Учебно-методическое пособие по сольфеджио для 1 класса музыкальной школы – поурочные планы на 1-ое полугодие.
учебно-методическое пособие на тему

Предлагаемая работа- распределённый по урокам материал на 1-ое полугодие по предмету "сольфеджио" для детей 1 класса ДШИ, инструментальных отделов, не обучавшихся на подготовительном отделении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon natalia_volna_uchebno_metodicheskoe_posobie.doc163 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Учебно-методическое пособие по сольфеджио для 1 класса музыкальной школы – поурочные планы на 1-ое полугодие.

План работы:

  1. Введение.
  2. Цели, задачи, основные принципы работы на сольфеджио, ожидаемый результат.
  3. Основы моделирования авторского курса. Основные разделы работы на уроке.
  1. Вокальная работа.
  2. Развитие ладового слуха.
  3. Работа над ритмом.
  4. Интервалы.
  5. Развитие памяти.

  1. Поурочные планы.
  2. Заключение.
  3. Список литературы.

  1. Введение.

Предлагаемая работа – распределённый по урокам материал на 1-ое полугодие по предмету «сольфеджио» для детей 1 класса ДШИ, инструментальных отделов, не обучавшихся на подготовительном отделении.

Дети занимаются 1 раз в неделю по 1,5 часа и не имеют индивидуального сольфеджио. Возраст детей – 7-8 лет.

Материал распределён из расчёта 8 уроков в 1 четверти и 7 уроков во 2-ой четверти. Из них последний урок каждой четверти – контрольный, на котором не даётся новый материал, а лишь проверяется, как усвоены темы четверти.

В работе к каждому заданию даются методические указания и даётся весь нотный материал.

Работа на уроке сольфеджио ведётся в тесной взаимосвязи с темами по предмету «слушание музыки». Предлагаемый материал отработан на практике.

На уроках автор использует «Рабочую тетрадь» Г. Ф.  Калининой и Учебник «Мы играем, сочиняем и поём»  для 1 класса Ж. Металлиди – А.Перцовской. У детей также есть нотная тетрадь и тетрадь в клетку для записи новых терминов (в 1 классе пишем только новое слово и объясняем его устно, так как дети пишут ещё очень медленно). Все слова выписываем печатными буквами на доске.

2. Цели, задачи, основные принципы работы на уроках сольфеджио, ожидаемый результат.

В настоящее время очень часто родители приводят в 1 класс музыкальной школы  ребёнка не только незнающего нотной грамоты, но и «непоющего». Ребёнок зачастую не может спеть мелодию самой простой знакомой песни, а просто  проговаривает слова. К тому же, если некоторые дети не имеют понятия, что такое сольфеджио, то другие из них, наслушавшись в коридорах страшилок от старших товарищей про наш предмет, уже на первое занятие приходят в напряжении, ожидая слова «диктант».  Отсюда наши основные цели и задачи.

Основная цель, которую должен ставить перед собой педагог сольфеджио - ребёнок должен полюбить всем сердцем наши занятия, он должен захотеть выучить теорию, захотеть услышать то, что мы играем. Иными словами, он должен ощутить психологический комфорт. Только через такую любовь возможно развивать музыкальные способности наиболее полно и расширять музыкальный кругозор.

Основные задачи 1-ого полугодия: сформировать верные вокальные навыки -  научить детей координации слуха и голоса, правильному (т.е., лёгкому, без напряжения звукоизвлечению), выработать умение тянуть звук на дыхании; начать работу над ладовым чувством, над метро-ритмом, дать знания по музыкальной грамоте по программе первого класса, научить необходимым дисциплинарным моментам.

Основные принципы работы:

1 Сначала пение, затем всё остальное.

2. Повторение, повторение и ещё раз повторение

3. Радость музицирования и познания, доброжелательная атмосфера урока

4. Постоянное взаимодействие зрительной, слуховой и двагательной функций.

5. Минимум домашних заданий, но всегда его проверять и подробно анализировать и оценивать. Только индивидуальный подход!

6. Каждый урок читать с листа хотя бы один номер (естественно, после того, как будут выучены ноты)

7. Чередование хоровой и индивидуальной работы. (при пении – хором и по кругу по одному, при постоении на доске – каждому по маленькому заданию)

8. Постепенность и последовательность введения материала.

Ожидаемый результат:

  1. Чистое интонирование мажорной гаммы и устойчивых ступеней. (1 четверть- до мажор, 2 четверть – ре мажор) свободным лёгким голосом  на дыхании
  2. Исполнение нотами и словами пройденных песенок в двух вариантах – с тактированием и аккомпанементом педагога (обязательна гармоническая поддержка!) и игра-пение за роялем самим ребёнком в до и ре мажорах в размере 2/4.
  3. Знание основных длительностей, умение спеть на одном звуке четверти и восьмые в любом сочетании, а также половинные и шестнадцатые во второй четверти.
  4. Знание теории: нотный стан, скрипичный ключ, октава, ноты первой и второй октавы, метр, ритм, доля,  темп, динамика, фактура, аккомпанемент, лад, мелодия, регистр, тоника, строение мажорной гаммы, тон-полутон, знаки альтерации, паузы, затакт.
  5. Знание интервалов. От белых звуков – всех интервалов без разграничения на малые-большие-чистые (1 четверть). Умение быстро назвать ноты подряд от любого звука. Построение, пение и слушание чистых интервалов от белых нот(2 четверть). Тритоны си-фа и фа-си (и на слух).
  6. При чтении с листа незнакомой мелодии при первом чтении бысто и верно называть ноты (при этом дети пальчиком должны показывать каждую ноту) , при втором прочтении - дети должны правильно тактировать и петь ноты в ритме под гармоническое сопровождение педагога.

3.Основы моделирования авторского курса. Основные разделы работы на уроке.

1. Вокальная работа

Вокальная работа должна вестись на каждом уроке сольфеджио, несмотря на то, что у детей есть отдельный предмет по выработке этих навыков –«хор», ибо без правильной вокальной установки нет чистой интонации.

Вокальная работа должна быть направлена на выработку основных вокальных навыков:

-звукообразоване

-певческое дыхание

-артикуляцию

-слуховые навыки

-эмоциональная выразительность при исполнении

Каждый урок нужно следить и напоминать детям, чтоб они выпрямили спину, вдохнули животиком, хорошо выговаривали ротиками ноты и слова, чтоб на звуках «а» и «о» рот открывали вниз, пели бы легко и без напряжения. При чём, важно не только в-целом напоминать о вокальной установке, но и  давать конкретные рекомендации конктретному ребёнку, так как вокальные данные и вокальные ошибки у всех разные. Тон должен быть при этом спокойный и доброжелательный! Особенно нужно обращать внимание, чтоб низкие ноты пелись без крика, как бы прислушиваясь, а верхние – свободно и без напряжения. И весь материал, который поётся детьми, должен иметь гармоническую поддержку, чтоб звуки не были «абстрактными», а хорошо «вставали» в тот или иной аккорд тональности. При чём поправки «выше» или «ниже» можно говорить только когда нота явно ниже или выше ( у детей, координация слух-голос которых очень плохая). Если же звук почти в ноту, то лучше говорить не «выше-ниже», а «прислушайтесь и спойте точно вот в эту гармонию».

2. Развитие ладового слуха.

В первом классе с детьми без подготовки с минором мы только бегло знакомимся, указывая на то, что третья ступень «грустит». Основная ладовая работа идёт в мажорных тональностях. Как только дети выучат ноты, мы ноты «сажаем» на ступеньки и получаем тональность до мажор. С этого времени и до седьмого класса при разучивании той или иной тональности основная задача есть выработка быстрой связи «нота-ступень». Это и только это есть база для написания тональных диктантов для детей с относительным

слухом (абсолютников в расчёт не берём, им проще ).  Некоторые педагоги сейчас отрицают пользу пропевания гамм, а автор уверен в обратном – начинать надо с интонирования ступеней подряд, то есть, именно с гаммы, и обязательно с гармонической поддержкой.  И темп поначалу должен быть медленный. Затем постепенно ускоряемся. Одновременно с гаммой надо дать ход по устойчивым ступеням. И уже с первых уроков можно давать коротенькие  устные «диктанты»  - одну, две , три нотки с вопросом «А какие нотки  я сейчас играю?» Что можно играть в 1-ом полугодии: уст. ст. в любом сочетании и можно с повторами, например I-III-I-III или V-I-V-I  или I-V-III-I, можно «ловить» отдельные нотки, т.е., по одной, можно кусочек гаммы, тогда определить с какой ст. до какой. После каждой попевки нужно вспоминать тонику, при этом педагог должен играть не один звук, а весь аккорд (помним о гармонической поддержке).

3. Работа над ритмом

Работу над ритмом можно начать с таких образных песенок:

Они всегда воспринимаются детьми с удовольствием. Расказываем детям, что каждый персонаж любит свой ритм.

После этого можно дать названия всех длительностей. (Уже на втором уроке). Пишем мы и целые, и половинные, и шестнадцатые, но отработка в 1-ом полугодии ведётся прежде всего четвертей и восьмых, при чём обязательно с тактированием – одна нотка на дольку – четверть, две нотки – восьмые. Это основное, чему должны научиться дети – петь на долю одну ноту или две и откладывать ровные доли. Работу над ритмом ведём несколькими способами: через песенки, которые разучиваем(в песенках есть и половинные ноты- учимся на одной ноте откладывать две доли), пением гаммы в разных ритмах(ритмы в гамме только из четвертей и восьмых), и пением определённого ритма на одном звуке(здесь берём все длительности, кроме целой).

Доли мы «откладываем» по парте, а ритм хлопаем.

4. Интервалы.

Освоение интервалов надо начинать обязательно в 1 классе, так как понимание интервала очень хорошо воспитывает музыкальное мышление.

Быстрота построения интервалов напрямую зависит от того, как легко может ребёнок назвать ноты подряд от любого звука, это, в первую очередь и надо тренировать, так как в 1-ой четверти успеваем лишь выучить название интервала, цифру, которой он обозначается и  учимся записывать интервалы от белых нот. Для построения того или иного интервала пользуемся пальцами, считая до нужной цифры. Для запоминания названий очень помогает песенка «Прима, секунда» (Калинина, стр. 29).

   Важно также выработать навык правильной записи – прима и секунда – нотки рядом, а от терции и дальше – нотка над ноткой.

    Вторая четверть посвящается построению, пению и слушанию чистых интервалов. Построение прим и октав проблем не вызывает. А для того, чтоб запомнить кварту фа-си бемоль и квинту си – фа диез, надо запомнить два тритона на белых нотах и объяснить детям, что чистые интервалы между этими двумя звуками не получаются (а получается крокодил Тритон).

Каждому интервалу для лучшего запоминания даётся определённый образ (птенчик Прима, ёжик Секунда, зайчиха Терция, ворона Кварта, медуза Квинта, кенгуру Секста, дикообраз Септима, жираф Октава)

Интервалы учимся воспринимать одновременно как в гармоническом звучании, так и в мелодическом по следующей методике:

- назвать интервал

- сыграть (дети слушают)

- сыграть мелодически

- спеть «песенкой» два-три раза : ч1 – птенчик – «пи-пи»

                                  ч4 – ворона – «кар-кар»

                                  ч5 – медуза- «плюх-плюх»

                                  тритон – крокодил – «схвачу»

                                  ч8 – жираф – «жую»

-ещё раз сыграть (дети ещё раз слушают)

Петь и слушать интервалы нужно на каждом занятии. «Слова» в песенках могут быть другими, но обязательно каждый раз одинаковыми, чтобы вызывать ассоциации на подсознательном уровне.

Работа над интервалами будет продолжена в следующих четвертях, так как не все дети слышат безошибочно. После уверенного освоения нескольких тональностей интервалы начнут «селиться» в них на определённых ступенях.

5. Развитие музыкальной памяти.

На каждом уроке, начиная с первого на этот раздел работы надо находить 3-5 минут. На данном этапе имеется ввиду разучивание коротких попевок, или небольших песенок с голоса учителя по памяти. Сначала петь хором, затем проверить по одному. Данный раздел также готовит детей к написанию диктантов.

4. Поурочные планы.

Первая четверть.

Урок 1.

Темы урока: «Регистр. Октава. Нотный стан. Скрипичный ключ. Ноты 1 октавы. Мелодия.»

-На первом занятии мы знакомимся. Нужно рассказать детям, что такое предмет «сольфеджио», чем мы будем заниматься.

-Далее рассказываем про фортепиано – нашего главного помощника.

-Записываем РЕГИСТР, ОКТАВА. (В дальнейшем, все слова, записанные заглавными буквами, записываются детьми в тетрадь). Рассказываем, какие бывают регистры (высокий, средний, низкий), обязательно играем музыкальные примеры.

-Учим названия октав, повторяя несколько раз – хором и по одному. Объясняем, что в каждой октаве 7 нот, которые звучат по-разному, а называются одинаково. Учим песенку

 

Пока разучиваем песенку, определяем проблемы (слуховые, ритмические, вокальные) каждого ребёнка, занимаемся вокальной работой.

- Поём до мажор медленно – вверх и вниз. С гармоническим сопровождением.

-Нотный стан – 5 линеек. Скрипичный ключ – показываем крупную картинку с красиво написанным ключом или пишем красиво на доске. Рассказываем, что это ключ показывает, что на второй линейке пишется нота соль 1 октавы.

Учимся работать в нотной тетради.  Пишем на 1-ой строке скрипичный ключ,( оставить место для домашней работы), на второй строке пишем ещё один ключ и ноты первой октавы от «до» 1-ой октавы до ноты «до» 2-ой октавы. Следим, чтоб было аккуратно, исправляем ошибки.

- Главный раздел. Проработка нот 1 октавы:

Тренаж по клавиатуре (нарисованная, на 2 октавы) и затем по руке (это наш нотный стан): - ноты подряд наверх и вниз

                                       - от до «прыгаем» на все ноты по очереди

                                       - до-ми-соль, соль-ми-до

Каждое упражнение делаем по два раза.

- Закрепление по учебнику. МЕЛОДИЯ. Пропеваем по нотам в медленном темпе с гармонической поддержкой №40 «Жучка» и № 26 «Галя по садочку». Сравниваем направление движения мелодии.

- Домашнее задание:

1. Прописать строчку скрипичного ключа и ноты первой октавы.

2. Выучить названия нот, играть  их на фортепиано, петь, называя, сначала подряд, затем вразброс.

3. Научиться их писать под диктовку.

Урок 2.

Темы урока: «Ритм. Длительности.Метр. Доли. Размер 2/4.»

-Проверить письменное домашнее задание. Выставить оценки.

-Проверить знание нот на клавиатуре, нотном стане. (по одному, без пения)

- Повторить песенку про ноты – хором и по кругу по фразам. Спеть ноты по гамме до мажор по руке и клавиатуре, а также скачками от «до» и по трезвучию.

- Главный раздел.

Рассказываем детям, что музыка живая и у неё есть сердце – музыкальный пульс. Записываем МЕТР.  ДОЛЯ всегда ровная по времени. На примере №1 и № 5 из «Детского альбома» П. И. Чайковского объясняем, что бывают сильные и слабые доли. Когда мы «ловим» доли, мы тактируем. Далее с детьми мы под музыку тактируем и объясняем размер:  

               3/4 V v v

               2/4  V v

Далее разбираем понятие «длительности». Дети должны понять, что в доле живёт разное количество нот. Поём на одной нотке (соль) четвертями и восьмыми, объясняем, что четверть живёт одна в доле, а восьмушки – вдвоём. РИТМ.

Поём наши ритмические песенки.

Рисуем в тетради схематично целую, под ней две половинные, под каждой половинной – две четвертные, под каждой четвертной – две восьмые. Подписываем и учим названия.  Шестнадцатые пока не пишем.

-Закрепление. Поём на нотке «соль» половинными, затем четвертными и восьмыми нотами с тактированием.

Демонстрируем детям песенку «Дон-дон» (№5 из учебника) со словами.

Далее открываем учебники и читаем этот номер нотами с тактированием. Ещё раз объясняем, что четверть нужно петь одну в доле, а восьмых - успевать пропеть две.

Домашнее задание: 1. Калинина, стр. 6 №5, стр.7 №7, стр. 8№16

                                   2. Выучить длительности.

                                   3. Играть, петь №5 из учебника.

Урок 3.

Тема: «Тональность до мажор. Устойчивые ступени. Тоника.Тон-полутон. Строение мажорной гаммы.»

- Пока учитель проверяет письменное домашнее задание в тетради Калининой, дети прописывают по строчке длительности в нотной тетради.

- Написать ноты под диктовку – до, соль, ре, ля, ми, си. Оценки.

- Проверить, как дети выучили № 5  - двух детей вызвать к фортепиано. Оценки.

- Повторить понятия доля, размер, цифры в размере. ТАКТ. Тактовая черта.  Спеть с тактированием №5 хором.

- Выписать все возможные ритмы в размере 2/4. Дети – в тетрадь. Спеть с тактированием на ноте соль.

- Читать хором, а затем по кругу с тактированием №№ 6, 7, 8 учебника.

-Главный раздел.

ЛАД. Объяснить, что ноты живут в ладу друг с другом, и у них есть главная нота – ТОНИКА. Записать ещё раз до мажор, но уже подписать ступени. Уст. Звуки не закрашивать, неуст. – закрашивать. Отдельно выписать уст. Ст. Спеть.

Объяснить, что расстояние между любыми ближайшими звуками – это полутон, а два полутона – это целый тон.

В тетради Калининой сделать на стр. 28 задание 12 – закрасить два полутона между «белыми» нотами, показать, как строится мажорная гамма – на клавиатуре на примере до мажора.

Выучить песню « Два тона-полутон-три тона-полутон» по до мажору.

Домашнее задание:

1. Выучить римские цифры 4 и 6.

2. Играть и петь до мажор – гамму и уст. Ст.

3. Доучить ноты и длительности. В тетради Калининой прописать ноты 1-ой октавы на стр. 4, 5.

4. Кошкин дом выучить наизусть словами и нотам – играть и петь.

Урок 4.

Тема: «Лад. Мелодия. Аккомпанемент. Паузы.»

- Проверить письменное домашнее задание. Оценки.

- Нотный диктант – ноты первой октавы определённой длительности. Оценки.

- №5, гамма и уст. Ст. до мажора  – дети играют и поют у фортепиано. Оценки.

- Повторить песенку «Тон-полутон»

-Каждому задание посчитать полутоны между нотам (например, до и ми, ре и соль)

-спеть гамму до мажор, показывая на пальцах ступени. Каждому «бросить» ноту, а ребёнок должен спеть ступень, и наоборот учитель поёт ступенью, ребёнок – нотой.

-спеть до мажор в ритмах, который написан на доске (четверть, две восьмые; две восьмые, четверь) с тактированием.

- спеть устойчивые супени

- Главный раздел

Разобрать и пропеть с тактированием № 31 учебника.

Записать в тетрадь паузы. Объяснить, что пауза – это знак молчания.

 Прочитать № 56 учебника с тактированием.

 - Послушать №16 из «Детского альбома» Минорный лад. Записать ЛАД – МАЖОР, МИНОР

Определить, в каком ладу №21.Повторить, что такое мелодия. Записать новые слова: ГАРМОНИЯ (аккорды), АККОМПАНЕМЕНТ. В этих же номерах ловим музыкальную долю, определяем размер.

Домашнее задание:

1. Прописать по 10 пауз.

2. №31 – выучить наизуть. Играть и петь нотами и словами.

Урок 5.

Тема: «Знаки альтерации»

- Проверка домашнего задания. Оценки.

- Повторение и закрепление. До мажор хором и по одному в разных вариантах – гамма, скачки от I ст. на все остальные, уст. Ст., ступени вразброс, в ритмах.

- Чтение номеров учебника (41, 46) с тактированием.

- Основной раздел.

Записать в тетрадь знаки альтерации, объяснить их значение. Совместно разбираем задания в тетради Калининой – стр. 22 – в каждом делаем только первые задания.

№ 31 (Луноход) из учебника – читаем и учим наизусть основной номер, а затем читаем а и б.

-На примерах из Детского альбома закрепляем пройденные теоретические темы.

Домашнее задание:

1. Прописать по 10 знаков альтерации

2. Доделать задания в тетради Калининой.

3. № 31 (+ а и б ) – играть наизусть и петь нотами и со словами.

Урок 6.

Тема: «Ноты 2-ой октавы. Знакомство в интервалами. »

- Проверка домашнего задания. Оценки.

- Спеть № 31 хором с тактированием

- Повторение тон-полутон. Сделать задания в тетради Калининой (совместно половину каждого задания, остальное самостоятельно) – стр.28, №№ 13,15, 16.

- Работа в до мажоре – гамма в разных видах, чтение № 40 из учебника (Жучка) – хором и по кругу с тактированием.

- Основной раздел.

Записать ноты 2-ой октавы, учить по руке.

Объяснить детям, что интервал – это расстояние между двумя звуками.

Выучить песенку «Прима, секунда» (названия всех интервалов).

От ноты «до» спеть и послушать все интервалы (тетрадь Калининой, стр. 29) – на белых нотах.

Выучить с детьми цифру интервала. (поём песенку, показываем на пальцах, проговариваем «прима – 1, секунда – 2 и т.д.»).

Записать все интервалы от звука «ре», объяснить принцип построения.

Домашнее задание:

1. Выучить ноты 2-ой октавы.

2. Прописать в тетради ноты 2-ой октавы половинными и четветными нотами.

3. № 40 – играть и петь наизусть.

4. Играть по Калининой (стр. 29) все интервалы от звука «до». Называть вслух каждый интервал.

5. Калинина, стр. 29 – записать интервалы от ми и фа.

Урок 7.

Тема: « Закрепление пройденного материала. Построение гаммы ре мажор»

- Проверить письменное домашнее задание. Оценки.

- Диктант по нотам 2-ой октавы и знакам альтерации. (несколько нот, из которых некоторые со знаками, напомнить детям, что знак пишется перед нотой, а читается после).

- Устное домашнее задание – двух человек вызвать к фортепиано играть и петь Жучку. Оценки.

- Чтение с листа - №№ 53, 55, 56. с тактированием.

- Спеть песенку «Два тона – полутон». Повторить, что так строится мажорная гамма.

- Записать на доске ре мажорную гамму (знаки около нот). Выучить, что в ре мажор – фа диез и до диез.

- Закрепить название и цифру интервалов. (Песенка «Прима, секунда», спеть интервалы от «до», каждому ребёнку назвать интервал, ребёнок должен назвать цифру, и наоборот; каждому дать ноту для построения  интервала (устно), при этом «садим» ноту на первый палец и называем ноты подряд, загибая пальцы).

-Записываем в Калининой интервалы от соль. Работаем вслух.

Домашнее задание:

1. Выучить название и цифру интервала.

2. Записать интервалы от ля и си.

3. Петь интервалы от до наизусть (подыгрывая на фортепиано)

4. Подобрать Жучку от звука «ре»

Вторая четверть.

Урок 1.

Тема: Повторение. Темп. Динамика. Фактура.

- Вместе на доске повторяем, как строятся интервалы – записываем их от разных нот.

- Самостоятельно на оценку строим в тетради разные интервалы от разных нот.

- Если есть ошибки, на доске делаем работу над ошибками.

- Повторяем песенку «Прима, секунда».

- Учим названия и цифру чистых интервалов.

-Повторяем Жучку хором с тактированием. Переписываем её аккуратно в нотную тетрадь. Подписываем ступени.

- Записываем Жучку в ре мажоре – объясняем, тоникой теперь является нота ре, что ноты в ре мажоре будут другие, при этом ступени и ритм не меняются.

- Читать в ре мажоре №№77, 78 с тактированием.

- Повторяем пройденные сресдства музыкальной выразительности. Поможет нам в этом «Жучка» - в ней мы последовательно меняем: регистр,гармонию, метр, ритм, лад.

- Поменять также последовательно ТЕМП, ДИНАМИКУ, ФАКТУРУ. Записать новые слова и объяснить их значение.

Домашнее задание: 1. Калинина, стр.25, № 9 б – ступени в до и ре мажорах.

2. Играть и петь наизусть Жучку в до и ре мажорах.

Урок 2.

Тема: « Построение чистых интервалов. Тональность ре мажор»

- Проверить домашнее задание. Оценки.

- Записать от звука «до» ч1, ч4, ч5, ч8. Демонстрируя каждый интервал, показываем рисунок – прима – циплёнок, кварта – ворона, квинта – медуза, октава – жираф. (игра- показ картинки) Даём образную характеристику – кварта уверенная, квинта пустая). Пропеваем каждый интервал на слоги (ч1- пи-пи; ч4 – кар-кар; ч5 – плюх, плюх; ч8 – жую, жую) Консонансы – звуки сливаются друг с другом красиво.

- Выучиваем любую песенку на слух, которая начинается с ч4 (например, «Резиновая Зина» муз. Геворкяна, сл. А. Барто)

- Записать ре мажор – гамму, уст. Ст.

- Разучить песенку Мы поём. (В ре мажоре).

Разобрать, что начинается она с устойчивых ступеней, а затем поются ноты подряд.

- Записать песенку нотами в ре мажоре.

- Читаем с листа №№ учебника со стр. 41.

Домашнее задание:

1. Записать чистые интервалы от звуков «ре» и «ми»

2. Петь гамму и уст. Ст. ре мажора.

3. Играть и петь наизусть песенку «Мы поём» и чистые интервалы от «до», называя вслух интервал.

Урок 3.

Тема: « Интервалы в тональности. Тритоны фа-си, си-фа. Кварта фа-си бемоль, квинта си-фа диез»

- Проверить домашнюю работу, оценки.

- Спеть хором чистые интервалы от до, показывать картинки, слушать.

- Повторить песню про Зину (с интервала ч4)

- Разучить №50 (первый интервал – ч5)

- Попросить детей определить, какой должен быть интервал фа-си (посчитать, затем сыграть). Дети слышат, что звучит резко, звуки не сливаются. Объяснить, что между нот фа-си и си-фа живёт крокодил Тритон.

Почему его так зовут – посчитаем, сколько в нём полутонов? А тонов? Спеть со словами «схвачу, схвачу», записать нотами.

- Записать (совместно на доске) чистые интервалы от звука «фа».

- Рассказать, что в любой тональности живёт очень много разных интервалов.

Попросить спеть половину класса ноту ре, другую половину – ля (ч5), а затем также ля-ре. « Эти два интервала живут в до мажоре? А в ре мажоре?» Записать эти два интервала в ре мажоре.

- Пропеть хором гамму ре мажор (подряд и скачками от 1 ст.), уст. Ст., «Мы поём» с тактированием.

- Учитель поёт ноту, дети – ступень, и наоборот.

- Чтение с листа с тактированием (№ 82)

- Разбор № 95 для домашней работы. (Движение по уст. Ст.)

Домашнее задание:

1. Переписать № 95 в тетрадь.

2. Записать чистые интервалы от соль и ля.

3. № 95 играть и петь наизусть.

Урок 4.

Тема: «Транспорт. Затакт. Ритмический диктант»

- Проверить домашнее задание. Оценки.

- Пропеть хором всё, что выучили в ре мажоре. Затем № 95 – по кругу по одному такту.

- «Мы поём» спеть ступенями.

- Перестроиться в до мажор – спеть уст. Ст. и гамму, «посадить ноты на ступени»

- Совместно на доске записать «Мы поём» в до мажоре. Спеть записанное с тактированием.

- Продолжение работы над построением и слушанием чистых интервалов и тритонов:

А. Спеть от до чистые интервалы и два тритона,  показывая картинки.

Б. Слушать эти 5 интервалов.

В. Записать чистые интервалы от «си».

- Вспомнить две выученные песенки (с ч4 и с ч5)

- Протактировать песню про Зину. Дети должны заметить ноту, которая «выскочила» раньше сильной доли. Это затакт.

- Учимся писать ритмический диктант. (две первые фразы песни про Зину): прохлопать, заметить, сколько ноток живёт в доле. Записать совместно (учитель на доске).

Домашнее задание.

1. Калинина, стр. 30 №12

2. Калинина, стр. 32 №1 а

3. Играть и петь наизусть « Мы поём» в до мажоре.

4. Повторить уст. Ст. в до и ре мажорах. (петь, играть)

Урок 5.

Тема: « Аккомпанемент»

-Учитель проверяет письменное задание, дети делают в Калининой задание № 10 на стр. 30. Оценки.

- На доске (дети в тетрадь) выписываем все 7 чистых квинт от белых нот.

- Каждый ребёнок у фортепиано учится играть их «крабиком»

- Настройка в до мажоре. Разучиваем 1 куплет песни «Маленькой ёлочке» с тактированим.

- Поём хором разученную песню, а те двое детей, у кого лучше всех получилось сыграть квинты, с подсказкой учителя (Квинта до, квинта соль и т.д.) играют аккомпанемент.

- Учитель проигрывает творческие задания детей (два лучших) и дети выбирают, какую песенку будут учить), далее разучивают.

- И аналогично идёт игра квинт.        

- Дети самостоятельно подписывают ступени в № 95 и после проверки правильности учителем транспонируют из ре мажора в до мажор.

Домашнее задание:

1. Играть и петь наизусть № 95 в до и ре мажорах.

2. Играть наизусть левой рукой чистые квинты «крабиком»

Урок 6.

Тема: «Вводные ступени. Опевание устойчивых ступеней. Секвенция.»

- Игра домашнего задания, оценки.

- По желанию детей игра № 95 с аккомпанементом из чистых квинт, помощь учителя. Игра других разученных песен с аккомпанементом.

- «Ёлочка» - 4 такта. Ритмический диктант (совместно, учитель пишет на доске»

- Калинина, стр. 25 №9 (ступени в ре мажоре)

- Настройка в ре мажоре. Калинина, стр. 27 в – прочитать с листа с тактированием и гармонической поддержкой педагога. Объяснить понятие «секвенция». Выучить мелодию наизусть.  Подписать ступени. Самостоятельно транспонировать в до мажор.

- Записать опевание уст. Ст. в до мажоре. Подписать вводные ступени. Спеть.

 

4. Заключение

       

        Данная работа ставит своей целью помощь преподавателю в организации занятий по предмету «сольфеджио» 1 раз в неделю с неподготовленными детьми и даёт удобно скомпанованный и рассчитанный по урокам методический материал для развития начальных музыкальных навыков в короткий промежуток времени.

5. Список литературы:

1.  Металлиди  Ж, Перцовская А. Мы играем, сочиняем и поем. Учебное пособие..Ленинград, Сов. композитор, 1989.

2.  Г. Ф. Калинина Сольфеджио Рабочая тетрадь для 1 класса.

3. Зебряк Т.А. Основы музыкальной грамоты и сольфеджио. М.: Кифара, 2009

4. Журавлева Ж. В гостях у королевы Тоники. Пособие по сольфеджио. М.: Союз художников, 2002.

5.  П. Ф Вейс. «Ступеньки в музыку». - М.: Советский композитор, 1980

6. А.В. Гусева «Начальный этап обучения музыке в группах сольфеджио.» Методическая статья

7.  Абелян Л. Забавное сольфеджио..М., 1982.

8.  С.П. Юдин « Певец и голос» 1947г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие по сольфеджио для 1 класса музыкальной школы - поурочные планы на 2-ое полугодие.

Предлагаемая работа - распределённый по урокам материал на 2-ое полугодие по предмету "сольфеджио" для детей 1 класса ДШИ, инструментальных отделов, не обучавшихся на подготовительном отделе...

Праздника 8 Марта. Сценарий спектакля «Муха-Цокотуха» 2 класс музыкальных школ

Праздника 8 Марта. Сценарий спектакля «Муха-Цокотуха» 2 класс музыкальных школ Подборка стихов, посвященные маме. Сценарий спектакля "Муха-Цокотуха" для учащихся музыкальных школ. 2 класс ...

КАЛЕНДАРНО – ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ на 1-2 полугодие 2018-2019 учебного года

Профессия 15.01.19.(220703.01) Наладчик контрольно измерительных приборов и автоматики Курс - IV...

Лекция по теме "Учебно – методический комплекспо учебным дисциплинам учителя начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования"

Рассматриваются такие вопросы, как:1. Что такое методическая деятельность?2. Виды методической деятельности.3. Виды методических умений.4. И другое....

Методические рекомендации к пьесам из сборника «Кудесница - балалайка. Хрестоматия» Выпуск I, II, III для преподавателей и учащихся класса балалайки детских музыкальных школ и школ искусств в условиях дистанционного обучения (с аудиоприложением)"

Развитие интернета и цифровых технологий, а также глобальные мировые события в 2020 году в виде карантинов из-за коронавирусной пандемии повлияли на форму и систему обучения в школах, колледжах, вузах...

Музыкально-теоретический комплекс в ДШИ. Мои поурочные планы

Хочу поделиться со всеми желающими своими наработками к урокам Сольфеджио в ДШИ. Мой предмет тогда назывался музыкально-теоретический комплекс, так как  уроки перекликались с музыкальной литерату...