Рабочая программа "Электроматериаловедение"
рабочая программа на тему

Синицина Мария Игоревна

      Программа учебной дисциплины «Электроматериаловедение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (ППССЗ) 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektromaterialovedenie_13.02.07_54-14.docx68.52 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Автономное учреждениелого СПК_1

                             профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«Сургутский политехнический колледж»

Структурное подразделение - 4

Энергетическое отделение

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий  по  УПР

_____________Е.В. Рябошапко

«____»______________2015 г.

Рабочая программа учебной дисциплины

ОП.11 «Электроматериаловедение»

Специальность 13.02.07 «Электроснабжение (по отраслям)»

Наименование профиля: технический

                                                     

Сургут 2015

      Программа учебной дисциплины «Электроматериаловедение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (ППССЗ) 13.02.07 Электроснабжение  (по отраслям).

Организация разработчик: АУ СПО «Сургутский политехнический  колледж»

Разработчик:  М.И. Синицина

Рекомендована профессионально-методическим объединением «Энергетика и автоматика»,  протокол  №   9  от  «10» июня   2014 г.


СОДЕРЖАНИЕ

            стр.

  1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

           4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

          6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

           10

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

           13


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.11 «Электроматериаловедение»

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины «Электроматериаловедение» является междисциплинарным курсом основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности среднего  профессионального образования (ППССЗ): 13.02.07 Электроснабжение  (по отраслям).

Рабочая программа учебной дисциплины «Электроматериаловедение»  может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовки   с учетом   специфики профессий электротехнического профиля.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

        Учебная  дисциплина «Электроматериаловедение»  в структуру основной образовательной программы дисциплина введена в вариативную часть,   как общепрофессиональная дисциплина  (ОП 11). 

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате изучения  учебной  дисциплины обучающийся  должен:

иметь практический опыт:

определения электротехнических материалов, по их свойствам и характеристикам;  выбора  электротехнического материала по поведению в электрическом и магнитном поле;

уметь:

     определять свойства конструкционных и сырьевых материалов, применяемых в производстве, по маркировке, внешнему виду, происхождению, свойствам, составу, назначению и способу приготовления и классифицировать их; различать электротехнические материалы по физико-химическим, электрическим, механическим, влажностным  свойствам; подбирать электротехнические материалы по их назначению и условиям эксплуатации; применять материалы при выполнении работ;

    знать: 

    общие сведения о строении материалов; общие сведения о полупроводниковых, проводниковых, диэлектрических и магнитных материалах и изделиях; сведения об электромонтажных изделиях; назначение, виды и свойства материалов; номенклатуру закладных и установочных изделий; общую классификацию материалов, их характерные свойства и области применения.

1.4. Количество часов, выделенное на освоение программы учебной дисциплины:

максимальная учебная нагрузка обучающегося   54 часов, в том числе:

обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося  36 часа;

самостоятельная работа обучающегося    18 часа.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

79

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

44

в том числе:

     практические занятия

32

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

35

в том числе:

       реферат, сообщения

        внеаудиторная самостоятельная работа 

Итоговая аттестация в форме  дифференцированного зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины   ОП.11  «Электроматериаловедение»

        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала,

лабораторные  работы и практические занятия,

самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Классификация электротехнических материалов

Тема 1.1. 

Общие сведения

о строении вещества

Содержание учебного материала

Общие сведения о строении вещества. Классификация      электротехнических материалов. Агрегатные состояния. Свойства и характеристики электроматериалов.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся № 1. «Общие сведения о строении вещества»

(Составить обобщающую классификационную таблицу электротехнических материалов).

1

Раздел 2.Проводниковые материалы

Тема 2.1.

Классификация проводниковых материалов

Содержание учебного материала

Классификация проводниковых материалов по механическим, электрическим, тепловым, физико-химическим свойствам. Материалы с высокой проводимостью. Материалы с высоким сопротивлением. Общие сведения. Материалы для термопар

2

1

Самостоятельная работа обучающихся № 2. «Классификация проводниковых материалов». Изучить  «Справочник электротехнических материалов» (Раздел «Проводниковые материалы»). Выполнить упражнение 1.12, 1.13, (Ярочкина Г.В. Рабочая тетрадь «Электроматериаловедение»).

4

Практическая  работа №1. 

«Выполнение сравнительного анализа материалов с малым удельным сопротивлением»

4

Самостоятельная работа обучающихся № 3. «Материалы с высокой проводимостью».

Изучить  «Справочник электротехнических материалов» (Раздел «Материалы с малым удельным сопротивлением»). Выполнить упражнение 1.12, 1.13, 1.14 1.26, 1.27 (Ярочкина Г.В. Рабочая тетрадь «Электроматериаловедение»).

2

Практическая  работа № 2. 

«Выполнение сравнительного анализа материалов с высоким  сопротивлением»

2

Самостоятельная работа обучающихся № 4. «Материалы с высоким сопротивлением».

Изучить  «Справочник электротехнических материалов» (Раздел «Материалы с высоким  сопротивлением»).  Выполнить упражнение 3.17, 3.18, 3.19 (Ярочкина Г.В. Рабочая тетрадь «Электроматериаловедение»).

2

Тема 2.3. Проводниковые материалы и сплавы различного применения

Содержание учебного материала

Проводниковые материалы и сплавы различного применения. Основные свойства и характеристики. Область применения.

Практическая  работа №  3. 

«Выполнение сравнительного анализа жаростойких проводниковых материалов и благородных материалов»

2

Практическая  работа № 4. 

«Изучение характеристик неметаллических проводниковых материалов».

2

Самостоятельная работа обучающихся № 5. «Проводниковые материалы и сплавы различного применения». Изучить  «Справочник электротехнических материалов» (Раздел «Неметаллические проводниковые материалы»). Выполнить упражнение 3.33, 3.34 (Ярочкина Г.В. Рабочая тетрадь «Электроматериаловедение»).

2

Практическая работа № 5.

«Изучение основных характеристик и области применения проводниковых изделий».

2

Самостоятельная работа обучающихся № 6. «Проводниковые материалы и сплавы различного применения». Изучить  «Справочник электротехнических материалов» (Раздел «Проводниковые электромонтажные изделия»).

Выполнить упражнение 3.27, 3.28, 3.29 (Ярочкина Г.В. Рабочая тетрадь «Электроматериаловедение»).

Выполнение презентаций, сообщений  по теме «Проводниковые материалы».

2

Раздел 3. Полупроводниковые материалы

Практическая  работа №  6. 

«Изучение основных характеристик простых полупроводников».

2

Самостоятельная работа обучающихся № 7. «Простые полупроводники»

Изучить  «Справочник электротехнических материалов» (Раздел «Полупроводниковые материалы»). Выполнить упражнение 4.1, 4.2, 4.6,  4.13, 4.14, 4.22 (Ярочкина Г.В. рабочая тетрадь «Электроматериаловедение»).

2

Самостоятельная работа обучающихся № 8. «Сложные полупроводники»

Изучить  «Справочник электротехнических материалов» (Раздел «Полупроводниковые материалы»). Выполнить упражнение 4.35, 4.37, 4.39 (Ярочкина Г.В. рабочая тетрадь «Электроматериаловедение»). Выполнение презентаций, сообщений  по теме «Полупроводниковые материалы»

2

Раздел 4. Диэлектрические материалы

Тема 4.1. Свойства диэлектриков. Общие сведения, классификация .

Содержание учебного материала

Общие сведения. Основные свойства и характеристики. Агрегатные состояния. Твердые  диэлектрики.  Виды.  Органические и неорганические твердые диэлектрические материалы.  Основные свойства и характеристики: электрические, механические, тепловые, влажностные, физико-химические. Жидкие  и газообразные диэлектрики. Виды материалов. Основные характеристики и свойства. Область применения.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся № 9. «Свойства диэлектриков. Общие сведения»

Изучить  «Справочник электротехнических материалов» (Раздел «Диэлектрические материалы»). Выполнить упражнение 4.35, 4.37, 4.39 (Ярочкина Г.В. Рабочая тетрадь «Электроматериаловедение»).

2

Практическая  работа № 7. 

«Изучение характеристик твердых диэлектриков».

4

Самостоятельная работа обучающихся № 10.  «Твердые диэлектрики».

Изучить   «Справочник электротехнических материалов» (Раздел «Диэлектрические материалы»), учебного пособия «Электроматериаловедение».

Выполнить упражнение 2.30, 2. 31, 2.36 (Ярочкина Г.В. Рабочая тетрадь «Электроматериаловедение»).

2

Практическая  работа № 8.

«Изучение основных свойств и  характеристик лаков, эмалей».

4

Практическая  работа № 9. 

«Изучение основных характеристик жидких и газообразных диэлектриков».

4

Самостоятельная работа обучающихся № 11. «Жидкие  и газообразные диэлектрики».

Изучить   «Справочник электротехнических материалов» (Раздел «Диэлектрические материалы»). Выполнить упражнение 2.1, 2.3, 2.13, 2.14, 2.15 (Ярочкина Г.В. Рабочая тетрадь «Электроматериаловедение»).

Выполнение презентаций, сообщений  по темам «Жидкие диэлектрики» и  «Газообразные диэлектрики»

2

Раздел 5. Магнитные материалы

Тема 5.1.

Магнитные материалы. Свойства, классификация

Содержание учебного материала

Свойства магнитных материалов.  Общие сведения.

Магнитотвердые материалы.  Магнитомягкие материалы.

Основные характеристики и область применения магнитотвердых и магнитомягких материалов

2

1

Самостоятельная работа обучающихся № 12. «Магнитные материалы. Виды. Основные свойства».

Изучить  «Справочник электротехнических материалов» (Раздел «Магнитные  материалы»). Выполнить упражнение 5.4, 5.5, 5.7, 5.19, 5.32 (Ярочкина Г.В. Рабочая тетрадь «Электроматериаловедение»).

Выполнение презентаций, сообщений  по теме «Магнитные материалы»

4

Практическая  работа № 10.

«Изучение основных характеристик магнитотвердых материалов».

2

Практическая  работа № 11.

«Изучение основных характеристик магнитомягких материалов».

4

Дифференцированный зачет

2

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебных кабинетов:  

  • Материаловедение;
  • Общетехнические дисциплины;
  • Кабинет тестирования.

Лаборатории:

  • Материаловедения.

Оборудование учебных кабинетов и лабораторий:  

  • доска классная;
  • наглядные пособия;
  • комплект учебно-методической документации;
  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • комплект учебно-наглядных пособий;
  • электроизмерительные приборы всех типов;
  • лабораторное оборудование.

    Технические средства обучения:

  • компьютеры,
  • мультимедиа-система для показа презентаций;
  • программное обеспечение общего и профессионального назначения.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Журавлева, Л.В. Электроматериаловедение: Учеб.для нач.проф.образования: Учеб.пособие для сред.проф.образования/Людмила Васильевна Журавлева. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 312с.
  2. Сибикин,  Ю.Д. Технология энергосбережения (Текст): учебник /Ю.Д.Сибикин, М.Ю. Сибикин. – М.:ФОРУМ: ИНФРА – М, 2014. – 352 с. – (Профессиональное образование)
  3. Шеховцев, В.П. Электрическое и электромеханическое оборудование (Текст): учебник / В.П. Шеховцев. – 2-е изд. – М.: Форум: ИНФРА-М, 2014. – 407 с.: ил. – (Профессиональное образование)

Дополнительные источники: 

  1. Акимова, Н.А. Монтаж, техническая эксплуатация и ремонт электрического и электромеханического оборудования (Текс): учеб. пособие для СПО / Н.А.Акимова, Н.И. Фотоленец, Н.А.Сентюрихин; под общ. ред. Н.Ф. Котеленца. – М.: ИЦ «Академия», 2010. – 306 с.
  2. Быстрицкий, Г.Ф. Общая энергетика (Текст): учеб. пособие для НПО, СПО /  Г.Ф. Быстрицкий. – М.: ИЦ «Академия», 2010. – 208 с.
  3. Журавлева Л.В. Электроматериаловедение. Учеб. пособие для сред. проф. образования-  М.: Проф Обр Издат, 2012.-312 с
  4. Калинин, Н.Н., Скибинский, Г.Л., Новиков П.П. Электрорадиоматериалы: Учебник для техникумов/ Под ред. Н.Н. Калинина. - М.: Высш.шк., 2011.- 293 с.
  5. Курносов, А.И. Материалы для полупроводниковых приборов и интегральных микросхем: Учеб. пособ. для СПО.-2-е изд., перераб. и доп.-М.: Высш.шк., 2010.-327 с.
  6. Никулин, Н..В. Справочник молодого электрика по электрическим материалам и изделиям.- М.: Высш. шк., 2012.-216 с.
  7. Ярочкина, Г.В. Электроматериаловедение Рабочая тетрадь: учеб. пособие для нач.проф.образования / Г.В.Ярочкина. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 80 с.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

        Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

иметь практический опыт:

определения электротехнических материалов, по их свойствам и характеристикам;

выбора  электротехнического материала;

уметь:

определять свойства и классифицировать электротехнические материалы, применяемые в электроустановках, по группам (проводники, полупроводники, диэлектрики), по назначению;

различать электротехнические материалы по физико-химическим, электрическим, механическим, влажностным  свойствам;

подбирать электротехнические материалы для определенной области применения в электроустановках;

знать:

виды,  свойства и область применения  электротехнических материалов.

Текущий контроль в форме:

  • защиты отчетов по практическим работам № 1 – 8;
  • защиты отчетов по практические работы № 9-11;
  • озвучивания опорного конспекта,  
  • решения индивидуальных заданий;
  • выполнение самостоятельных работ № 1 - 12;
  • выполнение презентаций  и сообщений.

Итоговый контроль в форме:

  • дифференцированного зачёта по  дисциплине (тестовые задания).

Разработчик:

АУ СПО «СПК»                             преподаватель                  М.И. Синицина                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03. Техническое оснащение и организация рабочего места

Организация рабочего места в соответствии с видамиизготовляемых блюд, выбор и обслуживание технологическго оборудования...

Рабочая программа учебной практики ПМ.07. Выполнение работ по рабочим профессиям Повар, Кондитер

Рабочая  программа учебной практики профессионального модуля ПМ.07. Выполнение работ по рабочим профессиям Повар, Кондитер – является частью основной профессиональной образовательной программы ба...

Рабочая программа производственной практики ПМ.07. Выполнение работ по рабочим профессиям Повар, Кондитер

Производственная практика направлена на формирование у студента общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта по специальности.Освоение основного вида профессиональной деятель...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "Техническое оснащение и организация рабочего места"

Рабочая программа учебной дисциплины "Техническое оснащение и организация рабочего места" общепрофессиональный цикл основной профессиональной программы по професси 260807.01 "Повар, кондитер"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ МДК 04.01 Выполнение работ по рабочей профессии «Рабочий зеленого хозяйства»

Программа учебной практики является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 35.02.12 «Садово-парковое и ландшафтное строительство»  в...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03.Техническое оснащение и организация рабочего места подготовки квалифицированных рабочих и служащих профессии 19.01.17 Повар, кондитер

Рабочая программа разработана с целью реализации требований ФГОС третьего поколения, предъявляемых к подготовке квалифицированных рабочих в области общественного питания и предназначена для подготовки...

Рабочая программа по ОБЖ для 7-8 классов. Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"

Рабочие программы по ОБЖ для 7-8, 9 классов. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"...