Методическая статья для преподавателей музыкальных школ
учебно-методический материал на тему

Коржева Надежда Юрьевна

Эта небольшая статья поможет в работе с детьми, которые начинают обучение в музыкальных школах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_korzhevoy_n.yu_.doc105 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Некоторые психологические аспекты успешной работы с учащимися на уроках фортепиано в ДШИ и ДМШ

Работая преподавателем по классу фортепиано,  всё больше убеждаюсь, насколько сложен человек. Особенно это относится к детям, с их не оформившейся психикой. Возможности человека, как разумного явления природы, изучают врачи, педагоги, психологи, и даже астрологи. Законы природы контролируют все сферы деятельности человека, начиная от его жизнедеятельности, и заканчивая высокими сферами искусства.

В этом плане мой опыт работы подтверждает, что успешность преподавателя-пианиста зависит не только от профессиональной подготовки и адекватности восприятия ученика, но из многих других составляющих. Организация рук, работа над фразировкой, динамикой, техникой, не могут существовать без определенной природной психологической готовности.

В педагогической практике, в частности, фортепианной методической литературе, этот вопрос мало освещен. Выдающийся психолог современности швейцарец Жан Пиаже(1897-1981) стремился подойти к пониманию развития мышления ребенка с точки зрения возрастного принципа, показать постепенное усложнение интеллектуальных возможностей ребенка. Он выделял четыре стадии развития интеллекта: 1) сенсомоторную стадию, когда основным свойством реагирования является сфера движения. 2) стадия дооперационного интеллекта, когда формируется система представлений и речь. 3) стадия конкретных операций, когда появляется необходимость выполнения и осознания наглядных явлений. 4) стадия формальных операций с формированием теоретического мышления как относительно автономного от конкретных явлений окружающего мира.

На практике в музыкальную школу поступают дети на четвертой стадией развития, согласно  определениям. В этом плане на преподавателя возложена сложная миссия обучения игре на инструменте именно в том возрасте, когда мышление ребенка в полной мере еще не «вписывается» в сознательное понятие окружающего мира. Детские психоаналитики доказывают, что психика ребенка развивается и постепенно формируется с рождения. Преподаватель должен знать особенности психики ребенка на данном этапе его развития, тем более, что обучение индивидуально. Обычно интеллектуальное развитие учащегося определяется на первоначальном этапе знакомства, для этого достаточно нескольких встреч. Оно заложено в семье, окружении ребенка, наконец, обучении в общеобразовательной школе (если оно имеется). Проверка музыкальных данных, - слуха, ритма, памяти, также дает определенное представление о готовности ребенка к освоению музыкальных дисциплин.

Однако в нашей профессии не может быть «чисто» инструментальных проблем.

Рассматривать педагогическую деятельность следует гораздо глубже и шире. Преподаватель должен иметь определенную подготовку по детской психологии.

Давно подмечено, что часто новое в науке или другом виде деятельности привносится из другой области, рождается как бы «на стыке». Иногда это могут быть, казалось бы, далекие виды деятельности. Так, Константин Паустовский говорил: «…смелое сопоставление опыта разных искусств очень помогает в усовершенствовании мастерства». Актер не состоится в своей профессии, если не проникнет в психику своего героя. Это одно из обязательных составляющих профессии. В нашем случае преподаватель - это и актер, и режиссер, и психолог в одном лице.

Раскрывая тему психологических аспектов в работе с учащимся, нужно отметить, что практически все неврозы у школьников происходят от нежелания посещать школу. Ведь у школьника социальная жизнь сводится, в основном, к учебе. Здесь важна роль первого преподавателя, способного заинтересовать ребенка.

Отправляясь к учащимся на урок, педагог должен задать себе вопросы: чего хочу от ребенка ?, что буду делать с ним на уроке?, какие способы и методы изберу для достижения поставленных целей и результатов? и т.д.

На мой взгляд, первым и определяющим сознание ребенка, переступившего порог школы, должна быть мотивация. Особенно, когда сделан выбор дополнительного образования. Многочасовые занятия на инструменте, домашняя подготовка,- все это противоречит самой природе растущего организма. И здесь мы снова подчеркиваем роль преподавателя. Если на уроке интересно, в доступной форме осваивается материал, естественно, что и ребенку легко. Здесь будет формироваться, по определению Жака Пиаже, теоретическое мышление в развитии интеллекта ребенка. В игровой форме, иногда с шуткой, без поучений и наставлений, какого-либо менторского тона, вместе с ребенком преодолевая трудности первых шагов, возможно постепенное вовлечение в труд. Есть замечательное выражение Л.А.Сенеки: «Пороки праздности необходимо преодолевать трудом». Соединить воедино интеллектуальные возможности ребенка на данном этапе  его развития и сознательный труд,- вот высшее достижение педагога.

Не секрет, что многие преподаватели за годы работы постепенно теряют свою профессиональную подготовку как исполнители. В таком случае общение с ребенком и сам процесс учебы становится формальным. Работа преподавателя, не теряющего навыки исполнителя, приобретает другое качество.

Стиль общения педагога с учащимся существенным образом определяет восприятие учеником личности учителя, возникновением симпатии или антипатии к нему, желание совместно трудиться и т.д.

Формирование способностей ребенка происходит в процессе развития у педагога ряда технических умений. Наиболее значимыми среди них являются: воображение, восприятие, умение правильно распределять внимание у ребенка на уроке, а также самообладание и артистизм педагога.

На уроках фортепиано педагогу необходимо включить ученика в созидательную деятельность. Эту деятельность инструментировать так, чтобы у ребенка всё получилось, чтобы ему сопутствовал успех. Для этого нужно создать положительный психологический фон, фон радости и одобрения. Через авансирование, через подчеркивание индивидуальной исключительности, через снятие страха, через оказание скрытой помощи, через мобилизацию активности, через усиление мотивации.

Таким образом, у ребенка формируется ценность конечной цели, с соединением двух начал: желания иметь данное знание и возможность его получения через труд.

Преимущество живого показа создает особую эмоциональную атмосферу урока, дает возможность понять замысел композитора. Возникает необходимость обсуждения трактовки произведения, его исполнительского решения, и т. д. Между учащимся и преподавателем возникает особая доверительная атмосфера, когда возможности ребенка раскрываются в полной мере. С другой стороны преподаватель сам получает источник вдохновения. В итоге такой творческий союз способен решить самые сложные задачи.

Возьмем конкретный случай, когда мышление ребенка раскованно, он чувствует полную поддержку педагога, доверяет ему. Самостоятельно разбирая детскую пьесу  Руббаха «Воробей», ученица тщательно выучила текст, аппликатуру, с удовольствием продемонстрировала свою работу. При этом сыграла всю пьесу на legato. Конечно, она заслужила похвалы.

В дальнейшем разговоре стали выяснять, кто такой воробей и видела ли она эту птичку. «Конечно, видела» - отвечает девочка. «А как она двигается?», - спрашиваю я. «Она прыгает». И тут на ее лице появилось выражение удивления, затем восторга,- ребенок сделал открытие. Она самостоятельно, без подсказки, сыграла пьесу на staccato. Воробей ожил, запрыгал. Девочка представила его на зеленой лужайке. Потом мы вместе нарисовали характер нашего «героя» - бойкий, задиристый, веселый. Этот простой опыт собственного мышления и реализации непосредственно на уроке привел к тому, что ребенок заинтересовался другими произведениями. Умело манипулируя действиями ученика, преподаватель должен поддерживать детский интерес к занятиям.

По мере взросления ученика, накопления знаний, становится грамотнее образное понятие произведения. Абстрагируясь от конкретных явлений, формируется более высокое сознание интеллекта. Дети не просто чутко реагируют на происходящее, но в полной мере способны его осознавать. На этом этапе ученик готов к восприятию так называемых «невербальных коммуникаций». Это жесты, без которых на уроке обойтись нельзя. Так, линия от живота до середины лба – это линия контакта, и ее пересекать нельзя, В противном случае во время контакта с ребенком создается ощущение обособленности, холодности, определенной дистанции. Недопустимы жесты, когда педагог кладет руки на бедра, заводит назад, за спину. Либо складывает руки на груди, а также сжимает кулаки. Это может повергнуть ребенка в ступор, а более чувствительных натур приводит в ужас. Достаточно даже самых малых действий подобного рода,- и круг замыкается. Психика ребенка бунтует, он неосознанно замыкается, не хочет идти в школу.

Вывод: все вертикальные жесты – жесты агрессии. Их следует исключить, особенно в работе с младшими детьми. Напротив, жесты горизонтальные, - жесты доверия, искренности, положительных эмоций. Открытые ладони - жест наиболее располагающий. Дети будут доверять и раскрываться преподавателю, грамотно использующему элементарные знания психологии.

Чтобы разобраться в определенной ситуации, иногда нужно уметь ставить себя на место ученика. Никто не мудр, если он нетерпелив. Как говорил Платон, - «Дар речи дается всем, душевная мудрость – немногим». Профессиональное подведение ученика к вершине невозможно без подлинной мудрости души преподавателя.

Слагаемые работы настоящего педагога неисчерпаемы. Наша задача, используя полученные знания, в том числе по детской психологии, направить ученика не по узкой тропинке, а открыть ему широкую дорогу в мир искусства. Раскрепощенной, уверенной в себе личности, возможно, многое преодолеть, если в детстве заложен фундамент психического здоровья.

Список литературы.

  1. Алексеев, А. Д.. История фортепианного искусства [Текст]: учебник для муз. Вузов / А. Д. Алексеев.- М.: Музыка, 1988, 414 с.
  2. Буянов, М. И.. Беседы о детской психиатрии [Текст]: книга для учителя / М.И.Буянов. 3-е изд., М.: Просвещение, 1986, 210 с.
  3. Коган, Г. У врат мастерства [Текст]: Психологические предпосылки успешной пианистической работы / Г. Коган.- 2-е изд., М.: Музыка,1961, 115с.
  4. Нейгауз, Г. Г. Об искусстве фортепианной игры [Текст]: Записки педагога /    Г.Г.Нейгауз. – 5-е изд., М.: Музыка, 1988. 240с.

          5.Пиаже, Жан.. Психология интеллекта [Текст]: Избранные психологические труды / Жан Пиаже.- М.: 1969.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новогодний КВМ музыкальной школе (школе искусств)

Веселый новогодний  конкурс  придуман как внеклассное мероприятие. Участники- ученики школы 12-14 лет. В подготовке и проведении конкурса дается возможность учащимся проявить свои творческие...

Методическая разработка подготовительных занятий в музыкальной школе для детей 4-х лет.

Данная работа суммирует профессиональный опыт автора в формировании начальных вокальныхнавыков и основ музыкальной грамоты у детей 4-х лет в рамках программы подготовки кпоступлению в музыкальную школ...

Учебно-методическое пособие по сольфеджио для 1 класса музыкальной школы – поурочные планы на 1-ое полугодие.

Предлагаемая работа- распределённый по урокам материал на 1-ое полугодие по предмету "сольфеджио" для детей 1 класса ДШИ, инструментальных отделов, не обучавшихся на подготовительном отделен...

Методическая разработка «Сценарий театрализованно-музыкального представления для преподавателей и студентов «Содружество талантов на планете Земля»

Сценарий разработан автором (преподаватель специальных дисциплин Старкова О.А. ) для участия студентов колледжа педагогики и социальных отношений в рамках традиционного ежегодного  областного фес...

Методические рекомендации к пьесам из сборника «Кудесница - балалайка. Хрестоматия» Выпуск I, II, III для преподавателей и учащихся класса балалайки детских музыкальных школ и школ искусств в условиях дистанционного обучения (с аудиоприложением)"

Развитие интернета и цифровых технологий, а также глобальные мировые события в 2020 году в виде карантинов из-за коронавирусной пандемии повлияли на форму и систему обучения в школах, колледжах, вузах...

Статья "Поколение Z в школе искусств: проблемы и решения" для XXI Международной НПК «Современное музыкальное образование 2022: творчество, наука, технологии». Санкт-Петербург, РГПУ им. Герцена (2023)

В статье сделана попытка проанализировать типичные причины возникновения конфликтов между преподавателями т.н. поколения "бэби-бумеров" (1950-1964 гг. рождения) и  учащимися, принаждежа...