Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся в учреждениях СПО
учебно-методический материал на тему

Григорьев Александр Петрович

Самостоятельная работа обучающихся – это деятельность в процессе обучения и во внеаудиторное время, выполняемая по заданию преподавателя или мастера производственного обучения под его руководством, но без его непосредственного участия. Самостоятельная работа обучающихся – вид учебной деятельности, который соответствует конкретной дидактической цели и задачи; формирует умения и навыки, повышает степень самостоятельности; вырабатывает психолого-педагогическую установку на познавательную деятельность и активность обучающихся, обеспечивает активное продвижение обучающихся от низших к высшим уровням мыслительной деятельности; осуществляется самим обучающимся без помощи преподавателя, но под его руководством. Самостоятельная работа обучающихся является обязательной для каждого обучающегося и определяется рабочим учебным планом. Время, отводимое на внеаудиторную деятельность обучающихся, находится в пределах 30% от объёма времени на нагрузку по дисциплине.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_vneaudit_smtr_v_uchrezhd_spo.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Григорьев А.П., преподаватель математики

и обществоведения учебно-консультационного

пункта ГАПОУ Чебоксарского техникума

 «ТрансСтройТех» Минобразования Чувашии

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся в учреждениях СПО

1. Общие положения

 1.1. Самостоятельная работа обучающихся – это деятельность в процессе обучения и во внеаудиторное время, выполняемая по заданию преподавателя или мастера производственного обучения под его руководством, но без его непосредственного участия. Самостоятельная работа обучающихся – вид учебной деятельности, который соответствует конкретной дидактической цели и задачи; формирует умения и навыки, повышает степень самостоятельности; вырабатывает психолого-педагогическую установку на познавательную деятельность и активность обучающихся, обеспечивает активное продвижение обучающихся от низших к высшим уровням мыслительной деятельности; осуществляется самим обучающимся без помощи преподавателя, но под его руководством. Самостоятельная работа обучающихся является обязательной для каждого обучающегося и определяется рабочим учебным планом. Время, отводимое на внеаудиторную деятельность обучающихся, находится в пределах 30% от объёма времени на нагрузку по дисциплине.

1.2. Самостоятельная работа проводится с целью:

- систематизации и закрепления полученных знаний и практических умений;

- углубления и расширения теоретических знаний;

- формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;

- развития познавательных способностей и активности учащихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

- развития исследовательских умений.

1.3. В учебном процессе существуют 2 вида самостоятельной работы:

- аудиторная;

- внеаудиторная.

 1.4. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию, является одной из форм проведения аудиторных занятий (уроки, практические (лабораторные) занятия, семинары), и реализуется за счет часов, отведенных рабочей программой учебной дисциплины на аудиторные занятия. Аудиторная самостоятельная работа может являться и формой текущего контроля учебной деятельности.

Организация аудиторной самостоятельной работы учащихся отражается в методических рекомендациях по соответствующим видам аудиторных занятий.

1.5. Самостоятельная внеаудиторная работа по дисциплинам рабочего учебного плана является одним из видов учебных занятий. Самостоятельная внеаудиторная работа по дисциплинам рабочего учебного плана выполняется по заданию преподавателя или мастера производственного обучения, но без его непосредственного участия, за счет объема часов, отведенных рабочей программой учебной дисциплины на самостоятельную работу. Организация внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплинам рабочего учебного плана отражается в методических рекомендациях по выполнению самостоятельной работы

1.6. Объем времени, отведенный на самостоятельную работу, находит отражение:

– в рабочем учебном плане – в целом по теоретическому обучению, каждому из циклов дисциплин, по каждой дисциплине и междисциплинарному курсу.

- в рабочих программах учебных дисциплин и профессиональных модулей с распределением по разделам или темам.

1.7. Распределение объема времени на самостоятельную работу в режиме дня не регламентируется расписанием.

2. Организация и руководство самостоятельной работой.

2.1.При предъявлении видов заданий на внеаудиторную самостоятельную работу рекомендуется использовать дифференцированный подход к учащимся.

Перед выполнением учащимися внеаудиторной самостоятельной работы преподаватели и мастера производственного обучения проводят инструктаж по выполнению задания,  который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватели и мастера производственного обучения предупреждают учащихся о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Инструктаж проводится преподавателем или мастером производственного обучения за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины.

2.2.Во время выполнения внеаудиторной самостоятельной работы и при необходимости преподаватель может проводить консультации за счет общего бюджета времени, отведенного на консультации.

2.3.Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений обучающихся.

2.4. Виды заданий для самостоятельной работы

Для овладения знаниями:

Для закрепления и систематизации знаний:

Для формирования умений:

чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы

работа с конспектом лекции

решение задач и упражнений по образцу

составление плана текста

повторная работа над учебным материалом

решение вариантных задач и упражнений

графическое изображение структуры текста

составление плана и тезисов ответа

выполнение чертежей, схем

конспектирование текста

составление таблиц для систематизации учебного материала

выполнение расчетно-графических работ

работа со словарями и справочниками

изучение нормативных материалов

решение ситуационных производственных (профессиональных) задач

работа с нормативными документами

ответы на контрольные вопросы

подготовка к деловым играм

учебно-исследовательская работа

аналитическая обработка текста

проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности

использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники, др.

подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции

экспериментально-конструкторская работа

подготовка рефератов, докладов

опытно-экспериментальная работа

составление библиографии

упражнения спортивно-оздоровительного характера

тестирование

рефлексивный анализ профессиональных умений, с использованием аудио и видеотехники и др.

2.5. Контроль результатов самостоятельной работы учитывается как результат текущего контроля знаний учащегося и осуществляется в пределах времени, отведенного на изучение дисциплины. Уровень подготовки определяется оценками «5 (отлично)», «4 (хорошо)», «3 (удовлетворительно)», «2 (неудовлетворительно)», результаты заносятся в журнал успеваемости.

Пример. Максимальная сумма баллов за выполненную работу равно 40.

  • От 30до 40 баллов – 5 (отлично);
  • От 25 до 29 баллов – 4 (хорошо);
  • От 24 до 20 баллов – 3(удовлетв.);
  • Менее 20 баллов – 2 (неудов);

Оценка «5»

Оценка «4»

Оценка «3»

 оценка «2»

Работа выполнена полностью в срок , обучающийся сумел рассчитать время, при выполнении задания  использовал объём необходимой литературы. Глубоко и полно овладел содержанием учебного материала. Отличная отметка предполагает грамотное, логическое изложение ответа, качественное оформление.

Работа выполнена полностью в срок с небольшими неточностями, обучающийся сумел рассчитать время, использовал объём необходимой литературы. Содержание, форма ответа имеют отдельные неточности, качественное оформление, соблюдены требования ФГОС.

Работа выполнена не полностью в срок, обучающийся не сумел рассчитать время. Материал изложен неполно, непоследовательно, допускает неточности в определении понятий, не умеет обосновать свои суждения.

Работа выполнена не полностью, не в срок, обучающийся не сумел рассчитать время, при выполнении работы допущено много ошибок, не понимает связь формы и содержания. Работа выполнена небрежно, худший стиль.

  • Обучающемуся, набравшему менее 20 баллов, необходимо
  • Повторно выполнить текстовые задания и/или внеаудиторную работу.

2.6. Контроль результатов самостоятельной работы может проходить в письменной, устной или  смешанной форме, с представлением изделия или продукта творческой деятельности. В качестве методов контроля самостоятельной работы могут быть использованы зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы, защита творческих работ и др."

2.7. Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы являются:

- уровень освоения учебного материала;

- умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

- сформированность общеучебных умений;

- обоснованность и четкость изложения ответа;

- оформление материала в соответствии с требованиями.

3. Разработка учебно-методической документации по организации самостоятельной работы.

3.1. В ФГОС в разделе 7 «Требования к условиям реализации программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих» в пунктах 7.1 и 7.3 указано, что образовательная организация обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения. Максимальный объём учебной нагрузки составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ППКРС и консультации.

3.2. Предметно-цикловые комиссии на заседаниях рассматривают предложения преподавателей и мастеров производственного обучения учебных дисциплин по объему внеаудиторной самостоятельной работы по каждой дисциплине, входящей в цикл, при необходимости вносят коррективы с учетом сложности и объема изучаемого материала учебной дисциплины и устанавливают объем самостоятельной работы по всем дисциплинам цикла в пределах общего объема максимальной учебной нагрузки, отведенной рабочим учебным планом на данный цикл дисциплин.

При разработке рабочего учебного плана учитываются предложения цикловых комиссий по объему внеаудиторной самостоятельной работы, отведенной на циклы дисциплин, при необходимости вносятся коррективы.

3.3. Объем времени, отведенный на самостоятельную работу, отражается в рабочих программах учебных дисциплин с распределением по разделам или темам. По каждому разделу (теме) приводятся виды заданий для самостоятельной работы и краткое содержание, в соответствии с рекомендованной примерной программой учебной дисциплины.

3.4. Планирование объема времени, отведенного на самостоятельную работу по учебной дисциплине по разделам или темам осуществляется преподавателем или мастером производственного обучения  учебной дисциплины, междисциплинарного курса.

3.5. Для организации самостоятельной работы учащихся по дисциплинам и междисциплинарным курсам рабочего учебного плана преподавателем, или мастером производственного обучения разрабатываются методические рекомендации  по организации самостоятельной работы, рассматриваются и принимаются соответствующими предметными (цикловыми) комиссиями и согласовываются заместителем директора.

Методические рекомендации разрабатываются к каждому разделу (теме), по которым рабочей программой учебной дисциплины и междисциплинарному курсу, входящему в профессиональный модуль отведено время на самостоятельную работу в соответствии с количеством часов, требованиями к знаниям, умениям и практическому опыту, видами самостоятельной работы, установленными рабочей программой учебной дисциплины и междисциплинарному курсу, входящему в профессиональный модуль по соответствующим разделам (темам).

3.6.  Методические рекомендации по организации самостоятельной работы включают в себя:

- пояснительную записку;

- наименование раздела (темы);

- вид самостоятельной работы;

- объем учебного времени, отведенный на самостоятельную работу;

- цель самостоятельной работы (в т.ч. требования к знаниям и умениям);

- содержание самостоятельной работы (задание);

- практические рекомендации по выполнению;

- требования к результатам работы;

- формы контроля и критерии оценки;

- список рекомендуемой литературы;

- приложения.

3.7. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы должны быть доступны для использования учащимися.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы разработаны с целью оказания помощи обучающимся при освоении МДК.01.03 темы 3.9-3.16. «Организация секретарского обслужива...

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине ОДБ.03.ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (АНГЛИЙСКИЙ)

Методические рекомендации  разработаны в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-Ф3 (ред. от 25.11.2013) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.0...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся (ВСР) представляет собой логическое продолжение обязательных аудиторных занятий, проводится по заданию преподавателя, который инструктирует обуча...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы ОБУЧАЮЩИХСЯ по ПОПД...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ХИМИЯ"

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы у обучающихся  по дисциплине «Химия» для профессий и специальностей. Настоящий документ содержит реко...

Методические рекомендации к организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине ПОПД для специальности 43.02.10 Туризм

Цель данного пособия – помочь студентам при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы выработать глубокие и систематизированные научные знания по правовым вопросам в сфере предпринимательс...

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине ОДБ.03 Иностранный язык (немецкий) для специальности 34.02.01 Сестринское дело...