Психологические основы педагогической саморегуляции
статья

Алямовская Светлана Алексеевна

Овладение педагогической профессией связано не только с развитием личности преподавателя, его способностей, умений, навыков помогающих успешно выполнять работу, но и с умением бороться с негативными последствиями, такими как нарушение самочувствия, конфликтность, усталость, что проявляется во взаимоотношениях с детьми, коллегами, администрацией.

На сегодняшний день используются разнообразные подходы в разрешении обозначенных выше трудностей педагогической деятельности.

Важным аспектом в профессиональной деятельности педагога является саморегуляция эмоционального состояния. Необходимость саморегуляции возникает, когда педагог сталкивается с новой, необычной, трудноразрешимой для него проблемой, которая не имеет однозначного решения или предполагает несколько альтернативных вариантов. Саморегуляция необходима в ситуации, когда педагог находится в состоянии повышенного эмоционального и физического напряжения, что побуждает его к импульсивным действиям, или в случае, если он находится в ситуации оценивания со стороны детей, коллег, других людей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologicheskie_osnovy_pedagogicheskoy_samoregulyatsii.doc235.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ

Подготовила и провела преподаватель высшей квалификационной категории общепрофессиональных и специальных дисциплин

Алямовская Светлана Алексеевна

По данным многих исследований, педагоги являются профессиональной группой, особенно подверженной дезадаптивным тенденциям. К социальным дезадаптирующим факторам относятся: низкая социальная защищенность и престиж профессии педагога, многофункциональная социально-ответственная деятельность в условиях информационных перегрузок, необходимость профессионального межличностного взаимодействия в конфликтных ситуациях. Наиболее типичны для педагогов нервно-психические расстройства, переутомление, снижение зрения, боли в различных отделах позвоночника, сердечно-сосудистые заболевания и аллергические состояния [№1, с. 8].

Овладение педагогической профессией связано не только с развитием личности преподавателя, его способностей, умений, навыков помогающих успешно выполнять работу, но и с умением бороться с негативными последствиями, такими как нарушение самочувствия, конфликтность, усталость, что проявляется во взаимоотношениях с детьми, коллегами, администрацией.

На сегодняшний день используются разнообразные подходы в разрешении обозначенных выше трудностей педагогической деятельности. Рассмотрим некоторые из них.

Наиболее распространенным средством является непрерывное психолого-педагогическое образование педагога, повышение его квалификации. Это связано с тем, что знания, полученные в период обучения в ВУЗе быстро устаревают. В американской литературе фигурирует даже единица измерения устаревания знаний специалиста, так называемый "период полураспада компетентности", заимствованный из ядерной физики.

Важным аспектом в профессиональной деятельности педагога является саморегуляция эмоционального состояния. Необходимость саморегуляции возникает, когда педагог сталкивается с новой, необычной, трудноразрешимой для него проблемой, которая не имеет однозначного решения или предполагает несколько альтернативных вариантов. Саморегуляция необходима в ситуации, когда педагог находится в состоянии повышенного эмоционального и физического напряжения, что побуждает его к импульсивным действиям, или в случае, если он находится в ситуации оценивания со стороны детей, коллег, других людей.

Саморегуляция - это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным  тонусом и дыханием.

Регуляция означает управление своими мыслями, переживаниями, поведением. Это целостная система психических средств, при помощи которой человек способен управлять своей целенаправленной активностью.

Саморегуляция как целостная система имеет свою функциональную структуру, в ней выделяются основные компоненты, реализующие специфические функции:

1. Планирование цели. На его основе формируется весь процесс саморегуляции.

2. Модель значимых условий. Отражает информацию о внутренних и внешних условиях для успешного достижения цели.

3. Программа исполнительских действий. Выполняет функцию построения конкретного алгоритма действий, определяет пути достижения цели.

4. Оценивание и коррекция результатов. Выполняет функцию оценки промежуточных и конечных результатов

Все компоненты саморегуляции работают как единый неразрывный процесс, обеспечивая психологическую структуру построения выполняемой деятельности или осуществления поведения.

Управление и коррекция саморегуляции осуществляется разными методам. Рассмотрим некоторые из них.

Аутогенная тренировка – это один из методов психической саморегуляции,  то есть самостоятельного воздействия человека на сове эмоциональное, душевное и физическое состояние. Достигаемая с помощью аутогенной тренировки мышечная релаксация способствует более полноценному отдыху, в частности нервной системы, и управлению стрессовой ситуации. А так же используется в таких видах деятельности, которые вызывают у человека повышенную эмоциональную напряженность. Педагогическая работа связана с интенсивным общением, как с детьми, так и с их родителями, что требует от педагога эмоционально-волевой регуляции.

Кроме упражнений аутогенной тренировки, для регуляции эмоциональных состояний используются и другие способы. Так, например Г. Н. Сытин в своей книге "Животворящая сила. Помоги себе сам" предлагает метод словесно - образного эмоционально-волевого управления состоянием человека - «метод исцеляющих настроев» – базируется на методах психотерапии и некоторых приемах народной медицины. Он заключается в многократном систематическом прочтении или прослушивании формул самовнушения в целях управления состоянием человека. [№6 с. 65].

Широко используется психокоррекция как совокупность психологических приемов, применяемых психологом для оказания психологического воздействия на поведение здорового человека. Психокоррекционная работа проводится с целью улучшения адаптации человека к жизненным ситуациям: для снятия повседневных внешних и внутренних напряжений: для предупреждения и разрешения конфликтов, с которыми сталкивается человек. Психокоррекция может осуществляться как индивидуально, так и в группе. Группы людей, создаваемые с психокорректорными целями, могут быть следующих видов:

  • Т-группы – тренинговая группа - группа людей, собирающихся вместе с целью повышения культуры и навыков общения, которая достигается в процессе обсуждения между ними их проблем и взаимоотношений.
  • Группы встреч - специальные малые группы, применяемые в практике социально-психологического тренинга с аналогичным названием; цель этого тренинга - обнаружение и использование резервов саморазвития личности, заложенных в ней самой, через специальные приемы, помогающие личности осознать свои возможности, избавиться от психологических барьеров и комплексов.
  • Гештальт группы - Ключевыми понятиями гештальттерапии являются осознание и сосредоточенность на настоящем. Саморегуляция зависит от осознания человеком того, что с ним сейчас происходит, и от способности жить текущими заботами. От участников гештальт-групп требуется, чтобы они не обращались к прошлому опыту и не думали о будущем. руководитель гештальт-группы одномоментно работает не со всеми ее участниками, а один на один с кем-либо из ее членов, добровольно согласившимся стать на время главным действующим лицом, т.е. сесть на так называемое "горячее место". Остальные члены группы наблюдают за процессом взаимодействия ведущего и клиента, находящегося на "горячем стуле". В результате такого наблюдения они начинают лучше понимать и осознавать собственные проблемы, идентифицируя себя с человеком, с которым работает ведущий.
  • Группы психодрамы - малые группы, в которых через ролевое поведение людьми лучше осознаются и эффективно решаются их собственные проблемы; усваиваемые роли становятся достоянием личности и позволяют ей хорошо адаптироваться в жизни.
  • Группы телесной терапии - направляют свое внимание, как на физические процессы участников, так и на их вербальные коммуникации. Групповые методики подчеркивают важность физических привычек как ключей к диагностике и может быть назван "телесной, или ориентированной на тело.
  • Группы тренинга умений -  включает в себя определенное число людей, испытывающих трудности в общении и взаимодействии с другими людьми и проходящих запрограммированный курс обучения отсутствующим у них коммуникативным умениям и навыкам. Члены таких групп рассматриваются как учащиеся, желающие приобрести нужные умения и навыки, которые помогут им лучше адаптироваться к жизни.

Каждый тип группы направлен на решение конкретных целей, предполагает взаимодействие по определенным правилам.

Эффективным средством профилактики и снятия напряжения, усталости является использование способов саморегуляции и восстановления своего организма.

Природа человека такова, что он стремится к комфорту, к устранению неприятных ощущений, не задумываясь об этом. Это - естественные способы регуляции, которые включаются сами собой, помимо сознания человека. Наверняка вы интуитивно используете многие из них: длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, танцы, музыка  и др.

К сожалению, подобные средства нельзя, как правило, использовать на рабочем месте, на учебе в вузе или колледже непосредственно в тот момент, когда возникла напряженная ситуация или накопилось утомление.

Поэтому во второй части нашей школы педагогического мастерства мы познакомимся со способами саморегуляции организма, которые помогут Вам снизить напряжение, избавиться от усталости не только в домашних условиях, но и на работе и учебе.

Каждый хочет быть активным, позитивно настроенным весь рабочий или учебный день. Однако, этого не всегда можно достичь. Если возникает напряжение, усталость, утомление, то мы стремимся от него избавиться.

Сейчас давайте, вспомним: как Вы справляетесь с усталостью, напряжением, плохим настроением?

/Участники занятия отвечают, а ведущий-преподаватель обобщает:/

Примерные способы профилактики психического напряжения, усталости:

1. Обращать внимание на свои достижения, успехи и хвалить себя за них, радоваться достигнутым целям.

2. Плавать, танцевать, прогуливаться или просто сидеть на скамейке в парке.

3. Побаловать себя сладеньким или пораньше лечь спать.

4. Заняться физкультурой, уборкой.

5. Включить успокаивающую музыку, ту, которую вы любите.

6. Почитать любимую книгу или стихотворение.

7. Побеседуйте на какую-нибудь отвлеченную тему с любым человеком, находящимся рядом: соседом, товарищем по учебе.

8. Принять горячую ванну.

9.  Превратить ситуацию неуспеха в шутку и смеяться.

10. Написать свои отрицательные эмоции на листе бумаги или нарисовать на листе бумаги рисунок, который наиболее подходит твоему плохому состоянию. Порвать этот листок, сжечь или выбросить.

11.  Взять подушку и побить ее.

Это хорошие способы справляться с напряжением и усталостью, но согласитесь, что мы не всегда можем использовать их на работе или учебе. Здесь помогут другие способы.

Упражнение 1. «Здравствуйте, мое настроение цвета…»

Инструкция:  Каждый участник по-очереди должен сказать, какого цвета у него настроение.

Например, «Здравствуйте, мое настроение сейчас цвета вечернего заката на море  - фиолетово-розовое».

Обсуждение: Цвета отражают наше настроение. Они могут его повышать и понижать. С помощью данного упражнения Вы не только поприветствовали друг друга, но и увидели, с каким настроением и самочувствием пришел сегодня каждый участник тренингового занятия. (Приложение 1)

Упражнение 2 «Вам послание»

Инструкция: Каждому участнику нужно передать какую – либо приветственную фразу или другое приятное сообщение члену группы, сидящему в круге напротив него. Это сообщение он отправляет через участника, сидящего слева от него. Тот передает сообщение дальше по часовой стрелке. В ответ участник отправляет ответное сообщение обратным курсом, то есть против часовой стрелки. Через некоторое время в действие вовлекаются все участники, передавая сообщение другим участникам или ожидая, когда придет послание им. После того как последние ответы дошли до адресата, ведущий спрашивает, кто не получил послание, и просит группу восстановить справедливость. По окончании все участники хором говорят СПАСИБО.

Существуют различные способы снятия нервно-психического напряжения и усталости. Вот некоторые из них:

1. Способ управления дыханием

2. способ управления мышечными зажимами (релаксация)

3. способ, связанный с воздействием слова (самопрограммирование)

4. способ самоодобрения (самопоощрения)

5. способ снятия напряжения самоприказом (аутогенная тренировка)

6. способ концентрации

7. способы, связанные с использованием образов (Визуализация)

                    1 способ снятия нервно-психического напряжения:

Способ управления дыханием:

    Нет такого органа в нашем теле, который не нуждал¬ся бы в дыхании. Поэтому дыхательная гимнастика оздоравливает все системы организма: дыхательную, кровеносную, пищеварительную, нервную.

Упражнение 3. «Дыхание»

Инструкция: Сядьте, расслабьтесь. Подышите, не просто так... а на счет

1,2,3,4 – вдох, на 1,2,3 – задерживаем дыхание, а на 1,2,3,4 – выдох.

Дышим не грудью, а животом!  Еще раз вздохните, задержите и выдохните.

Такое упражнение делается в течение 3-5 минут в день.

Дыхательные упражнения с тонизирующим эффектом

Упражнение 4. «Замок»

Инструкция: Исходное положение – сидя, корпус выпрямлен, руки на коленях, в положении «замок». Сделать вдох, одновременно руки поднимаются над головой ладонями вперед. Задержка дыхания (3 секунды), резкий выдох через рот, руки падают на колени.

Упражнение 5 «Релакс для тела»

Упражнение направлено на управление мышечными зажимами (релаксация):

Нервно-мышечная релаксация - это система специальных упражнений для расслабления различных групп мышц. Целью этой тренировки является снятие мышечного тонуса, который напрямую связан с различными формами отрицательного эмоционального возбуждения: страх, тревожность. Уменьшив или предотвратив тонус мышц, можно снять стрессовые состояния, головную боль, нормализовать эмоциональный фон.

Система релаксационных упражнений предполагает напряжение с последующим расслаблением каждой группы мышц в течение 5 секунд, которые повторяют дважды. Однако, если вы чувствуете остаточное напряжение, то можно досчитать количество сокращений мышечных групп до 7 раз.

Инструкция: Сделаем упражнение на лицевую области. Начнем со рта.

1. улыбнитесь настолько широко, насколько это возможно. Это должна быть «улыбка до ушей». Улыбнитесь широко! Задержите! И расслабьтесь.

Теперь повторим это упражнение. Широкая улыбка! Широчайшая улыбка! Задержите! И расслабьтесь.

2. Для расслабления противоположной группы мышц сожмите губы вместе, будто вы хотите поцеловать кого-то. Готовы? Начали! Сомкните губы вместе! Очень сильно сожмите их! Еще! Сильнее! Расслабьтесь.

Повторим это упражнение.

3. Теперь перейдем к глазам. Надо очень крепко закрыть глаза. Представьте, что в ваши глаза попал шампунь. Готовы? Начали! Зажмурьте глаза!

Расслабьтесь. Повторим это упражнение.

Максимально высоко поднимите брови! Так высоко, насколько это возможно! Задержите!

Напишите свое имя глазами в воздухе.

Расслабьтесь. Повторим это упражнение. Пауза 10 секунд.

Перейдем к плечам:

Мы несем на наших плечах большой груз напряжения и стресса. Давайте снимем это напряжение.

Инструкция: Поднимите правое плечо к правой мочке уха. Голова не наклоняется! Задержите на 5 секунд. Расслабитесь (3 секунды). Теперь левое плечо к левой мочке уха.  Повторить 3 раза.

Подбородок поднимите вверх и напишите им в воздухе следующие цифры:

1, отдохнули 5 секунд. Далее: 3,   7,   8,   10.

Потянуться. Вначале правую руку – в сторону, задержать на 5 секунд, затем расслабить ее и опустить вниз.  Далее то же самое – влево. Теперь обе руки потянуть вперед. Задержать, сбросить.

Кисти рук:

Инструкция: Растопырьте пальцы рук как можно шире, задержите на 5 секунд. Расслабьте. Повторить 3 раза.

Одновременно обе руки сжать в кулаки. Представьте, что вы выдавливаете себе сок лимона. Давите как можно сильнее в течение 5 секунд. Расслабьте. Повторить 3 раза.

Живот:

Инструкция: Представьте, что Вы собираетесь пролезть через узкий забор, ограждение. Но животик мешает. Втяните животик в себя и задержите на 5 секунд. Расслабьте его. Повторить 2 раза.

Бедра и живот:

Теперь сосредоточим внимание на мышцах бедер.

Инструкция: Вытяните перед собой прямо обе ноги. Задержите на 7 сек., потом расслабьте ноги на 3 секунды. Повторите 2 раза.

Теперь представьте, что вы на пляже и зарываете пятки в песок. Только сейчас вы будите упираться пятками в пол как можно сильнее в течение 5 сек., перерыв на 3 сек. и повторить 2 раза.

Нижняя часть ног:

Инструкция: Оставьте обе пятки на полу, а пальцы поднимайте как можно выше, стараясь достать ими до потолка. Давайте попробуем. Готовы? Начали! Поднимите пальцы! Выше! Задержите их! И расслабьтесь.

Теперь давайте повторим это упражнение. Готовы? Начали! Поднимите пальцы ног высоко! Выше! Выше! Задержите! Расслабьтесь.

Потом поднимите пятки высоко, высоко! Задержите на 5 секунд.

Обратная связь:

Теперь сядьте на стул как можно удобнее и посидите в течение 1 минуты, почувствуйте, в каком органе тела у Вас осталось напряжение или его нет.

Обсуждение:  Какой это орган? (опрос)

Поскольку добиться полноценного расслабления всех мышц сразу не удается, нужно сосредоточить внимание на наиболее напряженных частях тела.

Сядьте удобно, если есть возможность, закройте глаза;

– дышите глубоко и медленно;

– пройдитесь внутренним взором по всему вашему телу, начиная от макушки до кончиков пальцев ног (либо в обратной последовательности) и найдите места наибольшего напряжения (часто это бывают рот, губы, челюсти, шея, затылок, плечи, живот);

– постарайтесь еще сильнее напрячь места зажимов (до дрожания мышц), делайте это на вдохе;

– прочувствуйте это напряжение;

– резко сбросьте напряжение - делайте это на выдохе;

– сделайте так несколько раз.

В хорошо расслабленной мышце вы почувствуете появление тепла и приятной тяжести.

Если зажим снять не удается, особенно на лице, попробуйте разгладить его с помощью легкого самомассажа круговыми движениями пальцев (можно поделать гримасы - удивления, радости и др.).

Активная релаксация - мощное средство, позволяющее полностью расслабиться и обрести душевное равновесие.

Однако релаксация - это навык, и, как всякий навык, он требует упорной тренировки. Ошибка большинства людей, начинающих заниматься релаксацией, состоит в том, что они стремятся быстро устранить сильное напряжение. А для достижения успеха нужны практика и терпение.

15 минут в день стоит потратить на занятие активной релаксацией для общего хорошего самочувствия.

Способ, связанный с воздействием слова (самопрограммирование):

Известно, что «слово может убить, слово может спасти».

Словесное воздействие задействует сознательный механизм самовнушения, идет непосредственное воздействие на психофизиологиические функции организма.

Формулировки самовнушений строятся в виде простых и кратких утверждений, с позитивной направленностью (без частицы «не»).

Самоприказ - это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе.

Применяйте самоприказ, когда убеждены в том, что надо вести себя определенным образом, но испытываете трудности с выполнением.

«Разговаривать спокойно!», «Молчать, молчать!», «Не поддаваться на провокацию!» - это помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно.

Упражнение 6. «Самопрограммирование»

Во многих ситуациях целесообразно «оглянуться назад», вспомнить о своих успехах в аналогичном положении. Прошлые успехи говорят человеку о его возможностях, о скрытых резервах в духовной, интеллектуальной, волевой сферах и вселяют уверенность в своих силах.

Инструкция: Вспомните ситуацию, когда вы справились с аналогичными трудностями.

– Сформулируйте текст программы, для усиления эффекта можно использовать слова «именно сегодня»:

«Именно сегодня у меня все получится»;

«Именно сегодня я буду самой спокойной и выдержанной»;

«Именно сегодня я буду находчивой и уверенной»;

«Мне доставляет удовольствие вести разговор спокойным и уверенным голосом, показывать образец выдержки и самообладания».

– Мысленно повторите его несколько раз.

Упражнение 7. «Солнышко»

Инструкция: Нарисуйте солнышко с лучиками и на любых лучиках напишите свои положительные качества. Зачитайте их.

Обсуждение:  Вот видите, сколько в Вас положительных качеств! Есть за что себя похвалить и любить! Делайте это чаще!

Упражнение 8 «Продолжи фразу»

Инструкция: Для осознания своего личностного и профессионального ресурса продолжи фразы. « Я горжусь своей работой, когда я…» и « Не хочу хвастаться, но в своей работе…»

Заключительная часть занятия

Упражнение 9. «Мне сегодня...»

Цель: установление обратной связи, анализ опыта, полученного участниками.

Инструкция: Каждый участник группы должен завершить фразу:

«Мне сегодня...».

В заключение отметим следующее. В работе по профилактике нервно-психической напряженности первостепенная роль должна отводиться развитию и укреплению жизнерадостности, вере в людей, неизменной уверенности в успехе дела, за которое взялся.

Жизненный успех не дается без труда, иногда без тяжелых потерь. Надо быть готовым с наименьшими страданиями пройти через обиды, измены, потери. Для этого следует приучить себя не пропускать в сферу эмоций чрезмерные раздражители, несущие боль и отрицание многих человеческих ценностей.

Конечно, несчастья близких, общественные катастрофы, неудачи в работе, собственные промахи не могут не расстраивать человека. Но не следует считать такие неудачи непоправимыми катастрофами. То, что можно, следует исправить. А на нет - и суда нет, как говорят в народе.

Большая мудрость содержится в изречении: «Господи, дай мне силы изменить то, что я могу изменить, терпение - принять то, что я не могу изменить, и ум - отличать одно от другого».

Человек, вооружённый знаниями, - непобедим. (М. Горький)

На сегодняшнем занятии Вы получили знания о способах снятия напряжения и усталости. Используйте их! Спасибо!

Желаю Вам удачи!


Список литературы

  1. Беребин М.А. Факторы риска развития пограничных нервно-психических расстройств у педагогов общеобразовательных школ // Теория и практика медицинской психологии и психотерапии. СПб: Психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева. 1994. Т. 133. 188 с.
  2. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: Изд-во МГУ. 1984. - 200 с.
  3. Введение в профессию «психолог» И.В. Вачков, И.Б. Гриншпун, Н.С. Прежников. Учебное пособие Под ред. И.Б. Гриншпуна - 5-е. изд, стер. - М. Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2007.
  4. Зайцев Г.К. Здоровье школьников и учителей: опыт валеологического исследования. СПб, 1995. - 53 с.
  5. Зязюн. И.А., Кривонос И.Ф., Тарасевич Н.Н., и др. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие для пед. спец. высш. учеб. заведений. М.: Просвещение. 1989. - 302 с.
  6. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы/ Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. - Изд. 6-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2010.
  7. Каппони В., Новак Т. Сам себе психолог. СПб.: Питер, 2001. - 224 с.
  8. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В Кн. 2. Психология образования. - 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС,2001.
  9. Козлов Н.И. Как относиться к себе и к людям, или Практическая психология на каждый день. М.: АСТ-ПРЕСС, 1998. - 320 с.
  10. Миронова М.Н., Варфоломеев С.А. Психология развития личности педагога в системе профессионального образования: Учебно-методическое пособие для педагогов-психологов. Калуга, КОИПКРО. 2004. - 128 с.
  11. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. - М., 1999.
  12. Успенский В. Б., Чернявская А. П. Введение в психолого-педагогическую деятельность. Издательство: Владос, 2008 г
  13. Радугин А.А., Кротков Е.А. Психология и педагогика. Учеб. пособие для вузов. М.: Центр, 1996. - 306 с.
  14. https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=472353
  15. https://www.cosmo.ru/psychology/psychology/kakogo-cveta-tvoe-nastroenie/#part0

Какого цвета твое настроение?

Понимание своего настроения важно не только для успешного планирования деятельности, но и для эффективного общения с людьми.

Специалисты из университета Нового Южного Уэльса открыли, что плохое настроение улучшает процессы запоминания. Понимание своего настроения важно не только для успешного планирования деятельности, но и для эффективного общения с людьми.

Вы бери из предложенных цветов тот, который нравится тебе больше всего. Решай быстро! Верным будет первый пришедший в голову ответ.

«Радостные» цвета Красный, оранжевый, желтый — все оттенки огня вызывают положительные эмоции.

Красный цвет символизирует огонь, жизнь, энергию, волю, борьбу, страсть.

Если выбрала красный — ты полна жизненных сил и энергии, решительна, уверена в себе. Своей энергией вдохновляешь всех, кто находится рядом, работать сверхурочно, а после работы — пойти в клуб. Но этот цвет — агрессивный, доминирующий. Именно поэтому выбирающий его человек рискует оказаться в постоянном эмоциональном напряжении. Кроме того, сильно давит на близких людей своим напором. Если чувствуешь постоянное возбуждение, как будто выпила много кофе, советуем расслабиться. Это можно сделать, просто переключившись на другой вид деятельности. Оставь мысли о незаконченном проекте в стенах офиса, а дома — посмотри фильм, подумай над дизайном новых штор для гостиной. Если же успокоиться не получается, нужно просто избавиться от накопившейся энергии — заняться спортом. Поплавать в бассейне, выйти на пробежку. Скорее всего, сразу после этого ты будешь слегка измотана, но зато очень быстро заснешь, и организм получит заслуженный отдых.

Оранжевый цвет поднимает настроение и самооценку. Символизирует движение, радость, чувственность, жизнерадостность, общительность.

Оранжевый выбирают те, у кого веселое, радостное настроение. Такое состояние — самое подходящее для того, чтобы организовать вечеринку, встречу с друзьями или конференцию с партнерами. Ты непременно окажешься душой компании, потому что «оранжевым» настроением притягиваешь окружающих. Но если все время выбираешь лишь этот цвет, возможно, тебе не хватает серьезности и сосредоточенности. В таком случае жизнерадостное ощущение становится немного искусственным. Помнишь людей, которые во время стресса не могут перестать смеяться, и этот смех кажется нервным? Так же и ты выглядишь сейчас. Возможно, так срабатывает защитный механизм, который старается уберечь тебя от каких-то переживаний. Советуем сесть, спокойно обдумать, что же тебя так беспокоит. Может быть, ссора с родителями или бойфренд, уехавший в длительную командировку. В такой ситуации нужно не прятаться от проблемы, а постараться ее решить. Разграничить все накопившиеся вопросы по степени важности и обратить внимание только на самые важные.

Желтый цвет ассоциируется с интеллектом, способен положительно влиять на познавательную деятельность (известно, что он улучшает память), помогает принимать решения, генерировать новые идеи. Желтый считается самым«счастливым» цветом, олицетворяющим тепло и радость.

Если ты выбрала желтый — ты открыта к получению новых знаний, общительна, спокойна, рациональна и любознательна. В таком настроении тебе хорошо удается решать сложные задачи. Однако жажда знаний может привести к перенасыщению информацией и, следовательно, переутомлению. В такой ситуации очень важно научиться воспринимать все новое дозированно, обдумывая каждый факт.

Но чрезмерно увлекаться размышлениями не стоит. Например, если ты решила заняться поисками новой работы, этому ответственному делу, конечно, стоит специально уделить внимание. Однако отправлять резюме сразу в 40 компаний — явный перебор. Постарайся относиться проще и легче к вопросам, не требующим немедленного решения.

«Спокойные» оттенки Синий, зеленый и фиолетовый цвета ассоциируются с покоем и безмятежностью.

Зеленый цвет успокаивает и расслабляет, создает ощущение безопасности. Он символизирует жизнь, веру, гармонию, естественность.

Выбор зеленого цвета говорит о противоречии между внутренними ощущениями и их внешними проявлениями. Со стороны ты выглядишь спокойной, невозмутимой. Однако глубоко внутри кипит насыщенная жизнь.

Скорее всего, в данный момент происходит переоценка ценностей, ты анализируешь события, произошедшие с тобой недавно, делаешь выводы. Невозможность выразить свои мысли и чувства может привести к эмоциональной усталости. Лучшее, что можно сделать, — дать выход накопившимся эмоциям. Вероятно, окружающие даже не догадываются, что происходит у тебя в душе. Может быть, кто-то из близких тебя обидел, но ты ему не дала этого понять. И сейчас еще больше расстраиваешься от того, что человек не проявил участия и не попросил прощения. Поделись своими переживаниями с близкой подругой, постарайся подобрать слова и описать, что происходит у тебя внутри.

Синий цвет — успокаивает, способствует расслаблению. Практически все оттенки синего вызывают положительные эмоции. символизируют чистоту, искренность.

В отличие от зеленого, синий цвет символизирует гармонию, баланс между внутренними переживаниями и их проявлением. Если ты выбираешь синий — у тебя спокойное, умиротворенное настроение. Ты расслаблена и погружена в себя, пребываешь в гармонии с миром. Возможно, даже влюблена или испытываешь симпатию к кому-то. Твое настроение можно назвать счастливым и романтичным.

Как правило, такое состояние очень приятное и комфортное. Правда, если тебе предстоят большие свершения (ответственное мероприятие на работе или необходимость быстро собрать вещи для поездки), необходимо будет взбодриться. Например, составить четкий план действий и контролировать их выполнение.

Фиолетовый цвет способствует вдохновению. Символизирует мудрость, духовность, артистизм. Выбор фиолетового цвета указывает на довольно противоречивое настроение. Ты чувствительна и ранима, склонна к мечтаниям и фантазиям. Кроме того, «фиолетовое» настроение способствует обострению интуиции, поэтому, даже не имея возможности объяснить что-то логически, ты можешь на чувственном уровне определить верное направление своей деятельности.

Фиолетовое настроение способствует творческому подъему. Однако, увлекшись созданием нового проекта, ты можешь забыть об элементарных вещах: пообедать, позвонить родителям, поехать на важную встречу. Советуем развесить стикеры с напоминаниями по квартире. На холодильнике — «Съешь меня», у телефона — «Позвони маме». В такой ситуации очень эффективен будет будильник, заведенный на определенное время, когда нужно выходить из дома или ложиться спать.

«Беспокойные» оттенки Этим цветам не хватает тепла, поэтому они воспринимаются как отстраненные, торжественные, тревожные.

Белый содержит в себе все цвета спектра и считается нейтральным. Он ассоциируется с чистотой и невинностью. Символизирует покой, безмятежность, отрешенность, одиночество.

Выбор белого говорит о том, что ты устала от каких-то событий твоей жизни. Возможно, поссорилась с подругой, пережила сильный стресс на работе. Сейчас ты словно стоишь на перепутье — имеешь все возможности для того, чтобы продолжить дорогу, и вольна выбирать любое направление. Возможно, тебе хочется «перевернуть страницу» и начать все с чистого листа. Дай себе возможность все хорошенько обдумать и иди дальше, не останавливаясь на достигнутом. Не бойся браться за новые дела, пробовать новые возможности. Если еще не поняла, чего конкретно хочешь добиться, — «отпусти» ситуацию, позволь себе погрузиться в состояние ничегонеделания. Вполне возможно, ответы придут сами.

Серый цвет считается беспристрастным, торжественным, тревожным. Зачастую он воспринимается как унылый, незаметный и отстраненный. символизирует стабильность, скуку, тоску.

Если ты выбрала серый — у тебя тревожное и беспокойное настроение. Хочется«спрятаться» от всех. Возможно, это просто усталость от прошедших событий (защита диплома, повышение на работе и новые обязанности). А может быть, тебя волнует предстоящее событие — важные переговоры с ключевыми клиентами, изменения в личной жизни. Ты можешь переживать, все ли пройдет хорошо. Чтобы избавиться от беспокоящих мыслей, пойми истинную причину, которая не дает покоя. Может, ты боишься перепутать данные исследований во время презентации, или волнуешься, что не сможешь понятно объяснить сложную тему дипломной комиссии.

Сделай все, чтобы максимально обезопасить себя: поговори с научным руководителем, повтори текст. Одним словом, обратись за помощью к близким, не борись со страхами сама. Иначе тревога будет мешать спокойно жить.

Черный обладает амбивалентными свойствами: с одной стороны, создает ощущение защищенности и стабильности, с другой — препятствует принятию решений. Символизирует покой, печаль, подавленность, смерть.

Предпочтение черного цвета указывает на напряженное настроение. Возможно, ты переживаешь стресс или депрессию, даже утрату. Чувствуешь себя несчастной и неудачливой. Нуждаешься в одиночестве. Дай себе возможность пережить это состояние, позволь расслабиться и разобраться во всем происходящем.

Лучший способ — побыть одной, погоревать об утрате. Если ты потеряла место работы, позволь себе смириться с этой мыслью. Сейчас самое время побаловать себя, делать то, что нравится. Например, забыв о диете, съесть кусок аппетитного торта или выпить ароматный кофе.

Чуть позже можно обратиться за поддержкой к близкому человеку (маме, подруге, приятелю). Но только к тому, кто способен выслушать, поддержать, а не скажет: «Я же тебе говорила!» Если все эти способы не помогают справиться с угнетенным состоянием, возможно, стоит обратиться за помощью к психологу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические основы публичной речи.

Многим из нас хорошо знакома картина: лектор выходит на трибуну и устанавливается ищущая тишина: «Что он скажет? Как начнет?»Несколько слов лектора, и вся аудитория либо превращается в заинтерес...

"Психологические основы мотивации учебно-познавательной деятельности студентов"

В презентации материал о механизмах и слагаемых мотивации, учете психологических  особенностей студентов при мотивации к учебе,  а также методы формирования (развития) мотивации....

Личность педагога в условиях современного образовательного пространства. Психологические аспекты педагогической деятельности.

Личность педагога в условиях современного образовательного пространства. Психологические аспекты педагогической деятельности....

Психологические и педагогические особенности преподавательской и тренерской деятельности, взаимоотношений учащихся с преподавателем и тренером.

Особенности деятельности преподавателя и тренера связаны, прежде всего, с целью, стоящей перед ним, — достижение его учениками высоких знаний и  высокого спортивного мастерства в результате...

«Беспризорность и безнадзорность как социально-психологическая и педагогическая проблема в подростковом возрасте»

Ученые и практики встревожены ростом количества безнадзорных детей (по разным статистическим данным количество безнадзорных детей в Российской Федерации от 2 до 5 млн.), распространением психических и...

Презентация для преподавателей "Психологическая поддержка педагогического коллектива"

Психологическая поддержка педагогов нужна для сохранения эмоционального и психологического здоровья работников образования и, как следствие, сохранения должного уровня обучения и воспит...