Конспект открытого урока на тему: "Изготовление пластины под гравирование"
план-конспект урока на тему
В работе представлен технологический процесс изготовления пластины под гравирование. Урок рассчитан на обучающихся по профессии: 54.01.06 Изготовитель художественных изделий из металла. Междисциплинарного курса 02.01. « Технология обработки металлов, сплавов с учётом традиционных методов изготовления художественных изделий».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.49 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПАВЛОВСКИЙ ТЕХНИКУМ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ РОССИИ
ПЛАН УРОКА
МДК 02.01. Технология обработки металлов, сплавов с учётом традиционных методов изготовления художественных изделий .
По профессии : 54.01.06 Изготовитель художественных изделий из металла
СРОК ОБУЧЕНИЯ: 2 ГОДА 10 МЕСЯЦЕВ
КУРС: ПЕРВЫЙ
РАЗДЕЛ 2: СЛЕСАРНАЯ ОБРАБОТКА МЕТАЛЛА
ТЕМА ПРОГРАММЫ 2.1: СЛЕСАРНЫЕ РАБОТЫ
ТЕМА УРОКА: Изготовление пластины под гравирование
Автор: Ремизов Владимир Витальевич
Мастер производственного обучения
ПАВЛОВО
2017
ЦЕЛЬ УРОКА: Научить изготавливать пластину под гравирование.
Задачи:
- учебная – определить степень подготовки учащихся: выполнение приемов и применение полученных навыков при разметке, рубке, опиливании, шлифовании и полировании заготовки; выполнение технических требований,
норм времени, соблюдение требований охраны труда; соблюдение требований,
предъявляемых к организации рабочего места;
- воспитательная – формирование самостоятельности и самоконтроля у учащихся при выполнении работ, умения рационально использовать рабочее время.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА:
- для преподавателя - чертёж пластины, инструкционно-технологическая карта «Изготовление пластины под гравирование», технологическая последовательность изготовления пластины, эталон пластины, личный инструмент;
- для обучающихся – заготовки пластин, чертилки, масштабные линейки, напильники: личные и бархатные, слесарные зубила, слесарные молотки массой 500 гр.,грубая и тонкая наждачная бумага, паста ГОИ, лекальные линейки, штангенциркули, ветошь.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- заточной станок С-457;
- шлифовально-полировальный станок ШП-2;
- слесарные верстаки;
- слесарные тиски.
ХОД УРОКА
- ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ
- Установить должную дисциплину в группе.
- Проверить по журналу явку обучающихся.
- Проверить внешний вид учащихся.
- Спросить обучающихся о состоянии их здоровья
- ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ
- Сообщить тему программы.
- Сообщить тему урока.
- Сообщить учебную цель урока.
- Провести беседу по материалу, пройденному на предыдущих уроках.
Ребята!
Сначала мы с вами повторим материал, изученный на предыдущих занятиях.
Прошу ответить вас на следующие вопросы:
ВОПРОСЫ | ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ОТВЕТЫ |
1. Какая операция называется разметкой? | 1. Разметкой называется операция нанесения на обрабатываемую заготовку разметочных линий (рисок), определяющих контуры будущей детали или места, подлежащие обработке. |
2.Что называется припуском на обработку? | 2.Припуск на обработку – это толщина слоя материала, удаляемого с поверхности обработки снятием стружки. |
3.Какая операция называется рубкой? | 3. Рубкой называется слесарная операция, при которой с помощью режущего инструмента зубила и ударного инструмента слесарного молотка с поверхности заготовки или детали удаляются лишние слои металла или заготовка разрубается на части. |
4.Из каких металлов изготавливают слесарные зубила? | 4. Слесарные зубила изготавливают из сталей марок У7А, У8А, 8ХФ. |
5. Какие углы заточки зубила выбирают в зависимости от твердости обрабатываемого металла? | 5. Угол заточки зубила для твердых материалов: сталь, бронза, чугун – берется равным 70 градусам; для мягких материалов: медь, латунь – 45 градусам; для алюминиевых сплавов – 35 градусам. |
6.Как правильно держать зубило? | 6.Зубило берут в левую руку за среднюю часть на расстоянии 15 –20 мм от конца ударной части. |
7.Как правильно держать слесарный молоток? | 7.Молоток берут правой рукой за рукоятку на расстоянии 15-30 мм от конца, обхватывая четырьмя пальцами и прижимая к ладони, большой палец накладывая на указательный, крепко сжимая всеми пальцами. |
8.Какая операция называется опиливанием? | 8.Опиливанием называется операция по обработке металлов и других материалов снятием небольшого слоя напильниками вручную или на опиловочных станках. |
9. Как подразделяют напильники по числу насечек на 10 мм длины и по форме поперечного сечения? | 9. По числу насечек на 10 мм длины напильники подразделяются на шесть номеров: 0,1,2,3,4,5. Напильники с насечкой №№ 0 и1 – драчёвые, имеют наиболее крупные зубья, применяются для грубого (чернового) опиливания. Напильники с насечкой №№ 2 и 3 – личные, применяются для чистового опиливания. Напильники с насечкой №№ 4 и 5 – бархатные, применяются для окончательной отделки. |
5.Объяснить задание на урок
Ребята, прежде чем приступить к изготовлению изделия необходимо правильно организовать свое рабочее место:
- разложить заготовки, инструмент и приспособления в строго определенном порядке;
- измерительный инструмент класть отдельно от рабочего;
- класть ближе всё, чем приходится пользоваться чаще, а реже употребляемое - дальше;
- располагать справа всё то, что при работе приходится брать правой рукой, а слева – что берёшь левой рукой;
- следить за исправным состоянием тисков, регулярно очищать их от стружки, грязи и мусора;
- следить за исправным состоянием инструмента.
Рассмотрим технологический процесс изготовления пластины под гравирование, представленный на инструкционно-технологической карте.
1.Полученную на руки заготовку необходимо очистить от пыли, грязи, окалины и следов коррозии наждачной бумагой.
Произвести визуальный осмотр заготовки: на поверхности не должно быть наплывов, неровностей, раковин, пузырей, трещин, заусенцев, острых углов.
Выполнить зачистку поверхности заготовки сначала грубой наждачной бумагой, затем более тонкой.
Изучить чертёж, измерить заготовку и учесть удаление дефектов при обработке.
2. Разметку следует производить с нанесения горизонтальных рисок, а потом наклонных. Напоминаю: риску следует проводить с небольшим нажимом только один раз; повторное проведение рисок недопустимо; если риска нанесена неверно, её надо снова нанести вновь; заострённый конец чертилки нужно прижимать к линейке, а линейка должна быть плотно прижата к заготовке.
3.После разметки необходимо приступить к рубке. Отступив от разметочной риски на 2-3 мм, установить зубило наклонно так, чтобы режущая кромка была направлена вдоль разметочной риски, затем придать зубилу вертикальное положение и лёгкими ударами по зубилу надрубить контур, а затем рубить по контуру, нанося по зубилу более сильные удары до окончательного разделения заготовки на части.
4.Вырубленную заготовку зажать в тисках, используя мягкие нагубники. Вы знаете, что заготовку следует зажимать в тиски только усилиями руки. Ни в коем случае не допускать, чтобы зажим заготовки в тисках производился ударами молотка по рукоятке винта тисков, что может привести к срыву резьбы винта и вывести тиски из строя.
Опилить все четыре грани заготовки сначала личными, а затем бархатными напильниками.
Снять заусенцы с рёбер.
Проверить с помощью лекальной линейки прямолинейность поверхностей и с помощью штангенциркуля параллельность сторон.
По специальному шаблону проверить угол сопряженных плоскостей.
5. Убедившись, что все грани прямолинейны, соответственно параллельны друг другу, размеры совпадают с размерами на чертеже, приступить к опиливанию фасок по разметочным рискам. Фаски должны быть сняты под углом 45 градусов и прямолинейны.
6.Затем произвести шлифование заготовки тонкой наждачной бумагой до исчезновения крупных рисок и приступить к полированию поверхности пластины на шлифовально-полировальном станке ШП-2, используя пасту ГОИ.
6.Рассказать о видах брака и типичных ошибках.
Обычно допускаются следующие типичные ошибки:
- при разметочных работах:
- неправильное прочтение чертежа;
- неправильный выбор разметочных баз;
- погрешности и неточности отложенных размеров;
- при рубке:
- из-за невнимательной работы не выдержаны требуемые размеры;
- при работе тупым инструментом или неправильной его установке получается неровная поверхность;
- при опиливании:
- неровности поверхности и завалы краев заготовки;
- вмятины или повреждение поверхности заготовки в результате неправильного зажима в тисках;
- неточность размеров опиленной заготовки вследствие неправильной разметки, снятия очень большого или малого слоя металла, а также неправильного измерения;
- заусенцы, царапины на поверхности заготовки, возникающие в результате небрежной работы и неправильно выбранного напильника.
7. Рассказать о требованиях охраны труда при изготовлении пластины под гравирование .
Знание технологического процесса, принципа действия оборудования, приспособлений к нему и инструментов, умение пользоваться ими и правильно организовывать рабочее место обеспечивают безопасность и высокую производительность труда:
- одежда рабочего должна быть чистой и аккуратно заправленной, застегнутой на все пуговицы;
- не допускать нахождения напильников, слесарных зубил и чертилок на краю верстака, не применять их в качестве приспособлений для открывания ящиков, не касаться руками острых и режущих частей инструмента;
- осторожно обращаться с острыми концами чертилок;
- используемый для окрашивания медный купорос наносить только кисточкой, соблюдая меры предосторожности (он ядовит);
- не работать на неисправном заточном станке, при отсутствии кожуха, защитного экрана, неисправном подручнике, при зазоре между кругом и подручником более 3 мм, биении круга;
- не удалять стружку руками, а также не сдувать её с обрубленной и опиленной поверхности заготовки и поверхности слесарного верстака; пользоваться при этом волосяными щётками;
- при работе следует пользоваться только напильниками с прочно насаженными рукоятками; запрещается работать напильниками без рукояток или напильниками с треснувшими или расколотыми рукоятками;
- при опиливании заготовок нельзя поджимать пальцы левой руки под напильник при обратном ходе;
- не работать на неисправном шлифовально-полировальном станке: при отсутствии кожуха, вытяжной вентиляции, биении круга, при отсутствии рукавиц и абразивной пасты.
8.Сообщить учащимся требования, предъявляемые к готовому изделию.
Ваше изделие должно соответствовать следующим требованиям:
- точность размеров;
- зеркальная поверхность пластины после полирования;
- четкая видимость граней;
- товарный вид изделия.
9.Сообщить учащимся критерии оценок.
Балл «5» – самостоятельная работа;
выполнение и перевыполнение нормы времени;
умение пользоваться инструктивным материалом;
выполнение технических требований;
соблюдение требований охраны труда;
правильная организация рабочего места;
отличное качество изготовленного изделия – пластины .
Балл «4» – самостоятельная работа;
выполнение нормы времени;
умение пользоваться инструктивным материалом;
выполнение технических требований;
соблюдение требований охраны труда;
правильная организация рабочего места;
хорошее качество изготовленного изделия – пластины.
Балл «3» – несамостоятельная работа;
выполнение нормы времени;
нерациональное использование инструктивного материала;
незначительное нарушение технических требований;
соблюдение требований охраны труда;
правильная организация рабочего места;
выполнение работы с устранимыми дефектами;
удовлетворительное качество изготовленного изделия – пластины.
Балл «2» – несамостоятельная работа;
невыполнение норм времени;
нерациональное использование инструктивного материала;
значительные нарушения технических требований;
соблюдение требований охраны труда;
правильная организация рабочего места;
выполнение работы с неисправимыми дефектами;
неудовлетворительное качество изготовленного изделия.
III. ТЕКУЩИЙ ИНСТРУКТАЖ
Самостоятельная работа учащихся.
Целевые обходы рабочих мест учащихся.
Первый обход: проверить организацию рабочих мест учащихся.
Второй обход: проверить ведение самоконтроля.
Третий обход: проверить соблюдение требований охраны труда.
IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУКТАЖ
- Подвести итоги за день.
- Проверить работы обучающихся.
- Сообщить оценку качества работы каждому обучающемуся.
- Отметить обучающихся, добившихся отличного качества работы.
- Разобрать наиболее характерные недочёты в работе обучющихся.
- Сообщить следующую тему урока.
- Поблагодарить за совместную работу.
V. УБОРКА РАБОЧИХ МЕСТ.
VI. ПОДГОТОВКА МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ К СЛЕДУЮЩЕМУ
УРОКУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/05/picture-609047-1601923821.jpg)
Олимпиада по Информатике, конспект открытого урока, презентация к открытому уроку
Международный конкурс по информатике «Логика и компьютер» Рекомендуемое время выполнения заданий − 120 минут. 1. (2 балла) Какие записи, могут являться формулами в таб...
Открытый урок по теме "Изготовление слесарных инструментов"
Урок по предмету "Основы материаловедения", 1 курс...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/27/picture-650769-1437995309.jpg)
План – конспект открытого урока производственного обучения По профессии «Повар, кондитер» - 1 курс Урок производственного обучения.
План – конспект открытого урока производственного обученияПо профессии «Повар, кондитер» - 1 курсУрок производственного обучения....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/26/picture-674401-1443280351.jpg)
конспект открытого урока "Изучение формы вариаций на уроках музыкальной литературы"
Изучение формы вариаций, её различных типов, по методике Е.Б.Лисянской...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/02/picture-841825-1478088550.jpg)
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА. Здоровье сберегающие технологии на уроке физической культуры по разделу программы "Гимнастика"
гимнастические упражнения, исправление осанки...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/24/picture-963122-1508845203.jpg)
Открытый урок на тему: "Изготовление ручки для изделий хозяйственного назначения (лопата, грабли, молоток)"
Данный открытый урок предназаначен для повторения и обобщения знаний учащихся о приемах обработки древесины на примере изготовления изделий хозяйственного назначения....
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/22/picture-292524-1440269252.jpg)
Конспект урока по теме "Изготовление маски"
Конспект урока производственного обучения по теме "Изготовление маски"...