Материал к Государственному экзамену по педагогике с вопросами частных коррекционных методик (43 группа, ОЗСГК)
материал по теме

Данный материал составлен в помощь студентам 43 группы ОЗСГК в период подготовки к Государственному экзамену по педагогике с вопросами частных методик. Преподаватели колледжа могут использовать его для составления плана консультации к ГОСу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voprosy_k_gosam_mmrkr_2.docx25.16 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

ГБОУ СПО МО

«Орехово-Зуевский социально – гуманитарный колледж»

Материал

для консультации к государственному экзамену по педагогике

 с вопросами частных коррекционных методик

для студентов 43 группы

специальности 050705  « Специальное дошкольное образование»

Составила преподаватель:

Терентьева М. А.

2012

Вопросы к Государственному экзамену по педагогике с частными  коррекционными методиками.

Вопрос 1: Логопедическая ритмика для детей с нарушениями речи. Музыкально – речевые игры, направленные на формирование согласованности  движений и речи.

Над проблемой коррекции речевых нарушений работали такие педагоги, как Шашкина Г.Р., Лапухина И. С., Большакова С.С., Гринер В. А., Картушина Ю.,  Овчинникова Т. В  Логоритмика  является составной частью системы коррекционной помощи детям, оказывает положительное влияние на динамику коррекции речевых нарушений различных видов: ОНР- общее недоразвитие речи; ФФНР - фонетико – фонематические нарушения речи; заикание.

Нарушения речи и двигательных функций выявляются при помощи диагностики, где исследуется: мимическая и речевая моторика, тонкая моторика пальцев рук , общая произвольная моторика. Поэтому в логопедической ритмике используются игры и упражнения пальчиковой, мимической гимнастики, музыкально – речевые игры, логопедические  распевки, направленные на формирование согласованности речи и движений.

Логоритмика решает следующие задачи:1.Коррекционные: Преодоление основного речевого нарушения, развитие дыхания, голоса, артикуляции, координации.2. Образовательные : знакомить детей с разнообразием ритмических движений, формирование двигательных умений, навыков. 3. Воспитательные: воспитывать двигательную и певческую культуру, способствовать формированию музыкального вкуса.

На логоритмических занятиях  развитие психомоторики осуществляется на непроизвольном уровне. Развитие двигательной сферы помогает организовывать речь детей.  Навыки, полученные на  логоритмических занятиях, закрепляются на речевом материале. Содержание двигательного и речевого материала зависит от уровня сформированности  моторных и речевых навыков. Логоритмическое занятие может включать в себя: упражнения на разные виды ходьбы и бега, тренинги на дыхание, упражнения на координацию движений и речи, игры – драматизации, упражнения с элементами танца, певческие упражнения, упражнения с элементами мышечного расслабления.

Примеры некоторых логоритмических упражнений: «Оса», « Разные ручки», «Я- змея», « Крыльцо», « Медвежонок на концерте» и др.

Т. о. логопедическая ритмика - это один из видов кинезитерапии, используемый как средство коррекции речевых нарушений.

Вопрос 2.Фонетическая ритмика для детей с нарушениями слуха. Работа над слаженностью ритмодвижений.

Фонетическая ритмика включена в работу по формированию произносительной стороны речи детей с нарушениями слуха. Музыка включается в качестве музыкально – ритмической стимуляции движений  и активизации речевой деятельности детей. Цель фонетической ритмики - развитие у детей с нарушениями слуха слухового восприятия, обогащение слухозрительными впечатлениями, активизация голоса, формирование речевой деятельности, ее ритмоинтонации. Работа организуется фронтально сурдопедагогом и музыкантом.

 Средства фонетической ритмики – упражнения и игры, сочетающие речь и движения. Для сопровождения подбираются музыкальные фрагменты с чередованием контрастной динамики ( громко – тихо), регистров( высоко – низко),темпом ( медленно – быстро). Крайне важно, чтобы ребенок почувствовал ритмическую пульсацию музыки, этому способствует тактильно – вибрационная и слухокинестетическая основа занятий. Это: речевая зарядка, развивающие игры с голосом, речевые игры на развитие ритмоинтонации.

Крайне важен визуальный контакт с педагогом – музыкантом. Активность его артикуляции, амплитуда движений, мимика и пантомимика подскажут ребенку, каков характер, настроение музыки; ребенок также может читать текст по губам.

Работа над ритмом в движении включает в себя танцевальные элементы, ритмическую ходьбу, сочетание ее с различными движениями рук. Эффективен также метод пластического интонирования – это элементарные движения тела в пульсе музыки. На занятиях может использоваться звукоусиливающая аппаратура.

Примеры некоторых упражнений по фонетической ритмике: «Гром и мышки», «Мы в ладошки ударяем», «Мы – солдатики», «Пальчик о пальчик тихо бьем», « Мы руками хлоп, хлоп, хлоп», «Кошка, как тебя зовут?» и др.

Над данной проблемой работали такие педагоги, как : Яхнина Е. З., Яшунская Г.И., Медведева Е. А. и др. Интересна «Игровая  методика обучения детей  пению» О. В. Кацер ,элементы которой можно использовать в коррекционной работе.

Т.о.  фонетическая ритмика – важное направление в кинезитерапии, позволяющее развивать способности детей, имеющих нарушения слуха.

Вопрос 3.Особенности методики организации игр и упражнений на передачу эмоциональных состояний для детей с ЗПР и УО.

Ритмика для детей с ЗПР и УО является составной частью системы коррекционной работы в ДОУ.

Занятия включают такие направления, как:1) коррекцию  психических функций: восприятия, внимания, памяти, воображения;  2) коррекция эмоционально – волевой  сферы; 3) коррекция моторной сферы;

 Основной сложностью для детей является осмысление музыкального образа и драматургии его развития. Занятия строятся в опоре на яркую наглядность , музыкальный образ постигается через игровые действия ребенка под яркую изобразительную музыку. Тематизм и сюжетность занятий также помогают удержать внимание и интерес ребенка.

Для коррекции эмоционально – волевой сферы детей подбираются упражнения и этюды на передачу различных  эмоциональных состояний ( радости, нежности, печали, удивления и т. д.), игры со словом, элементы гимнастики под музыку, образные этюды. Эти задания помогают снимать  психоэмоциональное  напряжение. Дети с ЗПР и УО приобретают навыки невербальной коммуникации, адекватного группового поведения. Занятия могут проводиться фронтально( но не более 15 человек) и с подгруппами.
Приведем примеры некоторых упражнений: «Легкий ветерок» - мягкие движения руками. «Снеговик растаял»- на мышечный образ тела. «Веселые клоуны» - пластическая  импровизация , «Играем с водой», « Пожалей зайчонка», «Заблудились в лесу», «Одуванчик разлетелся», эмоциональный этюд в парах «Поссорились – помирились», « Кошка и девочка» и т. д

Прблемой коррекции нарушений интеллектуальной сферы занимались : Зарина А. П., Ложко Е. Л., Афанасьева М. Л. и др. Т. о. коррекционная ритмика для детей с нарушениями интеллекта оказывает положительное влияние на психофизиологические процессы, познавательную, эмоциональную и волевую сферы ребенка.

Вопрос 4. Коррекционная ритмика для детей с нарушениями зрения. Упражнения и игры на оптико – пространственную ориентировку дошкольников, имеющих нарушения зрения

Ребенок  с нарушениями зрения более, чем зрячий, зависит от слуховой информации.  Акцент в его развитии переносится на самостоятельную активность в передвижении в пространстве, коммуникацией со сверстниками и взрослыми посредством  совместного участия в общей деятельности. Отставание такого ребенка  в развитии психических функций, ограниченный опыт практических действий, плохо развитая моторика делают важным включение ритмики в систему коррекционной работы. В специально подобранных упражнениях ребенок учится владеть своим телом, сочетать свои движения с музыкой, передавая в движении различные эмоции и  старается двигаться в соответствии со средствами музыкальной выразительности ( темпом, динамикой, характером звуковедения, ритмом). Дети учатся ориентироваться в пространстве, обогащают свой музыкально – слуховой опыт, учатся взаимодействовать со сверстниками в движениях под музыку. Занятия проводятся фронтально от 10 до 25 минут( в зависимости от возраста детей).

В методике преобладают словесные методы, метод тактильно – мышечной наглядности, метод совместной и совместно – разделенной деятельности. В помещении, где проходят коррекционно – ритмические занятия, должны быть яркие цветовые ориентиры: разметка на полу, соответствующая окраска стен и т. д

Приведем примеры некоторых упражнений: « Ритмическое эхо»- педагог прохлопывает ритмический рисунок, а дети повторяют хлопками, ударами в бубен или ложками.  Упражнение «Попрыгаем,, побегаем» - муз. С. Майкапара. На пол прикрепляются яркие кружки 2х цветов по диагонали - красные и синие.

1-2 такты - дети подпрыгивают на месте 4 раза.

3-4 - легко перебегают на кружок того же цвета по диагонали.

5-8-движения повторяются.

Второй вариант упражнения:

1-2 такты - дети 4 раза подпрыгивают на месте.

3-4 такты - перебегают к противоположной стене на  свободный

кружок того же цвета.

На другом занятии меняем цвет кружков.                                                                                                                                Упражнение «Тихие воротца» - С. Майкапар  «Росинки» Дети учатся бесшумно, свободно, двигаться в пространстве. Двое детей, взявшись за руки, поднимают их вверх.  Остальные, тихо и осторожно, двигаясь по залу, стараются пробегать под воротцами незаметно. Воротца  ловят пробегающих  опусканием рук, если их задели.                                                                                                                                                                                                            Упражнение «Змейка с воротцами» - рнм «Заплетися, плетень», обр. Н. А. Римского-Корсакова. Дети, взявшись за руки, спокойным хороводным шагом двигаются по залу, будто речка, «змейкой» за водящим, который делает поворот то налево, то направо, то по диагонали. В конце мелодии два первых ребенка образуют воротики, через которые за новым водящим проходит змейка.

Методики организации коррекционно – ритмических занятий с  детьми, имеющими нарушения зрения, разрабатывали Семенов Л. А., Шлыков В. П., Медведева Е. А., Левченко И. Ю. и др.

Вопрос 5. Рецептивная музыкотерапия (РМ). Ее виды. Эта форма направлена на регуляцию вегетативных процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния, на релаксацию. Музыка оказывает терапевтическое воздействие, помогая ребенку преодолеть проблемы в эмоциональном развитии. Различают несколько моделей  РМ. 1.«Музыкальные картинки» . Психолог предлагает ребенку мысленно шагнуть из реальной жизни в мир музыкальных образов, представить музыкальную картинку, и в течение 10 – 15 минут побывать в мире волшебных звуков. Для проведения таких сеансов используются шедевры мировой классической музыки,  а также музыкальные миниатюры из серии « Звуки живой природы». Звуки морского прибоя, журчания ручья, пение птиц, шум листвы создают в воображении ребенка музыкальную картинку, которую с эмоционально – вербальной поддержкой психолога ребенок представляет. После восприятия музыки ребенок в беседе может рассказать, что он видел или нарисовать эту картину красками.2.« Живая музыка». Психолог помогает ребенку войти в роль исполнителя и представить, что он сам играет на инструменте ( скрипке, флейте, фортепиано) или дирижирует оркестром. Переживание музыки должно выражаться у ребенка в эмоциональном движении тела, в выразительной имитации игры на инструменте. 3. Мини – релаксации. Проводятся в режиме дня, помогают ребенку почувствовать свое тело, его тонус. Важно показать ребенку возможности им управлять, научить расслабляться при напряжении. Например, такой вид релаксации, как « Музыкальный сон», можно проводить лежа на ковре, в кровати, в кресле после активной деятельности детей в течение 5-7 минут. Тематика может быть различной : « На лесной лужайке», « На волшебном облаке», « В сказочном лесу» и др. Завершается сеанс легким хлопком в ладоши,  глубоким вдохом и выдохом. Т. о.  сеансы  РМ  приводят к разрядке внутреннего психоэмоционального напряжения, очищает ребенка от наслоившихся переживаний, позволяют стабилизировать положительное эмоциональное состояние ребенка.                                                                                                                                                          

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок: педагогика, психология, частные методики

Урок построен в технологии деятельностного метода, раскрывает универсальность технологии деятельностного метода при обучении студентов разных педагогических специальностей....

Физика. Сборник тестовых заданий для подготовки к Единому государственному экзамену. Издание 3 дополненное. СПб.: ЛОИРО, 2015г(часть 1)

Сборник предназначен для подготовки к Единому государственному        тестированию (ЕГЭ) по физике. Отдельные главы сборника могут быть...

Физика. Сборник тестовых заданий для подготовки к Единому государственному экзамену. Часть II.

ЧастьII продолжение Сборника тестовых задаий в сжатом виде. Тестовые задания охватывают весь курс физики для СПО и НПО. Материал может быть использован для текущего контроля качества знаний....

Вопросы к экзамену по теории и методики экологического образования детей дошкольного возраста

Вопросы к экзамену по теории и методики экологического образования детей дошкольного возраста...

Доклад "Методические рекомендации по применению методики «малых групп»

В данных методических рекомендациях подробно описана технология работы с "малыми группами"....

Теоретические вопросы к экзамену ПМ 06 Организация коррекционно-развивающей деятельности ы ДОУ.

Теоретические вопросы к экзамену ПМ 06 Организация коррекционно-развивающей деятельности ы ДОУ....