КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.13 Основы проектной деятельности
материал

Шаповалова Дарья Германовна

КИМ учебной дисциплины ОУД.13 Основы проектной деятельности является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 15.01.33 Токарь на станках с числовым программным управлением, входящей в укрупненную группу специальностей 15.00.00 Машиностроение.

КИМ предназначены для оценки достижений запланированных результатов по учебной дисциплине в процессе текущего и рубежного контроля, промежуточной аттестации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 15.01.33._kim_oud.13_opd.docx130.9 КБ

Предварительный просмотр:

   

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области «Уральский политехнический колледж – Межрегиональный центр

компетенций»

        

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.13 Основы проектной деятельности

Екатеринбург

2019 год


Контрольно-измерительные материалы рассмотрены предметно-цикловой комиссией компьютерных систем, мехатроники и робототехники

Председатель предметно-цикловой комиссии

________________ Н.А. Феденева

Протокол № _____

от «___»_____________2019г.

Контрольно-измерительные материалы разработана на основе рабочей программы, и в соответствии с требованиями ФГОС СПО по профессии 15.01.33 Токарь на станках с числовым программным управлением

УТВЕРЖДАЮ:

Заместитель директора, руководитель Учебного центра ГАПОУ СО «Уральский политехнический колледж - МЦК»

________________ П.Е. Майкова

«____» ____________ 2019г.

Разработчик: Шаповалова Д.Г., ГАПОУ СО «Уральский политехнический колледж - МЦК».

Экспертиза контрольно-измерительных материалов к рабочей программе учебной дисциплины ОУД.13 Основы проектной деятельности пройдена.

Эксперт:

СОГЛАСОВАНО:

Методист Учебного центра

ГАПОУ СО «Уральский

политехнический колледж - МЦК»

___________________ Оганесян Е.Г.

«____» ____________ 2019г.

Заведующий отделением разработки

образовательных программ Учебного

центра ГАПОУ СО «Уральский

политехнический колледж - МЦК»

_______________ А.А. Мирсаетова

«____» ____________ 2019г.

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Паспорт комплекта контрольно-измерительных материалов

4

2.

Формы контроля и оценки освоения учебной дисциплины по темам (разделам)

7

3.

Контрольно-измерительные материалы для проведения текущего контроля

9

4.

Контрольно-измерительные материалы для контроля по разделу (рубежный контроль)

24

5.

Контрольно-измерительные материалы для промежуточной аттестации

24


  1. ПАСПОРТ КОМПЛЕКТА КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

1.1. Область применения контрольно-измерительных материалов (далее – КИМ)

КИМ учебной дисциплины ОУД.13 Основы проектной деятельности является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 15.01.33 Токарь на станках с числовым программным управлением, входящей в укрупненную группу специальностей 15.00.00 Машиностроение.

КИМ предназначены для оценки достижений запланированных результатов по учебной дисциплине в процессе текущего и рубежного контроля, промежуточной аттестации.

  1. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:

Код

ПК, ОК

Умения

Знания

ОК 01 - 05,

ОК 09 – 10.

  • формулировать тему проектной и исследовательской работы, доказывать её актуальность;
  • составлять индивидуальный план проектной и исследовательской работы;
  • выделять объект и предмет исследования;
  • определять цели и задачи проектной и исследовательской работы;
  • работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме;
  • выбирать и применять на практике методы исследовательской работы, адекватные задачам исследования;
  • оформлять теоретические и экспериментальные результаты исследовательской и проектной работы;
  • оформлять результаты проектной и исследовательской работы;
  • работать с различными информационными ресурсами.
  • разрабатывать и защищать проекты различных типологий;
  • оформлять и защищать учебно-исследовательские работы (реферат, курсовую и выпускную квалификационную работу).
  • основы методологии проектной и исследовательской деятельности;
  • структуру и правила оформления проектной и исследовательской работы;
  • характерные признаки проектных и исследовательских работ;
  • этапы проектирования и научного исследования;
  • формы и методы проектирования, учебного и научного исследования;
  • требования, предъявляемые к защите проекта, реферата, курсовой и выпускной квалификационной работы.

1.3 Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

Знать:

  1. основы методологии проектной и исследовательской деятельности;
  2. структуру и правила оформления проектной и исследовательской работы;
  3. характерные признаки проектных и исследовательских работ;
  4. этапы проектирования и научного исследования;
  5. формы и методы проектирования, учебного и научного исследования;
  6. требования, предъявляемые к защите проекта, реферата, курсовой и выпускной квалификационной работы.
  • Демонстрирует понимание основных методологий проектной и исследовательской деятельности;
  • анализирует структуру проектной и исследовательской работы;
  • свободно определяет характерные признаки проектных и исследовательских работ;
  • демонстрирует понимание форм и методов проектирования, учебного и научного исследования;
  • ориентируется в требованиях, предъявляемых к защите проекта, реферата, курсовой и выпускной квалификационной работы.

Экспертное наблюдение за выступлениями с докладами и презентациями, ответы на вопросы, выполнение практических работ, сдача дифференцированного зачёта.

Уметь:

  1. формулировать тему проектной и исследовательской работы, доказывать её актуальность;
  2. составлять индивидуальный план проектной и исследовательской работы;
  3. выделять объект и предмет исследования;
  4. определять цели и задачи проектной и исследовательской работы;
  5. работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме;
  6. выбирать и применять на практике методы исследовательской работы, адекватные задачам исследования;
  7. оформлять теоретические и экспериментальные результаты исследовательской и проектной работы;
  8. оформлять результаты проектной и исследовательской работы;
  9. работать с различными информационными ресурсами;
  10. разрабатывать и защищать проекты различных типологий;
  11. оформлять и защищать учебно-исследовательские работы (реферат, курсовую и выпускную квалификационную работу).
  • Самостоятельно формулирует тему проектной и исследовательской работы;
  • самостоятельно составляет индивидуальный план проектной и исследовательской работы;
  • самостоятельно выделяет объект и предмет исследования;
  • самостоятельно определяет цели и задачи проектной и исследовательской работы;
  • демонстрирует понимание работы с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитирует, оформляет библиографические ссылки, составляет библиографический список по проблеме.

Выступления с докладами и презентациями, ответы на вопросы, выполнение практических работ, сдача дифференцированного зачёта.

2. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПО

ТЕМАМ (РАЗДЕЛАМ)

Элемент учебной

дисциплины

Формы и методы контроля

Текущий контроль

Контроль по разделу

(Рубежный контроль)

Промежуточная

аттестация

Форма

контроля

Осваиваемые элементы ОК; ПК (У, З)

Форма

контроля

Осваиваемые элементы ОК; ПК (У, З)

Форма контроля

Осваиваемые элементы ОК; ПК (У, З)

Раздел 1. Основы исследовательской деятельности.

Тема 1.1. Исследования и их роль в практической деятельности человека.

Практическое занятие № 1.

З1-З6,

У1-У11,

ОК 01 - 05,

ОК 09 – 10.

-

-

-

-

Тема 1.3. Способы представления результатов исследовательской деятельности.

Практическое занятие № 2.

З1-З6,

У1-У11,

ОК 01 - 05,

ОК 09 – 10.

-

-

-

-

Раздел 2. Организация научного исследования.

Тема 2.3. Выбор и формулировка темы, постановка целей.

Практическое занятие № 3.

З1-З6,

У1-У11,

ОК 01 - 05,

ОК 09 – 10.

-

-

-

-

Тема 2.4. Построение гипотезы и этапы ее развития.

Практическое занятие № 4,

Практическое занятие № 5.

З1-З6,

У1-У11,

ОК 01 - 05,

ОК 09 – 10.

-

-

-

-

Тема 2.5. Этапы работы над проектом.

Практическое занятие № 6,

Практическое занятие № 7.

З1-З6,

У1-У11,

ОК 01 - 05,

ОК 09 – 10.

-

-

-

-

Раздел 3. Исследовательская работа студента.

Тема 3.5. Технология подготовки курсовой работы.

Практическое занятие № 8.

З1-З6,

У1-У11,

ОК 01 - 05,

ОК 09 – 10.

-

-

-

-

Тема 3.6. Технология подготовки дипломной работы.

Практическое занятие № 9.

З1-З6,

У1-У11,

ОК 01 - 05,

ОК 09 – 10.

-

-

-

-

Тема 3.7. Презентация проекта.

Практическое занятие № 10.

З1-З6,

У1-У11,

ОК 01 - 05,

ОК 09 – 10.

-

-

-

-

Промежуточная аттестация.

-

-

-

-

Дифференцированный зачет.

З1-З6,

У1-У11,

ОК 01 - 05,

ОК 09 – 10.

3. КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Практическое занятие № 1.

Тема занятия: Исследования в практической деятельности человека.

Цель занятия: формирование и отработка профессиональных умений.

Перечень умений (элементов ПК), осваиваемых в рамках практического занятия: З1-З6, У1-У11.

Ход занятия (порядок выполнения работы):

Задание №1: ответьте письменно на вопросы:

  1. дайте определения следующим понятиям: исследование, проект;
  2. перечислите признаки научного исследования;
  3. запишите виды и классы проектов.

Задание №2: заполните таблицу:

Метод исследования

Характеристика

  1. Эмпирический

  1. Теоретический

Задание №3: сделайте собственный вывод по таблице: какой метод исследования предпочитаете Вы и почему?

Информационные источники:

  1. Алферова, Л. А. Основы проектной деятельности: Учебное пособие / Л. А. Алферова. — Томск: ТУСУР, 2017.
  2. Кернякевич, П. С. Разработка производственных проектов: Учебное пособие / П. С. Кернякевич. — Томск: ТУСУР, 2018.
  3. Мандель, Б.Р. Основы проектной деятельности / Б.Р. Мандель. – М.: Директ-Медиа, 2018.
  4. https://biblio-online.ru.
  5. www.znanium.com.
  6. https://cyberleninka.ru.

Критерии оценивания практического занятия:

  • Отметка «5» - работа выполнена в полном объеме в соответствии с заданием, без ошибок, аккуратно выполнены все записи.
  • Отметка «4» - работа выполнена в полном объеме в соответствии с заданием, но были допущены одна-две содержательные ошибки, аккуратно выполнены все записи.
  • Отметка «3» - работа выполнена не в полном объеме, был дан ответ на два задания и были допущены одна-две содержательные ошибки.
  • Отметка «2» - работа выполнена не полностью, был дан ответ на одно задание и были допущены одна-две содержательные ошибки.

Практическое занятие № 2.

Тема занятия: Составление рецензии на проект.

Цель занятия: формирование и отработка профессиональных умений.

Перечень умений (элементов ПК), осваиваемых в рамках практического занятия: З1-З6, У1-У11.

Ход занятия (порядок выполнения работы):

Задание №1: прочитайте статью А.А. Простякова, А.М. Спирина, Е.Ю. Козенко - «Влияние регулярных занятий спортом на работу мозга»:

Всех людей ещё с детства учат тому, что занятия спортом улучшают физическое здоровье. Но как дело обстоит с развитием мозга, ума, интеллектуальной деятельности? В современном мире широко распространено мнение, что спорт оказывает отрицательное влияние на работу мысли. Но в последние десятилетия исследователи доказывают обратное: различная физическая активность лишь улучшает работоспособность мозга.

Так, ещё в семидесятых годах прошлого века учёные обнаружили интересную закономерность: у одной из школ штата Иллинойс были высочайшие средние показатели успеваемости и здоровья учащихся среди других школ Соединённых Штатов Америки. Оказалось, что в этом учебном заведении практиковали занятия физической культурой перед другими основными уроками, именно это и давало такой результат успеваемости. Таким образом, исследователи сделали вывод о положительном влиянии спорта на мозг.

Любая активность, в том числе и спорт, провоцирует различные процессы в организме. Во-первых, происходит усиление нейронных связей. Именно благодаря им происходит передача всех данных по нервной системе. Нейроны связаны между собой не физически, а химически, и связь между ними осуществляется посредством специальных гормонов, играющих роль нейротрансмиттеров – дофамина (гормон удовольствия), серотонина (гормон радости) и норепинефрина (гормона концентрации внимания). Дофамин – это наша мотивация в прям смысле этого слова. Стремление и желание чем-нибудь заниматься связанно именно с этим гормоном. Из-за физической активности эти гормоны вырабатываются с повышенной скоростью, и, таким образом, наш мозг работает быстрее и продуктивнее.

Следствием этого является частое приподнятое настроение у человека и его желание и готовность работать. В данном случае спорт помогает настроиться на нужный лад, привести голову в порядок, сосредоточиться на одной конкретной цели и следовать ей. С этим связано и влияние спорта на предотвращение стресса или даже борьбу с депрессией, потому что физическая активность убивает гормон кортизол, избыток которого приводит к нежеланию идти к цели, заниматься важными делами.

Во-вторых, уже давно известно, что нервный клетки восстанавливаются, как и другие, путём деления. Спорт позволяет эффективнее встраивать новые нервные клетки в нервную систему, из-за чего происходит увеличение числа нейронных связей и улучшение когнитивных функций головного мозга.

В-третьих, физическая активность влияет на улучшение внимания человека. В 2012 году было произведено исследование, согласно которому, ученики- спортсмены с гораздо большим вниманием совершали определённые действия, нежели ученики с низкой физической подготовкой.

Нельзя не упомянуть и том, что мозг помогает при болезнях, связанных с головой. Например, с мигренями. Доктор Гил-Мартинес провёл исследование, которое показало, что у людей, которые занимаются спортом регулярно, уменьшается головная боль, в отличие от людей, ведущих сидячий образ жизни. Физическая активность помогает ослабить даже хроническую мигрень.

Следует отметить также тот факт, что занятия спортом влияют на улучшение памяти. При физической активности происходит усиление кровотока, которое положительно влияет на мозг. Благодаря этому кислород транспортируется в достаточном количестве и клетки мозга активируются для выполнения «родных» функций. Следствием этого является большая концентрация сознания, рождение новых клеток, улучшающие память и способность к обучению. Это также помогает уменьшить усталость, слабость и утомляемость, которые вызывает однообразная работа.

Из всех вышеперечисленных фактов следует сделать вывод, что все спортсмены – разносторонне развитые личности и интеллектуалы. Но так ли это на самом деле? Да, способности к образованию физически развитых людей гораздо выше, чем способности людей, непричастных к спорту и регулярным физическим нагрузкам. Но на деле получается иная ситуация: не все спортсмены являются интеллектуалами. На это есть две причины: во-первых, не все используют по максимуму свои умственные способности, во-вторых, тяжёлые физические нагрузки не способствуют развитию работы мозга.

Тогда следует говорить о тех видах физической нагрузки, которые помогают человеку стать умнее и развитее в интеллектуальном плане. Это следующие виды спорта: гимнастика, дыхательная гимнастика, ходьба, плавание, йога, танцы, игровые виды спорта, такие как футбол, теннис, волейбол и другие. Поговорим о каждом из них подробно.

Гимнастика полезна тем, что она улучшает кровообращение всего организма и тем самым способствует усилению питания мозга. А дыхательная гимнастика влияет на память человека, она улучшает её путём снабжения мозга кислородом. Таким образом, учёные советуют больше времени проводить на свежем воздухе и одним из видов спорта, который с этим связан, является ходьба. Она также способствует поступлению достаточного количества кислорода в клетки; при этом ходьба – один из самых безопасных видов физической нагрузки. К безопасным относят и плавание, в котором задействованы все группы мышц в совокупности с дыхательными нагрузками, что положительно влияет на кровоснабжении мозга.

О йоге следует говорить отдельно, это занятие действует на мозг человека в четырёх направлениях: йога насыщает клетки кислородом, способствует росту нейронных соединений, умиротворяет сознание и развивает интуицию.

В танцах задействуются все группы мышц, к тому же они влияют на координацию и владение телом. Во время занятий танцами мозг развивается и приспосабливается к нагрузкам, при этом также получая достаточное количество кислорода. К тому же танцы снижают риск развития деменции.

В игровых видах спорта задействовано всё, что может положительно повлиять на работу мозга. Это и сама физическая активность, и эмоции, приносимые этими видами спорта, и тренировка внимания, скорости, реакции, что непосредственно влияет на развитие мозга.

Также необходимо отметить некоторые правила при занятиях спортом, которые необходимо соблюдать, если желаешь развивать не только тело, но и интеллект. Во-первых, нежелательны экстремальные виды спорта, где есть высокий риск получения травм, особенно травм головы. Во-вторых, не нужно заниматься до истощения, упражнения должны приносить положительные эмоции. В-третьих, важно заниматься регулярно, для этого следует выбрать тот вид спорта, который будет максимально комфортным для человека.

Таким образом, мы доказали, что спорт очень важен в жизни каждого современного человека. Он развивает не только тело и физические возможности, но и наш мозг, помогает использовать наши интеллектуальные способности по максимуму, развивает более качественное мышление. Всё это приводит к тому, что человек больше успевает и меньше устаёт в различных рабочих задачах, в обучении и образовании, что, несомненно, является вкладом в счастливое и стабильное будущее.

Задание 2: напишите рецензию на прочитанную Вами статью по следующим вопросам:

  1. выпишите название статьи и ее авторов;
  2. в чем заключается актуальность статьи?
  3. укажите цель и задачи статьи;
  4. выпишите основные положения статьи;
  5. запишите основные выводы и их обоснование (аргументы к выводам).

Информационные источники:

  1. Алферова, Л. А. Основы проектной деятельности: Учебное пособие / Л. А. Алферова. — Томск: ТУСУР, 2017.
  2. Мандель, Б.Р. Основы проектной деятельности / Б.Р. Мандель. – М.: Директ-Медиа, 2018.
  3. А.А. Простяков, А.М. Спирин, Е.Ю. Козенко - «Влияние регулярных занятий спортом на работу мозга». Журнал: Интерактивная наука. Издательство: ООО «Центр научного сотрудничества «интерактив плюс»» (Чебоксары), № 1(47), год публикации 2020. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42342010.
  4. https://biblio-online.ru.
  5. www.znanium.com.
  6. https://cyberleninka.ru.

Критерии оценивания практического занятия:

  • Отметка «5» - работа выполнена в полном объеме в соответствии с заданием - задание №1 выполнены полностью, в задании №2 был дан ответ на все пять вопросов, без ошибок, аккуратно выполнены все записи.
  • Отметка «4» - работа выполнена в полном объеме в соответствии с заданием - задание №1 выполнены полностью, в задании №2 был дан ответ на четыре–пять вопросов, но при этом были допущены одна-две содержательные ошибки, аккуратно выполнены все записи.
  • Отметка «3» - работа выполнена не в полном объеме, в задании №2 был дан ответ на три вопроса и были допущены одна-две содержательные ошибки.
  • Отметка «2» - работа выполнена не полностью, в задании №2 был дан ответ на один-два вопроса и были допущены две-три содержательные ошибки.

Практическое занятие № 3.

Тема занятия: Оформление темы и обоснование актуальности проекта.

Цель занятия: формирование и отработка профессиональных умений.

Перечень умений (элементов ПК), осваиваемых в рамках практического занятия: З1-З6, У1-У11.

Ход занятия (порядок выполнения работы):

Задание №1:

  1. самостоятельно выберите тему исследования;
  2. обсудить её с преподавателем;
  3. подберите литературные источники по теме исследования (в библиотеке колледжа и сети интернет);
  4. корректировка подобранных литературных источников с преподавателем;
  5. обосновать актуальность проекта.

Информационные источники:

  1. Алферова, Л. А. Основы проектной деятельности: Учебное пособие / Л. А. Алферова. — Томск: ТУСУР, 2017.
  2. Кернякевич, П. С. Разработка производственных проектов: Учебное пособие / П. С. Кернякевич. — Томск: ТУСУР, 2018.
  3. Мандель, Б.Р. Основы проектной деятельности / Б.Р. Мандель. – М.: Директ-Медиа, 2018.
  4. https://biblio-online.ru.
  5. www.znanium.com.
  6. https://cyberleninka.ru.

Критерии оценивания практического занятия:

  • Отметка «5» - работа выполнена в полном объеме в соответствии с заданием, аккуратно выполнены все записи.
  • Отметка «4» - работа выполнена в полном объеме в соответствии с заданием, но при оформлении конспекта были допущены одна-две ошибки в изложении ключевых моментов из подобранной литературы, так, например, была полностью записана аннотация книги или статьи, а не ключевые моменты из источника, или были записаны отдельные предложения или абзацы, не передающие ключевые моменты из источника, аккуратно выполнены все записи.
  • Отметка «3» - работа выполнена не в полном объеме, конспект оформлен не по всей подобранной литературе и в изложении ключевых моментов были допущены три-четыре ошибки, так, например, была полностью записана аннотация книги или статьи, а не ключевые моменты из источника, или были записаны отдельные предложения или абзацы, не передающие ключевые моменты из источника.
  • Отметка «2» - работа выполнена не полностью, подобранная литература не раскрывает сущность темы исследования, конспект с изложением ключевых моментов не был оформлен.

Практическое занятие № 4.

Тема занятия: Оформление цитирования из текста.

Цель занятия: формирование и отработка профессиональных умений.

Перечень умений (элементов ПК), осваиваемых в рамках практического занятия: З1-З6, У1-У11.

Ход занятия (порядок выполнения работы):

Задание №1: прочитайте четверостишья и высказывания:

1.Эдуард Асадов

Будь добрым, не злись, обладай терпеньем.

Запомни: от светлых улыбок твоих

Зависит не только твоё настроенье,

Но тысячу раз настроенье других.

2.Эдуард Асадов

В талантливых строчках всегда стократно

И мыслей, и чувств полыхает свет,

А там, где ни чувств и ни мыслей нет -

Стремятся писать непонятно.

3.Валентин Дмитриевич Берестов

Жаворонок полевой!

Нет певца чудесней!

В чистом поле – домик твой,

В ясном небе – песня!

4. Пауло Коэльо

Если ты способен видеть прекрасное, то только потому, что носишь прекрасное внутри себя. Ибо мир подобен зеркалу, в котором каждый видит собственное отражение.

5. А. С. Пушкин

Безответная любовь не унижает человека, а возвышает его.

6. А. С. Пушкин

Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости.

7. К. К. Рокоссовский

Стоять насмерть и умереть нужно с умом только тогда, когда этим достигается важная цель, лишь в том случае, если она, смерть немногих, предотвращает гибель большинства, обеспечивает общий успех.

8. К. К. Рокоссовский

Победа! Это величайшее счастье для солдата - сознание того, что ты помог своему народу победить врага, отстоять свободу Родины, вернуть ей мир. Сознание того, что ты выполнил свой солдатский долг, долг тяжкий и благородный, выше которого нет ничего на земле!

9. И. А. Бродский

И не могу сказать, что не могу жить без тебя — поскольку я живу.

10. Леонид Ильич Брежнев

Критика не шоколад, чтобы её любить.

11. И. А. Бродский

К сожаленью, в наши дни не только ложь, но и простая правда нуждается в солидных подтвержденьях и доводах.

12. Михаил Лермонтов

Я был готов любить весь мир, - меня никто не понял: и я выучился ненавидеть

13. Михаил Лермонтов

Радости забываются, а печали никогда.

14. Сергей Александрович Есенин

Лицом к лицу

Лица не увидать.

Большое видится на расстоянье.

15. Сергей Александрович Есенин

Жить нужно легче, жить нужно проще,

Всё принимая, что есть на свете.

16. А. П. Чехов

В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.

17. Л. Н. Толстой

Без любви жить легче. Но без неё нет смысла.

18. Л. Н. Толстой

Слово — дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет людей.

19. И. С. Тургенев

У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее - и то не день - а мгновение.

20. И. С. Тургенев

Чрезмерная гордость – вывеска ничтожной души.

21. Федор Тютчев

Чему бы жизнь нас ни учила, но сердце верит в чудеса.

22. Федор Тютчев

Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: у ней особенная стать - В Россию можно только верить.

23. А. С. Пушкин

Все женщины прелестны, а красоту им придает любовь мужчин.

24. А. С. Пушкин

Любовь — это восхитительный обман, на который человек соглашается по доброй воле.

25. Фёдор Достоевский

Сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества.

26. Фёдор Достоевский

Нет ничего в мире труднее прямодушия, и нет ничего легче лести.

27. Ф. Г. Раневская

Если у тебя есть человек, которому можно рассказать сны, ты не имеешь права считать себя одиноким.

28. Роберт Рождественский

Человеку мало надо. Лишь бы дома кто-то ждал.

29. Роберт Рождественский

Биография писателя — это совсем не то, что его судьба. Биография: развод, свадьба, рождение... А судьба складывается из каких-то совсем других вещей.

30. Я. Л. Вишневский

Злость на самого себя всегда самая сильная, поэтому человек и стремится как можно скорее направить её на кого-то другого.

31. Л. Н. Толстой

Любовь — это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить и все же она у тебя остается.

Задание   2: оформите цитаты из прочитанных четверостиший и высказываний.

Примеры оформления цитат:

  1. В. В. Иванов пишет: «Создание этого словаря стало возможным благодаря специальному, глубокому и многоаспектному изучению лексики русского языка».
  2. Автор пишет: «Создание этого словаря стало возможным благодаря специальному, глубокому и многоаспектному изучению лексики русского языка».
  3. Б. Л. Пастернак подчеркивал: «Самое ясное, запоминающееся и важное в искусстве есть его возникновенье, и лучшие произведенья мира, повествуя о наиразличнейшем, на самом деле рассказывают о своем рожденьи».
  4. «...Изо всего искусства именно его происхожденье переживается всего непосредственнее, и о нем не приходится строить догадок», — писал Б. Л. Пастернак.
  5. Автор считает, что «любовь — это бесценный дар…».
  6. По словам А. М. Горького, «искусство должно облагораживать людей».

Информационные источники:

  1. Мандель, Б.Р. Основы проектной деятельности / Б.Р. Мандель. – М.: Директ-Медиа, 2018.
  2. https://biblio-online.ru.
  3. www.znanium.com.
  4. https://cyberleninka.ru.

Критерии оценивания практического занятия:

  • Отметка «5» - работа выполнена в полном объеме в соответствии с заданием – были оформлены все тридцать одна цитата из тридцати одного предложенного четверостишия и высказывания, без ошибок, аккуратно выполнены все записи.
  • Отметка «4» - работа выполнена в полном объеме в соответствии с заданием – были оформлены двадцать две-тридцать одна цитата из тридцати одного предложенного четверостишия и высказывания, но при этом были допущены три-четыре содержательные ошибки, аккуратно выполнены все записи.
  • Отметка «3» - работа выполнена не в полном объеме, были оформлены шестнадцать-двадцать одна цитата из тридцати одного предложенного четверостишия и высказывания и были допущены три-четыре содержательные ошибки.
  • Отметка «2» - работа выполнена не полностью, были оформлены пятнадцать и менее цитата из тридцати одного предложенного четверостишия и высказывания и были допущены пять содержательных ошибок.

Практическое занятие № 5.

Тема занятия: Оформление помет в тексте.

Цель занятия: формирование и отработка профессиональных умений.

Перечень умений (элементов ПК), осваиваемых в рамках практического занятия: З1-З6, У1-У11.

Ход занятия (порядок выполнения работы):

Задание №1: прочитайте статью:

В советской культуре были загнаны в подполье национальные основы культур всех народностей и русской культуры. В ходе острых дискуссий и поисков национальные культуры интенсивно обрастали идеями разных исторических периодов. Культурно-духовное пространство на российских просторах наполнялось мифами, историями далекого, не всегда реального прошлого. В 1992-2000 гг. народы России искали пути выхода из шокового состояния, пытаясь актуализировать прошлое в настоящем. В культурно-духовном пространстве России на фоне чеченской войны, сепаратистских проявлений в ряде субъектов Федерации (Якутия-Саха, Татарстан) наметился кризис представлений о едином, пусть не всегда счастливом, прошлом, затрудняя поиски объединительной цели. К 2000 г. интеллектуальный ресурс актуализации прошлого исчерпал себя, изменив и фокус общественного внимания. Осмысляя исторический опыт, обществоведы, политики, философы и историки в 2001-2009 гг. концентрируют внимание в дискуссиях на идеологических основах нового Российского государства. Кампании по изучению «белых пятен» отходили в сферу академических исследований. Внимание общества с 53 прошлых обид (колониального прошлого, репрессированных народов, трагедии коллективизации и т. п.) переключается на реализацию начавшихся в 2005 г. реформ в социальной, образовательной сферах. Национальные программы ставят цель повысить личную ответственность за выбор, сделанный каждым, понимание нового образа российской государственности, уточнение сфер ответственности власти и прав гражданина.

Культурный облик россиян 2000-2009 гг. представляет собой материк, динамично прорастающий как культурными элементами информационного общества, так и элементами традиционных религий и этнических культур народов России. Культура техногенной цивилизации несет в себе новые ценности, устанавливает новые общественные отношения. Россияне находятся в сложном процессе поиска рецепта формальных и содержательных критериев вхождения в эту цивилизацию. Это — главная проблема, рецепты для ее решения ищутся в срочном порядке. Психология россиян начинает приучаться к толерантности, пропускать через фильтры массового сознания эстетику жизненных перемен.

Духовные и мировоззренческие настроения и самочувствие россиян обрастают опытом взаимодействия ценностных критериев, обслуживающих информационное общество и каждого индивидуума с собственным национальным архетипом. Начинают выстраиваться цепочки сложных взаимоотношений. Духовная элита, как и общество в целом, все чаще начинает пересекаться с полномочиями и поведением управленческих аппаратов, создаваемой законодательной визой. С 2000 г. этот процесс гибко развивается как процесс взаимоотношений элиты с центральными и периферийными центрами власти. Идет процесс взаимодействия, взаимозависимости, взаимного использования.

Россия движется по пути к информационному обществу, вырабатывая собственный его инвариант. Россияне не хотят воссоздания ни плановой экономики, ни государства тайной полиции. Не осталось ранее привычной единой системы предпочтений. В период капитальной реконструкции российское общество переформировывает свою культурную систему. Общество начинает воспринимать специфический характер и функцию самой культуры, ее отличие от советской культуры, когда одна идеология определяла общественный и индивидуальный менталитет, одно литературное или художественное направление формировало общественное сознание. На место регулирующей идеологии и политики партии пришла «информационная власть». В обществе идет интенсивная интеллектуальная работа. Уточняется отношение к историческим и национальным ценностям и культурным феноменам. Они и противостоят, и сосуществуют в культурно-духовном пространстве, не теряя функцию духовного богатства, обретая прагматические и коммерческие черты, облик средств коммуникации.

Культурно-духовное пространство России, ее культурный облик в постиндустриальном обществе. Вступление России в эпоху либеральных реформ характеризуется глубочайшим потрясением культурной и духовно-нравственной сфер общественной жизни. Исчезла централизованная система управления и единая, жестко проводимая сверху, политика в этой сфере. Конституция РФ признает «идеологическое многообразие» «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Серьезно повлияло на состояние дел в культуре резкое сокращение государственного финансирования.

Культурно-духовное пространство и культурный облик нового российского общества формировались в процессе разрушения советского культурно-духовного пространства. Этот процесс обусловлен вхождением России в постиндустриальное общество. В 2006 г. в Санкт-Петербурге на первом Российском культурологическом конгрессе отмечена тенденция к созданию глобально-информационного общества, определению условий, которые соответствуют интересам людей планеты, а не только «золотого миллиарда», с помощью возможностей глобальной культуры двигаться к этой цели. Ресурсы заключены в экологическом понимании современной социальной сети. Данная система представляет собой систему сетевого характера. Каждый элемент сети создается всеми другими элементами и выражает ее содержание. Вся система может быть понята только при адекватном понимании ее базовых элементов в их единстве. Культурологический подход к социальной сети информационного общества заключается в двух главных позициях:

- глобальная сеть организации социокультурного воспроизводства должна основываться на одних и тех же моделях;

- человек по своим параметрам не может не соответствовать свойствам сети. Россиянам необходимо было решить три задачи:

1) освоить новые связи, функции и отношения, характерные для информационного общества;

2) идентифицировать себя в мировой истории;

3) выработать национальную идею (объединяющую общество цель).

Первая задача решалась путем использования культурологических теорий и технологий, демонополизации методологических подходов. Две остальные задачи решались снятием запретов, разрушением советской системы духовных ценностей, традиций и норм. Сложность задач затрудняет выделение четких временных рамок решения каждой. Поиски решения первой задачи приходятся преимущественно на первый этап (1992-2000 гг.). Вторая и третья задачи на втором этапе (2000-2009 гг.) решались более целеустремленно и целенаправленно. Уделялось больше внимания формулированию государственных интересов в сфере культуры. Многие исторические задачи приходилось решать политическими средствами.

В 1992-2000 гг. процесс свелся к тому, что функции культуры и власти в реальности переставали совпадать. Культура перестала пониматься как опора власти и как средство сохранения самой власти. Этому способствовало исчезновение запретов. Символика советской власти, выраженная в наименовании городов и сел, отвергалась населением. На карте страны вновь появились Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Сергиев Посад, Великий Новгород. Национальным флагом признано историческое знамя России — триколор. Новая российская власть активно поддерживала эти процессы. В октябре 1993 г. была создана Государственная комиссия по перезахоронению останков царской семьи. В июле 1998 г. состоялась торжественная церемония перезахоронения в Петропавловском соборе.

Процесс изменения культурного облика россиян положил начало формированию новой модели коллективной самоидентификации, роли в ней личной позиции. Этот процесс распадался на два этапа. В 1992-2000 гг. антикоммунизм часто заменял отсутствие собственной позитивной позиции. Защита национальных интересов России была риторической, забота о государстве понималась в геополитическом контексте. Но распад советской империи каждый человек переживал болезненно. Затруднялись связи с родственниками, друзьями, коллегами по работе. Переживал распад СССР самый крупный этнос страны — русские. Они вложили огромное количество сил, принесли неисчислимые жертвы при строительстве российской империи. Для сохранения огромной территории в советский период затрачены культурные, образовательные, интеллектуальные ресурсы. С начала 2000-х гг. пришло понимание необходимости формирования модель новой российской государственности, конкретизации национальных интересов.

В 1992-2000 гг. позитивная модель национальной самоидентификации («мы — хорошие, добрые, культурные и т. п.») стабилизировала общество и обеспечивала относительно высокий уровень толерантности. Однако существовала и негативная модель («они — плохие, злые, агрессивные и т. п.»). Негативная модель способствовала формированию ксенофобии. Элементы позитивной и негативной моделей самоидентификации сосуществовали. Они образовали сложный ценностный комплекс массового и индивидуального сознания.

На формирование ценностного комплекса сознания действовали факторы из разных источников:

- Открытые границы обогащали личный опыт познания жизни, культуры, духовных ценностей других стран.

- Положительному опыту узнавания «других» мешали снижение жизненного уровня, первые коммерческие неудачи, отсутствие опыта вести такого рода личную деятельность.

- Способности и таланты большинству новых собственников было трудно использовать. Сохранялся традиционный фактор близости к власти как к механизму доступа к привилегиям получивший название «приятельского капитализма».

- Миграция населения из стран СНГ, переезд из благополучных регионов (Север, Дальний Восток, Чечня), отъезд за границу тех, кто воспользовался доверчивостью обывателем.

- Террористические акции способствовали формированию ксенофобских эмоций.

Все факторы способствовали сохранению остатков имперско-советской психологии. В ней оказалась сильна тенденция к консолидации «от противного», перед лицом некоего врага. В первую очередь этой тенденции подвержено малоимущее население. «Враг» – приобретал выраженный этнический характер. Его облик конкретизировали террористические акты, выделение в общей массе «лиц кавказской национальности». Облик врага эксплуатировали СМИ различные политические группировки. Первые с целью достижения доходов и повышения своего рейтинга, вторые — с надеждой заполучить голоса на выборах. На государственном уровне проблема воспринималась весьма серьезно.

Задание 2: оформите пометы в тексте по следующим вопросам:

  1. охарактеризуйте влияние постиндустриального общества на молодежь и культуру в 90-е - 2000-е гг.
  2. какие «новшества» были «освоены» россиянами в начале2000-х гг.?
  3. что, по мнению автора статьи, представляет собой культурный облик россиян 2000 – 2009 гг., на чем основывается автор в своих выводах?
  4. как вы понимаете термин «глобальное информационное общество», какие позиции ему соответствуют?
  5. какие задачи предстояло решать россиянам на рубеже XX-XXI веков?
  6. что такое «национальная самоидентификация», какие факторы на нее влияли?

Информационные источники:

1.        Мандель, Б.Р. Основы проектной деятельности / Б.Р. Мандель. – М.: Директ-Медиа, 2018.

2.        https://biblio-online.ru.

3.        www.znanium.com.

4.        https://cyberleninka.ru.

Критерии оценивания практического занятия:

  • Отметка «5» - работа выполнена в полном объеме в соответствии с заданием - задание №1 выполнены полностью, в задании №2 был дан ответ на все шесть вопросов, без ошибок, аккуратно выполнены все записи.
  • Отметка «4» - работа выполнена в полном объеме в соответствии с заданием - задание №1 выполнены полностью, в задании №2 был дан ответ на пять-шесть вопросов, но при этом были допущены одна-две содержательные ошибки, аккуратно выполнены все записи.
  • Отметка «3» - работа выполнена не в полном объеме, в задании №2 был дан ответ на четыре вопроса и были допущены одна-две содержательные ошибки.
  • Отметка «2» - работа выполнена не полностью, в задании №2 был дан ответ на один-три вопроса и были допущены две-три содержательные ошибки.

Практическое занятие № 6.

Тема занятия: Оформление раздела проекта «Практическая значимость и научная новизна».

Цель занятия: формирование и отработка профессиональных умений.

Перечень умений (элементов ПК), осваиваемых в рамках практического занятия: З1-З6, У1-У11.

Ход занятия (порядок выполнения работы):

Задание №1: по уже выбранной теме исследования Вам необходимо оформить практическую значимость и научную новизну.

Важно помнить, что:

  • Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования для решения практических задач и зависит от характера исследования. Обычно, практическая значимость исследования, определяется разработкой рекомендаций по улучшению производственного процесса.
  • Научная новизна - исследование, которое должно содержать решение новой научной задачи или новые разработки, расширяющие существующие знания. Научная новизна может быть связана как со старыми идеями, что выражается в их дополнении, при исследованиях в новых условиях, а также и с новыми идеями (тема, которая должна быть актуальна и интересна исследователю).

Информационные источники:

  1. Алферова, Л. А. Основы проектной деятельности: Учебное пособие / Л. А. Алферова. — Томск: ТУСУР, 2017.
  2. Кернякевич, П. С. Разработка производственных проектов: Учебное пособие / П. С. Кернякевич. — Томск: ТУСУР, 2018.
  3. Мандель, Б.Р. Основы проектной деятельности / Б.Р. Мандель. – М.: Директ-Медиа, 2018.
  4. https://biblio-online.ru
  5. www.znanium.com

Критерии оценивания практического занятия:

  • Отметка «5» - работа выполнена в полном объеме в соответствии с заданием, без ошибок.
  • Отметка «4» - работа выполнена в полном объеме в соответствии с заданием, но при оформлении практической значимости и научной новизны проекта были допущены одна-две ошибки, так, например, описание элементов научной новизны размыто, элементы явно не выделены или в описании элементов научной новизны отсутствуют отличительные признаки.
  • Отметка «3» - работа выполнена не в полном объеме, при оформлении практической значимости и научной новизны проекта были допущены три-четыре ошибки, так, например, элементы научной новизны работы не имеют непосредственного отношения к теме исследования или элементы практической значимости работы охватывают слишком большой объём исследования, при этом они не направленны на практический результат.
  • Отметка «2» - работа выполнена не полностью, не была сформулирована и оформлена практическая значимость или научная новизна исследования, а при оформлении одного из элементов, практической значимости или научной новизны исследования, были допущены пять и более ошибок, так, например, элементы практической значимости и научной новизны работы не имеют непосредственного отношения к теме исследования.

Практическое занятие № 7.

Тема занятия: Оформление формул и таблиц.

Цель занятия: формирование и отработка профессиональных умений.

Перечень умений (элементов ПК), осваиваемых в рамках практического занятия: З1-З6, У1-У11.

Ход занятия (порядок выполнения работы):

Задание №1: оформите необходимые формулы и таблицы для Вашего проекта.

Важно помнить, что формулы и таблицы могут оформляться как в тексте самого проекта, так и в приложение проекта, если это большие таблице объёмом больше чем на 1 лист А4, если это вспомогательные формулы для решения каких-либо задач.

Формулы стоит оформлять следующим образом: название формулы (что Вы считаете), после сама формула, после формулы идёт расшифровка всех условных обозначений. Обязательно все формулы должны иметь обозначение в виде (1), (2), (3) после названия и самой формулы.

Например:

Средняя численность населения за отчетный период определяется по формуле (1):

Ч=  (Чн+Чк)/2,                                                                                                                                       (1)

Где:

Ч – средняя численность населения за отчетный период,

Чн – численность населения на начало периода,

Чк – численность населения на конец периода.

Каждая таблица имеет свой порядковый номер, после которого идет её название, обязательно указываются единицы измерения.

Например:

Таблица 1 – Численность населения России с 2010 по 2019 гг., млн. чел.

Показатель

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Численность населения России

142 ,8

143,1

143,3

143,7

146,2

146,5

146,6

146,7

146,8

146,7

Информационные источники:

  1. Алферова, Л. А. Основы проектной деятельности: Учебное пособие / Л. А. Алферова. — Томск: ТУСУР, 2017.
  2. Гайдук, Е. А. Оценка эффективности проектов: Методические указания к практическим занятиям и организации самостоятельной работы / Е. А. Гайдук. — Томск: ТУСУР, 2019.
  3. Кернякевич, П. С. Разработка производственных проектов: Учебное пособие / П. С. Кернякевич. — Томск: ТУСУР, 2018.
  4. Мандель, Б.Р. Основы проектной деятельности / Б.Р. Мандель. – М.: Директ-Медиа, 2018.
  5. https://biblio-online.ru
  6. www.znanium.com

Критерии оценивания практического занятия:

  • Отметка «5» - работа выполнена в полном объеме в соответствии с заданием, без ошибок.
  • Отметка «4» - работа выполнена в полном объеме в соответствии с заданием, но при оформлении формул и таблиц были допущены одна-две ошибки, так, например, отсутствуют названия формул или таблиц, или отсутствует обозначение в виде (1), (2), (3) после названия и самой формулы.
  • Отметка «3» - работа выполнена не в полном объеме, при оформлении формул и таблиц были допущены три ошибки, так, например, таблица не дополняют текст работы, а лишь дублируют его или отсутствуют расшифровки условных обозначений в формуле.
  • Отметка «2» - работа выполнена не полностью, при оформлении формул и таблиц были использованы несвязанные с темой исследования формулы и таблицы.

Практическое занятие № 8.

Тема занятия: Оформление «Введения».

Цель занятия: формирование и отработка профессиональных умений.

Перечень умений (элементов ПК), осваиваемых в рамках практического занятия: З1-З6, У1-У11.

Ход занятия (порядок выполнения работы):

Задание №1: оформите «Введения» Вашего проекта.

Важно помнить, что введение включает в себя обоснование актуальности исследования, объект и предмет исследования, цель и 3-5 задач проекта.

Информационные источники:

  1. Алферова, Л. А. Основы проектной деятельности: Учебное пособие / Л. А. Алферова. — Томск: ТУСУР, 2017.
  2. Гайдук, Е. А. Оценка эффективности проектов: Методические указания к практическим занятиям и организации самостоятельной работы / Е. А. Гайдук. — Томск: ТУСУР, 2019.
  3. Кернякевич, П. С. Разработка производственных проектов: Учебное пособие / П. С. Кернякевич. — Томск: ТУСУР, 2018.
  4. Мандель, Б.Р. Основы проектной деятельности / Б.Р. Мандель. – М.: Директ-Медиа, 2018.
  5. https://biblio-online.ru
  6. www.znanium.com

Критерии оценивания практического занятия:

  • Отметка «5» - работа выполнена в полном объеме в соответствии с заданием, без ошибок.

Отметка «4» - работа выполнена в полном объеме в соответствии с заданием, но при формулировке и оформлении элементов введения (обоснование актуальности исследования, объект и предмет исследования, цель и 3-5 задач проекта) были допущены одна-две ошибки, так, например, объект и предмет исследования выделены размыто, нет чёткого разделения между элементами.

  • Отметка «3» - работа выполнена не в полном объеме, при формулировке и оформлении элементов введения (обоснование актуальности исследования, объект и предмет исследования, цель и 3-5 задач проекта) были допущены три ошибки, так, например, объект и предмет не связанны между собой, задачи сформулированы поверхностно, без глубокого анализа проблемы исследования.
  • Отметка «2» - работа выполнена не полностью, не оформлены один-два элемента введения (обоснование актуальности исследования, объект и предмет исследования, цель и 3-5 задач проекта).

Практическое занятие № 9.

Тема занятия: Оформление «Списка литературы».

Цель занятия: формирование и отработка профессиональных умений.

Перечень умений (элементов ПК), осваиваемых в рамках практического занятия: З1-З6, У1-У11.

Ход занятия (порядок выполнения работы):

Задание №1: оформите список литературы к Вашему проекту.

Важно помнить, что список литературы должен включать в себя все источники информации, которые Вы использовали в работе. Все источники должны располагаться в алфавитном порядке и быть пронумерованы. Обязательно должность быть и электронные ссылки.

Информационные источники:

  1. Алферова, Л. А. Основы проектной деятельности: Учебное пособие / Л. А. Алферова. — Томск: ТУСУР, 2017.
  2. Мандель, Б.Р. Основы проектной деятельности / Б.Р. Мандель. – М.: Директ-Медиа, 2018.
  3. https://biblio-online.ru
  4. www.znanium.com

Критерии оценивания практического занятия:

  • Отметка «5» - работа выполнена в полном объеме в соответствии с заданием, без ошибок.
  • Отметка «4» - работа выполнена в полном объеме в соответствии с заданием, но при оформлении списка литературы были допущены одна-две ошибки, так, например имелись источники выпущенными более 5 лет назад (устаревшие источники) или источники не имеют нумерацию и расположены не в алфавитном порядке.
  • Отметка «3» - работа выполнена не в полном объеме, при оформлении списка литературы были допущены три ошибки, так, например отсутствуют электронные ссылки, источники не имеют нумерации и расположены не в алфавитном порядке.  
  • Отметка «2» - работа выполнена не полностью, при оформлении списка литературы было использовано недостаточное количество источников информации для полного раскрытия темы исследования.  

Практическое занятие № 10.

Тема занятия: Оформление презентаций.

Цель занятия: формирование и отработка профессиональных умений.

Перечень умений (элементов ПК), осваиваемых в рамках практического занятия: З1-З6, У1-У11.

Ход занятия (порядок выполнения работы):

Задание №1: оформите презентацию к Вашему проекту. Презентация оформляется в программе Microsoft PowerPoint.

Важно помнить, что презентация должна включать 1 слайд -титульный лист работы, последний слайд – «спасибо за внимание!». Рекомендуемый объем презентации -12 слайдов (с титульным листом и последним слайдом – «спасибо за внимание!»). Фон презентации должен быть светлый, а текст темный. Основной принцип любой презентации – доступность и наглядность. В презентацию стоить включить только самые основные моменты работы, и не стоит дублировать весь текст. Рисунки, диаграммы и таблицы должны дополнять текстовую информацию. Цвет графических изображений не должен резко контрастировать с общим стилевым оформлением слайда.

Информационные источники:

1.        Алферова, Л. А. Основы проектной деятельности: Учебное пособие / Л. А. Алферова. — Томск: ТУСУР, 2017.

2.        Гайдук, Е. А. Оценка эффективности проектов: Методические указания к практическим занятиям и организации самостоятельной работы / Е. А. Гайдук. — Томск: ТУСУР, 2019.

3.        Кернякевич, П. С. Разработка производственных проектов: Учебное пособие / П. С. Кернякевич. — Томск: ТУСУР, 2018.

4.        Мандель, Б.Р. Основы проектной деятельности / Б.Р. Мандель. – М.: Директ-Медиа, 2018.

5.        https://biblio-online.ru

6.        www.znanium.com.

Критерии оценивания практического занятия:

  • Отметка «5» - работа выполнена в полном объеме в соответствии с заданием, без ошибок.
  • Отметка «4» - работа выполнена в полном объеме в соответствии с заданием, но при оформлении презентации были допущены одна-две ошибки, так, например, текст презентации плохо читается на выбранном фоне, отсутствует последний слайд - «спасибо за внимание!».
  • Отметка «3» - работа выполнена не в полном объеме, при оформлении презентации были допущены три ошибки, так, например, отсутствует титульный лист в работе (нет названия и автора работы), слайды перегружены текстом или имеются слайды, где текст отсутствует вовсе (слайды с рисунками без текста).
  • Отметка «2» - работа выполнена не полностью, при оформлении презентации отсутствует структура работы, на слайдах используется не актуальная информация, количество слайдов в презентации значительно больше (на четыре-пять слайдов) или меньше (на четыре-пять слайдов) рекомендуемого объёма.

4. КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ПО РАЗДЕЛУ (РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ)

Форма проведения контроля по разделу определяется рабочей программой по учебной дисциплине – не предусмотрено.

5. КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета.

Форма проведения: письменная – тест (2 варианта).

Условия выполнения

Время выполнения задания: 2 часа.

Оборудование учебного кабинета: учебные столы и стулья, рабочее место преподавателя, доска, шкаф для учебной и методической литературы, информационный стенд.

Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор.

Информационные источники:

  1. Алферова, Л. А. Основы проектной деятельности: Учебное пособие / Л. А. Алферова. — Томск: ТУСУР, 2017.
  2. Гайдук, Е. А. Оценка эффективности проектов: Методические указания к практическим занятиям и организации самостоятельной работы / Е. А. Гайдук. — Томск: ТУСУР, 2019.
  3. Кернякевич, П. С. Разработка производственных проектов: Учебное пособие / П. С. Кернякевич. — Томск: ТУСУР, 2018.
  4. Мандель, Б.Р. Основы проектной деятельности / Б.Р. Мандель. – М.: Директ-Медиа, 2018.
  5. https://biblio-online.ru
  6. https://www.e-xecutive.ru
  7. www.znanium.com

Требования охраны труда:

  • укомплектованность и расстановка мебели в кабинете;
  • соблюдение нормы освещенности в кабинете;
  • наличие эффективной приточно-вытяжной вентиляции кабинета;
  • соблюдение санитарно-гигиенических норм кабинете;
  • соблюдение режима учебных занятий с обучающимися.

Пакет материалов для проведения дифференцированного зачета:

1. Перечень тестовых вопросов для сдачи дифференцированного зачета по дисциплине ОУД.13 Основы проектной деятельности:

ВАРИАНТ № 1.

Инструкция по выполнению теста:

  • предлагается 25 вопросов с разными вариантами ответов, из которых нужно выбрать только один правильный;
  • каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, неправильный в 0 баллов;
  • максимальное количество баллов за тест – 25 баллов;
  • время выполнения теста 2 часа.
  • ответы записывайте на отдельный подписанный (ФИО, № группы, вариант) листок;
  • выполняйте задания в предложенной последовательности;
  • не задерживайтесь слишком долго, если не сможете выполнить определенное задание, переходите к следующему, лучше вернуться к нему в конце, если останется время.
  • приступайте к выполнению задания.

1) Относительное знание – это…

  1. полное, исчерпывающее воспроизведение обобщенных представлений об объекте, которые обеспечивают абсолютное совпадение образца с объектом.
  2. отражением действительности с некоторой неполнотой совпадения образца с объектом.
  3. мысль, в которой утверждается отсутствие каких-либо положений дел. 

2) Чувственное познание – это…

  1. изучение процессов, происходящих в обществе, выявление их закономерностей, особенностей, причин и источников развития.
  2. отдельное и обобщенное отражение в голове человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей между объектами и явлениями.
  3. следствие непосредственной связи человека с окружающей средой.

3) Основной этап работы над проектом предполагает…

  1. Обсуждение методических аспектов и организация работы, структурирование проекта, работа над проектом.
  2. Подведение итогов, оформление результатов, защита проекта.
  3. Выбор темы, формулировка проблемы, выдвижение гипотез, определение цели и задач проекта.

4) Методология — это…

  1. совокупность действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определённую задачу или достичь определённой цели.
  2. учение о методах, способах и стратегиях исследования предмета.
  3. система способов, с помощью которых достигается объективное познание действительности в рамках научно-познавательной деятельности. 

5) Формальная методология…

  1. связана с анализом методов исследования с точки зрения логической структуры и формализованных подходов к построению теоретического знания, его истинности и аргументированности.
  2. включает изучение законов, теорий, структуры научного знания, критериев научности и системы используемых методов исследования.
  3. оба ответа верны.

6) Абстрагирование — это …

  1. теоретическое умение пользоваться составляющими частями предмета или явления и на основании этого делать определенные выводы.
  2. логическая операция, связанная с переносом некоего общего утверждения на конкретный предмет или явление.
  3. познание на основе выделения значимых, закономерных признаков, свойств, связей объекта предмета или явления.

7) Классификация — это …

  1. принцип распределения предметов или понятий по классам и группам по какому-либо общему признаку.
  2. логическая операция, связанная с переносом некоего общего утверждения на конкретный предмет или явление.
  3. процесс количественного или качественного сопоставления разных свойств объектов.

8) Рассуждение — это…

  1. метод рассуждения от общих положений к частным, логический вывод частных положений из какой-либо общей мысли.
  2. шаг логического вывода, непосредственное выведение заключения из одного или более высказываний.
  3. последовательный ряд мыслей и умозаключений в контексте определённой темы, изложенных в логически последовательной форме.

9) Дедукция — это …

  1. процесс логического вывода на основе перехода от частного положения к общему.
  2. последовательный ряд мыслей и умозаключений в контексте определённой темы, изложенных в логически последовательной форме.
  3. метод рассуждения от общих положений к частным, логический вывод частных положений из какой-либо общей мысли.

10) Какой объём информации воспринимается при изучающем чтении?

  1. 75%.
  2. 100%.
  3. 40%.

11) Реферат – это…

  1. подробное, логично структурированное изложение материала по теме, основанное на глубоком анализе вопроса или его отдельных составляющих, объёмом 6-20 стр.
  2. подробное сообщение по теме, составленное на основе изучения нескольких информационных источников, объёмом 2-5 стр.
  3. законченное авторское произведение, описывающее результаты оригинального научного исследования.

12) Отзыв — это…

  1. личное мнение человека о чём-нибудь, дает только общую характеристику работы без подробного анализа.
  2. письменный разбор научного текста, в основе которого лежит анализ текста.
  3. законченное авторское произведение, описывающее результаты оригинального научного исследования.

13) Введение в УИРС предполагает…

  1. выбор темы исследования и написание реферата по избранной теме.
  2. постановку целей и задач, определение объекта и предмета исследования.
  3. написание исследовательской работы их её оформление.

14) Корректировка плана проведения УИРС предполагает…

  1. выбор темы исследования и написание реферата по избранной теме.
  2. написание исследовательской работы их её оформление.
  3. постановку целей и задач, определение объекта и предмета исследования.

15) Концепция исследования — это…

  1. систем основных взглядов, идей и принципов исследования.
  2. совокупность гипотез, используемых при работе над исследованием.
  3. новый результат исследования.

16) Практическая значимость исследования очень высокая когда:

  1. результаты исследования важны для решения второстепенны вопросов.
  2. результаты исследования не готовы к внедрению.
  3. имеется экономическая выгода от предложенных рекомендаций.

17) Социальное проектирование – это

  1. технология социального воспитания населения.
  2. социальная деятельность, направленная на реализацию социального заказа.
  3. научно-практическая деятельность, нацеленная на решение социальной действительности.

18) Задача социального проекта – это…

  1. формирование у населения ценностного отношения к своему здоровью.
  2. оптимизация социальной среды.
  3. индивидуальная или общественная потребность, которую необходимо реализовать.

19) Интеллектуальная собственность — это…

  1. исключительные права на результаты творческой деятельности.
  2. закреплённое законом права авторов на результат интеллектуальной деятельности.
  3. результат умственного труда.

20) Конфиденциальные данные – это…

  1. информация, доступ к которой ограничен в соответствии с законами.
  2. гарантия доступности конкретной информации только тому кругу лиц, для кого она предназначена.
  3. информация, доступ к которой имеет все пользователи.

21) Преобразующий эксперимент характеризуется...

  1. Направлен на создание условий формирования новых полезных свойств и качеств объекта.
  2. Проводят обычно для того, чтобы выделить главную гипотезу от других.
  3. Вид исследований на применение математики и компьютера как технической базы при использовании математических моделей.

22) Случайные ошибки – это…

  1. отклонение результата измерения от истинного значения измеряемой величины.
  2. погрешности, причины которых не известны, предсказать и учесть их нельзя.
  3. грубые погрешности, связанные с ошибками оператора, сбоями в измерительных цепях или неучтенными внешними воздействиями.

23) Методическая погрешность — это…

  1. качество измерений, отражающее близость друг к другу результатов измерений одного и того же параметра.
  2. ошибки, о существовании которых не известно, но величина их может быть значительной.
  3. несовершенство метода измерений или упрощения, допущенные при измерениях.

24) Речевое воздействие — это...

  1. речь, носящая условный характер, в ней главную роль играет не текст, а интонация обращения.
  2. использование особенностей устройства и функционирования знаковых систем, и прежде всего естественного языка, с целью построения разных сообщений.
  3. влияние на человека в процессе общения с помощью различных приемов с целью изменить его взгляды и мнения или побудить к каким-либо действиям.

25) Убеждение — это...

  1. метод воздействия, основанный на логических приемах, к которым примешиваются социально-психологические давления разного рода.
  2. изменение сознания человека с помощью доказательств и фактов.
  3. метод воспитания, который выражается в эмоциональном и глубоком разъяснении норм и правил поведения.

ВАРИАНТ № 2.

Инструкция по выполнению теста:

  • предлагается 25 вопросов с разными вариантами ответов, из которых нужно выбрать только один правильный;
  • каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, неправильный в 0 баллов;
  • максимальное количество баллов за тест – 25 баллов;
  • время выполнения теста 2 часа.
  • ответы записывайте на отдельный подписанный (ФИО, № группы, вариант) листок;
  • выполняйте задания в предложенной последовательности;
  • не задерживайтесь слишком долго, если не сможете выполнить определенное задание, переходите к следующему, лучше вернуться к нему в конце, если останется время.
  • приступайте к выполнению задания.

1) Абсолютное знание – это…

  1. мысль, в которой утверждается отсутствие каких-либо положений дел.
  2. отражением действительности с некоторой неполнотой совпадения образца с объектом.
  3. полное, исчерпывающее воспроизведение обобщенных представлений об объекте, которые обеспечивают абсолютное совпадение образца с объектом.

2)Научное познание — это …

  1. отдельное и обобщенное отражение в голове человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей между объектами и явлениями.
  2. фантастическое отражение реальности, бессознательно-художественная переработка природы и общества народной фантазией. 
  3. следствие непосредственной связи человека с окружающей средой.

3) Подготовительный этап работы над проектом предполагает…

  1. Выбор темы, формулировка проблемы, выдвижение гипотез, определение цели и задач проекта.
  2. Определение источников информации, определение способов ее сбора и анализа.
  3. Обсуждение методических аспектов и организация работы, структурирование проекта, работа над проектом.

4) Метод — это…

  1. система способов, с помощью которых достигается объективное познание действительности в рамках научно-познавательной деятельности. 
  2. совокупность действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определённую задачу или достичь определённой цели.
  3. учение о методах, способах и стратегиях исследования предмета.

5) Содержательная методология…

  1. связана с анализом методов исследования с точки зрения логической структуры и формализованных подходов к построению теоретического знания, его истинности и аргументированности.
  2. включает изучение законов, теорий, структуры научного знания, критериев научности и системы используемых методов исследования.
  3. оба ответа верны.

6) Синтез — это…

  1. познание на основе выделения значимых, закономерных признаков, свойств, связей объекта предмета или явления.
  2. выделение из информации главной мысли, образование более сложной идеи, путём сложения более простых.
  3. изучение чего-либо через объединение вещей, понятий, суждений о явлении или предмете с целью получить комплексное и разностороннее представление о нем.

7) Обобщение – это…

  1. логическая операция, связанная с переносом некоего общего утверждения на конкретный предмет или явление.
  2. выделение из информации главной мысли, образование более сложной идеи, путём сложения более простых.
  3. принцип распределения предметов или понятий по классам и группам по какому-либо общему признаку.

8) Умозаключение — это …

  1. шаг логического вывода, непосредственное выведение заключения из одного или более высказываний.
  2. последовательный ряд мыслей и умозаключений в контексте определённой темы, изложенных в логически последовательной форме.
  3. метод рассуждения от общих положений к частным, логический вывод частных положений из какой-либо общей мысли.

9) Индукция — это…

  1. метод рассуждения от общих положений к частным, логический вывод частных положений из какой-либо общей мысли.
  2. процесс логического вывода на основе перехода от частного положения к общему.
  3. последовательный ряд мыслей и умозаключений в контексте определённой темы, изложенных в логически последовательной форме.

10) Какой объём информации воспринимается при поисковом чтении?

  1. 40%.
  2. 100%.
  3. 10%.

11) Доклад — это…

  1. подробное сообщение по теме, составленное на основе изучения нескольких информационных источников, объёмом 2-5 стр.
  2. законченное авторское произведение, описывающее результаты оригинального научного исследования.
  3. подробное, логично структурированное изложение материала по теме, основанное на глубоком анализе вопроса или его отдельных составляющих, объёмом 6-20 стр.

12) Рецензия – это …

  1. личное мнение человека о чём-нибудь, дает только общую характеристику работы без подробного анализа.
  2. письменный разбор научной работы, в основе которого лежит анализ текста.
  3. законченное авторское произведение, описывающее результаты оригинального научного исследования.

13) Организация и проведение УИРС предполагает…

  1. постановку целей и задач, определение объекта и предмета исследования.
  2. выбор темы исследования и написание реферата по избранной теме.
  3. написание исследовательской работы их её оформление.

14) Публичная защита выполненной УИРС предполагает…

  1. написание исследовательской работы их её оформление.
  2. подведение итогов исследования.
  3. презентацию исследовательской работ.

15) Научная новизна – это…

  1. главный критерий при оценке исследования.
  2. проблема, которая еще не рассматривалась и не имеет решения.
  3. исследование, которое должно содержать решение новой научной задачи.

16) Теоретическая значимость исследования – это …

  1. возможность использования результатов исследования для решения практических задач.
  2. ряд разработанных положений, которые можно применять на практике.
  3. раскрытие теоретического значения исследовательской работы.

17) Объектом социального проектирования является…

  1. организации, трудовой коллектив, некоммерческие предприятия.
  2. системы социальной защиты населения.
  3. государство.

18) Субъектом социального проектирования является …

  1. организации, трудовой коллектив, некоммерческие предприятия.
  2. системы социальной защиты населения.
  3. государство.

19) Научные открытия — это…

  1. новое достижение, совершаемое в процессе научного познания.
  2. установление неизвестных ранее, закономерностей, свойств и явлений материального мира.
  3. раскрытие и научное обоснование существующих закономерностей.

20) Информационная безопасность – это…

  1. защищенность информации от случайных или преднамеренных воздействий.
  2. состояние информационной системы, при котором она наименее восприимчива к вмешательству.
  3. процесс обеспечения конфиденциальности, целостности и доступности информации.

21) Констатирующий эксперимент характеризуется...

  1. Используют для проверки определенных предположений, сводится к контролю за результатами внешних воздействий на объект исследования с учетом его состояния.
  2. Направлен на создание условий формирования новых полезных свойств и качеств объекта.
  3. Вид исследований на применение математики и компьютера как технической базы при использовании математических моделей.

22) Погрешность – это…

  1. погрешности, причины которых не известны, предсказать и учесть их нельзя.
  2. несовершенство метода измерений или упрощения, допущенные при измерениях.
  3. отклонение результата измерения от истинного значения измеряемой величины.

23) Промахи – это…

  1. грубые погрешности, связанные с ошибками оператора, сбоями в измерительных цепях или неучтенными внешними воздействиями.
  2. отклонение результата измерения от истинного значения измеряемой величины.
  3. погрешности, причины которых не известны, предсказать и учесть их нельзя.

24) Риторическое обращение — это...

  1. использование особенностей устройства и функционирования знаковых систем, и прежде всего естественного языка, с целью построения разных сообщений.
  2. речь, носящая условный характер, в ней главную роль играет не текст, а интонация обращения.
  3. влияние на человека в процессе общения с помощью различных приемов с целью изменить его взгляды и мнения или побудить к каким-либо действиям.

25) Коммуникативные неудачи — это...

  1. ошибки в общении, при которых не решаются поставленные коммуникативные задачи.
  2. процесс передачи информации от отправителя к получателю через сложные речевые обороты.
  3. ситуация, при которой не достигнута коммуникативная цель, a также отсутствие взаимопонимания и согласия между участниками общения.

Критерии оценивания теста:

Отметка

Количество баллов

Отметка «5» - зачет.

22-25

Отметка «4» - зачет.

17-21

Отметка «3» - зачет.

12-16

Отметка «2» - незачёт.

0-11

2. Журнал учебной группы.

3. Зачетная ведомость.
4. Зачетные книжки студентов.

Оценки запланированных результатов по учебной дисциплине.

Результаты обучения

Критерии оценки

Знать:

1.        основы методологии проектной и исследовательской деятельности;

2.        структуру и правила оформления проектной и исследовательской работы;

3.        характерные признаки проектных и исследовательских работ;

4.        этапы проектирования и научного исследования;

5.        формы и методы проектирования, учебного и научного исследования;

6.        требования, предъявляемые к защите проекта, реферата, курсовой и выпускной квалификационной работы.

  • Демонстрирует понимание основных методологий проектной и исследовательской деятельности;
  • анализирует структуру проектной и исследовательской работы;
  • свободно определяет характерные признаки проектных и исследовательских работ;
  • демонстрирует понимание форм и методов проектирования, учебного и научного исследования;
  • ориентируется в требованиях, предъявляемых к защите проекта, реферата, курсовой и выпускной квалификационной работы.

Уметь:

1.        формулировать тему проектной и исследовательской работы, доказывать её актуальность;

2.        составлять индивидуальный план проектной и исследовательской работы;

3.        выделять объект и предмет исследования;

4.        определять цели и задачи проектной и исследовательской работы;

5.        работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме;

6.        выбирать и применять на практике методы исследовательской работы, адекватные задачам исследования;

7.        оформлять теоретические и экспериментальные результаты исследовательской и проектной работы;

8.        оформлять результаты проектной и исследовательской работы;

9.        работать с различными информационными ресурсами;

10.        разрабатывать и защищать проекты различных типологий;

11.        оформлять и защищать учебно-исследовательские работы (реферат, курсовую и выпускную квалификационную работу).

  • Самостоятельно формулирует тему проектной и исследовательской работы;
  • самостоятельно составляет индивидуальный план проектной и исследовательской работы;
  • самостоятельно выделяет объект и предмет исследования;
  • самостоятельно определяет цели и задачи проектной и исследовательской работы;
  • демонстрирует понимание работы с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитирует, оформляет библиографические ссылки, составляет библиографический список по проблеме.

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.

  • Демонстрирует понимание сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявляет к ней устойчивый интерес;
  • самостоятельно принимает решения, оценивает риски и принимает решения в нестандартных ситуациях;
  • осуществляет поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
  • использует информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
  • самостоятельно определяет задачи профессионального и личностного развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.13 Основы проектной деятельности

      РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОУД.13 Основы проектной деятельностидля профессии15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки))...

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.13 Основы проектной деятельности

КИМ учебной дисциплины ОУД.13 Основы проектной деятельности является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (на...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.13 Основы проектной деятельности

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 15.01.33 Токарь на станках с числовым программным управлением, входящей в укрупненную ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПОО.01 Основы проектной деятельности для профессии 15.01.35 Мастер слесарных работ

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 15.01.35 Мастер слесарных работ, входящей в укрупненную группу специальностей 15.00.00...

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПОО.01 Основы проектной деятельности

КИМ учебной дисциплины ОУД.13 Основы проектной деятельности является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 15.01.35 Мастер слесарных работ, входящей в укрупненную группу ...

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.18 Основы проектной деятельности

       Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по професси...

Рабочая программа вариаивной учебной дисциплины ОДВ.14 Основы проектной деятельности

Учебная дисциплина ОДв.14 Основы проектной деятельности является вариативной частью общеобразовательного цикла и направлена на реализацию среднего общего образования в пределах освоения образовательно...