Внедрение бинарных занятий при изучении спецдисциплин
опыты и эксперименты на тему

Доклад на круглом столе Городского Ресурсного Центра на базе СПБ ГБОУ "Промышленно-технологический колледж"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon binarnye_zanyatiya_-_doklad_1.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

ВНЕДРЕНИЕ БИНАРНЫХ ЗАНЯТИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СПЕЦДИСЦИПЛИН

Полякова Анна Евгеньевна

СПб ГБПОУ ПТК

Одновременно с преподаванием и учением различных дисциплин осуществляется процесс усвоения знаний и способов деятельности. Это – очень сложный внутренний процесс, где происходит слияние нового опыта с прежним опытом. Последовательно, постепенно осуществляется: восприятие, осмысление, обобщение, закрепление, применение. Обучение нужно рассматривать как систему взаимодействия педагога и обучающегося. Формы организации познавательной деятельности обучающихся являются мощным катализатором усвоения полученной информации.

В современных условиях остро стоит вопрос о необходимости дополнении традиционной технология обучения, основанной на логике науки, новыми технологиями, основанными на закономерностях познавательной деятельности.

«Технологии образования являются сложными и многоаспектными объектами, а потому их следует рассматривать не только с позиции целостности их структуры, но и деятельности их участников, что является необходимым условием их функционирования, динамического развития на пути к запланированному результату. Результатом технологического обучения является не только овладение какой-то частью информации, заложенной в содержании учебного предмета, но и способами деятельности, человеческими ценностями, отношениями» такого мнения придерживаются  Г.В. Лаврентьев и Н.Б. Лаврентьева /4, стр 91/.

Традиционная технология обучения (от знания к умениям), основанная на логике науки, должна быть дополнена новыми технологиями, основанными на закономерностях познавательной деятельности. Главной фигурой в учебном процессе становится сам обучающийся, выступающий не как объект, а как субъект обучения. /3/

Кроме традиционных методов реализации взаимосвязи теории с практикой (решение задач производственной направленности, использование межпредметных комплексных заданий и др) при подготовке квалифицированных специалистов в профессиональных учебных заведениях НПО и СПО используется модель бинарного обучения.

В рамках такой модели взаимодействие двух педагогов может быть реализовано в двух направлениях:

- преподаватель-преподаватель;

- преподаватель профессиональных дисциплин – мастер производственного обучения.

В ходе бинарного занятия реализуются многие принципы обучения, но главными являются:

- профессиональная направленность занятия при условии, что содержание учебного занятия реализует комплексную взаимосвязь вопросов профессионального характера, изучаемых на двух или более предметах профессионального цикла;

- техническая и технологическая направленность применения обучающимися знаний или навыков по предметам профессионального цикла;

– взаимосвязь теории с практикой, теоретического с профессиональным обучением, или двух параллельно направленных теоретико-практических курсов.

Методики проведения традиционного и бинарного занятий имеют различия, заключающиеся в том, что реализующие бинарное занятие педагоги совместно решают задачи теоретико-практического обучения.

Бинарные занятия – одна из форм реализации межпредметных связей, позволяющих объединить знания из разных областей для решения одной проблемы, дающих возможность применить эти знания на практике.

Подготовка и проведение бинарного практического занятия представляет собой междисциплинарный краткосрочный проект, в котором как соавторы и единомышленники выступают не только преподаватели, но и обучающиеся, имеющие возможность стать участниками творческого процесса

Педагогическая сущность урока – совмещение изучения взаимосвязанного материала либо двух взаимосвязанных предметов профессиональной направленности, либо специального предмета (специальной технологии) и производственного обучения.

При проведении бинарного занятия необходимо сочетание личностей педагогов, участвующих в его проведении, их полное взаимодействие между собой и взаимосвязь действий, обусловленная системой обучения, между педагогом и обучающимся.

Цели, достигающиеся при проведении бинарного занятия:

1.  Соблюдение единого подхода к рассмотрению возникающих проблем и единства требований к учащимся в процессе их учебно-производственной деятельности.

2. Интерес обучающегося, вызванный общением в трехсторонней группе «преподаватель-преподаватель - обучающийся», вызывает активное восприятие учебного материала, активизирует работу памяти, наблюдательности  и воображения.

3. Воспитать у обучающихся умения пользоваться теоретическими знаниями в различных вариантах их практического применения:

-нестандартные ситуации на производстве;

-необходимость оперативного принятия всесторонне взвешенного единственно верного решения производственной проблемы.


Сочетание обучающей деятельности двух преподавателей  при проведении бинарного урока

Деятельность первого  преподавателя

Деятельность второго преподавателя

Целевая установка обучающихся  на урок

Опрос учащихся по материалу предыдущих уроков

Проверка качества выполнения ранее выполненных технологических задач

Изложение теоретических вопросов изучаемой темы. Ответы на вопросы обучающихся

Объяснение способов использования теоретических знаний по теме при выполнении практического  задания. Демонстрация способов выполнения изучаемых практических приемов

Контроль качества восприятия теоретического материала урока и показанных преподавателем практических приемов

Контроль осознанности выполнения обучающимися практических упражнений, правильности применения теоретических знаний на практике

Текущее инструктирование обучающихся в процессе их упражнений по отработке изучаемых практических приемов и способов выполнения операций

Проведение заключительного контроля

Продолжительность такого урока 450 минут без учета времени на перемены. Наиболее эффективно проводить бинарный урок при завершении темы, как обобщающий, закрепляющий урок. При совместной работе педагоги наглядно видят пробелы в знаниях обучающихся.

Практический опыт проведения подобных уроков  показывает, что такие формы способствуют более глубокому и качественному усвоению учебного материала по сравнению с традиционными формами. Бинарные уроки помогают обучающимся по-новому взглянуть на теоретическую подготовку и осознать, что их изучение необходимо для лучшего овладению профессией, поскольку обучающимся предоставляется возможность увидеть, как теоретические знания применяются на практике. Такие уроки отличаются наглядностью при обобщении изученной темы.


Ход бинарной практической работы

Предметы: МДК 03.01 Устройство станков и манипуляторов с ЧПУ;

                       МДК 03.02 Технология работ по наладке станков и манипуляторов с ПУ

Профессия: Наладчик станков и оборудования в машиностроении

Тема практического занятия: Разработка операционной технологии обработки резанием детали «Поршень». Создание управляющей программы и имитации обработки на МРС.

Цели работы: 1. Научить обучающихся выбирать оптимальную последовательность обработки поверхностей указанной детали.

2. Отработать навыки расчетов режимов резания на операции обработки резанием по эмпирическим формулам.

3. Отработать навыки создания управляющих программ для обработки на МРС с ЧПУ

Наглядные пособия: презентационные и раздаточные материалы по теме

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент:

Приветствие обучающихся, проверка готовности, целевая установка на урок.

  1. Актуализация знаний и практического опыта обучающихся:
  1. Знакомство обучающихся с деталью для выполнения работы
  2. Проверка знаний обучающихся по МДК 03.01

Устный блиц-опрос

- Какие методы обработки резанием применяются в промышленности?

- Какое оборудование применяется для реализации указанных методов?

- Способы обработки деталей данного класса

- Элементы для крепления заготовок на выбранном оборудовании

- Материалы режущей части инструментов, исходя из материала изделия

  1. Практическая работа № 1 “Проектирование операционной технологии обработки резанием указанной детали” (5 часов).

1. Анализ чертежа детали;

2. Выбор оборудования с ЧПУ

3. Составление операционной технологии для обработки на универсальном оборудовании

4. Перевод разработанной технологии на многофункциональный станок с ЧПУ

5. Выбор режущего инструмента и его  геометрии

6. Расчет режимов резания по эмпирическим формулам с учетом обработки на станке с ЧПУ

7. Заполнение операционной и эскизной карт для разработанной операции

Практическая работа № 2 “Создание управляющей программы для операции металлообработки на станке с ЧПУ” (5 часов).

Деятельность первого преподавателя

Контроль осознанности выполнения учащимися задания, применение теоретических знаний в практической работе

Деятельность мастера

Текущее инструктирование учащихся в процессе выполнения задания по созданию управляющей программы и проведению измерения изделия после имитации обработки.

  1. Заключительная часть
  1. Преподаватель первый: обобщение и подведение итогов выполнения учебных задач урока.
  2. Преподаватель второй: анализ выполнения учебно-практических заданий обучающимися, разбор типичных ошибок и недостатков.
  3. Оценки за урок.

Использованные источники

  1. http://festival.1september.ru/

2. http://sevcenter.ucoz.ru/publ/konsultacija_dlja_pedagogov/1-1-0-6

3. УДК 378.147 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ БИНАРНЫХ ЗАНЯТИЙ КАК ОДНОЙ ИЗ ФОРМ ИННОВАЦИОННЫХ ОБУЧАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВУЗЕ

А.Н. Королёв, канд. биол. наук, О.Ю. Мельникова, канд. биол. наук, Л.Г. Германская, канд. техн. наук, АНО ВПО «Омский экономический институт», г. Омск.

Инновационное образование и экономика. № 15 (26), июнь 2014

4.  Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. – Барнаул: Изд-во Алтайского гос. Университета. Ч. 1, 2002. – 155 с.

Промышленно-технологический колледж         Полякова А.Е.        Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка бинарного занятия: « Путешествие по маршруту знаний»

При конструировании современного урока все чаще используются различные формы и методы организации обучения. Потому современный урок, сохранив присущие ему признаки, в то же время рассматривает...

Методическая разработка по теме "Межпредметные связи при изучении спецдисциплин"

Методическая разработка по теме "Межпредметные связи при изучении спецдисциплин"...

Кейс-метод при изучении спецдисциплин и проведении производственного обучения и производственной практики

Кейс технологии предназначены для получения знаний по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истиннос...

Личность педагога в процессе изучения спецдисциплин в педагогическом колледже

Данная статья рассматривает вопросы подготовки молодых специалистов в процессе изучения МДК по дисциплине "Теория и методика математического развития дошкольников" ....

ЗАНЯТИЕ для обучающихся СПО по теме «СМЫСЛ ЖИЗНИ» (бинарное занятие с участием преподавателя биологии)

Цель занятия: Способствовать формированию толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями, продолжить формирование ценностных ориентаций.Формирующиеся ценности: доброта, отзывчивость, вни...