План проведения открытого урока по дисциплине-"Моделирование исторического театрального женского костюма".
методическая разработка
Я закончила курсы повышения квалификации на тему: «Освоение метода художественно - педагогической драматургии современного урока». В качестве результата полученных знаний, мною разработан урок по одной из дисциплин. На занятиях, познакомившись с основными принципами режиссуры урока и социоигровой педагогики, почувствовала себя в роли ученицы, и это дало мне возможность найти на своем уроке время и место для использования игровых заданий. Мне понравилась форма работы учеников небольшими группами, так как внутри такой группы возникают по - человечески благоприятные и естественные эмоциональные условия для позитивного сравнения своих знаний, умений с умениями и знаниями своего друга. Поэтому при разработке урока, мною предложен групповой метод обучения.Также, по моему мнению, очень важна смена места действия - мизансцены, что существенно помогает ученику переключаться. На уроке студентам предлагается провести тренинги на движения, то есть заставить работать «свое тело». Даже для взрослых задание, позволяющее всем вместе хотя бы просто подвигать руками, ногами, туловищем, доставляют неподдельную радость. А вместе с этими физическими движениями неожиданно по - новому начинают работать и головы. Поэтому этот тренинг включен перед основной частью урока, то есть перед освоением нового материала.Основные методы практического закрепления полученных студентами знаний - это наличие раздаточного материала по конструированию русских народных рубах, наглядных пособий в качестве готовых костюмов и самостоятельное изготовление макета русской народной рубахи по выполненной конструкции.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 125.12 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБПОУ города Москвы Колледж музыкально-театрального искусства имени Г.П. Вишневской»
План проведения открытого урока по дисциплине -
«Моделирование исторического театрального женского костюма».
Предлагаемый урок для студентов третьего курса специальности художник-технолог исторического театрального костюма.
Раздел: «Моделирование и конструирование русского народного театрального женского костюма».
Тема урока: «Моделирование женских народных рубах».
Преподаватель: Нагова И.И.
Педагогический анализ урока.
Современный урок - это урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ. Совершенно очевидно, что для осуществления всех сложных задач не может быть раз и навсегда установленного типа урока, с застывшими навечно этапами и стандартной последовательностью их осуществления.
Я, преподаватель моделирования, и технологии обработки исторического - театрального костюма, закончила курсы повышения квалификации на тему: «Освоение метода художественно - педагогической драматургии современного урока».
В качестве результата полученных знаний, мною разработан урок по одной из дисциплин. На занятиях, познакомившись с основными принципами режиссуры урока и социоигровой педагогики, почувствовала себя в роли ученицы, и это дало мне возможность найти на своем уроке время и место для использования игровых заданий, рассеивающих ученические страхи, скандальные споры и нежелание некоторых учеников работать.
Мне понравилась форма работы учеников небольшими группами, так как внутри такой группы возникают по - человечески благоприятные и естественные эмоциональные условия для позитивного сравнения своих знаний, умений с умениями и знаниями своего друга. Поэтому при разработке урока мною предложен групповой метод обучения.
Также, по моему мнению, очень важна смена места действия - мизансцены, что существенно помогает ученику переключаться. В специфике дисциплин по созданию костюма, частая смена мизансцен, как бы запрограммирована заранее: это совместное обсуждение с группой художественно - композиционного решения создаваемых костюмов, создание эскиза, снятие мерок с фигуры, построение чертежей, раскрой,
проведение примерок костюма, пошив, отделка и демонстрация готового костюма. Чем чаще ученики во время урока меняют мизансцены, места, позы, тем активнее и работоспособнее их нервная деятельность.
На уроке студентам предлагается провести тренинги на движения, то есть заставить работать «свое тело». Даже для взрослых задание, позволяющее всем вместе хотя бы просто подвигать руками, ногами, туловищем, доставляют неподдельную радость. А вместе с этими физическими движениями неожиданно по - новому начинают работать и головы. Поэтому этот тренинг включен перед основной частью урока, то есть перед освоением нового материала.
Урок предполагает закрепление полученных знаний по теме:
«Конструктивно - композиционные особенности элементов народного костюма» и является изучением темы: «Моделирование женских народных рубах».
Основные методы практического закрепления полученных студентами знаний - это наличие раздаточного материала по конструированию русских народных рубах, наглядных пособий в качестве готовых костюмов и самостоятельное изготовление макета русской народной рубахи по выполненной конструкции.
Тема урока: Моделирование женских народных рубах.
Цель урока:
- Научить студентов разбираться в основных характерных признаках народных костюмов различных регионов.
- Объяснить основные правила конструктивно-композиционного построения народного костюма.
- Ознакомить студентов с пропорционально-модульной системой кроя народной одежды на подлинной конструктивной основе.
- Воспитывать внимательность и аккуратность к выполняемой работе.
- Повышать интерес и любовь к выбранной профессии художника технолога по историческому театральному костюму.
Инструменты и материалы: тетрадь, бумага, ножницы, линейки, карандаши, кисти, краски, иллюстрированные пособия, готовые костюмы, манекены, материалы для изготовления макетов.
Организация урока:
- Проверка готовности учащихся к уроку.
- Сообщение темы и цели урока.
- Создание мизансцены для группы 6-9 человек.
В центре кабинета располагаются 3 стола для трех команд из трех студентов
Общий стол для подведения итогов
11. Краткий обзор пройденного материала:
Организуется три команды.
- Задание. Закончить таблицу.
Преподаватель говорит: «Русский народный костюм по композиционному и конструктивному решениям классифицируется на 12 географических регионов». Преподаватель раздает каждой команде
по листу с незаконченной таблицей и конверту с бумажками. На каждой бумажке написано название региона. Задача команды закончить таблицу классификации русского народного костюма за определенное время.
КЛАССИФИКАЦИЯ РУССКОГО 'О КОСТЮМА ПО IЪОГРЛФИЧЕСКИМ ЗОНАМ И РНИОНАМ
костюм южных
ВЕЛИКОРУСОВ
Архангельский Воронежский
Курский
Вологодский Смоленский Орловский
Рязанский Тамбовский Нижегородский Московский
Тульский Калужский
Это задание дает возможность студентам пополнить знания по географическому расположению народного костюма.
- Задание. Выбрать нужное.
Преподаватель говорит: «Русский народный костюм отличался многообразием форм и декора и в каждой местности имел свои отличительные особенности. Все это многообразие условно разделяется на комплексы: северорусский женский костюм и южнорусский женский костюм».
Преподаватель каждой команде выдает конверт с бумажками, на каждой бумажке написан элемент русского народного женского костюма. Задача студентов - выбрать отдельно элементы северорусского и южнорусского костюмов.
Элементы северорусского женского народного костюма
рубаха сарафан душегрея холодник епанечка обжим кокошник
Элементы южнорусского женского народного костюма
рубаха понева гашник нагрудник навершник шушун кичка
шишак сорока
Можно нарисовать каждый элемент и рассказать о нем, составить взаимосвязный рассказ и тем самым закрепить полученные знания о композиционном построении народного костюма.
- Задание. Вставьте слова в предложения.
Преподаватель говорит: «На прошлом уроке Вы узнали какие виды текстиля применяли на Руси для создания одежды».
Преподаватель раздаёт командам текст с предложениями, а под текстом написаны отдельные слова, которые надо вставить в текст.
Для изготовления одежды на Руси применялись в основном домотканые ................ и.......................
Холст вырабатывался из растительных волокон, поэтому крестьяне жившие на севере и в средней полосе, чтобы получить холст сеяли -
...................., а крестьяне жившие на юге сеяли - ........................
Ткань в мелкую клетку или полоску называлась - и
была очень распространена для повседневной одежды крестьян.
Для праздничной одежды использовали шелковые и золотные ткани -
.................. и....................., привозимые с Востока. Они были дороги и доступны только богатым людям.
В качестве украшений для одежды
использовали: ...............,.................. , ...................
Для изготовления обуви применялось - и
Слова: аксамиты, паволоки, лыко, перья, кожа, пух, холст, конопля, пестрядь, речной жемчуг, лен, сукно.
- Задание. Игровая разминка.
Преподаватель держит в руках шапку с листочками, а студенты от каждой команды по очереди вынимают листочки. Задание студентам посредством движений тела изобразить действие название которого написано на листочке.
Примеры:
- Показать процесс изготовления элемента русской народной одежды по схеме:
Пряжа ---- прядение ---- ткачество ---- шитьё отделка.
- Показать элементы орнаментальных композиций русского народного костюма по жанрам:
Растительный орнамент Зооморфный орнамент Орнитоморфный орнамент Антропоморфный орнамент
Команды начинают совещаться, как им показать действия. Студенты договариваются, кто будет выполнять тот или иной элемент и каким образом ему придется взаимодействовать с другими участниками. Затем команды по очереди показывают свои действия. Зрители отгадывают, что за действия они выполняют, и оценивают оригинальность и степень точности этого показа.
111. Основная часть урока:
Объяснение нового материала.
ТИПЫ КОНСТРУКЦИЙ РУБАХ
lчасть текста Рубаха (сорочка, исподка, подноска) - ведущий (основной) элемент русского женского народного костюма. Это длинная, часто почти до щиколоток, холщовая (льняная или конопляная) нательная одежда. Являясь, порой единственным, самостоятельным элементом одежды - костюмом, она выполняла функцию современного женского легкого платья; такая рубаха обязательно подпоясывалась. Бытовали особые покосные, пожнивные рубахи, которые крестьянки надевали во время сенокоса, жатвы Праздничные рубахи, изготовленные из более тяжелых тканей (сукно, шерсть), часто были также самостоятельным элементом женской одежды Анализ конструкции рубах представлен на рисунках. Для одежды русских крестьянок была характерна конструкция рубахи, состоящей из двух полотнищ холста, покрывающих спину и грудь и соединенных на плечах с четырехугольными кусками (вставками) - поликами.
Полик - это прямоугольная или трапециевидная деталь кроя, соединяющая перёд и спинку по линии плеча. Полики прямоугольной формы соединяют четыре полотнища холста, образуя плечевой пояс в изделии. Косые полики
(трапециевидные детали, полученные из прямоугольных) соединяются широким основанием с вертикальным разрезом, узким - с горловиной.
Функциональность народной одежды в первую очередь обязана полику.
Применение полика в рубахах прямого кроя определено высоким мастерством ремесленника прошлого века, стремившегося к максимальной практичности, превращенной в искусство (невыкроенная пройма и рукав без оката). Полик способствует утверждению утилитарности, конструктивности и эстетичности народной одежды.
2часть текста Конструктивная функция полика играет важную роль в одежде: он помогает сбалансировать прямой крой рубахи на любую фигуру независимо от размера; размеры полика способствуют увеличению или уменьшению объема рубахи; полик помогает обрисовать стан фигуры и тем самым отделить объем одежды от фигуры; создает направление рукаву, обеспечивает его поворот и динамичность. Эстетическая сторона полика проявляется в определении места его положения и величины отделки, взаимосвязанной с ним.
В рубахах с прямыми поликами характерной отделкой являлся сам полик, выполненный из кумача, набивных ситца, сатина либо из вставок узорного ткачества. Полики по швам украшались вышивкой, кружевом, тесьмой и т. п.
В рубахах с косыми поликами украшались места соединения полика со станом, зрительно отделяя полик от рукава. Вышивка и цветные вставки располагались на рукавах низко, почти на линии локтя.
Отделкой являлись, и притачные клинья в нижней части рукавов - ластовицы (рис.2-4). Притачные клинья располагались по обе стороны основной части рукава. Клин со стороны локтевой части рукава, как правило, был небольшим. Клин со стороны переднего переката рукава был значительно больше и кроился из более тонкой ткани, а чаще был другого цвета. Притачная линия клина со стороны переднего переката рукава была значительно короче другой стороны этого клина; чем способствовала
направлению рукава вперед. Кроме того, она удлинялась против локтевого среза на величину цельнокроеной ластовицы. Такая конструкция (с поликами и без них) характеризует женские рубахи крестьян, в основном северных районов, и считается древним типом русских женских рубах.
Зчасть текста Самостоятельным типом конструкции следует назвать женские рубахи с косыми поликами - встречаюшихся преимущественно в южных районах и имевшие вместо прямоугольных треугольные или трапециевидные плечевые вставки (нашивки), которые как бы врезались в стан (лиф) рубахи спереди и сзади двумя острыми клиньями, благодаря чему вся конструкция верхней части такой рубахи приобретала оригинальное решение. Такой тип конструкции рубахи имел свои варианты (различия): если полики «врезались» в лиф рубахи неглубоко, тогда они пришивались к рукавам; если полики «врезались» в лиф глубоко, верхний край их становился в одну линию с плечевым краем стана рубахи.
Стан женских рубах изготовляли из полотнищ, идущих от горловины до низа, в большинстве случаев не цельным, а составным - с поперечным членением. Верхнюю часть рубахи называют лифом, а нижнюю - юбкой, рубаху по всей длине - станом. Как правило, горизонтальное членение рубахи (на лиф и юбку) располагалось ниже линии груди, но выше линии талии. Анализ показал, что у рубах сарафанного комплекса лиф короче, поневного - длиннее. Такой принцип конструктивного решения рубах обеспечивал целостное визуальное восприятие костюма в комплексе рубаха - сарафан и рубаха - понева. Удлиненный лиф рубахи в комплексе рубаха - понева объясняется способом ношения рубахи (с большим напуском) с поневой.
п 6
Рнс. 1. Рубаха с плечевыми вставкачи - поликами (а) и бссполикош1я рубаха, у К(ПЩЮЙ рукшш IIродолжаются до самой горловины (6). Схемы
2 4
Рис. 2. Руба-"'а с прямыми пuликами, с 11с11тпш11,н1,1ми (спереди и сзади) и боковыми по:ютнш.щ1!\1и стана;-<..,-хсма;-м)'1Сй11ый rюдпшп ик(РИАМЗ)
Рис. 3. с прямыми поликами, со станом из трех полотнищ. Схема
Рис. 4. Рубаха с 11ря:ш,I:.1и ноликами. со сл.шом из четырех пшютнищ со ш1ш,ш 110 щ:нтру (спереди и с·щли) и бокам. Схема
Рис. 5. Рубахи с косыми поликами. Схемы с указанием расположения ш1юи соединения rюлотнищ
Объяснение нового материала можно построить на методе самообучения студентов под руководством преподавателя. Для этого текст разделим на 3 части
- мизансцена.
Каждая команда состоящая из 3 человек садится за отдельный стол. Преподаватель раздает по одной части текста и чистому листу каждому участнику команды. Каждый участник читает свою часть текста, конспектирует, выделяя главное. По истечении времени части текста сдаются преподавателю, а у каждого участника команды остается только лист со своим конспектом.
Меняем мизансцену.
- мизансцена.
0000 | |
о - о 00 | |
Каждая команда работает над одной часть текста. Каждый участник команды высказывает свои мысли, предлагает свои опорные точки. И все участники команды подводят итог своей части текста. Затем каждая команда рассказывает свою часть. Закрепляют свои теоретические знания студенты на практической работе.
Практическая работа:
Конструирование русских народных рубах.
Студентам выдается раздаточный материал, они создают эскизы и в рабочих тетрадях индивидуально выполняют чертежи конструкций деталей русских народных рубах. Выполнение студентами моделирования женских народных рубах происходит по подлинному историческому крою. Выполняя чертежи, студенты знакомятся с формами и размерами основных деталей рубахи, лини и точки их соединений, расположение отделки по конструктивным линиям.
Проверку качества выполненных чертежей определяют сами студенты.
Студенты организуются в 3 команды и располагаются по 1 мизансцене. Каждая команда по выбору выполняет макет рубахи (из бумаги или недорогой ткани) на основе построенных чертежей и монтирует его на манекен. Затем команды по очереди демонстрируют свои макеты готовых рубах. Все студенты оценивают качество работы каждой команды и выбирают лучший вариант. По окончанию работы чертежи с эскизами сдаются на проверку.
Заключительная часть.
- Закрепление пройденного материала. Каждому студенту выдается карточка - задание. В кружках укажите цифры соответствующие названию деталей женской русской рубахи:
!-воротник 2-полик
3-ластовица 4-рукав
5-пазуха
6-переднее полотнище
- Анализ урока:
- результаты построения чертежей, их качество.
- правильность выполнения карточки-задания.
- Выставление оценок и их аргументация.
- Домашнее задание. Выполнить эскизы народных рубах.
Список литературы:
- Ф.М. Пармон «Русский народный костюм»
- К. Градова, Е. Гутина «Театральный костюм» ВТО М 1976г.
- В.М. Букатов, А.П. Ершова «Я иду на урок» Москва 2002г.
- Театр-студия «Дали» «Образовательные программы» Игровые уроки.
- Т.О. Бердник «Основы художественного проектирования и эскизной графики» Ростов-на-Дону «Феникс» 2005г.
- С.В. Горожанина, Л.М. Зайцева «Русский народный свадебный костюм»
«Культура и традиция»
- Е.В. Политковская «Как одевались в Москве и ее окрестностях в XVI XVIII веках» М. «Флинта», «Наука» 2004г.
- А.Ф. Бланк, З.М. Фомина «Практическая книга по моделированию женской одежды» М. «Легпромбытиздат» 1991г.
- М.Н. Мерцалова «Поэзия народного костюма» М. «Молодая гвардия» 1988г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План проведения открытого урока по дисциплине "История изобразительного искусство" на тему : "Искусство Франции XVIII века. Рококо."
Это помощь преподавателя для проведения открытого урока по дисциплине "История изобразительного искусства".на тему "Рококо"....
План проведения открытого урока "Технология обработки текстовой и графической информации" по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности»
План проведения открытого урока по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» Тема: "Технология обработки текстовой и графической информации" ...

План проведения открытого урока по теме: «Идентификация и оценка качества молока»
План проведения открытого урока по теме: «Идентификация и оценка качества молока»...
План проведения открытого урока по учебной практике
План проведения открытого урока по учебной практике профессионального модуля ПМ.02. Выполнение слесарных работ по ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и обор...
План проведения открытого урока по учебной практике профессионального модуля ПМ.01. Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта.
План проведения открытого урока по учебной практике профессионального модуляПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта. УП.01.01. Общеслесарные работы....

ОТЧЕТ о проведении открытого урока по дисциплине «Банковское дело» на тему: «ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА» МЕТОДИКА ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ Участники открытого урока: гр. 24«БД», гр. 31«БД»
ОТЧЕТо проведении открытого урокапо дисциплине «Банковское дело»на тему: «ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА» МЕТОДИКА ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДЕЛ...
План проведения открытого урока по дисциплине «Иностранный язык» «Making the second courses» «Приготовление вторых блюд».
Урок обобщения и систематизации изученного материала. Создание условий для формирования общих и профессиональных компетенций при изучении темы: « Приготовление вторых блюд&raqu...