ПРОГРАММА
методическая разработка на тему

 

 

 

 

 ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Занимательная грамматика»

ДЛЯ  3 КЛАССА

 

 

Составитель:  Брынцева Татьяна Николаевна,

учитель первой  квалификационной категории    

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.rar28.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение

«Сакмарская средняя общеобразовательная школа»

                                                                           

                                                             

.

 ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Занимательная грамматика»

ДЛЯ  3 КЛАССА

Составитель:  Брынцева Татьяна Николаевна,

учитель первой  квалификационной категории    

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО, протокол от    ___     _______ 2012 г.   № __

Руководитель ШМО    ___________       ______________________

                                         подпись                      

Пояснительная записка

       В Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы сказано: «Свободное владение русским языком должно стать нормой для молодежи, оканчивающей средние учебные заведения». Такой уровень владения русским языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных организационных форм учебной работы по русскому языку - различного типа уроков, факультативных занятии, внеклассной работы, индивидуальных самостоятельных занятий по самообразованию.

Внеклассные занятия должны расширять лингвистический кругозор школьников и развивать их языковое чутье, воспитывать любовь и уважение к русскому народу и интерес к его языку, должны прививать учащимся навыки самостоятельной работы с книгой, учить пользоваться словарями и другой справочной литературой, самостоятельно пополнять знания по русскому языку.

        Cтрогие рамки урока не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть его «секреты».  И в этом случае на помощь учителю приходят кружковые занятия как закономерное продолжение урока, его дополнение. На внеклассных занятиях учащиеся выходят за тесные рамки учебников, приобретают многие жизненно необходимые навыки - учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой, общаться на русском языке.

Необходимость кружковой работы диктуется желанием детей узнать нечто новое о русском языке. Занимательная форма подачи научных ведений призвана пробудить интерес детей к языку, облегчить восприятие лингвистических тем.

Внеклассная работа по русскому языку открывает большой простор для пробуждения у учащихся интереса к изучению русского языка, воспитывает у них любознательность, зоркость к явлениям и фактам языка, помогает повышать речевую культуру школьника

В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Занимательной грамматики” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

Содержание и методы обучения “Занимательной грамматики” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки.

Необходимость разработанного нами факультативного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.

II. Цель и задачи курса.

Цель курса:  расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи курса:

Обучающие:

развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;

приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

развитие мотивации к изучению русского языка;

развитие творчества и обогащение  словарного запаса;

совершенствование общего языкового развития учащихся;

углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

воспитание культуры обращения с книгой;

 формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

развивать  смекалку и сообразительность;

приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями;

учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

     III.  Особенности программы  «Занимательная грамматика»

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

занимательность;

научность;

сознательность и активность;

наглядность;

доступность;

связь теории с практикой;

индивидуальный подход к учащимся.

          Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.

IV. Формы проведения занятий

лекции;

практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

анализ и просмотр текстов;

самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

игровая;

теоретическая;

практическая.

V. Основные методы и технологии

технология  разноуровневого обучения;

развивающее обучение;

технология  обучения в сотрудничестве;

коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных  качеств школьника.

VI. Описание места курса  в учебном плане

        Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут. Курс изучения  программы  рассчитан на  учащихся 3-х классов.

VII.  Планируемые результаты.

Личностные результаты:

эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

интерес к изучению языка;

осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

учиться работать по предложенному учителем плану самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую:

 подробно пересказывать небольшие тексты.

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения, оценки и самооценки и следовать им;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

задавать вопросы.

VIII. Тематическое планирование.

 (34 часа)

Тема занятия

Количество часов

1

Сказочное царство слов .  

1

2-3

Путешествие в страну Слов.

2

4 - 5

Чудесные превращения слов.

2

6 -7

В гостях у слов.

2

8

Узнаешь части речи?

1

9

Личные местоимения в речи.

1

10

Новые и устаревшие слова в русском языке.

1

11

Встреча с зарубежными друзьями.

1

12

Синонимы в русском языке.

2

13

Слова- антонимы.

1

14

Слова- омонимы.

1

15

Крылатые слова.

1

16

В королевстве ошибок.

1

17

В стране Сочинителей.

1

18-19

Искусство красноречия.

2

20

Праздник творчества и игры.

1

21-22

Трудные слова.

2

23-24

Анаграммы и  метаграммы.

2

25-26

Шарады и логогрифы.

2

27-28

Откуда пришли наши имена.

2

29-31

Занимательное слообразование.

3

32-34

КВН по русскому языку.

3

Итого 34 часа

Содержание занятий.

Тема 1.  Сказочное царство слов.(1ч.)

Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок .

Тема 2-3.   Путешествие в страну слов.  (2ч.)

Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Игра « Найди лишнее слово»

Тема 4-5. Чудесные превращения слов.(2 ч.)

Дается представление о превращении слов. Cуффиксы –ек,-ик. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения».Шарады. Рассказ –загадка.

Тема 6-7.  В гостях у слов. (2ч.)

Знакомство с разными группами родственных слов. Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаках слов – родственников. Выбор слов- родственников. Отыщешь сложные слова.

Тема 8.   Узнаешь части речи (1ч.)

Беседа о богатстве лексики русского языка.  Учить различать части речи. Работа с текстами на данную тему.

Тема 9.  Личные местоимения в речи (1 ч.)

Знакомство с личными местоимениями. Выбор из текста данных слов. Творческая работа. Заполнение таблицы.

Тема 10.  Новые слова в  русском языке.(1ч.)

 Знакомство со словами- историзмами и архаизмами.

Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах . Игра «Угадай-ка».

Тема 11.  Встреча с зарубежными друзьями.(1ч.)

Знакомство с заимствованными словами .  Рассказ «Откуда  пришли слова- пришельцы». Определение падежей имен существительных.

Тема 12.  Синонимы в русском языке (1ч.)

Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова».Беседа «Что обозначают слова- синонимы».Нахождение  слов-синонимов в тексте. Падежи  существительных.

Тема 13. Слова-  антонимы  (1ч.)

Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Как изменяются глаголы?

Тема14.  Слова- омонимы (1ч.)

Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Неопределенная форма глагола.

Тема 15.  Крылатые слова  (1ч.)

Беседа о значении  «крылатых выражений» в русском языке . Подбор «крылатых выражений» в названиях  текста.  Работа с выражениями ,употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни пера». Глаголы прошедшего времени.

Тема 16.  В королевстве ошибок. (1ч.)

Игра «Исправь ошибки». Работа с  произведениями,  где  допущены орфографические ошибки. Игра « Произноси правильно». Глаголы настоящего времени.

Тема 17.  В стране Сочинителей.(1ч.)

Беседа о рифмах .Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле .Глаголы будущего времени.

Тема 18-19.  Искусство красноречия. ( 2ч.)

   Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей. Что ты знаешь о частях речи?

Тема 20.  Праздник творчества и игры. (1ч.)

Творческие задания для формирования  орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса  к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы». Писать –ца, -тся, ться.

Тема 21-22.  Трудные слова. (2ч.)

Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.

Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.

Тема 23-24.  Анаграммы и метаграммы.  (2ч.)

Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм , с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы . Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка ).

Выбирай точные слова и предложения.

Тема 25-26. Шарады и логогрифы (2ч.)

        Знакомство с происхождением  шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование  слов- ответов. Члены предложения.

Тема 27-28.  Откуда пришли наши имена.(1ч.)

Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя». Главные и второстепенные члены предложения.

Тема 29-31. Занимательное словообразование (3ч.)

Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады.Род и число имен существительных и прилагательных.

Тема 32-34.  КВН по русскому языку. (3ч.)

Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку. Повторение основных вопросов .

Основные требования к знаниям и умениям

 учащихся к концу  3-го класса

Обучающиеся должны знать:

Правила правописания слов с изученными орфограммами.
Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола).
Главные члены предложения.
Состав слова.

Обучающиеся должны уметь:

Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
Разбирать предложения по членам предложения.
Обозначать на письме интонацию перечисления.
Разбирать слова по составу.
Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
Писать правильно слова с удвоенными согласными.
Определять род, число имен существительных и имен прилагательных.
Определять число, время глаголов.
Писать НЕ с глаголами.
Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
Составлять рассказы по картинке.

IX. Средства, необходимые для реализации программы:

 наличие лингвистических словарей;

Корешкова Т.В. Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 класса.

Презентации

компьютер, проектор, экран.

обучающие диски

наличие  карточек с играми и заданиями;

наличие текстов для работы на занятиях.

Практический материал

Раздел «Фонетика».«Графика»

№ 1

На какие группы можно разделить согласные звуки?

_______________________________________________________________________

№ 2

Укажите слова, в которых звуков больше, чем букв:

АРБУЗ, ВЬЮГА, ЯМА, БЕЛИЧЬЯ, КАЛЕНДАРЬ, ОБРЫВ, ЕЛКА, КОЛЮЧКА, ЯБЛОКО.

 №3

Подчеркните слова, в которых рядом находятся два согласных звука:

АИСТ, РОЯЛЬ, ПИАНИНО, УЮТНО, ПОЭТ, ТЕАТР, ПРИЯТНО, ЯИЧКО.

 №4

Посчитайте количество [о].

И сейчас же щетки, щетки

Затрещали, как трещотки.

 №5

Напишите транскрипцию слов:

ШАРФ,  КОНЬ, ОБЕЗЬЯНА, ВЕЛОСИПЕД, ЕЛОЧКА, ОБЪЯВЛЕНИЕ.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 №6              

Определите, в каких словах есть [й]:

СУХОВЕЙ, ВЕЯЛКА, СЕМЯ, УЮТ, МЯГКИЙ, МЯЧ, СКАМЬЯ, СЕСТЬ, СЪЕСТЬ, ВЬЮН, ВЯЗАТЬ, БЕЛЬЕ, ЛЮБЛЮ.

 №7                                           Слово в скобках в верхнем ряду каждого задания образовано из двух рядом стоящих. Найдите закономерность словообразования и по аналогии запишите слово в скобках нижнего ряда.

 

СЛАВА (САПОГ) ПОРОГ                        КОНВЕРТ (БАЛКОН) БУЛКА

ПЛЕШЬ (…) НАДЕЛ                                МАНЕРА (…) КИРКА

 №8

Догадайтесь, какой русский писатель иногда подписывал свои произведения псевдонимом Нави Волырк:

а) Денис Иванович Фонвизин;

б) Иван Андреевич Крылов;

в) Александр Сергеевич Пушкин;

г) Николай Васильевич Гоголь.

 № 9

Метаграммы

 

1) Со звуком «С» я не вкусна,

    Но в пищу каждому нужна.

    С «М» берегись меня, не то

    Я съем и платье, и пальто.

 

2) Чтоб отгадать, имей терпенье:

    С «Л» я - часть лица,

    А с «Б» - растенье.

 

3) С твердым «Л» я на стене -

    Книги, например, на мне,

    Но как только «Л» смягчите,

    Сразу в танец превратите.

 № 10

Прочитайте пословицу. Определите, сколько раз в ней встречается звук [ш].

 

Не тот хорош, кто лицом пригож,

А тот хорош, кто для дела гож.

 № 11                    Выпишите слова, в которых встречаются только твердые согласные:

ВОДИТЬ, ПАШЕШЬ, ВЕРИТЬ, СМЕХ, МЕЛ, МОЖЕШЬ, МАТЧ.

 № 12                            Составьте слово из звуков:

1-й - глухая пара звука [з],

2-й - глухая пара звука [д],

3-й - гласный [о] под ударением,

4-й - глухая пара звука [г].

№ 13

 

Перед вами транскрипция нескольких предложений. Жирным шрифтом выделены ударные звуки. Запишите эти предложения по правилам орфографии.

 

[ ПАШОЛ   Й А  В  Л ЭС  НА  Й ОЛКУ   ВЛ ЭС   С ИЖУ   НА  Й ЭЛИ   ШТОБЫ  

ВОЛК И    Н И   С Й ЭЛ И ]

 № 14                Анаграммы

 

РАКЕТА -

КАПРИЗ -

МОЛЬБА -

КАРАТИСТ -

 № 15            Укажите слова, в которых ударение падает на второй слог.

 

ИНСТРУМЕНТ, ПРИБЫЛ, КИЛОМЕТР, ЗВОНИШЬ, КУХОННЫЙ, УДОБНЕЕ, ФОРМИРОВАТЬ, СРЕДСТВА.

 

 Раздел «Морфемика»

№ 1

Выпишите слова и формы одного и того же слова.

ЛЕС, ЛЕСНИК, ПРЕЛЕСТЬ, ЛЕСНОЙ, ПЕРЕЛЕСОК, ЛЕСНИКИ, ЛЕСЕНКА, ЛЕСНИЧИЙ, ЛЕСНИКОМ, ЛЕСНИЧЕСТВО.

 № 2                               Определи, к каким частям относятся двойные согласные в словах:

ПОДДЕЛКА, ССОРА, ВОССОЕДИНЕНИЕ, ССЫЛКА, КОННЫЙ.

 № 3

Укажите, какие слова образованы с помощью суффикса -ушк-.

ПОДУШКА, БОЛТУШКА, МУШКЕТЕР, КАДУШКА, ЧЕРЕМУШКИ.

 № 4

Выделите корень в словах:

БИТВА, БОЙНЯ, ОТБОЙ, БОЕЦ, БИТЬ.

 № 5

Образуйте от прилагательных глаголы при помощи приставок.

ЯСНЫЙ, ГРЯЗНЫЙ, ПУСТОЙ, ЧИСТЫЙ.

 № 6

Выделите приставки в словах, если они есть.

ИСПАРИНА, ПОРУЧЕНИЕ, ПОРОГ, ПОДОРОЖНИК, ОПЕНОК, ОБЕДЕННЫЙ, НАПИЛЬНИК, НАЛИМ, СЛЕПОЙ, ИСТИНА.

 № 7

Определите, про какие слова нужно говорить «имеет окончание», а про какие - «оканчиваются на О»?

КАКАО, НЕБО, СПАСИБО, САМБО, КРУЖЕВО, ЗАРЕВО, ТОСКЛИВО, СЛОВО, ОДИНАКОВО,  РАБСТВО, ЧУВСТВО,  ЮНОШЕСТВО.

 № 8

Зачеркните «лишнее» слово.

1. Стульчик, диванчик, огурчик, разговорчик.

2. Горошина, соломинка, изюминка, снежинка.

3. Подстаканник, подснежник, подлокотник, подорожник.

 № 9

Подчеркните слова, имеющие одинаковые окончания.

1. Домов, столов, коров, ковров, голов, основ.

2. Степей, ножей, батарей, шей, ушей, юношей.

 № 10

Укажите, есть ли среди приведенных слов те, которые имеют две приставки или два суффикса. Докажите это.

ПОДОСИНОВИК, ПОДОРОЖНИК, ОЗОРНИК, ЛАКОМКА, ОБЕЗУМЕТЬ, СОРТИРОВЩИК, ЧЕРНОВИК.

 

Раздел «Морфология»

№ 1

Найдите «лишнее» слово.

1. Носок, мозоль, георгин, помидор.

2. Тюль, бюллетень, гроздь, рояль.

3. Магистраль, вестибюль, бандероль, лазурь.

4. Озимь, цитадель, фланель, панцирь.

 № 2

Найдите четвертое «лишнее» слово.

1. Ножницы, дрожжи, щипцы, башмаки.

2. Брюки, хлопоты, дверцы, вилы.

3. Дебри, прения, игры, шахматы.

 № 3

Укажите части речи в предложении.

Вероокая трышь грузно обкисляла закорвку в шицинном бору.

 № 4

Составьте сочетания  типа «прилагательное + существительное».

___________    ТУННЕЛЬ

___________    СИРЕНЬ

___________    ТЮЛЬ

___________    КОФЕ

___________    ШАМПУНЬ

___________    МОЗОЛЬ

 

 № 5

Определите, в каких словах отсутствует форма множественного числа родительного падежа.

МЕЧТА, ДЕРЕВО, ЮЛА, ЕГОЗА, КАРАНДАШ, КУМА, ГВОЗДЬ, ТАХТА, КОЧЕРГА.

 № 6

Напишите  следующие существительные в форме множественного числа именительного падежа.

ТРАКТОР,  СЕКТОР, СЛЕСАРЬ, ТОКАРЬ, ЦЕХ, КРЕНДЕЛЬ, КОНДУКТОР, ИНСТРУКТОР, ПОЛЮС, ДОГОВОР, ПОЧЕРК, СОУС, РАПОРТ, СВИТЕР, ШТОРМ, ДИРЕКТОР.

 № 7

Составьте словосочетания, в которых данные слова являлись бы разными частями речи.

ПОКРОЙ, ЖГУТ, СТИХ, ПИЛА.

 № 8

 Найдите ошибки в образовании формы родительного падежа множественного числа.

 

Много барж, нет гольфов, пара чулков, много помидоров, нет полотенец, пять ведер, нет туфлей.

 № 9

 Укажите, в каких примерах  выделенное слово является прилагательным:

а) иду в ванную;                                  д) вызвать в учительскую;

б) дежурный врач;                              е) больной мальчик;

в) началась уборочная;                      ж) запасы в кладовой;

г) Демьян Бедный;                              з) больной стонал.

 

 

Раздел «Лексика»

№ 1

 

Замените слова в скобках так, чтобы равенство было верным.

 

К + (СЛУГА) = (ЖИВОТНОЕ)

СЛ + (ДЕРЕВО) = (ЖИДКОСТЬ)

С + (ШЕРСТЬ) = (ЭМОЦИЯ)

№ 2

 Запишите синонимы, состоящие из такого же количества букв, что и данные слова.

 ЛЕС -

ГОРЕ -

МОРОЗ -

ХОТЕТЬ -

ТЕМНОТА -

 № 3

Найдите к каждому фразеологическому обороту левой колонки противоположное из правой.

 

1. Лясы точить.                                                    1. Не покладая рук.

2. Держать ухо востро.                                      2. Держать язык за зубами.

3. Сидеть сложа руки.                                         3. Воды в рот набрать.

4. От рук отбился.                                               4. Ворон считать.

5. Кричать во всю Ивановскую.                         5. Своим горбом жить.

6. На чужой шее сидеть.                                    6. Держать в ежовых рукавицах.

 № 4

Подбери к старославянизмам современные соответствия.

 

АГНЕЦ -                                                ЧЕЛО -

УСТА -                                                   ОКО -

ЛАНИТЫ -                                             ПЕРСТ -

№ 5

Укажите предложения, в которых нет грамматических ошибок.

1. Одеть пальто.                          5. Жгет листву.

2. Надевать пальто.                    6. Ездию каждое лето.

3. Не ложьте на стол.                 7. Лягте поудобнее.

4. Не бежите быстро.                 8. Поехайте туда зимой.

 № 6

Замените выражение глаголом.

Клевать носом       -   ___________

Зарубить на носу   -    ___________

Чесать языки          -    ___________

Дать стрекача         -    ____________

Ломать голову       -    ____________

 № 7

Распределите высказывания на две группы: пословицы (поговорки) и фразеологизмы.

 

1. Бабушка надвое сказала.

2. Чует кошка, чье мясо съела.

3.А Васька слушает, да ест.

4. Большому кораблю - большое плавание.

5. Сидеть сложа руки.

 № 8

Подбери антонимы к многозначным словам.

 

МЕЛКИЙ (бассейн, дождь)

СВЕЖИЙ (хлеб, журнал)

МЯГКИЙ  (воск, свет)

 № 9

Найдите фразеологизмы - синонимы.

 

1. Тьма кромешная.

2. Глядеть в оба.

3. Поминай как звали.

4. Держать ухо востро.

5. Ни зги не видно.

6. И след простыл.

 

Занятие № 32

Тема «Фразеологизмы»

Цель: познакомить учащихся с фразеологизмами - устойчивыми выражениями, особыми речевыми оборотами.

Задачи:

- развивать речь учащихся, обогащать словарный запас;

- формировать умения работать со словарем;

- развивать мыслительные операции, внимание, память и творческий     потенциал   учащихся;

- воспитывать любовь и уважение к родному языку.

 

Ход занятия

I. Актуализация знаний.

 1. Разминка.

      Отвечайте сразу, не задумываясь.

Ветвистая, зеленая, колючая -

Большой, коричневый, косолапый -

Новая, интересная, библиотечная -

Белое, парное, коровье -

Высокая, стройная, белоствольная -

Круглое, душистое, антоновское -

Красный, сочный, круглый -

 

2. Развиваем память.

     Прочитайте пары слов и постарайтесь их запомнить. Я буду говорить первое слово из пары, а вы должны вспомнить второе.

 

Кукла - играть, курица - яйцо, ножницы - резать, лошадь - сани, бабочка - муха, гитара - музыкант, щетка - зубы, книга - учитель, снег - зима, корова - молоко.

 

3.Развиваем внимание.

     Возьмите лист бумаги и ручку. Я буду быстро читать слова. Ваша задача - записывать вторую букву каждого слова. Если все сделаете без ошибок, то сможете сформулировать тему сегодняшнего занятия.

 

Африка, крыша, варежка, узор, герой, поле, клад, бок, игра, лист, Азия, смола, лыжи.

 

II. Работа по теме занятия.

 1. Введение в тему.

     Вы правильно догадались. Тема занятия - фразеологизмы - это особые обороты, устойчивые выражения, которые являются одним из лучших украшений речи. С одним только словом НОС их в языке более десяти: зарубить себе на носу, дальше своего носа, из-под самого носа, оставлять с носом, комар носа не подточит, задирать нос, повесить нос, крутить носом и т. д. Такие выражения нельзя перевести на другой язык. В них невозможно заменить одно слово другим. Так о небольшом количестве мы можем сказать КАПЛЯ В МОРЕ (но в океане), КОТ НАПЛАКАЛ  (но не кошка). Фразеологические обороты не допускают также изменения порядка слов.

     Устойчивые сочетания слов в большинстве случаев близки по значению отдельному слову: ДЕРЖАТЬ ЯЗЫК ЗА ЗУБАМИ - молчать, СЛОМЯ ГОЛОВУ - стремительно, ЗА ТРИДЕВЯТЬ ЗЕМЕЛЬ - далеко, ВО ВЕСЬ ДУХ - быстро, МОРОЧИТЬ ГОЛОВУ - обманывать, ЧЕРЕЗ ЧАС ПО ЧАЙНОЙ ЛОЖКЕ - медленно, РУКОЙ ПОДАТЬ - близко и т. д.

     Приведенные ранее примеры показывают, что фразеологические обороты употребляются в переносном значении, хотя не все из них имеют такую особенность.

     Метафоричность значения делает фразеологические обороты весьма выразительным средством нашей речи, придает ей эмоциональную окраску, точность и яркость.

 2.  Знакомство с фразеологическими словарями.

 3. Лексические упражнения и игры.

 * Вместо точек вставьте названия животных.

 

Голоден, как … ; изворотлив, как … ; упрям, как … ; надут, как … ; мокрый, как …; нем, как  … ; грязный, как …; колючий, как …

 

* Определите, где выражение «ни пуха, ни пера» употреблено в переносном смысле.

 

Рано утром мама - квочка                                  Через час, едва живой,

В класс отправила сыночка.                              Петушок идет домой.

Говорила: «Не дерись,                                        Ковыляет еле - еле

Не дразнись, не петушись.                                 Он со школьного двора,

Поспеши, уже пора,                                            А на нем и в самом деле

Ну, ни пуха, ни пера!»                                        Нет ни пуха, ни пера

 

* «Доскажи словечко».

 

Дружнее этих двух ребят                    Товарищ твой просит украдкой

На свете не найдешь.                           Ответы списать из тетрадки.

О них обычно говорят:                        Не надо! Ведь этим ты другу

Водой …                                               Окажешь …

 

Мы исходили городок                         Фальшивят, путают слова,

Буквально вдоль и поперек,                Поют, кто в лес, кто …

И так устали мы в дороге,                   Ребята слушать их не станут:

Что еле …                                             От этой песни уши …

 

* Укажите сначала фразеологизмы со значением бездельничать, затем со значением обманывать и, наконец, со значением быстро. Запишите их в три колонки.

 

Сломя голову, сидеть сложа руки, втирать очки, заправлять арапа, во все лопатки, лодыря корчить, бить баклуши, водить за нос, во весь дух, собак гонять, вводить в заблуждение, высунув язык, со всех ног.

 

* Найдите фразеологизм и подходящее ему выражение. Составьте пары.

 

1. Много людей в тесном помещении.                        1. Как рыба в воде.

2. Очень быстро бежать.                                               2. Как сельдей в бочке.

3. Рухнуть всем телом.                                                  3. Бежать как стрела.

4. Проливной дождь, ливень.                                       4. Повалиться как сноп.

5. Непринужденно себя чувствовать.                          5. Льет как из ведра.

6. Быть в постоянных хлопотах.                                   6. Сидеть как на иголках.

7. Беспокоиться, волноваться.                                      7. Вертеться как белка в колесе.

 

III. Подведение итогов.

 Вам понравилось занятие?

Как называются  особые обороты, устойчивые выражения?

Для чего мы их употребляем в речи?

Какие фразеологизмы вы услышали впервые?

 IV. Домашнее задание.

 

Найти в фразеологическом словаре как можно больше устойчивых оборотов со словами: голова, нос, глаз, ухо, зуб, язык, рука, ноги.

 

Олимпиада

1. В обратном словаре слова расположены в алфавитном порядке по концу слова. В каком порядке будут стоять следующие слова  в данном словаре.

    ВЕТЕРАН, ТИРАН, КРАН, ЭКРАН, БУРАН, РЕСТОРАН, КУРГАН.

 

2. Не меняя ни одного звука, превратите данные существительные в другие части речи.

    СЪЕЗД -

    ЛЕСТЬ

    ПЯДЬ (старинная мера длины)

 

3. Перед вами транскрипция нескольких предложений. Жирным шрифтом выделены ударные звуки. Запишите эти предложения буквами по правилам орфографии.

      [ ПАШОЛ   Й А  В  Л ЭС  НА  Й ОЛКУ   ВЛ ЭС   С ИЖУ   НА  Й ЭЛИ   ШТОБЫ  

ВОЛК И    Н И   С Й ЭЛ И ]

 

4. Запишите, вставляя пропущенные буквы.

    Перед глубок… пр…стор…,  мойт… горяч… в…дой,  по дремуч…  лесу,  с хорош… весен…  днем,  стакан горяч… молока,  в ближн… город,  утренн…  солнцу,  в серебрис… инее…,  по узк…  дорог…, к ближн…  полю, о поз…н…  осен…, с весен…  голуб…. неба.

 

5. Распределите слова по орфограммам.

    СЛ…ДИТ                  ЗАТР…ЩИТ              ЗАП…САЛИСЬ          ПРЕЛЕС…НЫЙ

    ЗАГА…КА                РЕ…ЬБА                     ЗАПЛ…САЛИСЬ       БЕСЕ…КА

    УТ…ЩИЛИ              ЧУ…СТВО                ОВРА…КИ                  ПРЕКРАС…НЫЙ

 

6. Найдите и подчеркните лишние пары слов.

    Говорить - молчать, ужасный - замечательный, идти - стоять, бедный - убогий, любить - ненавидеть.

 

7. Выделите части речи у слов в предложении.

    Мелоокая трочь грузло обнясляла докоревку.

   

8. Подчеркните слова с одинаковым окончанием.

    ДОМОВ, СТОЛОВ, КОРОВ, КОВРОВ.

    НОЖЕЙ, БАТАРЕЙ, ШЕЙ, УШЕЙ.

 

9. Исправьте грамматические ошибки, допущенные при составлении предложений.

    Вдали показалась стая уток и зайцев.

    У щенка на макушке весело торчали ушки и хвостик.

    Он стоял и лязгал глазами.

    Зимой многие животные бросаются в спячку.

 

10. Объясните значение слова «язык» в каждой фразе.

      Больной прикусил язык.

      Язык до Киева доведет.

      Разведчики взяли языка.

      Без языка колокол нем.

      Прикуси язычок!

      Язык под чесночным соусом.

 

«Утверждено»

директор МБОУ «Сакмарская сош»

____________   /Горбунова Л.М. /

Приказ №________от

«___»________________2012 г.

«Согласовано»

Зам.директора по УВР

___________   /Тимина Н.Н./

«___»______________2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 21.02.05. Земельно–имущественные отношения

1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫБухгалтерский учёт и налогообложение 1.1. Область применения рабочей программыРабочая программа учебной дисциплины является частью основной професси...

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 21.02.05. Земельно–имущественные отношения

1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫБухгалтерский учёт и налогообложение 1.1. Область применения рабочей программыРабочая программа учебной дисциплины является частью основной професси...

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...

Рабочая программа Программа профессионального модуля является частью профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПМ. 08 ПРИГОТОВЛЕНИЕ ХЛЕБОБУЛОЧНЫХ, МУЧНЫХ И КОНДИТЕРСКИХ ИЗДЕЛИЙ

Программа профессионального модуля является частью профессиональной образовательной  программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО  19.01.17 ПОВАР, КОНДИТЕР в части освоения основного вид...

ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПРЕДДИПЛОМНОЙ) основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.07 МЭВСУКВиВ

Программа производственной практики (преддипломной)  разработана в соответствии с:- Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности ...

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01 МЕХАНИЧЕСКАЯ КУЛИНАРНАЯ ОБРАБОТКА СЫРЬЯ И ПРИГОТОВЛЕНИЕ ПОЛУФАБРИКАТОВ программы производственного обучения - адаптированной образовательной программы для лиц с ограниченными возможностями здоровья: программы

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯПМ.01  механическАЯ  кулинарнАЯ обработкА сырья и приготовлениЕ полуфабрикатов программы производственного обучения - адаптированной образовательной пр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 08. Менеджмент основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.04 «Водоснабжение и водоотведение»

Рабочая программа учебной дисциплины Менеджмент основной образовательной программы  - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.04 "Водоснабжение и водоотведени...