Проектное образование
статья

Анализ проектного образования в среднем профессиональном образовании .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnoe_obrazovanie.docx29.52 КБ

Предварительный просмотр:

Александров Юрий Васильевич

Проектное образование

Метод проектов позволяет решать задачи формирования и развития

всех перечисленных выше интеллектуальных умений критического и творческого мышления. Метод проектов всегда предполагает решение проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой –необходимость интегрирования  знаний и умений из различных сфер науки , техники, технологии, творческих областей. Проектное образование- способ организации учебного процесса, основанный на совокупности приема и действий обучающих в их определенной последовательности, для достижения поставленной задачи –решения определенной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. Если же говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Проектное образование являет собой совокупность  самых современных подходов к обучению. Задача-создания такой рабочей атмосферы, которая стимулировала их мыслительную,  коммуникативную  и творческую деятельность. Руководитель может подсказать новые источники информации или просто направить мысль обучающихся в нужное сторону для самостоятельного поиска. В результате обучающиеся должны самостоятельно и совместными усилиями решить проблему, применив необходимые знания получить реальный результат. Решения проблемы, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности. Проект –это совокупность определенных действий, документов,  предварительных тестов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоритического продукта. Цель проектного обучения – стимулировать интерес студентов к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний; через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

       Цели обучения, основанного на проектах.

Для студентов

-самостоятельно и с охотой получают знания из разных источников;

-учатся пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач;

-приобретают коммуникативные умения, работая в разных группах;

-развивают свои исследовательские умения ( выявления проблемы, сбор информации из литературы, документов и т.д., наблюдение, эксперимент, анализ, построение гипотез, обобщение);

-развивают критическое мышление.

        Роль  преподавателя в проектном обучении:

-инициировать идеи проекта или создать условия для появления идеи проекта, а также оказать помощь в первоначальном планировании.

-роль помощника, консультанта по отдельным вопросам, источника дополнительной информации. Существенная роль отводится координации действий между отдельными группами и участниками проекта;

-роль преподавателя контрольно- оценочной функции, так как преподавателю следует принять участия в подведении итогов работы в качестве независимого эксперта.

        Положительные стороны проектного обучения:

-навыки самообразования и самоконтроля;

-моделируется реальная технологическая цепочка: задача результат;

-навыки групповой деятельности;

-индивидуальный подход;

-интерес к познавательной деятельности;

        Отрицательные проектного образования:

-возрастает нагрузка на учителя;

-студент часто попадает в стрессовую ситуацию;

-психологические коммуникативные проблемы;

-проблема субъективной оценки;

-принципы системности и научности знаний не реализуются.

Курсовой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных дисциплин с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность.  

  1. Цели и задачи курсового проектирования.

Цель выполнения курсового проекта - создать условия для формирования универсальных учебных действий обучающихся, развития их способностей к исследовательской и проектной деятельности.

Задачи:

  • обучение целеполаганию и планированию при осуществлении учебно-исследовательской и проектной деятельности;
  • формирование навыков сбора и обработки информации, материалов;
  • развитие умения анализировать, креативности и критического мышления;
  • формирование и развитие навыков публичного выступления.

Предметные результаты освоения программы дисциплин.

Курсовой проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).

Курсовой проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством преподавателя по выбранной теме в рамках одной или нескольких изучаемых учебных предметов

Результаты выполнения курсового проекта должны отражать:

  • сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
  • способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
  • сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, в результате использования знаний одной или нескольких учебных дисциплин или предметных областей;
  • способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентация полученных результатов.

Курсовой проект выполняется обучающимся в рамках учебного времени, отведённого учебным планом на внеаудиторную самостоятельную работу, и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, инновационного, конструкторского, инженерного.

В результате выполнения курсового проекта обучающиеся должны знать:

  • основы методологии исследовательской и проектной деятельности;
  • структуру и правила оформления исследовательской и проектной работы.

должны уметь:

  • формулировать тему исследовательской и проектной работы;
  • составлять индивидуальный план исследовательской и проектной работы;
  • выделять объект и предмет исследовательской и проектной работы;
  • определять цель и задачи исследовательской и проектной работы;
  • работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме;
  • выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности, адекватные задачам исследования;
  • оформлять теоретические и экспериментальные результаты исследовательской и проектной работы;
  • описывать результаты наблюдений, обсуждения полученных фактов;
  • проводить опыт в соответствии с задачами, объяснять результаты;
  • проводить измерения с помощью различных приборов;
  • выполнять письменные инструкции правил безопасности;
  • оформлять результаты исследования с помощью описания фактов, составления простых таблиц, графиков, формулирования выводов.

должны владеть понятиями.

  • абстракция,
  • анализ,
  • апробация,
  • библиография,
  • гипотеза исследования,
  • закон,
  • концепция,
  • моделирование,
  • наблюдение,
  • наука,
  • обобщение,
  • объект исследования,
  • предмет исследования,
  • принцип,
  • рецензия,
  • синтез,
  • сравнение,
  • теория,
  • факт.
  1. Содержательный раздел
  1. Выбор темы
  • Обучающиеся выбирают тему курсового проекта самостоятельно из перечня предлагаемых тем либо формулируют ее сами;
  • темы проектов должны быть рассмотрены и утверждены заместителем директора по УР.
  1. Направление проекта, тип, вид.
  • Практико-ориентированный, прикладной.
  • направлен на решение какой-либо проблемы, на практическое воплощение в жизнь какой-то идеи. На выходе представляется конкретный продукт.
  • Конструкторский
  • предполагает создание материального объекта, макета, иного конструкторского изделия, с полным описанием и научным обоснованием его изготовления и применения. При необходимости предполагается экономическая оценка или экологическая экспертиза
  1. Продукт проекта
  • материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
  1. Назначение руководителя

Руководителем проекта является преподаватель дисциплины, по тематике которой выполняется курсовой проект.

В задачу руководителя входит:

  • консультирование и оказание методической помощи обучающимся в ходе выполнения проектов, контроль своевременности выполнения этапов проектов;
  • ведение мониторинга качества обученности обучающихся.
  1. Этапы проекта

Организационно-подготовительный этап:

  • формулировка темы индивидуального проекта;
  • разработка основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы, на которые обучающиеся должны ответить в результате работы над курсовым проектом.

Основной этап (планирование и выполнение проекта, формулирование выводов, оформление результатов):

  • составление плана выполнения проекта приложение А
  • определение источников необходимой информации;
  • определение способов сбора и анализа информации:
  • определение способа представления результатов (формы проекта);
  • установление процедур и критериев оценки результатов проекта;
  • сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.);
  • выявление и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта;
  • выбор оптимального варианта хода проекта;
  • поэтапное выполнение задач проекта.
  • анализ информации;
  • формулирование выводов, составление рекомендаций.
  • оформление результатов.

Заключительный этап:

  • доработка проектов с учетом замечаний и предложений;
  • подготовка к публичной защите проектов, подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет), анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого;
  • представление (защита) проекта и оценка его результатов: публичная защита проектов заключается в представлении их комиссии. Результаты выполнения проекта оцениваются комиссией по итогам рассмотрения представленного продукта с краткой пояснительной запиской и презентацией обучающегося.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа по теме: Проектная методика - педагогическая технология нового образования

Краткая телрия о проектной методике и подробный конспект конкурса основанного на данной методике....

Реализация регионального содержания образования через проектную деятельность студентов СПО в условиях введения ФГОС

В статье раскывается вопрос реализации регионального содержания образования через проектную деятельность студентов СПО в условиях введения ФГОС...

Реализация регионального содержания образования через проектную деятельность студентов СПО в условиях введения ФГОС

В статье раскрывается вопрос реализации регионального содержания образования через проектную деятельность студентов СПО в условиях введения ФГОС...

Реализация регионального содержания образования через проектную деятельность студентов СПО в условиях введения ФГОС

В статье раскрывается вопрос реализации регионального образования через проектную деятельность студентов СПО в условиях введения ФГОС...

ПК 4.5 Исследовательская и проектная деятельность в области начального образования

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования....

Проектные технологии в современном образовании

Особенность нашего времени – это потребность в предприимчивых, деловых, компетентных специалистах в той или иной сфере общественной, социальной, экономической и производственной деятельности. И ...