению ребёнка с преподавателем и другими значимыми взрослыми, с ровесниками, осознавать различные проявления окружающего мира. На уроках каждый педагог пользуется своей собственной методикой для формирования эмоциональной отзывчивости: кто-то пытается говорить с ребёнком на его языке, кто-то старается по каждому поводу хвалить, кто-то сохраняет доброжелательную обстановку и иногда шутит, кто-то как можно скорее пытаться помочь обучающемуся достигнуть своих первых исполнительских успехов. Все эти компоненты и их сочетания, безусловно, необходимы в процессе обучения игры на инструменте. Всё это особенно важно на начальном этапе обучения и влияет на весь последующий процесс. Не должны оставаться в стороне и родители ребёнка: педагогу следует достаточно подробно обсуждать с ними происходящие процессы и намечать пути дальнейшего взаимодействия.
      В случае недостаточной эмоциональности или личностной закрытости все эти процессы подавляются или частично блокируются. Следствием становится мышечное напряжение, которое может стать хроническим. Зажимы в разных частях тела как проявление подавленных эмоций могут влиять на игровой аппарат: ограничивается подвижность пальцев, искажается постановка, формируется неправильная посадка. Крайним проявлением внутренней зажатости становятся различные хронические заболевания. О причинах много сказано и написано в исследовательской литературе. Как правило, основной проблемой выделяют родительские запреты. Взрослые часто запрещают что-либо ребёнку без пояснения причины, а ребёнок в силу возраста не может осознать и уяснить этимологию явления, а единственной реакцией на категорический запрет становится впадение в так называемый ступор. В случае частых запретов нарушается природная любознательность ребёнка, его естественный интерес к познанию мира пересиливает страх наказания и потери любви взрослого.
    Для любого человека присуща эмоциональность, необходимо лишь научиться её контролировать. Правильное формирование эмоциональной отзывчивости детей предполагает возникновение представлений о правильном экспрессивном и импрессивным переживании эмоций, а также об их ситуационной уместности. С раннего детства с помощью эмоций человек взаимодействует с миром. В нужный момент при помощи эмоций человек привлекает к себе внимание, эмоции помогают двигаться к нужной цели, выражать своё внутреннее состояние, в случае неудач - правильно их эмоционально переживать.
    Со временем эмоциональность у детей начинает различаться, согласно гендерному признаку. Уже в этот период излишняя эмоциональность, как и недостаточная, создают сложности в общении. Мальчики и девочки начинают по-разному реагировать на поощрение и порицание: мужская психология велит на любое воздействие извне реагировать агрессией. Девочки, как правило, в ответ на порицание начинают искать причину в себе. В этом возрасте девочки больше склонны к погружению внутрь себя, не предпринимая никаких действий. В ответ на похвалу мальчиков нужно чётко информировать, что он молодец, поскольку сделал одно, второе и третье. Девочка же достаточно нескольких приятных хвалебных слов без конкретики.
    Эмоциональная отзывчивость входит в понятие "музыкальной грамотности" являются одним из важнейших компонентов обучения музыкальной школе.
  •     «Творческий дар не терпит застоя и самоудовлетворенности. Он существует только в динамике – или развивается, или угасает», – пишет А. И. Савенков [14. С. 61].

Литература:

Савенков А. И. Одаренный ребенок дома и в школе: потенциал личности и программа развития. Екатеринбург, 2004.

 Готсдинер А. Л. Музыкальная психология. М. ,1993.

Шубинский В. С. Педагогика творчества учащихся. М. ,1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Целостность процесса обучения и воспитания на уроках изобразительного искусства в условиях Детской Школы Искусств.

Многие годы я проработала в общеобразовательной школе учителем изобразительного искусства, где проблема обучения и воспитания всегда стояла остро. И сейчас, работая в школе искусств, вижу, что э...

МЕТОД КЕЙС–СТАДИ В ПРЕПОДАВАНИИ СПЕЦДИСЦИПЛИН КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Статья "Метод кейс–стади в преподавании спецдисциплин как средство реализации компетентностного подхода в процессе обучения студентов профессиональной школы ", подготовленная в рамках участия в I-й Ме...

Плюсы и минусы дистанционного обучения в музыкальной школе

   В настоящее время актуальным становится дистанционное обучение, которое включает в себя  видеокурсы,  электронные учебники, заочную форму обучения, а также онлайн-занятия...

Педализация в процессе обучения игре на фортепиано в классе основного музыкального инструмента

Обучение педализации должно быть составной частью всего педагогического процесса и, следовательно,  должно непрестанно находится в поле зрения преподавателя. Вся работа над педализацией – р...

Методические рекомендации к пьесам из сборника «Кудесница - балалайка. Хрестоматия» Выпуск I, II, III для преподавателей и учащихся класса балалайки детских музыкальных школ и школ искусств в условиях дистанционного обучения (с аудиоприложением)"

Развитие интернета и цифровых технологий, а также глобальные мировые события в 2020 году в виде карантинов из-за коронавирусной пандемии повлияли на форму и систему обучения в школах, колледжах, вузах...

Познавательный интерес и его развитие в процессе обучения в начальной школе

Современное общество нуждается в высокообразованных, способных к непрерывному творческому саморазвитию гражданах. В связи с этим возрастает значение фундаментального образования, которое невозможно по...