Оригами во внеурочной деятельности школьников.
статья по теме

Зинетдинова Нина Евгеньевна
Оригами развивает воображение, фантазию, зрительную память, сообразительность, мелкую моторику рук, мышление, внимательность, уравновешенность, уверенность в собственных силах, эстетический вкус, терпение, аккуратность, старание, организованность, потребность в творчестве, коммуникабельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Зинетдинова Нина Евгеньевна

Учитель изо и черчения

 МОУ «СОШ №7 г.Пушкино»

 Московской области

 Оригами во внеурочной деятельности школьников.

    Внеурочная деятельность в сфере художественного творчества, как и любой другой вид внеурочной деятельности школьников, должна обеспечивать устойчивое развитие воспитательных результатов. Развитие воспитательных результатов включает знание об общественных нормах и ценностях, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, формировании позитивного отношения к семье, Отечеству, человеку, природе, миру, знаниям, труду, культуре, воспитание у школьника способности к эстетическому самоопределению.

    Всем этим требованиям отвечает древнее искусство складывания бумажных фигурок – оригами, которое я использую в своей работе с детьми во внеурочное время. Ни один вид творчества не сравнится  с оригами в своей многофункциональности. Ещё Фридрих Фребель, создатель первого детского сада, впервые  выделил оригами как фактор полезного воздействия на ребёнка.

     Складывание фигурок развивает воображение, фантазию, зрительную память, сообразительность, мелкую моторику рук, мышление, внимательность, уравновешенность, уверенность в собственных силах, эстетический вкус, терпение, аккуратность, старание, организованность, потребность в творчестве, коммуникабельность. Но школьника необходимо заинтересовать данным видом творчества. А это зависит от того, насколько учитель, воспитатель, педагог увлечён искусством оригами.

     Процесс создания бумажных моделей очень увлекательный. Со многими фигурками (самолёт, ворона, лягушка, кузнечик, лошадка, корабль, рыбка, слон, собачка и др.) можно играть, так как они могут прыгать, летать, кружиться, делать сальто, передвигаться и т.д. И если после складывания организовать игру с их участием, то на занятии будет царить творческая атмосфера, веселье, спортивный дух соперничества, дружеская поддержка. Для многих игр каждому ребёнку необходимо сложить несколько одинаковых моделей. Учащиеся помогают друг другу.

Действующие фигурки оригами( игрушки могут двигаться) можно использовать для создания театрального действа.

     Выполненные из цветной бумаги фигурки очень интересны. Изготовленные из белой бумаги игрушки дорисовываются фломастерами, красками, карандашами, их можно украсить аппликацией из цветной бумаги и т.д.

   Познакомившись с художественными народными промыслами и используя различные техники раскрашивания, можно выполнить тематические коллекции. Например: « Золотая Хохлома», «Гжель» и т.д.

     Младшие школьники, создавая бумажные модели, работают с геометрическими фигурами и закрепляют сведения об их строении (углы, вершины, стороны и т.д.), признаки их сходства и строения.

    Учащиеся знакомятся с историей появления оригами, с традициями родины оригами.

   Перед складыванием фигурок зверей, птиц я беседую с детьми о данном представителе фауны. Ребята активно рассматривают иллюстрации, фотографии с изображением животных и их среды обитания. Среду обитания так же складываем (цветы, деревья, грибы). Фигурки дорисовываются, раскрашиваются. Заканчивается занятие игрой, конкурсом «красоты», придумыванием «имени», вручением «призов».В жюри входят все участники работы и учитывается мнение каждого. Номинаций несколько: самая аккуратная, самая красивая, самая весёлая, самая быстрая (номинации придумываю непосредственно к данному занятию, иногда дети предлагают свою).

    В своей работе я часто использую сказки. Сказка имеет сильное эмоциональное воздействие на ребёнка. Персонажи сказок получаются очень яркими и добрыми. Сказку можно рассказать перед началом складывания, а можно рассказывать в процессе складывания – «бумажная сказка». «Бумажные сказки» помогают учащимся запоминать базовые формы складывания оригами. Закончилась сказка, а волшебный лист бумаги превратился  в образ сказочного персонажа. Дети чувствуют себя волшебниками.

    С использованием бумажных фигурок  получаются необыкновенные аппликации и открытки.

    Новогодняя тема особая. Оригами позволяет создать сказочную атмосферу за несколько недель до праздника. Объёмные подвески, ёлочки, гирлянды, упаковки для подарков, поздравительные открытки, элементы карнавальных костюмов, украшения для стола выполненные руками детей бесценны. Учащиеся испытывают творческий подъём, а к поделкам относятся трепетно и бережно. Даже если все складывали одинаковые модели, работы получаются не похожими друг на друга, так как каждый дорабатывает образ самостоятельно.

    Значение бумажной пластики оригами для развития и воспитания учащихся любого возраста велико ещё и потому, что даже «трудныё дети» на занятиях учатся усидчивости, терпению, организованности. А для организации увлекательной работы достаточно волшебного листа бумаги и волшебника – учителя!

     

Используемая литература.

Работаем по новым стандартам. Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество. Москва. Просвещение. 2011г.

Л.Ю.Арсентьева. Лучшие оригами. 250 оригинальных моделей. РИПОЛ КЛАССИК. ДОМ.XXI век. Москва. 2008г.

А.Гарматин. Оригами для начинающих. Чудеса из бумаги. Владис. РИПОЛ КЛАССИК. 2006г.

О.Н.Сухаревская. Оригами для самых маленьких. АЙРИС-пресс. Москва. 2008г.

Е.А.Ступак. Оригами. Игры и конкурсы. АЙРИС-пресс. Москва. 2009г.

Е.А.Ступак. Оригами. Подарки к праздникам. АЙРИС-пресс. Москва. 2010г.

В.В.Гончар. Модульное оригами. АЙРИС-пресс. Москва. 2009г.

С.В.Соколова.Оригами для старших дошкольников.Методическое пособие для воспитателей ДОУ. ДЕТСТВО-ПРЕСС.Санкт-Петербург.2010г.

М.И.Нагибина. Из простой бумаги мастерим как маги. Академия развития..Академия, К*. Ярославль. 1998г.

И. Агапова, М. Давыдова. Аппликация. Лада.Москва.2008г.

А.Н.Малышева, Н.В.Ермолаева.Аппликация в детском саду. Академия развития. Ярославль.2010г.