ОП.11 Хоровое дирижирование
методическая разработка

Савилова Мария Владимировна

Методические рекомендации составлены в соответствии с ФГОС СПО для студентов, обучающихся по специальности 53.02.01 Музыкальное образование, и предназначены для использования на занятиях и в процессе самостоятельной работы. Целью создания методических рекомендаций было воспитание осознанного отношения студентов к процессу формирования общих и профессиональных компетенций по дисциплине хоровое дирижирование в условиях колледжа искусств.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл op.11_horovoe_dirizhirovani_metodich.rek_mo.docx49.56 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ И АРХИВНОГО ДЕЛА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ТАМБОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ТАМБОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ»

УТВЕРЖДАЮ:

Директор колледжа искусств

____________Толмачев Ю.А.

  «___»______________  2021г.

Номер регистрации________

 

ОП.11 ДИРИЖИРОВАНИЕ

Методические рекомендации

для студентов, обучающихся по специальности

53.02.01 Музыкальное образование (базовой подготовки)

Тамбов 2021

Утверждено на заседании ПЦК отделения хорового дирижирования от 26.03.2021 года, протокол №6.

Рекомендовано к использованию в учебном процессе научно-методическим советом колледжа от 02.04.2021 года протокол №_____

ОП.11 Хоровое дирижирование: методические рекомендации для студентов, обучающихся по специальности 53.02.01 Музыкальное образование/ сост. Савилова М.В.; Тамбовское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Тамбовский колледж искусств». – Тамбов, 2021. – 20 с. – Текст: непосредственный.

Методические рекомендации составлены в соответствии с ФГОС СПО для студентов, обучающихся по специальности 53.02.01 Музыкальное образование, и предназначены для использования на занятиях и в процессе самостоятельной работы.

СОДЕРЖАНИЕ

1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ……………………………………………….

4

2

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ………………………………

2.1 Содержание практических занятий……………………………….                

5

2.2 Содержание домашних заданий……………………………………

6

2.3 Требования к контрольным урокам и зачетам……………………

2.4 Репертуарный список……………………………………………….        

8

10

2.5 План анализа хоровой партитуры………………………………….

2.6 Глоссарий…………………………………………………………      

12

14

3

ТРЕБОВАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ…………..……….      

18

  4

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………..

19

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Данные методические рекомендации по курсу ОП.11 Хоровое дирижирование предназначены для организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов, обучающихся по специальности 53.02.01Музыкальное образование, а также для их ознакомления с содержанием и формами проведения текущего и промежуточного контроля.

Целью создания методических рекомендаций было воспитание осознанного отношения студентов к процессу формирования общих и профессиональных компетенций в условиях колледжа искусств.

Задачами создания методических рекомендаций являются следующие:

  • формировать умение эффективно применять теоретические сведения на практических занятиях;
  • формировать умение вести продуктивную домашнюю самостоятельную работу, используя основные приемы учебной деятельности и рекомендованную литературу;
  • формировать умение компенсировать занятия, пропущенные по болезни или семейным обстоятельствам, за счет различных видов дополнительной учебной активности (демонстрация домашних занятий с отчетами по аудио и видеозаписям, изучение дополнительной методической литературы);
  • формировать умение качественно готовиться к контрольным урокам/зачетам/экзаменам и демонстрировать полученные при изучении дисциплины знания, умения, навыки и компетенции в полном объеме во время текущей, промежуточной аттестации.

        Спецификой преподавания дисциплины является её практическая направленность, не исключающая освоение теоретических сведений, в рамках изучаемого материала по технике дирижирования.

Текущий контроль по дисциплине осуществляется во время:

  • проверки еженедельных домашних заданий;
  • наблюдения за работой студента на практическом занятии и освоении им базовых теоретических понятий по дисциплине;

Промежуточный контроль по дисциплине осуществляется во время:

  • контрольных уроков;
  • зачета (3 семестр).

Обязательной учебной нагрузки 183ч., самостоятельная работа студента -92ч.

2 ПЕРЕЧЕНЬ РАБОТ

2.1 Содержание практических занятий

        Практическая часть учебной дисциплины представляет собою процесс формирования навыков дирижирования хором, развитие профессионального мышления и аналитических способностей студентов.

1 курс

Практическое задание 1. Освоение различных видов ауфтактов: полный и не полный ауфтакт, задержанный ауфтакт, междольный ауфтакт.

Практическое задание 2. Выполнение метрономических и пластических упражнений для освобождения мышц дирижерского аппарата и закрепления на практике базовых позиций рук и жестов.

Практическое задание 3. Освоение простых метрических схем тактирования, простых и сложных размеров: 3/4  4/4  2/4;

Практическое задание 4. Изучение основные методов и приемов работы над произведением.

Практическое задание 5. Исполнение произведения детского хорового репертуара.

2 курс

Практическое задание 1. Исполнение кратковременных подвижных нюансов (крещендо и диминуэндо).

Практическое задание 2. Работа над показом легато в умеренном темпе, при средней силе звучания, показ различных видов фермат.

Практическое задание 3. Дирижирование в размере 2/2 и алля бреве.

Практическое задание 4. Изучение приемов показа фразировки.

Практическое задание 5. Изучение приема показа дробленого вступления.

Практическое задание 6. Изучение размеров 6/8 и 6/4 по шести – и двухдольным схемам.

Практическое задание 7. Изучение приемов показа стаккато, показа синкопы и акцентов.

Практическое задание 8. Исполнение произведения детского хорового репертуара.

3 курс

Практическое задание 1. Дирижирование в размерах 5/8 и 5/4 по двух и пятидольным схемам.

Практическое задание 2. Дирижирование в размерах 3/2 и 3/8 по трехдольной схеме в различных динамических и темповых показателя

Практическое задание 3. Дирижирование в размере 3/4 и 3/8 в быстром движении (на раз).

Практическое задание 4. Показ длительного крещендо и диминуэндо.

Практическое задание 5. Подготовка аннотации на хоровое произведение a cappella.

Практическое задание 6. Исполнение произведения детского хорового репертуара.

4 курс

Практическое задание 1. Изучение сложных размеров 7/4, 9/8, 12/8, 9/4, 12/4 по девяти и трех, по двенадцати и четырехдольным схемам;

Практическое задание 2. Дирижировние в размере 11/4 в быстром темпе по пятидольной схеме с чередованием простых и сложных размеров.

Практическое задание 3. Совершенствование навыков работы с хором.

Практическое задание 4. Подготовка аннотации на хоровое произведение a cappella.

Практическое задание 5. Исполнение произведения детского хорового репертуара.

2.2 Содержание домашних заданий

В процессе домашней подготовки студенты должны:

- изучить рекомендованные педагогом учебники, учебные пособия, а также по своему усмотрению выбрать дополнительную литературу;

- подготовить ответы на вопросы, сформулированные в задании.

1 курс

-изучение методической литературы раскрывающей цели и задачи дисциплины «Хоровое дирижирование», ее значение для музыкально-педагогической деятельности   учителя музыки и музыкального руководителя;

-конспектирование основных понятий техники дирижирования: постановка корпуса, рук, головы, принципы и характер дирижерских движений, дирижерская плоскость, понятие «точка» в дирижировании.

-выполнение метрономических и пластических упражнений для освобождения мышц дирижерского аппарата и закрепления на практике базовых позиций рук и жестов.

-закрепление на практике навыков выполнения разных видов ауфтактов (полный, не полный, задержанный, метрический, междольный) с отражением в нем темпа, характера и динамики исполняемого произведения.

-работа над музыкальными произведениями по дирижированию и детским хоровым репертуаром;

-подготовка к коллоквиуму по методической литературе.

Литература:

1.Андреева, Л. Методика преподавания хорового дирижирования. – М: Музыка 1969. –Текст: непосредственный.

2. Казачков, С.А. Дирижерский аппарат и его постановка. – М: Музыка, 1967.

- 111 с., 8 л. ил.- https://www.studmed.ru/kazachkov-s-a-dirizherskiy-apparat-i-ego-postanovka_dd7d842345a.html - Текст: электронный.

2 курс

-выполнение метрономических и пластических упражнений для закрепления

навыков дифференцированной работы правой и левой руки, освобождения

 мышц дирижерского аппарата;

-работа над музыкальными произведениями по дирижированию и детским хоровым репертуаром;

-подготовка к коллоквиуму по методической литературе. 

Литература:

1. Андреева, Л. Методика преподавания хорового дирижирования. – Москва: Музыка, 1969 –Текст: непосредственный.

2. Казачков С.А. Дирижерский аппарат и его постановка. – Москва: Музыка, 1967. - 111 с., 8 л. ил.- https://www.studmed.ru/kazachkov-s-a-dirizherskiy-apparat-i-ego-postanovka_dd7d842345a.html - Текст: электронный.

3 курс

-закрепление на практике навыков тактирования нессиметричных и переменных размеров в работе над изучаемым репертуаром;

-мануальное закрепление музыкального материала изучаемого произведения крупной формы (фрагмента оратории, кантаты, оперной сцены и т. д.);

-подготовка аннотации на произведение без сопровождения;

-работа над музыкальными произведениями по дирижированию и детским хоровым репертуаром;

-подготовка к коллоквиуму по методической литературе. 

Литература:

1. Андреева, Л. М., Методика преподавания хорового дирижирования/ Л.М.  Андреева – Москва: Музыка, 1969. — 127 с. –Текст непосредственный.

2. Живов, В.Л., Исполнительский анализ хорового произведения./ В.Л. Живов. - М.: Музыка, 1987. - 96 с. – https://hor.by/2010/12/zhivov-performing-analysis/ -Текст электронный.

3. Казачков С.А. Дирижерский аппарат и его постановка. – Москва: Музыка 1967. - 111 с., 8 л. ил.- https://www.studmed.ru/kazachkov-s-a-dirizherskiy-apparat-i-ego-postanovka_dd7d842345a.html - Текст: электронный.

4.Стулова, Г.П. Хоровой класс: Теория и практика работы в детском хоре. – Москва: Музыка 1988. - 125, [1] с. : ил., нот. ил.; 22 см. - ISBN 5-09-000382-3 : 30 к. –Текст непосредственный.

4 курс

- работа над исполнением хоровой партитуры на инструменте;

-мануальное закрепление музыкального материала изучаемых произведений;

-подготовка аннотации на произведение без сопровождения;  

-подготовка к коллоквиуму по методической литературе. 

Литература:

1. Андреева, Л. М., Методика преподавания хорового дирижирования/ Л.М.  Андреева – Москва: Музыка, 1969. — 127 с. –Текст непосредственный.

2. Казачков С.А. Дирижерский аппарат и его постановка. – Москва: Музыка 1967. - 111 с., 8 л. ил.- https://www.studmed.ru/kazachkov-s-a-dirizherskiy-apparat-i-ego-postanovka_dd7d842345a.html - Текст: электронный.

3.Стулова, Г.П. Хоровой класс: Теория и практика работы в детском хоре. – Москва: Музыка 1988. - 125, [1] с. : ил., нот. ил.; 22 см. - ISBN 5-09-000382-3 : 30 к. –Текст непосредственный.

2.3 Требования к контрольным урокам, зачету

I-IV курс

На контрольных уроках (1,2, 4-8 семестры), зачетах (3 семестр), студенты дирижируют двумя произведениями (a cappella и с сопровождением), соответствующими курсовым требованиям.

Требования к коллоквиуму:

  • выразительно исполнить наизусть партитуру a cappella и партитуру произведения с сопровождением по нотам;
  • петь голоса произведения a cappella наизусть, а произведения с сопровождением по нотам с тактированием;
  • рассказать о творчестве композиторов, дирижируемых произведений;
  • привести музыкальные примеры некоторых произведений авторов;
  • рассказать о поэтах и авторах текстов;
  • исполнить произведение детского хорового репертуара на фортепиано с пением вокальной партии;
  • рассказать о вокально-хоровых трудностях в произведениях и способах их преодоления.

С 5-го по 8-й семестры, помимо выполнения выше перечисленных практических заданий и устного ответа, студенты предоставляют аннотацию на произведение a cappella.

Вопросы для подготовки к коллоквиуму в рамках проведения контрольных уроков, зачета

1 курс

1 семестр

1. Охарактеризуйте значение дирижерского аппарата и его возможностей в отображении исполнительского образа произведения.

2. Перечислите основные части дирижерского аппарата и их роль в дирижировании.

3. Дайте определение понятиям: «метрономирование» (тактирование) и «дирижирование», «дирижерская сетка».

4. Дайте определение понятиям: плоскость тактирования, точка на плоскости, «отдача» от плоскости.

5. Дайте определение понятиям: дирижерская доля, сильная и слабые доли такта.

6. Назовите три начальных элемента дирижерского жеста.

7. Опишите процесс снятия звука.

2 семестр

1. Понятие «ауфтакт» (полный и не полный, задержанный, метрический и несимметрический, междольный).

Отражение в ауфтакте темпа, динамики, штрихов, вступления.

2. Охарактеризуйте принципы дирижирования штрихов legato, marcato, Динамики mf и f.  

3. Перечислите приемы вступления с разных долей такта.

4. Опишите методику снятия на разных долях такта.

5. Охарактеризуйте функции правой и левой руки.

6. Назовите простые и сложные размеры и принципы их мануального выражения.

2 курс

3 семестр

1.Охарактеризуйте значимость подвижных нюансов (крещендо и диминуэндо).

2. Дайте определение понятию «фермата», назовите различные виды фермат.

3. Назовите принципы дирижирования в размере 2/2 и алля бреве.

4.  Назовите приемы показа фразировки.

4 семестр

1. Опишите методику выполнения дробленого вступления.

2. Назовите особенности дирижирования размеров 6/8 и 6/4 по шести – и двухдольным схемам.

3. Опишите  приемы  дирижирования стаккато.

4. Опишите  приемы дирижирования синкопы и акцента.

5. Дайте характеристику механизма камертон и методов работы с ним;

3 курс

5 семестр (требования к коллоквиуму на зачете)

1. Дайте определение понятиям - тип, вид хора.

2. Дайте определение понятиям - тесситура, диапазон.

3. Дайте определение понятиям - строй, ансамбль.

4. Дайте определение понятиям – дыхание, фразировка, кульминация.

6. Назовите различные виды хоровой фактуры.

7.Опишите приемы дирижирования в размерах 5/8 и 5/4 по двух и пятидольным схемам.

8.Назовите особенности дирижирования в размерах 3/2 и 3/8 по трехдольной схеме в различных динамических и темповых показателях.

6 семестр

1. Охарактеризуйте понятия колористические приемы, агогика.

2. Какие размеры являются сложными, переменными.

3. Какие художественно-исполнительские задачи стоят перед дирижером.

4.Назовите жанры хоровой музыки.

5.Назовите особенности дирижирования в размерах 3/4 и 3/8 в быстром движении (на раз).

6. Опишите методику исполнения длительного крещендо и диминуэндо.

4 курс

7 семестр

Расскажите о приемах дирижирования сложных размеров по девяти и трех, по двенадцати и четырехдольным схемам: 9/8, 12/8, 9/4, 12/4.

8 семестр

1.Опишите приемы дирижирования -11/4 в быстром темпе по пятидольной схеме с чередованием простых и сложных размеров.

2. Дайте определение понятию – интерпретация произведения;

3. Перечислите этапы анализа хорового произведения;

4.  Назовите методы вокально-хоровой работы с детским хором.

2.4 Репертуарный список

Примерные программы по дирижированию

1 семестр

Р. Глиэр, стихи А. Плещеева «Травка зеленеет».

Литовская народная песня «Пион» в обработке С. Шимкуса, русский текст А. Титова.

Р. Паулс «Добрая зима».

2 семестр

Русская народная песня в обработке Ю. Славницкого «Как на дубе».

Ю. Мокроусов, сл. С. Островского «Песня о Волге».

Е. Крылатов, сл. Ю. Яковлева «Колыбельная медведицы».

3 семестр

И. Галкин, сл. М. Исаковского «Куда б ни шёл, ни ехал ты».

А. Гречанинов, сл. Е. Баратынского «Осень».

Т. Попатенко, сл. В. Викторова «Котёнок и щенок».

4 семестр

М. Коваль «Горлинка».

Р. Шуман, сл. Г. Гейне «Лотос».

Г. Гладков, ст. Г. Степанова «Не обижайте муравья».

5 семестр

Д. Аракишвили, ст. С. Глахашвили «О поэте».

Б. Бриттен «Agnus Dei» из Короткой мессы.

Т. Корганов «Утренний канон».

6 семестр

В. Шебалин, ст. М. Танка «Берёзе».

П. Рукин, ст. А. Пушкина «Ворон к ворону летит».

«Дударик» Украинская народная песня. Обработка Н. Леонтовича, переложение для детского хора В. Попова.

7 семестр

Г. Свиридов «Молотьба» № 7 из «поэмы памяти Сергея Есенина».

П. Чесноков «Вечери твоея тайныя».

Г. Гладков, ст. Г. Степанова «Не обижайте муравья».

8 семестр

Б. Бриттен «Gloria» из Короткой мессы.

К. Проснак, русский текст. К. Хрустельской «Море».

Е. Крылатов, сл. Ю. Яковлева «Колыбельная медведицы».

Примерный список произведений для экзамена

по практике работы с хором

Женский хор

I

1. Русская народная песня «Повянь, повянь бурь - погодушка» (обр. В. Соколова).

2. Гречанинов А. «Совушкина свадьба».

II

1.Галкин И. « Куда б ни шел, ни ехал ты».

2.Глинка Н. « Попутная песня» (обр. А. Егорова).

III

1.Украинская народная песня «Щедрик» (обр. Н. Леонтовича).

2.Шуберт Ф. «Музыкальный момент» (обр. В.Соколова).

IV

1.Ушкарев А. «Метель».

2.Чесноков П.Г. «Крестьянская пирушка».

V

1.Русская народная песня «Ты не стой колодец», обр. А. Лядова.

2.Мусоргский М. (из оперы Хованщина) « Поздно вечером сидела».

VI

1.В. Мурадели, сл. В. Викторова «Девчонка везла на возу».

2.А. Даргомыжский  «Хор  русалок» (из оперы «Русалка»).

VII

1.В Мурадели, сл. М. Садовского «Сны-недотроги».

2.П. Чайковский Хор девушек из оперы «Евгений Онегин».

VIII

1.Ю. Чичков, сл. Ф Тютчева «В небе тают облака».

2.П. Чайковский Хор девушек из оперы «Мазепа».

2.5 План анализа хоровой партитуры

Историко-стилистический анализ

Чтобы усвоить музыку изучаемого произведения, нужно знать музыкальный и литературный текст произведения, рекомендуется познакомиться также с творчеством данного композитора (а если это народная песня, то и с песенным творчеством данного народа).

Необходимо усвоить стиль, приемы письма и творческое направление автора изучаемого произведения, ознакомиться с историческими данными об авторах, как музыки, так и текста. Тщательно и всесторонне изучается поэтический, литературный текст произведения, его ритм, форму, дословный и литературный перевод.

Далее устанавливается соответствие между музыкой и текстом, отмечаются отдельные случаи несоответствия музыки и текста. Несоответствия, возникшие по вине автора музыки или поэтического текста, часто затуманивают художественный смысл произведения и заставляют дирижера приложить много усилий для объединения разнородных элементов в известное и достаточное единство, позволяющее выделить и донести до слушателя наиболее ценные моменты художественного содержания.

Музыкально-теоретический анализ

 Музыкально-теоретический анализ должен включать следующее:

-нужно сделать музыкально-тематический разбор произведения, разобрать его музыкальную форму, ладотональный план, метр, ритм и темп произведения;

-подробно познакомиться с гармонией и голосоведением, установить цезуры между музыкальными фразами и т. д.

а) Анализ музыкально-структурной стороны начинается с определения общей формы изучаемого произведения, затем намечаются точные границы каждой отдельной части (и связь их с литературным текстом).

б) Анализируется фактура изложения, выделяются элементы полифонии.  

в) Устанавливается ладотональный план произведения: основная тональность, характерные гармонические построения (переменность, отклонения, модуляции), кадансовые обороты, расположение звуков аккордов по голосам в хоровых партиях.

г) Выявляются особенности ритма.

д) Тщательно   анализируется   голосоведение.  

―Правильное   и   умелое голосоведение в хорах, - писал Н.А. Римский-Корсаков, - есть важный залог чистого и верного исполнения. Недостатки голосоведения ведут к величайшим затруднениям для выучки, и часто самый опытный и прекрасный хор нельзя заставить не выйти из строя, если голосоведение неудовлетворительно.

Вокально-хоровой анализ

Вокально-хоровой анализ должен коснуться всех сторон произведения. Сюда относится: установление типа и вида хора, для которого написана партитура; изучение вокальных особенностей каждой партии – объем, диапазон, тесситура, использование переходных нот и связанные с этим вокальные трудности; степень использования каждого голоса, особенности хорового строя, трудности интонирования со стороны интервальной или ритмической.

Надо проверить фразировку во взаимодействии с техникой дыхания  хора и сделать нужные обозначения в голосах партитуры.

Разобрать литературный текст со стороны его вокальности и дикции.

Определить тип ансамбля между хоровыми партиями как со стороны технической (тесситурные условия), так и со стороны музыкальной (значение партии по музыкально-тематическому материалу) и т.д.

Исполнительский анализ

Дирижерско-исполнительская составляющая - заключительный раздел работы над хоровой партитурой, может быть разработана только в том случае, если на основе анализа дирижер всесторонне понял идею и сущность музыкального произведения, проникся его образным строем, формой и фактурой. Только полное понимание сущности исполняемого произведения и средств дирижерской выразительности дадут возможность найти верный художественный образ произведения и наметить стройный план его исполнительского раскрытия.

Глубокое понимание художественного образа, как уже указывалось, достигается путем всестороннего анализа партитуры. Дирижер, переходя от общего к частному и вновь возвращаясь к общему, исследуя отдельные эпизоды, их мелодическую, гармоническую, вокально-хоровую и динамическую структуры по отношению к произведению в целом, постепенно определяет художественный образ всей партитуры.

Дирижер должен четко представлять себе динамический план развития партитуры, связанный с особенностями фразировки, формы, движением к кульминации.

И наконец, дирижер должен составить план репетиций по разучиванию данного произведения с учетом их количества и содержания.

Этим заканчивается изучение партитуры дирижером и наступает период разучивания произведения с хором.

2.6 Глоссарий по теме Введение

Дирижер - музыкант-исполнитель, руководитель оркестра, хора, ансамбля, оперной труппы и т.д.

Дирижирование - вид музыкально-исполнительского искусства, управление коллективом музыкантов (оркестром, хором, ансамблем, оперной труппой и т.д.) в процессе подготовки и во время публичного исполнения музыкальных произведений. Дирижер стремится передать коллективу свои художественные намерения, обеспечивает ансамблевую стройность и техническое совершенство исполнения.

Дирижерский аппарат – комплекс слуховых, эмоциональных, двигательных способностей, необходимых для волевого воздействия на исполнителей во время дирижирования. Решающее значение здесь имеет глубина взаимосвязи этих способностей.

Капельмейстер (руководитель капеллы) – первоначально в XVI-XVIII

вв., в XIX века – дирижер симфонического, театрального оркестра.

Мануальная дирижерская техника – (от лат. manualis – ручной) специальные движения рук, передающие музыкально-образные представления дирижера. Является составной частью дирижерской техники.

Хор 

1) в древнегреческой трагедии обязательный коллективный участник

действия, олицетворяющий голос  народа  или  выступающий  одновременно в качестве действующего лица;

2) певческий коллектив; различают однородные (женские, мужские, хоры мальчиков) и смешанные хоры. Обычно смешанный хор включает в себя четыре партии: сопрано, альты, тенора, басы. Каждая партия может делиться на несколько самостоятельных партий (divisi).

3) Номер в опере и кантатно-ораториальных сочинениях;

4) группа струн одного музыкального инструмента, настроенных в унисон;

5) в оркестре звучание однородных инструментов;

6) место певчих в христианских храмах.

Глоссарий по теме «Основы техники дирижирования»

Ауфтакт – (от лат. auf –перед, и tactus – касание) основной дирижерский ест, определяющий темп и характер исполнения дирижерской доли такта. Ауфтакт состоит из трех элементов: замах, стремления к «точке» (падение), и «отдачи». В ауфтактах непроизвольно отражается уровень способностей дирижера, его темперамент, состояние души в тот или иной момент. Количество ауфтактов неисчерпаемо, как неисчерпаемо разнообразие ощущений музыкального образа дирижером.

Внутри тактовый ауфтакт – тоже, что и междольный ауфтакт.

Двойной ауфтакт – ауфтакт с двойным замахом. Лишний замах часто случается у начинающих дирижеров при выполнении начального такта, если кисть и предплечье приготовлены перед началом движения в низком положении.

Задержанный ауфтакт – тоже, что и акцентированный ауфтакт.

Замах – 1) Движение руки дирижера до начала падения; 2) Первый и важнейший элемент ауфтакта, во многом определяющий характер звучания последующей дирижерской доли такта.

Междольный ауфтакт – ауфтакт, связывающий дирижерские доли такта между собой. Выполняет две функции одновременно: руководство звучанием текущей доли и воздействие на исполнение последующей.

Обращенный ауфтакт – основные элементы которого (замах, падение, отдача) выполняется в обращенном, перевернутом виде «вверх ногами». Степень перевернутости может быть различной, в зависимости от реакции оркестра и хора, а также от дирижерского туше. Обращенный ауфтакт, имеет широкое распространение среди дирижеров XX-XXI века. Часто применяется как выразительный прием в передаче музыки легкого, воздушного характера. Например, эффективно применение обращенного ауфтакта, при дирижировании вальсом.

Отдача это:

1. Движение руки дирижера после обозначения начала дирижерской доли такта;

2. Третий элемент ауфтакта.

Падение это:

1. Движение руки дирижера после замаха;

2. Второй элемент ауфтакта.

Полный ауфтакт – ауфтакт, к полной дирижерской доле такта, – доле, имеющей полную длительность или в начале которой нет паузы.

Комбинированное движение – движение рук в дирижировании, при котором правая и левая рука могут нести - различные функции. Движение левой, руки есть важное средство для расчленения, усиления, подчеркивания, увеличения интенсивности, ослабления и утончения звучности музыкального потока. Правая рука отбивает такт, левая – нюансы. Первая – от сердца, правая от разума; и правая рука всегда должна знать, что делает левая. Цель дирижера - добиться совершенной координации жеста при полной независимости рук, так, чтобы одно не противоречило другому.

Двухдольный метр - метр, в котором акценты (сильные доли) повторяются равномерно через одну долю (двухдольные размеры— 2/2, 2/4, 2/8, размер 2/2 называется также alla breve).

Дирижерская доля такта – счетная единица дирижерского метра.

Дирижерский метр – (от греч. – metron) – количество дирижерских счетных долей в такте. Дирижерский метр может не соответствовать размеру такта в нотной записи. Например, такт, размер которого в нотной записи 4/4, может иметь две или восемь дирижерских долей, в зависимости от темпа, характера звучания музыки и личных музыкально-образных представлений и двигательных ощущений дирижера. В процессе дирижирования дирижерский метр всегда отображается в соответствующей схеме тактирования.

Метр (от греч. мера, размер) - в музыке и поэзии ритмическая форма, служащая мерой, в соответствии с которой музыкальные и поэтические тесты делятся на метрические единицы – стопы, стихи, строфы, такты.

Мышечная память – Способность человеческого организма запоминать двигательные ощущения, во время выполнения каких-либо действий в прошлом. Воскресить подобные двигательные ощущения можно различными способами, например, путем воспоминаний об окружающей обстановке, о своих действиях во время того или иного события. Подобный механизм использования мышечной памяти нашел свое убедительное применение в театральном искусстве, в частности, в деятельности знаменитого режиссера, К.С. Станиславского.

Техника дирижирования - владение дирижером системой жестов, обеспечивающих понятное хоровому коллективу выявление художественных замыслов руководителя и умение управлять исполнением.

Трехдольный метр - метр, в котором акценты повторяются равномерно через две доли (Трехдольные размеры— 3/2,3/4, 3/8).

Сильная доля – первая, метрически опорная доля такта, перед которой стоит тактовая черта. В сложных и смешанных размерах существует и относительно сильная доля, на пример 3-я доля в 4/4 размере.

Слабая доля – в тактовой системе метрически не опорная доля, например 2-я и 3-я в трехдольном такте, 2-я и 3-я в четырехдольном. Служит непрерывности метрической пульсации, оттеняет сильную и относительно сильную доли.

Сложные размеры – образуются от слияния простых однородных метров.

Сложный метр может состоять из двух или более простых метров. Благодаря этому сложный метр имеет несколько сильных долей времени. Количество сильных долей времени в сложном метре соответствует количеству простых метров входящих в его состав.

Схема тактирования – чертеж, схема, приблизительно изображающий систематическое перемещение руки дирижера внутри такта. В зависимости от количества дирижерских счетных долей. Существуют различные схемы тактирования: «на раз», «на два», «на три», «на четыре», и т.д. В современной теории дирижирования перемещение руки при тактировании базируется на дугообразных движениях, основание которых находится на одном уровне.

Динамика — одно из важнейших выразительных средств в музыке. Она помогает исполнителям ярче раскрыть содержание произведения. Динамика делает музыку впечатляющей, красочной, живой.

Темп – скорость движения в музыке, определяемая числом метрических долей в единице времени. Сопоставление метроритмических и словесных обозначений темпа показывают, что темп зависит не только от частоты счетных единиц, но и от их весомости, выраженной в нотных длительностях, величины такта, внутри долевой пульсации, фактуры и т.д.

Техника дирижирования - владение дирижером системой жестов, обеспечивающих понятное хоровому коллективу выявление художественных замыслов руководителя и умение управлять.

Фермата – остановка на звуке или паузе, увеличивает его

продолжительность. Увеличение длительности посредством ферматы зависит от характера и темпа произведений.

Формы звуковедения. Прием legato – (связанно, плавно, в дирижировании характеризуется связанностью всех движений («певучая рука»). Отличительными   чертами      legato    являются   плавные   движения и  мягкие «точки».  Non  legato  характеризуется  ясной разграниченностью  долей  друг от друга, увеличением значимости «точки» и сокращение долевых движений. Дыхание перед каждой долей в non legato на мгновение задерживается и тем самым определяется большая четкость доли. При дирижировании штрихом staccato (отрывисто не связывая) долевые движения сокращены до минимума, а значение «точки» резко возрастает. Они делаются подчеркнуто, резко и коротко.

Глоссарий к теме «Работа дирижера над хоровой партитурой»

Анализ музыкального произведения - рассмотрение произведения в единстве содержания и формы, теоретического и исторического ракурсов, объективного изучения и эстетической оценки, как художественное целое, зависящее от композиторского замысла, исполнительской интерпретации и направленности на слушателя. В вокальной музыке анализируется также соотношение собственных музыкальных средств и словесного текста.

Дирижерский слух – способность ясно слышать многокрасочное звучание хоровой партитуры, как бы «внутри себя», так и непосредственно во время исполнения. Это универсальный музыкальный слух, вбирающий в себя основные характеристики мелодического, гармонического, термального и внутреннего слуха. Отличается объемностью слухового восприятия, способностью контролировать баланс звучности голосов хора и оркестра. Глубина дирижерского слуха зависит от природного дарования дирижера и методики его музыкального воспитания.

Партитура (лат. - делю, распределяю) – принятый в 16-20 века, способ нотной записи многоголосного произведения на более чем двух нотоносцах, расположенных один под другим и разделенных тактовыми чертами. Ныне термин «партитура» применяется для обозначения способа записи всех совместно звучащих.

Тесситура  (итал.  tessitura  -  ткань)  -  высотное положение звуков мелодии по отношению к диапазону голоса или инструмента. В зависимости от преимущества употребления тех или  иных звуков, Тесситура может быть высокая,     средняя     (наиболее    удобная     для     пения,     благоприятная для интонирования), низкая. Использование тесситурных условий — одно из средств выразительности.

Хоровая миниатюра (франц. miniature) небольшая музыкальная пьеса для различных исполнительских составов; многоголосное хоровое произведение без инструментального сопровождения (a capрella), (Ж. Депре, О. Лассо, И. С. Бах, Ф. Шуберт, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов, С.И. Танеев и др.).

Художественный образ – всеобщая категория художественного

творчества, способ и результат освоение жизни в искусстве. Художественный образ диалектичен: объединяет живое созерцание и абстрактное мышление, объективное отражение действительности и ее субъективную интерпретацию, и оценку автором.

Цепное дыхание - специфическое хоровое дыхание, при котором певцы меняют    его    не одновременно,    а    как    бы    ―цепочкой‖,    поддерживая непрерывность звучания. Благодаря Цепному дыханию в хоре возможно слитное, без цезур, исполнение больших музыкальных фраз и целой пьесы. Является одним из средств хоровой выразительности и должно применяться уместно, без злоупотребления им.

  1. ТРЕБОВАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Для получения оценки за выполнение еженедельных домашних заданий студентам рекомендуется:

  1. Осваивать следующие базовые теоретические сведения, в рамках изучения дисциплины:

-технические и художественные приемы хорового дирижирования;

-методические приемы работы с хором;

-методические основы работы над детским песенным репертуаром;

- профессиональную терминологию.

  1. Демонстрировать систематическую работу над формированием профессиональных навыков и умений:

- исполнять произведения вокально-хорового жанра для разной аудитории с

  сопровождением и без сопровождения, под собственный аккомпанемент;

 -определять и грамотно объяснять задачи исполнения;

 -использовать различные технические и художественные приемы хорового  

  дирижирования, дирижерские навыки при управлении детским вокально-

  хоровым коллективом;

-применять методические приемы вокально-хоровой работы;

-анализировать звучание песенно-хоровой партитуры.

           Для получения положительной оценки на контрольных уроках, зачетах и экзамене студентам рекомендуется:

- уверенно исполнять программу по технике дирижирования на инструменте;

- исполнять хоровые партии с тактированием, точно интонируя и наизусть;

- выразительно играть на фортепиано и петь произведение детского репертуара, анализировать его вокально-хоровые особенности;

- уверенно излагать сведения об авторах произведений (композитор, поэт);

-предоставить письменную аннотацию на произведение без сопровождения (с 5 по 8 семестры), в которой проанализировать все ее разделы.

Во время работы студенту рекомендуется избегать следующих ошибок:

- недооценка значимости методики хорового дирижирования;

-неуверенное знание музыкального материала хоровых произведений и детского репертуара;

- односложные неуверенные ответы на коллоквиуме;

- неполный анализ хорового произведений в аннотации.

Литература

Основные источники:

  1. Андреева, Л. М., Методика преподавания хорового дирижирования/ Л.М.  Андреева – Москва: Музыка, 1969. — 127 с. – Текст: непосредственный.
  2. Соколов, В. Г., Работа с хором. Учеб. пособие. 2-е изд., перераб., доп. / В.Г. Соколов – Москва: Музыка, 1983. -192 с, илл. – Текст: непосредственный.
  3. Стулова, Г.П., Хоровой класс: Теория и практика работы вдетском хоре. Учеб. пособие для пед. ин-тов / Г.П. Стулова– Москва: Просвещение, 1988. - 125, [1] с., нот. ил.; 22 см. - ISBN 5-09-000382-3: 30 к. –Текст: непосредственный.

Дополнительные источники:

  1. Безбородова, Л.А., Дирижирование: Учебное пособие для студентов педагогических институтов/ Л.А. Безбородова. – 3-е издание, стер. – Москва: ФЛИНТА, 2017. – 214 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=93366 – ISBN 978-5-9765-1283-2. – Текст: электронный.
  2. Виноградов, К.П., Работа над дикцией в хоре/К.П. Виноградов – Москва: Музыка,1967. -104 с. - https://docplayer.ru/77312874-Rabota-nad-dikciey-v-hore.html– Текст: электронный.
  3. Живов, В.Л., Исполнительский анализ хорового произведения/ В.Л. Живов. - М.: Музыка, 1987. - 96 с. – https://hor.by/2010/12/zhivov-performing-analysis/ -Текст электронный.
  4. Казачков С.А., Дирижерский аппарат и его постановка/С.А. Казачков –

     Москва: Музыка, 1967. - 111 с.,8 л. ил.

https://www.studmed.ru/kazachkov-

     s-a-dirizherskiy-apparat-i-ego-postanovka_dd7d842345a.html Текст:

     электронный.

  1. Краснощёков, В.И., Вопросы хороведения/ В.И. Краснощёков, Москва: Музыка, 1969. -299с.- https://hor.by/2010/03/krasnoschekov/ - Текст: электронный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллективный проект "Мир наших увлечений" студентов отделения "Хоровое дирижирование". Руководитель проекта преподаватель ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимова Светлана Алексеевна

Коллективный проект "Мир наших увлечений" студентов отделения "Хоровое дирижирование". Руководитель проекта преподаватель ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимова Светлана Алексее...

Научно-исследовательский проект студентов отделения "Хоровое дирижирование" "Летопись ДХО" . Руководитель проекта преподаватель ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимова Светлана Алексеевна

Научно-исследовательский проект студентов отделения "Хоровое дирижирование" "Летопись ДХО" . Руководитель проекта преподаватель ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимова Светлана А...

Коллективный социальный проект студентов классной группы «Хоровое дирижирование» и «Вокальное искусство» "Мы разные, но мы вместе". Руководитель - преподаватель ГОУСПО "Балашовское музыкальное училище (техникум)" Изосимова Светлана Алексеевна

Коллективный социальный проект студентов классной группы «Хоровое дирижирование» и «Вокальное искусство» "Мы разные, но мы вместе". Руководитель  - преподаватель ГОУСПО "Балашовское музыкал...

Информационный исследовательский проект «Памятка первокурснику» Авторы проекта: преподаватели Изосимова С.А., Померанцева И.В. и студенты II курса специальности «Хоровое дирижирование» Вишникина О., Моргунова М., Рубанова К.

Информационный исследовательский проект «Памятка первокурснику» Авторы проекта: преподаватели Изосимова С.А., Померанцева И.В. и студенты II курса специальности «Хоровое дирижирование» Вишникина О., М...

Методическая работа "Исполнительские задачи концертмейстера в классе хорового дирижирования. Работа с хоровым коллективом"

В работе рассматриваются основные аспекты работы концертмейстера в классе хорового дирижирования. Большое внимание уделяется работе с хоровым коллективом....

Рекомендации по освоению практических навыков хорового дирижирования (Методическое пособие)

В методическом пособии даны рекомендации по освоению основ дирижерской техники и дальнейшему совершенствованию дирижерских навыков. Пособие может быть рекомендовано студентам для подготовки к урокам д...