Тема урока: «МЕТАЛЛЫ И ИХ СПЛАВЫ»
план-конспект занятия

Братчиков Александр Станиславович

Группа: Сварщики

Тип урока: комбинированный

Время:45 минут

Цели урока:

Обучающая -  дать понятие о сплавах, их классификации и свойствах; познакомить с важнейшими сплавами и их ролью в жизни общества с использованием уже имеющихся знаний;

Воспитывающая – воспитывать интерес к техническим предметам через связь с профессией, умение делать выводы и работать в группе;

Развивающая – развивать  профессиональную грамотность, кругозор, логическое мышление.

Задачи:
image1. Сформировать у обучающихся знания о сплавах металлов.
image2. Способствовать развитию умений применять знания на практике.
image3.    Воспитывать у обучающихся самостоятельность в работе.

Оборудование: телевизор, коллекция сплавов цветных и чёрных металлов (чугуны и стали, алюминий и медь), изделия из сплавов.

Методы урока: объяснение, рассказ, беседа, самостоятельная работа с учебником.

Демонстрации: коллекция сплавов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_bratchikov_a.s.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «МЕТАЛЛЫ И ИХ СПЛАВЫ»

Группа: Сварщики

Тип урока: комбинированный

Время:45 минут

Цели урока:

Обучающая -  дать понятие о сплавах, их классификации и свойствах; познакомить с важнейшими сплавами и их ролью в жизни общества с использованием уже имеющихся знаний;

Воспитывающая – воспитывать интерес к техническим предметам через связь с профессией, умение делать выводы и работать в группе;

Развивающая – развивать  профессиональную грамотность, кругозор, логическое мышление.

Задачи: 
1. Сформировать у обучающихся знания о сплавах металлов.
2. Способствовать развитию умений применять знания на практике.
3.    Воспитывать у обучающихся самостоятельность в работе.

Оборудование: телевизор, коллекция сплавов цветных и чёрных металлов (чугуны и стали, алюминий и медь), изделия из сплавов.

Методы урока: объяснение, рассказ, беседа, самостоятельная работа с учебником.

Демонстрации: коллекция сплавов.

Ход урока:

I. Повторение пройденного материала

  1. Способность материала деформироваться с минимальным сопротивлением, под воздействием внешней нагрузки, принимая и сохраняя заданную форму. (ковкость)
  2. Способность материала  сопротивляться проникновению в него инородного тела. (твёрдость)
  3. Как называется неравномерность свойств в разных направлениях. (анизотропия)
  4. Способность материала сопротивляться поверхностному разрушению под действием внешнего трения. (износостойкость)
  5. Способность материала сопротивляться деформации или разрушению под действием внешних сил. (прочность)
  6. Способность твёрдых материалов изменять без разрушения форму и размеры под влиянием внешней нагрузки, устойчиво сохраняя их после ее снятия. (пластичность)
  7. Способность материала образовывать неразъемное соединение с комплексом свойств, обеспечивающих работоспособность конструкции. (свариваемость)
  8. Свойство материала поддаваться обработке резанием.  (обрабатываемость)

II. Изложение программного материала 
  Металл как конструкционный материал играет огромную роль в жизни человека. Металлы в технике применяют в виде сплавов, но не в чистом виде. Их получают путем смешивания в расплавленном состоянии двух или нескольких металлов в точно определенном соотношении. Сплав – материал, получаемый путем смешивания в расплавленном виде двух или более металлов в определенном соотношении.
Все металлы и сплавы подразделяют на черные и цветные. К черным как вы думаете, какие металлы и сплавы относятся?.  Железо и сплавы на его основе – чугун и сталь, все остальные металлы и сплавы – цветные.
Теперь перечислим наиболее часто применяемые сплавы:

1. История появления стали и чугуна. (Демонстрация видеофрагмента)

     Сталь – это сплав железа с углеродом, в котором содержание углерода менее 2,14%. Сталь является прочным и пластичным материалом, хорошо поддающимся механической обработке.

Что изготовляют из стали? {Из стали делают инструменты, детали машин и конструкций.}
     Чугун – это сплав железа с углеродом, в котором содержание углерода от 2,14 до 6,67%. Чугун – сплав хрупкий, но твёрдый, к тому же обладает хорошей жидкотекучестью, поэтому из него получают сложные и качественные отливки. Как в думаете что изготавливают из чугуна? (батареи, ванны, мойки, колонны, художественное литьё).

   Латунь – сплав меди с цинком, обладает высокой пластичностью, твердостью и коррозионной стойкостью.

Что же изготавливают из латуни? Из этого следует, что латунь применяется… (для изготовления деталей, работающих в условиях повышенной влажности, и в электротехнике: гайки, болты, пружины, трубы)
  Бронза – сплав меди с оловом, свинцом или алюминием. Имеет высокую прочность, твердость, хорошо обрабатывается резанием и обладает коррозионной стойкостью.

Что изготовляют из бронзы? (Применяется для изготовления водопроводных кранов, зубчатых колёс, для отливки художественных изделий.)
     Дюралюминий (дюраль) – сплав алюминия с медью, магнием или цинком. Хорошо поддается обработке, обладает высокой коррозионной стойкостью
. Недостаток дюралюминов — низкая коррозионная стойкость, изделия требуют тщательной защиты от коррозии. Листы дюралюминов, как правило, плакируют чистым алюминием

Итак, где же применяется дюраль? (Применяется в авиации, машиностроении и строительстве.)

III. Практическая работа 
Тема: пользуясь справочной литературой        заполните таблицу. Сравните свойства и сделайте вывод.
Инструменты и материалы: ручка, тетрадь, таблица, справочник.

Таблица

№ п/п

Наименование сплава

Из чего состоит

Удельная теплоёмкость

Удельное электрическое сопротивление

Температура плавления

Плотность

Маркировка

Применение

1.

Сталь

это сплав железа с углеродом, в котором содержание углерода менее 2,14%.

2.

Чугун

это сплав железа с углеродом, в котором содержание углерода от 2,14 до 6,67%.

3.

Латунь

сплав меди с цинком

4.

Бронза

сплав меди с оловом, свинцом или алюминием

5.

Дюралюминий

сплав алюминия с медью, магнием или цинком.

Ход работы:

   1. Внимательно посмотрите на таблицу;
2. Изучите справочные материалы;
3. Заполните таблицу.
IV. Итог урока 
Подведение итогов урока. Выявление общих ошибок и их устранение. Сравните свою таблицу с эталоном и исправьте ошибки.

№ п/п

Наименование сплава

Из чего состоит

Удельная теплоёмкость

Удельное электрическое сопротивление

Температура плавления

Плотность

Маркировка

Применение

1.

Сталь

это сплав железа с углеродом, в котором содержание углерода менее 2,14%.

при 20 °C: 462 Дж/(кг·°C)

(0,1)×10−6 Ом·м

1450—1520 °C

7700—7900 кг/м³

35, 40, 35Л, 40 ХН, 35 ХМ, 45 ГЛ, 40 Х и др.

инструменты, детали машин и конструкций.

2.

Чугун

это сплав железа с углеродом, в котором содержание углерода от 2,14 до 6,67%.

При 20 о С: 500 Дж/(кг·°C)

100.000 · 10 − 8 (Ом · Метр)

1200 -1500 °C

7000 – 7800 кг/м³

П1, П2, ПЛ1, ПЛП2, ПФ1, ПВК1, АЧС, АЧВ, АЧК, Ч и др.

батареи, ванны, мойки, колонны, художественное литьё

3.

Латунь

сплав меди с цинком

при 20 °C —377 Дж/(кг·°C)

(0,07-0,08)×10−6 Ом·м

880—950° С

8300—8700 кг/м³

Л70, ЛАЖ60-1-1, ЛЦ40Мц1,5,  и др.

для изготовления деталей, работающих в условиях повышенной влажности, и в электротехнике: гайки, болты, пружины, трубы

4.

Бронза

сплав меди с оловом, свинцом или алюминием

при 20 °C 385 Дж/(кг·°C)

(0,02)×10−6 Ом·м

930—1140 °C

7500-8800 кг/м³

Бр. ОЦС4-4-2,5, БрОФ6,5-0,4, БрО4Ц4С17, БрС30  и др.

для изготовления водопроводных кранов, зубчатых колёс, для отливки художественных изделий

5.

Дюралюминий

сплав алюминия с медью, магнием или цинком.

при 20 °C 920 Дж/(кг·°C)

2.700 · 10 − 8 (Ом · Метр)

650 °C

2500—2800 кг/м³

Д1, Д16, Д18, В65, Д19, В17, ВАД1 и др.

изготовление каркаса дирижаблей жёсткой конструкции, в самолётостроении, строительстве.

Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профессионального модуля "Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех пространственных положениях".

Программа профессионального модуля "Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех пространственных положениях" НПО по профессии 150709.02 Сварщик (электрос...

Программа учебной практики профессионального модуля "Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех пространственных положениях".

Программа учебной практики профессионального модуля "Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех пространственных положениях" НПО по профессии 150709.02 ...

Содержание учебной практики профессионального модуля "Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех пространственных положениях"

Содержание учебной практики профессионального модуля "Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех пространственных положениях" НПО по профессии 150709.02...

Оценочная ведомость по профессиональному модулю ПМ 02. СВАРКА И РЕЗКА ДЕТАЛЕЙ ИЗ РАЗЛИЧНЫХ СТАЛЕЙ, ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ И ИХ СПЛАВОВ, ЧУГУНОВ ВО ВСЕХ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ

Оценочная ведомость по профессиональному модулю  ПМ 02. СВАРКА И РЕЗКА ДЕТАЛЕЙ ИЗ РАЗЛИЧНЫХ СТАЛЕЙ, ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ И ИХ СПЛАВОВ, ЧУГУНОВ ВО ВСЕХ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ...

Аттестационный лист ПМ 02. СВАРКА И РЕЗКА ДЕТАЛЕЙ ИЗ РАЗЛИЧНЫХ СТАЛЕЙ, ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ И ИХ СПЛАВОВ, ЧУГУНОВ ВО ВСЕХ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ

Аттестационный лист ПМ 02. СВАРКА И РЕЗКА ДЕТАЛЕЙ ИЗ РАЗЛИЧНЫХ СТАЛЕЙ, ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ И ИХ СПЛАВОВ, ЧУГУНОВ ВО ВСЕХ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ...

Открытый урок на тему : "Коррозия металлов и сплавов.Методы защиты от коррозии"

Заранее формируются бригады (по интересам) и каждой бригаде выдаётся задание. - Каждая бригада показывает свою презентацию, которую подготовил в домашних условиях, пользуясь материалами интернета. зна...

Учебный элемент: Техника ручной дуговой сварки стыковых соединений в нижнем положении ПМ. 02 Сварка и резка деталей и узлов машин, цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех пространственных положениях шва

Урок должен быть построен таким образом, что бы обучающиеся могли раскрыть себя, показать свои способности и понять, что эти знания им пригодятся в жизни. Кроме этого, я считаю, что нужно использовать...