Программа УД Материаловедение
рабочая программа по теме
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО), входящего в состав укрупненной группы профессий 15.00.00. «Машиностроение» по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 15.02.01 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 134 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОГА ПОУ БОРОВИЧСКИЙ ТЕХНИКУМ СТРОИТЕЛЬНОЙ ИНДУСТРИИ И ЭКОНОМИКИ
Согласовано на заседании предметной цикловой комиссии технолого-механических дисциплин Протокол №_______ от «____»____________2016 г. Председатель ПЦК Коновец М.Г.___________ «____»_____________2016 г | Согласовано на заседании методического совета Протокол №_______ от «____»____________2016 г. Председатель методического совета ОГА ПОУ БТСИиЭ Молчанова Н.Н. «____»____________2016 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ОГА ПОУ БТСИиЭ Николаева В.А.___________ «____»_____________2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП04 МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ
Программа подготовки специалистов среднего звена
по специальности
15.02.01 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)»,
входящей в укрупнённую группу специальностей 15.00.00 МАШИНОСТРОЕНИЕ
Согласовано:
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
2016г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО), входящего в состав укрупненной группы профессий 15.00.00. «Машиностроение» по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 15.02.01 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)»
Организация-разработчик: ОГА ПОУ Боровичский техникум строительной индустрии и экономики.
Разработчики:
Филиппова М.Н. преподаватель технолого-механических дисциплин ОГА ПОУ Боровичского техникума строительной индустрии и экономики
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 6 |
| 11 |
| 12 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальностям СПО, входящим в состав укрупненной группы профессий 15.00.00. «Машиностроение», по направлению подготовки 15.02.01 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)».
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования отрасли.»
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
уметь:
распознавать и классифицировать конструкционные и сырьевые материалы по внешнему виду, происхождению, свойствам;
определять виды конструкционных материалов;
выбирать материалы для конструкций по их назначению и условиям эксплуатации;
проводить исследования и испытания материалов;
рассчитывать и назначать оптимальные режимы резания
знать:
закономерности процессов кристаллизации и структурообразования металлов и сплавов, основы их термообработки, способы защиты металлов от коррозии;
классификацию и способы получения композиционных материалов;
принципы выбора конструкционных материалов для применения в производстве;
строение и свойства металлов, методы их исследования;
классификацию материалов, металлов и сплавов, их области применения;
методику расчета и назначения режимов резания для различных видов работ.
В процессе освоения дисциплины у студентов формируются
общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
Содержание дисциплины ориентировано на подготовку студентов к освоению профессиональных модулей ППССЗ по специальности 15.02.01. и овладению профессиональными компетенциями:
ПК 1.1. Руководить работами, связанными с применением грузоподъёмных механизмов, при монтаже и ремонте промышленного оборудования.
ПК 1.2. Проводить контроль работ по монтажу и ремонту промышленного оборудования с использованием контрольно-измерительных приборов.
ПК 1.3. Участвовать в пусконаладочных работах и испытаниях промышленного оборудования после ремонта и монтажа.
ПК 1.4. Выбирать методы восстановления деталей и участвовать в процессе их изготовления.
ПК 1.5. Составлять документацию для проведения работ по монтажу и ремонту промышленного оборудования.
ПК 2.1. Выбирать эксплуатационно-смазочные материалы при обслуживании оборудования.
ПК 2.2. Выбирать методы регулировки и наладки промышленного оборудования в зависимости от внешних факторов.
ПК 2.3. Участвовать в работах по устранению недостатков, выявленных в процессе эксплуатации промышленного оборудования.
ПК 2.4. Составлять документацию для проведения работ по эксплуатации промышленного оборудования.
ПК 3.1. Участвовать в планировании работы структурного подразделения.
ПК 3.2. Участвовать в организации работы структурного подразделения.
ПК 3.3. Участвовать в руководстве работой структурного подразделения.
ПК 3.4. Участвовать в анализе процесса и результатов работы подразделения, оценке экономической эффективности производственной деятельности.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 90 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 60 часов;
самостоятельной работы обучающегося 30 часов.
- СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 90 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 60 |
в том числе: | |
лекции | 44 |
практические занятия | 16 |
контрольные работы | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 30 |
в том числе: | |
| |
тематика внеаудиторной самостоятельной работы | 30 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Материаловедение»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов(макс. уч. нагрузка) | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1 Закономерности формирования структуры материалов | 34 | ||
Введение | Роль материалов в современной технике | 1 | 2 |
Тема 1.1. Строение и свойства материалов. | Элементы кристаллографии: кристаллическая решетка, анизотропия, влияние типа связи на структуру и свойства кристаллов; фазовый состав сплавов; диффузия в металлам и сплавах, жидкие кристаллы; структура полимеров, стекла, керамики, древесины: строение и свойства. Практическая работа № 1: Изучение кристаллической решетки металлов Самостоятельная работа.: Связь между составом, строением и свойствами сплавов | 1 2 4 | 2 |
Тема1.2. Свойства материалов | Физические и химические свойства. Плотность, температура плавления, теплопроводность, тепловое расширение, удельная теплоемкость, электропроводность, магнитные свойства. Химические свойства. Механические свойства: виды деформации. Плотность. Пластичность. Ударная вязкость. Твердость. Усталость. Технологические свойства: обрабатываемость, свариваемость, ковкость, прокаливаемость, жидкотекучесть. Технологические пробы, общие сведения, пробы на изгиб, перегиб, осадку, искру, свариваемость Практическая работа № 2: Изучение физических и технологических свойств металлов (на примере железо-углеродистых сплавов). Самостоятельная работа.: Виды ликвации и методы их устранения. Испытания на твердость, ударную вязкость, кручение. | 2 2 2 | 2 2 2 |
Тема 1.3. Формирование структуры литых материалов | Кристаллизация металлов и сплавов. Форма кристаллов и строение слитков. Получение монокристаллов. Аморфное состояние материалов. Самостоятельная работа: Форма кристаллов и влияние реальной среды на процесс кристаллизации | 2
2 | 2 |
Тема 1.4. Диаграммы состояния металлов и сплавов | Понятие о сплавах. Классификация и структура металлов и сплавов. Основные равновесные диаграммы состояния двойных сплавов. Физические и механические свойства сплавов в равновесном состоянии. Диаграмма состояния железоуглеродистых сплавов. Влияние легирующих элементов на равновесную структуру сталей Практическая работа № 3: Диаграмма состояния железоуглеродистых сплавов. | 2 2 |
Тема 1.5. Формирование структуры деформированных металлов и сплавов | Пластическая деформация моно- и поликристаллов. Диаграмма растяжения металлов. Пластическая деформация поликристаллических металлов. Деформирование двухфазных сплавов. Свойства пластически деформированных металлов. Возврат и рекристаллизация. Самостоятельная работа: Испытания материалов на растяжение и сжатие. | 2 2 | 2 |
Тема 1.6. Термическая обработка металлов и сплавов. | Определение и классификация видов термической обработки . Превращения в металлах и сплавах при нагреве и охлаждении. Основное оборудование для термической обработки. Виды термической обработки стали, отжиг, нормализация, закалка, отпуск закаленных сталей. Поверхностная закалка сталей. Дефекты термической обработки и методы их предупреждения и устранения. Термомеханическая обработка, виды, сущность, область применения Самостоятельная работа. Улучшаемые стали. Термическая обработка улучшаемых сталей. | 2 2 | 2 |
Тема 1.7. Химико-термическая обработка металлов и сплавов. | Определение и классификация основных видов химикотермической обра-ботки металлов и сплавов. Цементация стали. Азотирование стали. Ионное (плазменное) азотирование и цементация. Диффузионное насыщение сплавов металлами и неметаллами. \ Самостоятельная работа: Химикотермическая обработка металлов и сплавов.
| 2 2 | 2 |
Раздел 2. Материалы, применяемые в машино - и приборостроении. | 32 | ||
Тема 2.1. Конструкционные материалы | Общие требования, предъявляемые к конструкционным материалам. Методы повышения конструктивной прочности материалов. Классификация конструкционных материалов. Влияние углерода и постоянных примесей на свойства сталей. Углеродистые стали: обыкновенного качества и качественные стали. Легированные стали.
Практическая работа № 4: Сортамент сталей. Маркировка сталей и сплавов. | 2 2 | 2 |
Тема 2.2. Материалы с особыми технологическими свойствами | Стали с улучшенной обрабатываемостью резанием. Стали с высокой технологической пластичностью и свариваемостью. Железоуглеродистые сплавы с высокими литейными свойствами. Чугуны . Медные сплавы: общая характеристика и классификация; латуни, бронзы. Практическая работа № 5: Классификация чугунов. Практическая работа № 6: Медь. Медные сплавы. Самостоятельная работа : Микроанализ чугунов. | 2 2 2 2 | 2 |
Тема 2.3. Износостойкие материалы | Материалы с высокой твердостью поверхности. Антифрикционные материалы: металлические и неметаллические, комбинированные, минералы. | 2 | 2 |
Тема 2.4. Материалы с высокими упругими свойствами | Рессорно-пружинные стали. Пружинные материалы приборостроения. Самостоятельная работа.: Основные принципы выбора для различного назначения цементуемых, улучшаемых, пружинно-рессорных, износостойких сталей. | 2 2 | 2 |
Тема 2.5. Материалы с малой плотностью | Сплавы на основе алюминия: свойства алюминия; общая характеристика и классификация алюминиевых сплавов. Сплавы на основе магния: свойства магния: общая характеристика и классификация магниевых сплавов. Особенности алюминиевых и магниевых сплавов. | 2 | 2 |
Тема 2.6. Материалы с высокой удельной прочностью | Титан и сплавы на его основе; свойства титана, общая характеристика и классификация титановых сплавов; особенности обработки. Бериллий и сплавы на его основе; общая характеристика, классификация, применение бериллиевых сплавов; особенности обработки. Самостоятельная работа: Области применения титановых, алюминиевых, медных сплавов, сплавов на основе цинка, свинца и олова. | 2 2 | 2 |
Тема 2.7. Материалы, устойчивые к воздействию температуры и рабочей среды | Коррозионно-стойкие материалы, коррозионно-стойкие покрытия. Жаростойкие материалы. Жаропрочные материалы. Хладостойкие материалы. Радиационно-стойкие материалы. Практическая работа № 7: Жаростойкие материалы. Жаропрочные материалы. | 2 2 | 2 |
Тема 2.8. Неметаллические материалы | Неметаллические материалы, их классификация, свойства, Достоинства и недостатки, применение в промышленности. Пластмассы. Простые и термопластичные пластмассы: полиэтилен, полистирол, полихлорвинил, фторопласты и др. Сложные пластмассы: гетинакс, текстолит, стеклотекстолит. Каучук. Процесс вулканизации. Резиновые материалы. Состав и общие свойства стекла. Ситаллы: структура и применение Древесина, ее основные свойства Разновидности древесных материалов. Практическая работа № 8: Неметаллические материалы: пластмасса, резина Самостоятельная работа.:
| 2 2 | 2 |
Раздел 3. Материалы с особыми физическими свойствами | 8 | ||
Тема 3 1 Материалы с особыми магнитными свойствами | Общие сведения о ферромагнетиках. Магнитно-мягкие материалы. Низкочастотные магнитно-мягкие материалы. Высокочастотные магнитно-мягкие материалы. Материалы со специальными магнитными свойствами. Магнитно-твердые материалы: общие требования, литые материалы, порошковые материалы, деформируемые сплавы. | 2 | 2 |
Тема 3 2 Материалы с особыми тепловыми свойствами | Сплавы с заданным температурным коэффициентом линейного расширения. Сплавы с заданным температурным коэффициентом модуля упругости. | 2 | 2 |
Тема 3.3 Материалы с особыми электрическими свойствами | Материалы высокой электрической проходимости: электрические свойства проводниковых материалов, провод никовые материалы. Полупроводниковые материалы: строение и свойства, методы получения, легирование полупроводников и получение р-п переходов. Диэлектрики, электроизоляционные лаки, эмали и компаунды. Самостоятельная работа: Полупроводниковые материалы. | 2 2 | 2 |
Раздел 4. Инструментальные материалы | 8 | ||
Тема 4.1 Материалы для режущих и измерительных инструментов | Материалы для режущих инструментов: углеродистые стали, низколегированные стали, быстрорежущие стали, спеченные твердые сплавы, сверхтвердые материалы стали для измерительных инструментов. Спеченные твердые сплавы. Самостоятельная работа. Карбидообразующие легирующие элементы | 2 2
2 | 2 |
Тема 4.2 Стали для инструментов обработки металлов давлением | Стали для инструментов холодной обработки давлением. Стали для инструментов горячей обработки давлением: стали для молотовых штампов, стали для штампов горизонтально ковочных машин и прессов. | 2 | 2 |
Раздел 5. Порошковые и композиционные материалы | 8 | ||
Тема 5.1. Порошковые материалы | Получение изделий из порошков. Метод порошковой металлургии. Свойства и применение порошковых материалов в промышленности. Самостоятельная работа.: Отличие технической керамики от обычной. | 2 2 | 2 |
Тема 5 2 Композиционные материалы | Композиционные материалы, классификация, строение, свойства, достоинства и недостатки, применение в промышленности. Самостоятельная работа. Основные перспективы развития композиционных и аморфных материалов. | 2 2 | 2 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
- 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Материаловедения» .
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение»;
- объемные модели металлической кристаллической решетки;
- образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов);
- образцы неметаллических материалов;
- оборудование(или модели, стенды) для проведения лабораторных работ.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
- 3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
1.Адаскин А.М. Материаловедение (Металлообработка) Учебное пос.для СПО 7-е изд. – М(Академия),2014г. – 288с.
Дополнительная
1.Арзамасов Б.Н. Материаловедение — М.: Машиностроение, 1986
2Богородицкий Н.П. , Пасынков В. В. , Тареев Б. М. Электротехнические материалы.-Л.: Энергоатомиздат, 1985
3Кузьмин Б. А. - Технология металлов и конструкционные материалы М.: Высшая школа, 1989
4Лахтин Ю. М., Леонтьева В.П. Материаловедение- М.: Машиностроение, 1990
5Лахтин Ю.М. Металловедение и термическая обработка металлов М.: Металлургия, 1994 (4 с издание)
6Лахтин Ю.М. Основы металловедения — М.: Металлургия, 1988
7Самохоцкий А.И., Кунявский М.Н. Лабораторные работы по металловедению и термообработке, М.: Машиностроение 1981
2.Интернет- ресурсы имеются.
- 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий и самостоятельной работы.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения | |
1 | 2 | 3 |
ОК 1-7 ПК 1.1-1.5 ПК 2.1-2.3. ПК 3.1.,3.2.,3.4 | Умения: распознавать и классифицировать конструкционные и сырьевые материалы по внешнему виду, происхождению, свойствам; | Устные и письменные опросы в течении обучения , практические работы ,внеаудиторная самостоятельная работа |
ОК 1-7 ПК 1.1-1.5 ПК 2.1-2.4. ПК 3.1.,3.2.,3.4 | определять виды конструкционных материалов; | Устные и письменные опросы в течении обучения , практические работы, внеаудиторная самостоятельная работа |
ОК 1-7 ПК 1.1-1.5 ПК 2.1-2.4. ПК 3.1.,3.2.,3.4 | выбирать материалы для конструкций по их назначению и условиям эксплуатации; проводить исследования и испытания материалов; | Устные и письменные опросы в течении обучения , практические работы, внеаудиторная самостоятельная работа |
ОК 1-7 ПК 1.1-1.5 ПК 2.1-2.3. ПК 3.1.,3.2.,3.4 | Рассчитывать и назначать оптимальные режимы резания | Практические работы, внеаудиторная самостоятельная работа |
ОК 1-7 ПК 1.1-1.5 ПК 2.1-2.3. ПК 3.1.-3.4 | Знания: закономерности процессов кристаллизации и структурообразования металлов и сплавов,основы их термообработки, способы защиты металлов от коррозии; | Устные и письменные опросы в течении обучения , практические работы, внеаудиторная самостоятельная работа |
ОК 1-7 ПК 1.1-1.5 ПК 2.1-2.3. ПК 3.1.,3.2.,3.4 | классификацию и способы получения композиционных материалов; | Устные и письменные опросы в течении обучения , внеаудиторная самостоятельная работа |
ОК 1-7 ПК 1.1-1.5 ПК 2.1-2.4. ПК 3.1.- 3.4 | принципы выбора конструкционных материалов для применения в производстве; строение и свойства металлов, методы их исследования; | Устные и письменные опросы в течении обучения , практические работы, внеаудиторная самостоятельная работа |
ОК 1-7 ПК 1.1-1.5 ПК 2.1-2.4. ПК 3.1.,3.2.,3.4 | классификацию материалов, металлов и сплавов, их области применения; | Устные и письменные опросы в течении обучения , практические работы, внеаудиторная самостоятельная работа |
ОК 1-7 ПК 1.1-1.5 ПК 2.1-2.3. ПК 3.1.,3.2.,3.4 | Методику расчета и назначения режимов резания для различных видов работ | Практические работы, внеаудиторная самостоятельная работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Основы материаловедения" по специальности 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
Программа учебной дисциплины «Основы материаловедения» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии начального профессионального образования (...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/23/picture-537571-1416775018.jpg)
примерная программа дисциплины "Материаловедение"
примерная программа дисциплины "Материаловедение" сомтавленна на основании ФГОС СПО по специальности 270831...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/12/picture-597203-1444637520.jpg)
ОП.04 Рабочая программа "Электронное материаловедение" для специальности 210109
Для спец. 210109 "Твердотельная электроника"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/15/picture-833679-1508049892.jpg)
Рабочая программа "Основы материаловедения"
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по программам СПО подготовки квалифицированных рабочих и служащих по профес...