Методические аспекты репетиционной работы с детским хоровым коллективом.
статья

Лантратова Анна Викторовна

В детской музыкальной школе, где учащиеся сочетают хоровое пение с обучением игре на одном  из музыкальных инструментов, хоровой класс служит одним из важнейших факторов развития слуха, музыкальности детей, помогает формированию интонационных навыков.

При организации хоровых занятий учащиеся делятся на младший (2-4 классы) и старший (5-8 классы) хоры. Дети 1-го класса обучаются отдельно, в связи со спецификой задач начального обучения.

Занятия по хоровому пению проходят 1 раз в неделю, продолжительностью 40 минут в младшем хоре и 60 минут в старшем. Для подготовки хора к концертному выступлению предусматривается проведение сводных репетиций.

Выступления хора должны предусматриваться планом и являться итогом работы за определённый период. Преподаватель хорового класса должен составлять репертуарный план работы. Степень трудности включаемого в план репертуара должна зависеть от состава и продвинутости хора. В репертуар необходимо включать такие произведения, работа над которыми даёт возможность наиболее успешно развивать у воспитанников необходимые навыки. Планом следует предусмотреть произведения тематического характера, с учётом общественно-политических и музыкально-исторических дат.

Методы обучения, которые используются на хоровых занятиях:

  • словесный (объяснение, разбор, анализ музыкального материала);
  • наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);
  • практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого);
  • прослушивание записей выдающихся хоровых коллективов и посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающихся;
  • индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_aspekty_repetitsionnoy_raboty_.docx22.55 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство культуры Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Академии хорового искусства имени В.С. Попова»

Центр непрерывного образования и повышения квалификации творческих и управленческих кадров в сфере культуры

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации

«Современный хоровой репертуар: вопросы интерпретации и репетиционных методик с учебными творческими коллективами»

Тема

Методические  аспекты репетиционной работы

с детским хоровым коллективом

Работу выполнила:

Лантратова Анна Викторовна

(ФИО полностью)

СПб ГБУ ДО ДМШ № 22, преподаватель

(Место работы, должность)

Москва

2022

В детской музыкальной школе, где учащиеся сочетают хоровое пение с обучением игре на одном  из музыкальных инструментов, хоровой класс служит одним из важнейших факторов развития слуха, музыкальности детей, помогает формированию интонационных навыков.

При организации хоровых занятий учащиеся делятся на младший (2-4 классы) и старший (5-8 классы) хоры. Дети 1-го класса обучаются отдельно, в связи со спецификой задач начального обучения.

Занятия по хоровому пению проходят 1 раз в неделю, продолжительностью 40 минут в младшем хоре и 60 минут в старшем. Для подготовки хора к концертному выступлению предусматривается проведение сводных репетиций.

Выступления хора должны предусматриваться планом и являться итогом работы за определённый период. Преподаватель хорового класса должен составлять репертуарный план работы. Степень трудности включаемого в план репертуара должна зависеть от состава и продвинутости хора. В репертуар необходимо включать такие произведения, работа над которыми даёт возможность наиболее успешно развивать у воспитанников необходимые навыки. Планом следует предусмотреть произведения тематического характера, с учётом общественно-политических и музыкально-исторических дат.

Методы обучения, которые используются на хоровых занятиях:

  • словесный (объяснение, разбор, анализ музыкального материала);
  • наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);
  • практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого);
  • прослушивание записей выдающихся хоровых коллективов и посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающихся;
  • индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.

В первом классе следует по возможности скорее вводить разучивание песен по нотам, что развивает навык чтения с листа и способствует сознательному и углублённому усвоению музыкального произведения. Пение по слуху также должно иметь место как один из способов развития музыкальной памяти. Начиная с 1 года обучения, надо постепенно, на лёгких примерах, приучать детей к пению без сопровождения, с тем чтобы в последующем этот навык способствовал разучиванию и исполнению произведений a capella. Необходимо следить за правильной певческой установкой хора и чередовать пение сидя с пением стоя, не допуская физической утомляемости.

Каждое занятие начинается с распевания, в которое обязательно включаются упражнения на дыхание, звукообразование, а также артикуляционные и речевые упражнения. Затем обычно разучивается хоровое произведение. Если это первое знакомство с ним, то перед разучиванием следует небольшой рассказ о композиторе, о поэте, о том, что они еще написали; если известна история создания произведения, то ребят знакомят и с ней.

Далее происходит показ песни. От того, как он проводится, часто зависит отношение ребят к разучиванию — их увлеченность или равнодушие, вялость. Руководитель хора обязан использовать все свои возможности при показе, заранее хорошо подготовиться к нему. Для успешной работы над произведением необходимо, чтобы хоровой коллектив сознательно решал поставленную перед ним ту или иную художественную задачу. Для этого руководитель хора должен интересно раскрыть художественное содержание песни, объяснить ее стиль, настроение, обратить внимание коллектива на особенно трудные для исполнения места. Если цель поставлена четко, то и хор старается добиться желаемых результатов. Но руководитель хора должен искусно управлять этим стремлением, своевременно выявляя недочеты, поддерживая не проходящий интерес к произведению.

Встречаются руководители, которые разучивают песню примерно так: сначала несколько раз сыграют и споют альтовый голос, а потом просят ребят повторить. Дети, конечно, сразу голос не запомнили, руководитель повторяет еще раз — и так до тех пор, пока не выучивается мелодия данного отрывка, а потом тем же методом переходят к другой партии. Такая система эффективного результата не дает. Если мелодия трудно усваивается, лучше учить ее по фразам, даже по интервалам, на фермате. При этом надо заострить внимание детей— как альтов, которые в настоящий момент разучивают мелодию, так и сопрано, в данную минуту не поющих,— на чистоте интонации каждого звука. Тогда в работе над произведением будет принимать участие (причем участие творчески заинтересованное) весь хор. Поющие альты будут активно следить за мелодией, а сопрано, наблюдая за работой альтов, будут активно слушать, делая полезные для себя выводы.

 Если песня имеет куплетную форму, то в каждом новом куплете нужно обращать внимание, прежде всего, на трудные места, недостаточно хорошо получившиеся при исполнении предыдущего куплета. Большое значение нужно придавать и выработке активной артикуляции, выразительной дикции при пении.

После того как хор выучил основные мелодии, можно переходить к художественной отделке произведения в целом. Возможен другой вариант: тесное взаимодействие, сочетание решения технических проблем и художественной отделки произведения. Еще раз хочется подчеркнуть, что пропевание с начала до конца песни, когда она еще как следует не выучена, не отшлифована, ничего, кроме вреда, не дает. Под вредом я имею в виду заучивание неточностей (интонация, акценты), которые впоследствии трудно исправлять. Не надо стремиться сегодня же выучить всю песню до конца (даже при самом активном желании ребят), гораздо важнее раскрыть ее смысловое значение, найти и решить самые разнообразные исполнительские задачи при разучивании песни. И постепенно от занятия к занятию украшать исполнительство новыми красками. В этих случаях дети полюбят сам процесс разучивания, а не только его результат.

После разучивания новой песни хор повторяет уже выученные песни. И здесь нет смысла петь каждую песню с начала до конца — лучше исполнять какие-либо места отдельно по партиям, затем вместе для выстраивания интервала (аккорда) можно поработать над какими-то частностями, обогащая произведение новыми исполнительскими нюансами. При такой работе над знакомым материалом он никогда не надоест. В конце занятий поются одна или две песни, готовые к исполнению. Устраивается своеобразный «прогон», в задачу которого входит активизация контакта руководителя хора как дирижера с исполнителями. Здесь отрабатывается язык дирижерских жестов, понятный хористам. В моменты «прогонов» хорошо пользоваться видеокамерой — для записи и последующего прослушивания. Этот прием дает поразительный эффект. Когда дети поют в хоре, им кажется, что все хорошо, работать больше не над чем. Прослушав запись, дети вместе с руководителем отмечают недостатки исполнения и при последующей записи стараются их устранить. Понятно, что этот прием употребляется не на каждом занятии, а часто его применять не следует, так как теряется новизна и пропадает интерес к нему. В то же время не частое, но регулярное использование видеозаписи на занятиях хорошо влияет на творческий рост коллектива.

Важно помнить, что хор во время репетиций ни в коем случае не должен уставать. Если руководитель не может найти способ преодолеть усталость детей, продолжать репетицию нет смысла. Практика не раз доказывала: быстрая усталость хора «провоцируется» чаще всего занятиями монотонно-скучными, как две капли воды похожими друг на друга, лишенными той изюминки, которой всегда должно отличаться наше профессиональное и человеческое общение с детьми. Но если построить занятия изобретательно, интересно, время пролетит незаметно и дети даже не почувствуют утомления.

        Список  литературы:

Дмитриев Л. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 2000

Добровольская Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре. М., 1987

Михайлова М. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль, «Академия развития», 1997

Самарин В., Осеннева М., Уколова Л. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом. – М.: Academia, 1999

Струве Г. Школьный хор. М.,1981

Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие/ Л.В.Школяр, М.С.Красильникова, Е.Д.Критская и др. – М., 1998

Халабузарь П., Попов В. Теория и методика музыкального воспитания. – Санкт-Петербург, 2000

Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания. Учебное пособие. М.,1990

Соколов В. Работа с хором.2-е издание. - М.,1983

Стулова Г. Теория и практика работы с хором. - М., 2002

Стулова Г. Хоровой класс: Теория и практика работы в детском хоре. -М.,19

29.09.2022


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика работы концертмейстера в детской хоровой студии

Данная статья обобщает многолетний опыт работы концертмейстера в детской хоровой студии, описывает цели и задачи аккомпаниатора, формулирует отличительные черты работы концертмейстера хорового от хоре...

Методическая разработка «Камерный ансамбль в инструментальном отделе детской хоровой студии «Искра»

Привитие навыков ансамблевого музицирования в процессе обучения учащихся в классе фортепиано...

Методическая работа "Исполнительские задачи концертмейстера в классе хорового дирижирования. Работа с хоровым коллективом"

В работе рассматриваются основные аспекты работы концертмейстера в классе хорового дирижирования. Большое внимание уделяется работе с хоровым коллективом....

Работа с родителями. Совместные формы работы в хоровом коллективе «Апрель»

Целью совместных форм работы, впервую очередь, является создание атмосферы доверия между педагогом, ребенком и семьей, включение родителей в деятельность творческого коллектива в том или ином виде....

Формирование и развитие исполнительских умений и навыков в хоровом коллективе

В методическом сборнике даны рекомендации по организации работы в хоровом коллективе. Сборник может быть рекомендован студентам-практикантам для подготовки к педагогической практике,  учителям му...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы МДК. 01.02 Методика преподавания по программам дополнительного образования в области музыкальной деятельности: методика работы с детским хоровым коллективом. Тема 01.02.01 Основы организации

Методические рекомендации для студентов разработаны в соответствии с рабочей программой МДК.01.02 Методика преподавания по программе дополнительного образования в области музыкальной деятельности мето...

Методические указания для студентов колледжа по выполнению практических заданий МДК. 01.02 Методика преподавания по программам дополнительного образования в области музыкальной деятельности: методика работы с детским хоровым коллективом

Методические рекомендации по организации и проведению практических занятий для студентов по теме«Методика работы с детским хоровым коллективом» МДК.01.02Методика преподавания по прогр...