Начальный период обучения в классе трубы детской школы искусств.
учебно-методический материал

Олейников Михаил Дмитриевич

Начальный период обучения в классе трубы детской школы искусств.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Начальный период обучения в классе трубы детской школы искусств.

Начальный период обучения в классе трубы детской школы искусств обычно включает в себя ознакомление с инструментом и основами игры на нем. Вот некоторые из основных тем, которые могут быть рассмотрены в этом периоде обучения:

1. Знакомство с трубой: ученики узнают о структуре и компонентах трубы, таких как губная чашка (мундштук), патрубок и клапаны. Они учатся правильно держать инструмент и проговаривают названия его частей.

Труба и корнет — это духовые музыкальные инструменты из меди, или латуни с одинарным периодическим изгибом. Оба инструмента имеют длину примерно 1,5 метра и состоят из трубки, которая расширяется в конце в виде раструба, и набора клапанов для изменения высоты звука. Музыкант при игре на трубе или корнете использует силу губ и регулирует скорость и силу выдыхания, чтобы изменять высоту и окраску звука. Оба инструмента широко используются в симфонических и духовых оркестрах, джазовых и маршевых ансамблях. Они имеют сходные функции и звуковые характеристики, но имеют некоторые отличия в форме и размере. Труба имеет более прямую форму и крупнее по сравнению с корнетом, который имеет более компактный  размер.

История развития трубы и корнета имеет свои корни в древних временах. Изначально использовались простые инструменты, такие как трубы, изготовленные из рогов животных . Они использовались для передачи сигналов на большие расстояния на охоте и для различных ритуальных церемоний.

В древней Греции и Риме труба (фанфара) применялась в военных мероприятиях, чтобы передавать команды и выражать музыкальные фразы. В этих цивилизациях труба также имела своё место в культурных и религиозных празднествах.

В Средние века труба использовалась как военный инструмент, помогая координировать движение войск и обозначать начало и конец бою. Она также использовалась в оркестрах для добавления мощного звучания.

С появлением музыкальной нотации и развитием музыкальной теории в 15-16 веках, труба стала распространяться в европейской классической музыке. Она стала популярным инструментом не только в оркестрах, но и в сольных произведениях.

Корнет был изобретен в Италии в 16 веке. Он внешне напоминал трубу, но обладал внутренней системой клапанов, позволяющих играть разные ноты. Корнет стал популярным в оркестрах, благодаря своему гибкому и экспрессивному звучанию, а также возможности игры в разных тональностях.

В последующие века труба и корнет продолжали развиваться и совершенствоваться. Были созданы новые модели инструментов с улучшенной конструкцией и возможностями. В 19 веке труба стала очень популярным инструментом в духовых оркестрах, в то время как корнет оставался важным инструментом в маршевой музыке.

В 20 веке труба и корнет получили новое признание в джазе и других популярных жанрах. Музыканты начали экспериментировать с различными стилями игры и техникой, расширяя возможности этих инструментов.

Сегодня труба и корнет остаются важными инструментами в музыкальном мире. Они используются как в классической, так и в популярной музыке, и продолжают быть неотъемлемой частью оркестров и других ансамблей.

2. Дыхание и артикуляция: ученики учатся правильно дышать и контролировать выдох, чтобы создавать звук на трубе. Они также изучают различные артикуляции, такие как стаккато, легато, деташе, двойной язык и применяют их в своей игре.

3. Тон и интонация: ученики работают над достижением точности в высоте звука и улучшением интонации. Они тренируются в игре одиночных нот, выбирают правильные позиции клапанов и контролируют давление воздуха для достижения нужного тона.

4. Упражнения: ученики выполняют специальные упражнения, которые помогают им развивать мускулатуру губ и языка, укреплять дыхательные мышцы и улучшать технику игры на трубе.

Обучение игре на трубе включает в себя развитие навыков дыхания и артикуляции.

АМБУШЮР

Амбушюр (фр. embouchure, от bouche — рот) — губы, губной аппарат музыканта, играющего на каком-либо духовом музыкальном инструменте. Также амбушюром называют положение губ, языка и лицевых мышц при игре на таком инструменте.

От амбушюра зависит качество извлекаемых звуков, их тембр и высота. При игре на медных духовых инструментах условия работы амбушюра сильно зависят от параметров используемого мундштука.

Характеристики амбушюра:

Сила — способность принимать необходимое положение.

Выносливость (выдержка) — способность выдерживать продолжительную нагрузку.

Подвижность (гибкость) — способность быстро менять положение.

Дыхание является ключевым аспектом игры на трубе, так как оно позволяет извлекать звуки различной громкости и длительности. Обучение правильному дыханию включает в себя упражнения на развитие объёма лёгких и контроль над дыхательными мышцами.

Артикуляция на трубе означает правильное формирование звуков с помощью губ и языка. Обучение артикуляции включает в себя работу над точностью и координацией движений губ и языка.

В целом, обучение игре на трубе требует комплексного подхода, который включает в себя как развитие физических навыков (дыхание, артикуляция), так и работу над музыкальным слухом, чувством ритма и техникой исполнения.

5. Чтение нот и нотная запись: ученики учатся читать ноты и основные музыкальные символы. Они начинают играть простые мелодии и учатся использовать нотную запись для исполнения музыки.

6. Ансамблевая игра: в зависимости от возраста и уровня группы, ученики могут принимать участие в ансамблевой игре. Это может быть игра в ансамбле труб или других инструментов, где они учатся слушать и согласовывать свою игру с другими музыкантами.

В начальном периоде обучения обычно поддерживается регулярная практика и повторение основных навыков, чтобы построить крепкую технику игры на трубе. По мере освоения навыков, ученики могут перейти к более сложным техникам и репертуару.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Целостность процесса обучения и воспитания на уроках изобразительного искусства в условиях Детской Школы Искусств.

Многие годы я проработала в общеобразовательной школе учителем изобразительного искусства, где проблема обучения и воспитания всегда стояла остро. И сейчас, работая в школе искусств, вижу, что э...

Программа По предмету «Народно-сценический танец» для учащихся хореографического отделения «Детской школы искусств» (2-7 класс)

Народно – сценический  танец  является  одним  из  основных  предметов  специального  цикла  хореографических  дисциплин,  он  расширяет...

Принципы подбора учебного материала в скрипичном классе детской школы искусств школы

Трудно переоценить значение правильного выбора учебного ре­пертуара для успешной педагогической практики. С первых занятий когда, только начинается обучение ребенка игре на скрипке, актуаль­ными стано...

Дидактические приёмы обучения на занятиях теоретических дисциплин в детской школе искусств

Дидактические приёмы адаптированные для теоретических дисциплин в детской школе искусств, конкретно для уроков музыкальной литературы, сольфеджио, музыкальной грамоты....

"Особенности начального периода обучения в классе скрипки"

Данная работа – попытка помочь обрести систему в обучении на начальном этапе. Но, всегда необходимо указывать на то, что это всего лишь один из возможных путей, и нет необходимости следовать бук...

Сценарий к концерту, посвящённому 25-летию со дня основания образцового показательного детского коллектива- оркестра русских народных инструментов Новоаганской детской школы искусств "Югорская фантазия"

Юбилейный концерт был проведен 18.05.2018 года. Это мероприятие - творческий отчет о деятельности оркестра, о его репертуаре, о составе и солистах. В сценарии озвучены достижения оркестра и ансамбля р...

Доклад "Особенности обучения детей с ОВЗ в детской школе искусств" ( 2021 г.)

Доклад "Особенности обучения детей с ОВЗ в детской школе искусств" ( 2021 г.)...