Урок по труду в 4 классе 8 вида "Подарок родному городу"
методическая разработка по теме

Раздел: работа с бумагой и картоном. Тема урока : "Вырезание по криволиней ному контуру". Тема коллективной работы: коллективный творческий проект "Подарок родному городу". Цель урока: создание условий для реализации личностной функции каждого ребенка в данном классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Разметка и вырезание из бумаги по шаблонам сложной конфигурации»

Тема коллективной работы: творческий проект «Подарок родному городу»

Цель: Создание условий для реализации личностной функции каждого ребенка с недостатками интеллектуального развития в данном классе

Задачи урока:

  1. Совершенствовать умения вырезания из бумаги
  2. Создать условия для проявления активности и творческой инициативы всех педагогических групп у/о учащихся в процессе работы над проектом. Побудить детей к логическому мышлению для рационального выбора вариантов решения творческих задач
  3. Развивать у у/о школьников: умение использовать приобретенные знания и практические умения в новых условиях, умение делиться полученной информацией с другими членами группы и самостоятельно решать возникающие проблемы
  4. Создание толерантной среды: терпимость, взаимная ответственность, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности, предоставление каждому возможности для самореализации и самовыражении
  5. Воспитание в детях любви к родному городу, расширение кругозора

Ожидаемый результат: группы не просто повторят, а предложат свой вариант оформления центральной городской площади.

Данный урок – второй в разделе «Работа с бумагой и картоном» ( IIчетверть) по предмету «Трудовое обучение. 4 класс» (Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида. Подготовительный и 1-4 классы. – Москва, 2001.)

Оснащение урока:

Художественные материалы: бумага цветная и белая, журнальные вырезки, самоклеющаяся  пленка, тесьма кружево, вата, фольга, пряжа, трубочки для коктейля,  бисер;  гуашевые краски, фломастеры, скотч, клей.

Оформление доски: словарь, инструкционная карта, заготовка работы

Технические средства: ведется показ компьютерной презентации

В кабинете вдоль окна стоят парты с материалами. В задней части класса несколько сдвоенных парт для практической работы групп;  парта для ребенка со сложным дефектом развития, работающего индивидуально с учителем. Отдельно – стульчики , на которых будут сидеть дети во время просмотра компьютерной презентации и на заключительном этапе урока. На стенах выставка фоторабот, посвященных нашему городу.

Преобладающий метод обучения: познавательный через самостоятельную деятельность.

Стиль взаимодействия с ребенком – диалог. Формы организации деятельности: групповые и индивидуальные.

На уроке проводилась индивидуальная работа ( ребенок со сложным дефектом вырезал фигурки людей по обозначенному контуру). Три рабочих группы были сформированы так, чтобы в них вошли дети с разным уровнем развития

На уроке соблюдался охранительный режим.

Конспект урока.

  1. Организационный момент и суггестивная подготовка.

Ребята, сегодня у нас урок творчества. А  творчество – это источник доброты, истины и красоты. Давайте сядем поудобнее, улыбнемся друг другу.

Слайд «Осень»

- Скажите, какое время года вы видите на экране?

- Почему вы так думаете?

   Внимательно посмотрите на экран , вдохните…

А теперь выдохните беспокойство, плохое самочувствие, плохое настроение. Забудьте о них.

Медленно вдохните… представьте себе, что вы вдыхаете сладковатый сырой запах осенних листьев, чистый и прозрачный осенний воздух, растворяете в себе тепло и энергию солнечных лучей. Эта энергия поможет вам быть внимательными, наблюдательными и умелыми.

  1. Вводная беседа.

Слайд «Бык»

Что это? (Символ нашего города – бык с чашей соли на спине.)

Слайд «Обелиск»

- А это? (Обелиск Победы в честь горожан, сражавшихся на фронтах ВОВ)

Слайд «Краеведческий музей»

- А это? ( Наш краеведческий музей).

Слайд «Пенек»

- Узнаете ли вы это место? ( Пенек возле дверей школы)

Слайд «Энгельс – 260»

- В каком городе расположено все то, что вы увидели?

- Любите ли вы наш город?

- За что?

- А знаете ли вы, сколько лет уже исполнилось нашему городу?

Не так давно в краеведческом музее прошла выставка фоторабот зубного врача и просто замечательного человека, влюбленного в свой родной город, Эльзы Петровны Петровой. Частью этих фотографий оформлен сегодня наш класс.

Серия слайдов во время рассказа

Да, наш город замечательный!

СЛ. Слобода солевозов, город Покровск, столица республики немцев Поволжья, современный Энгельс – это место, где в разное время родились и жили:

СЛ. Писатель Лев Кассиль

СЛ. Художник Александр Мыльников

СЛ. Композитор Альфред Шнитке и другие наши знаменитые земляки

СЛ. Город, где во время Отечественной войны взмыли в небо самолеты «Ночные ведьмы» знаменитой женской эскадрильи Марины Расковой

СЛ. И приземлился первый в мире космонавт Юрий Гагарин

СЛ. Город, откуда уходят по дорогам России и в другие страны комфортабельные троллейбусы

СЛ. И куда приезжают полюбоваться волжскими просторами сотни гостей из разных уголков нашей страны.

Я знаю, что почти все вы родились в Энгельсе. Энгельс – это ваша малая родина.

Слайд «Энгельс-лето»

Iэтап: Погружение в проект.

Слайд «Энгельс-осень»

Красив наш город в любое время года, но особенно хороша в нашем городе золотая осень. Она всегда вдохновляла поэтов, писателей, композиторов, художников.

Слайд «Вебер»

Вот посмотрите, какой изобразил осень еще один наш знаменитый земляк художник Яков Вебер.

А Лев Кассиль, например, в своей знаменитой книге о нашем городе «Кондуит и Швамбрания» сравнивал осенний наряд города с рыжим лисьим воротником на шубе. Почему?

А другой наш земляк, поэт и учитель  Иван Ионович Уваров писал:

Слайды «Уваров-парк»

Я так давно на Волге не был,

Хоть память все сюда звала,

Где над водою чайки в небе

Простерли белые крыла.

Шагаю по листве увядшей,

Нет ни забот тебе, ни дел.

Смотрю, как выросли деревья,

Как парк любимый постарел…

Слайд «Энгельс-лето»

- Где расположен городской парк?

Нашему городскому парку (или как его раньше называли «городскому саду») много лет. Он всегда был и остается любимым местом отдыха горожан. Часто бываем там и мы.

В последний раз мы были в парке и на площади перед парком месяц назад.

- Какие деревья вы видели в парке?

Что еще вы там видели?

Как вы думает а могли бы мы что-то подарить нашему замечательному городу? А какой подарок больше ценится: купленный в магазине или сделанный своими руками?

Вы правы, подарок, сделанный своими руками лучше, потому что он несет в себе теплоту нашей души, нашу любовь. И как раз сейчас у нас есть такая возможность сделать какую-нибудь поделку в подарок нашему городу. Хотите?

Но ведь если каждый из вас сделает по одной поделке, то большой красивой работы, которую не стыдно подарить родному городу, не получится. Что же делать?

Может быть нужно сделать одну красивую общую коллективную работу, как вы считаете?

Центральное место, сердце нашего города – наш парк и наша городская площадь. Поэтому, я предлагаю вам сделать работу, на которой они были бы изображены. Вот – основа нашей будущей работы (открываю заготовку). Каждый из вас видит на слайде как выглядит наша площадь. Но, может быть, вы предложите свой проект оформления этого места: что-то измените или добавите.

ПРОЕКТ (вешаю карточку со словом на доску в раздел «Словарь»), как вы уже знаете – это придумывание. Разработка и исполнение своего замысла.

3.Физминутка

- Что это? (это вход в парк) такой вход называется РОТОНДА(вешаю карточку со словом на доску в раздел «Словарь»). Покажите руками, какие арки у ротонды. Что на заднем плане сразу за ротондой? Покажите , какие высокие деревья в парке, какие раскидистые. Налетел ветер, деревья закачались… что мы видим на переднем плане? Присядьте, покажите, какие маленькие цветочки на клумбе. Поднимите голову вверх, посмотрите на верхушки деревьев. Опустите вниз – посмотрите на цветочки на клумбе.

 II этап. Организация деятельности.

А как вы думаете, из какого материала мы будем делать основные детали нашей будущей картины? ( из бумаги)

Мы будем использовать один прием, который очень экономит время. Когда-то вы уже использовали его в своих работах. Он называется СИММЕТРИЧНОЕ ВЫРЕЗАНИ Е(вешаю карточку со словом на доску в раздел «Словарь»).

Выполняется он так:

  1. Работа с инструкционной картой.
  1. Сложить бумагу пополам лицевой стороной внутрь.
  2. Положить шаблон строго к сгибу листа.

- Рисовать дерево или цветок можно самим, а можно воспользоваться шаблоном. На уроке развития речи мы уже говорили о кронах деревьев: о цвете их осенней кроны и ее форме.

- Кстати, узнали ли вы это дерево? (береза)

- Обратите внимание, что шаблоны  есть сложнее, есть попроще: выбирайте по своему вкусу и по силам

  1. Обвести шаблон

- какой инструмент вам понадобится на данном этапе работы? (простой карандаш)

- что нужно сделать дальше?

  1. Вырезать

- каким инструментом воспользуетесь? (ножницами)

- что будете делать с вырезанными деталями будущей картины? (приклеивать, куда вы задумали)

- что вам понадобится, чтобы приклеить вашу деталь?

(клеящий карандаш)

Давайте обговорим еще кое-что, но сначала вспомним стихотворение, которое читала на школьном празднике «Золотая осень» наша Кристина (девочка читает):

…Красит рыжим, алым, синим,

Разбавляет краски ливнем,

Чтобы вышло разноцветным,

Но совсем не так, как летом.

Отгадать загадку просим,

Кто художник этот? (осень)

Слайд «Энгельс лето/осень»

- Почему в стихотворении говорится «чтобы вышло разноцветным,

но совсем не так, как летом»?

- Посмотрите на экран и скажите, чем краски лета отличаются от красок осени? ( палитра осени: зеленовато-желтый, желтый, оранжевый, красный, пурпурный (бордо), желтовато-коричневый (охристый), светло-коричневый)

В своей работе, выбирая бумагу нужного вам цвета, не забывайте об осенней палитре ( палитра- подбор красочных сочетаний в картине, цветовая гамма) .

Встаньте со своих стульев и подойдите к этому столу ( на столе разложены все художественные материалы, которые дети могут использовать при создании работы; лежат краски, карандаши, фломастеры; стоит клей и т.д.)

- Какие материалы вы на нем видите?

На сегодняшнем уроке вы сами будете выбирать, с какими материалами, кроме бумаги вы будете работать. Помните, что изделия, в котором используются различные материалы и техники работы называется КОЛЛАЖ (вешаю карточку со словом на доску в раздел «Словарь»).

- Все необходимые нам инструменты находятся на рабочих столах

Слайд «Дети»

Остается выяснить, как же мы будем работать?

Мы будем работать в ГРУППАХ и парах ( разбить детей на группы и рассадить на места, дети выбирают командиров групп)

1 ребенок- индивидуальная работа.

Давайте же вспомним «Правила работы в группе»

  1. Каждый имеет право высказывать свое мнение
  2. Обязан выслушать и понять другого
  3. Говорить тихо
  4. Нести личную ответственность за порученную ему часть общего дела
  5. Помогать друг другу

Слайд «Дети/Правила техники безопасности»

Ну и ,конечно, выполнять ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ ( обсуждение ТБ при работе с ножницами, клеем)

5.Пальчиковая гимнастика.

III этап проекта: Осуществление деятельности ( 6. Практическая работа)

Изготовление изделия (у каждой группы свой фрагмент общей картины: два задних плана парка, левый и правый, передний план, у ребенка, работающего индивидуально – фигурки людей. Дополнения, исправления в конструкции, в форме, в технологии работы (учитель ненавязчиво контролирует, дает новые знания, если возникает необходимость), следит за соблюдением правил ТБ, работает индивидуально по заданию с ребенком, имеющим сложный дефект. Во время практической работы проводится зрительная физминутка.

IVэтап: Презентация  (7.Итог урока)

Каждая группа коротко представляет свою работу, которую учитель прикрепляет на ее место на заготовке. Командиры каждой группы рассказывают о ней придерживаясь следующей памятки, которая вешается на доску:

  1. Что делали и что добавили своего?
  2. Какие проблемы возникали?
  3. Как они решались?
  4. Что было трудным?
  5. Что понравилось ?
  6. Какие оценки вы бы поставили своей группе?

- Я считаю, что мы не напрасно провели минуты этого урока вместе. Вы создали прекрасную работу. Все ребята в нашей школе удивятся  порадуются вашему мастерству и творчеству. А потом мы отвезем ее в городской Центр детского и юношеского творчества, где ее смогут увидеть и другие ребята.

- сколько лет уже исполнилось нашему любимому городу?

- что мы делали на уроке?

- какой прием работы с бумагой использовали?

- о чем вы расскажете дома?

8. Заключение.

У нашего знаменитого земляка писателя Льва Кассиля в одной замечательной детской книжке есть девиз ( призыв, которому люди следуют всю жизнь): ОТВАГА, ВЕРНОСТЬ, ТРУД -  ПОБЕДА!

Отвага – это храбрость. Храбро идите навстречу трудностям, которые встретите в жизни. Не бойтесь их.

Верность – дружите. Помогайте друг другу так, как вы делали это сейчас на уроке, не забывайте друг друга, будьте верны вашей детской дружбе, своей малой родине.

Труд – трудитесь на благо нашего родного города, делайте его еще лучше, еще краше, чем сейчас.

И тогда всех вас ждет Победа – все вам удастся, все у вас получится! А мы, учителя, родители и весь наш город будем гордиться вами и радоваться вашим успехам.

Список используемой литературы:

1.Мишин Г.А. Прогулки по старому Покровску – Саратов ,2002.

2.Мишин Г.А. Хроника Покровска – Энгельса – Саратов, 2002.

3.Мишин Г.А. Покровск: к 250-летию основания – Саратов, 1993.

4.Альбом «Страницы истории Покровска – Энгельса» - Энгельс, 2003

5.Комплект открыток «Энгельс» - Саратов, 2003.

6.Школьный перекресток. Литературное творчество педагогов. – Энгельс, 1997.

7.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида. Подготовительный и 1-4 классы. – Москва, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по немецкому языку: Astrachan ist meine Heimatstadt! (Астрахань – мой родной город)

Разработка урока по немецкому языку, содержащая информацию о городе Астрахани на немецком языке, а также грамматический материал....

Разработка урока по немецкому языку: Astrachan ist meine Heimatstadt! (Астрахань – мой родной город)

Разработка урока по немецкому языку, содержащая информацию о городе Астрахани на немецком языке, а также грамматический материал....

СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ КО ДНЮ ОСВОБОЖДЕНИЯ РОДНОГО ГОРОДА ОТ НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИХ ЗАХВАТЧИКОВ « МЫ ДЕТИ ТВОИ ,СИМФЕРОПОЛЬ»

 Мероприятие рассчитано для обучающихся техникумов и колледжей . Его цель: воспитывать у молодого поколения  чувства глубокого уважения и благодарности к ратному подвигу участников Ве...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе Тема: «Мой родной город Стародуб»

Задачи:Образовательные:формировать элементарные представления о происхождении  герба г.Стародуба ;закреплять представления воспитанников о своем родном крае, достопримечательностях  малой...

Открытый классный час на тему: "Объяснение в любви родному городу"

Открытый классный час на тему: "Объяснение в любви родному городу"...

Презентация «Прогулки по родному городу» ко Дню рождения города

Презентация «Прогулки по родному городу» ко Дню рождения города...

Методическая разработка урока – виртуальной экскурсии «По улицам родного города» по ОУП.05 История для студентов I курса

Методическая разработка урока – виртуальной экскурсии«По улицам родного города»по ОУП.05 Историядля студентов I курса...