Методическая разработка подготовительных занятий в музыкальной школе для детей 4-х лет.
методическая разработка на тему

Данная работа суммирует профессиональный опыт автора в формировании начальных вокальных
навыков и основ музыкальной грамоты у детей 4-х лет в рамках программы подготовки к
поступлению в музыкальную школу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nvolna_metod_razrabotka_4goda.doc773 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                 

Содержание:

1. Введение.  Музыкальная сказка  – основа предмета музыкальное воспитание .

2. Цели, задачи, основные принципы программы и ожидаемый результат.

3. Основы моделирования авторского курса.

1. Вокальная работа

2. Развития ладового слуха

3. С чего начать работу над ритмом (воспитание метро-             ритмических навыков)

4. Нотная грамота

5. Интервалы

4. Заключение.

5. Список литературы.

1. Введение

Изменение социальной, политической и экономической жизни в последние два десятилетия вызвали необходимость пересмотра целей и

задач образования, в том числе и музыкального. В настоящее время философско-этические и психологические концепции рассматривают человека как личность, стремящуюся к целостности и самореализации, а творчество - как способ его взаимодействия с окружающим миром. В

современной психологии и педагогике доказано, что именно музыкальное образование на раннем этапе становления  детей способствует их творческому развитию, креативность успешно формируется в активной творческой эстетической деятельности. Вопрос лишь в том, КАК правильно заниматься. Автор работы хотел бы поделиться своими наблюдениями, выводами, методическими находками.

Итак, почему именно сказка так важна? В этот период дети познают окружающий их мир именно через игру, поэтому и обучение должно строиться на этом принципе. Выбираем любого сказочного персонажа и наша игра на уроке начинается! Мы будем путешествовать с Дюймовочкой в сказочное королевство, где все готовятся к музыкальному празднику. После таким образом поставленной цели дети начинают работать с энтузиазмом, а именно он нужен для выработки чистой интонации. Нежелающих работать на вашем уроке не будет. И в сказке – абсолютное творчество – педагога и детей. Под неё  можно «подогнать» все разделы работы , так как на пути нашей Дюймовочке могут встретиться самые разные персонажи – и филин, и зайчик, и мишка, и комарики, и бабочки, и стража, которая не пускает во дворец без решения всяких разных задачек. И ещё кто угодно (необходимый для решения данной конкретной задачи, которую ребёнку 4-лет знать совершенно не обязательно – он должен ПОМОЧЬ белочке-зайчику-Машеньке-берёзке). Таким образом подключается ещё один мощный стимул заниматься – сострадание – ни один ребёнок в этом возрасте не откажется помочь.

Что имеется ввиду под словом «музыкальная»?  Это значит ровно то, что на уроках постоянно должна звучать живая музыкальная интонация. Сначала музыку нужно СПЕТЬ, а потом уже разбираться, что в ней есть такого интересненького. В стародавние времена церковные певчие, не занимаясь теорией музыки, а постигая её на практике, могли спеть, например, мотеты Баха или концерты Бортнянского.  Многим из них лет было примерно 10-11. Скажите, многие ли из детей несколько веков спустя, даже окончивших музыкальную школу, смогут спеть музыку такой сложности? То то и оно. Вывод -  надо петь больше, особенно с такими крохами. Пение – самый простой для них способ окунуться в мир музыки.

2. Цели, задачи, основные принципы программы и ожидаемый результат.

Цель программы: Сформировать стойкий интерес к музыкальным занятиям, восприимчивость и творческую активность, умение дисциплинированно,  но при этом психологически комфортно участвовать в музицировании.  Выявить и всесторонне развивать музыкальные способности. Расширить музыкальный кругозор.

Задачи программы: Сформировать начальные вокальные навыки;  раскрыть  ладовое чувство, чувство метра и ритма; выработать умения  концентрировать  внимание, координировать движения; дать элементарные знания по музыкальной грамоте.

Принципы работы:

Максимум музицирования , минимум теории

Повторение – мать учения

Постоянное взаимодействие зрительной, слуховой и двигательной функций.

Радость и  доброжелательность (только пряники и никакого кнута).

Ожидаемый результат:

К концу первого года обучения дети должны научиться ровно тянуть звук на заданной высоте, правильно работать дыханием (коротко брать, и ровно «выдувать»), в диапазоне ре1 – до2  исполнять простые попевки,  песенки – народные и авторские (со словами и ступеньками), при этом 1(нижнюю), 3 и 5 ступень должны интонировать осознанно и узнавать их во всех попевках в разных комбинациях, а  голос должен звучать свободно и легко; (! С осторожностью к до1 и ре 2! – два-три раза за урок – помним про концентрический метод Глинки); уметь сыграть на фортепиано и спеть гамму до мажор ровным звуком – не крича нижние нотки и не напрягаясь на верхних; прохлопать простейшие ритмы из четвертей, восьмых и шестнадцатых (шестнадцатые на этом этапе смогут прохлопать не все, и это нормально для данного возраста, работа по координации будет продолжена в следующем году); «поймать» музыкальный темп и отложить музыкальную долю;  повторить на память за учителем  небольшую попевку; узнавать на слух все интервалы (без разделения на малые и большие); с энтузиазмом и интересом отзаниматься положенный им 35-минутный урок.

   Форма занятий групповая. Занятия проходят 2 раза в неделю по 1 часу, всего 64 часа.

3. Основы моделирования авторского курса:

Начинать урок необходимо с музыкального приветствия, которое сразу включает внимание детей и является условным сигналом к началу работы. И в конце урока, после того, как каждый ребёнок будет похвален, нужно обязательно попрощаться музыкально. Подобные элементы важны,  поскольку они скрепляют коллектив, помогают наладить связь педагога с группой, структурируют  урок.  

Вокальная работа.

Основными свойствами певческого голоса являются:

- звуковой диапазон;

- динамический диапазон на различных участках звукового диапазона голоса;

- качество тембра: полнота резонирования звука, богатство обертонами, качество певческого вибрато, вокальная позиция, полетность и звонкость, плавность регистровых переходов, выравненность гласных, степень напряженности звучания голоса;

- качество дикции: разборчивость, осмысленность, грамотность произношения.

Свойства певческого голоса есть результат нескольких слагаемых, относящихся к объективным и субъективным особенностям, главные из которых - природные данные; возрастные нормы протекания психических процессов; уровень развития основных навыков, обеспечивающих певческий процесс: слухового восприятия, умственных операций и вокального воспроизведения.

К основным вокальным навыкам можно отнести:

- звукообразование;

- певческое дыхание;

- артикуляцию;

- слуховые навыки;

- навыки эмоциональной выразительности и исполнения.

С детьми первого года обучения мы только НАЧИНАЕМ работу по развитию данных навыков. На начальном этапе  важно добиться общей мышечной свободы и психологического комфорта. Это «краеугольный камень» обучения пению. Приступая к вокально-интонационным упражнениям, учитель должен всегда руководствоваться главным принципом - «не навреди», так как у 4-летних детей голосовой аппарат  ещё не сформирован, мышцы связок очень нежные и неразвитые. Некоторые дети имеют проблемы с произнесение различных звуков, нижняя челюсть порой зажата. Для успешного развития  голоса обязательно нужно, во-первых, идти от природного фальцетного звучания и, во-вторых, постоянно следить за естественным положением гортани - главного органа в звукообразовании. При правильной постановке гортани звук свободно попадает в  головной и грудной резонаторы, что обеспечивает голосу яркость, индивидуальную окраску тембра, полетность, мягкое нефорсированное звучание.

В группе это достаточно сложная задача, но, характерный «гортанный зажим» сразу же будет слышен. Для оказания срочной помощи нужно поиграть в «эхо» (послушать по одному), и помочь зажатому ребёночку расслабиться (помогают слова «легко», «как птичка»)

Если всё-таки пока не получается, всё равно обязательно нужно похвалить. (всегда можно найти – за что).  Это ещё один очень важный принцип – похвалы много не бывает.

Итак, каждый урок начинаем с распевки:

Упражнение «Одуванчик».

Берём большой букет одуванчиков и, вдохнув животиками, начинаем со всех сторон МЕДЛЕННО  сдувать пушинки.

Вместо этого упражнения подходит другое подобное, например, задувание свечей на торте. Главное, чего мы здесь должны добиться – быстрый вдох и медленный ровный выдох.

Упражнение «Филин».

Исполняется на одной нотке.  Припев поётся с «дирижированием», перед его исполнением «нюхаем цветочек», затем кистью прыгаем две нотки (стаккатные) и «рисуем» длинную нотку. Необходимо следить за мышечной свободой кисти и руки, так как это залог свободы голосового аппатата.

Упражнение «Комарик».

Он «повезёт» нас по разным городам (тональностям). Его цель – оставить лёгкость и свободу на каждой следующей ноте.  Напоминаем детям, что комарик шустрый, быстрый, маленький, и т.д. – любые эпитеты для снятия горлового зажима.  Исполняется на тонике: (каждое следующее повторение – на пол тона выше, перед этим – яркая модуляция).

На слоге бра указательный палец правой руки должен «пройти» сквозь зубы – это правильное открытие челюсти на гласной «а».

Это упражнение помогает, в том числе, детям тренировать букву «р», которую многие в этом возрасте пока не выговаривают.

Упражнение «Самолёт».

Цель его – развитие правильного, лёгкого звукоизвлечения в верхнем регистре. Исполняется при помощи рук. «Стоит ДОБРЫЙ  самолёт на земле» – поём  низкий звук (любой!!!). Добрый - чтоб никто не закричал, а это дети, закалённые садиковскими праздниками, очень любят.

«Взлетаем» – руки ПОСТЕПЕННО И МЕДЛЕННО поднимаются вверх, а с ними и голос.

«Летит самолёт» – тянем лёгкий верхних звук (Любой!!! –какой получится , у каждого свой). Дышим по мере окончания воздуха, то есть произвольно.

«Садится самолёт» - так же медленно опускаем руки, и голосом «едем» с верхних нот на нижние.

Упражнение это выучивается по кусочкам – сначала взлёт, затем полёт, затем посадка. Упражнение  прекрасно выравнивает регистры.

Упражнение «Птенчики».

Упражнение нужно для того, чтоб закрепить «головное» звучание, мягкую аттаку и для прикрытия гласной «и», её облагораживания - «губки вперёд». Исполняется на одной нотке – си 1 или до 2:

 

Распевки должны быть каждый урок одни и те же, для того,чтобы дети не думали, ЧТО им петь, а думали КАК. И каждое упражнение должно быть «вплетено» в общую сказку. Такой распевочный комплекс постепенно должен быть сформирован примерно к середине второй четверти. Начиная с 3-ей уже можно ничего лишнего не рассказывать, а говорить просто – распевка и петь подряд все упражнения.

               

Работа над интонацией. Развитие ладового слуха.

В этом разделе работы автор пользуется системой ручных знаков Джона Спенсера Кернера.

 

Эта система относительной сольмизации, основанная на выявлении и освоении закономерностей лада с вычленением наиболее характерных его интонаций, общих для всех тональностей одного лада. Такая система ручных знаков-символов даёт ребёнку наглядные зрительно - двигательные  представления о взаимоотношениях ступеней в ладу и помогает ему сосредоточиться на каждом звуке. А в процессе работы появляется такая закономерность, что чем точнее показывает ученик высоту звука рукой, тем чище он этот звук интонирует.

Ручные знаки хорошо запоминаются, так как имеют два уровня наглядности.  Зрительный образ соединяется в них с мышечно-моторным чувством, что очень важно для детей младшего возраста.

П. Ф. Вейс отмечает очень важную функцию ручных знаков – контрольную. Они, фактически, являются средством моментальной двухсторонней связи между педагогом и учениками, позволяя учителю видеть одновременно скорость, точность и уверенность реакции сразу всех своих учеников. И по этой реакции судить о развитии у них внутреннего слуха.

 

Взяв за основу данный принцип, автор дополнил его, поменяв абстрактные символы на совершенно конкретные образы сказочного музыкального королевства:

VII cтупень (нижняя) – Паж Короля Семь

I ступень – Король по именя Раз

II ступень – Паж Короля Два

III ступень – Королева Три (она бывает весёлая и грустная)

IV ступень – министр иностранных дел For (Фо). По-английски персонаж назван для удобства пения – одним слогом. Детям для запоминания рассказываем, что у  министра английское имя, потому что он  знает английский в совершенстве и любит петь на этом языке.  

V ступень – Принцесса Пять

VI ступень – Служанка принцессы Шесть

VII ступень (верхняя) – дружок Шута Семь

I ступень (верхняя) – шут Короля Раз

На этом этапе та же нота через октаву воспринимается ребёнком как совершенно другая нота! По-этому и персонажи придуманы разные на VII-I ст.сверху и снизу.

На листе А-4 нужно нарисовать красочные портреты всех этих сказочных персонажей и развешивать их на доске один над другим по мере освоения ступеней, делая пропуски, если ступени идут не подряд.  Автор рекомендует начинать с попевок I – V ступень, так как разницу между более далёкими звуками ребёнок лучше слышит и понимает, да и в ладу они являются основой.  Далее добавить III cт. , затем VI ст., далее IV,  II, и, наконец, I сверху.  VII ст. должна быть осознанно добавлена в самом конце, так как это самый маленький интервал, сложный для слуховой работы. Это не значит, что ни в коем случае нельзя, чтоб в попевке или песенке встретились непройденные ступени – отнюдь. Просто подробно анализировать и прорабатывать эти кусочки ступенями нужно будет позже. Можно также придумать, например, что сегодня все персонажи нашей сказки пошли к королю с докладом (получится гамма с возвращением к I ст.) или любые другие варианты, необходимые для проработки того или иного соотношения ступеней, при чём дети делают это с большим удовольствием – они же не просто ступени поют, а ходят в гости. При этом у героев может меняться настроение, костюм и т.д. – соразмерно фантазии детей и педагога, и уроки проходят весело и непринуждённо. Работая со ступенями (а это, по сути, самый сложный раздел урока, требующий внимания и тщательной проработки), полезно задавать вопросы, взывающие детей к эмоциональной составляющей – Какой у нас Король? – Добрый, с чувством собственного достоинства,  голос у него низкий ( основная тональность для работы ре мажор).

- А Принцесса у нас какая? – Молодая, стройная, сегодня капризная?, голос у неё высокий.

Есть ещё один важный момент – начинать освоение каждой ступени надо с гармонической поддержкой и лишь через несколько уроков можно петь а-capella.      

Освоение ладовых интонаций должно начинаться не с какой-нибудь схемы, а с музыки – простых детских песен, считалок, прибауток. Подбираются эти миниатюрные произведения таким образом, чтобы их интонации закономерно усложнялись. Из запаса мелодий, которые ребенок разучивает «по слуху», играя и наслаждаясь музыкальными образами, вычленяются такие интонации, фразы, целые мелодии, в которых удобно наблюдать движение мелодии по ступеням звукорядов – двухступенного, затем трех -, четырехступенного и т.д.

Примеры песенок:

А-у, я в лесу

Прыг, скок, под кусток, и молчок

Песенка про бабушку

Я буду капитаном

Часы

Одуванчик

     Со временем в репертуаре группы накапливается некоторое количество песен, которые дети хорошо знают и интонируют.                                                                                                                                                                                                 Пение разученных песен на занятиях должно занимать особое место в

учебном процессе. Опыт показывает, что дети очень любят петь

хором и соло. Даже дети с плохой интонацией, так называемые «гудошники», исполняя песни в хоре,  «подтягиваются» к ученикам, которые поют чисто. По-этому, в конце занятия нужно обязательно спеть любимую песню из прошлой четверти, под неё  можно дирижировать, двигаться из стороны в сторону. Можно петь такие песни с аккомпанементом из треугольников, ложек, бубнов и маракасов, отмечая ими сильную долю. Дети всегда делают это с удовольствием. И ещё знакомую песню хорошо петь «ручейком», то есть один начинает первую фразу, следующий ребёнок поёт вторую и т.д. Это даёт возможность педагогу лишний раз понаблюдать за успехами каждого ребёнка в отдельности, внести соответствующие коррективы в работу.

        С чего начать работу над ритмом (воспитание метро-ритмических     навыков)        

Когда наша дюймовочка искала сказочный дворец, ей на пути встретились :

МИШКА

МИККИ-МАУС

ЗАИНЬКА

и ПЕТУШОК.

На примере этих песенок мы рассказываем детям, что мишка любит только нотки та, мышка – только нотки ти, так как она очень шустрая. А заинька и петушок любят и нотки та, и нотки ти, но начинать они любят каждый по-своему. Пропевая и прохлопывая эти песенки, дети учатся различать четверти и восьмые. Параллельно с песенками мы показываем детям карточки, на каждой карточке написан ритм одного такта в размере 2/4, при чём в разных комбинациях. Далее мы подключаем четвертные и восьмые паузы, читая их шёпотом и не хлопая, а показывая знак молчания (то есть, карточки тоже читаем эмоционально). При чём сначала читаем карточки, называя слова – ми-шка, за-инь-ка и т.д. Когда дети будут уверенно узнавать простые карточки, переходим на чтение та и ти и добавляем песенку про часы, где есть  шестнадцатые ноты. Постепенно вводим в карточки и их (ти-ли-ти-ли).

Работу над метром начинаем одновременно с работой над ритмом.

Автор пользуется несколькими играми.

«Мишка-лисонька-птичка».  Игра часто используется для слышания высокого, среднего и низкого регистров. Но поскольку регистры дети запоминают сразу и быстро, автор использует её для отработки равномерных движений в разных темпах . Играем какое-либо медленное музыкальное произведение или импровизацию  в низком регистре – дети узнают мишку и начинают раскачиваться из стороны в сторону. Учитель должен следить, чтоб дети попадали в темп и движения были ровные. Поначалу это у многих детей не получается, нужно показать им, как правильно. Лисоньку ( средний регистр) показываем «лапками по парте», птичку – лёгкими движениями кистью. Эта простая игра служит на уроке и некоторым отдыхом для детей.

«Поймай музыкальный пульс». Под любую музыку в среднем темпе – маршируем, идём ручками по парте (коленке, если класс без парт), идём пальчиками – указательным и средним правой руки. После освоения темп можно менять. – В песенке сердечко забилось быстрее ( медленнее).

«Топ-хлоп». Играется стоя. 1 доля – ногой, вторая (вторая и третья в размере 3/4) – ладошками. Здесь развиваем понимание сильной-слабой долей. После того, как у всех получилось скоординировать – нога-руки, делимся на группы и одна группа исполняет сильную долю, а другая – слабые. Упражнение развивает также координацию и внимание.  

                                        Ноткины песенки

Специально для запоминания нот в каждой четверти мы поём по одной из 4-х специальных песенок. Разучиваются они с аккомпанементом. Затем учитель берёт клавиатуру и показывает, где живут эти нотки.  У каждого ребёнка должна быть своя нарисованная  клавиатура (2 октавы). С помощью учителя они находят нотки на ней. И пальчиком правой руки (свободной кистью!) «нажимают» нотки, которые поют. Достаточно пропевать такую песенку один-два раза на каждом уроке и нотки запоминаются. Каждый урок кто-то один подходит к настоящему фортепиано, даёт свой пальчик учителю и «сам играет» ту или иную песенку, а все остальные дети поют.

                                                   

                                                   Интервалы.

Задача в данном разделе сольфеджио на этом этапе – выработать образное, красочное, т.е. гармоническое восприятие интервала, «запустить условные рефлексы». Мелодическое интонирование с осознанием будем вводить позже.

Слушать интервалы обязательно нужно на каждом занятии, затратив на этот раздел две-три минуты. Очень удобно это делать, когда героиня нашей сказки идёт в музыкальное королевство, и ей на пути встречается тот или иной персонаж.

Секунда представляется ежиком – острым и колючим. Это Ёжик по имени Секунда.  Далее знакомимся с терцией.   Терция – это зайчиха, у которой короткие передние лапки, поэтому она перепрыгивает только через одну нотку. Познакомив детей с этими двумя интервалами, некоторое время играем эту пару, и только после того, как дети будут быстро их различать, даём следующую пару.

Это Кенгуру по имени Секста и Дикообраз по имени Септима. Про Кенгуру детям нравится такая история. У зайца в далекой стране Австралии живет подруга – кенгуру. Она высокая, большая, и,  так же как и заяц,  любит прыгать. Кенгуру очень интересный зверь. Заяц написал ей в письме о празднике «Новый год». Ей так понравился этот праздник, что она целыми днями пела песню «В лесу родилась елочка» и так ей захотелось посмотреть на снег и Деда мороза, что решила она побывать в России. Пришла она к директору леса, но он не пустил ее в путешествие, потому что очень уж это далеко. Расстроилась бедная кенгуру и запела грустную песню «Прекрасное далеко». Тренируем пару терция – секста. После этого cравниваем секунду и септиму. Септима – она такая же острая, колючая, только иголки у нее семиметровые – это дальний родственник ежа – дикообраз.

   Цифры, обозначающие интервалы, на этом этапе мы не пишем. Во-первых, это может привести к путанице со ступенями, во-вторых, дети в этом возрасте ещё плохо считают, либо вообще не умеют считать. Достаточно того, что дети запоминают название и звучание. Количество ступеней, составляющих интервалы,  будем учить в следующем году.

   После того, как дети будут узнавать этих четырёх персонажей, можно слушать октаву (жираф), квинту (медуза) и кварту (ворона), тоже попарно. Если в группе большинство детей интонируют ступени, данные три интервала уже можно выявлять в попевках – дети к этому времени уже знакомы с I, I верхней,  V, IV  ступенями. В четвёртой четверти нашей Дюймовочке должен встретиться  крокодил (тритон).

Несколько слов о «контрольных». По сути, это ежеурочное прослушивание всех детей. Эти игры держат детей в постоянном тонусе и не позволяют отвлекаться.

Игра «Поймай нотку». Берём нотку (поём её) и «бросаем» в одного из детей. Ребёнок должен поймать (спеть ту же нотку).

«Эхо». По сути это то же самое, но это будет уже короткая попевка или ритмическая формула.

«Ручеёк». Про ручеёк писала выше.

4. Заключение

Начальный период обучения музыкальному искусству является

наиболее важным и ответственным этапом. Данная программа соответствует поставленным целям и задачам, главными из которых являются  координация слуха и голоса у учащихся, развитие чувства тональности, чувства ритма, культивирование любви к музыке и пению. Использованные  вокально-интонационные и метроритмические упражнения содействуют естественному развитию  

голоса, совершенствованию звуковедения, воспитанию чувства метроритма, работают на комплексное развитие музыкального слуха,

готовят детей к освоению более сложных форм работы в дальнейшем.

 

5. Список литературы:

1. С.П. Юдин « Певец и голос» 1947г.

2. М.И. Глинка «Школа пения» 1856

3. Д.Е. Огороднов «Методика комплексного воспитания вокально-речевой и эмоционально-двигательной культуры человека»

4. В.В. Емельянов «Фонопедический метод развития голоса»

5. П. Ф Вейс. «Ступеньки в музыку». - М.: Советский композитор, 1980

6. А.В. Гусева «Начальный этап обучения музыке в группах сольфеджио.» Методическая статья

7. Зебряк Т.А. Основы музыкальной грамоты и сольфеджио. М.: Кифара, 2009

8. Тричков., Б. «Стълбицата». Български метод за съзнателно нотно пеене. — София: Издателство Култура, 1940.

9.  Журавлева Ж. В гостях у королевы Тоники. Пособие по сольфеджио. М.: Союз художников, 2002.

10. Металлиди  Ж, Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поем. Учебное пособие..Ленинград, Сов. композитор, 1989.  

11. Абелян Л. Забавное сольфеджио..М., 1982.

12. Цейтлин Б. По ступенькам  музыкальных знаний. Уч. пособ. для учащихся подготовительной группы группы. .М., 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по музыкальной литературе на тему "В мире музыкальных инструментов"

Изучение музыкальных инструментов и их тембров на уроках музыкальной литературы. Методическая разработка открытого урока с учащимися 5 класса....

Методическая разработка открытого занятия "Изучение партий в музыкальном ансамбле (на примере пьесы А. Даргомыжского "Ванька-Танька")"

Методическая разработка открытого занятия "Изучение партий в музыкальном ансамбле" включает в себя 4 этапа: введение, изучение музыкальной пьесы раздельно попартиям, изучение пьесы в ансамбле и итогов...

Методическая разработка внеаудиторного занятия «Школа здоровья. Артериальная гипертония»

Внеаудиторная деятельность обучающихся является неотъемлемой частью образовательного процесса. Внеаудиторные мероприятия делают обучение более интересным, расширяют и углубляют знания студентов по изу...

Методическая разработка контрольного занятия по программе дополнительного образования кружка «Школа юного музееведа»

Разработка государственных образовательных стандартов, внедрение новых технологий обучения и контроля знаний вновь, после длительного перерыва, привлекли интерес широкой педагогической общественности ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия. Литературно - музыкального конкурса (к 77 годовщине победы в Великой Отечественной Войне). Музыкальная летопись войны

 Данное литературно-музыкальное  мероприятие  разработано в рамках подготовки к празднованию  78 годовщины Победы в Великой Отечественной Войне.   Это мероприятие ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО МДК 02.02 ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ВОКАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Методическая разработка учебного занятия по МДК 02.02 Подготовка педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности: вокальная подготовка направлено на работу над чистотой интонац...