Методическая статья «П.И. Чайковский. "Детский альбом"
учебно-методический материал

Кадырматова Ирина Михайловна

Методическая статья - ознакомление со сборником П.И Чайковского "Детский альбом"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met._statya._detskiy_albom.docx27.25 КБ

Предварительный просмотр:

МБУ ДО «Детская школа искусств им. А.С. Голубкиной», г.Зарайск

Методическая статья

«П. И. Чайковский «Детский альбом»

Выполнил: преподаватель по классу фортепиано Кадырматова И.М

Май  2024 г.

Введение.

Трудно назвать в отечественной детской фортепианной литературе сочинение более популярное, чем «Детский альбом» П. И. Чайковского. Нелегко вспомнить и другой какой-либо фортепианный цикл, столь часто звучащий в нашей стране. В бесчисленных школьных классах и залах каждый год звучат все те же пьесы из бессмертного опуса, написанного более ста лет назад. Не обходят «Альбом» вниманием и взрослые исполнители.

Как и во всяком гениальном сочинении, здесь остается много неоднозначного, спорного, даже загадочного.

История создания.

«Детский альбом» ор. 39 написан в мае 1878 года. История его создания

неразрывно связана с Каменкой, большим украинским селом близ Киева,

излюбленном месте творчества и отдыха композитора. Каменка — «родовое

гнездо» большой дворянской семьи Давыдовых. Один из хозяев Каменского

имения, Лев Васильевич Давыдов, был другом Чайковского и мужем его любимой сестры Александры Ильиничны. В том же 1878 году цикл был издан  Юргенсоном с посвящением Володе Давыдову, одному из многочисленных детей Льва Васильевича и Александры Ильиничны.  Племяннику композитора в ту пору  было шесть с половиной лет. На заглавном листе значилось: «Детский альбом.    Сборник легких пьесок для детей. Подражание Шуману». В первом издании к каждой пьесе были даны рисунки, выполненные художником А. Степановым.

Первое упоминание о замысле «Детского альбома» относится и к февралю 1878 года. Чайковский в это время находился и длительном, заграничном путешествии. В письме к П. Юргенсону из Флоренции композитор сообщает:   «Хочу попробовать написать ряд легких пьес, Kinderstuck'ов [детских пьес]».

Многие музыканты, познакомившись с новым сочинением Чайковского,

высказывали известные сомнения. Цикл казался странным, необычным. Не

чересчур ли серьезна музыка открывающей «Альбом» «Утренней молитвы»?

«Похороны куклы» — ведь это абсолютно «настоящий» траурный марш? Почему столь мрачен колорит завершающего номера «В церкви»? Не слишком ли по-взрослому страстна лирика «Сладкой грезы»? Как объяснить порядок пьес: кое-что говорит о программной закономерности и  расположении номеров, но все же эта идея не проведена достаточной последовательностью... И, наконец, будет ли столь необычный сборник популярен среди детей и их учителей?

Теперь, когда после выхода в свет «Детского альбома» прошло более ста лет,

пожалуй, лишь на последний вопрос можно дать однозначный и бесспорный ответ. И дети, и их педагоги безоговорочно приняли цикл. На остальные же нелегко ответить и в наше время.

Образный строй и композиция цикла.

Создание музыки, предназначенной для детского исполнения — одна из самых сложных композиторских задач. Даже выдающимся мастерам далеко не всегда удается убедительно решить проблему соединения высоких художественных качеств с доступностью детям, а также педагогической целесообразностью на определенном этапе обучения. Здесь необходимо не только композиторское мастерство и соответствующий склад дарования, но и предельно осознанно и верно поставленные задачи.

Характерная черта формообразования в произведениях Чайковского —

редкостная определенность, отчетливость структуры. В детском цикле это

качество доведено до высочайшего совершенства. Пьесы «Альбома» отличаются особой, кристальной ясностью формы. Каждая — словно образец, «пример из учебника». Вот типичнейшая двухчастная репризная форма («Старинная французская песенка»), а вот — образцовые маленькие вариации («Камаринская»). Важнейшее качество цикла, делающее его понятным и близким детям, —мелодический язык музыкальной интонации, органическая ее связь с бытовым музицированием, присущие творчеству Чайковского, здесь сознательно подчеркнуты. «Сладкая греза» — как бы «маленький каталог» романсовых интонаций, «Вальс» — вальсовых...

Но «Детский альбом» — необычный детский цикл. Глубины «подтекста» приоткрываются в авторских ремарках, которые подчас выглядят «странными», в необычной, не всегда понятной последовательности пьес.

В первоначальном варианте, отраженном в автографе, параллельно развиваются два «сюжета». Первый из них— явный, очевидный. Он отражает день ребенка. Второй, скрытый, - символизирует жизнь человека.

Сравним два варианта последовательности номеров.

Нетрудно заметить, что в варианте автографа «Детский альбом» гораздо логичнее делится на микроциклы. Первый из них можно назвать «утренним». Строгое размышление «Утренней молитвы» сменяется бурным, полным тревожных предвестий «Зимним утром». Мир в душу героя цикла возвращает «Мама», но в ее ласковых фразах также можно услышать подспудную тревогу. Микроцикл объединен и тонально — соль мажор в начальной и заключительной пьесах. Второй крупный раздел — «Домашние игры и танцы» (№ 4-11). От хрупкости проносящихся вальсовых мотивов «Новой куклы» гораздо яснее выступает возвышенная печаль элегии, скромно названной «Болезнь куклы». Точку ставит не радостная пьеса (что в варианте публикации как бы говорит о несерьезности, преходящем характере детских горестей), а мрачный траурный марш.

Гнетущее ощущение отчасти развеивает светлый, поэтичный «Вальс». Но в

среднем его разделе вторжение до минора — тональности «Похорон куклы» — и двухдольный метр, перебивающий вальсовую  трехдольность.

«Вальс» — начало миниатюрной танцевальной сюиты, объединяющей три

номера (9-11) и завершающий ряд «домашних» пьес. Кружение вальса сменяется веселой «Полькой». В «Мазурке» вновь появляются смутно-тревожные интонации. «Домашний» цикл также объединен тональной аркой: ре мажор в «Игре в лошадки» и ре минор в «Мазурке».

Далее — «путешествия». Сначала по России  («Русская песня», «Мужик на

гармонике играет», «Камаринская»), затем по Европе («Итальянская»,

«Старинная французская»,  «Немецкая и «Неаполитанская» песенки). Нетрудно усмотреть здесь автобиографический мотив. Мелодии «Итальянской песенки», а также пьесы «Шарманщик поет» — своего рода «странички из дневника»: темы были записаны композитором во время поездки за границу 1878 года.

Знаменательно, что две из четырех «пеганок» — «Итальянская» и «Старинная» открывается, пожалуй, самыми безоблачными, детски наивными пьесами «Альбома» —  озорной токкаттиной  «Игра в лошадки» и игрушечным «Маршем деревянных солдатиков». Это — «игры мальчиков». Следующие три номера —«игры девочек» («кукольная трилогия») — вносят столь типичный для Чайковского резкий драматический контраст.

Поразительно велико различие в восприятии этого микроцикла в традиционной последовательности и в последовательности автора.

 Кажется, что с давно известных образов снимается внешняя оболочка, приоткрывается сокровенное... В первоначальном  варианте исключительно ярко ощущение эфемерности, невесомой

Далее — «путешествия».

Сначала по России  («Русская песня», «Мужик на гармонике играет», «Камаринская»), затем по Европе  («Итальянская», «Старинная французская», «Немецкая и «Неаполитанская» песенки). Нетрудно

усмотреть здесь автобиографический мотив. Мелодии «Итальянской песенки», а также пьесы «Шарманщик поет» — своего рода «странички из дневника»: темы были записаны композитором во время поездки за границу 1878 года. Знаменательно, что две из четырех «песенок» — «Итальянская» и «Старинная французская» — имели для композитора некий достаточно печальный подтекст.

Текст «Итальянской песенки», услышанной от уличного мальчика-певца, поразил композитора контрастом облика ребенка-исполнителя и трагического содержания

Странствия заканчиваются. Заключительный микроцикл «Детского альбома»

(№ 19-24) — своеобразное «возвращение домой». Но успокоение приходит далеко не сразу. Первые три пьесы (№ 19-21) — драматический центр «Детского альбома». Их можно назвать «ночными». В причудливо-комической «Няниной сказке» гармонические последовательности напоминают о «Зимнем утре». Из колких аккордов «Няниной сказки» словно вырастает ночной кошмар «Бабы-Яги».

Страшный сон сменяется сладостно-чувственной «Сладкой грезой»...

Душевный покой приходит лишь в трех последних пьесах:

 «Песня жаворонка» — утро, конец кошмарам и томительным мечтам. Ее сменяет величавый и скорбный хор «В церкви», основанный в подлинной церковной теме покаянного псалма. Именно эта пьеса завершает «Детский альбом» во всех изданиях. Но в автографе заключает

цикл «Шарманщик поет». Незатейливая, но мудро-спокойная тема рассеивает мрачное состояние. В этой пьесе, как и в предыдущей, также есть некий религиозный смысл. В песенке шарманщика узнается начальный мотив «Утренней молитвы». Теперь он зазвучал на терцию выше и стал от этого особенно светлым и нежным. Мотив словно растворяется в небе — и надежде? на воскресение, обновление.

Таким образом, выстраивается два смысловых ряда («сюжета»).

Первый — «День ребенка». Утро; игры и танцы; прогулка в деревню; мечты о путешествиях, дальних странах; вечер и ночь; пробуждение при звуках песни жаворонка; снова вечер, молитвы, раскаяние в детских прегрешениях, светлые мысли перед сном.

Второй — «Жизнь человека». Пробуждение личности, размышления о религии, предчувствие опасностей окружающего мира; радости юности и первые утраты; годы странствий, возвращение домой, жизненные коллизии; нравственное обновление, мысли о смерти, покаяние, итоговое приятие жизни.

«Детский альбом» писался Чайковским с учетом возможностей юных

пианистов. В то же время в детском цикле как в капле воды отразились

характерные черты «взрослого» фортепианного стиля композитора.

Пианизм Чайковского — «поющий». «Детский альбом» дает прекрасный

материал для работы над мягким, певучим звучанием инструмента, обучения

навыкам игры legato. Своеобразие лирического мелодизма Чайковского, как

известно, является камнем преткновения для многих зрелых исполнителей.

Неповторимое сочетание вокальной и декламационной, речевой выразительности, яркость отдельных интонаций, обилие экспрессивных, «говорящих» пауз и т. п. могут привести к чрезмерной дробности и сентиментальности исполнения.

Объединение мелодической линии, умение обозначить кульминационные точки и подвести к ним, а также найти главную кульминацию пьесы, осознание роли пауз как элемента выразительности и умение вести мелодию «через паузы» — все эти задачи ярко представлены уже в тех пьесах, с которых обычно начинается

знакомство с «Детским альбомом», — «Болезнь куклы» и «Старинная французская песенка».

Немалое значение в фортепианной музыке Чайковского имеет колористическое начало. В сочинениях для рояля мастерски передаются тембры различных инструментов, часто угадывается определенная «инструментовка» — голос в сопровождении камерного ансамбля, сопоставление каких-либо инструментов или групп симфонического оркестра и т. п.

Эта черта фортепианного стиля композитора ярко проявилась и в «Детском

альбоме». Не случайно существует так много переложений цикла для различных инструментальных составов. Имитация различных тембров требует специфических приемов исполнения. Немаловажно и знакомство с самими инструментами. Вряд ли юный пианист убедительно сыграет «Камаринскую», если он ни разу не слышал балалайку, и передаст колорит пьесы «Шарманщик поет», если не знаком с шарманкой (хотя бы по кинофильмам). Для фортепианной фактуры Чайковского характерна значительная роль аккордового типа изложения. В «Детском альбоме» почти не встретишь длинных гаммообразных пальцевых пассажей, очень редко представлены арпеджированные аккомпанементы. Типичный для композитора пример фактурного решения в кантиленной пьесе — «Сладкая греза», где мелодия сочетается с аккордовым сопровождением. На аккордовом движении построена одна из самых виртуозных

пьес цикла — «Игра в лошадки». В узко-пианистическом смысле «Детский альбом» можно назвать «школой крупной техники»» В основе его пианизма — свободные, «крупные» движения, ощущение цельной руки при цепких пальцах. А. Николаев связывает технические особенности цикла с прогрессивными педагогическими принципами Ф. Листа, который отрицал установки старой фортепианной педагогически, считавшей, что переходить к  крупной технике можно лишь тогда, когда ученик овладеет навыками

пальцевой беглости. Великий пианист, напротив, считал, что развитию пальцевой беглости должно предшествовать овладение навыками крупной техники, прививающей ощущение свободы движений.

Создавая цикл, Чайковский учел особенности детских рук. «Во всем сборнике нет, например, ни одной октавы или аккорда, расположенного шире, чем в пределах септимы. Ни в одной пьеске мы не найдем одновременного сочетания крайних регистров клавиатуры, требующих широкого расстояния между руками. Нижний

регистр (контр- и субконтроктавы) вообще не используется, а звуки в самых

высоких октавах встречаются только в пьеске «Песня жаворонка». Значительно проще по рисунку и сама ткань этих произведений. Обычная многоэлементность изложения, имитации, подголоски, характерные для Чайковского, здесь почти отсутствуют».

И все же пианистическая специфика «Детского альбома» и, и частности, столь значительная роль аккордового изложения представляет определенную сложность для большинства детей, особенно первых лет обучения. На этом этапе аккорды, даже самые простые, даются с особенным трудом. Фактура «Альбома» гораздо более насыщенна, чем во многих других сборниках, предназначенных для начинающих.

Тесно связана с фактурными особенностями и проблема педализации, которая в цикле далеко не всегда проста и «очевидна». В насыщенной фактуре «Детского альбома» почти все можно удержать пальцами, без помощи педали. Но это, разумеется, ни в коей мере не отменяет широкого применения педали, которая здесь во многом имеет тембровую, красочную функцию, обогащает и наполняет звучание. Для преодоления неудобств изложения важно и связующее значение педали, помогающей справиться с «неловкими» для пальцевого соединения

последовательностями

Заключение.

В рамках одной работы невозможно охватить все многообразие проблем,

возникающих в связи с «Детским альбомом». Художественное прочтение

гениального сочинения - бесконечный процесс. Изучение «Детского альбома» отнюдь не исчерпывается прохождением отдельных пьес. Завершая данную работу, хочу отметить, что на протяжении многих лет я работаю с учениками над «Детским альбомом» и каждый раз пьесы П.И.Чайковского звучат по- новому. Прекрасный подарок детям и родителям – концерт, собранный из музыкальных номеров «Детского альбома». Такой концерт может быть театрализованным, музыкальные номера при этом перемежаются стихотворными «вставками», раскрывающими содержание пьес и т.п.

прекрасный метод развития творческих навыков.

Список литературы:

1. С.А. Айзенштадт « Детский альбом» П. И. Чайковского. – М.: Издательский дом « Классика – ХХI», 2006.

2. А.Николаев «Фортепианное наследие Чайковского» . - М., Музгиз 1949 г.

3. А.Кандинский – Рыбников, М.Месропова «О неопубликованной

П.И.Чайковским 6.Чайковский М. Жизнь Петра Ильича Чайковского

Т1И:Алгоритм 1997 г.

4. Зенкин К. Фортепианная миниатюра и пути развития музыкального романтизма

М., 1997 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки лекций-концертов: 1. Его величество ФОРТЕПИАНО. 2. Клавирная музыка И.С.Баха. 3. П.И.Чайковский "Детский альбом". 4. К.Сен-Санс "Карнавал животных".

1. Его величество фортепиано. Лекция-концерт познакомит юных исполнителей с историей создания фортепиано.2. Клавирная музыка И.С. Баха. Лекция-концерт с элементами музыкального лектория о творчестве И...

Методическая статья для преподавателей музыкальных школ

Эта небольшая статья поможет в работе с детьми, которые начинают обучение в музыкальных школах....

Научно - методическая статья "Метод проекта в обучении иностранному языку как средство развития коммуникативной компетенции обучающихся"

Целью данной статьи является определить роль проектной методики на занятиях по иностранному языку в формировании коммуникативной компетенции учащихся. Автором проводится анализ научной литературы по п...

МЕТОДИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ «Применение современных информационных технологий на занятиях творческого объединения «Серебряная нить» с детьми с ОВЗ»

Характеристика авторской дополнительной общеразвивающей программы «Дизайн трикотажной одежды – машинное художественное вязание», реализуемой в детском творческом объединении «Серебряная нить»Анализ не...

МЕТОДИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ «Проблемы организации развития творческого потенциала у детей с ограниченными возможностями здоровья»

1Проблема творчества32Проблема проблемы и противоречия, выявленные педагогом при реализации программы63Теоретические основы формирования креативности94Критерии оценки и показатели уровня творческого р...

МЕТОДИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ «Проблемы организации развития творческого потенциала у детей с ограниченными возможностями здоровья»

1Проблема творчества32Проблема проблемы и противоречия, выявленные педагогом при реализации программы63Теоретические основы формирования креативности94Критерии оценки и показатели уровня творческого р...

Петр Ильич Чайковский. Детский альбом (Утренняя молитва, В церкви). Методическая разработка

Первым выдающимся сборником музыки для детей в русской фортепианной литературе был «Детский альбом» (24 лёгкие пьесы) П.И.Чайковского (1878 год). В педагогической практике «Детский а...