Публикации
статья на тему

В данном разделе представлены материалы, опубликованные в сборниках

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_3.doc68.5 КБ
Microsoft Office document icon statya_4.doc45 КБ
Microsoft Office document icon statya_klassnyy_chas.doc110 КБ
Microsoft Office document icon statya_konferenciya.doc97.5 КБ
Microsoft Office document icon statya_nedelya_pck.doc572 КБ
Microsoft Office document icon primenenie_ikt.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственное воспитание И его социальные аспекты

Развитие студенческого коллектива представляет собой необходимое условие самоутверждения личности. Ему присущи общие цели и адекватность мотивов предметно-практической совместной деятельности, направленной на пользу общества, забота об общем результате, определенные организация и характер общения, широкая система коллективных связей. Формы развитых взаимоотношений подросткового поколения создаются в процессе целенаправленной организации их социально-одобряемой деятельности: учебной,  организационно-общественной, трудовой, художественной, спортивной и др. Для  определенной целевой направленности, социальной значимости обучающихся позволяет не только формировать отношения внутри групп, но и строить их на единой основе. Интегрирование взаимоответственности, с одной стороны,  а с другой - необходимости проявления самостоятельности в организации и осуществления социальной деятельности обеспечивает условия для развития самостоятельности. Определяющим признаком развитого студенческого коллектива - выступает развитие их самодеятельности.

        Деятельность ориентированная на социальную среду выражается как средство формирования коллектива и определенных отношений его членов и может быть реализована в том случае, если она соответствующим образом организована.

        Данной организационной деятельности присущи следующие элементы:

        а) осуществление возрастного разделения;

        б) цели этой деятельности имеют как общественный, так и личностный смысл;

        в) обеспечивается равноправная, инициативно-творческая позиция каждого индивида (от планирования дел до оценки ее результатов);

        г) осуществляется непрерывность и усложнение совместной деятельности, причем не только в плане собственно деятельности, но, главное, с позиции ее активного участника, действующего вначале в рамках отдельной учебной группы, потом для учебного учреждения, а затем для города, района, общества;

        д) деятельность эта направлена на благо другим людям, обществу.

В развитых формах социально деятельности формируется умение учащегося учитывать интересы, позицию своего сокурсника и соответственно этому ориентироваться в своем поведении.

        Инструментом в воспитании студенческого коллектива выступает педагог, но при этом важное значение приобретает вопрос о соотношении:

  1. потребности подростков в общении;
  2. задач, поставленных перед коллективом обучаемых.

В образовательном учреждении существует определенное сочетание данных двух факторов, но наиболее широкие возможности их взаимодействия создаются в условиях сформированного коллектива. Включая учащихся в решение социально-важных задач, дает возможность обеспечить многообразные формы общения, обусловленные возможностями развития индивида как личности.

Коллектив студентов, существующий в современном образовательном учреждении представляет собой многоплановую систему, внутри которой они могут быть членами объединений, разных по характеру и длительности существования.

        Особое значение уделяется характеру взаимоотношений, которые складываются между подрастающим поколением в изменяющейся структуре постоянных и временных объединений, формируя умения командовать товарищами и подчиняться товарищу, создавая развернутую сеть разнообразных связей, отношений.

        Сплоченность межколлективных связей занимает целенаправленное создание временных объединений, позволяющих организовать деятельность сокурсников в небольших группах, которым поручается выполнение кратковременных дел. Психологическая особенность этих групп состоит в том, что учащийся в таком объединении, насчитывающем обычно всего несколько человек, постоянно находится под воздействием общественного мнения товарищей и не может уклониться от принятых норм поведения, помимо этого им легче осуществлять самостоятельное руководство небольшим числом сверстников. Ведь только в небольших группах каждый ее член может определить для себя такое положение в совместной работе,  при котором он способен приложить все свои знания, силы и способности, т.е. возникает возможность для каждого выделить свою роль в общей деятельности, в наибольшей степени адекватную его индивидуальным склонностям.

        К важным аспектам  в организации любого коллектива относится построение контактных объединений. Разновозрастный состав учебных групп способствует к объединению сверстников замыкаться в кругу групповых интересов, где каждый член группы испытывает влияние и занимает в ней определенное место, в то же время сам воздействует на окружающих, оптимизируя собственное развитие.

        Это реализуется в многоплановой системе студенческого коллектива учебного заведения в целом, где в сложных структурных связях находятся контактные коллективы, разные по длительности существования, объему и содержанию деятельности.

В ученическом коллективе складывается совершенно особая психологическая ситуация. Для студентов разных курсов, а соответственно и возрастов и занятых разными видами деятельности общих интересов: общественные дела, взаимоотношения между учащимися, группами, создает возможности для установления между ними развернутых типов отношений.

Таким образом студенческий коллектив обеспечивает единство, дружбу, товарищество старших и младших курсов.

        Обновляясь с каждым годом, коллектив студентов сохраняет в то же время свои законы, обычаи, традиции и требования.

Целенаправленная организация разветвленного коллектива обеспечивает наиболее благоприятные психологические условия формирования коллективистских качеств личности каждого учащегося.

Из этого следует, что задача взрослых заключается в такой организации социальной деятельности в условиях коллектива, которая обеспечивает ответственное отношение всех его членов к общему делу в широком плане.

Таким образом происходит становление личности, поэтому необходимо, развивать самоуправление в коллективах, формировать отношения не только к цели данного коллектива (при сохранении ее конкретной значимости), но и к общему делу вообще.

Литература:

  1. Марьенко И.С. Нравственное становление личности. - М., 1985г. – 124 с.
  2. Подласый И.П. Педагогика. - М., 1999г. – 58 с.
  3. Петрова В. И. Азбука нравственного взросления. СПб.: Питер, 2007. – 33 с.
  4. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса - М., 2001 г. – 47 с.
  5. Тучкова Т. Русская нравственная традиция в воспитании// Народное образование. – 2001. - № 8. – 272-274 с.



Предварительный просмотр:

Актуальные вопросы обеспечения единых норм и требований при подготовке к оформлению и защите исследовательских работ студентов средних профессиональных учебных заведений технического профиля

Повышение качества подготовки специалистов является одной из главных задач, поставленных перед учебными заведениями.

Качество выпускаемых специалистов ССУЗами зависит от того, насколько учебный процесс обеспечен информацией о современном и перспективном развитии науки и техники. Первоисточниками этой информации являются стандарты: государственные Российской Федерации (ГОСТ Р), межгосударственные для стран СНГ (ГОСТ), международные (ISO/ИСО, IЕС/МЭК и др.).

Эффективность повышения качества подготовки специалистов также зависит от научно-методической работы по совершенствованию учебного процесса.

Решение задачи по подготовке специалистов регламентировано Законами Российской Федерации «Об образовании», «О стандартизации», Государственными образовательными стандартами (ГОСTы) по специальностям и Государственной системой стандартизации России (ГСС Р). Внедрение в деятельность ССУЗов государственных, межгосударственных и международных стандартов поможет в решении вышеуказанной задачи.

Одним из основных критериев оценки профессиональной подготовки специалистов ССУЗов является уровень качества выпускных квалификационных работ (ВКР), позволяющий судить о готовности каждого выпускника к самостоятельной деятельности, не уступая уже работающим на производстве, и о степени его профессиональной зрелости в конкретной области техники.

Профессиональная деятельность специалиста со средним образованием, как правило, связана с выполнением и оформлением проектной и рабочей документации. Работа над ВКР является первым этапом ознакомления с производственным выполнением проектной и рабочей документации, которая регламентируется соответствующими государственными стандартами.

Правила выполнения и оформления текстовых, программных и графических документов регламентируются межгосударственными стандартами из следующих комплексных систем стандартов: ЕСКД, ЕСПД и ЕСТД.

Необходимые сведения из стандартов и практика обеспечения методическими материалами в процессе курсового и дипломного проектирования апробиро ваны в течение ряда лет в ГБОУ СПО «СРТ» разработкой методических пособий и указаний: методические указания по выполнению графической части, методические указания по выполнению экономической части, методические указания по охране труда, методические указания по выполнению технологической части, методические указания по выполнению расчетов по надежности, положение по выполнению и защите дипломных проектов.

Как показывает современная учебная практика, у студентов на начальном этапе овладения навыками исследовательской работы больше всего возникает вопросов методологического характера, начиная от формулировки темы исследования, его объекта и предмета, постановки целей и задач исследовательской работы, и заканчивая вопросами оформления её результатов.

Студентам, которые только находятся в начале исследовательского пути, весьма важно знать основные положения, характеризующие ВКР, курсовую работу, реферат, доклад, а также иметь общее представление о методологии их выполнения.

Единые требования формируют с первого курса навыки оформления при написании рефератов, докладов, отчетов, а также в организации исследований в рамках курсового и дипломного проектирования.

С этой целью возникла необходимость разработки методических рекомендаций интегрирующих правила выполнения исследовательских работ в соответствии со стандартами по оформлению текстовых документов выполненных печатным способом и графической части.

Согласно типовым Положениям о ССУЗах и Государственных образовательных стандартов (ГОС) Министерства образования Российской Федерации по конкретным специальностям и направлениям учебный процесс в ССУЗах завершается аттестацией выпускников с обязательной защитой выпускной квалификационной работы (ВКР) в виде дипломного проекта (ДП), дипломной работы (ДР) или государственного экзамена.

Разработка по ВКР обеспечивают студентам освоение и выработку знаний, умений и навыков:

  1.  уметь составлять и технически грамотно оформлять результаты проделанной работы;
  2.  уметь выполнять и читать технические документы (схемы, чертежи, алгоритмы, программы и т. п.);
  3.  знать требования государственных стандартов на правила и условности при выполнении технических документов (по специальности).

Методические рекомендации соответствуют требованиям государственных стандартов на текстовые документы (пояснительная записка) и графические документы (чертежи, схемы, алгоритмы, графики и диаграммы) и поэтому являются образцом для студентов, работающих над ВКР и состоят из 4 разделов и имеет следующую структуру:

1 Виды исследовательских работ, их назначение.

2 Общие сведения по выполнению выпускных квалификационных работ.

3 Методические указания к составлению отзыва и рецензии на дипломный проект.

4 Основы выполнения и оформления документации исследовательских работ студентов выполненных печатным способом.

Таким образом, разработка способствовала формированию у учащихся единых норм и требований при подготовке, оформлению исследовательских работ, и направлена на избежание типичных ошибок и получения ответов на часто возникающие вопросы при написании и защите исследовательских работ.

Литература:

  1. Государственные стандарты: Указатель/Т.1, 2, 3. - М.: Изд: станд., 2003.- 387 с.
  2. Государственные стандарты. Информационный указатель/Вып.1...12. -М.: Изд. станд.,2003.-140с.
  3. Общероссийский классификатор стандартов. ОК (МК(ИСО/Инфком МКС-96) 001-2000. Изд. Станд., 2001.
  4. Государственные стандарты. ЕСКД - ГОСТ 2., Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ) - ГОСТ 8.
  5.  Единая система программной документации (ЕСПД) - ГОСТ 19.
  6. Система технической документации на АСУ -  ГОСТ 24.
  7. Система стандартов эргономики и технической эстетики (ССЭТЭ)-ГОСТ 30., Информационная технология.
  8. Комплекс стандартов на автоматизированные системы (ИТ.КСАС)-ГОСТ 34.
  9. Борикова Л. В. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу: Учеб.-метод. пособие: Для студ. сред. пед. учеб. заведений/Л. В. Борикова, Н. А. Виноградова. - М.: Академия, 2000. - 124с. Реферат. - С. 22- 24. - Из содерж.: Этапы работы над рефератом. Примерная структура. Требования к оформлению. Критерии оценки.
  10. Волков Ю.Г. Как написать диплом, курсовую, реферат. Серия «50 способов». Ростов-н/Д: Феникс, 2001. – 128 с.
  11. Кузнецов И.Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы: методика подготовки оформления: учебно-методич. пособие/И.Н.кузнецов. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Дашко и К,2006. – 340 с.



Предварительный просмотр:

Классный час посвященный

Международному женскому дню

8 марта

Праздник 8 марта, как и многие другие, имеет свою историю.

Уже в Древнем Риме существовал женский день.

Прошло немало времени. А в 1910 году Клара Цеткин предложила отмечать этот праздник, который называется также Днем международной солидарности женщин в борьбе за экономическое, социальное и политическое равноправие. Женщины хотели, чтобы у них были равные права с мужчинами. Сейчас мы в это день поздравляем всех женщин с 8 Марта. Ни в один другой день не увидишь на улицах столько мужчин с цветами, как в этот. Без такого праздника жизнь человечества стала бы намного скучнее.

        В связи с этим, в ГБОУ СПО «СРТ» был проведен классный час, посвященный этому празднику. Классный час подготовила группа Э-21 с куратором О.А. Грачевой.

        В качестве гостей на классный час были приглашены Т.И. Григорьева  – руководитель кружка «Вышивка ленточками» МОУ ДОД Сосенской детской школы искусств и Е.И. Посполита – преподаватель МКОУ ССШ №2 и руководитель кружка «ТЯП-ЛЯП» МОУ ДОД Сосенской детской школы искусств.

Целями классного часа являлись:

  1. развивать мышление, познавательную активность, творческие коммуникативные способности учащихся; развивать умения и навыки  коллективной творческой деятельности;
  2. воспитывать творческие способности, чувство товарищества и уважительного отношения к одногруппникам.

На классный час были приглашены преподаватели и девушки  техникума, который начался с поздравления в форме стихотворений, песни, частушек от студентов группы Э-21. Все мероприятие сопровождалось чаепитием.

Затем свои творческие работы представили Данкина Светлана (группа И-31), Серова Александра (группа И-31), Фортунова Екатерина (группа П-31), и преподаватель Т.Н. Журавлева, а Харина Кристина и Данкина Светлана исполнили лирическую песню под гитару.

Т.И. Григорьева провела для ребят и педагогов мастер-класс по вышивки лентами, а Е.И. Посполита совместно со всеми участниками мероприятия поделилась опытом изготовления куклы.

Таким образом, классный час посвященный Международному женскому дню понравился всем без исключения и все ушли с хорошим настроением.

Преподаватели специальных дисциплин: О.А. Грачева, А.Н. Тукмаков



Предварительный просмотр:

Научно-практическая конференция, как средство формирования профессиональной компетенции

путем привлечения студентов к научному творчеству

С целью активизации работы по пропаганде научных знаний, формирования профессиональной компетенции, привлечения внимания студентов к научному творчеству и исследовательской работе 05 марта 2012 года в рамках недели общепрофессиональных и специальных дисциплин прошла научно-практическая конференция студентов «Студенческий портал».

Проведение научно-практических конференций стало традицией и берет свое начало от первой научно-практической конференции «Молодость - науки» посвященной памяти преподавателя Ю.К. Николаева, которую проводил преподаватель специальных дисциплин А.Н. Тукмаков.

В работе конференции приняли участие преподаватели: О.А. Грачева, В.П. Степанов, А.Н. Тукмаков, В.П. Химин и студенты ГБОУ СПО «СРТ».

Выбор тем для исследований  соответствовал современному состоянию науки.

Темы актуальны, разнообразны и в большей степени практикоориентированы, что соответствует задачам современной модели образования.

Все работы сопровождалась мультимедийными презентациями, что говорит о достаточно высоком уровне владения информационно-коммуникационными  технологиями студентов.

Участники конференции в большинстве случаев  хорошо владеют содержанием исследуемого  предмета, описывают методы исследования и обработку полученных данных.

В большинстве работ  определены цели и  задачи, объекты и методы исследования, представлена практическая и экспериментальная  часть.

На конференции свои работы представили (с презентацией) пять студентов:

1. Студент группы Э-41 Гришаков Вадим (руководитель Грачева О.А.) тема разработки: «Малогабаритный ИИП для компьютерных ПУ»;

2. Студент группы Э-41 Дубарец Иван (руководитель Грачева О.А.) тема разработки: «Измерительный комплекс на базе ПК»;

3. Студент группы Э-41 Савотин Евгений (руководитель Грачева О.А.) тема разработки:

«Прибор для определения работоспособности микросхем в электрических схемах»,

4. Студент группы Э-31 Дубровский Никита (руководитель Химии В.П.) тема разработки: лабораторный стенд «Исследование компаратора напряжения»;

5. Студентка группы И-31 Харина Кристина (руководитель Тукмаков А.Н.) тема разработки: «Устройство автоматизированного программного управления звуковыми оповестительными сигналами».

Участникам конференции были вручены дипломы. Организовала проведение конференции преподаватель спецдисциплин Грачева О.А.

Преподаватели специальных дисциплин: О.А. Грачева, А.Н. Тукмаков



Предварительный просмотр:

Повышение познавательной активности студентов

путем проведения предметной недели

общепрофессиональных и специальных дисциплин

в Сосенский радиотехническом техникуме

Одной из форм развития познавательной активности учащихся является проведение предметных недель. И как раз через эти предметные недели мы можем вовлечь студентов, создать условия, при которых учебное заведение будет в течение определенного срока буквально погружаться в предложенную образовательную область, объединяя в едином порыве всех  учащихся и педагогов.

Участие в предметной неделе даёт возможность студентам проявить  свои интеллектуальные способности,  раскрыть многогранность своих интересов. Важно не оставить без внимания ни одну параллель, учесть учебные возможности всех обучающихся.

                Проведение предметных недель в ГБОУ СПО «СРТ» стало традицией.

Для  такого масштабного мероприятия, как предметная неделя, обязательно должно быть разработано положение, регулирующее все тонкости проведения и оценивания мероприятий.

Предметная неделя готовится заранее.

              Очень важно, чтобы неделя для педагогов  стала возможностью апробации новых технологий, новых  форм организации внеурочной деятельности.

               Неделя показывает не только возможности студентов, она еще показывает возросшие способности педагогов, их творчество, мастерство и зрелость своего профессионализма и позволяет в полной мере раскрыть потенциалы педагога, способствует развитию его профессиональной культуры, профессиональному становлению.

Неделя секции общепрофессиональных и специальных дисциплин в ГБОУ СПО «СРТ» проходила с 27.02.12 по 05.03.12г. В ее рамках проводились олимпиады, конкурсы, игры и научно – практическая конференция. Перед педагогами-предметниками стояли следующие задачи:

  1. совершенствование профессионального мастерства педагогов через подготовку, организацию и проведение внеклассных мероприятий по дисциплинам;
  2. вовлечение обучающихся в самостоятельную творческую деятельность, повышение их интереса к изучаемым учебным дисциплинам;
  3. выявление обучающихся, которые обладают творческими способностями, стремятся к углубленному изучению определенной учебной дисциплины или образовательной области;
  4. повышение качества знаний учащихся;
  5. активизация познавательной, творческой и практической деятельности учащихся во внеурочное время, расширение кругозора;
  6. акцентирование внимания на необходимых элементарных знаниях по предмету для повседневной жизни и быта.

Неделя общепрофессиональных и специальных дисциплин позволила установить качество усвоения программного материала, обнаружить пробелы в знаниях и умениях, выявить имеющиеся способности; позволяла «сломать» стандарт восприятия учебы, показать известные учебные предметы с неизвестной им стороны: не как набор правил, догм, а как нечто живое, постоянно развивающееся. Недели помогают формированию целостного взгляда на мир и человека, помогают качественно решать задачи формирования гармоничного мировоззрения учащихся;  происходит воспитание чувства коллективизма, взаимоподдержки и взаимовыручки.

По итогам предметной недели наиболее активные ее участники награждаются грамотами и дипломами. Победители недели ПЦК представлены в таблице:


        

        

По окончании предметной недели на заседании предметно-цикловой комиссии проводится анализ мероприятий, организованных в ходе недели.

Преподаватели специальных дисциплин: О.А. Грачева, А.Н. Тукмаков



Предварительный просмотр:

Избирательный подход в использовании педагогических технологий с целью формирования профессиональных компетенций студентов при изучении специальных дисциплин с применением ИКТ

В последнее время в Российской Федерации идет становление новой системы образования, обусловленное вхождением в Болонский процесс и разработкой образовательных стандартов третьего поколения.

Каждое учебное заведение, исходя из новых задач, должно дать выпускнику не только необходимые знания и умения, но и научить самостоятельной работе, что послужит основой для его дальнейшего самообразования.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года в качестве основной цели профессионального образования предполагает подготовку высококвалифицированного специалиста, готового к эффективной работе, постоянному профессиональному росту и мобильности. В связи с этим возникает необходимость совершенствования подготовки специалистов.

Чтобы подготовить конкурентоспособного выпускника, в содержании обучения необходимо:

  1. изменить методы, расширив те из них, которые формируют практические навыки анализа информации, обучения;
  2. повысить роль самостоятельной работы студентов, максимально увеличить ее объем.

Научно-технический прогресс, информационная и компьютерная революция, развитие новых технологий, экономический кризис требуют постановки новых задач в образовании.

В качестве целей профессиональной подготовки все больше выступают ориентация на деятельность, способность к перестройке, развитие личностных качеств, определяющих не только профессиональные характеристики человека, но и образ его жизни, уровень культуры, интеллектуальное развитие. Это означает, что педагогические технологии должны быть ориентированы не только на усвоение знаний по спецдициплинам, но и на развитие комплекса личностных качеств обучаемых.

По данным современной науки развитие личности, познавательной и потребностной сферы учащихся происходит в процессе учебной деятельности.

Теоретическими основами профессионального обучения являются общие тенденции, идеи, обобщения и выводы социально-экономического развития, философской теории познания, теории человеческой (профессиональной) деятельности, становления личности, тенденции научно-технического прогресса, перспективы развития профессиональной школы в условиях рынка труда, логико-педагогические, научно-технические и психологические основы учебно-познавательного и учебно-производственного процессов .

При преподавании спецдисциплин поставленные цели достигаются при следующих условиях:

  1. систематизации контроля уровня знаний, умений и навыков, учащихся через различные формы и методы контроля: тестирование (в том числе интерактивное электронное с помощью специализированного программного обеспечения;
  2. использование различных приемов для привлечения внимания учащихся: задания игрового характера, демонстрация наглядных пособий, применение ТСО, ИКТ, выполнение лабораторных работ, самостоятельных и творческих работ - создание отчетов, выполнение тематических презентаций, кроссвордов, докладов, рефератов.  
  3. использование средств активного включения в работу пассивных учащихся и поддержания их внимания: работа в парах, ответ по алгоритму, демонстрация приемов выполнения различных операций с комментированным сопровождением; разделение учащихся на мини группы, перед которыми ставится проблемная задача и каждая из групп находит пути решения проблемы, после чего идет сравнение результатов, обобщение, анализ и подведение итогов;
  4. использование невербальных средств воздействия в целях вовлечения  учащихся в учебную работу: беседа, убеждение, ориентация на мотивацию деятельности;
  5. дифференцированный подход к учащимся: использование индивидуальных заданий, ориентированных на среднего учащегося, с целью повышения его результатов, путем постоянного наращивания их уровня сложности, с учетом возможностей и индивидуальных особенностей учащихся;
  6. проявление энтузиазма, который передается ученикам посредством зрительного контакта, мимики, голосовых интонаций, соответствующей позы и жестов;
  7. взаимодействие с учащимися в двух группах: педагог – учащиеся: использование системы интерактивного взаимодействия средствами программного обеспечения и оказания помощи учащимся в ситуациях возникновения сложности при выполнении лабораторных работ. Использование дистанционных технологий взаимодействия с обучающимися пропустившими занятия по разным причинам, и с целью дополнительных консультаций через аппаратно - программные телекоммуникационные технологии (Skype, персональный web-сайт) вне аудиторных занятий;
  8. взаимодействие учащихся друг с другом: работа в парах (каждый участник занятий попеременно выступает в роли то «ученика», то «учителя»; ближайшая цель « ученика» и « учителя» – учить всему тому, что он знает сам.