Статья в сборник "Учитель учителю"
статья по теме

 

Комплексное применение дидактических материалов на занятиях производственного обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korshikova_savenkova_-_statya.docx25.16 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексное применение дидактических материалов на занятиях производственного обучения

                                                                                          Савенкова А.Л.

                                                                                          Коршикова Р.С.

Анализируя уже достигнутые результаты в совершенствовании учебного занятия, можно констатировать, что передовые мастера производственного обучения успешно применяют новые методы обучения, разработали систему сочетания технических и других дидактических средств обучения, что позволяет разнообразить учебные занятия, способствует более осознанному усвоению знаний обучающимися.

Многолетняя целенаправленная работа, тесные контакты с преподавателями, а также с базовыми предприятиями, проведение внеклассной работы позволяют мастерам производственного обучения создавать различные дидактические средства и в достаточном количестве. Следует отметить,  что многие средства обучения изготавливаются обучающимися на  кружковых занятиях.

На первоначальном этапе обучения, в период формирования основных знаний и умений мастер производственного обучения использует дидактические средства в большем объеме. Применяемые наглядные пособия знакомят обучающихся с образцами оборудования, инструментов, приспособлений, тканей; ими могут быть заготовки, эталоны-образцы, схематические изображения технологических процессов, трудовых приёмов и операций и т.д.

Но проблема состоит в том, что не все мастера понимают значение применения дидактических средств, хотя у многих накоплен дидактический материал в достаточном количестве, но использование на учебных занятиях производственного обучения этих дидактических средств сводится к минимуму. Поэтому на заседаниях ЦМК, школы молодого мастера необходимо проводить работу по обучению методике   использования наглядных пособий как неотъемлемой части учебного занятия производственного обучения.

Тем не менее в использовании наглядных пособий необходимо соблюдать меру, чтобы, с одной стороны, не перегружать занятия чересчур большим количеством пособий, делая обучение слишком лёгким и доступным, а с другой – не ставить перед обучающимися непосильных для восприятия и понимания задач.

Из наблюдений замечено, что успешность использования дидактических материалов зависит от соблюдения ряда дидактических требований.

  1. Первое требование   -  обучающиеся должны знать, что им предстоит наблюдать и с какой целью. Ведь большая часть того, что показано, не воспринимается, если обучающийся не знает, для чего показывают пособия, что именно надо рассмотреть. Его внимание рассеивается, и он не улавливает и не запоминает главного.
  2. Второе требование - обеспечить ясную видимость наглядных пособий. Мастер должен правильно выбрать место для себя и для учащихся, чтобы они могли всё чётко рассмотреть.
  3. Третье требование - по возможности включить в восприятие не только зрение, но и осязание, слух. В этом отношении очень удобны раздаточные наглядные пособия, т.е. имеющиеся во многих экземплярах и раздаваемые учащимся для практического манипулирования.
  4. Четвёртое требование - использовать все возможности для демонстрации процесса в движении. Например, при объяснении взаимодействия частей механизма швейной машины важно, чтобы обучающиеся могли  наблюдать этот процесс непосредственно при работе машины.
  5. Пятое требование - мастер должен руководить процессом восприятия демонстрируемого материала. С этой целью он ставит перед учащимися отдельные задачи для наблюдения, разъясняет и обводит указкой сам (или с помощью обучающихся) контуры рассматриваемого предмета. Далее он предлагает обучающимся описать демонстрируемый объект, сравнить его с другим аналогичным.

Успешность использования дидактических материалов значительно повышается, если обучающийся знает, что он должен будет описать, воспроизвести показанное. Вместе с тем устное изложение обучающимися своих наблюдений – одно из условий успешности восприятия.

Необходимо направлять внимание обучающихся, задавая им вопросы, поощряя попутные вопросы с их стороны. Это также побуждает обучающихся думать над  тем, что они видят, уточнять результаты наблюдений.

Демонстрация наглядных пособий всегда сочетается с объяснением мастера. Наибольшее практическое значение имеют следующие две формы:

  1. Мастер производственного обучения пользуется словом в основном лишь для руководства наблюдениями обучающихся. Побуждаемые вопросами мастера, обучающиеся получают необходимые знания путём наблюдения.

2. Мастер сам излагает нужные сведения и использует демонстрацию наглядных пособий лишь для подтверждения или конкретизации словесных объяснений.

Первая форма обеспечивает более высокое качество знаний и быстрее развивает наблюдательность учащихся. Во многих случаях оправдано последовательное применение обеих форм.

Учебно-наглядное пособие должно быть не только иллюстрацией, подтверждающей излагаемый преподавателем материал. Оно должно вызвать обсуждение, побудить к принятию правильного решения, подвести к практическому выполнению задания. Конечно, всем этим требованиям не может отвечать одно пособие. Поэтому и возникает вопрос о подборе и создании комплекса наглядных пособий по каждой изучаемой теме.

В качестве примера комплексного использования различных дидактических средств обучения рассмотрим урок по теме: «Изготовление халата женского».

Известно, что эталон - образец готового изделия не даёт полного представления ни о методах обработки, ни о последовательности обработки.

Для лучшего усвоения материала по этой теме мастером производственного обучения были изготовлены: образцы пооперационной обработке изделия, инструкционно - технологические карты изготовления халата как для общей демонстрации, так и для самостоятельной работы обучающихся. Для общей демонстрации были изготовлены наглядные пособия в более крупном масштабе, а для самостоятельной работы обучающихся были предложены маленькие инструкционно - технологические карты.

В начале занятия был проведен устный опрос обучающихся по карточкам-заданиям в виде кроссворда и письменный - по карточкам программированного опроса по предыдущим темам. В карточке программированного опроса указаны 5 вопросов, на каждый вопрос даны 3 ответа, из которых только один верный. На ответы отводится короткий промежуток времени, за который обучающиеся должны найти правильные ответы на все вопросы. Такие карточки рассчитаны на сообразительность, смекалку и быстроту реакции, а также требуют хорошего  знания изученного материала.

Обучающиеся, не получившие карточки, опрашиваются устно по темам, которые близки к нашей теме урока.

Например, обучающимся предлагается по имеющимся образцам тканей определить, какие из этих тканей могут применяться для изготовления халата женского,  и дать обоснование своего выбора.

В этом задании чётко прослеживается связь между теорией и практикой, т.е. между предметом  «Материаловедение» и производственным обучением.

Имея перед собой наглядный пример оборудования, которое установлено в цехе, и сопоставляя знания, полученные  на предмете «Оборудование», обучающиеся могут высказать предложения на каких машинах  они бы выполняли ту или иную операцию.

Затем мастер ведёт объяснение, пользуясь схемой пооперационной обработки, большой инструкционно - технологической картой и эталоном изделия. Обучающиеся следят за ходом объяснения по своим инструкционным картам, вспоминая уже изученный материал по предмету «Спецтехнология», могут задавать вопросы мастеру или высказывать свои предложения по видам швов и методам обработки.

После того как мастер убедился, что все обучающиеся поняли его объяснение, он даёт им самостоятельную работу, например:

  1. по картам предупреждения дефектов выяснить, какие дефекты могут возникнуть при изготовлении халата, причины их возникновения и способы устранения;
  2. используя карточки с образцами различных видов обработки, выбрать наиболее рациональную технологию обработки с учётом практической возможности её применения.

        Практика показывает, что у обучающегося, который занимался по карточкам-заданиям, создаётся, как правило, точное и полное представление о характере технологического процесса. Он лучше ориентируется в производственной обстановке.         Этого нельзя сказать об обучающихся, не прошедших подобной тренировки. Они более медлительны и не столь уверены в своих действиях.

        После обсуждения самостоятельных заданий  мастер производственного обучения производит показ трудовых приёмов и даёт задание на урок.

        Важная роль принадлежит использованию дидактических материалов при текущем инструктаже, т.к. это помогает обучающимся выявить состояние оборудования и инструментов, качество материалов и кроя, ход технологического процесса, причины неполадок и брака.

        Во время работы обучающиеся пользуются инструкционно - технологической картой изготовления изделия, пооперационной обработкой, инструкционными картами на каждую операцию, картами предупреждения дефектов, картами организации труда, карточками контроля технологической обработки изделия самостоятельно или с помощью мастера.

        Например, обучающийся допустил брак при пошиве изделия. Мастер предлагает обучающемуся по карте предупреждения дефектов назвать причины возникновения дефекта и способы его устранения.

        На заключительном  инструктаже обучающимся выдаётся задание на дом. Домашняя работа обучающихся представляет собой лабораторную работу, для выполнения которой  обучающиеся должны выбрать себе модель халата женского, дать технологическое описание этой модели, вычертить детали кроя, показать направление нити основы, выбрать наиболее рациональные, с их точки зрения способы обработки ткани, проанализировать и обосновать свой выбор, схематично зарисовать швы.

        Итак, благодаря использованию на занятии  дидактических материалов, усвоение  новой темы было намного облегчено. Изучение нового материала с помощью инструкционно – технологических карт заняло меньше времени, что позволило мастеру производственного обучения  уделить больше времени на показ и выполнение трудовых приёмов, а главное – далть более прочные знания, основанные на логических рассуждениях.

        Применение различных дидактических средств позволило мастеру, наряду с фронтальной, проводить индивидуальную работу с обучающимися, организовать разнообразную их учебно-познавательную деятельность, осуществить контроль за усвоением обучающимися учебного материала.

        Комплексное использование дидактических средств изменило структуру урока, соотношение между рассказом, беседой, объяснением и показом мастера, а также организацию деятельности обучающихся на уроке.

        Новое построение урока отражает целостную систему учебной работы, оно свидетельствует о возросшем уровне вооружения обучающихся системой знаний, большом творческом скачке в деле улучшения подготовки квалифицированных рабочих.

        Чтобы учебное занятие имело результативность,  мастерам производственного обучения нужно знать, из чего должна состоять их учебная деятельность, какой должна быть деятельность обучающихся, на этой основе определять содержание собственной работы. Только тогда работа каждого из них не будет обособленной, а явится органической частью единого учебного процесса, определяющего стиль каждого учебного заведения.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: «Культура диалоговых отношений учителя и учащихся как критерий эффективности качества образования»

Воспитание тогда успешно, когда оно качественно решает свою главную задачу - пробуждает в подростке устремленность к сознательному личностному позитивному самоизменению....

статья на тему: "Образ учителя в жизни А.П.Чехова и его ранних рассказах"

1.  ВведениеЕсли учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если он имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не ...

статья "Конфликт между учителем и учеником"

Определение конфликта и выход из конфликтной ситуации...

Статья для участия в V Фестивале передового педагогического опыта учителей «Современные методы и приемы обучения»

В статье рассматривается актуальность социокультурного компонента при обучении иностранному языку обучающихся в системе среднего профессионального образования. Авторы предлагают возможное содержание...

статья "Учитель (вчера - сегодня...)

В начале ХХ века отечественная педагогика выдвинула новые варианты свободного воспитания...Детям предоставляется полная свобода самостоятельного развития......

Статья "Проблема развития мотивации профессиональной педагогической деятельности будущего учителя"

В статье рассматривается проблема  развития мотивации  профессиональной педагогической деятельности  будущего учителя....

Статья « Педагогические находки учителя в системе работы по подготовке учащихся 4-х классов к ВПР »

Опыт работы по  подготовке к ВПР, систематизация накопленного опыта и исследований по данной теме....