Программа дополнительного образования "Здоровье моей семьи" ЦДЮТТ
рабочая программа по теме

Программа "Здоровье моей семьи"  разработана для дополнительного образования .Срок обучения 2 года (280 часов). Возраст обучающихся 12-16 лет. Программа модифицированая.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorove_moey_semi-programma.doc152 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образовательная программа «Здоровье моей семьи»  социально-педагогической направленности.

Актуальность программы.

        Привлечение подростков к занятиям на курсе дополнительного образования «Здоровье моей семьи» - это не просто средство чем-то занять их свободное время, но и возможность применять полученные знания и умения в практической деятельности. Это помощь в адаптации к новым экономическим условиям жизни, ориентация на новые социальные отношения. Программа актуальна в ситуации выбора профессии, это школа воспитания любви и милосердия к человеку, уважения к труду медицинского работника, развитие интереса к подходам лечения и здоровья человека, желания не только самому овладеть основами медицинских знаний, но и в создавшихся условиях дома, на улице, в школе суметь помочь нуждающимся.

        Данная программа пробуждает интерес подростков к новому виду деятельности, решает проблему ранней профориентации, отвечает потребностям современных детей и их родителей в организации полезного досуга, то есть, ориентирована на решение актуальных вопросов социализации ребенка.

Педагогическая целесообразность и отличительные особенности данной образовательной программы заключаются в подборе содержания для образовательной деятельности и организации образовательного процесса с помощью конкретно выбранных форм, методов и средств обучения в соответствии с поставленными целями и задачами программы.

Теоретические занятия развивают у воспитанников познавательный интерес к основам медицинских знаний, практические работы развивают умения и навыки выполнения простейших медицинских процедур и практического их применения в повседневной жизни, при уходе за больными в домашних условиях.

Встречи, беседы с медицинским персоналом и выздоравливающими разнопрофильных отделений СПб ГУЗ «Городская больница № 33», Колпино формируют у воспитанников навыки общения с медицинским персоналом и выздоравливающими. Воспитывают уважение к деятельности медицинских работников, вызывают чувства эмпатии к человеку.

Экскурсии в медицинское училище, музей истории развития медицины  в Колпино при СПб ГУЗ «Городская больница № 33», музей гигиены в Санкт-Петербурге – формируют у воспитанников интерес к профессии в медицинской деятельности.

В программе выстроена система процесса обучения, развития и воспитания обучающихся, которая влияет на личность воспитанника в целом и на развитие его специальных способностей. Формирует грамотное и осмысленное осуществление ухода за больными в домашних условиях, а также  способствует ранней профориентации в выборе медицинской профессии.

Использование для практических занятий оборудованного и оснащенного специальными тренажерами Кабинета доклинической практики, способствует развитию мотивации к обучению и быстрому овладению навыками проведения различных медицинских процедур

Цель программы: 

Развитие познавательного интереса к основам медицинских знаний; овладение простейшими медицинскими умениями по уходу за больными и формирование навыков практического их применения; воспитание любви, сострадания и милосердия к человеку.

        Задачи:

1. Обучающие:

- ознакомить с историей зарождения и развития медицины;

- обучить основам гигиены и санитарии;

- научить грамотно и осмысленно осуществлять уход за больным в домашних условиях;

- сформировать навыки и умения выполнять простейшие медицинские процедуры;

- сформировать навыки общения с больными.

2. Развивающие:

- способствовать развитию мотивации к познанию и обучению через изучение истории медицины.

3. Воспитательные:

- воспитать уважение к труду медицинских работников;

- воспитание любви, сострадания и милосердия к человеку.

Условия реализации образовательной программы и режим занятий.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 15-17 лет.

Условия набора. 

В группу принимаются все желающие подростки.

Условия формирования групп:

 Группы формируются из детей разного возраста от 15-17 лет. Допускается дополнительный набор в группы 2-го обучения по результатам тестирования при наличии свободных мест.

Наполняемость учебной группы по годам обучения:

1-ый год обучения – 15 человек

2-ой год обучения – 12 человек.

Срок реализации программы:

Срок реализации программы – 2 года,  по 144 часов в год.

Режим занятий:

1-ый год обучения: 144 часа (2 раза в неделю по 2 часа)

2-ой год обучения: 144 часа (2 раза в неделю по 2 часа)

Формы организации деятельности детей на занятии:

- групповые;

- индивидуально-групповые;

- индивидуальные;

- работа в парах;

- коллективные;

- по звеньям.

Формы занятий:

- встреча с интересными людьми;

- выставка;

- защита реферата;

- тренинг;

- праздник;

- презентация;

- экскурсия;

- рассказ;

- беседа.

Ожидаемые результаты освоения образовательной программы. Обучающиеся:

1. Разовьют познавательный и практический интерес к основам медицинских знаний и смогут применить их в жизни.

2. Смогут раньше сориентироваться в выборе профессии.

3. Будут уметь выполнять правила санитарии и гигиены при уходе за больным в домашних условиях.

4. Научатся грамотно и осмысленно осуществлять уход за больным в домашних условиях.

5. Приобретут навыки и умения выполнять простейшие медицинские процедуры.

6. Воспитают в себе чувство уважения к труду медицинского работника, чувство эмпатии.

7. Будут уметь выполнять простейшие реанимационные мероприятия.

8. Будут владеть приемами оказания неотложной помощи при состояниях опасных для жизни (обморок, боли в сердце, рвота, удушье, боли в животе).

9. Будут уметь владеть технологией накладывания мягких бинтовых повязок при закрытых и открытых повреждениях.

10. Будут уметь владеть способами остановки наружных кровотечений и смогут применить их в случае необходимости в повседневной жизни.

11.  Получат информацию о медицинской деятельности и профессиях медицинских работников.

Для отслеживания результативности работы по программе на протяжении всего процесса обучения осуществляется:

- вводный контроль (сентябрь) в форме первоначальной диагностики (беседа, тест), позволяющий выявить уровень подготовленности и возможности ребят;

- текущий (в течение всего года) или промежуточный контроль производится после прохождения каждой темы, чтобы выявить пробелы в усвоении материала и развитии воспитанников, заканчивающийся коррекцией усвоения материала. Проводится в форме опроса, беседы, собеседования, практической работы;

- итоговый контроль проводится в конце года (май) и позволяет оценить уровень обученности воспитанников за год.

Формы подведения итогов реализации программы:

- собеседование;

- тестирование;

- защита реферата;

- презентация портфолио.

        Выбор формы итоговой аттестации зависит от индивидуальных особенностей воспитанников их возможностей и интереса.

3.1. Учебно-тематический план 1 года обучения.

№ п/п

Раздел, тема

Количество часов

всего

теория

практ.

1.

Комплектование групп. Вводное занятие.

4

2

2

2.

История зарождения и развития медицины

14

6

8

3.

Основы медицинской психологии, этики и деонтологии

12

6

6

4.

Основы гигиены

20

8

12

5.

Основы санитарии

20

8

12

6.

Элементы общего ухода за больными в домашних условиях

54

20

32

7.

Интегрированное занятие - тематический вечер «В кругу семьи»

2

8.

Экскурсии:

Мед.училище № 2 СПб

Музей городской больницы № 33 Колпино

Музей гигиены СПб

6

4

6

6

4

6

9.

Итоговое занятие

4

2

2

ВСЕГО (часов):

144

52

92

4.1. Содержание программы.

Тема 1. Комплектование группы. Вводное занятие.

Тема 1.1. Комплектование группы.

Теория. Знакомство детей друг с другом и педагогом. Игра «Расскажи мне о себе». Этика взаимоотношений. Выявление уровня первичной подготовки детей в данном виде деятельности.

Практика. Экскурсия по учреждению ЦДЮТТ и его территории.

Тема 1.2. Вводное занятие.

Теория. Ознакомить ребят с образовательной программой, правилами работы в объединении и перспективами личностного развития. Разъяснить цели и задачи образовательной программы. Рассказать содержание программы и желаемые результаты 1-го года обучения. Объяснить воспитанникам правила организации учебных занятий и техники безопасности.

Практика. Выбрать актив группы. Сформировать систему передачи информации. Показать выставку фотографий, отражающих результаты работы воспитанников детского объединения.

Тема 2. История зарождения медицины.

Теория 2.1. История зарождения и развития медицины.

Теория 2.2. Зарождение медицины в Древние века. Медицина Древнего Египта, Древнего Китая и Индии.

Теория 2.3. Зарождение медицины Древнего Рима и Греции, Древней Руси и развитие медицины в настоящее время.

Теория 2.4. Представление о здоровье и болезни. Подходы к лечению в Древние века и в настоящее время.

Теория 2.5. Медицина и её отрасли. Методы исследования.

Теория 2.6. Опыт древних и его применение в современных условиях. История развития терапии, хирургии, педиатрии.

Практика. Воспитанникам предлагается по желанию выбрать практикум по истории развития медицины. Практикум предусматривает самостоятельную работу по сбору материала для портфолио, творческой работы, доклада или реферата. В процессе работы воспитанникам создаются условия в работе с различными источниками информации.

Практика. Консультация. Выбор темы, методов, средств и способов работы над выбранной темой.

Практика. Подобрать литературу. Составить план.

Практика.  Составить конспект. Введение. Основная часть. Заключение. Вывод.

Практика. Оформить реферат или творческую работу на бумажном или электронном носителе.

Практика. Подготовить к защите работу. Отрепетировать.

Практика. Защита рефератов.

Практика. Защита творческих работ. Выставка.

Тема 3. Основы медицинской психологии, этики и деонтологии.

Тема 3.1.

Теория. Общие понятия о медицинской психологии, медицинской этике и медицинской деонтологии. Основоположник деонтологических принципов – Гиппократ.

Практика. Решение ситуационных задач по теме «Этика поведения медицинского персонала».

Тема 3.2.

Теория. Элементы деонтологии в деятельности медицинского работника.

Практика. Решение ситуационных задач по теме «Деонтология медицинского работника».

Тема 3.3.

Теория. Этика взаимоотношений между домашней медицинской сестрой и больным, между родственниками больного в домашних условиях.

Практика. Внешний вид домашней медицинской сестры. Гигиена домашней медицинской сестры. Культура обслуживания больного в домашних условиях. Обеспечение безопасности во время работы.

Тема 3.4.

Теория. Психология общения с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, подростками.

Практика. Решение ситуационных задач по теме «Особенности общения воспитанников разного возраста». Воспитанники работают по группам. Обсудить результаты.

Тема 3.5.

Теория. Психология общения с людьми пожилого и старческого возраста.

Практика. Воспитанники делятся на звенья и получают задание: придумать ситуации или задачи на тему «Капризный пациент», решают задачи,  обсуждают результаты, делают выводы.

Тема 3.6.

Теория. Возможные конфликтные ситуации во время ухода за больными в домашних условиях.

Практика. Выполнить упражнение и решить ситуационные задачи по теме «Конфликт и способы его разрешения». Обсудить результаты. Сделать выводы.

Тема 4. Основы гигиены.

Тема 4.1.

Теория. Понятие о гигиене. Виды гигиены. Цели и задачи гигиены. Основоположники гигиены как науки.

Практика. Гигиена жилища. Определить: температурный режим, освещенность, влажность, санитарные нормы на одного человека. Результаты оформить в тетрадь.

Тема 4.2.

Теория. Гигиена воздуха в помещении. Гигиена воды и водоснабжения.

Практика. Определить качество воды. Результаты исследования оформить в тетрадь.

Тема 4.3.

Теория. Гигиена питания. Пищевые отравления.

Практика. Неотложная помощь при пищевых отравлениях. Составить технологические карты неотложной помощи: а) при остром пищевом отравлении; б) при отравлении грибами.

Тема 4.4.

Теория. Личная гигиена школьника (домашней медицинской сестры). Основные правила выполнения воспитанником гигиены дома, в школе, на улице.

Практика. Выполнить мероприятия по уходу за кожей больного на тренажерах (обмывание, обтирание). Последовательность действий записать в тетрадь.

Тема 4.5.

Теория. Гигиена больного в домашних условиях. Постель больного. Значение своевременной смены нательного и постельного белья. Способы перестилания больного (поперечный и продольный).

Практика. Кабинет доклинической практики (ЦДЮТТ). Работа в группах. Приобрести и закрепить навыки перестилания больных поперечным и продольным способами.

Тема 4.6.

Теория. Гигиеническое значение ухода за кожей, волосами, ногтями, ушами, глазами, полостью рта.

Практика. Приобрести и закрепить навыки по уходу за кожей, волосами, ногтями, ушами, глазами, полостью рта на тренажерах.

Тема 4.7.

Теория. Гигиена кожи у тяжелобольных. Пролежни. Профилактика пролежней.

Практика. Познакомить воспитанников со средствами профилактики пролежней. Приобрести и закрепить навыки по профилактике пролежней на тренажере. Последовательность действий записать в тетрадь.

Тема 4.8.

Теория. Элементы гигиены за тяжелобольными при дефиците самоухода.

Практика. Приобрести и закрепить навыки по подаче судна, мочеприемника больным, процедуре подмывания больных на тренажере.

Тема 4.9., 4.10

Практика. Провести наблюдение правил гигиены, выполняемых в условиях дома или школы. Оформить результаты наблюдений в тетрадь в виде отчета.

Тема 4.11., 4.12.

Практика. Решить задачи разноуровневые по теме «Основы гигиены», 6 вариантов. Ответить на вопросы по собеседованию с педагогом. Выбор текущего контроля знаний зависит от воспитанника и его индивидуальных особенностей.

Тема 5. Основы санитарии.

Тема 5.1.

Теория. Основоположники санитарии как науки.

Практика. Работа с учебником. Прочитать параграф и выписать в тетрадь санитарно-гигиенические требования к температурному режиму жилого помещения, освещению и вентиляции.

Тема 5.2.

Теория. Влияние физических свойств воздуха на здоровье больных. Меры борьбы с шумом и пылью.

Практика. Подобрать материал для санитарного листка на тему «Загрязнение воздуха в помещении и меры борьбы с ним».

Тема 5.3., 5.4.

Практика. Познакомить воспитанников с правилами оформления санитарного листка (памятка). Оформить санитарный лист размером А3. Подготовить текст выступления по школьному радио. Выбор задания зависит от индивидуальности и своих возможностей воспитанника.

Тема 5.5.

Теория. Санитарно-гигиенические требования к больному в домашних условиях.

Тема 5.6.

Теория. Общий санитарный режим дома, в школе.

Тема 5.7.

Теория. Лечебно-охранительный режим больного в домашних условиях.

Практика. Отработать положения тела больного при некоторых состояниях (обморок, сердечный приступ, сильный кашель) на тренажерах.

Тема 5.8.

Теория. Санитарная обработка больного. Виды обработки (полная и частичная).

Практика. Работа с учебником. Записать в конспект последовательность проведения гигиенической ванны больному. При необходимости провести ее в домашних условиях.

Тема 5.9.

Теория. Понятие о педикулезе. Осмотр «больного» и членов семьи на педикулез (головные, платяные, лобковые вши).

Практика. Ознакомить воспитанников с педикулезной укладкой. Провести обработку «больного» с педикулезом, используя современные лекарственные формы.

Тема 5.10.

Теория. Санитарный режим ванного помещения, туалета.

Практика. Составить алгоритм проведения санитарной уборки ванного помещения и туалета.

Тема 5.11.

Практика. Познакомить воспитанников с дезинфицирующими средствами, видами и способами их применения. Развести рабочие растворы хлорамина.

Тема 5.12.

Практика. Текущий контроль. Собеседование по теме «Основы санитарии».

Тема 6. Элементы общего ухода за больными в домашних условиях.

Тема 6.1.

Теория. Понятие об уходе за больными. Роль и значение ухода в процессе выздоровления пациента и профилактике заболеваний.

Практика. Кабинет доклинической практики (ЦДЮТТ). Выполнить перестилания больных различными способами. Приобрести и закрепить навык.

Тема 6.2.

Теория. Уход за больными как лечебный фактор. Особенности этики.

Практика. Ознакомить воспитанников с мероприятиями общего и специального ухода за больными.

Тема 6.3.

Теория. Положение в постели больного при различных заболеваниях.

Практика. Кабинет доклинической практики (ЦДЮТТ). Отработка умений и навыков по теме «Положение больного в постели при различных заболеваниях» (заболевания сердечно-сосудистой системы, заболевания органов дыхания, бронхиальная астма, заболевания нижних конечностей и др.).

Тема 6.4.

Теория. Теплорегуляция. Термометрия.

Практика. Ознакомить воспитанников с различными видами медицинских термометров и правилами измерения температуры. Составить алгоритм измерения температуры.

Тема 6.5.

Теория. Виды лихорадки. Периоды. Особенности ухода за лихорадящими больными.

Практика. Кабинет доклинической практики (ЦДЮТТ). Приобрести и закрепить навыки по уходу за лихорадящими больными.

Тема 6.6.

Теория. Температурный лист. Отражение температуры больного в температурном листе.

Практика. Построить график температурной кривой по заданным параметрам. Определить по графику состояние больного (лизис, кризис) и период плавного постепенного снижения температуры. Результаты оформить в тетрадь.

Тема 6.7.

Теория. Основы рационального питания.

Практика. Составить таблицу распределения в суточном рационе белков, жиров и углеводов для здорового человека. Результаты оформить в тетрадь.

Тема 6.8.

Теория. Основные принципы лечебного питания.

Практика. Работа с учебником. Составить таблицу диетических столов (15). Результаты оформить в тетрадь.

Тема 6.9.

Теория. Виды искусственного питания (через зонд, гастростому).

Практика. Кабинет доклинической практики (ЦДЮТТ). Кормление тяжело больных через зонд. Приобрести и закрепить навыки на манекене.

Тема 6.10.

Теория. Методы простейшей физиотерапии. Применение тепла и холода.

Практика. Кабинет доклинической  практики (ЦДЮТТ). Составить карту технологического процесса постановки грелки больному. Результаты оформить в тетрадь. Приобрести и закрепить навык на манекене.

Тема 6.11.

Теория. Влияние холодовых процедур на организм человека.

Практика. Кабинет доклинической практики (ЦДЮТТ). Составить карту технологического процесса подачи пузыря со льдом больному. Результаты оформить в тетрадь. Наложение гипотермического пакета. Приобрести и закрепить навык на манекене.

Тема 6.12.

Теория. Постановка горчичников. Особенности постановки горчичников детям дошкольного возраста.

Практика. Составить технологию постановки горчичников. Результаты оформить в тетрадь. Поставить горчичники на манекене. Приобрести и закрепить навык.

Тема 6.13.

Теория. Медицинские банки. Показания. Противопоказания. Технология постановки. Осложнения.

Практика. Составить технологическую карту постановки банок. Результаты оформить в тетрадь.

Тема 6.14.

Теория. Оксигенотерапия. Виды оксигенотерапии. Способы применения.

Практика. Кабинет доклинической практики (ЦДЮТТ). Познакомить воспитанников с кислородной подушкой и подачей кислорода больному на манекене. Приобрести и закрепить навык.

Тема 6.15.

Теория. Водолечение. Значение. Местные ванны (теплые, контрастные, холодные).

Практика. Кабинет доклинической практики (ЦДЮТТ). Приготовить теплую, контрастную и холодную ванну согласно технологии температурного режима. Таблицу температурных режимов оформить в тетрадь. Приобрести и закрепить навык по приготовлению ванн.

Тема 6.16.

Теория. Клизмы. Определение. Виды клизм (очистительная, сифонная, масляная, лекарственная, микроклизма).

Практика. Кабинет доклинической практики (ЦДЮТТ). Поставить очистительную клизму на манекене согласно технологической карте. Приобрести и закрепить навык.

Тема 6.17.

Теория. Газоотводная трубка. Показания. Противопоказания. Применение. Возможные осложнения.

Практика. Кабинет доклинической практики (ЦДЮТТ). Поставить газоотводную трубку на манекене согласно технологической карте. Приобрести и закрепить навык.

Тема 6.18.

Теория. Виды и способы дезинфекции. Текущая и заключительная дезинфекция.

Практика. Кабинет доклинической практики (ЦДЮТТ). Продезинфицировать предметы ухода за больными согласно инструкциям.

Тема 6.19.

Теория. Экскурсия в СПб ГУЗ «Городская больница № 33», Колпино (многопрофильный стационар).

Практика. Познакомить воспитанников с работой профильных отделений стационара и работой медицинской сестры.

Тема 6.20.

Теория. Экскурсия в Медицинское училище № 2 (Санкт-Петербург, Волковский пр., дом 106).

Практика. Ознакомить воспитанников с училищем, правилами приема, учебной базой и т.д.

Тема 6.21., 6.22.

Практика. Выбрать тему для итоговой работы (творческой, доклада, реферата, сбор портфолио) в зависимости от своих индивидуальных особенностей, интереса и возможностей. Подобрать литературу, видеоматериалы и др. Составить план работы.

Тема 6.23., 6.24.

Практика. Контроль работы над темой. Консультация для воспитанников по содержанию работы, раскрытию темы, оформлению и др.

Тема 6.25., 6.26.

Практика. Оформить работу на бумажном или электронном носителе.

Тема 6.27.

Практика. Подготовить к защите реферата, творческой работы, доклада .

Тема 7. Интегрированное занятие - тематический вечер «В кругу семьи».

Подготовка презентации. Оформление газет. Разработка сценария и плана проведения вечера. Игры, презентация гостям и родителям полученных знаний умений и навыков, чаепитие.

Тема 8. Экскурсии.

Тема 8.1., 8.2.

Практика. Экскурсия. Музей СПб ГУЗ «Городская больница № 33», Колпино. Познакомить с историей развития медицины в городе Колпино. Составить отчет по экскурсии.

Тема 8.3., 8.4., 8.5.

Практика. Экскурсия. Музей гигиены, Санкт-Петербург. Познакомить с историей развития гигиены, основоположниками, значением гигиены в жизни и здоровье человека. Составить отчет по экскурсии.

Тема 8.6.,8.7., 8.8.

Практика. Экскурсия в музей ВМА. Экскурсия в медицинское училище при ВМА. Познакомиться с учебным заведением, правилами приема в училище, учебной базой и др. Составить отчет по экскурсии.

Тема 9. Итоговое занятие.

Тема 9.1.

Теория. Защита рефератов, творческих работ, докладов и презентация портфолио.

Практика. Подведение итогов учебного года.

        Воспитанники к концу 1-го года обучения:

- ознакомятся с историей зарождения и развития медицины;

- изучат основы гигиены и санитарии;

- научаться выполнять простейшие медицинские процедуры;

- научаться грамотно и осмысленно осуществлять уход за больным в домашних условиях;

-получат информацию о медицинской деятельности и профессиях медицинских работников.

- будут иметь представление об истории зарождения и развития медицины;

будут знать:

-основы медицинской деонтологии и этики;

- основы гигиены;

- основы санитарии;

- элементы общего ухода за больными;

-технологию постановки простейших медицинских процедур (грелка, согревающий компресс, горчичники, пузырь со льдом, очистительная клизма);

- характеристику пульса;

- характеристику дыхания;

- правила оформления реферата;

- правила измерения температуры;

- правила измерения АД кров

будут уметь:

- оформить реферат, творческую работу, доклад;

- собрать портфолио;

- применять основные правила гигиены и санитарии по уходу за больными в домашних условиях;

- проводить туалет больного;

- осуществлять уход за кожей, ногтями, волосами, ушами, глазами, полостью рта больного;

- перестилать больного двумя способами;

- проводить профилактику пролежней;

- выполнять простейшие медицинские процедуры  (поставить - грелку, горчичники, согревающий компресс, пузырь со льдом; измерить - температуру, АД крови; проводить подсчет пульса, подсчет дыхательных движений);

- оказать неотложную помощь при обмороке.

3.2. Учебно-тематический план 2 года обучения.

№ п/п

Раздел, тема

Количество часов

всего

теория

практ.

1.

Вводное занятие. Принципы оказания первой медицинской помощи.

2

2

-

2.

Общее понятие травмы. Закрытые повреждения.

10

2

8

3.

Раны

6

2

4

4.

Кровотечения

10

2

8

5.

Понятие об асептике и антисептики. Химические противомикробные средства.

8

2

6

6.

Повреждения головы и позвоночника

10

2

8

7.

Переломы костей, травматический шок. Неотложная помощь.

8

2

6

8.

Общая десмургия

18

2

16

9.

Частная десмургия

22

2

20

10.

Термические поражения. Ожоги и отморожения. Холодовая травма.

6

2

4

11.

Понятие о реанимации. Простейшие реанимационные мероприятия.

8

2

6

12.

Состояния опасные для жизни (обморок, боли в сердце, острый живот, рвота, удушье). Неотложная помощь.

8

2

6

13.

Транспортная иммобилизация. Транспортировка пострадавших.

18

-

18

14.

Острые отравления. Неотложная помощь.

4

2

2

15.

Домашняя аптечка

4

2

2

16.

Итоговое занятие. Подведение итогов учебного года.

2

2

-

ВСЕГО (часов):

144

30

114

4.2. Содержание программы.

Тема 1. Вводное занятие.

Теория. Сущность и задачи первой медицинской помощи. Принципы оказания первой медицинской помощи.

Тема 2. Общее понятие травмы. Закрытые повреждения.

Теория Закрытые повреждения: ушибы, растяжения связок и сухожилий травмы.

Практика. 2.1Ознакомить воспитанников с перевязочным материалом. Приготовить перевязочный материал.

Практика 2.2 Приобрести и закрепить на тренажере навыки наложения бинтовых повязок при ушибах.

Практика 2.3. Приобрести и закрепить на тренажере навыки наложение бинтовых повязок при растяжениях и разрывах связок.

Практика 2.4. Приобрести и закрепить на тренажере навыки наложения гипотермического пакета и иммобилизирующей повязки для оказания неотложной помощи при травмах, ушибах, переломах.

Тема 3. Раны.

Теория. Раны. Классификация ран. Раневая инфекция. Синдром длительного сдавливания.

Практика 3.1. Приобрести и закрепить на тренажере навыки обработки раневой поверхности.

Практика 3.2. Приобрести и закрепить на тренажере навыки наложения артериального и венозного жгутов.

Тема 4. Кровотечения.

Теория. Виды кровотечений. Признаки артериального, венозного и капиллярного кровотечений. Внутренние кровотечения. Неотложная помощь.

Практика 4.1. Приобрести и закрепить на тренажере навыки обработки раны и наложение давящей повязки при венозном кровотечении.

Практика 4.2. Приобрести и закрепить на тренажере навыки обработки раны и наложение асептической повязки при капиллярном кровотечении.

Практика 4.3. Приобрести и закрепить навыки применения подручных средств при остановке наружных кровотечений.

Практика 4.4. Решить ситуационные задачи по теме «Кровотечения».

Тема 5. Понятие об асептике и антисептике. Химические противомикробные средства.

Теория. Понятие об асептике и антисептике. Правила и способы применения асептики в хирургии. Краткая характеристика некоторых антисептиков. Химические противомикробные средства. Применение.

Практика 5.1. Познакомить воспитанников с лекарственными средствами. Сформировать домашнюю аптечку.

Практика 5.2. Определить непригодность лекарственных средств.

Практика 5.3. Приготовить рабочие растворы хлорамина для дезинфекции.

Тема 6. Повреждения головы и позвоночника.

Теория. Повреждения головы и позвоночника. Сотрясение головного мозга, ушиб головного мозга. Повреждения костей черепа. Ранения мягких покровов головы. Переломы костей носа, повреждения глаз. Неотложная помощь при повреждениях головы. Повреждения позвоночника. Признаки. Первая помощь при травме позвоночника. Иммобилизация. Транспортировка.

Практика 6.1. Приобрести и закрепить на тренажере навыки наложения мягких повязок на голову.

Практика 6.2. Приобрести и закрепить на тренажере навыки наложения пращевидных повязок при повреждении щек, носа, подбородка.

Практика 6.3. Приобрести и закрепить на тренажере навыки транспортировки пострадавших с травмами позвоночника.

Практика 6.4. Приобрести и закрепить на тренажере навыки транспортировки пострадавших с черепно-мозговыми травмами.

Тема 7. Переломы костей, травматический шок. Неотложная помощь.

Теория. Закрытые и открытые переломы. Признаки. Осложнения. Неотложная помощь. Понятие о шоке. Травматический шок. Клиническая картина. Неотложная помощь.

Практика 7.1. Приобрести и закрепить на тренажере навыки наложения шин и подручных средств при переломах плеча, предплечья, лучезапястного сустава.

Практика 7.2. Приобрести и закрепить на тренажере навыки наложения шин и подручных средств при повреждениях стопы, голени, бедра.

Практика 7.3. Приобрести и закрепить на тренажере навыки по иммобилизации.

Тема 8. Общая десмургия.

Теория. Общая десмургия. Понятие о повязках и перевязках. Виды повязок. Перевязочный материал и правила пользования ими.

Практика 8.1. Приготовить перевязочный материал.

Практика 8.2. Приобрести и закрепить на тренажере навыки наложения клеевых лейкопластырных повязок при повреждениях различной локализации.

Практика 8.3. Приобрести и закрепить на тренажере навыки наложения асептических повязок при повреждениях.

Практика 8.4. Приобрести и закрепить на тренажере навыки наложения бинтовых повязок на кисть, предплечье, локтевой сустав.

Практика 8.5. Приобрести и закрепить на тренажере навыки наложения косыночных повязок на голову, грудную клетку, ягодицы.

Практика 8.6. Приобрести и закрепить на тренажере навыки наложения косыночных повязок на голову, грудную клетку, ягодицы.

Практика 8.7. Приобрести и закрепить на тренажере навыки наложения косыночных повязок на кисть, стопу, коленный и голеностопный суставы.

Практика 8.8. Приобрести и закрепить на тренажере навыки наложения окклюзивной повязки на грудную клетку.

Тема 9. Частная десмургия.

Теория. Понятие о частной десмургии. Технологии наложения крестообразных повязок, неаполитанской повязки на ухо. Пращевидные повязки, стерильные повязки на палец, на кисть – «перчатка», «возвращающаяся повязка», «варежка», фиксирующие повязки с элементами фиксации, колосовидные повязки, ползучие, круговые, черепашья.

Практика 9.1. Приобрести и закрепить на тренажере навыки наложения крестообразной повязки на затылок и заднюю поверхность шеи.

Практика 9.2. Приобрести и закрепить на тренажере навыки наложения повязки на один и оба глаза.

Практика 9.3. Приобрести и закрепить на тренажере навыки наложения стерильной повязки на палец, на кисть – «перчатка».

Практика 9.4. Приобрести и закрепить на тренажере навыки наложения «возвращающейся» повязки на кисть «варежка», на коленный и локтевой суставы.

Практика 9.5. Приобрести и закрепить на тренажере навыки наложения фиксирующих повязок при ранениях грудной клетки.

Практика 9.6. Приобрести и закрепить на тренажере навыки наложения крестообразной повязки на переднюю и заднюю поверхность грудной клетки.

Практика 9.7. Приобрести и закрепить на тренажере навыки наложения «черепашьей» повязки на локтевой и коленный суставы.

Практика 9.8. Приобрести и закрепить на тренажере навыки наложения циркулярной повязки на предплечье и голеностопный сустав.

Практика 9.9. Приобрести и закрепить на тренажере навыки наложения колосовидных повязок на верхнюю и нижнюю конечности.

Практика 9.10. Приобрести и закрепить на тренажере навыки наложения повязок «чепец» на голову, повязки Дезо.

Тема 10. Термические поражения. Ожоги и отморожения. Холодовая травма.

Теория. Термические ожоги. Клинические признаки. Определение степени тяжести ожогового поражения. Особенности наложения повязок. Иммобилизация при ожогах. Тепловой удар. Неотложная помощь. Холодовая травма. Переохлаждение. Способы согревания при холодовой травме. Отморожения. Степени отморожения. Первая помощь при отморожениях.

Практика 10.1. Определить на манекене площадь ожоговой поверхности и выбрать способ оказания неотложной помощи.

Практика 10.2. Приготовить и наложить на манекене стерильную повязку на отмороженную поверхность.

Тема 11. Понятие о реанимации. Простейшие реанимационные мероприятия.

Теория. Понятие о реанимации. Предагониальное состояние, клиническая и биологическая смерть. Признаки определения. Показания для оказания реанимационной помощи.

Практика 11.1. Выявить на тренажере показания для проведения пострадавшему простейших реанимационных мероприятий.

Практика 11.2. Приобрести и закрепить на тренажере навыки проведения искусственной вентиляции легких способом «изо рта в рот» и непрямого массажа сердца.

Практика 11.3. Приобрести и закрепить на тренажере навыки проведения искусственной вентиляции легких способом «изо рта в нос» и непрямого массажа сердца.

Тема 12. Состояния, опасные для жизни (обморок, боли в сердце, острый живот, рвота, удушье). Неотложная помощь.

Теория. Обморок, боли в сердце, острый живот, рвота, удушье. Причины. Клинические проявления состояний опасных для жизни, неотложная помощь при этих состояниях.

Практика 12.1. Приобрести и закрепить навыки подсчета пульса и дыхательных движений. Измерить АД крови.

Практика 12.2. Выявить состояния человека, опасные для жизни.

Практика 12.3. Составить и оформить в тетрадь таблицу мероприятий по оказанию неотложной помощи при обмороке, болях в сердце, рвоте.

Тема 13. Транспортная иммобилизация. Транспортировка пострадавших.

Практика 13.1. Познакомить воспитанников с транспортными средствами и их назначением.

Практика 13.2. Приобрести и закрепить на тренажере навыки переноски больных на одеяле, на щите, на руках.

Практика 13.3. Приобрести и закрепить на тренажере навыки переноски больных на спине, на стуле, на носилках (мягких, жестких, лямочных).

Практика 13.4. Приобрести и закрепить навыки развертывания и свертывания санитарных носилок, перекладывание больных с земли на носилки.

Практика 13.5. Приобрести и закрепить навыки перекладывания больных с земли на «мягкие» и «жесткие» носилки, переноски больных.

Практика 13.6. Приобрести и закрепить навыки перекладывания больных с носилок на кровать и с кровати на носилки, на перевязочный стол.

Практика 13.7. Приобрести и закрепить навыки транспортной иммобилизации больных с черепно-мозговой травмой, с повреждениями в грудной клетке.

Практика 13.8. Приобрести и закрепить навыки иммобилизации больных с повреждением позвоночника, повреждениями и ранениями органов брюшной полости.

Практика 13.9. Текущий контроль. Собеседование по теме «Транспортная иммобилизация и транспортировка больных».

Тема 14. Острые отравления. Неотложная помощь.

Теория. Острые отравления. Отравления химическими веществами, ядовитыми грибами, пищевыми продуктами, алкогольные отравления. Признаки и клинические проявления. Неотложная помощь при острых отравлениях.

Практика. Приобрести и закрепить на тренажере навыки промывания желудка в домашних условиях.

Тема 15. Домашняя аптечка.

Теория. Комплектование лекарственных средств для домашней аптечки. Понятие о лекарственном веществе, лекарственном препарате, лекарственной форме. Пути введения лекарственных средств в организм. Дозировка.

Практика. Подобрать лекарственные средства и способы их применения для домашней аптечки. Результат оформить в виде таблицы в тетрадь.

Тема 16. Итоговое занятие.

 Подведение итогов учебного года.

        К концу 2-го года обучения воспитанники должны знать:

-принципы оказания первой медицинской помощи при ранах, травмах, переломах, повреждениях головы и позвоночника;

- основы общей и частной десмургии;

- простейшие приёмы реанимации;

- правила наложения повязок разного вида;

- правила и способы остановки наружных кровотечений;

- неотложную помощь при состояниях угрожающих жизни (обморок, боли в  сердце, острый живот, рвота, удушье, пищевые отравления);

- неотложную помощь при ожогах и отморожениях;

- правила и способы транспортировки пострадавших;

- правила пользования домашней аптечкой;

-получат дополнительную информацию о деятельности и профессиях медицинских работников.

        Будут уметь:

- накладывать мягкие бинтовые, лейкопластырные, пращевидные, иммобилизирующие повязки;

- научатся способам остановки наружных кровотечений;

- обрабатывать раневую поверхность;

- останавливать наружные кровотечения;

- определять непригодность лекарственных средств;

- накладывать мягкие бинтовые повязки на голову, «чепец»;

- накладывать пращевидные повязки при повреждениях щёк, носа, подбородка;

- накладывать импровизированные шины при переломах плеча, предплечья, лучезапястного сустава, повязка Дезо;

- накладывать импровизированные шины при повреждениях стопы, голени, бедра;

- накладывать лейкопластырные повязки при повреждениях различной локализации;

- накладывать косыночные повязки на голову, грудную клетку, ягодицы, на кисть, стопу, коленный и голеностопный суставы;

- накладывать повязки на один и оба глаза;

- накладывать фиксирующие повязки при ранениях грудной клетки;

-выполнять простейшие реанимационные мероприятия (искусственная вентиляция лёгких, непрямой массаж сердца);

- оказать неотложную помощь при состояниях опасных для жизни (обморок, боли в сердце, острый живот, рвота, удушье);

- проводить иммобилизацию пострадавших при различных повреждениях;

- проводить транспортировку пострадавших.

5. Методическое обеспечение программы.

1). Методические разработки занятий по темам:

Первый год обучения:

- история развития медицины;

- основы медицинской психологии и этики;

- основы гигиены;

- основы санитарии;

- элементы общего ухода за больными в домашних условиях.

Второй год обучения:

- общее понятие о травме, закрытые повреждения;

- раны;

- кровотечения;

- понятие об асептике и антисептике, химические противомикробные средства;

- повреждения головы и позвоночника;

- переломы костей, травматический шок, неотложная помощь;

- общая десмургия;

- частная десмургия;

- термические поражения, ожоги и отморожения, холодовая травма;

- понятие о реанимации, простейшие реанимационные мероприятия;

- состояния опасные для жизни (обморок, боли в сердце, острый живот, рвота, удушье);

- транспортная иммобилизация, транспортировка пострадавших;

- острые отравления, неотложная помощь;

2). Ситуационные задачи и карточки-задания разноуровневые по темам:

- основы медицинской этики и деонтологии;

- основы гигиены;

- основы санитарии;

- элементы общего ухода за больными в домашних условиях;

- кровотечения;

- термические поражения, ожоги и отморожения;

- состояния опасные для жизни;

- острые отравления, неотложная помощь.

3). Методические разработки тестов по всем темам первого и второго года обучения.

4). Рекомендации по проведению практических работ.

5). Тематические папки:

- оказание первой медицинской помощи в различных ситуациях;

- элементы ухода за больными в домашних условиях;

- ожоги и отморожения;

- транспортная иммобилизация;

- приемы остановки наружных кровотечений;

- простейшие реанимационные мероприятия.

6). Дидактические материалы:

а) комплекты плакатов:

- гигиена в школе и дома;

- общий уход за больными;

- способы санитарной обработки больных;

- травмы;

- раны;

- переломы;

- кровотечения;

- общая десмургия;

- частная десмургия;

- термические поражения;

- ожоги и отморожения;

- приемы реанимации;

- виды транспортировки;

- кормление больных, виды искусственного питания;

б) учебные видеоматериалы:

- мультимедийная энциклопедия здоровья Кирилла и Мефодия;

- уход за больными;

- первая медицинская помощь;

- кровотечения и неотложная помощь;

- закрытые повреждения мягких тканей;

- раны, травмы и неотложная помощь;

- транспортная иммобилизация.

7). Материальное обеспечение программы:

а) учебные помещения:

- кабинет теоретических занятий;

- кабинет доклинической практики;

- лаборантская;

б) оборудование:

- тренажер для зондирования и промывания желудка;

- тренажер головы для наложения повязок;

- тренажер для внутримышечных инъекций и клизменных процедур;

- тренажер серии Максим III для отработки приемов сердечно-легочной реанимации с индексацией результатов;

- тренажер серии Максим III-О для наложения шин при переломах, вывихах и т.п.;

- тренажер серии Максим «торс» для отработки приемов реанимации;

- тренажер «Медицинская сестра» для выполнения всех манипуляций по уходу за больными;

в) технические средства обучения:

- компьютер;

- видеопроектор;

- экран.

8). Оснащение образовательного процесса (практическое обучение):

- кушетка;

- медицинские весы;

- медицинский шкаф;

- медицинская клеенка;

- почкообразные медицинские тазики;

- кюветы;

- медицинские термометры для измерения температуры человека, термометры электронные, водный термометр;

- щетки для обработки рук;

- зажимы;

- мыло;

- мерные емкости;

- дезинфицирующие средства;

- мочалки;

- медицинский халат;

- медицинская шапочка;

- фартук резиновый;

- таз, ведро, кувшин для воды;

- медицинские маски;

- медицинские резиновые перчатки;

- ножницы, частый гребень;

- емкости для чистых и грязных медицинских перчаток;

- ветошь;

- мензурки;

- комплект постельного и нательного белья;

- простыни, подкладные, полотенце;

- судно, мочеприемник, утки, газоотводная трубка, клизменные наборы, наконечники;

- стерилизаторы, биксы;

- резиновые грелки, пузырь для льда;

- медицинские банки;

- кислородная подушка;

- воронки;

- аппараты для измерения АД давления;

- фонендоскопы;

- секундомер, песочные часы;

- носилки;

- шины стандартные и импровизированные;

- индивидуальные пакеты;

- резиновые жгуты;

- гипотермические пакеты;

- бактерицидные и гемостатические салфетки;

- лейкопластырь;

- бактерицидный лейкопластырь;

- перевязочный материал: марля, бинты шириной 5, 7, 10 и 15 см, бинты трубчатые, бинты эластичные;

- лекарственные средства: вазелин, спирт 70%, нашатырный спирт, перекись водорода 3%, йод, зеленка, марганцовка, активированный уголь, валидол.

6. Список литературы.

Для педагога:

1. Артюнина Г.П., Игнатькова С.А. Основы медицинских знаний. Учебное пособие, Академический проект, М., 2005, 350 стр.

2. Богоявленский И.Ф. Спаси, сохрани жизнь. Серия книг, Медиус, СПб, 2005, 724 стр.

- Транспортная иммобилизация (80 стр.);

- Ожоги, отравления, обморожения (82 стр.);

- Остановка кровотечений (85 стр.);

- Переноска пострадавших (85 стр.);

- Техника реанимации (307 стр.);

- Электротравмы (85 стр.).

3. Михайлов И.В. Популярный словарь медицинских терминов. Феникс, Ростов-на-Дону, 2004, 285 стр.

4. Мухина С.А. Атлас по манипуляционной технике сестринского ухода. АНМИ, М., 2004, 250 стр.

5. Мурашко В. Учебник подготовки младших медицинских сестер по уходу за больными. Медицина, М., 2004, 538 стр.

        Для обучающихя:

1. Мухина С.А. Атлас по манипуляционной технике сестринского ухода. АНМИ, М., 2004, 250 стр.

2. Мурашко В. Учебник подготовки младших медицинских сестер по уходу за больными. Медицина, М., 2004, 538 стр.

3. Михайлов И.В. Популярный словарь медицинских терминов. Феникс, Ростов-на-Дону, 2004, 285 стр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа – - дополнительная общеразвивающая программа «Измерение физических величин»

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа кружка «Физические величины и их измерения»  разработана на основе Федеральногогосударственного образовательного стандарта (далее – ...

Рабочая программа дополнительной дисциплины "Пользователь программы "1С: Бухгалтерия 8.2"" для специальности 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

Рабочая программа дополнительной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы СПО в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский уч...

Рабочая программа дополнительной дисциплины "Пользователь программы "1С: Управление торговлей"" для специальностей 38.02.05 и 38.02.04

Рабочая программа дополнительной дисциплины является частью рабочих основных профессиональных образовательных программ СПО в соответствии с ФГОС по специальностям 38.02.04 Коммерция (по отраслям) базо...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ Дополнительная общеразвивающая программа Секция «Баскетбол» для обучающихся 16 – 20 лет срок реализации: 1 год

Направленность программы дополнительного образования (далее – программа) – спортивная.  Секция «Баскетбол» (далее – кружок) в АУ «Сургутский политехнический ко...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ И ОФОРМЛЕНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Размещенная методическая разработка "Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительной общеобразовательной программы" будет полезна студентам,педагогам и спецалистам в обла...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.06 ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ОБЛАСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

  Рабочая программа профессионального модуля ПМ.06 Организация занятий по программам дополнительной подготовки в области дошкольного образования разработан на основе Федерального государст...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Профессия в моих руках»

Основная цель программы "Прифессия в моих руках" – формирование целостного, систематизированного представления о профессиональной карьере, формирование правильного отношения к тру...