Профессиональные пробы по компетенции "Сварочные технологии"
консультация на тему

Илларионов Иван Павлович

Проведение професиональных проб по компетенции "Сварочные технологии"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профессиональные пробы в профориентационной работе

Т.В. Смирнова, И.П. Илларионов

ГАПОУ "КанТЭТ" Минобразования Чувашии

Аннотация

В данной статье описаны и раскрыты применяемые на практике формы и методы профориентационной работы учебных заведений среднего профессионального образования. Подробно проанализирована эффективность внедрения профессиональных проб на примере Государственного автономного профессионального образовательного учреждения среднего профессионального образования «Канашский транспортно-энергетический техникум» по профессии «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)» с применением интерактивных методов обучения.

Ключевые слова: Профессиональная ориентация, профессиональная проба, профессиональный выбор.

Процесс и методика проведения профориентационной работы во всех образовательных организациях среднего профессионального образования очень разнообразна. Но в профориентационной работе  всегда существует три основополагающих фундаментальных составляющих:

  • Тестирование, направленное на выявление трудовой предрасположенности
  • Приобретение сведений о трудовом рынке
  • Проведение профессиональных проб

Профессиональная проба - это имитирование трудовой деятельности, ознакомление с тестируемой профессией на практике.

Подросток пробует себя в тестируемой им профессии, чтобы не только получить общие сведения, а прочувствовать ее - "примерить" ее на себя и осознать.

Во время тестирования рабочей профессии подросток приобретает актуальный практический опыт:

  • Получает навыки в освоении профессии, осваивает разные инструменты и технологические процессы, операции.
  • Анализирует, насколько ему интересна ежедневная трудовая деятельность по анализируемой профессии
  • Оценивает, как комфортно и удобно будет работать в такой или аналогичных производствах.
  • Изучает то, как обустроена соответствующая производственная организация, и какое положение он сможет занимать в данной организации (квалифицированный рабочий, служащий или специалист среднего звена).
  • Приобретает полное видение о приобретаемой или анализируемой профессии.

Профессиональная проба не только очень сильно воздействует на выполнение выбора по профессии в будущем, но и на развитие личности самого школьника. Испытав себя и свои силы в настоящем деле, он становится готовым к принятию самостоятельного, осознанного, обоснованного и аргументированного выбора.

Не существует лучших методик и практик для подбора своей подходящей профессии, чем испытать ее на самом деле. Без опробования анализируемой профессии совсем невозможно аргументированно сделать выбор профессии и быть окончательно убежденным в правильности принятия данного решения.

Попробовать свои силы и умения в выбираемой анализируемой профессии воможно разными методами, например:

  • Краткосрочная работа по выбираемой профессии
  • Стажировка в организации
  • Экскурсии на производство
  • Тренинги и мастер-классы от профессионалов-экспертов
  • Дни открытых дверей в СПО и ВПО
  • Тематические смены профориентационных лагерей и профессиональных сборов (Лагерь "Профессионалы будущего", ФДЦ "Смена" и др.)

Так студенты КанТЭТ вместе с подростками приехавшими со всей страны с 9 по 22 ноября 2018 года участвовали в профильной смене Всероссийского детского центра "Смена" проводимой в рамках реализации приоритетной программы "Комплексное развитие моногородов" и приоритетного проекта "Рабочие кадры для передовых технологий".

Основная задача тематической смены - популяризация, повышение престижа рабочих и инженерных профессий, а также развитие юниорского направления WorldSkills в России.

На протяжении 14 дней 400 школьников из российских моногородов обучались в «Парке будущего» по 19 компетенциям: Флористика, Ландшафтный дизайн, Ремесленная керамика, Прикладная эстетика, Строительные работы, Мобильная робототехника, Прототипирование, Лабораторный химический анализ, Нейротехнологии, Инженерный дизайн CAD, Графический дизайн, Обработка дерева на станках, Электромонтажные работы, Управление беспилотными летательными аппаратами, Ремонт и обслуживание легковых автомобилей, Инженерия космических систем, Разработка виртуальной и дополненной реальности, Разработка автономных транспортных систем.

Ребята в течение смены посещали занятия в "Парке Будущего" - уникальная учебно-тренировочная площадка, где представлены лучшие программы и методики в области ранней профориентации, повышения интереса детей к трудовой деятельности.

Павильоны "Парка Будущего" оснащены современным оборудованием, позволяющим сделать процесс обучения высокотехнологичным.

На занятиях по компетенциям подростки познакомились с теорией, учились работать с оборудованием и познавали различные техники и профессиональные тонкости.

По завершении профильной смены ребята участвовали в Фестивале "Первые шаги в профессию". На выставочных площадках ребята представили результаты, достигнутые в ходе освоения образовательной программы в виде проектных работ:

  • Композиции и проекты малого сада по ландшафтному дизайну;
  • Проектированные и напечатанные на 3-D принтере детали;
  • Макет проекта «Мульти Дом»;
  • Предметы интерьера из дерева;
  • Посуда, изготовленная методом формования на гончарном круге и многое другое!

Такие профильные смены позволяют подростку не только "примерить на себя" несколько профессий выбранного профиля, но и начать развиваться в этом направлении, то есть, приобрести компетенции, необходимые в будущей работе. Под руководством профессионалов подростки решают реальные задачи, с которыми они столкнутся в работе, если выберут ее в качестве жизненного призвания.

В ГАПОУ "КанТЭТ" Минобразования Чувашии в рамках профориентационной работы также организовываются профессиональные пробы для школьников. Мы хотим рассказать о профессинальной пробе по профессии «Сварщик».

Профессиональная проба по профессии «15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)» помогает "окунуться и прмерить на себе" будущую профессию, удостовериться в ее достоинствах, определится в ее недостатках. В процессе прохождения профессиональных проб подростки ознакамливаются с необходимыми качествами специалиста, приобретают первоначальные профессиональные умения и профессиональные навыки рабочих и специалистов.

Цель организации и проведения профессиональных проб - создание необходимых и нужных условий для профессионального, осознанного и аргументированного самоопределения старшеклассников.

Задачи:

- ознакомить подростков с профессией «сварщик», характером производственного труда работников данной сферы;

-  сформировать умения и практические навыки в анализируемой профессии;

- развить интерес к осваиваемой и анализируемой профессии;

- оказать шольникам помощь, педагогическую поддержку и наставничество в самоопределении по пробуемой профессии;

- развить готовность к аргументированному выбору профессии.

Отличие и актуальность прохождения профессиональных проб в ГАПОУ КанТЭТ состоит в том, что они дают подросткам:

- первый опыт в анализируемой профессии (нет необходимости трудоустройства на реальное производство);

- умение проводить анализ своих знаний, профессиональных навыков и умений;

- возможность аргументированно принять решение о своем профессиональном выборе.

Профессиональные пробы подростков по пробуемой профессии «15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)» у нас в техникуме проводятся на тренажере сварщика Soldamatic, разработанном по технологии «3D дополненная реальность». Выбранный формат внедрения профессиональных проб обоснован тем, что анализируемая профессия «Сварщик» травмоопасна, существует вероятность поражения электрическим током, существует вероятность получения ожогов при прохождении проб на действующем сварочном оборудовании.

Тренажер создан в виде сварочного аппарата, являющегося стандартным центральным блоком управления с разными разъемами и штекерами, похожим на действующий сварочный источник, имеющий возможность подключения  сварочных горелок и электрододержателей для различных способов и методов сварки.

В нашем случае виртуальными тестируемыми учебными элементами являются - сварное изделие из металла или иных сплавов, сварочная дуга, сварной шов, искры и брызги металла при сварке, ожоги металла сварочной дугой, дефекты сварных швов. При этом в выполнении работы применяется сварочная маска обычных размеров, сварочные горелки и электрододержатели, созданные на основе обычных действующих образцов, позволяющих овладеть всеми тремя квалификациями сварщика, обучаемыми в ГАПОУ "КанТЭТ" Минобразования Чувашии: Сварщик ручной дуговой сварки плавящимся покрытым электродом; Сварщик частично механизированной сварки плавлением; Сварщик ручной дуговой сварки неплавящимся электродом в защитном газе.

Тренажер сварщика позволяет дублировать реальные операции и технологические процессы выбора необходимых параметров сварки, выбор параметров рабочей заготовки, выбор основных сварочных материалов, требуемую для выполнения работы моторику сварщиков, выполнения сварки в различном положении деталей в пространстве (нижнем, вертикальном, горизонтальном, потолочном, наклонном).

В тренажере сварщика также нашел свое применение модуль проведения анализа выполненных заданий и упражнений, позволяющий провести проверку качества выполненной работы в любое выбранное время, проверку настроек параметров приобретаемых навыков: скорость сварки, длина дуги, длина  сварочного электрода, напряжение дуги, интенсивность, угол перемещения и наклона электрода, рабочий угол, прямолинейность сварного шва, наличие или отсутствие дефектов сварного шва. Существует возможность воспроизведения видеозаписи выполнения упражнений и заданий при выполненнии профессинальных проб. Такая возможность отсутствует при проведении типовых профессиональных проб на действующем оборудовании, возникают и иные факторы, влияющие на ухудшение проводимого анализа сварки - это повышенный шум вентиляции, сварочных аппаратов, сварочной дуги. Применение данной технологии проведения профессиональной пробы по профессии позволяет использовать время для тестирования наиболее эффективно, нежели при традиционных методах. При данных технологиях можно оперативно корректировать выполняемую профессиональную пробу, ведь зачастую от познания азов и правильности выполнения элементарных операций зависит успех в развитии выбранной профессии.

Внедрение в профессиональном ориентировании школьников, и в частности при проведении в профессиональных пробах школьников по пробуемой профессии 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)» с применением тренажера сварщика Soldamatic напрямую подходит профессиональной деятельности сварщика. Профессиональные пробы в нашем техникуме завершаются выполнением практического задания с получением практического результата по итогам пробы.

По итогам профессиональных проб подросток составляет отзыв, в котором указывает свое позитивное или негативное мнение о занятиях и указывает заинтересовавшую профессию.

Мы считаем, что профессиональные пробы в профориентационной деятельности являются наилучшим инструментом для  выбора подростками нужной им профессии. Данные профориентационные мероприятия в виде проб также позволят учебным заведениям набирать замотивированных и заинтересованных в получении нужной им профессии абитуриентов.

Профессиональная проба - это самый надежный способ понять, подходит профессия или нет, и не ошибиться в выборе своей.

Литература

1. Лернер П.С. Профессиональные пробы. Технология и методика проведения. Учебно-методическое пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2014 - 208 с.

2. Пряжников, Н.С. Профориентация в школе и колледже. Игры, дискуссии, задачи-упражнения: метод. пособие / Н.С. Пряжников, Л.С. Румянцева – М.: Академия, 2014 – 304 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА проведения профессиональных проб «Профессиональные пробы – как способ профессионального становления». по профессии «Машинист крана (крановщик)» для учащихся общеобразовательных школ 8-9классов на базе ГБПОУ ИО ТПТТ

ПРОГРАММАпроведения профессиональных проб«Профессиональные пробы – как способ профессионального становления».по профессии «Машинист крана (крановщик)»для учащихся общеобр...

Анализ мастер - класса по теме «Профессиональные пробы – как способ профессионального становления». по профессии «Машинист крана (крановщик)» для учащихся общеобразовательных школ 8-9кл

Анализ  мастер - класса по теме «Профессиональные пробы – как способ профессионального становления».по профессии «Машинист крана (крановщик)»для учащихся общеоб...

Организация и проведение профессиональных проб как одно из направлений профессионального самоопределения обучающихся

Организация и проведение профессиональных проб как одно из направлений профессионального самоопределения обучающихся Федерального Государственного бюджетного профессионального образовательного учрежде...

Материалы для проведения профессиональных проб по компетенции "Веб-технологии" для школьников

Полный пакет материалов представлен по ссылке : https://disk.yandex.ru/d/L6nCM_zObzWuZAВам предлагаются заготовки для использования  при работе с детьми, краткие справочные материалы по кажд...

Программа профессиональной пробы в рамках федерального проекта по ранней профессиональной ориентации учащихся 6-9 классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее»

Профессиональная проба – это испытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющее завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору професси...

Программа профессиональной пробы проекта по ранней профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов «Билет в будущее» по профессиональному направлению (профессии) «Электромонтажник/Электромонтер»

Проект по профессиональной ориентации " Билет в будущее" решает задачу повышения готовности учащихся школ к профессиональному самоопределению.Данная программа позволяет учащимся познакомится...