МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
методическая разработка на тему

Чердынцева Людмила Анатольевна

 

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся (ВСР) представляет собой логическое продолжение обязательных аудиторных занятий, проводится по заданию преподавателя, который инструктирует обучающихся и устанавливает сроки выполнения задания. Затраты времени на выполнение этой работы регламентируются рабочей программой учебной дисциплины или профессионального модуля. Режим работы выбирает сам обучающийся в зависимости от своих способностей и конкретных условий. Это требует от него не только умственной, но и организационной самостоятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendatsii_po_organizatsii_vsro.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

  1. Общие положения

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся (ВСР) представляет собой логическое продолжение обязательных аудиторных занятий, проводится по заданию преподавателя, который инструктирует обучающихся и устанавливает сроки выполнения задания. Затраты времени на выполнение этой работы регламентируются рабочей программой учебной дисциплины или профессионального модуля. Режим работы выбирает сам обучающийся в зависимости от своих способностей и конкретных условий. Это требует от него не только умственной, но и организационной самостоятельности.

Роль этого вида учебной деятельности заключается в формировании у обучающихся потребности к постоянному самообразованию, предполагающему способность к самостоятельной познавательной деятельности.

ВСР может быть рассчитана на воспроизведение знаний, их закрепление, углубление, формирование умений. Могут быть использованы задания опережающего, перспективного характера. Применение опережающих заданий позволяет преподавателю пробуждать и развивать познавательные интересы, с большей эффективностью проводить на занятиях беседы, дискуссии.

Наряду с заданиями общими для всех обучающихся, могут применяться индивидуальные задания.

Индивидуальные задания могут выдаваться с целью восполнения пробелов, имеющихся у обучающихся в усвоении учебного материала. Следует шире практиковать индивидуальные задания обучающимся, которые проявляют особый интерес к учебной дисциплине или профессиональной деятельности. Такие задания, не только стимулируют развитие творческих способностей обучающихся, но и создают творческую атмосферу.

Для того, чтобы целенаправленно управлять ВСРС, необходим анализ сильных и слабых сторон познавательных возможностей обучающихся, индивидуальных особенностей их мышления, памяти, внимания. Необходим дифференцированный подход.  

Эффективность СР зависит от характера заданий. Больший эффект достигается в том случае, когда обучающемуся интересно выполнять задание. Обучающийся заинтересованно выполняет СР, когда чувствует ее практическую ценность.

Педагогическое руководство ВСР заключается в том, чтобы правильно определить объем и содержание задания. Обучающимся важно знать, как следует выполнять эти задания, какими приемами и методами пользоваться, какова методика СР. Здесь очень важны:

систематические указания преподавателя,

демонстрация образцов выполненного задания,

упражнения обучающихся в применении тех или иных методов СР.

С этой целью разрабатываются инструктивно – методические указания для студентов к СР, которые могут быть:

общими, относящимися в одинаковой мере к любой дисциплине,

для конкретных тем по дисциплине.

Например, общие методические рекомендации о том, как работать с текстом параграфа учебника формулируются так: внимательно прочитайте весь параграф; внимательно прочитайте текст по частям (абзацам), выделите главное; разберитесь с тем, что означают новые термины, названия, используйте для этого кроме учебника и словари; тщательно изучите рисунки, схемы, поясняющие данный текст; внесите в тетрадь записи важных определений, названий, терминов.

Наряду с общими указаниями важное место имеет инструктаж, ориентирующий обучающихся на СР по конкретному материалу. Внимание обучающихся обращается прежде всего:

на объем работы, который следует выполнить,

на повторение ранее изученного,

на методы работы, которые целесообразно использовать,

на организацию самоконтроля.

Руководство ВСР преподаватель осуществляет при проверке выполненной работы. Такая проверка может проводиться  в ходе опроса, самостоятельной работы на уроке, в виде беглого просмотра выполненных дома письменных работ, при решении обучающимися задач, упражнений и т.д.

Условия формирования творческого мышления и творческих способностей

  • Умение вести самостоятельный информационный поиск (библиотеки, словари, каталоги, реферативные журналы)
  • Умение пользоваться всеми видами чтения:         поисковое,

ознакомительное,

просмотровое,

изучающее (5 раз)

  • Умение конспектировать, реферировать, аннотировать, составлять тезисы
  • Умение распределять свое время.

Последовательность   организации   ВСР

п/п

Содержание работы преподавателя по организации ВСРС

1

РАБОТА С УЧЕБНЫМИ ПРОГРАММАМИ

1.1

Определение наличия графы «Самостоятельная работа»

1.2

Определение количества часов, предоставленных на СР

1.3

Разбивка общего количества часов с выделением часов для контроля за выполнением ВСР

1.4

Определение разделов и тем курса, выносимых на внеаудиторную СР

1.5

Разбивка общего количества часов СР по соответствующим разделам и темам

2

ВЫБОР ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (ВСР)

2.1

Определение форм организации ВСР по соответствующим разделам и темам

2.2

Определение дидактических целей ВСР по соответствующим разделам и темам

2.3

Выбор вида задания для ВСР по соответствующим разделам и темам

2.4

Определение сроков выполнения

2.5

Определение форм контроля за выполнением ВСРС

3

ПОДГОТОВИТЕЛЬНО – КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ЭТАП

3.1

Создание опорных листов с методическими указаниями по выполнению ВСР

3.2

Оформление опорных листов в сборник инструктивно – методических указаний по выполнению ВСР

3.3

Установление контактов с библиотекой. Создание картотеки по темам  ВСР

3.4

Установочные лекции

3.5

Консультации

3.6

Контрольные занятия

3.8

Фиксация результатов контроля в учебном журнале в рамках учебной дисциплины  или междисциплинарного курса (МДК)

  1. Совместная профессиональная деятельность преподавателя и обучающегося.

Цели проведения СРС

Цели в целом совпадают с целями обучения. Конечная цель – формирование творческих умений.

-          систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;

-    углубления и расширения теоретических знаний;

  • самостоятельное овладение новым учебным материалом;

-         формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;

  • формирование общетрудовых и профессиональных умений;
  • овладение технологическим учебным инструментом;
  • мотивирование регулярной, целенаправленной работы по освоению профессии;

-          пробуждение и развитие познавательных интересов;

  • развития познавательных способностей и активности обучающихся;
  • развитие творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
  • формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
  • развития исследовательских умений.

Решаемые задачи

  • Проблемные ситуации
  • Проблемные задачи
  • Проверка способа решения задачи и его эффективности
  • Разработка системы задач для усвоения определенного раздела

Формы организации ВСРС

  • Письменная или устная
  • Индивидуальная
  • Парная
  • Коллективная

Виды заданий для ВСР

Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами обучающихся в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений обучающихся.

для овладения знаниями:

  • чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы);
  • составление плана текста;
  • графическое изображение структуры текста;
  • конспектирование текста;
  • выписки из текста;
  • работа со словарями и справочниками;
  • ознакомление с нормативными документами;
  • учебно-исследовательская работа;
  • использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета; и др.;

Первый вид деятельности призван обеспечить постоянную подготовку обучающихся к аудиторным занятиям

для закрепления и систематизации знаний:

  • работа с конспектом лекции (обработка текста);
  • повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей);
  • составление плана и тезисов ответа;
  • составление таблиц для систематизации учебного материала;
  • изучение нормативных материалов;
  • ответы на контрольные вопросы;
  • аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, контент-анализ и др.);
  • подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции;
  • подготовка рефератов, докладов;
  • составление библиографии, тематических кроссвордов; тестирование и др.;

Второй вид призван сосредоточить внимание на наиболее трудных разделах, дать обучающемуся глубоко осмыслить полученные знания

для формирования умений:

  • решение задач и упражнений по образцу;
  • решение вариативных задач и упражнений;
  • выполнение чертежей, схем;
  • выполнение расчетно-графических работ;
  • решение ситуационных производственных (профессиональных) задач;
  • подготовка к деловым играм;
  • проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности;
  • подготовка курсовых и дипломных работ (проектов);
  • экспериментально-конструкторская работа;
  • опытно-экспериментальная работа;
  • упражнения на тренажере;
  • упражнения спортивно-оздоровительного характера;
  • рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио- и видеотехники и др.

Третий вид деятельности призван развивать способности знания трансформировать и комплексно использовать на практике.

Виды дифференцированных заданий

  • Аннотация на дополнительную литературу по дисциплине (краткий анализ) в соответствии с тематическим планом;
  • Картотека по темам программы  - аннотация (краткое содержание) к каждой теме урока;
  • Создание конспекта лекций: на бумажном носителе, на электронном носителе, видео-лекции;
  • Создание сборника технологических карт;
  • Графические работы;
  • Исследовательская работа (научно – исследовательская);
  • Анкетирование; и др

Инструктаж по выполнению задания

Перед выполнением обучающимся внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает:

  • цель задания,
  • его содержание,
  • сроки выполнения,
  • ориентировочный объем работы,
  • основные требования к результатам работы,
  • критерии оценки.

 В процессе инструктажа преподаватель предупреждает обучающихся о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины и МДК.

Контроль результатов внеаудиторной ВСР

Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия и внеаудиторную самостоятельную работу по дисциплине и МДК, может проходиться в письменной, устной или смешанной форме, с представлением изделия или продукта творческой деятельности обучающегося. Результаты контроля фиксируются в учебном журнале.

Формы и методы контроля ВСР:

Формы и методы контроля должны быть направлены на проверку освоения компетенций, должны оценивать деятельность (процесс или результат).

При выборе формы контроля нужно четко представлять предмет оценивания (компетенцию) и показатели, по которым будет производиться оценка (например, точность или скорость выполнения определенных операций, или какие-либо параметры изготовленного продукта)

  • семинарские занятия,
  • коллоквиумы,
  • зачеты (устный или письменный),
  • тестирование,
  • самоотчеты,
  • контрольные работы,
  • защита рефератов, докладов, творческих работ,
  • изготовление и сдача учебных пособий и др.

Критерии оценки результатов ВСР

  • сформированность общих и профессиональных компетенций; 
  • уровень освоения студентом учебного материала;
  • умения студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
  • общеучебных умений;
  • обоснованность и четкость изложения ответа;
  • оформление материала в соответствии с требованиями.

Основные требования к выбираемому методу контроля для оценки ВСР:

  • объективность,
  • всесторонность,
  • дифференциация,
  • учет специфики учебной дисциплины,
  • гласность (сообщение отметки и оценочного суждения).

Итог внеаудиторной самостоятельной работы студента подводится в виде отметки, которая может быть выставлена в раздел журнала теоретических или практических занятий. Пример:

Критериями оценки самостоятельной работы студентов является набранная сумма баллов за выполненную самостоятельную внеаудиторную работу;

  1. Разработка сборника инструктивно - методических указаний  для обучающихся по выполнению  ВСР

Сборник инструктивно - методических указаний должен быть разработан по всем дисциплинам и МДК, по которым предполагается ВСР. При разработке    преподаватель   использует   рабочую программу по дисциплине и профессиональному модулю.

При выборе содержания и объема задания следует исходить из сложности учебного материала с учетом значения конкретной работы для приобретения студентом соответствующих профессиональных умений и формирования общих компетентностей.

Структура содержания работ  определяется преподавателем и рассматривается предметной методической комиссией. Инструктивно - методические указания подлежат обязательному утверждению зам.директора по учебно-методической работе, разрабатываются в 3 экземплярах: 1- преподавателю, 2 – в учебно-методический комплекс дисциплины или МДК ПМ (в метод кабинет), 3 – в библиотеку.

Инструктивно - методические указания являются учебно-методическим документом и должны быть оформлены согласно требованиям действующих стандартов.

Структура методических указаний

Методические указания для обучающихся по выполнению ВСРС по каждой теме составляются по нижеприведенной схеме и оформляются в виде опорных листов, которые включают:

  • цель задания, вид задания,
  • его содержание,
  • ориентировочный объем работы,
  • основные требования к результатам работы,
  • критерии оценки.

Чтобы цели ВСР соответствовали критериям реальности необходимо помнить о временном ограничении выполнения работы.

Таблица 1 - Рекомендуемые нормы времени для распределения учебной нагрузки на ВСР

Виды работ

Нормы времени

Самостоятельное изучение тем (разделов)

4-5 часов на 2-х часовую тему

Подготовка к теоретическим, занятиям

0,5-2 часа на одно занятие

Подготовка к практическим и семинарским занятиям, групповым занятиям и упражнениям, деловым играм

1,5-2 часа на одно занятие

Написание реферата

10-12 часов на 1 реферат

Индивидуальные практические задания по темам и разделам курса

до 3-х часов на одно задание

Индивидуальные творческие задания

15-20 часов на одну работу

Требования к оформлению методических указаний

Опорные листы с методическими указания для обучающихся по проведению внеаудиторной самостоятельной работы оформляются в виде сборника для конкретной дисциплины или МДК ПМ аналогично методическим указаниям для обучающихся по проведению лабораторно-практических занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы разработаны с целью оказания помощи обучающимся при освоении МДК.01.03 темы 3.9-3.16. «Организация секретарского обслужива...

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине ОДБ.03.ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (АНГЛИЙСКИЙ)

Методические рекомендации  разработаны в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-Ф3 (ред. от 25.11.2013) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.0...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы ОБУЧАЮЩИХСЯ по ПОПД...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ХИМИЯ"

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы у обучающихся  по дисциплине «Химия» для профессий и специальностей. Настоящий документ содержит реко...

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся в учреждениях СПО

Самостоятельная работа обучающихся – это деятельность в процессе обучения и во внеаудиторное время, выполняемая по заданию преподавателя или мастера производственного обучения под его руководств...

Методические рекомендации к организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине ПОПД для специальности 43.02.10 Туризм

Цель данного пособия – помочь студентам при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы выработать глубокие и систематизированные научные знания по правовым вопросам в сфере предпринимательс...

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине ОДБ.03 Иностранный язык (немецкий) для специальности 34.02.01 Сестринское дело...