План открытого урока
план-конспект урока

Борисова Ольга Анатольевна

 ГПОУ «Кузнецкий металлургический техникум»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА

ПМ02.  Обслуживание технологического оборудования цеха обработки металлов давлением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА: «Виды канатов. Дефекты стального каната.»

 

 

 

 

 

 

                                                                                          

РАЗРАБОТАНО:

 

 

Борисова.О.А.

ГПОУ «Кузнецкий металлургический техникум» г. Новокузнецк

 

 

 

 

 

 

План открытого урока

ПМ 02.  Обслуживание технологического оборудования цеха обработки металлов давлением.

 

 

Тема: « Виды канатов. Дефекты стального каната»

Тип занятия: комбинированный урок.

 

Цель:. Изучить сущность и понятие о канатах, изображать основные мысли в виде опорных схем: систематизировать содержание материала: обобщать и делать выводы.

Задачи:

Обучающая: Обучающиеся смогут производить   строповку оборудования при перевалке и настройке стана. 

Развивающая: Развивать стремление к познанию, творческое отношение к изучаемому материалу;  ключевые компетенции: учебно-познавательную, информационную, социально-трудовую, коммуникативную; логическое мышление: интерес к предмету, профессиональной деятельности.

Воспитательная: Воспитывать уверенность в своих способностях, уважение к труду и к людям труда, дисциплину, внимательность, собранность, аккуратность, доброжелательную атмосферу на уроке.

 Обучающийся должен:

Знать: порядок строповки грузов и виды стропов;

Уметь: производить строповку грузов.

Формируемые компетенции: ПК 2.1,ОК 2, 3, 4.

 

ПК 2.1

 Производить наладку оборудования в соответствии с заданными технологическими режимами

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем

ОК 3.

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы

ОК 4.

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач

 

Методическая цель: продемонстрировать возможности использования на занятиях информационно-коммуникативных технологий, организации самостоятельной, поисковой работы обучающихся; создание и решение ситуационных и аналитических задач.

Используемые технологии: развивающего обучения; проблемного обучения.

Методы и приёмы:

  • методы обучения частично-поисковые, проблемные (приемы: создание проблемной ситуации, анализ информации);
  • метод словесной передачи информации и слухового восприятия информации (приёмы: беседа, объяснение, составление таблицы);
  • метод наглядной передачи информации и зрительного восприятия (приёмы: работа с демонстрационными материалом: схемами и таблицами);
  • методы стимулирования и мотивации обучающихся (приёмы: создание ситуации успеха и взаимопомощи, эмоциональное воздействие);
  • методы оценки и контроля (приёмы: понятийный опрос, самоконтроль, взаимоконтроль).

Принципы обучения: наглядность, доступность, систематичность и последовательность, связь с теорией и практикой, сознательность и активность.

Формы организации  работы на учебном занятии: сочетание фронтальной, индивидуальной работы обучающихся.

Учебно-методическое обеспечение занятия: мультимедийная презентация по теме: «Порядок выплаты наличных денежных средств на основании завещательного распоряжения», «Опорный конспект по теме занятия».

Межпредметные связи по предметам: «Материаловедение» «Физика» «Химия»

Внутрипредметные связи: МДК 02.01. Оборудование прокатного производства ; МДК 02.02 Стропальное дело

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура, содержание занятия

Этапы занятия

Деятельность преподавателя

Методические приёмы

Средства

обучения

Деятельность обучающихся

Формируемые компетенции

  1. Организационный момент – 2-3 минуты

Приветствие, определение отсутствующих, организация внимания. Проверка подготовки кабинета, и обучающихся к занятию

Техническая минутка

 

1.Приветствие преподавателя. 2. Доклад старосты. 3. Обучающиеся готовятся к занятию.

ОК 2

  1. 2. Актуализация опорных знаний,
  2. мотивация и целеполагания – 5 -7 минут

Преподаватель актуализирует знания обучающихся, готовит их к мотивации и. К занятию было дано домашнее задание: «съемные грузозахватные приспособления».

Фронтальный опрос обучающихся

Компьютер, мультимедиа проектор.

Уяснение формирование целей занятия.

Активизация внимание.

Коллективное действие (слушают, отвечают на вопросы).

ОК 2

ОК 3

Изучение нового материала.

а).Объяснение теоретического материала– 5 минут

Презентация слайдов:

«типы канатов»

Разъяснение и комментарии

Компьютер,

мультимедиа проектор

Слушают

ОК 2

ОК 3

Изучение нового материала

б). Поисковый этап  – 10 минут

Организовать поиск информации при создании таблицы

Фронтальная, индивидуальная

1). Выдается опорный конспект для ознакомления,координирует действия обучающихся.

2) Организует самостоятельное чтение опорного конспекта с целью изучения нового материала.

3). Предлагает составить конспект по новому материалу в виде заполнения таблицы

4). Задает вопросы обобщающего характера.

1) Читают опорный конспект нового материала.

2) Составляют конспект в рабочие тетради в форме таблицы.

3) Отвечают на вопросы преподавателя, слушают ответы товарищей.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

3. Закрепление. Практический этап -10 минут

 

- обеспечить применение полученных знаний для выполнения стропальных работ.

Фронтальная, самостоятельная.

1.даёт задания по теме «Виды канатов» с использованием учебников.

2. Проводит проверку таблицы, выведенному на слайде презентации.

1. составляют в тетрадях таблицу под руководством комментария обучающегося у доски с объяснением.

2. Часть обучающихся работает самостоятельно по следующим заданиям с использованием учебника.

ПК 2.1 Производить наладку оборудования в соответствии с заданными технологическими режимами.

 

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию.

 

 

 

 

4.Подведение итогов – 3 минуты.

Вопросы, задания по закреплению. Анализ и оценка теоретической и практической подготовки обучающихся.

Метод оценки знаний и участия в занятии.

 

Осмысление цели самостоятельной работы и средств её достижения.

ОК 3

5.Домашнее задание -2 минуты

Преподаватель предлагает обучающимся ответить на вопросы для самоконтроля знаний (опорный контроль). Применение канатных стропов

Разъяснение и комментарии.

Опорный конспект.

Самоанализ результатов обучения.

ОК 4

7. Заключительный момент занятия – 2 -4 минуты.

Анализ и оценка работы обучающихся группы. Итоги занятия.

Рефлексия.

 

Самоанализ результатов обучения.

ОК 2

 

 

 

 

                                                                 

 

Ход урока

Урок сопровождается презентацией.

1. Организационный момент ( 2-3 мин)

Проверка  присутствующих,  (прием рапорта)

Проверка внешнего вида

Проверка готовности к уроку

2. Актуализация опорных знаний, умений и навыков, и мотивационных состояний.

Преподаватель:   Здравствуйте ребята!  Сегодня мы с Вами узнаем – что такое канат, познакомимся с видами канатов и дадим краткую характеристику каждому виду и их  применение. Запишите в тетрадях число и  тему урока  (С помощью компьютера на экран телевизора выводится  и зачитывается слайд  с темой урока).     ( Слайд -2)

 

Актуализация знаний

Преподаватель:  А сейчас сконцентрируйтесь и попробуйте дать определение слову канат.

Ответьте, пожалуйста, как вы думаете, когда стали  применять канаты?

 

Мотивация:

История

Канаты имеют очень давнюю историю. Верёвка всегда была нужна человеку для оснащения кораблей, перевозки вещей и перевязывания пакетов. Поэтому производство верёвки — одна из старейших отраслей промышленности.

Первые верёвки были сплетены из лиан, кусочков коры, и даже корней. Древние египтяне делали верёвки из растительных волокон. Это напоминало современные верёвки.

До XIX века верёвки изготавливались главным образом вручную в мастерских ремесленников.

 Выпуск первых канатов был начат в 1804 году, который и следует считать началом промышленного производства.

А первым, кто предложил делать канаты путем свивания проволоки, был немецкий советник В. Альберт. Это великое в своем роде событие случилось в 1827 году. В те времена свивка происходила вручную, без участия каких-либо механизмов. Брали двенадцать проволок, каждая из которых имела толщину три с половиной миллиметра. Такие конструкции выглядели достаточно грубо. Но зато, введя стальные изделия вместо пеньковых, удалось повысить безопасность подземных работ в шахтах.

А первая машина для свивки изделий из проволоки и изготовления канатов изобретена в 1840 году в Словении.

Первые стальные канаты изготавливали из мягкой железной проволоки. Начиная с 1870 года, для изготовления проволоки для канатов и тросов, стали использовать литую сталь. И на смену проволочному пришел канат стальной. А за счет улучшения качества канатной проволоки, повышается его прочность. И уже к 1930 году трос стальной был извит из 17 500 проволок, диаметр которых составлял 0.3 мм.

3. Формирование новых знаний.

Преподаватель:  Сегодня мы с Вами разберем тему канаты. Познакомимся с видами канатов.

Конечная цель изучения сегодняшнего материала, знать виды канатов, их применение в стропальных и такелажных работах, так же браковку  стальных канатов.

( Пустить по рядам образцы различных канатов).

Преподаватель:  А задумывались ли Вы, на что возлагается если не самая важная, то, по крайней мере, не последняя роль в процессе строительства?

 Помимо кранов-подъемников, стропил,  большая нагрузка ложится и на канаты.

 

Канат - гибкое изделие, свитое из стальных, синтетических или растительных волокон.      (Слайд- 3)

Виды канатов:    

1.  Растительные (хлопчатобумажные, пеньковые, сизалевые, манильские,  джутовые).

2. Синтетические  (полиамидные, полипропиленовые).

3. Стальные.

(Слайд – 4)

 

I. Растительные канаты

Изготавливают из специально обработанных  прочных длинных волокон некоторых растений.    (Слайд – 5)

Канат пеньковый

Пеньковый канат делают из технологической конопли. Это вовсе не наркосодержащее вещество, а очень полезное растение.  Из его длинных волокон изготавливают текстильные изделия.

Преимущества:

         Пеньковый канат экологически чистый, не электризуется, устойчив к воздействию солнечных лучей. В виду специфики волокон пеньковый канат склонен к гниению, при намокании его прочность значительно снижается. (Слайд – 7)

Применение:

Пеньковые канаты широко распространены как грузовые стропы.

Используются  в качестве сердечника для стальных канатов.

В хозяйстве пеньковый канат просто незаменим.

 

Канат сизалевый

 

         Сизалевые канаты изготавливают из листьев агавы (растения тропической и субтропической Америки). Необычное название материал получил по имени мексиканского порта Сисаль, котрый находится на полуострове Юкатан. Сизаль весьма устойчив к солнечной и тепловой радиации, не накапливает статическое электричество, экологически безопасен.

Преимущества:

 Они легче других (например, пеньковых), меньше намокают и гниют, а по прочности и долговечности превосходят  все аналоги. Единственные канаты, которым сизалевые уступают по прочности – манильские. Все дело в том, что сизаль характеризуется большей ломкостью, чем манила.

Область применения:

  • морской и речной флот - для оснастки судов,
  • в промышленности и строительстве  - для подъема грузов.
  • в декоративной отделке помещений.
  • Изготовление товаров для животных  (когтеточки для собак и кошек)

используется в качестве сердечников стальных канатов.

(Слайд – 8)

Канат манильский

         Манильские канаты изготавливают из натуральных волокон абака-манилы, получаемые из растений семейства пизанговых или банановых, произрастающих на Филиппинских островах.
 

Преимущества:

Устойчивы к УФ – излучению, морозостойкие, не накапливают статическое электричество, экологически безопасные, отличаются высокой прочностью и более устойчивы к гниению. Слабо разрушаются под воздействием морской воды. Для предохранения от гниения наносится специальная пропитка. Легче пеньковых канатов. 

Область применения:

  • Используются в оснастке морского и речного флота,
  • в строительстве и промышленности,
  • в такелажных работах, из-за низкого коэффициента растяжения, имеют крепкое сцепление, узлы хорошо держатся и не скользят.
  • в изготовлении различных декораций, оформлений - где требуется экономичность, прочность и долговечность.

(Слайд – 9)

 

Джутовые канаты

Джут — это однолетнее растение рода Corchorus семейства липовых.  Основной материал производства джутового каната - джутовый шпагат.

Преимущества:

устойчивы к солнечной и тепловой радиации, не накапливают статическое электричество, экологически безопасны, прочны на разрыв, имеют натуральный цвет. 

Области применения:

  • Промышленность и строительство
  • Декорации интерьеров (домики для животных, отделка деревянных срубов, ландшафтный дизайн)
  • Морской такелаж
  • Текстильная промышленность (пищевые мешки).   (Слайд – 10)

II.  Синтетические канаты

         Синтетические канаты изготовлены из различных полимеров различных марок.

         Имеют большие преимущества перед растительными. Они значительно прочнее и легче, более гибки и эластичны, влагостойки, в большинстве своем не теряют прочности при намокании и не подвержены гниению. Такие канаты стойки к растворителям (бензину, спирту, ацетону, скипидару). Синтетические канаты очень эластичны.  Кроме того, они более стойки к истиранию.  (Слайд – 11, 12)

 

Канаты полиамидные.

Изготовлены из капрона, силона и других полимеров.

Преимущества:

высокая способность выдерживать ударные нагрузки, они обладают отличной прочностью и очень хорошей износостойкостью.

(Слайд – 13)

Области применения:

  • в судоходстве,
  • рыболовстве
  • строительстве.

 

Канаты полипропиленовые

Изготовлены из пленки или мононити полипропилена.

         Устойчивость к УФ-излучению, хорошая стойкость в химически активной среде и средняя сопротивляемость к истиранию. 

Область применения:

  • в судоходстве,
  • рыболовстве ,
  • строительстве,
  • сельском хозяйстве.

(Слайд – 14)

 

III.  Канат стальной.

 

         Стальные канаты изготавливают из высокопрочной тонкой стальной проволоки диаметром до 3 мм. Проволоки покрывают различными покрытиями, увеличивающими срок службы канатов. Канаты, изготовленные из светлой (неоцинкованной) проволоки, покрывают антикоррозийной смазкой. (Слайд – 1 5)

          Канат стальной это основной грузонесущий элемент большинства грузоподъемных, машин и механизмов. Его используют в механизмах, полиспастах, многих монтажных приспособлениях для оснастки грузоподъемных мачт, шевров, и для изготовления стропов, вант, расчалок и т. д.

         Для выполнения такелажных и стропальных работ применяют стальные канаты с различными техническими характеристиками.

Канаты бывают одинарной и двойной свивки.

          Канаты одинарной свивки изготавливают непосредственно из отдельных проволок. При двойной свивке сначала свивают отдельные проволоки в пряди, а затем из готовых прядей свивают канат. Для придания стальному канату гибкости, а также для удержания смазки, предохраняющей стальные проволоки каната от коррозии, в середине каната, в середине прядей или между прядями располагают пеньковый сердечник.  (Слайд – 17, 18)

         В процессе эксплуатации канаты периодически подвергают смазке. Перед смазкой поверхность каната очищают от грязи и ржавчины проволочными щетками и протирают обтирочным материалом, смоченным в керосине.

 

 

 

Браковка канатов.

         Стальные проволочные канаты разрушаются постепенно, а  для безопасности их использования, канаты подвергаются  осмотру и бракуются при следующих дефектах:

  • деформации в виде волнистости,  корзинообразности,
  •  выдавливания проволок в одной пряди  или нескольких прядях,
  • местное увеличение диаметра каната,
  •  раздавливание каната,
  • заломов,
  • выдавливание сердечника
  •  перегибов и т.п.    (Слайд – 19)

Преподаватель:  Итак, подходит к концу наш урок! Сегодня мы с вами познакомились с видами канатов, и узнали, какие дефекты выявляют  для браковки стальных канатов.

         Сейчас закройте конспекты. Для закрепления темы ответьте на следующие вопросы теста.

Ответы записать в тетрадях для контрольных работ.

Форма ответа: сочетание цифры вопроса и буквы ответа. Внимание  на экран:

  1. Растительные канаты изготавливают из:

       

                       А) волокон конопли;                   Б) нитей перлона;   

                       В) волокон абака-манилы;         Г) волокон  мелисы

(Слайд – 20)

 

  1. Синтетические канаты используются в качестве сердечников для стальных канатов.

                  А) да;                              Б)  нет.

 (Слайд – 21)

 

  1. Синтетические канаты обладают свойствами:

                   А) подвержены коррозии;        Б) влагостойкие;

                   В) тяжелые;                                Г) подвержены гниению.

(Слайд – 22)

  1.   Растительные канаты используются в качестве сердечников:

                   А) да;                              Б)  нет.   

(Слайд –23)

 

  1. Пеньковый сердечник в стальных канатах применяют:

                   А)  для жесткости;         Б) для гибкости;

                   В) для предохранения от коррозии.

(Слайд – 24)

 

6.   Стальной канат бракуется:

        А)  при деформации сердечника;         Б) при перегибе

              

В) при волнистообразности;      Г) увеличении диаметра проволок каната

(Слайд –2 5)

 

 

ОТВЕТЫ:

1 -  А; В.       2. – А.      3. - Б.         4. – А.      5. – Б; В.       6. – Б; В. 

(Слайд – 26)

 

Преподаватель:   Сейчас для проверки правильности ответов на тест, поменяйтесь тетрадями  с соседом по парте, и проверяем ответы.

 Ответы выведены на слайде.

 

Преподаватель:    Сдайте, пожалуйста, ваши работы.  

Запишите домашнее задание: «Выучить виды канатов»

Рефлексия . Оценки за урок.

 

Спасибо за урок, до свидания!

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_otkrytogo_uroka_primer_2.docx37.86 КБ

Предварительный просмотр:

 ГПОУ «Кузнецкий металлургический техникум»

РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА

ПМ02.  Обслуживание технологического оборудования цеха обработки металлов давлением.

 

ТЕМА: «Виды канатов. Дефекты стального каната.»

        

РАЗРАБОТАНО:

Борисова.О.А.

ГПОУ «Кузнецкий металлургический техникум» г. Новокузнецк

План открытого урока

ПМ 02.  Обслуживание технологического оборудования цеха обработки металлов давлением.

 

Тема: « Виды канатов. Дефекты стального каната»

Тип занятия: комбинированный урок.

Цель:. Изучить сущность и понятие о канатах, изображать основные мысли в виде опорных схем: систематизировать содержание материала: обобщать и делать выводы.

Задачи:

Обучающая: Обучающиеся смогут производить   строповку оборудования при перевалке и настройке стана.  

Развивающая: Развивать стремление к познанию, творческое отношение к изучаемому материалу;  ключевые компетенции: учебно-познавательную, информационную, социально-трудовую, коммуникативную; логическое мышление: интерес к предмету, профессиональной деятельности.

Воспитательная: Воспитывать уверенность в своих способностях, уважение к труду и к людям труда, дисциплину, внимательность, собранность, аккуратность, доброжелательную атмосферу на уроке.

 Обучающийся должен:

Знать: порядок строповки грузов и виды стропов;

Уметь: производить строповку грузов.

Формируемые компетенции: ПК 2.1,ОК 2, 3, 4.

ПК 2.1

 Производить наладку оборудования в соответствии с заданными технологическими режимами

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем

ОК 3.

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы

ОК 4.

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач

Методическая цель: продемонстрировать возможности использования на занятиях информационно-коммуникативных технологий, организации самостоятельной, поисковой работы обучающихся; создание и решение ситуационных и аналитических задач.

Используемые технологии: развивающего обучения; проблемного обучения.

Методы и приёмы:

  • методы обучения частично-поисковые, проблемные (приемы: создание проблемной ситуации, анализ информации);
  • метод словесной передачи информации и слухового восприятия информации (приёмы: беседа, объяснение, составление таблицы);
  • метод наглядной передачи информации и зрительного восприятия (приёмы: работа с демонстрационными материалом: схемами и таблицами);
  • методы стимулирования и мотивации обучающихся (приёмы: создание ситуации успеха и взаимопомощи, эмоциональное воздействие);
  • методы оценки и контроля (приёмы: понятийный опрос, самоконтроль, взаимоконтроль).

Принципы обучения: наглядность, доступность, систематичность и последовательность, связь с теорией и практикой, сознательность и активность.

Формы организации  работы на учебном занятии: сочетание фронтальной, индивидуальной работы обучающихся.

Учебно-методическое обеспечение занятия: мультимедийная презентация по теме: «Порядок выплаты наличных денежных средств на основании завещательного распоряжения», «Опорный конспект по теме занятия».

Межпредметные связи по предметам: «Материаловедение» «Физика» «Химия»

Внутрипредметные связи: МДК 02.01. Оборудование прокатного производства ; МДК 02.02 Стропальное дело


Структура, содержание занятия

Этапы занятия

Деятельность преподавателя

Методические приёмы

Средства

обучения

Деятельность обучающихся

Формируемые компетенции

  1. Организационный момент – 2-3 минуты

Приветствие, определение отсутствующих, организация внимания. Проверка подготовки кабинета, и обучающихся к занятию

Техническая минутка

1.Приветствие преподавателя. 2. Доклад старосты. 3. Обучающиеся готовятся к занятию.

ОК 2

  1. 2. Актуализация опорных знаний,
  2. мотивация и целеполагания – 5 -7 минут

Преподаватель актуализирует знания обучающихся, готовит их к мотивации и. К занятию было дано домашнее задание: «съемные грузозахватные приспособления».

Фронтальный опрос обучающихся

Компьютер, мультимедиа проектор.

Уяснение формирование целей занятия.

Активизация внимание.

Коллективное действие (слушают, отвечают на вопросы).

ОК 2

ОК 3

Изучение нового материала.

а).Объяснение теоретического материала– 5 минут

Презентация слайдов:

«типы канатов»

Разъяснение и комментарии

Компьютер,

мультимедиа проектор

Слушают

ОК 2

ОК 3

Изучение нового материала

б). Поисковый этап  – 10 минут

Организовать поиск информации при создании таблицы

Фронтальная, индивидуальная

1). Выдается опорный конспект для ознакомления,координирует действия обучающихся.

2) Организует самостоятельное чтение опорного конспекта с целью изучения нового материала.

3). Предлагает составить конспект по новому материалу в виде заполнения таблицы

4). Задает вопросы обобщающего характера.

1) Читают опорный конспект нового материала.

2) Составляют конспект в рабочие тетради в форме таблицы.

3) Отвечают на вопросы преподавателя, слушают ответы товарищей.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

3. Закрепление. Практический этап -10 минут

- обеспечить применение полученных знаний для выполнения стропальных работ.

Фронтальная, самостоятельная.

1.даёт задания по теме «Виды канатов» с использованием учебников.

2. Проводит проверку таблицы, выведенному на слайде презентации.

1. составляют в тетрадях таблицу под руководством комментария обучающегося у доски с объяснением.

2. Часть обучающихся работает самостоятельно по следующим заданиям с использованием учебника.

ПК 2.1 Производить наладку оборудования в соответствии с заданными технологическими режимами.

 

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию.

4.Подведение итогов – 3 минуты.

Вопросы, задания по закреплению. Анализ и оценка теоретической и практической подготовки обучающихся.

Метод оценки знаний и участия в занятии.

Осмысление цели самостоятельной работы и средств её достижения.

ОК 3

5.Домашнее задание -2 минуты

Преподаватель предлагает обучающимся ответить на вопросы для самоконтроля знаний (опорный контроль). Применение канатных стропов

Разъяснение и комментарии.

Опорный конспект.

Самоанализ результатов обучения.

ОК 4

7. Заключительный момент занятия – 2 -4 минуты.

Анализ и оценка работы обучающихся группы. Итоги занятия.

Рефлексия.

Самоанализ результатов обучения.

ОК 2

         


Ход урока

Урок сопровождается презентацией.

1. Организационный момент ( 2-3 мин)

Проверка  присутствующих,  (прием рапорта)

Проверка внешнего вида

Проверка готовности к уроку

2. Актуализация опорных знаний, умений и навыков, и мотивационных состояний.

Преподаватель:   Здравствуйте ребята!  Сегодня мы с Вами узнаем – что такое канат, познакомимся с видами канатов и дадим краткую характеристику каждому виду и их  применение. Запишите в тетрадях число и  тему урока  (С помощью компьютера на экран телевизора выводится  и зачитывается слайд  с темой урока).     ( Слайд -2)

 

Актуализация знаний

Преподаватель:  А сейчас сконцентрируйтесь и попробуйте дать определение слову канат.

Ответьте, пожалуйста, как вы думаете, когда стали  применять канаты?

Мотивация:

История

Канаты имеют очень давнюю историю. Верёвка всегда была нужна человеку для оснащения кораблей, перевозки вещей и перевязывания пакетов. Поэтому производство верёвки — одна из старейших отраслей промышленности.

Первые верёвки были сплетены из лиан, кусочков коры, и даже корней. Древние египтяне делали верёвки из растительных волокон. Это напоминало современные верёвки.

До XIX века верёвки изготавливались главным образом вручную в мастерских ремесленников.

 Выпуск первых канатов был начат в 1804 году, который и следует считать началом промышленного производства.

А первым, кто предложил делать канаты путем свивания проволоки, был немецкий советник В. Альберт. Это великое в своем роде событие случилось в 1827 году. В те времена свивка происходила вручную, без участия каких-либо механизмов. Брали двенадцать проволок, каждая из которых имела толщину три с половиной миллиметра. Такие конструкции выглядели достаточно грубо. Но зато, введя стальные изделия вместо пеньковых, удалось повысить безопасность подземных работ в шахтах.

А первая машина для свивки изделий из проволоки и изготовления канатов изобретена в 1840 году в Словении.

Первые стальные канаты изготавливали из мягкой железной проволоки. Начиная с 1870 года, для изготовления проволоки для канатов и тросов, стали использовать литую сталь. И на смену проволочному пришел канат стальной. А за счет улучшения качества канатной проволоки, повышается его прочность. И уже к 1930 году трос стальной был извит из 17 500 проволок, диаметр которых составлял 0.3 мм.

3. Формирование новых знаний.

Преподаватель:  Сегодня мы с Вами разберем тему канаты. Познакомимся с видами канатов.

Конечная цель изучения сегодняшнего материала, знать виды канатов, их применение в стропальных и такелажных работах, так же браковку  стальных канатов.

( Пустить по рядам образцы различных канатов).

Преподаватель:  А задумывались ли Вы, на что возлагается если не самая важная, то, по крайней мере, не последняя роль в процессе строительства?

 Помимо кранов-подъемников, стропил,  большая нагрузка ложится и на канаты.

Канат - гибкое изделие, свитое из стальных, синтетических или растительных волокон.      (Слайд- 3)

Виды канатов:    

1.  Растительные (хлопчатобумажные, пеньковые, сизалевые, манильские,  джутовые).

2. Синтетические  (полиамидные, полипропиленовые).

3. Стальные.

(Слайд – 4)

I. Растительные канаты 

Изготавливают из специально обработанных  прочных длинных волокон некоторых растений.    (Слайд – 5)

Канат пеньковый

Пеньковый канат делают из технологической конопли. Это вовсе не наркосодержащее вещество, а очень полезное растение.  Из его длинных волокон изготавливают текстильные изделия.

Преимущества:

        Пеньковый канат экологически чистый, не электризуется, устойчив к воздействию солнечных лучей. В виду специфики волокон пеньковый канат склонен к гниению, при намокании его прочность значительно снижается. (Слайд – 7)

Применение:

Пеньковые канаты широко распространены как грузовые стропы.

Используются  в качестве сердечника для стальных канатов.

В хозяйстве пеньковый канат просто незаменим.

Канат сизалевый

        Сизалевые канаты изготавливают из листьев агавы (растения тропической и субтропической Америки). Необычное название материал получил по имени мексиканского порта Сисаль, котрый находится на полуострове Юкатан. Сизаль весьма устойчив к солнечной и тепловой радиации, не накапливает статическое электричество, экологически безопасен.

Преимущества:

 Они легче других (например, пеньковых), меньше намокают и гниют, а по прочности и долговечности превосходят  все аналоги. Единственные канаты, которым сизалевые уступают по прочности – манильские. Все дело в том, что сизаль характеризуется большей ломкостью, чем манила.

Область применения:

  • морской и речной флот - для оснастки судов,
  • в промышленности и строительстве  - для подъема грузов.
  • в декоративной отделке помещений.
  • Изготовление товаров для животных  (когтеточки для собак и кошек)

используется в качестве сердечников стальных канатов.

(Слайд – 8)

Канат манильский

        Манильские канаты изготавливают из натуральных волокон абака-манилы, получаемые из растений семейства пизанговых или банановых, произрастающих на Филиппинских островах.

Преимущества:

Устойчивы к УФ – излучению, морозостойкие, не накапливают статическое электричество, экологически безопасные, отличаются высокой прочностью и более устойчивы к гниению. Слабо разрушаются под воздействием морской воды. Для предохранения от гниения наносится специальная пропитка. Легче пеньковых канатов. 

Область применения:

  • Используются в оснастке морского и речного флота,
  • в строительстве и промышленности,
  • в такелажных работах, из-за низкого коэффициента растяжения, имеют крепкое сцепление, узлы хорошо держатся и не скользят.
  • в изготовлении различных декораций, оформлений - где требуется экономичность, прочность и долговечность.

(Слайд – 9)

Джутовые канаты

Джут — это однолетнее растение рода Corchorus семейства липовых.  Основной материал производства джутового каната - джутовый шпагат.

Преимущества:

устойчивы к солнечной и тепловой радиации, не накапливают статическое электричество, экологически безопасны, прочны на разрыв, имеют натуральный цвет. 

Области применения:

  • Промышленность и строительство
  • Декорации интерьеров (домики для животных, отделка деревянных срубов, ландшафтный дизайн)
  • Морской такелаж
  • Текстильная промышленность (пищевые мешки).   (Слайд – 10)

II.  Синтетические канаты

        Синтетические канаты изготовлены из различных полимеров различных марок.

         Имеют большие преимущества перед растительными. Они значительно прочнее и легче, более гибки и эластичны, влагостойки, в большинстве своем не теряют прочности при намокании и не подвержены гниению. Такие канаты стойки к растворителям (бензину, спирту, ацетону, скипидару). Синтетические канаты очень эластичны.  Кроме того, они более стойки к истиранию.  (Слайд – 11, 12)

Канаты полиамидные.

Изготовлены из капрона, силона и других полимеров.

Преимущества:

высокая способность выдерживать ударные нагрузки, они обладают отличной прочностью и очень хорошей износостойкостью.

(Слайд – 13)

Области применения:

  • в судоходстве,
  • рыболовстве
  • строительстве.

Канаты полипропиленовые

Изготовлены из пленки или мононити полипропилена.

        Устойчивость к УФ-излучению, хорошая стойкость в химически активной среде и средняя сопротивляемость к истиранию. 

Область применения:

  • в судоходстве,
  • рыболовстве ,
  • строительстве,
  • сельском хозяйстве.

(Слайд – 14)

III.  Канат стальной.

 

        Стальные канаты изготавливают из высокопрочной тонкой стальной проволоки диаметром до 3 мм. Проволоки покрывают различными покрытиями, увеличивающими срок службы канатов. Канаты, изготовленные из светлой (неоцинкованной) проволоки, покрывают антикоррозийной смазкой. (Слайд – 1 5)

         Канат стальной это основной грузонесущий элемент большинства грузоподъемных, машин и механизмов. Его используют в механизмах, полиспастах, многих монтажных приспособлениях для оснастки грузоподъемных мачт, шевров, и для изготовления стропов, вант, расчалок и т. д.

        Для выполнения такелажных и стропальных работ применяют стальные канаты с различными техническими характеристиками.

Канаты бывают одинарной и двойной свивки.

         Канаты одинарной свивки изготавливают непосредственно из отдельных проволок. При двойной свивке сначала свивают отдельные проволоки в пряди, а затем из готовых прядей свивают канат. Для придания стальному канату гибкости, а также для удержания смазки, предохраняющей стальные проволоки каната от коррозии, в середине каната, в середине прядей или между прядями располагают пеньковый сердечник.  (Слайд – 17, 18)

        В процессе эксплуатации канаты периодически подвергают смазке. Перед смазкой поверхность каната очищают от грязи и ржавчины проволочными щетками и протирают обтирочным материалом, смоченным в керосине.

Браковка канатов.

        Стальные проволочные канаты разрушаются постепенно, а  для безопасности их использования, канаты подвергаются  осмотру и бракуются при следующих дефектах:

  • деформации в виде волнистости,  корзинообразности,
  •  выдавливания проволок в одной пряди  или нескольких прядях,
  • местное увеличение диаметра каната,
  •  раздавливание каната,
  • заломов,
  • выдавливание сердечника
  •  перегибов и т.п.    (Слайд – 19)

Преподаватель:  Итак, подходит к концу наш урок! Сегодня мы с вами познакомились с видами канатов, и узнали, какие дефекты выявляют  для браковки стальных канатов.

        Сейчас закройте конспекты. Для закрепления темы ответьте на следующие вопросы теста.

Ответы записать в тетрадях для контрольных работ.

Форма ответа: сочетание цифры вопроса и буквы ответа. Внимание  на экран:

  1. Растительные канаты изготавливают из:

       

                       А) волокон конопли;                   Б) нитей перлона;    

                       В) волокон абака-манилы;         Г) волокон  мелисы

(Слайд – 20)

  1. Синтетические канаты используются в качестве сердечников для стальных канатов.

                  А) да;                              Б)  нет.

 (Слайд – 21)

  1. Синтетические канаты обладают свойствами:

                   А) подвержены коррозии;        Б) влагостойкие;

                   В) тяжелые;                                Г) подвержены гниению.

(Слайд – 22)

  1.   Растительные канаты используются в качестве сердечников:

                   А) да;                              Б)  нет.    

(Слайд –23)

  1. Пеньковый сердечник в стальных канатах применяют:

                   А)  для жесткости;         Б) для гибкости;

                   В) для предохранения от коррозии.

(Слайд – 24)

6.   Стальной канат бракуется:

        А)  при деформации сердечника;         Б) при перегибе

             

В) при волнистообразности;      Г) увеличении диаметра проволок каната

(Слайд –2 5)

ОТВЕТЫ:

1 -  А; В.       2. – А.      3. - Б.         4. – А.      5. – Б; В.       6. – Б; В.  

(Слайд – 26)

Преподаватель:   Сейчас для проверки правильности ответов на тест, поменяйтесь тетрадями  с соседом по парте, и проверяем ответы.

 Ответы выведены на слайде.

Преподаватель:    Сдайте, пожалуйста, ваши работы.  

Запишите домашнее задание: «Выучить виды канатов»

Рефлексия . Оценки за урок.

Спасибо за урок, до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План открытого урока по теме"Набрасывание раствора с сокола штукатурной лопаткой слева направо"

План открытого урока по профессионально-трудовому обучению (штукатурно-малярное дело). Тема урока: Набрасывание раствора с сокола штукатурной лопаткой слева направо. Цели урока:   Учебна...

План открытого урока по музыке на тему "Русская народная песня"

Данный урок разработан для студентов 3 курса специального дошкольного отделения, изучающих учебную дисциплину "Музыка, ритмика"...

План открытого урока учебной практики «Станочник (металлообработка)»

Методическая разработка для подготовки по проффесии «Станочник (металлообработка)»....

План открытого урока по дисциплине "Живопись с основами цветоведения" на тему: Цветовая композиция "Любимые цвета" (аппликация)

Данный материал поможет  преподавателю для проведения открытого урока по дисциплине: "Живопись с оновами цветоведения"...

Планы открытых уроков

Планы открытых уроков, проведенных в 2013 г....

план открытого урока производственного обучения мастера п/о Погодаевой Е.В. "Изготовление узлов фартука"

План урока производственного обучения мастера п/о Погодаевой Е.В.Очень хороший материал, который Вы можете использовать в своей работе.Напишите Ваши комментарии....

План открытого урока по дисциплине: Основы экономики -Тема урока: «Производительность труда. Факторы производительности труда»

Тип урока: комбинированныйВид урока: урок-практикум комплексного применения знаний в рамках темы: «Производительность труда»Цели урока:Дидактические:·        Повтори...