Открытое занятие на тему "РАБОТА НАД ДИКЦИЕЙ И ЗВУКОВЕДЕНИЕМ В РАЗНОЖАНРОВЫХ НАРОДНЫХ ПЕСНЯХ"
план-конспект занятия

Хохлова Татьяна Александровна

Преподаватель: Хохлова Татьяна Александровна

Концертмейстер: Дудник Владимир Геннадиевич

Группа ОКНВ-2

ШАПОВАЛОВА ВАРВАРА

МУДЖРИШВИЛИ ЛАНА

8 ноября, 11.00 и 16.25

отделение культуры Колледжа Академии Матусовского

Луганск, ЛНР, РФ

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

преподавателя Хохловой Татьяны Александровны

по дисциплине «Исполнительское мастерство»

группа ОКНВ-II

Дата 08.11.2023

Тема занятия: «Работа над дикцией, звуковедением в разножанровых народных песнях»

Место проведения: ауд. 312, корпус 2.

Цели занятия:

Методическая – системное и последовательное освоение певческой дикции и звуковедения на разные штрихи и динамические оттенки в исполнении разножанровых народных песен, развитие артикуляционного аппарата с помощью дикционных упражнений (авторские тавтограммы) и голосового аппарата с помощью вокальных упражнений

Образовательная: комплексное формирование чёткой и ясной дикции и разновидностей звуковедения в работе над репертуаром, использование инновационных педагогических технологий

Воспитательная: создание устойчивых исполнительских представлений

,воспитание вокальной культуры, чувства целостности и образности исполняемых произведений

Развивающая: приобретение умения правильно использовать вокальные приёмы, усовершенствовать технику исполнения упражнений и репертаура, активизация музыкально-образного и критического мышления (приём технологии «Кубик Блума»)

Методическое обеспечение:

1. УМК.

2. Дидактические средства обучения: словесный и образный

3. Литература:

Асафьев Б. О русской песенности. - «Советская музыка», 1948, №3

Аспелунд Д. «Основные вопросы вокально-речевой культуры» М., Музгиз, 1933

Беляева В. Воспитание голоса в народной манере певца. Методическая разработка для преподавателей музыкальных училищ. Москва, 1980

Далецкий О. Народное звукообразование. - «Клуб и художественная самодеятельность», 1972, №14

Русланова Л. Жизнь моя - песня. - «Советская эстрада и цирк», 1969, №7

Садовников В. Орфоэпия в песне. М., Музгиз, 1958

Христиансен Л. Работа с народными певцами. Вопросы вокальной педагогики, вып.5 под ред. Л.Б. Дмитриева М., Музыка, 1963

Вид занятия: практическое, индивидуальное занятие.

Тип занятия: отработка умений и навыков.

Методы и формы проведения занятия и контроль знаний: индивидуальная, практическая работа с использованием методов: словесный(объяснение, показ), практический (упражнения, исполнение) и игровой (выполнение заданий кубика Блума)

Межпредметные связи: учебные дисциплины «Ансамбль» и «Ансамблевое исполнительство и дирижерская практика»

Технические средства обучения: фортепиано, аккордеон, пюпитр, стол, стулья, ноты, кубик Блума

Ход занятия:

I.Организационный момент. Объявление темы.

II. Актуализация опорных знаний.

III. Распевание. Применение знаний и умений в формировании певческих навыков с помощью дикционных и вокальных упражнений.

IV. Продолжение работы над формированием певческих навыков (чёткой и ясной дикции с характерным звуковдением) в текущем репертуаре. Исполнение песен

V. Анализ и оценка

VI. Рефлексия (игровой момент)

VII. Подведение итогов, обобщение занятия

I.Организационный момент. Объявление темы.

Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня открытое занятие на тему «Работа над дикцией, звуковедением в разножанровых народных песнях» я провожу с участием студентки группы ОКНВ-II Шаповаловой Варварой.

Вообще формированию певческих навыков посвящён весь год обучения у второкурсников этой специальсноти. Начиная от певческой установки и заканчивая звуковедением. Сегодня мы акцентируем своё внимание на дикции и звуковедении.

II. Актуализация опорных знаний.

Хотелось напомнить, что певческие навыки - это совокупность навыков и умений, необходимых для успешной исполнительской деятельности. Согласно тематическому планированию учебной программы в неё входят:

- певческая установка,

- певческое дыхание,

- дикция,

- артикуляция,

- звукообразование,

- звуковедение.

Но мне бы хотелось дополнить этот перечень ещё и звукоизвлечением, так как я считаю, что на трёх китах стоит голосоведение в целом,- это звукообразование, звукоизвлечение и звуковедение. А также всегда берём во внимание чистоту интонации и образность восприятия для продуктивной и результативной работы над народной песней.

Навык - это деятельность сформированная путём повторения доведённая до автоматизма.

Певческая дикция - это степень отчётливости произнесения звуков во время пения. Она является частью вокальной техники и постановки певческого голоса, напрямую связана с правильным дыханием, подачей и посылом звука, а также с певческими позициями.

Звуковедение - это способ исполнения звуков при пении с той или иной степенью связанности или расчленённости. Штрихи - это приёмы исполнения музыки легато-связно, нонлегато - раздельно, стаккато - отрывисто.

III. Распевание. Применение знаний и умений в формировании певческих навыков с помощью дикционных и вокальных упражнений.

- распевание по системе В.И.Царегородцева, закрытым ртом на 1 ноте, «мычание» шаг распевки полтона в восходящем и низходящем движении,

- распевка на 1 ноте «ма-мэ-ми-мо-му», «ма-а-а-а, мэ-э-э-э, ми-и-и-и, му» в 2 вариантах: чёткое артикулирование и звуковедение на разные штрихи (легато и стаккато)шаг распевки полтона в восходящем движении,

- распевка на 2 нотах в 2 вариантах: «раяраяра» и «еоеая» в восходящем и низходящем движении,

- распевка на 3 нотах в 2 вариантах с опеванием основных ступеней звукоряда: «дудуду» и «я пою, дворец строю, вижу солнце»,

- распевание в терцово-квартовой рамке «виноградие моё», «зелёная травушка»..., «травка с подкошоном»

- распевка на 4 нотах в 2 вариантах: чёткое артикулирование и звуковедение на разные штрихи (стаккато «как по горкам по горам» и легато «не летай соловей») шаг распевки полтона в восходящем движении,

- распевание в кварто-квинтовой рамке «посею лебеду», «лазоревый цветок» и по системе В.И. Царегородцева «Особенности локальной традиции» а-е-е-Е-а-о.

Самыми распространёнными дикционными упражнениями являются скороговорки, но в моей практической вокально-хоровой работе, после проговаривания студентами определённого комплеска артикуляционной гимнастики, всё равно не хватало подвижности их артикуляционного аппарата и я придумала тавтограммы:

- дрозд дробит другое древо,

- скачет сквозь скалу скакалка,

- звонко звать звезду нам нужно

Тавтограмма - это  литературная форма: текст, все слова которого начинаются с одной и той же буквы.

Для усиления эффекта я придумала слова с двумя первыми согласными. Конечно же, учитывая все составляющие при формировании певческих навыков всегда нужно помнить о единой вокальной позиции, о мягкой атаке звука и о использовании резонаторов:

- грудного,

- лицевого,

- головного.

Все гласные априори акцентированные и исполняются в единой позиции и вот тут находится та грань между артикуляционной и голосовой позицией. При пении низких звуков - гортань находится высоко, а при пении высоких - низко. Нельзя забывать и о работе с певческим диалектом.

IV. Продолжение работы над формированием певческих навыков (чёткой и ясной дикции с характерным звуковдением) в текущем репертуаре. Исполнение песен

- донская казачья лирическая «Ляти пташка, канарейкя»

- русская народная песня «Молодая канарейка»

- стихи А.Вельтмана, музыка В.Осипова (19 век) «Что затуманилась, зоренька ясная...» (из репертуара Л.А.Руслановой)

- Саратовские частушки «Расцвела я как цветочек»

- современная народная песня «Под окном черёмуха колышется» (фрагмент) или

песня на сл. В.Семернина, муз.А.Шелепнева «Гармонь» (фрагмент)

 

Комментарии по исполнению: Звуковедение близкое к речевому «как говорю - так и пою», в единой манере звукообразования, ровность звучания песни во всех регистрах. Продолжать работу над кантиленным звуком с учётом особенностей певческого диалекта. Самоконтроль вокальной позиции и певческого дыхания, вокальный зевок, мягкое нёбо, изменение силы звука, высоты голоса, тембральной окраски в зависимости от характера и содержания песни.

V. Анализ и оценка

Критериями оценки результативности работы студентки на открытом занятии могут быть следующие уровни:

- высокий - студентка проявила творческий подход в решении возникающих задач, самостоятельна, с активным музыкально-образным и критическим мышлением, инициативна, точна в выполнении целей и задач, быстро осмысливает задания,

- средний - студентка проявляет интерес в работе над певческими навыками, имеет желание освоить и точно исполнить произведение, упражнение или задание, доводит все к успешному результату, однако не всегда хватает настойчивости и терпения, не совсем самостоятельна в подходе к работе над материалом, требует постоянного контроля преподавателя и направленности действий,

- низкий - студентка пассивна в исполнительской деятельности, не проявляет фактического интереса к занятиям, демонстрирует равнодушное отношение к подготовке.

VI. Рефлексия (игровой момент)

Всем известно, что в словарях дается четкое определение: рефлексия - это самоанализ, самооценка, "взгляд внутрь себя". Применительно к моему открытому занятию, я хочу предложить Варе поиграть с этим кубиком Блума и  самостоятельно оценить свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.

Для справки: Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, или "таксономия", разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную, психомоторную и аффективную. Проще говоря, эти цели можно обозначить блоками "Знаю", "Творю" и "Умею".

Варианты заданий и вопросов:

  1. Назови
  2. Почему
  3. Объясни
  4. Придумай
  5. Поделись
  6. Предложи

VII. Подведение итогов, обобщение занятия

Подводя итоги открытого занятия можно сказать что, поставленные цели достигнуты, задачи решены, студентка показала высокий уровень владения материалом вокального тренажа и сольного исполнительского мастерства, отчётливо просматривается дальнейшая успешная перспектива для реализации её певческих навыков. Всем спасибо, на этом урок окончен, до свидания.



Предварительный просмотр:

ПЛАН ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

преподавателя Хохловой Татьяны Александровны

по дисциплине «Исполнительское мастерство»

группа ОКНВ-II

Дата 08.11.2023

Тема занятия: «Работа над дикцией, звуковедением в разножанровых народных песнях»

Место проведения: ауд. 312, корпус 2.

Цели занятия:

Методическая – системное и последовательное освоение певческой дикции и звуковедения на разные штрихи и динамические оттенки в исполнении разножанровых народных песен, развитие артикуляционного аппарата с помощью дикционных упражнений (авторские тавтограммы) и голосового аппарата с помощью вокальных упражнений

Образовательная: комплексное формирование чёткой и ясной дикции и разновидностей звуковедения в работе над репертуаром, использование инновационных педагогических технологий

Воспитательная: создание устойчивых исполнительских представлений

,воспитание вокальной культуры, чувства целостности и образности исполняемых произведений

Развивающая: приобретение умения правильно использовать вокальные приёмы, усовершенствовать технику исполнения упражнений и репертаура, активизация музыкально-образного и критического мышления (приём технологии «Кубик Блума»)

Методическое обеспечение:

1. УМК.

2. Дидактические средства обучения: словесный и образный

3. Литература:

Асафьев Б. О русской песенности. - «Советская музыка», 1948, №3

Аспелунд Д. «Основные вопросы вокально-речевой культуры» М., Музгиз, 1933

Беляева В. Воспитание голоса в народной манере певца. Методическая разработка для преподавателей музыкальных училищ. Москва, 1980

Далецкий О. Народное звукообразование. - «Клуб и художественная самодеятельность», 1972, №14

Русланова Л. Жизнь моя - песня. - «Советская эстрада и цирк», 1969, №7

Садовников В. Орфоэпия в песне. М., Музгиз, 1958

Христиансен Л. Работа с народными певцами. Вопросы вокальной педагогики, вып.5 под ред. Л.Б. Дмитриева М., Музыка, 1963

Вид занятия: практическое, индивидуальное занятие.

Тип занятия: отработка умений и навыков.

Методы и формы проведения занятия и контроль знаний: индивидуальная, практическая работа с использованием методов: словесный(объяснение, показ), практический (упражнения, исполнение) и игровой (выполнение заданий кубика Блума)

Межпредметные связи: учебные дисциплины «Ансамбль» и «Ансамблевое исполнительство и дирижёрская практика»

Технические средства обучения: фортепиано, аккордеон, пюпитр, стол, стулья, ноты, кубик Блума

Ход занятия:

I.Организационный момент. Объявление темы.

II. Актуализация опорных знаний.

III. Распевание. Применение знаний и умений в формировании певческих навыков с помощью дикционных и вокальных упражнений.

IV. Продолжение работы над формированием певческих навыков (чёткой и ясной дикции с характерным звуковдением) в текущем репертуаре. Исполнение песен

V. Анализ и оценка

VI. Рефлексия (игровой момент)

VII. Подведение итогов, обобщение занятия

I.Организационный момент. Объявление темы.

Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня открытое занятие на тему «Работа над дикцией, звуковедением в разножанровых народных песнях» я провожу с участием студентки группы ОКНВ-II Муджришвили Ланой.

Вообще формированию певческих навыков посвящён весь год обучения у второкурсников этой специальсноти. Начиная от певческой установки и заканчивая звуковедением. Сегодня мы акцентируем своё внимание на дикции и звуковедении.

II. Актуализация опорных знаний.

Хотелось напомнить, что певческие навыки - это совокупность навыков и умений, необходимых для успешной исполнительской деятельности. Согласно тематическому планированию учебной программы в неё входят:

- певческая установка,

- певческое дыхание,

- дикция,

- артикуляция,

- звукообразование,

- звуковедение.

Но мне бы хотелось дополнить этот перечень ещё и звукоизвлечением, так как я считаю, что на трёх китах стоит голосоведение в целом,- это звукообразование, звукоизвлечение и звуковедение. А также всегда берём во внимание чистоту интонации и образность восприятия для продуктивной и результативной работы над народной песней.

Навык - это деятельность сформированная путём повторения доведённая до автоматизма.

Певческая дикция - это степень отчётливости произнесения звуков во время пения. Она является частью вокальной техники и постановки певческого голоса, напрямую связана с правильным дыханием, подачей и посылом звука, а также с певческими позициями.

Звуковедение - это способ исполнения звуков при пении с той или иной степенью связанности или расчленённости. Штрихи - это приёмы исполнения музыки легато-связно, нонлегато - раздельно, стаккато - отрывисто.

III. Распевание. Применение знаний и умений в формировании певческих навыков с помощью дикционных и вокальных упражнений.

- распевание по системе В.И.Царегородцева, закрытым ртом на 1 ноте, «мычание» шаг распевки полтона в восходящем и низходящем движении,

- распевка на 1 ноте «ма-мэ-ми-мо-му», «ма-а-а-а, мэ-э-э-э, ми-и-и-и, му» в 2 вариантах: чёткое артикулирование и звуковедение на разные штрихи (легато и стаккато)шаг распевки полтона в восходящем движении,

- распевка на 2 нотах в 2 вариантах: «раяраяра» и «еоеая» в восходящем и низходящем движении,

- распевка на 3 нотах в 2 вариантах с опеванием основных ступеней звукоряда: «дудуду» и «я пою, дворец строю, вижу солнце»,

- распевание в терцово-квартовой рамке «виноградие моё», «зелёная травушка»..., «травка с подкошоном»

- распевка на 4 нотах в 2 вариантах: чёткое артикулирование и звуковедение на разные штрихи (стаккато «как по горкам по горам» и легато «не летай соловей») шаг распевки полтона в восходящем движении,

- распевание в кварто-квинтовой рамке «посею лебеду», «лазоревый цветок» и по системе В.И. Царегородцева «Особенности локальной традиции» а-е-е-Е-а-о.

Самыми распространёнными дикционными упражнениями являются скороговорки, но как показывают занятия только скороговорок недостаточно и после проговаривания студентами определённого комплеска артикуляционной гимнастики, всё равно не хватало подвижности их артикуляционного аппарата и я придумала тавтограммы:

- дрозд дробит другое древо,

- скачет сквозь скалу скакалка,

- звонко звать звезду нам нужно

Тавтограмма - это  литературная форма: текст, все слова которого начинаются с одной и той же буквы.

Для усиления эффекта я придумала слова с двумя первыми согласными. Конечно же, учитывая все составляющие при формировании певческих навыков всегда нужно помнить о единой вокальной позиции, о мягкой атаке звука и о использовании резонаторов:

- грудного,

- лицевого,

- головного.

Все гласные априори акцентированные и исполняются в единой позиции и вот тут находится та грань между артикуляционной и голосовой позицией. При пении низких звуков - гортань находится высоко, а при пении высоких - низко. Нельзя забывать и о работе с певческим диалектом.

IV. Продолжение работы над формированием певческих навыков (чёткой и ясной дикции с характерным звуковдением) в текущем репертуаре. Исполнение песен

- историческая песня некрасовских казаков «Ой, да ты погодь-ка, солнце красное»

- русская народная песня «Садики мои»

- стихи М.Матусовского, муз.А.Бекирова «Я бедовая»

- Волжские припевки «Пересохни Волга-речка» (из репертуара Л.А.Руслановой)

- сл.А.Щербань, муз. Н.Кудрина «Сапожки русские» (фрагмент) или

песня на сл. В.Цыбина, муз.Б.Киселева «Гармонь» (фрагмент)

 

Комментарии по исполнению: Звуковедение близкое к речевому «как говорю - так и пою», в единой манере звукообразования, ровность звучания песни во всех регистрах. Продолжать работу над кантиленным звуком с учётом особенностей певческого диалекта. Самоконтроль вокальной позиции и певческого дыхания, вокальный зевок, мягкое нёбо, изменение силы звука, высоты голоса, тембральной окраски в зависимости от характера и содержания песни.

V. Анализ и оценка

Критериями оценки результативности работы студентки на открытом занятии могут быть следующие уровни:

- высокий - студентка проявила творческий подход в решении возникающих задач, самостоятельна, с активным музыкально-образным и критическим мышлением, инициативна, точна в выполнении целей и задач, быстро осмысливает задания,

- средний - студентка проявляет интерес в работе над певческими навыками, имеет желание освоить и точно исполнить произведение, упражнение или задание, доводит все к успешному результату, однако не всегда хватает настойчивости и терпения, не совсем самостоятельна в подходе к работе над материалом, требует постоянного контроля преподавателя и направленности действий,

- низкий - студентка пассивна в исполнительской деятельности, не проявляет фактического интереса к занятиям, демонстрирует равнодушное отношение к подготовке.

VI. Рефлексия (игровой момент)

Всем известно, что в словарях дается четкое определение: рефлексия - это самоанализ, самооценка, "взгляд внутрь себя". Применительно к моему открытому занятию, я хочу предложить Лане поиграть с этим кубиком Блума и  самостоятельно оценить свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.

Для справки: Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, или "таксономия", разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную, психомоторную и аффективную. Проще говоря, эти цели можно обозначить блоками "Знаю", "Творю" и "Умею".

Варианты заданий и вопросов:

  1. Назови
  2. Почему
  3. Объясни
  4. Придумай
  5. Поделись
  6. Предложи

VII. Подведение итогов, обобщение занятия

Подводя итоги открытого занятия можно сказать что, поставленные цели достигнуты, задачи решены, студентка показала высокий уровень владения материалом вокального тренажа и сольного исполнительского мастерства, отчётливо просматривается дальнейшая успешная перспектива для реализации её певческих навыков. Всем спасибо, на этом урок окончен, до свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План открытого урока по музыке на тему "Русская народная песня"

Данный урок разработан для студентов 3 курса специального дошкольного отделения, изучающих учебную дисциплину "Музыка, ритмика"...

Методическая разработка открытого занятия "А мы ходим-походим колядовщички" руководителя коллектива "Народная песня", педагога дополнительного образования Кисловой И.А.

Документ представляет собой разработку педагогом открытого занятия для своего коллектива "Народная песня", состоящего из детей начальных и средних классов общеобразовательной школы. Направленность кол...

Тест по предмету «Народное творчество» «Жанры народной песни» (автор - Нагорная Л.Н., Московское военно-музыкальное училище)

Тест по предмету «Народное творчество» «Жанры народной песни» (автор - Нагорная Л.Н., Московское военно-музыкальное училище)...

Разработка открытого урока "Народная песня живет в наших душах"

ЗАДАЧИ ОТКРЫТОГО УРОКА:Обучающие:Закрепить с учащимися ЗУН о соблюдениях правил пения в хоре, охране здоровья, охране голоса;Овладеть вокально-певческими навыками: чистого интонирования, певческой дик...

Открытый урок на тему: «Формирование дикции в работе с детским ансамблем народной песни»

Данный урок посвящен работе над формированием и развитием дикции у детей всех классов, обучающихся на музыкальном отделении ДШИ, в классе сольного народного пения. Певческая артикуляция значительно ак...

Исполнение народной песни в сопровождении народных инструментов

Участие в онлайн-фестивале Русский стиль август-сентябрь 2021г.РЦНТ ЛНРСвадебная песня "Кудрявчик" записана в Славяносербском районе, 1980г. https://disk.yandex.ua/i/wExAO4ZUHBb0bw...

Презентация по УД ОП.07 Народное пение и методика работы с детским фольклорным ансамблем. Тема - Методические особенности разучивания народной песни

Презентация по УД ОП.07  Народное пение и методика работы с детским фольклорным ансамблем. Тема - Методические особенности разучивания народной песни...