ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ПРОИЗВОДСТВА И ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА
учебно-методический материал

Производственное обучение  в условиях производства

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ПРОИЗВОДСТВА И ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА

1. Производственное обучение учащихся в условиях производства

 Производственное обучение и практика на предприятиях — завершающие этапы профессиональной подготовки квалифицированных рабочих. На этих этапах происходит дальнейшее формирование, совершенствование и отработка качеств, характеризующих профессиональное мастерство квалифицированных рабочих, их морального облика, качеств личности. Этапы учебного процесса  отличаются от обучения в учебных мастерских как по целям и содержанию, так и по методам организации.

 Если в учебных мастерских учащиеся осваивают основы профессии и главная цель обучения — формировании и умений и навыков качественного выполнения основных приемов, операций и их сочетаний в работах комплексного характера, то цели обучения на завершающих этапах профессиональной подготовки более сложные и многогранные. Здесь уже формируется рабочий-профессионал, способный выполнять работы, соответствующие характеристике. Только при обучении в условиях производства учащиеся имеют возможность изучить технику и технологию современного производства, систему организации труда, овладеть методами работ передовиков производства, осознать себя членами трудового коллектива.

 Обучение учащихся в учебных мастерских и на предприятиях отличается также и условиями, в которых осуществляется учебный процесс. Если в мастерских все подчинено решению учебно-воспитательных задач, то на предприятиях учащиеся обучаются, участвуя в производственном процессе.

 Условия производства не всегда позволяют мастеру постоянно влиять на каждого учащегося. Определенную часть обучающих функций выполняют рабочие, совместно с которыми трудятся учащиеся, руководящий персонал цехов и участков предприятия. Это требует от мастера умений рационально осуществлять координацию этих влияний и функций. Вместе с тем, условия обучения на предприятиях дают возможность более успешно, чем в учебных мастерских, решать ряд важнейших задач обучения и воспитания молодых квалифицированных рабочих. Общение с производственным коллективом, восприятие их лучших традиций, совместное участие в выполнении производственных заданий, в борьбе за повышение эффективности и качества производства являются важными факторами, как обучения, так и воспитания.

 Однако, несмотря на значительные различия и в целях, и в условиях обеспечение на предприятиях, как и в учебных мастерских — есть процесс производственного обучения. Объединяет их то, что и там, и здесь учащиеся постепенно и постоянно продвигаются в овладении профессиональным мастерством, и там, и здесь процесс обучения проводится под руководством и направлением мастера производственного обучения и там, и здесь процесс обучения строится на единой методической основе.

Задачи производственного обучения учащихся в условиях производства.

Задачи во многом обусловлены содержанием трудовой деятельности рабочих соответствующей профессии. Это также определяет продолжительность производственного обучения в условиях производства, включая и производственную практику. По этим признакам можно выделить три основные группы профессий.

 При обучении профессиям первой группы значительную часть трудовых процессов можно воспроизвести в учебных мастерских училища с достаточным приближением к способам выполнения их на производстве. К этой группе относятся профессии,  связанные с непосредственной отработкой предметов труда вручную или с применением станочного оборудования, электрифицированного инструмента, несложных машин и механизмов: станочники широкого профиля, слесари-инструментальщики, столяры ,плотники, электрорадиомонтажники и т. п. профессии. Для обучения в условиях производства на производственную практику для этих профессий отводится 40-45% учебного времени. Задачи этих периодов обучения состоят главным образом в совершенствовании ранее приобретенных учащимися профессиональных умений , освоении некоторых видов сложных работ, приобщение учащихся к производственным условиям производства. Одновременно учащиеся осваивают и отрабатывают те операции и работы, которые не изучались в учебных мастерских из-за отсутствия требуемого оборудования, сложных инструментов и приспособлений или по другим причинам.

 Ко второй группе относятся профессии, в содержании труда которых можно выделить для освоения в учебных мастерских или в других учебных условиях только некоторую часть приемов и способов труда, операций и видов работ, остальная часть содержания труда может быть освоена только в условиях производства. В эту группу профессий входят: слесари всех специализаций (ремонтники, монтажники, сборщики), наладчики  оборудования, машинисты различных специализаций, электромонтеры, строители-монтажники, строители-отделочники, и многие другие профессии. В учебных мастерских будущие рабочие этих профессий осваивают общеслесарные, электромонтажные, сварочные, слесарно-сборочные и другие виды работ общепрофессионального характера.

 Для обучения этим профессиям непосредственно на производстве отводится 65-80% учебного времени.

 Задачи обучения этим профессиям в условиях производства — освоение учащимися операций и видов работ, которым нельзя научиться в учебной мастерской  т. е. выполнение более сложных и ответственных действий по техническому обслуживанию, наладке, управлению, и ремонту оборудования , выполнение монтажных, сборочных, установочных,  и других работ соответствующего уровня квалификации, характерных для данного предприятия.

 Третью группу составляют профессии, связанные с облуживанием производственных процессов, протекающих в специальных аппаратах и агрегатах (печах, ваннах, конверторах, теплообменниках и т. п.). Основные функции рабочих этих профессий — наблюдение за работой аппаратов и регулирование протекающих в них процессов в соответствии с технологическими инструкциями и установленным регламентом. Естественно, что в учебных условиях невозможно воспроизвести трудовые процессы, осуществляемые рабочими основных технологических профессий химических, металлургических и  других производств. Производственная подготовка учащихся этих профессий на 85-90% может осуществляться только непосредственно на предприятии.

 

В целом учебно-воспитательные задачи производственного обучения учащихся в условиях производства можно сформулировать следующим образом:

 закрепление, совершенствование и расширение полученных при обучении в учебных мастерских профессиональных знаний, умений ;

 освоение приемов и способов выполнения производственных работ и функций, типичных для содержания труда рабочего соответствующей профессии (группы профессий) и уровня квалификации в производственных условиях;

 развитие профессиональной самостоятельности, ответственности за порученное дело;

 приобщение учащихся к производственной и общественной жизни рабочих коллектива.

 Формы организации производственного обучения

 Производственное обучение учащихся в условиях производства может производиться в различных организационных формах:

 Урочная — обучение на учебно-производственном участке; в составе ученических бригад. В составе бригад квалифицированных рабочих; индивидуальное прикрепление учащихся к квалифицированным рабочим.

Применение той или иной формы зависит от специфики профессии учащихся группы, содержания производственной деятельности и организации труда рабочих соответствующей профессии на предприятии, где производится обучение учащихся. На выбор организационных форм обучения большое влияние оказывают традиционно сложившиеся взаимоотношения колледжа и предприятия.

При организации учащихся на производстве в реальных условиях может использоваться не одна из указанных форм, а сочетание их в различных вариантах в зависимости от производственных условий и характера выполняемых работ. Так, при подготовке ремонтников обучение на первых порах более целесообразно проводить в составе бригад квалифицированных рабочих, а затем после накопления учащимися определенного производственного опыта - в составе ученических бригад в процессе выполнения самостоятельных заданий. При обучении строителей, монтажников и ряда других профессий работы средней сложности учащиеся на первых порах осваивают на самостоятельных объектах, а более сложные работы отрабатывают после этого в составе бригад квалифицированных рабочих на сложных строительных объектах.

 Руководство группой при обучении учащихся в составе ученических бригад

 Это наиболее эффективная форма организации производственного обучения учащихся в условиях производства. Главное ее преимущество втом, что работа на "самостоятельных, объектах" в значительной степени повышает ответственность учащихся, создает благоприятные условия для; занятости учащихся, учащиеся реально видят плоды своей работы, чувствуют доверие и веру в их возможности. Это повышает и эффективность решения учебных задач и экономическую эффективность учебно-производственного труда учащихся (что в свою очередь создает хорошие стимулы учащихся к производительному и качественному труду, благотворно сказывается на эффектном решении поставленных задач. Практически при обучении на "самостоятельных объектах" снимаются сами по себе вопросы о дисциплине, о прогулах и другие неприятности, связанные с отчуждением учащегося от результатов его труда. Поэтому нужно использовать любую возможность для организации производственного обучения учащихся с применением именно этой формы.

 Варианты организации обучения. Производственное обучение учащихся в составе ученических бригад имеет два варианта осуществления. Первый - на специально организованном на предприятии учебно-производственном участке; второй - в производственном цехе (на участке).

 При первом варианте организации обучения занятия проводятся с использованием основных положений урочной формы производственного обучения, имея в виду прежде всего, что мастер работает одновременно со всей группой. Естественно, что вопросы методики и организации производственного обучения при этом в аналогичны обучению в учебных мастерских при выполнении сложных работ комплексного характера.

 Более сложно и в организационном, и методическом плане организовать производственное обучение ученическими бригадами, работающими на "самостоятельных рабочих местах" в производственном цехе. здесь работа учащихся и по темпу, и по ритму, и по техническим требованиям уже органически вливается в общий ритм производственной жизни. Основная сложность для мастера при этом состоит в том, что он одновременно является и руководителем учебно-воспитательного процесса, и руководителем производственного процесса, ответственным за качество и своевременность выполнения производственных заданий. Это  сдерживает широкое развитие этой формы обучения. В целях оказания помощи мастеру предприятия выделяют квалифицированных рабочих, которые обычно возглавляют ученические бригады, а также инженерно- технических работников - руководителей практики, которые помогают мастеру решении многочисленных организационных вопросов.

 

 Обучение учащихся в составе ученических бригад, когда они выполняют производственные задания непосредственно в цехе, на участке, вносит значительную специфику в обучающую деятельность мастера. Он, как правило, не имеет возможности проводить коллективный вводный инструктаж учащихся в начале рабочего дня, не имеет также возможности непосредственно руководить всеми учащимися в процессе выполнения работы. Инструктирование учащихся о технологической последовательности выполнения предстоящих работ, включая показ новых для учащихся приемов и способов их выполнения, применении инструментов и прис­пособлений, способах контроля - все это производится, как правило,  перед началом очередной работы, а это может быть и в начале смены, и в ее середин С. Такое вводное инструктирование может проводить и мастер, и квалифицированный рабочий - бригадир ученической бригады. В этой связи большое значение для успеха обучения имеют установившиеся контакты между мастером и квалифицированными рабочими-бригадирами. Главная задача мастера при этом - добиться, чтобы рабочие учили учащихся, а не только были для них работодателями и приемщиками. Для повышения обучающей роли квалифицированных рабочих-бригадиров мастер регулярно консультирует их по методическим вопросам, оказывая им необходимую организационно-методическую помощь, совместно анализирует успехи и недостатки учащихся, намечает способы их устранения и предупреждения. В этом смысле целесообразно привлекать на роли наставников бригадиров бывших выпускников , которые знают по своему опыту, какие сложности и трудности обычно испытывают учащиеся

Текущее инструктирование учащихся в процессе их работы. Такое инструктирование в основном проводят квалифицированные рабочие-бригадиры. Задача мастера -следить, чтобы учащиеся никогда не были предоставлены сами себе , чтобы в процессе работы применяли правильные приемы и способы работы, чтобы за этим следили рабочие-бригадиры. мастер и сам может проводить текущее инструктирование учащихся в процессе их работы, особенно в тех случаях, когда учащиеся приступают к выполнению  новых, незнакомых для них заданий, при переводе учащихся на новое  оборудование.

В целях обучения и воспитания следует широко использовать такие формы как производственные совещания группы и бригадные совещания.

На таких совещаниях, проводимых совместно с рабочими-бригадирами

 ученических бригад, мастер имеет возможности реализовать многие учебно-производственные и учебно-воспитательные задачи, сплачивать ученический коллектив; разбирать текущие и перспективные учебно-производственные вопросы: налаживать взаимоотношения учащихся и рабочих, подводить итоги, ставить и обсуждать новые задачи, приобщать учащихся к производственной обстановке,

Эта форма обучения учащихся наиболее распространена в практике .

Можно выделить следующие основные вопросы деятельности мастера

 к руководству производственным обучением учащихся при включении их в бригады квалифицированных рабочих цеха, участка:

 инструктирование учащихся (вводное, текущее, заключительное) о способах и средствах выполнения производственных работ;

 контроль загрузки учащихся работами в соответствии с требованиями учебных программ; обеспечение выполнения программных требований участие в приемке работ, выполненных учащимися; оценка успеваемости учащихся;

 выдача и контроль выполнения учащимися задании по изучению современной техники и технологии;

 работа с квалифицированными рабочими-наставниками учащихся;

 перемещение учащихся по объектам работы, рабочим местам, участкам, цeхам в соответствии с графиком перемещения;

 помощь учащимся в ведении дневников производственного обучения; контроль правильности веления дневников;

 привлечение учащихся в общественную жизнь рабочих коллективов предприятия.

При организации производственного обучения учащихся в составе производственных бригад большое значение имеют первоначальные контакты учащихся и коллектива бригады, где они будут обучаться. для установления таких контактов мастер производственного обучения и бригадир производственной бригады в первые дни совместной работы проводят производственное совещание бригады совместно с учащимися. Подобное совещание играет роль своеобразного вводного инструктажа. Нa таком совещании мастер кратко характеризует производственную и теоретическую подготовку учащихся, дает педагогические рекомендации членам бригады по обучению и воспитанию учащихся, определяет обязанности учащихся. Бригадир производственной бригады, в свою очередь, рассказывает о производственных планах бригады, организации труда, характере  предстоящих работ. На этом же совещании передовые рабочие закрепляются за учащимися как наставники.

 Мастер и наставник. Большое значение для успешности обучения учащихся в составе производственной бригады имеет умелая работа мастера и взаимоотношения его с наставниками учащихся. Во многом эти взаимоотношения влияют и на контакты наставников с учащимися. В практике мастеров производственного обучения выработались определенные правила работы с наставниками учащихся. Они включают:

 ознакомление наставников с программой производственного обучения (применительно к соответствующему цеху, бригаде, рабочему месту, видам производственных работ);

 ознакомление наставников с учащимися, которые включаются в производственную бригаду или прикрепляются к наставникам, их положительными качествами и недостатками, успехами и недоработками в теоретической и производственной подготовке;

 совместный подбор учебно-производственных работ для выполнения

 учащимися в период обучения в бригаде;

 участие мастера производственного обучения в инструктировании наставниками учащихся по выполнению производственных заданий;

 беседы мастера с наставниками по вопросам методики обучения и воспитания учащихся;

 совместное с наставниками обсуждение качества работ учащихся, производительности их труда, дисциплине, добросовестности в работе, мер по повышению производственных успехов учащихся;

Большую методическую помощь в производственном обучении уча щихся в условиях производства может оказать также использование разрабатываемых предприятиями или другими организациями инструктивно-технологических документов и материалов научно-технической информации.

 Такими документами являются, например, инструкции по наладке станков, нормировочные инструкционные карты на отдельные технологические операции, карты организации рабочего места, инструкции о производственных обязанностях на определенном рабочем месте, описания передовых приемов и способов обслуживания сложного производственного оборудования и т. п.

 Особое внимание должно уделяться ведению учащимися дневников производственного обучения, которые  являются  документом учета производственного обучения и контроля выполнения учебной программы. Каждый учащийся ежедневно записывает в дневник, какие работы он выполнял, сколько времени затратил на каждую из них. Эти данные заверяются рабочим-наставником (при обучении в составе бригад квалифицированных рабочих бригадиром производственной бригады) .

 

Производственная практика является заключительной составной частью процесса профессиональной подготовки квалифицированного рабочего в колледже. В соответствии с учебным планом производственная практика проводится на последнем этапе производственного обучения. Продолжительность производственной практики для различных групп профессий и групп различна, она указана в программе производственного обучения.

   Основные задачи производственной практики :

 совершенствование профессионального мастерства учащихся в определенных видах работ по профессии - специализация;

  расширение и углубление производственного опыта выполнения работ, соответствующих по содержанию и сложности квалификационным требованиям;

 освоение передовых приемов и способов труда, новой и новейшей техники и технологии применительно к отрасли и конкретной профессии (группе профессий);

 приобщение учащихся к производственной и общественной жизни рабочих коллективов предприятия.

 Специализация учащихся на период производственной практики определяется, как правило, совместно с руководством цеха, участка предприятия и руководством колледжа с учетом персонального распределения учащихся на данное предприятие, а также заявок (договоров) с другими  предприятиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кейс-метод при изучении спецдисциплин и проведении производственного обучения и производственной практики

Кейс технологии предназначены для получения знаний по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истиннос...

Мастер производственного обучения в современных условиях интеграции НПО и СПО. Организация и содержание работы

Семинар "Мастер производственного обучения в современных условиях интеграции НПО и СПО. Организация и содержание работы" адресован организаторам практического профессионального обучения в НПО, СП...

Методическое пособие разработка урока производственного обучения Комплексная разработка урока-конкурса по производственному обучению Гордиенко Елена Григорьевна - мастер производственного обучения СПБ ГБПОУ «Техникум «Автосервис» (МЦПК)»

Данный урок производственного обучения является заключительным в профессии «повар» и поскольку учащиеся уже получили определённый профессиональный опыт, на уроке организуется осмысление, формулировани...

ДОКЛАД «Взаимодействие мастера производственного обучения и обучающихся в процессе организации производственного обучения»

Основной целью данного доклада является не только описание имеющегося опыта организации учебного процесса производственного обучения (на практическом вождении), но в приглашении всех коллег к со...

Методическая разработка на тему: Инновационные формы обучения при изучении тем теоретического и производственного обучения в системе СПО

В данной методической разработке  раскрыты актуальные проблемы внедрения, развития и использования инновационных приемов и методов в процессе обучения студентов. Проведен анализ передового и совр...

ДОКЛАД «Взаимодействие мастера производственного обучения и обучающихся в процессе организации производственного обучения»

Основной целью данного доклада является не только описание имеющегося опыта организации учебного процесса производственного обучения (на практическом вождении), но в приглашении всех коллег к сотрудни...