Влияние информационных технологий на развитие познавательной активности подростков
статья на тему

Тюрина Светлана Анатольевна

Материал раскрывает как ИТ-технологии влияют на развитие познавательной активности подростков

Скачать:


Предварительный просмотр:

комитет образования и науки Волгоградской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное

 учреждение

 «Волжский политехнический техникум»

ДОКЛАД

на тему:

«Влияние информационных технологий

на развитие познавательной активности подростка»

Автор: Тюрина С.А.

преподаватель высшей

квалификационной категории

Рассмотрено и одобрено на заседании

ПЦК экономики, управления и IT  - технологий

Протокол №3 от «25» октября 2017 г.

Председатель ПЦК _______Вдовина И.Л.

2017 г.

                                                

Влияние информационных технологий

 на развитие познавательной активности подростка.

Я веду работу над методической проблемой «Применение информационных технологий на уроках как основа развития самостоятельной деятельности студентов».

Мы с вами знаем, что на сегодняшний день Россия заинтересована в том, чтобы её граждане были способны  активно действовать в реальных  жизненных обстоятельствах, а к этому их необходимо готовить. Для этого необходимо соблюдать их права, их внутреннюю свободу и активность, а также учитывать уникальность, хотя наши обучающиеся своеобразны.  В чем же проявляется своеобразность наших ребят на уроках? Прежде всего, в желании активно проявить себя в познавательной деятельности. А источником познавательной активности является их потребность в приобретении знаний, в самоутверждении и самовыражении. А мы как педагоги должны знать, что если он удовлетворит потребность в знании, то у него возникнут новые потребности.

Поэтому наша задача как педагогов - стимулировать формирование этих потребностей, что требует создания в обучении условий, побуждающих обучающихся к активной самостоятельной деятельности. Что же включает в себя познавательная активность:

  1. Обеспечение сознательности у студентов в обучении, которая характеризуется следующими показателями:

        а) осознанием студентами целей, задач, значения своей познавательной деятельности;

        б) умением управлять своей учебной деятельностью, знанием тех средств и приемов, которые приводят к реализации цели;

        в) умениями пользоваться знаниями в различных ситуациях;

        г) умениями проверять и оценивать свои достижения.

А достижений у нас не мало. И мы, как педагоги, можем этим гордиться.  

Последний пример – региональный этап Всероссийской олимпиады по специальности 15.02.08 Технология машиностроения для студентов профессиональных образовательных организаций Волгоградской области. Басов Иван Владимирович – студент группы № 41 15.02.08 Технология машиностроения (где я была 4 года классным руководителем, преподавала УД Информатика и как председатель курировала специальность 15.02.08) занял первое место. Я уверена, активная познавательная деятельность у этого студента – эта заслуга всех преподавателей, работающих с ним. А на моих уроках познавательную активность я вижу в том, что многие обучающиеся, приходя  изучать УД Информатика, не умеют работать с офисными приложениями, не владеют компьютерной терминологией, к завершению учебного курса свободно с этим справляются и умеют применять знания на практике. А значит,

  1. Активизация учебно-познавательной деятельности обучающихся - процесс, направленный на усиленную, совместную учебно-познавательную деятельность преподавателя и обучающегося, что требует определенной организации их совместной деятельности, внедрять в наш образовательный процесс различные инновационные педагогические и информационные технологии через использования различных методов и форм обучения. На своих уроках мы должны обучать студентов активным и интерактивным методам, а именно:
  • защищать свое мнение, приводя аргументы, доказательства, используя приобретенные знания;
  • задавать вопросы преподавателю, товарищам, выяснять непонятное, углубляться с их помощью в процесс познания;
  • рецензировать ответы товарищей, вносить коррективы, давать советы;
  • выполнять творческие работы (у меня в кабинете каждый год обновляются творческие работы обучающихся, представленные в форме рефератов, каждый год к знаменательным датам объявляются конкурсы телеграмм, плакатов, рисунков); здесь проявляется и интерес и умения работать на ПК,  в сетях. А значит,
  • ребята делятся своими знаниями с другими; помогают товарищам при затруднениях, объясняют им непонятное;
  • выполняют задания - максимум, рассчитанные на чтение дополнительной литературы, первоисточников, на длительные наблюдения;

Я на уроках создаю ситуации, в которых обучающиеся могли бы:

  • находить не единственное решение, а несколько самостоятельно предпринятых;
  • практиковать свободный выбор заданий, преимущественно поисковых, творческих;
  • создавать ситуации самопроверки, анализа собственных познавательных и практических действий;
  • разнообразить деятельность, включать в познание элементы труда, игры, художественной, общественной и других видов деятельности.

Какие я выделяю способы формирования устойчивых познавательных интересов:

  1. Увлекательная подача самого учебного материала (новизна, историзм, показ современных достижений науки, практической значимости научных знаний и др.). При этом интерес создается не путем отвлечения от содержания основного материала, а за счет яркой подачи тех сторон, к которым должно быть привлечено внимание обучающихся в первую очередь.
  2. Использование методов, форм организации обучения, побуждающих обучающихся к самостоятельной познавательной деятельности (методы проблемного обучения, использование средств наглядности,   групповая  работа,   взаимообучение и др.)

3. Создание благоприятного эмоционального тонуса в учебно-познавательной деятельности (доверие, такт, эмоциональность, доброжелательность одногруппников и др.).

Решению этой задачи способствует и создание ситуаций успеха студентов в учебной деятельности. Необходимо создать условия, чтобы каждый «пережил» радость достижения, успеха, осознал свои возможности, поверил в себя.

4. Опора на личностный, субъектный опыт учащегося.

Сегодня становится очевидным, что не только   гуманитарное образование, но и техническое образование формирует личность  подростка, готовит его  жить  в меняющемся мире, в информационном обществе, учит человека современным формам общения,  развивает способность осваивать информацию  и принимать эффективные решения.

На мой взгляд, самое главное на уроках – создание ситуации успеха, чтобы позволить каждой личности обучающегося раскрыться полностью.

Различные приемы, методы и формы организации учебной деятельности, используемые мною, обеспечивают высокую степень самостоятельности работы обучающегося; позволяют развивать личность студента, более полно реализовывать ее творческие возможности; дают простор интеллектуальной и нравственной свободе, обеспечивают достаточно высокий процент качества знаний:

на сегодня - по УД Информатика – около 60% , а по УД Математика – около 45%.                                                      

Я желаю всем присутствующим только творческой жизненной активности.

   То, что не ясно, следует выяснить.

    То, что трудно творить,

следует делать

                       с великой настойчивостью.

Конфуций

 

25.10.2017 г.                                                                                                          С.А. Тюрина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

В данной статье, я бы хотела рассказать о развитие познавательной активности ребенка, а именно какие  цели и требования ставит ФГОС 2 поколения перед выпускниками начальной школы. Так же хотелось...

Развитие познавательной активности учащихся на уроках биологии.

На современном этапе развития школьного образования проблема активности познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования н...

«ПРОФОРИЕНТАЦИЯ, как средство развития познавательной активности несовершеннолетних» обучающий семинар

Данный материал знакомит со спецификой работы реабилитационного центра по профориентированию детей...

«Кейс - технология – одно из средств развития познавательной активности школьников»

Кейс-технология - технология изучения явлений на основе конкретных ситуаций. Сущность технологии заключается в изучении общих закономерностей на примере анализа конкретных случаев. Название технологии...

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность

Данный практический материал предназначен для работы педагогам с детьми старшего дошкольного возраста с целью развития познавательного интереса....

«Использование современных образовательных технологий на уроках обществознания как средства развития познавательной активности обучающихся и создания условий для их самореализации».

Поддержание и развитие интереса к процессу обучения и учебному предмету, формирование умений в применении практических решений, развитие мышления и коммуникативных способностей учащихся, возникновение...